Китайское здравоохранение. Галерея китая Здравицы и клиники Хуньчуня

Китай занимает одно из лидирующих мест в мировом медицинском туризме. Современные клиники, передовые технологии и высококвалифицированные кадры – китайская медицина одна из лучших в мире.

Государственная клиника в Шанхае

Мировой рынок медицинского туризма оценивается примерно в $40 млрд. в год. Китай стремится привлекать в свои клиники как можно больше туристов со всего мира. Благодаря своим огромным экономическим возможностям, Китай обладает одной из самых развитых систем здравоохранения в мире. Клиники, оснащенные самым современным медицинским оборудованием, высококвалифицированные врачи и медицинские работники, а также развитая инфраструктура позволяют оказывать медицинские услуги на самом высоком уровне, при этом соблюдая приемлемую ценовую политику.

Времена, когда в Китай ехали за помощью традиционной китайской медицины (основанной на акупунктуре и фитотерапевтических процедурах) остались в прошлом, теперь в Китай едут за лечением самых серьезных заболеваний: кардиология, онкология, хирургия, офтальмология, эндокринология и т.д.

Система здравоохранения Китая

В Китае все клиники, как государственные так и частные, находятся под контролем государства. На государственном уровне регулируются все аспекты работы клиник: вводятся единые стандарты технического оснащения, требования к уровню образования и квалификации врачей и медработников.

С 2003 года в Китае введена страховая медицина и поэтому нет существенных различий между обслуживанием в частной и в государственной клинике. Точно также нет и разницы между обслуживанием граждан страны и иностранцев. Иностранцы имеют право на любую медицинскую помощь. Если это предусмотрено страховым полисом, то лечение происходит бесплатно, в обратном случае за медицинские услуги оказываются на платной основе.

Плюсы медицинского туризма в Китае

У китайской медицины много преимуществ:

  1. Современные больницы и клиники

На сегодняшний день в Китае 35 многопрофильных клиник, которые имеют международную аккредитацию. В Китае на государственном уровне регулируются все стандарты работы больниц, как государственных так и частных клиник. Это гарантирует высокие стандарты качества услуг в любом медицинском учреждении. Китай также имеет передовые исследовательские центры, в первую очередь это касается областей иммунологии, кардиологии, онкологии, исследования стволовых клеток.

  1. Высококвалифицированные доктора и медработники

Китайские врачи подготовлены на самых высоких стандартах. Многие специалисты прошли обучение в США, имеют международные дипломы и свободно говорят на английском языке.

  1. Конкурентная стоимость лечения

Стоимость лечения для иностранца в Китае ниже, чем стоимость лечения в Америке или странах Западной Европы. Качество предоставляемых китайскими клиниками услуг соответствует всем западным стандартам.

  1. Традиционная китайская медицина

Традиционные методы лечения также пользуются большим спросом как у самих китайцев, так и у иностранных пациентов – иглоукалывание, фототерапия, стоунтерапия, гипноз и другие альтернативные методы лечения и оздоровления.

Что лучше всего лечат в Китае

Как уже было обозначено выше, в Китае существуют передовые методы диагностики и лабораторных исследований. В Китае сделано множество открытий и ноу-хау в области медицины. На особенно высоком уровне в Китае развиты:

  • операции по протезированию и имплантации
  • операции на сердце
  • операции на сосудах
  • исследование гормональной системы
  • лечение онкологических заболеваний
  • лечение заболеваний пищеварительной системы
  • проблемы опорно-двигательного аппарата
  • неврологические заболевания
  • стоматология
  • пластическая хирургия и косметология

Обладая большой экономической мощью, Китай вкладывает большие средства в развитие медицины, и в ближайшем будущем у него есть все шансы стать лидером мирового здравоохранения.

У нас, людей, постоянно живущих в Китае, возникают различные потребности: еда, развлечение, конечно же, сон. Но зачастую бывает, что нам нужно и медицинское обслуживание. Сегодня я пришел в японо-китайский госпиталь, для того чтобы показать вам, что это такое. На самом деле вам не нужно знать китайский язык, достаточно базового английского, пообщаться с докторами, изъясниться, воспользоваться переводчиком и найти подходящее для себя решение.

На ресепшене вы просто говорите, что вас беспокоит, и вас направляют в нужное русло. С картой, выданной на ресепшене, вы проходите на стойку помощи, откуда вас отводят за ручку по нужным кабинетам. Но прежде, чем пойти по докторам, вам нужно оплатить их прием. Вы приходите в кассу, оплачиваете 200 юаней за консультацию и идете по нужным вам кабинетам, в которых находятся лаборатории и доктора. Вас отводят к доктору, где проводится консультация и выписывается направление для анализов и дальнейших исследований. После этого вы снова приходите в этот кабинет, и доктор говорит вам результат.

Возможно, он выпишет вам какие-то лекарства, которые вы сможете купить в медицинской лавке. Обычно очередей здесь нет, весь процесс покупки и оплаты проходит достаточно быстро. Главное – не забывать брать с собой карточку, на которой написано ваше имя. После того как мы получаем нашу коробочку здоровья, на которой написано, как нам кушать наши витамины.

Конечно, получать медицинскую помощь за границей достаточно сложно, потому что вы используете другой язык, и медицинские термины могут быть непонятными. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно возьмите с собой переводчика, который сможет вам правильно все перевести, чтобы вы правильно поняли диагноз и метод лечения.

Вообще, конечно, больница немного отличается от русской. Может быть, это потому что мы приходим в иностранное отделение, конкретно в японо-китайском госпитале. Здесь все достаточно быстро, но опять же все делается за деньги. Чтобы вам немного скостить стоимость, как я уже говорил, вам может помочь страховка, которую вы можете оформить здесь же, в Китае, а можете приехать со своей международной. Даже если у вас нет страховки, и есть небольшая сумма денег, вы можете получить здесь медицинское обслуживание. Вы можете прийти и в китайские госпитали. Там все будет немного дешевле. Обслуживание там тоже на уровне, и вообще, в Китае медицина достаточно хорошая. Потому что здесь стоит качественное оборудование, анализы вы можете получать достаточно быстро, это не Россия, где результатов своих анализов можно ждать несколько дней.

Японо-китайский госпиталь достаточно крутой. Вы можете увидеть огромное количество названий компаний, которые с ним сотрудничают. При выборе госпиталя просто смотрите на тот, что ближе всего к вам – они все хорошие.

Экстренную помощь здесь, как и в любом другом госпитале, вам могут оказать круглосуточно. Когда вы сюда приезжаете, то кто-нибудь будет на месте. Обычно это дежурные врачи или дежурное отделение. Если вам стало плохо дома, вы можете вызвать скорую, вам нужно позвонить по телефону 120 или 999. Как нам сказали, возможно, там разговаривают на английском языке.

Началась осень, скоро станет холодно, и мы все со своими болезнями, простудами и гриппом побежим по инфекционным отделениям. Такое отделение здесь тоже есть. Там люди работают конвейерным типом. Вы туда приходите, вас спрашивают, откуда вы, где учитесь, работаете. Вам даже потом могут позвонить на работу и сказать, что вы больны. Там все происходит достаточно быстро, вы сдаете анализы, вам выписывают таблетки и направляют.

Вообще, в Китае тема медицины достаточно обширная. Это и наши бытовые вопросы, и туристические медицинские туры – есть и такое понятие, люди сюда приезжают специально лечиться. Поэтому мы в «Китайской лапше» постараемся коснуться разных вопросов. Пожалуйста, задавайте свои вопросы, для того чтобы мы могли копать в правильных направлениях. Ставьте свои лайки – для нас это важно – и смотрите нас! Пока!

Профилактическое направление медицины Древнего Китая

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. -- игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н. э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам -- в левую).

Лекарственное врачевание и оперативное лечение в Древнем Китае

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений --жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения-- панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ -- железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Тем не менее все дошедшие до. нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом) , а в феодальном Китае, т. е. в период средних веков -- время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141--208), который прославился как искусный диагност.и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Как ни велики достижения традиционной китайской медицины, в течение веков они были доступны лишь элите, а простые китайцы не имели доступа к врачебной помощи. К началу образования КНР (1949 год) средняя продолжительность жизни составляла около 35 лет, а из пяти родившихся младенцев один умирал... Ситуация изменилась с началом правления Мао Цзэдуна. И за прошедшие с тех пор 60 лет здравоохранение Китая пережило бурное, сложное и вместе с тем необычайно интересное для изучения развитие.

Феноменальная устойчивость системы Семашко

Уже в начале 1950-х годов в Китае невероятными темпами начала строиться экстенсивная, по образцу советской и с огромной помощью СССР, система общедоступной медицинской помощи. Модель здравоохранения Семашко оказалась тогда единственно правильным способом устройства здравоохранения в стране с огромным населением и территорией.

В городах стали появляться больницы разного уровня, первые мединституты и училища для подготовки медсестер и фельдшеров. В сельских районах начала внедряться трехступенчатая сеть на уровне уезда, волости и деревни. В уездах организовывались центральные уездные больницы, в волостях - волостные амбулатории, в деревнях, как и на промышленных предприятиях, - медпункты.

Но если лечение рабочих, служащих и военных осуществлялось за счет государства, то медпомощь на селе руководство КНР было вынуждено оставить платной. Но что значит платной? Фельдшер в таких медпунктах обычно был выходцем из той же деревни, выбранный властями благодаря его грамотности и прошедший курсы краткосрочной подготовки. Расплатиться с ним можно было не только мелкой монетой, но и куриной тушкой, или... вовсе ничем, когда приходили беднейшие односельчане. И если здравпункт находился в так называемых административных деревнях, в том же строении располагались санэпидемстанция и «пункт охраны здоровья матери и ребенка».

На первый взгляд, какие плоды могло принести это созданное всего за 10 лет здравоохранение, где один специалист приходился на тысячи деревенских фельдшеров и акушерок? Плоды, однако, оказались такими, каких не знала история мирового здравоохранения, и которые в 2010 году остаются недоступными не только беднейшим странам Африки, но даже Индии, столь же бурно развивающейся, как Китай.

80% сельского и более 90% городского населения Китая к середине 1960-х годов получили доступ к сети медицинских учреждений. Продолжительность жизни перевалила за 50 лет, детская смертность упала с 200 из 1000 родившихся живыми до 30. Китай стал одним из первых государств в мире, искоренивших ряд инфекционных заболеваний, в част-ности, оспу.

Кроме охраны здоровья, эта система обеспечивала экономическое развитие и общественную стабильность и оказалась настолько прочной, что выдержала два сильнейших удара, которые пришлись в основном по звену квалифицированной медпомощи. Весной 1960-го года закончилась «великая дружба» СССР и КНР, тысячи советских врачей и преподавателей медвузов покинули страну. А через шесть лет началось трагическое десятилетие «культурной революции». Тысячи интеллигентов, в том числе и в белых халатах, отправились на перевоспитание в коммуны.

Даешь капиталистическую медицину!

За тридцать лет, прошедших с начала реформ Дэн Сяопина в 1976 году и до Пятого пленума ЦК КПК, разделившего китайскую «перестройку» на два периода, развитие здравоохранения этой страны происходило сложным и весьма противоречивым образом. Новые руководители переоценили роль рыночных отношений в развитии здравоохранения, и оно во многом деградировало по сравнению с эпохой Мао. Однако в другом ушло вперед.

В 2005 году система медицин-ского страхования в стране охватывала менее 50% городского и только 10% сельского населения. Расходы на медицину упали с 2,5-3% бюджета в разные годы правления Мао до 1,7% (причем три четверти из них тратились в городах, где проживало около 30-40% населения). И все больше медицинских услуг граждане оплачивали из собственного кармана. Средние затраты китайцев на лечение повышались несравненно быстрее, чем их доходы, и за период с 1990 по 2004 год увеличились более чем в 10 раз!

Кстати, и сегодня высокая стоимость лечения и лекарств занимает первое место среди всех социальных проблем Китая. Медицинские траты съедают около 12% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание. Средняя стоимость лечения серьезного заболевания сейчас составляет около 1000 долл. США, тогда как среднемесячный доход рабочего - 250 долл., а крестьянина в три раза меньше.

Итак, реформаторы напрасно понадеялись, что государство сможет обеспечить развитие здравоохранения, повсеместно снизив налоги, но при этом сократив и свои расходы на эту отрасль, одновременно распахнув двери в медицину предпринимателям. Бизнес устремился в индустрию лекарств и изделий медицинского назначения, а в реальном здравоохранении он «уперся» в платежеспособный спрос населения на медицинские услуги. В 2006 году частный сектор занимал менее 5% рынка всех медицинских услуг, да и сегодня эта цифра подросла всего на несколько процентов, причем львиную долю коммерческого здравоохранения составляют учреждения и частнопрактикующие доктора традиционной китайской медицины.

В 2005 году ученая-социолог Ян Туан, сотрудник Академии общественных наук КНР, писала: «После распределения земельных участков между крестьянскими семьями их доходы увеличились, однако отсутствие системы социальной защиты и государственных ассигнований на развитие общественного благосостояния привело к тому, что крестьяне вернулись к изолированному образу жизни. Многие госучреждения, как, например, сельские школы, медпункты, дома для престарелых находятся в разрушенном состоянии. Китай не осуществлял капиталовложения в сектор здравоохранения вот уже два десятилетия, уповая на то, что люди сами будут платить за себя. Сегодня ВОЗ ставит Китай на четвертое с конца место в списке 190 стран в вопросах равного доступа к сфере здравоохранения. Только Бразилия, Бирма и Сьерра-Леоне находятся позади нас, и правительство справедливо расценило этот результат как «по-стыдный» в одном из своих официальных исследований».

Устранить неолиберальные перекосы

И все же средняя продолжительность жизни китайцев подросла к 2005 году до 70 лет не только за счет того, что благодаря взлету экономики нищета и недоедание подавляющего большинства населения сменились бедностью, а для кого-то и скромным достатком. Выросло качество медицинских услуг, в том числе и в сельских районах. С 2003 года для крестьян заработал новый механизм кооперативного медицинского обслуживания. Да и система медицинской помощи горожанам, работающим на госпредприятиях, ушла вперед по сравнению с эпохой Мао. И хотя часть бизнесменов уклонялась от обязанности обеспечить своих работников медстраховкой, ее получила значительная часть занятых и в коммерческом секторе. Началось становление национальной медицинской науки. Страна уже полностью обеспечивала себя кадрами для здравоохранения. Небольшая же прослойка наиболее обеспеченных граждан получила доступ к высокотехнологичной медицинской помощи в китайских клиниках.
Пятый пленум ЦК КПК, определивший основные ориентиры одиннадцатой пятилетки (2006-2010 годы) в плане экономики и социального развития, стал воистину переломным моментом в осуществлении китайских преобразований. Начался переход от выдвинутой Дэн Сяопином концепции обогащения к лозунгу всеобщего процветания, то есть стала реализовываться идея большего социального равенства. Одержимость темпами экономического роста уступила место доктрине устойчивого развития ради улучшения качества жизни. Была поставлена цель укрепить социальное обеспечение, чтобы воспрепятствовать перекосам в экономическом и общественном развитии.

Начатая в 2005 году, после Пятого пленума ЦК КПК, реформа здравоохранения была призвана сохранить все лучшее, что было достигнуто, и в то же время устранить «неолиберальные перекосы». И за 5 лет, прошедших со времени этого пленума, Китай столь же решительно, как в начале 1950-х годов, начал совершенствовать свое здравоохранение. Бюджетные расходы на него увеличились в два раза, превысив 3% ВВП. Число вновь открытых поселковых больниц и медпунктов измеряется тысячами, уездных больниц - сотнями. Каждый год обучение на курсах медицинской квалификации проходят более 100 000 сельских фельдшеров и медсестер.

Есть и другие, не менее впечатляющие цифры, но давайте уточним главные. Средняя продолжительность жизни в прошлом году составила 72,3 года. Из 1,3 млрд населения Китая в 2009 году было обеспечено медстраховкой 63% горожан, 85% крестьян. А на второе десятилетие XXI века Китай вынашивает планы по созданию системы медицинского страхования небывалых масштабов.

И вширь, и вглубь

В октябре 2008 г. китайское правительство вынесло на общественное обсуждение проект нового этапа медицинских реформ, который в начале прошлого года был одобрен Госсоветом. Уточним ключевые цели проекта: обеспечить медицинскими страховками 90% населения к 2011 г.; создать мощную фарминдустрию, причем не только дженериков, но и инновационных препаратов; усовершенствовать инфраструктуру первично-базовой медицинской помощи. На реализацию этих планов решили выделить 125 млрд долл. США, и пока инвестиции идут точно по графику.

А вот к 2020 году Китай планирует не только обеспечить 100% населения базовой медицинской помощью уже преимущественно на основе бюджетного финансирования, но и внедрить многоуровневую систему медицинского страхования. То есть ожидается, что значительная часть китайского народа (планируемые цифры не уточняются) к началу 2030-х гг. будет обеспечена также и страховкой, покрывающей квалифицированное лечение большинства заболеваний, словом, той, что распространена в развитых странах.

Напомним, что в Китае сейчас действуют 3 основные программы медицинского страхования. Две из них, а именно - схема сельского кооперативного страхования (RCMIS - rural cooperative medical insurance scheme), а также базовая схема медицинского страхования работающих в городах (BMI - basic medical insurance scheme) гарантируют лишь базовое амбулаторное и стационарное лечение. Но с 2007 года заработала и система страхования городских жителей (URMIS - urban resident medical insurance scheme), уже близкая к медицинским «евростандартам» и обеспечивающая лечение большинства заболеваний, не покрываемых полисом BMI. В 2007 г. держателями такого полиса были 41 млн человек, а к началу 2010 г. уже более 300 млн. Если прибавить сюда зажиточных китайцев, не имеющих страховки, но оплачивающих качественное лечение от случая к случаю, то можно с осторожностью предположить, что доступ, пусть не к высокотехнологичной, но к качественной специализированной медпомощи сегодня уже имеет треть населения страны.

Так удастся ли Китаю через 10 лет догнать развитые страны по состоянию своего здравоохранения и уровню здоровья граждан? Медицинский сектор Китая, как и вся Поднебесная держава, еще остается страной контрастов, где прекрасно оборудованные клиники соседствуют с домишком деревенского «фершала» из рассказов А.П. Чехова. Но вместе с нищетой, уходящей в прошлое, у здравоохранения Китая есть и блеск наступательного порыва, точность в восприятии лучших западных достижений и умении сплетать их с опытом традиционной народной медицины. Словом, хочется верить, что китай-ский народ сумеет осуществить свои планы. А наш?

5 /5 (оценок: 5 )

эксклюзив

С 1 января 2019 года вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС 044/2017) « О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», принятый решением Совета ЕЭК №45 от 23.06.2017. Актуальность утверждения международных стандартов в этой сфере назрела давно.

Правительство Китая приступило к совершенствованию системы здравоохранения и пенсионного обеспечения населения самой многонаселенной страны мира. От глобального финансового кризиса пострадали многие. Банки становились банкротами. Развитие рынков затормозилось. Наступила рецессия. Однако в условиях этого хаоса произошло одно потенциально позитивное событие: Китай стал предпринимать согласованные действия по укреплению системы социальной защиты. Когда глобальная экономика оказалась в условиях кризиса, и спрос на китайские товары снизился, особенно в развитых странах, правительство Китая обратило взор на внутренние источники спроса. Была начата крупномасштабная программа увеличения бюджетных расходов, в рамках которой огромное значение придавалось расходам на инфраструктуру.

Однако немаловажное значение имели также меры политики, направленные на улучшение пенсионной системы Китая и создание более совершенной и эффективной системы здравоохранения, призванной охватить все население Китая. Недавние шаги Китая были лишь началом этого возобновившегося процесса создания такой системы социальной защиты, которая в определенной степени сглаживает неравенство доходов и способствует повышению уровня жизни более чем миллиарда человек. Реформы в Китае проводятся в период, когда страны с развитой экономикой, в том числе США, а также многие страны Европы, пытаются решить проблему долгосрочных затрат на пенсионное обеспечение и здравоохранение.

Уменьшение необходимости в сбережениях в Китае
В Китае практически каждый откладывает деньги. Уровень сбережений корпораций высок. Правительство является чистым сберегателем. Население также откладывает деньги, более того, норма сбережений наиболее высока среди молодых и престарелых групп, которые в развитых странах, наоборот, менее других групп населения расположены сберегать средства. Во многом высокий уровень сбережений среди китайцев более преклонного возраста мотивирован превентивными соображениями, поскольку люди обеспокоены тем, что с учетом высокой продолжительности жизни среднего китайца либо возрастающая стоимость жизни, либо растущие затраты на здравоохранение, могут привести к расходованию всех средств, и в преклонном возрасте они могут стать неимущими. Даже более молодые семьи подвержены риску дорогостоящей катастрофической или хронической болезни.

Поскольку рынок частного медицинского страхования и частных аннуитетов недостаточно развит, жителю Китая очень трудно застраховать себя от индивидуальных рисков. Поэтому у населения есть мощный стимул к тому, чтобы откладывать больше, чем им действительно необходимо, с тем чтобы застраховать себя. Более прочная система социального страхования может уменьшить необходимость такого рода превентивных сбережений и таким образом повысить частное потребление. Рост потребления во многих отношениях является полезным побочным продуктом реформ, которые сами по себе оправданны, поскольку они обеспечивают защиту малоимущих и повышение уровня жизни населения. Более того, они оказывают положительное влияние на остальной мир: отчасти рост потребления в Китае произойдет за счет увеличения объема импорта, что будет способствовать уменьшению глобальных дисбалансов.

Совершенствование пенсионной системы
В течение многих лет Китай никак не может решить проблемы разобщенной и сложной пенсионной системы, которая не распространяется на значительную часть населения и не обеспечивает достаточно эффективную защиту тех, кто охвачен этой системой. Существуют заметные различия между пенсионными системами, действующими в разных провинциях, а также различия в пенсионном обеспечении сельского населения, мигрантов и городского населения и даже представителей разных профессий. Переход от этого запутанного клубка к более последовательной системе уже давно является одной из сложных задач. Тем не менее, в последние годы достигнуты существенные успехи.

Самое важное то, что в разгар глобального кризиса правительство внедрило новую систему пенсионного обеспечения сельского населения, в которой уже более 55 млн участников, а к концу этого года системой будут охвачены около 23 процентов населения сельских уездов. В рамках этой программы выплачивается базовая пенсия в размере от 60 до 300 юаней, в зависимости от региона и размера индивидуального счета. Участие в системе является добровольным, и каждый из участников обязан ежегодно отчислять от 100 до 500 юаней. Дополнительные средства поступают от центрального правительства, правительств провинций и местных органов, однако в западных и удаленных от побережья провинциях с более низкими доходами центральное правительство покрывает основную часть расходов. Эта реформа будет способствовать потреблению, позволив сократить превентивные сбережения и, более непосредственно, повысив доходы тех, кто становится участниками новой системы: более 16 млн человек уже начали получать пособия.

Одновременно с увеличением охвата базовыми пенсиями принимаются меры с целью совершенствования существующей системы пенсионного обеспечения городского населения. Правительство ввело такую систему, в рамках которой пенсии могут переноситься из одной провинции в другую, а отчисления, сделанные в одной провинции, зачитываются в счет пенсионного обеспечения, даже если работник впоследствии переезжает в другую провинцию. Эти реформы должны способствовать повышению мобильности рабочей силы. Кроме того, многие провинции стараются объединить риски, агрегируя поступления и расходы пенсионного фонда по всей провинции.

Хотя изменения, внесенные в связи с глобальным кризисом, сыграли важную роль в совершенствовании существующей системы, многое еще предстоит сделать. В частности, можно принять такие меры, которые сделают пенсионные планы более единообразными по всей территории страны, чтобы пенсии легче было переносить из одной провинции в другую и чтобы обеспечивалось равенство между разными географическими регионами. Кроме того, имеет смысл упростить существующую систему региональных, национальных и профессиональных пенсий. Властям также следует стремиться к достижению конечной цели объединения рисков на национальном уровне, для того чтобы китайская пенсионная система превратилась в действительно эффективную систему социального страхования, обеспечивающую минимальный прожиточный минимум для всего престарелого населения Китая и при этом ослабляла стимулы к высокому уровню превентивных сбережений. В то же время у Китая есть возможность учиться на ошибках развитых стран и не допустить, чтобы краткосрочные и долгосрочные бюджетные затраты на пенсионную реформу вышли из-под контроля.

Расширение охвата системы здравоохранения
В дополнение к реформированию системы социального обеспечения правительство Китая объявило о комплексной трехлетней реформе системы здравоохранения, цель которой заключается в том, чтобы к 2020 году обеспечить надежное и доступное медицинское обслуживание всего населения страны. Главные целиреформы: Сделать здравоохранение более справедливым путем существенного развития медицинского обслуживания в сельских районах, расширения доступа к программам медицинского страхования и снижения доли населения в оплате медицинских услуг. Так, сельским семьям компенсируется 55 процентов расходов на медицинское обслуживание, что свидетельствует как о значительных успехах, достигнутых за последние годы, - в 2004 году эта цифра составляла менее 30 процентов, - так и о том, что есть возможности для дальнейшего совершенствования системы.

Снизить затраты путем реализации целого ряда программ, призванных изменить коренным образом формирование цен на лекарственные препараты и медицинские услуги и устранить стимулы, способствующие чрезмерному использованию медицинских процедур и лекарств. Со временем планируется отказаться от оплаты отдельных медицинских услуг и перейти к единовременным платежам поставщиков услуг, размер которых зависит заболевания пациента.

Расширить объединение рисков, увеличив участие населения в системе медицинского страхования и повысив возможности использования программ страхования по всей территории страны. Повысить качество медицинского обслуживания путем расширения обучения и исследований, повышения стандартов надзора и регулирования, а также качества в отношении врачей, больниц и лекарств. Усилить санитарно-эпидемиологический надзор, повысить эффективность профилактических мероприятий, охраны здоровья матери и ребенка и расширить доступ к финансируемому государством медицинскому образованию.

В связи с этой реформой в период с 2013 по 2015 год государственные расходы на здравоохранение вырастут почти на 3 процента ВВП. Около двух третей этих дополнительных финансовых ресурсов будет использовано для расширения масштабов медицинского страхования населения сельских районов, а также пенсионеров, безработных, студентов вузов и рабочих-мигрантов, живущих в городах. К концу 2013 года правительство планирует обеспечить охват 90 процентов населения страны той или иной программой медицинского страхования. Отчасти это будет обеспечено путем увеличения субсидирования сельского населения в связи с участием в программах медицинского страхования. Будут также выделены дополнительные средства, с тем чтобы население всех сельских районов имело доступ к районным больницам, действующим в городах и поселках медицинским центрам и местным медпунктам. Для того чтобы обеспечить это, в ближайшие три года правительство намерено построить 29 000 медицинских центров в городах и населенных пунктах и 2000 районных больниц. Кроме того, для того чтобы укомплектовать эти медицинские учреждения персоналом, правительство организует обучение 1,4 млн специалистов в области здравоохранения.

Хотя сейчас еще слишком рано оценивать результаты, следует отметить, что правительство придает огромное значение укреплению системы здравоохранения, и эти задачи решаются на устойчивой основе и таким образом, чтобы избежать бюджетных проблем в связи с увеличением расходов на здравоохранение, характерных для многих развитых стран. Очевидно, что правительство Китая активизировало деятельность, призванную охватить всеобщими базовыми пенсиями и качественным медицинским обслуживанием всех граждан страны. Это должно снизить риски, которым подвергаются люди преклонного возраста, и со временем, когда станет очевидным, что государство способно обеспечить высококачественное и общедоступное медицинское обслуживание, это будет способствовать ослаблению стимулов к высокому уровню превентивных сбережений.