Будни фельдшера деревенской скорой помощи. История стетоскопа и аускультации сердца: краткий очерк Как появился стетоскоп, или озарение Рене Лаэннека

Стетоскоп и фонендоскоп. История

Да уж! Как только не называют то, что прикладывает врач к груди или спинке пациента - стетоскоп , фонендоскоп или стетофонендоскоп. А вот механический тонометр . Чем мы прослушиваем плечевую артерию? Стетоскопом или фонендоскопом? Написано: «Тонометр со встроенным стетоскопом» - так что, разницы нет?

А разница есть.

И есть увлекательнейшая история о враче Наполеона Бонапарта - Рене Лаэннеке, который в 1816 году из-за внутренней деликатности не смог приложить ухо к груди больной молодой девушки, и, чтобы пощадить ее стыдливость, стал прослушивать сердце и легкие свернутыми в трубочку нотами. О чудо - звуки были сильнее. Так родился стетоскоп - от греческих слов stethos - грудь, и skopeo - наблюдаю.

И только в начале 20 века - почти через 100 лет, русский хирург Николай Сергеевич Коротков (именно он изобрел аускультативный метод измерения давления), усовершенствовал его, натянув на раструб мембрану - и назвал этот инструмент фонендоскопом.

Стетоскоп и фонендоскоп в чем разница

В чем же разница между стетоскопом и фонендоскопом?

Через мембрану фонендоскопа проходят, в основном, высокочастотные звуки (легкие, сосуды), а через воронку — низкочастотные (сердце, кишечник): низы как бы заглушают высокочастотные колебания.

Мембрана же стетоскопа существенно снижает громкость всего звука и низы становятся очень тихими. При этом высокие частоты становятся хорошо слышимыми

Как видим разница стетоскопа и фонендоскопа с сфере применения: Мембраной фонендоскопа мы слушаем высокие тона легких и сосудов, а колоколом стетоскопа - низкие частоты сердца или кишечника.

Отличие стетоскопа и фонендоскопа видны невооруженным глазом.


5 и 6 - Головка стетофонендоскопа

Стетофонендоскоп состоит из головки: с одной стороны «колокол» (5), а с другой - мембрана (6), звукопроводящей трубки (4), тройника (3), пружины оголовья(металлическая пластинка, соединяющая трубки оголовья. На рис. ее нет), трубок оголовья (2) с оливами (1).

От внутренней формы и конструкции головки, применяемых производителями зависят акустические данные стетоскопа.

Что нужно знать о стетоскопах и фонендоскопах


Цена на хороший стетофонендоскоп варьируется от 90 до 200 долларов. Более низкая цена говорит о более низком качестве.

О конструкции: Материал головки может быть разным - пластмасса, алюминий или нержавеющая сталь. Лучший материал - хорошо обработанная нержавейка. Важно, чтобы стетоскоп плотно прилегал к телу пациента и туда не попадал воздух - любая утечка воздуха приводит к потерям по звукопередаче.

Мембрана, или диафрагма, должна быть гибкой, прочной и плотно прилегать к телу.


Соединительная трубка стетоскопа чем толще, тем лучше. Причем, виниловые трубки лучше, чем резиновые изолируют внешние шумы.

Исследования показали, что идеальная длинна трубки стетофонендоскопа - 30 см при диаметре отверстия 4,6 мм. Но в продаже мы видим менее качественные по звуку, но более удобные трубки длинной 50-55 см.

Компромиссная длинна трубки 37,5 см


Наконечники оголовья (или оливы) бывают жесткие пластиковые и мягкие резиновые или гелиевые. Вторые, конечно, лучше, так как пристраиваются к форме слухового прохода пользователя.

Металлические трубки оголовья могут быть соединены стягивающей металлической пружиной, что, безусловно, повышает удобство пользования.

Головка стетоскопов могут быть одинарными, двойными (колокол/мембрана), двойными мембранными (большой диаметр / малый), двойными с рифленой головкой

В настоящее время фирмой Littmann изобретены и головки с настраиваемой или двухчастотной мембраной: Чтобы услышать низкие частоты (режим колокола), слегка приложите акустическую головку к пациенту.

Для прослушивания высоких частот нужно плотно прижать головку: движение мембраны диафрагмы становится ограниченным. Низкочастотные звуки блокируются, а высокочастотные шумы становятся слышны

Стетоскопы Littmann могут иметь и две настраиваемые диафрагмы - большую для взрослых и маленькую для детей.

Кроме того, существуют стетофонендоскопы для грудничков и детей младшего возраста , а также фетальные стетоскопы для беременных для прослушивания плода.


В настоящее время, классическим вариантом стетоскопа является стетофонендоскоп, объединяющий в своей двусторонней головке воронку (как у стетоскопа) и мембрану (как у фонендоскопа). В общем случае, фонендоскопы и стетофонендоскопы называются термином «стетоскоп».

На протяжении долгого времени одним из методов диагностики заболевания было выслушивание внутренних органов пациента. Этот процесс называется аускультация. Для правильного его проведения врачу необходим набор специальных инструментов. Одним из них является стетоскоп.

Что такое стетоскоп?

Чтобы понять, что представлять собой стетоскоп, в первую очередь стоит познакомиться с его определением. Стетоскоп — это прибор, позволяющий врачу определить наличие посторонних нежелательных шумов в системах органов пациента. Устройство используется для выслушивания не только легких и бронхов, но также сердца и даже системы ЖКТ.

Фото медицинского стетоскопа можно увидеть в статье.

История появления

Своим изобретением стетоскоп обязан достаточно пикантной истории, произошедшей в начале 19 века во Франции. Врач Рене Лаеннек должен был обследовать пациентку с довольно объемным бюстом. Нравы того времени накладывали определенные ограничения на действия врача. Не желая прикладывать ухо непосредственно к груди дамы, Рене воспользовался свернутыми в трубку бумажными листами. Оказалось, слышимость не ухудшилась от данных манипуляций: напротив, врач смог прослушать сердце и легкие лучше, чем при обычном способе осмотра. Изобретение было со временем слегка усовершенствовано. Первый настоящий стетоскоп выглядел, как небольшая трубка из дерева с расширяющимися воронками на каждом конце. Один конец прикладывался к груди пациента, другой — к уху эскулапа.

Простейший стетоскоп-трубка представлен на фото.

Составные элементы устройства

Принцип работы обычного стетоскопа весьма прост, как и его устройство. Изготавливаются они обычно из пластмассы или алюминия. Для более дорогих приборов может применяться нержавеющая сталь. Основных составляющих всего три: головка, трубка, наушники.

Головка. Эта деталь инструмента прикладывается к груди или другой части тела пациента. В медицинской практике нередко используется двусторонняя головка: с одной стороны — мембрана, с другой — воронка. Первая лучше подходит для высокочастотных звуков, вторая — для низкочастотных. Мембрана должна иметь большую плотность, чтобы лучше соприкасаться с телом пациента и улавливать звук.

Трубка, или звукопровод. Представляет собой шланг из гибкого материала (резины, винила), соединяющий головку с наушниками. Чем толще и прочнее материал, из которого она изготовлена, тем лучше будет слышимость. Оптимальная длина звукопровода составляет 30-40 см.

Наушники. Они состоят из металлических дужек и специальных насадок на их концах, так называемых олив. Наиболее качественными и удобными в использовании являются мягкие оливы, позволяющие им занимать наилучшее положении в слуховом проходе врача. Чем плотнее прилегают оливы, тем меньше внешних звуков будет доноситься до врача, и, следовательно, обследование будет более качественным.

Правила использования

Основные правила проведения аускультации:

  1. Отсутствие лишних шумов в помещении, во избежание постановки неверного диагноза.
  2. Прослушивание проводится прикладыванием головки стетоскопа к обнаженной коже.
  3. Прослушивание в разных точках тела.
  4. При необходимости и при возможности устройства — переключать режимы стетоскопа.

Отличие стетоскопа и фонендоскопа

Разобравшись с тем, что такое стетоскоп, стоит упомянуть про другой прибор, использующийся при прослушивании внутренних органов. Со стетоскопом часто путают фонендоскоп.

Фонендоскоп был изобретен значительно позже стетоскопа и является его усовершенствованной моделью. Он улавливает значительно больше звуков, особенно высокочастотных, благодаря особому устройству мембраны. Особенно хорошо использовать фонендоскоп для прослушивания сердечно-сосудистой системы. С помощью этого инструмента хорошо выявляются пороки сердца различной степени. Для выслушивания легких и выявления таких серьезных заболеваний, как пневмония, фонендоскоп тоже подходит лучше.

Крайне желательно использовать именно этот прибор при осмотре маленьких детей, чтобы вовремя выявить возможные нарушения в организме.

Внешне принципиальных отличий между двумя инструментами нет.

Виды стетоскопов

Поскольку стетоскопы применяются для диагностики различных систем органов, существует несколько видов устройства, в зависимости от цели использования, возраста пациента и других факторов:

Одним из таких электронных стетоскопов является стетоскоп Литтманн (Littmann). Он оснащен особой технологией — понижением уровня окружающего шума. Также укомплектован усилителем звуков. Литтманн отлично подходит для аускультации и взрослых и детей, а также для диагностики различных заболеваний. Устройство оснащено функцией передачи файлов по Bluetooth.

Помимо электронного, стетоскопы обычной конфигурации фирмы "Литтманн" занимают огромное место на рынке подобной продукции.

Что такое стетоскоп механика?

Существует еще один вид стетоскопа, имеющий не вполне медицинское применение. Применяется он в автомобильной сфере.

Фото стетоскопа механика можно увидеть в статье.

Прибор необходим для диагностики состояния внутренних деталей автомобиля: двигателя, подшипников и т. д. При диагностике применяется метод виброакустики. Чаще всего этот вид стетоскопа используется в автосервисе, но может применяться и для других механических изделий, помимо автомобилей.

Это основные моменты, объясняющие, что такое стетоскоп, как он устроен, где применяется и какие имеет отличительные особенности. Описанный прибор имеет большой спектр возможностей и широкое назначение, являясь незаменимым помощников врача при проведении обследования и постановке диагноза.

С 14 лет Рене стал изучать медицину, а когда ему исполнилось 19, отправился в Париж, где продолжил обучение под руководством таких светил, как Мари-Франсуа Ксавье Биш, Гийом Дюпюитрен и Жан Николь Корвизар де Маре, личный врач Наполеона Бонапарта.

В диссертации «Учение Гиппократа и практическая медицина», которую Лаэннек защитил в 1804 году, он развил мысль о том, что одна из важнейших частей искусства врачевания — это диагностика, то есть исследование пациента с помощью объективных методов. К ним относилась, например, перкуссия, постукивание пальцами или ладонью по груди пациента, которую активно развивал Корвизар, и непосредственная аускультация (от латинского auscultare — внимательно слушать), прикладывание уха к груди больного, введенная в практику еще Гиппократом. Однако Лаэннек не был сторонником последнего метода: во‑первых, ему было тяжело нагибаться, во‑вторых, смущала такая необходимость при обследовании молодых женщин, а в-третьих, существовали и гигиенические соображения: у многих пациентов в то время были вши.

В 1816 году к доктору Лаэннеку обратилась одна юная особа с признаками сердечного заболевания. Ее телосложение затрудняло перкуссию и пальпацию, а возраст и пол не позволяли прибегнуть к вышеописанному методу. Тогда Рене вспомнил, что, если приложить ухо к концу деревянной палки, можно весьма отчетливо услышать звук удара булавкой о другой ее конец. Взяв тетрадь, он туго свернул ее и, приложив один конец к предсердию больной, а другой к собственному уху, с удивлением и радостью услышал биение сердца гораздо громче и отчетливее, чем удавалось ранее. Лаэннек назвал такой способ опосредованной аускультацией и предположил, что он может быть полезен не только при изучении биения сердца, но и при выслушивании шумов в грудной клетке. Вскоре Лаэннек отказался от бумажной трубки, заменив ее прибором из двух деревянных частей, который он назвал стетоскопом. В 1819 году, после трех лет экспериментов в госпитале Неккер, доктор опубликовал свой ставший классическим труд «Об опосредованной аускультации, или Трактат о распознавании заболеваний легких и сердца», основанный главным образом на этом новом способе исследования. В нем автор описывал «легко уловимые признаки, с помощью которых диагностика почти всех заболеваний легких, плевры и сердца становилась более надежной и обстоятельной, чем полученная путем хирургической диагностики зондом или пальцем». До открытия рентгеновских лучей опосредованная аускультация была основным методом диагностики болезней сердца и легких. Впрочем, актуальна она и сейчас, а стетоскоп (точнее, несколько усовершенствованная его разновидность — фонендоскоп) стал классическим символом профессии врача.

И других органов. Также, стетоскоп используется для выслушивания тонов Короткова при измерении артериального давления и для проверки правильного местонахождения желудочного зонда при проведении энтерального питания или промывания желудка .

Рабочей деталью стетоскопа является головка, которая прикладывается к поверхности тела пациента и улавливает звуки внутренних органов. По гибкому звукопроводу звук направляется в слуховой канал исследователя.

Специальные немедицинские (технические) стетоскопы используются для диагностики работы механизмов: трансмиссии , кривошипно-шатунного механизма , подшипников , втулок, клапанов и других деталей и узлов. Чувствительным элементом такого стетоскопа является тонкий металлический стержень, прикладываемый к диагностируемому механизму.

История

Стетоскоп изобретён в 1816 основоположником диагностического метода аускультации Рене Лаэннеком , французским врачом, основателем научной диагностики (главный труд: «De l’auscultation mediate», 1819). Не желая, как это делалось обычно, прикладывать ухо прямо к груди пациента, у которого он диагностировал сердце, Лаэннек использовал свёрнутые листы бумаги и обнаружил, что слышал не так уж плохо, а даже лучше, чем обычно. Стетоскоп претерпел ряд изменений, его устройство было усовершенствовано, но принцип и физика стетоскопа остались неизменны.

В 1940-х годах, после усовершенствования стетоскопа Спрэгом и Раппапортом, стетоскоп приобретает свой современный вид и становится стандартом для стетоскопов - это стетоскоп Спрэга-Раппапорта или просто стетоскоп Раппапорта .

В настоящее время, классическим вариантом стетоскопа является стетофонендоскоп , объединяющий в своей двусторонней головке воронку (как у стетоскопа) и мембрану (как у фонендоскопа). В общем случае, фонендоскопы и стетофонендоскопы называются термином «стетоскоп».

Конструкция

Головка - деталь, прикладываемая к телу человека для улавливания и усиления аускультативных звуков. Может быть односторонней или двусторонней. Односторонняя головка имеет либо мембрану (чаще всего), либо воронку. Двусторонняя головка как правило состоит из мембраны на одной стороне и воронки на другой, либо из двух мембран разных диаметров. Переключение сторон головки осуществляется её поворотом на 180 градусов вокруг штуцера головки, соединённого со звукопроводом.

Мембрана лучше улавливает аускультативные звуки более высоких частот, воронка - более низких. Мембрана представляет собой упругую плоскую или немного выпуклую (как часовое стекло) в сторону тела пациента пластинку, которая устанавливается на головку и как правило, является её заменяемой частью. Наиболее чувствительные мембраны изготавливают из эпоксидного материала, армированнного стекловолокном , менее чувствительные - из поливинилхлорида (ПВХ).

Звукопровод - гибкий шланг, проводящий звук от головки стетоскопа в уши исследователя. В зависимости от конструкции стетоскопа, с головкой может быть соединён один или два звукопровода. Если звукопровод один, то перед соединением с дужками он разделяется на два.

Дужки - две металлические трубки, соединяемые со звукопроводом. Дужки имеют пружину для плотного прилегания олив к слуховым проходам. Концы дужек могут быть направлены несколько вперёд для расположения олив под углом, соответствующему углу входа в слуховой проход.

Оливы - две округлых мягких или жёстких насадки на концах дужек, вставляемые в преддверия наружных слуховых проходов исследователя. Могут быть разных диаметров, в зависимости от диаметра преддверия слухового прохода. Как правило, наряду с мембраной, оливы являются заменяемой частью стетоскопа. Оливы должны плотно, герметично, но без излишнего нажима, прилегать к слуховым проходам - это важно для соблюдения замкнутости звукопроводящей системы, так как малейшее отверстие между оливой и слуховым проходом ведёт к ухудшению качества аускультации.

Виды

Терапевтический (общего назначения) - для аускультации взрослых.

Неонатальный - для новорожденных (возраст до 28 дней).

Педиатрический - для аускультации детей. Неонатальный и педиатрический стетоскопы отличаются уменьшенными размерами головки, по сравнению со взрослым стетоскопом.

Стетоскоп Раппапорта - универсальный прибор для аускультации детей и взрослых. Имеет массивную двустороннюю головку с возможностью устанавливать различные насадки: 2 выпуклые мембраны и 3 воронки разных диаметров. Также, отличительной особенностью является наличие двух независимых звукопроводов, что способствует хорошей звукопередаче. Это один из самых тяжёлых стетоскопов.

Кардиологический - стетоскоп с высокими акустическими характеристиками, дающий наиболее полный спектр звуков, что имеет важное значение при выслушивании сердечных тонов и шумов.

Акушерский (стетоскоп Пинарда, фетоскоп) - для выслушивания сердцебиения плода у беременной женщины. Представляет собой короткую жёсткую трубку в виде двухконечного раструба (по типу первых стетоскопов). Этот вид стетоскопа был изобретён в 19 веке французским акушером Адольфом Пинардом (1844-1934).

Стетоскоп для выслушивания тонов Короткова при измерении артериального давления - это простейший стетоскоп с односторонней головкой с мембраной.

Электронный стетоскоп - в отличие от акустических стетоскопов, в его головке имеется микрофон, преобразующий акустический звук в электронные сигналы, которые обрабатываются и снова преобразуются в звук при помощи динамиков, встроенных в ушные оливы (происходит двойное преобразование звука). Как правило, электронные стетоскопы предназначены для взрослых пациентов.

Галерея

    Stethoscope 01.JPG

    Стетоскоп Раппапорта

    Деревянные акушерские стетоскопы

    Electronic stethoscope.jpg

    Электронный стетоскоп

    Hörrohr Stethoskop Meyers 1890.jpg

    Первые стетоскопы

    Binaural stethoscope designed by Camman, 19th C. Wellcome M0011176.jpg

    Стетоскоп Каммана, разработанный в 1855 году

    Medicine in 1850 Exhibition, 1950 Wellcome M0011437.jpg

    Выставочные образцы исторических стетоскопов середины XIX века

См. также

  • Аускультация - метод диагностики при помощи стетоскопа

Напишите отзыв о статье "Стетоскоп"

Примечания

Литература

  • Ларинский Н.Е., Абросимов В.Н. . - Рязань, 2012. - С. 220-240. - 500 с.
  • Алмазов В.А. , Салимьянова А.Г., Шляхто Е.В., Клаусс Г. Аускультация сердца. - СПб. : Издательство СПбГМУ, 1996. - С. 10-11. - 232 с.

Отрывок, характеризующий Стетоскоп

Берг воспользовался случаем спросить с особенною учтивостию, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам? На это князь Андрей с улыбкой отвечал, что он не может судить о столь важных государственных распоряжениях, и Берг радостно рассмеялся.
– Об вашем деле, – обратился князь Андрей опять к Борису, – мы поговорим после, и он оглянулся на Ростова. – Вы приходите ко мне после смотра, мы всё сделаем, что можно будет.
И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.
Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
В мертвой тишине слышался топот только лошадей. То была свита императоров. Государи подъехали к флангу и раздались звуки трубачей первого кавалерийского полка, игравшие генерал марш. Казалось, не трубачи это играли, а сама армия, радуясь приближению государя, естественно издавала эти звуки. Из за этих звуков отчетливо послышался один молодой, ласковый голос императора Александра. Он сказал приветствие, и первый полк гаркнул: Урра! так оглушительно, продолжительно, радостно, что сами люди ужаснулись численности и силе той громады, которую они составляли.
Ростов, стоя в первых рядах Кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал то же чувство, какое испытывал каждый человек этой армии, – чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества.
Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова.
– Урра! Урра! Урра! – гремело со всех сторон, и один полк за другим принимал государя звуками генерал марша; потом Урра!… генерал марш и опять Урра! и Урра!! которые, всё усиливаясь и прибывая, сливались в оглушительный гул.
Пока не подъезжал еще государь, каждый полк в своей безмолвности и неподвижности казался безжизненным телом; только сравнивался с ним государь, полк оживлялся и гремел, присоединяясь к реву всей той линии, которую уже проехал государь. При страшном, оглушительном звуке этих голосов, посреди масс войска, неподвижных, как бы окаменевших в своих четвероугольниках, небрежно, но симметрично и, главное, свободно двигались сотни всадников свиты и впереди их два человека – императоры. На них то безраздельно было сосредоточено сдержанно страстное внимание всей этой массы людей.

Здравствуйте, товарищи-друзья!
Дядя доктор - это буду я!
Мой халатик в чемодане,
Стетоскоп всегда в кармане,
Голову при случае займём.

Сложно представить себе современного врача без висящего на шее камня инструмента для прослушивания, именуемого то "ушами", то "трубкой", то еще как-нибудь. В моей никообразующей студенческой песенке (см.эпиграф) инструмент сей именуют стетоскопом. Давайте попробуем разобраться - что это такое и зачем оно надо.

Врачи - такие, заразы, дотошные. Им всё нужно знать про пациента. Им мало вынуть из него душу, расспросить о всех мелочах жизни его самого и его родственников до девятого колена. Им хочется объективной реальности, которая дается нам в ощущениях. Например, пощупать больного, особенно, если это молодая симпатишная пациентка, покрывающаяся румянцем от прикосновения холодных трясущихся рук врача. Или постучать по нему. Нет, не молоточком, хотя это тоже интересно - так ноги прикольно дергаются, а пальцами. Или послушать, что там за звуки раздаются во внутреннем мире пациента. Первый метод обследования именуется "пальпацией", второй - "перкуссией", третий - "аускультацией".

Вот об аускультации мы сегодня и поговорим. Возможности у нее очень широкие. Можно, например, услышать начинающуюся пневмонию и точно установить ее локализацию. Или определить калибр бронхов, пораженных бронхитом. Или услышать шумы в сердце, характерные для того или иного порока. Или засечь - "стоит" кишечник после полостной операции или уже "запустился". Возможностей - масса.

Скорость стука

Впрочем, совсем обойтись без рассказа о перкуссии не получится. Хотя бы для того, чтобы сохранить преемственность. И вспомнить об одном докторе, имя которого как-то затерялось в дебрях истории. Незаслуженно. Речь о венском враче Леопольде Ауэнбруггере (1722-1809), авторе метода выстукивания (перкуссии).

Будучи сыном трактирщика, Леопольд часто наблюдал, как отец определял количество вина в бочонках, простукивая их стенки. Вполне возможно, что именно эти наблюдения и навели его на мысль об использовании перкуссии для определения наличия жидкости в грудной полости.

В течение 7 лет Ауэнбруггер изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки у здоровых и больных людей. Свои клинические наблюдения он систематически соотносил с данными вскрытий. Так в 1761 году появился 95-страничный труд "Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаружить скрытые в глубине грудные болезни" (Inventum novum ex percussionae thoracis humani ut signo abstrusos interni pectoris morbos detegendi) .

Это сегодня мы знаем, что простукивание - это круто и информативно, а тогда перкуссию встретили в лучшем случае насмешливо, в худшем - откровенно враждебно. Венские врачи и их пациенты, которым только пульс щупали, выступили с осуждением "длительной и тягостной процедуры". А ведь для ее проведения надо было еще и раздевать пациентов. И пациенток тоже. Мало того, метод не признал учитель Ауэнбруггера, ректор Венского университета, основатель венской клинической школы Герард ван Свитен (1700-1772). Леопольду пришлось уйти из университета и оставить практику в испанском госпитале Вены. Свои годы великий врач закончил в дурдоме, где и умер в 1809 году.

Тем не менее, падавшее знамя нового метода подхватили во Франции, причем не абы кто, а основоположник национальной клинический медицины лейб-медик Наполеона I, Жан Николя Корвизар де Маре (1755-1821). О перкуссии Корвизар узнал случайно, из небольшой работы венского врача Максимилиана Штоля (1742-1787), который применял этот метод в небольшой больнице для бедных на окраине Вены. "Я не помню ни разу, в течение всего времени, когда я изучал медицину, чтобы упоминалось имя Ауэнбруггера. Я не знал перкуссии, когда начинал преподавать клиническую медицину", - писал Корвизар.

Он развил и усовершенствовал метод Ауэнбруггера, перевел на французский и основательно дополнил "Inventum novum", издав 400-страничный труд.

Слушайте меня, бандерлоги!

Не сказать, чтобы идея выстукивания или выслушивания пациента были супер революционными. Считается, что они были известны еще во времена Гиппократа, только применялись достаточно ограниченно, скажем, выстукивали только жидкость в животе (асцит). А метод выслушивания имел один, но серьезный технологический изъян - врачу приходилось прикладываться ухом к грудной клетке пациента. И вот в таком виде метод аускультации, точнее, непосредственной аускультации, и преподавался многим поколениям врачей. Преподавал его и Жан Корвизар, читавший лекции в амфитеатре госпиталя "Шарите". Слушал эти лекции и молодой Рене Теофил Гиацинт Лаэннек (1782-1826), которому предстояло совершить в медицине небольшую такую революцию.

Кстати, все предпосылки к этому были. Рене воспитывался в семье своего дяди - известного врача времен Французской революции. Изучая греческий и латынь, Лаэннек уже в юности читал в оригинале труды древнегреческих и древнеримских авторов. В студенческие годы огромное влияние на него оказал Жан Корвизар.

Еще будучи студентом Парижского университета, Лаэннек заинтересовался чахоткой (туберкулезом), которая в то время косила население не хуже чумы. Рене пытался найти метод ранней диагностики, потому что когда пациент начинал кашлять кровью, ничего уже сделать было нельзя. До открытия Рентгеном лучей имени себя (1895) оставалось еще много времени, непосредственная аускультация никаких ощутимых результатов не давала, да и проблематично было приложиться ухом к каждому пациенту. Иногда мешали банальные вши, иногда - юный возраст и принадлежность к женскому полу (особенно в сочетании со знатным происхождением), иногда - чрезмерный слой подкожного жира.

На Ньютона упало яблоко, Менделееву таблица приснилась, а Лаэннеку помогли дети. Возвращаясь из клиники через парк Лувра, он обратил на ватагу ребятишек, резвящихся вокруг бревен строительного леса. Одни дети прикладывали ухо к одному концу бревна, а другие с энтузиазмом колотили палкой по второму концу. Звук, проходя внутри дерева, усиливался.

Случай проверить свою догадку на практике тоже подвернулся быстро. Его вызвали к 19-летней пухленькой особе, которой нужно было выслушать сердце. Как это сделать? Дэушка-то полная, сердце слышно хреново - ведь при непосредственной аускультации сердцебиение прослушивали в основном со спины, не между грудями же лазить;) Тогда Лаэннек попросил несколько листов бумаги, скатал их в плотную трубку, один конец трубки приставил к грудной клетке девушки, а второй - к своему уху.

"Я был в равной степени и удивлен и удовлетворен, когда услышал удары сердца такие ясные и отчетливые, какими никогда не слышал их даже при непосредственном приложении уха к области сердца", - признавался позже Лаэннек. Так родился метод посредственной (или опосредованной) аускультации, совершивший переворот в диагностике.

Эволюция стетоскопа

Изобретенный прибор Лаэннек назвал "стетоскопом" (stethos - грудь, skopeo - смотреть, исследовать, греч.). Поначалу он клеил их из плотной бумаги, затем стал экспериментировать с различными породами дерева. Его собственный стетоскоп сильно отличался от того, что мы привыкли видеть сегодня. Он состоял из двух деревянных частей, которые можно было соединять между собой или использовать по отдельности, в зависимости от конкретных целей.

С помощью стетоскопа Лаэннек смог с максимальной эффективностью проводить свои исследования по патанатомии, клинике и диагностике заболеваний легких, что, собственно, и составляет его основной вклад в медицину. Кроме того, он описал аускультативные признаки пороков сердца, изучил клинику и патоморфологию портального цирроза печени, который и по наши дни называется циррозом Лаэннека, установил специфичность туберкулезного процесса, описал образования "туберкулы", по которым и дал новое название чахотке. Задолго до работ Роберта Коха Лаэннек считал туберкулез заразным заболеванием, а в качестве лечения на ранних этапах предлагал усиленное питание, отдых и морской воздух.

Самый известный труд Лаэннека вышел в 1819 году. Он назывался традиционно длинно и витиевато: "О посредственной аускультации или распознавании болезней легких и сердца, основанном главным образом на этом новом методе исследования" . Семь лет спустя Рене Лаэннек умер от туберкулеза. Его настигла болезнь, для изучения которой он, пожалуй, сделал больше, чем кто-либо другой.

Не сказать, чтобы стетоскоп ждало безоблачное будущее. Многие врачи его не принимали, например, в США. Основатель Американской кардиологической ассоциации профессор Коннор вплоть до конца XIX века предпочитал прижиматься ухом к шелковому платку, накинутому на участок грудной клетки пациента.

Тем не менее, метод и инструмент стали набирать популярность. Их стали развивать и совершенствовать. Так появились знакомые нам деревянные стетоскопы с раструбами, увеличивавшими площадь соприкосновения с кожей пациента и ухом врача.

Позже к деревянным (или эбонитовым) частям стали приделывать трубки, которые вставлялись в уши доктора:

Трубки были не только металлическими, но и резиновыми:

Погоня за "правильным" звуком приводила иногда к очень необычным результатам. Таким, например, как "дифференциальный стетоскоп" Элисона. Считалось, что две отдельные головки должны создавать стерео-эффект. На деле же таким инструментом оказалось очень сложно пользоваться:

В 1894 году появился первый фонендоскоп. Он отличался от стетоскопа мембраной, которая закрывала всю рабочую поверхность. Она улучшала проведение звука, появилась возможность расслышать больше нюансов:

Позже "уши" стали делать с двумя головками, одна из которых была плоской и закрытой мембраной, а вторая выполнена в виде открытого конуса. Впрочем, были "бюджетные" варианты с одной головкой и съемной мембраной. Комбинация два-в-одном называется официально стетофонендоскопом, но во врачебной среде этот термин мне ни разу слышать не приходилось;)

Уж совсем привычный вид стетоскоп в модификации Rappaport-Sprague обрел в 40-х годах XX века. Классический раппапорт в исполнении, между прочим, Hewlett-Packard, выглядит следующим образом:

В 60-х годах появилась модификация профессора Гарвардского университета Дэвида Литмана, более легкая и компактная, чем громоздкие раппапорты:

Кстати, классические деревянные стетоскопы кое-где до сих пор используются. Особенно их любят олдскульные акушер-гинекологи для прослушивания сердцебиения плода.

Сейчас дело дошло до компьютерных систем, называемых стетофонами - там вплоть до анализа звука и выдачи предварительного диагноза дело доходит. Однако ушей опытного врача ничего не заменит.

Моя первая "трубка" была классическим литманом польского производства, перешедшим по наследству от отца. А "рабочей лошадкой" до сих пор остается японский раппапорт с кучей насадок.

Литература:

1. Ауэнбруггер Л. Новое открытие.../ Пер.с лат. - М.: Медгиз, 1961
2. Большая Медицинская Энциклопедия.- М.: АО "Советская энциклопедия" (ОГИЗ РСФСР), 1928-1936 гг.
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь (электронный вариант)
4. Мелисса Рикеттс, Хорди Виге. Медицина в искусстве. От античности до наших дней. - М.: МЕДпресс-информ, 2009.
5. Сорокина Т.С. История медицины - 2-е изд., переработ. и дополн. - М: ПАИМС, 1994.
6. Шойфет М.С. 100 великих врачей. - М.:"Вече", 2008

Приложение 1 . Луис Хименес Аранда (1845-1928). Врачебный обход. Холст, масло. 1889 г. Кликабельно.

Приложение 2 . Что слышит врач.

И небольшой бонус для тех, кто хочет понять - ЧТО же такого слышит врач в свои "уши".

Пример первый, бронхи , сухие басовые хрипы на фоне жесткого дыхания (хронический бронхит)