Структура физического занятия в доу. Методика проведения физкультурного занятия

При организации детей на физкультурное занятие, воспитатель может использовать различные способы: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Используя фронтальный способ, детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно. Применение фронтального способа целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым, уже известным. Этот способ эффективен для воспитания у детей согласованности движений, объединения их в решении общих для всех задач, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности занятия.

В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие поочередно. Воспитатель получает возможность выполнение упражнения одной или двумя группами, а остальные дети наблюдают действия своих товарищей и слушают воспитателя.

Поточный способ. Все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно - поточно. Для осуществления большей повторности упражнения могут быть организованны и 2, и 3 потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений в последовательном порядке по кругу, станционно (н., пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину). Применение поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую при начальном использовании разучивания: непрерывность поточного движения не позволяет воспитателю исправлять у детей неточности двигательного действия; он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения упражнения или дать замечание. Вместе с тем, применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков воспитателю детей физических качеств – быстроту, ловкость, выносливость и ориентироваться в пространстве.

В старшей и подготовительной группах используется групповой способ.

Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование детьми уже приобретенных двигательных навыков. При этом 1 группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя, другая в то время (или 2 небольшие группы) самостоятельно упражняются в другом виде движения (повторно). Могут быть 2 или 3 группы детей, выполняющие знакомые им, но различные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в равновесии…), а также творческие задания. Обучая непосредственно 1 группу, воспитатель следит за всеми занимающимися, предлагает следить самим за правильностью своих движений, за порядком, за поведением. При такой организации у детей воспитывается ответственность, сдержанность, умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность сохранять в течение занятия двигательную активность всей группы и высокую моторную плотность.

В процессе занятия может быть использован и индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем воспитателя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнение оно тоже выполняется индивидуально по вызову воспитателя.

Использование каждого из использованных способов организации детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем, условий, в которых проводится занятие и рационального их осуществления.

Наиболее рационально при обучении детей смешанное использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

В начале вводной части даются строевые упражнения: (построение в 1 шеренгу, в колонну по одному, в круг, в колонну по два …); различные виды ходьбы, прыжки, п/и на внимание («Найди свое место», «Найди себе пару», «Делай фигуру»…). Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 минуты в зависимости от организованности группы.

Для обеспечения общей подготовки ОРУ подбираются на все основные группы мышц (в соответствии с принципом постепенности нарастания нагрузки): для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Количество упражнений от группы к группе увеличивается от 4 до 8. 1-2 упражнения разучиваются с детьми, остальные закрепляются. Дозировка нагрузки зависит от характера упражнений и возраста детей. Для усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем проводится бег и ходьба, прыжки на 2 и 1 ноге на месте и продвижением, простейшие танцевальные шаги. Обычный бег и прыжки с чередованием с ходьбой.

Упражнения вводной части занятия выполняются всеми детьми одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.

В основной части занятия формируют и закрепляют навыки в беге, прыжках, метании и развивают физические качества.

В младшей группе даются 2-3 основные движения (1-2 в виде упражнения, 1-2 п/и). В старшей группе включают 3-4 основных движения. 2-3 - в виде упражнения, 1-2 в п/и. Количество основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

Сильны по физиологическому воздействию на организм движения (бег, прыжки) нужно чередовать с успокаивающими (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенности, внимания, должны следовать более динамичные движения (бег …). Для основной части обычно подбираются уже знакомые детям п/и большой подвижности, включающие разнообразные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма.

Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется по возможности проводить со всеми детьми одновременно.

В заключительную часть обычно включаются: различные виды ходьбы, бег, элементы спокойного танца, ОРУ для плечевого пояса, игры мало подвижного характера («Затейники», «Найди предмет»). Упражнения выполняются всеми детьми одновременно в среднем темпе. В конце занятия, когда подводятся итоги, воспитатель отмечает, кто из детей старался выполнить упражнения правильно, кто и почему достиг успеха в игре.

Заключительная часть 2-4 минуты.

  • Конспект урока по методике экологического образования Методы и приёмы экологического образования (Факультет педагогики и методики начального образования) (Лекция)
  • Курсовая работа - Методика обучения дошкольников элементам спортивным игр. Овладение элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста (Курсовая)
  • Усова О.В. Театр Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа (Документ)
  • Лекции по дисциплине Контроль и ревизия (Лекция)
  • Современные образовательные технологии (Документ)
  • Комплект бланков технологической документации (бланки технологического процесса) (Документ)
  • Реферат - Эволюция сонатной формы (Реферат)
  • n1.doc

    Департамент образования города Москвы

    Московский гуманитарный педагогический институт
    Контрольная работа по дисциплине:
    Теория и методика физического воспитания дошкольников

    Тема: «Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников движениям».

    Исполнитель:

    Сорокина Анастасия

    Николаевна
    Группа 08/371- зД

    Заочной формы обучения

    Преподаватель:

    Морозова Л.Д.
    МОСКВА 2010


    1. Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду. Стр. 3

    2. Задачи и особенности подбора физических упражнений для каждой части занятия. Стр. 5

    3. Принципы построения физкультурных занятий. Стр.9

    4. Способы организации детей на физкультурных занятиях. Стр. 11

    5. Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах. Стр.13

    6. Виды нагрузок и приёмы их регулирования. Стр.17

    7. Традиционные и инновационные физкультурные занятия. Стр.19

    8. Используемая литература. Стр.

    Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.
    Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

    Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздорови­тельных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное со­вершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физи­ческих качеств и эмоционально-положительного отношения к физ­культуре и спорту, всестороннее развитие личности.

    Обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определённой системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков. В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

    С детьми раннего возраста рекомендуется проводить 2 занятия в неделю по физической культуре (по 10-15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. Дети должны находиться в привычной обстановке, облегченной, не стесняющей движе­ний одежде. Начиная с полутора лет, малышей приучают надевать майку, трусы, носки или тапочки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель проводит занятия в спортивной форме.

    С детьми младшего дошкольного возраста проводится еженедельно 2 за­нятия в помещении и 1 занятие на улице по 15-20 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака или дневного сна до полдника. По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.

    Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную (5-8м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) прово­дятся общеразвивающие упражнения и упражнения для развития основных видов движений.

    Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.

    С детьми старшего дошкольного возраста проводится еженедельно 2 за­нятия в помещении и 1 занятие на улице, по 25-30 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака. Дети должны быть одеты в физкультурную форму, которая не стесняет движений. На ногах матерчатые тапочки, кеды или босиком на утеплённом полу.

    Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

    Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в первой половине дня спустя 30 минут после приёма пищи. Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начинать его перед приёмом пищи, после дневного сна, или во время пребывания детей на свежем воздухе.

    Необходимыми гигиеническими требованиями проведения за­нятий в помещении являются влажная уборка пола, и проветривание помещения не менее 15 минут перед началом занятия. Температура воздуха в помещении должна поддерживаться в пределах +19, +20 градусов. При общем нормальном освещении свет не должен падать в глаза детям; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

    Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении, так и на воздухе. В летнее время (за исклю­чением дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они осуществляют комплексное решение всех оздоровительных и воспитательно образовательных задач. Условия проведения занятий определяют их некоторую специфику:

    Заня­тия, проводимые в помещении, при обязательном соблюдении оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна, фрамуги, облегченные костюмы и обувь детей) обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру дви­жений. Они могут проходить с различными предметами и в со­провождении музыки.

    Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эф­фект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие воз­можности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теп­лый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

    Задачи и особенности подбора физических упражнений для каждой части занятия.

    Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закон­омерностями работоспособности организма.

    Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, со­действующей повышению всех функциональных процессов в ор­ганизме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигие­нических и закаливающих условиях.

    Воспитательно-образовательные задачи решаются путём фор­мирования в процессе занятий морально - волевых черт личности ребенка, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.

    Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисципли­нированных людей, хорошо ориентирующихся в окружающих ус­ловиях, умеющих действовать целенаправленно, быстр уверенно в соответствии с поставленной задачей, а также нравственные качества и творчество.

    При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начинает снижаться, поэтому к выполнению сложных упражнений нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная). В про­тивном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения.

    Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют вводную, основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

    Вводная часть решает психологическую задачу : организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого исполь­зуются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.

    В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.

    Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается обще­развивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), - которые усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

    Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таки упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью обще­развивающих и подготовительных (типа подводящих) упраж­нений.

    Продолжительность этой части в младшей группе от 2 до 4 минут, в средней от 3 до 5 минут, в старших от 4 до 6 минут.

    Основная часть решает воспитательно-образовательные задачи . В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последо­вательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала ра­зучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребёнка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закреп­ляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

    В основной части занятия могут разучиваться наиболее слож­ные общеразвивающие упражнения. Они используются и в ка­честве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

    Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающими упражнениями в младших группах от 7 до 12 минут, в средней от 9 до 16 минут, в старших от 12 до 24 минут.

    После основной части следует заключительная . Ее наз­начение - снизить физическую нагрузку, привести организм ре­бенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения­ этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса подвижные игры спокойного характера («Найди предмет», «Най­ди, где спрятано» и др.).

    Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающими упражнениями в младших группах от 1 до 2 минут, в средней от 2 до 3 минут, в старших от 3 до 4 минут.

    Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

    Проводя занятия на воздухе , а, также обучая детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию, надо придерживать­ся типовой структуры: она должна обеспечить постепенное вклю­чение организма в работу, успешное выполнение поставленных задач и в конце занятия приведение организма в спокойное состояние.

    Физкультурные занятия на воздухе содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.

    Занятия на воздухе состоят, как обычно, из трех частей: вводной, основной и заключительной. Особенность занятий является многократное использование бега в различных темпах – быстро, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет повышение функциональных возможностей организма, на воспитание общей выносливости.

    Вводная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.д.) В целях улучшения техники движения, укрепления мышц ног, совершенствования осанки. После ходьбы дети строятся в звеньевые колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.

    Основная часть предназначается для выполнения обще­развивающих упражнений, дающих хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью, заканчивающаяся ходьбой и перестроением детей для выполнения основных движений, из которых вначале даются более сложные или новые, а затем после пробежки со средней скоростью знакомые (повторно), заканчивающиеся про­бежкой в медленном темпе. В завершение этой части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.

    В заключительной части дается бег в медленном темпе, с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упраж­нений.

    Таким образом, обеспечивается освоение программного мате­риала и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.
    Принципы построения физкультурных занятий.

    Принципы – это обобщенные исходные идейно-теоретические положения, определяющие поведение, деятельность людей, служащие им руководством для решения различных задач.

    Обучение в процессе физкультурных занятий основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

    Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное в произведение) движений; привлекает к объяснению знакомо­го упражнения и т. д.

    Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.

    Сущность принципа активности заключается в том, что дети ­должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

    Принцип наглядности . У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

    Принцип доступности и индивидуализации . Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать ­дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестно, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать посте­пенность, так как функциональные возможности организма по­вышаются постепенно.

    Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в ха­рактере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обя­зывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих про­граммных требований индивидуальный подход выражается в диф­ференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регули­рования, а также приемов педагогического воздействия.

    Принцип систематичности . Функциональные и структурные из­менения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого после­дующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, за­крепляя и развивая вызванные им положительные изменения.

    Правильно организованное физкультурное занятие предусма­тривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

    Принцип прогрессирования . Сущность этого принципа за­ключается в том, что в процессе физического воспитания посте­пенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.

    Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо по­степенно овладевать более сложными движениями. Большой за­пас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка ста­новится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увели­чивать объем и интенсивность нагрузок.

    Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к поло­жительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и ин­дивидуальным возможностям.

    Все принципы находятся в единстве и во взаимосвязи.

    Способы организации детей на физкультурных занятиях.

    Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии. Воспитатель использует различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.


    Способ организации

    Характеристика способа

    Положительные стороны способа

    Недостатки способа

    Фронтальный способ

    Все дети одновременно выполняют одно и тоже упражнение или одновременно – разные движения под руководством воспитателя.

    Обеспечивает высокую моторную плотность. Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения: воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит её деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения.

    Затруднительность индивидуального подхода.

    Групповой способ

    Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп, и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как дети выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования уже приобретённых двигательных навыков.

    Сохраняется высокая моторная плотность занятия. Повышается двигательная активность детей. Воспитывается умение самостоятельно выполнять задания; ответственность, сдержанность. Даётся возможность упражнять в нескольких видах движений. Повышается физическая нагрузка. Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми.

    Ограниченность возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки.

    Индивидуальный способ

    Каждый ребёнок выполняет упражнение индивидуально, воспитатель проверяет качество выполнения и даёт соответствующие указания; остальные дети наблюдают за исполнением и оценивают движения.

    Достигается воспитание качества, точности двигательного действия

    Низкая моторная плотность занятия.

    Посменный способ

    Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают.

    Обеспечивает отработку качества движений. Индивидуальный подход к детям

    Низкая моторная плотность занятия

    Поточный способ

    Все дети делают одно движение по очереди, друг за другом, непрерывно -поточно. Для осуществления большой повторности упражнения могут быть организованы в 2 -3 потока.

    Обеспечивается высокая моторная плотность занятия. Достигается воспитание у детей физических качеств – быстрота, ловкость, сила, выносливость и ориентировка в пространстве.

    Трудность качественной оценки движения, исправления неточности двигательного действия.

    Выбор способа организации детей на занятии зависит от:

    • Новизны, сложности и характера упражнений

    • Задач занятия

    • Материальной оснащенности

    • Размеров помещения

    • Наличие оборудования

    • Возраста детей и их подготовленности

    • Собственных умений воспитателя
    Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах.

    Главная задача физического воспитания в детском саду ­обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигатель­ных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

    Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигатель­ного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка дошкольного воз­раста.

    Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, воз­растает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концент­рации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвое­ние более сложных двигательных действий, овладение их техни­кой. Так постепенно достигается уровень физического совершен­ства, необходимый для определенного возрастного этапа.

    Вместе с тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно заботиться о единстве всех сторон воспи­тания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.

    Таким образом, в методике физического воспитания детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, ме­тоды и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на прин­ципах сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

    Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упраж­нений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением), Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер. Отдыхая между упражнениями, ребёнок может находиться в состоянии относительного покоя или заниматься другим видом деятельности, т. е. отдыхать активно. Другая отличительная черта методики физического воспитания связана с возможностью освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности.

    В физическом воспитании детей дошкольного возраста как основные используют следующие методы :

    Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом, относительно большой их свободой и самостоятельностью (в связи, с чем ограничивается заданность способов действий и нагрузки), педагогическим руководством взаимоотношениями детей, высокой эмоцио­нальностью детской деятельности.

    Соревновательный метод ис­пользуется в играх с правилами и состязаниях для сопостав­ления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели.

    Широко применяются в физическом воспитании дошкольников словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.).

    В практике физического воспитания перечисленные методы, соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи.

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста преобла­дают приемы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопро­вождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. Специальная задача развития физи­ческих качеств не ставится. В средней, старшей и подготовитель­ной к школе группах ведущими являются методы и приемы пря­мого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование физических качеств (строго дозированные упражне­ния, повторение их через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений).

    Средства, методы и приемы обучения, упражнения, воспи­тания, а также способы организации детей на занятиях (инди­видуальный, групповой, фронтальный) опираются на ведущую для каждого возрастного периода развития детей деятельность (ориентировочно-познавательную, предметную, игровую и др.).

    Особенности методики физического воспитания детей млад­шего, среднего и старшего дошкольного возраста обусловлены степенью самостоятельности ребенка, его сознательным отношение к занятиям, к повторению усвоенного.

    Виды занятий и форма работы по физическому воспитанию.


    Виды занятий и форма работы

    1 младшая группа

    2 младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготовительная к школе группа

    Занятия по физкультуре

    2 раза в неделю по подгруппам. В конце года в составе всей группы. Продолжительность 15 минут.

    3 раза в неделю со всей группой Продолжительность 15 - 20 минут.

    3 раза в неделю со всей группой Продолжительность 20 - 25 минут.

    3 раза в неделю со всей группой Продолжительность 25 - 30 минут.

    3 раза в неделю со всей группой Продолжительность 30 – 35 минут.

    Физкультурно -оздоровительная работа:

    Провидится за 5 – 10 мин. до завтрака. Проводится в игровой форме. Продолжительность 4 -5 минут.

    Провидится за 5 – 10 мин. до завтрака Продолжительность 5 -6 минут, в комплекс входит 3 -4 упражнений, каждое упражнение повторяется 4 - 5 раз.

    Провидится за 5 – 10 мин. до завтрака Продолжительность 6 -8 минут, в комплекс входит 4 -5 упражнений, каждое упражнение повторяется 5 - 6 раз.

    Провидится за 5 – 10 мин. до завтрака Продолжительность 8 -10 минут, в комплекс входит 5 -6 упражнений, каждое упражнение повторяется 6 - 7 раз.

    Провидится за 5 – 10 мин. до завтрака Продолжительность 10 -12 минут, в комплекс входит 6-8 упражнений, каждое упражнение повторяется 6 - 8 раз.

    • Подвижная игра на прогулке

    Проводятся 2 раза в день во время прогулок. Продолжительность 5 – 10 минут.

    Проводятся 2 раза в день во время прогулок утром и вечером по 1 игре. Продолжительность 10– 20 минут.

    Проводятся 2 раза в день во время прогулок утром и вечером по 1 - 2 игры. Продолжительность 12– 25 минут.

    Проводятся 2 раза в день во время прогулок утром 20 – 30 минут (2 игры) и вечером 10 -15 минут. (1 игра).

    Проводятся 2 раза в день во время прогулок утром 25-40 минут (2 игры) и вечером 15-20 минут (1 игра).

    • Физкультурные минутки

    -

    -

    -

    Проводится на 12 – 14 минуте занятия с умственной нагрузкой. Состоит из 3– 4 упражнений по 4–6 повторений.

    Проводится на 12 – 14 минуте занятия с умственной нагрузкой. Состоит из 4– 5 упражнений по 5–6 повторений.

    Активный отдых:

    • Физкультурный досуг

    -

    Проводится со второй половины года, 1 - 2 раза в месяц. Длительность 20 -30 минут

    Проводится 1 - 2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Длительность 20 -30 минут

    Проводится 1 - 2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Длительность 30-45 минут

    Проводится 1 - 2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Длительность 45-50 минут

    • Физкультурный праздник

    -

    -

    Проводится 2 раза в год: зима, лето. Дети наблюдают за действиями более старших детей, включаясь в общие игры, забавы.

    Проводится 2 раза в год: зима, лето. Включаются командные соревнования. Продолжительность до 60 минут

    Проводится 2-3 раза в год. Включаются командные соревнования, эстафеты с переодеванием. Продолжительность до 1 часа 30 минут.

    • День здоровья

    -

    Проводится 1 раз в квартал.

    Проводится 1 раз в квартал.

    Проводится 1 раз в квартал.

    Проводится 1 раз в квартал.

    Самостоятельная двигательная активность детей

    Учитывая быстроту утомления детей от однообразных движений и поз, их неумение целесообразно регулировать свою деятельность, важно следить за сменой движений и относительного покоя.

    Дети уже понимают, что и зачем они делают. Это обогащает содержание самостоятельной деятельности ребёнка, способствует разнообразию движений, включаемых в сюжеты ролевых игр, где продолжается развитие моторики.

    Повышение двигательной активности ребенка, прежде всего поощрением индивидуальных игр с мячами, обручами и другими игрушками. Педагог следит за тем, чтобы дети не злоупотребляли активными действиями и не уклонялись от них, проводит индивидуальную работу.

    Деятельность детей всё больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения. Воспитатель следит за тем, чтобы на прогулке дети играли в разные игры.

    Деятельность детей определяется довольно устойчивым интересом к тому или другому виду движений, стремлением добиться хорошего результата. Воспитатели должны следить за тем чтобы дети упражнялись в тех видах и способах движений, которыми они владеют хуже.

    Виды нагрузок и приёмы их регулирования.

    Каждое физкультурное занятие несёт в себе определённую нагрузку. Пользу даёт только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной.

    . Под физической нагрузкой понимается величина воздействия одного упражнения или занятия в целом на человеческий организм.

    Физическая нагрузка характеризуется изменением функцио­нальных показателей деятельности организма. Одним из таких показателей является пульс. По изменению частоты пульса можно проследить физическую нагрузку, которую дети испытывают в процессе занятий. В вводной части число ударов пульса увеличи­вается на 10-15%, в основной части - на 30-40%, в заклю­чительной уменьшается, приближаясь к исходной величине. Период максимальной физической нагрузки приходится на конец основной части занятия, при проведении подвижной игры.

    Физическую нагрузку можно повысить также включением более сложных упражнений, изменением исходных положений, увели­чением темпа, амплитуды движений, длины дистанции, массы предметов, количества повторений. Она зависит от способа орга­низации детей, метода проведения физических упражнений, а так­же от рельефа местности и характера грунта.

    Задача воспитателя - обеспечить оптимальный объем физи­ческой нагрузки на занятия и вместе с тем создать условия для восприятия указаний и показа и осмысливания детьми упражне­ний. Следует избегать долгого ожидания детьми очереди для вы­полнения упражнений, сократить время на подготовку инвентаря. При дозировке физической нагрузки нужно учитывать возмож­ности каждого ребенка.

    . Разучивание новых упражнений требу­ет от детей напряженного внимания, оптимальной возбудимости нервной системы. Следовательно, самая большая психическая наг­рузка приходится на начало основной части занятия. Учитывая это, нужно предусматривать сочетание новых упражнений с разу­ченными.

    . Физические упражнения, проводимые в игровой, соревновательной форме и в хорошем темпе, вызывают у детей положительные эмоции и повышают работоспо­собность организма.

    Занятия следует проводить бодрым тоном, поддерживать ра­достное настроение при обучении упражнениям, вызывать желание выполнять задания как можно лучше. При этом нужно помнить, что дети дошкольного возраста легко возбуждаются, поэтому нельзя перегружать их эмоциями. Эмоциональная наибольшая нагрузка возникает во время подвижных игр, игр-эстафет.

    При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста необходимо наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха.

    Отдых в процесс занятия может быть активным и пассивным. Активный отдых предполагает переключение с предыдущей деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другую деятельность. Пассивный отдых – характерен относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность.

    Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания и эмоций ребёнка, предупреждает естественно развивающееся утомление.
    Традиционные и инновационные физкультурные занятия.

    Организация, содержание и методика проведения традиционных занятий физкультурой состоит из трех частей:

    Вводная часть включает упражнения, подготавливающие орга­низм к физической нагрузке - различные виды ходьбы, бег, прыж­ки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику наруше­ний осанки и т.д.

    Основная часть , целью которой является обучение, закрепле­ние и совершенствование навыков основных движений, развитие фи­зических качеств. В основную часть входят:


    • общеразвивающие упражнения

    • основные движения

    • подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.
    Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное со­стояние.

    Такова структура классического физкультурного занятия. Однако постоянное использование только данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому в практике работы дошкольных учреж­дений возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать инте­рес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной ак­тивности и полоролевой принцип подбора движений.

    Нетрадиционность, предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестан­дартного оборудования, внесения некоторых изменений в традици­онную форму построения занятия, оставив неизменным главное:


    • на каждом занятии физкультурой должны реализовываться зада­чи обучения, воспитания и развития ребенка;

    • обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

    • содержание и методика проведения занятия должны способство­вать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
    В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений ис­пользуют следующие варианты проведения физкультурных занятий:

    Занятие по единому сюжету , построенному на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физкуль­турного занятия, содержание двигательной деятельности согласу­ется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетент­ности: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сю­жеты «Теремок», «Буратино».

    Тренировочное занятие - закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традицион­ная структура физкультурного занятия может быть несколько нару­шена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правиль­ной физиологической нагрузки.

    Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении . Структура его постро­ения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных дви­жениях отбирается только один из видов (например, лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т. д. При планирова­нии такого занятия важно продумать последовательность упражне­ний, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной час­ти занятия и подвижной игре.

    Круговая тренировка - способ организации физических за­нятий, используемый в основном в работе со школьниками, одна­ко наука и практика показали возможность применения их и со старшими дошкольниками. Для этого следует подготовить не­сколько групп со спортивным одинаковым инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновремен­но, и расположить их по кругу. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем в течение 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тре­нировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность заня­тия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, придумывая самим способы выполнения упражнений на гимнас­тической скамейке, со скакалкой, и т.д.

    Занятие, построенное на подвижных играх , целесообразно ис­пользовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В ос­новную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

    Занятия, построенные на музыкально - ритмических движе­ниях , нравятся детям и успешно применяются педагогами для со­здания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе воспитателя по физической культуре и му­зыкального руководителя. Вводная часть такого занятия, как пра­вило, состоит их разного вида ходьбы и бега под музыкальное со­провождение, выполнение танцевальных движений. Общеразви­вающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее целесообразно предложить детям музыкаль­ные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танце­вальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

    Для обеспечения более дифференцированного подхода при обу­чении и закреплении основных движений в старшей и подготови­тельной группах могут быть использованы занятия по карточкам . После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нуж­но поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему упражнению и т.д. Виды основных движе­ний и их количество зависят от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым ребенку предлагается выполнять упражнения. Это позволит педагогу предложить отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для раз­вития силы: девочкам - с лентами, мальчикам - с выбрать физкультурный снаряд по желанию.

    Наряду с проведением в течение года оздоровительной ходьбы, как одного из видов организованной двигательной деятельности, целесообразно проводить занятия-походы . От обычной ходьбы они отличаются длительностью проведения - от 1,5 до 3 часов, в кото­рые включается время привалов, отдыха, игр, наблюдений и т. д. Расстояние, которое дети проходят во время похода, - от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения - от 15 до 25 мин., длитель­ность промежуточного привала - 5-10 мин., большой привал, на котором организуются игры, аттракционы, соревнования и отдых перед обратной дорогой, - 30-40 мин.

    На участке детского сада возможно проведение занятия с эле­ментами спортивного ориентирования. Перед занятием 2 команды детей получают маршрутные листы. На них схематично изобра­жен участок, где будут проводить занятие (спортивная площадка, уча­сток группы, дворовая игровая площадка и т. д.), и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении одного из педагогов и преодолевают различные пре­пятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лаза­ют по гимнастической лестнице, идут по бревну или балансируют и т. д. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препят­ствий. Заканчивают маршрут обе группы в одном из уголков участка или спортивной площадки, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафе­ту и т. п.

    Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель - научить детей правильно и красиво двигаться, развить их физические способности, воспитать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники выполнения движе­ний. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно опре­делять выбор вида занятия, формы его проведения.

    Используемая литература


    1. Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1984г.

    2. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду», Москва, «Просвещение», 1986г.

    3. Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей», Москва, «Просвещение», 1987г.

    4. Фролов В.Г . «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», Москва, «Просвещение», 1986г.

    5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1985г.

    6. Фомина И.А. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984г.

    7. Фролов В.Г ., Юрко Г.П. «Физкультурные занятия на воздухе», Москва, «Просвещение», 1983г.

    8. Пензулаева Л.И . «Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет», Москва, «Просвещение», 1988г.

    9. Глазырина Л.Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Москва, «Владос», 2001г.

    10. Дик Н.Ф . «Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников», Москва, «Русское слово»,2007г.

    11. Фомина Н.А. и др. «Сказочный театр физической культуры», Волгоград, «Учитель», 2003г.

    12. Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье»,Москва, «Аркти», 2004г.

    13. Шишкина В.А., Мащенко М.В. «Какая физкультура нужна дошкольнику», Москва, «Просвещение», 1998г.

    14. Голицина Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении», Москва, «Скрипторий», 2006г.

    15. Прищепа С.С . «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», Москва, «Сфера», 2009г.

    16. Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-7лет», Москва, «Просвещение», 2006г.

    17. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы, сайт

    Методика проведения физкультурных занятий.

    Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя знания программы в умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

    Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:

    1) со всœеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;

    2) со всœеми детьми по разным разделам обучения (одни рисуют, другие считают);

    3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

    Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типов. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающихся физкультурой.

    Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. К примеру, со старшими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательной форме, эстафеты и т.д. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и т.д.

    По возрастному составу смешанная группа должна быть 2-возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3 и 4-возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого тала целœесообразно делить группу на две подгруппы. В одну подгруппу организуются дети, составляющие по возрасту большинство. Дети 3-возрастной группы присоединяются к смежной возрастной группе. К примеру, одну подгруппу составляют старшие дети, вторая состоят на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей средне­го возраста. Но дети среднего возраста лишь организационно относятся к младшей подгруппе.

    В разных видах упражнений требования к ним конкретизируются. К примеру, вся младшая подгруппа упражняется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диаметром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Вместе с тем, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона или приседа.

    Специфические трудности в организации и проведении физкультурных занятий существенно возрастают в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

    Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период привыкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, в общих чертах ориентируются в пространстве, понимают указания воспитателя.

    Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме.

    I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

    II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в базовых движениях (2-4); подвижные игры (1-2).

    III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

    Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность двигательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для разных возрастных подгрупп.

    Результативность обучения на физкультурных занятиях первого типа определяют три главных фактора:

    Подбор упражнений с учетом требований и уровня общей и двигательной подготовленности детей;

    Организация детей в каждом виде упражнений;

    Дифференцирование нагрузки для каждой возрастной подгруппы.

    Подбор упражнений. В подборе упражнений воспитатель руководствуется программными требованиями: перечнем конкретных навыков и общепедагогическими задачами, соответствующими возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься - у малышей, достижение правильности и точности выполнения заданных упражнений - у детей среднего возраста͵ развитие двигательной инициативы и самостоятельности - у старших дошкольников.

    Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. По этой причине во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения, ходьбу врассыпную с последующим построением в колонну, ходьбу шеренгой - упражнения, трудные для младших детей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны.

    Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это бывают образные упражнения. К примеру, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки..." - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всœей ступне; "Ребятки станут медвежатками..." - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т.п.

    Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. К примеру, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

    Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, к примеру кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всœего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, ᴛ.ᴇ. с одной возрастной подгруппой. Интересны и полезны детям всœех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

    Еще большего внимания требует подбор упражнений в базовых движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, в связи с этим в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, к примеру ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места и др.
    Размещено на реф.рф
    Разумеется, двигательные задания должны отличаться по сложности.

    Далеко не каждая подвижная игра должна быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всœего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям.

    К участию в общих играх малышей следует готовить, а раздельных занятиях или на прогулке воспитатель заучивает с ними игры и игровые упражнения, которые сути своей становятся подводящими к общей игре.

    Дети также могут имитировать разные образы. К примеру, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение ʼʼУбегайте от меняʼʼ может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягушка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавливает малышей к участию а игре "Караси и щука".

    Организация детей. Продуманная организация детей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Воспитатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

    Во вводной части занятия дети строятся в колонку или шеренгу, впереди - старшие. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при построении в две шеренга младшие дети стоят в первой шеренге, значит, во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

    На общеразвивающие упражнения дети строятся в раздельные звенья, к примеру два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем становится в конец старшего звена.

    Выбор способа организации детей при выполнении базовых движений (фронтальный, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей, наличия оборудования.

    При фронтальном способе организации, дети выполняют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. К примеру, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длина 4 м, высота 30-40 см - для старших; длина 2 м, высота 20-25 см - для младших.

    При групповом способе организации детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относителъно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. По этой причине упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Время от времени воспитатель останавливает всœех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей, сообщить новое задание и т.д. Во второй половинœе года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. К примеру, пока воспитатель работает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

    Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, корректирование, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

    Очень важно при любом способе организации обеспечить возможно большую повторность базовых движений упражнения, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит скорость образования и прочность двигательных навыков. По этой причине порядок выполнения упражнений (одновременно, поочередно, поточно) должен быть целœесообразным в каждом конкретном случае. Так, упражнения с мячами - подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и т.п. - всœегда выполняются одновременно, мяч должен быть у каждого ребенка. Упражнения, требующие страховки, к примеру прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбегается после того, как предыдущий приземлился. Аналогично прыгать в длину с места могут также поочередно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы). Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка.

    Упражнения, характеризующиеся длительностью действия, к примеру разные виды ползания, как правило, выполняются поточно, особенно на этапе разучивания. К примеру, четверка за четвёркой (пятерка, шестерка) детей ползут вдоль зала, воспитатель, пере мешаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому после активного выпрямления (потягивания, подпрыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением - прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами и др.

    В организации подвижных игр возможны два варианта.

    1. Подвижная игра на объединœенном занятии должна быть для каждой подгруппы своя. Воспитатель начинает играть с малышами, сделав соответствующие распоряжения старшим, которые переходят к самостоятельному выполнению второго (третьего) упражнения в базовых движениях. После игры и непродолжительной заключительной ходьбы или игрового задания ʼʼПройди тишеʼʼ, "Поиграй с тем, что найдешь" и т.д. малыши уходят, физкультурное занятие для них заканчивается. Старшие, завершившие к этому времени выполнение упражнений в базовых движениях, под руководством воспитателя играют в игру, соответствующую их возрасту.

    В заключение занятия - танец, или игра-забава, или спокойная ходьба исходя из физической, психической и эмоциональной нагрузки предшествующих упражнений.

    2. Подвижная игра должна быть общей для старших и младших. В таком случае после двух-трех проигрываний малышей отпускают, со старшими продолжают играть. В случае если игра хорошо знакома детям, можно ее усложнить, к примеру, увеличить число ловишек, ввести выручалочки и др.
    Размещено на реф.рф
    Но можно поиграть в другую игру, специфичную для старших детей, к примеру эстафету.

    Дифференцирование нагрузки. В программе обучения воспитания в детском саду определœены длительность для каждой возрастной группы, количество упражнений, их повторность. Это - основные компоненты, определяющие физическую нагрузку. Вместе с тем, физическая нагрузка зависит от характера игр и упражнений, их технической сложности, подготовленности детей и их эмоционального состояния, условий проведения и др.

    Перед воспитателœем разновозрастной группы постоянно стоит непростая проблема дифференцирования нагрузки. В самом общем виде она состоит в том, чтобы сделать доступным для детей разных возрастов одни и те же упражнения на совместных физкультурных занятиях.

    Решение ее тоже в самом общем виде выглядит так: визуально одинаковые и похожие упражнения должны отличаться техническими характеристиками, плотностью и протяженностью действий.

    Некоторые конкретные результаты вытекают уже из подбора упражнений и правил организации, рассмотренных выше. Итак, во вводной части занятия дети могут двигаться колонной по одному, колонной по два - малыш со старшим ребенком, врассыпную. Воспитатель следит за осанкой, техникой движений, размещением детей на площадке и выполнением заданий во время ходьбы и бега. Задания приучают детей контролировать свои действия, и потому их учебный эффект рассчитан главным образом на старших детей.

    При этом психологический и эмоциональный микроклимат, который создают задания, должен объединять всœех детей, помогать и малышам включиться в работу. К примеру: "Сначала пойдем за большими, а когда ударю громко в бубен или когда скажу: "Оп!, - пойдем за маленькими..." - шаг у малышей короче, и потому старшие дети в обратном направлении идут на носках, или приставным шагом - пятка к носку. Малышей это сбивает, так как они смотрят вперед.

    Общую колонну можно построить так, чтобы дети изначально двигались по кругу в противоположных направлениях: старшие - по часовой стрелке, малыши - против. Встретившись, дети разворачиваются на 180° и продолжают движение до новой встречи. Вместе с тем, старшие могут идти гимнастическим шагом, а малыши - обычной ходьбой.

    Удобна, психологически оправдана и эмоционально благоприятна вводная ходьба в колонне парами. Старшие дети движутся по внешнему кругу, что увеличивает расстояние и дает возможность маневрировать при выполнении заданий. К примеру, по сигналу старшие выполняют подскоки на месте или с поворотом вокруг себя, малыши хлопают в ладоши; старшие идут в приседе или вокруг малыша, держась за его руку; старшие идут спиной вперед в обратном направлении, младшие продолжают идти вперед до встречи со своим старшим партнером; младшие бегут врассыпную, старшие бегут колонной по краю площадки и т.д.

    Продолжительность бега для старших на совместном занятии уменьшается, так как нужно учитывать возможности малышей. Зато можно увеличить его интенсивность, чередуя обычный бег, к примеру, и бег с высоко поднятыми коленями.

    Пять общеразвивающих упражнений составляют комплекс. Οʜᴎ должны быть похожими и по характеру двигательных действий и по структуре, но различными по технической сложности. К примеру, старшие, поднимая руки вверх, поднимаются на носки, младшие - нет; старшие, сидя на полу, поднимают прямые ноги, оттягивая носки, малыши поднимают ноги, как умеют; старшие приседают, держа спину прямо, для чего крайне важно поднять пятки от пола и широко развести колени, младшие приседают, как получается, и т.п.

    Конечно, в данном случае в какой-то мере форсируется использование счета как приема руководства общеразвивающими упражнениями, который логичен в старших группах и преждевременен в одновозрастных младших группах. Но это следует делать, чтобы не тормозить появление у старших детей умений выполнять упражнения четко и одновременно. Зато и проговаривание воспитатель использует чаще, чем в одновозрастной старшей группе, чтобы помогать малышам. Слова должны вписываться в темп и ритм упражнений.

    Упражнения в базовых движениях при фронтальной организации детей, как правило, одного вида, однако, отличаются не только количественными характеристиками, но и способом выполнения. К примеру, малыши идут по короткой и низкой скамейке обычным шагом в то время как старшие - по высокой и длинной скамейке на носках или приставными шагами, прыжками на двух или одной ноге, спиной вперед, танцевальным шагом и др.
    Размещено на реф.рф
    Старшие могут идти я обычным шагом, но по опорному брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

    Еще один важный резерв уплотнения нагрузки состоит по сути в том, что темп выполнения движении старшими детьми, естественно, более высок. Οʜᴎ успевают проделать несколько движений за то время, пока малыши делают одно. По этой причине следует широко использовать комбинированные задания, состоящие из 2-4 разновидностей движений, по принципу "дорожки препятствий".

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, и старшие, и младшие дошкольники участвуют в одной и той же игре, в разных движениях, предусмотренных программой для каждого возраста.

    Методика проведения физкультурных занятий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методика проведения физкультурных занятий." 2014, 2015.