Как определить психическое состояние ребенка. Как психоэмоциональное развитие ребёнка влияет на его интеллектуальное развитие? Эмоциональное развитие в раннем детстве

  • Текст опросника
  • Лист для ответов
  • Опросник дс (краткий вариант)
  • Текст опросника
  • Опросник «Актуальное состояние» (ас)
  • Шкалы методики
  • Текст опросника
  • Бланк для ответов
  • Обработка результатов Ключ
  • Занятие 4 Реконструкция субъективного семантического пространства психических состояний Методы исследования семантических пространств психических состояний18
  • Методика
  • Занятие 5 Построение рельефа психического состояния Методика «Рельеф психического состояния»20
  • Опросник рельефа психического состояния
  • Занятие 6 Выявление причин эмоционального дискомфорта Анкета «Причины эмоционального дискомфорта»21
  • Текст опросника
  • Фаза истощения
  • Профессиональное выгорание23
  • Исследование синдрома отключения
  • Текст опросника
  • Опросник на «выгорание» mbi
  • Шкала нервно-психического напряжения24
  • 1. Наличие физического дискомфорта
  • 8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта
  • 27. Степень распространенности (генерализованности) признаков напряжения
  • 28. Оценка частоты возникновения напряжения
  • 29. Оценка продолжительности состояния напряжения
  • 30. Общая оценка степени выраженности напряжения
  • Диагностика состояния стресса25
  • Тест «Степень напряженности»26
  • 1. Семья
  • 2. Личная жизнь
  • 3. Работа
  • Нервно-психическая устойчивость (нпу). Методика «Прогноз»27
  • Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант)28
  • Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)29
  • Личностная шкала проявлений тревоги30
  • Шкала тревоги31
  • Шкала астенического состояния (шас)32
  • Бланк методики «Шкала астенического состояния»
  • Методика в. Бойко «Фрустрация»33
  • Социальная фрустрированность
  • Бланк методики «Уровень социальной фрустрированности»
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и м. Фергюсона34
  • Методика «т и д»35
  • Бланк методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и м. Фергюсона
  • Текст опросника
  • Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний в. Зунга (адаптирована т. И. Балашовой)36
  • Бланк для ответов
  • Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний в. А. Жмурова37
  • Бланк методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний в. А. Жмурова
  • Шкала депрессии э. Бека38
  • Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности39
  • Протокол
  • Шаблон для оценки психической активации*
  • Шаблон для оценки интереса
  • Шаблон для оценки эмоционального тонуса
  • Шаблон для оценки напряжения
  • Шаблон для оценки комфортности
  • Самооценка эмоциональных состояний40
  • Методика диагностики психических состояний (по г. Айзенку)41
  • Бланк методики диагностики психических состояний (по г. Айзенку)
  • Диагностика состояния агрессии42
  • Тест агрессивности43
  • Результаты
  • Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний
  • Занятие 8 Изучение вегетативных проявлений психического состояния Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций46
  • Изучение вегетативных проявлений психического состояния (методика измерения частоты пульса по данным экг и кожно-гальванической реакции)47
  • Протокол занятия (запись ответов ведет один из экспериментаторов) Оценка словесных ответов
  • Оценка «вегетативного ответа»
  • Обработка результатов
  • Занятие 9 Диагностика психических состояний с помощью проективных тестов Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций»
  • Метод цветовых выборов (мцв)48
  • Интерпретация цветовых выборов
  • Тема 4. Изучение экспрессивного компонента психических состояний
  • Занятие 10 Использование метода прямого наблюдения эмоциональной экспрессии Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица50
  • Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии51
  • Протокол занятия52
  • Опыт I. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)
  • Опыт II. Оценка киносюжета (записи ведет испытуемый)
  • Методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией»53
  • Протокол занятия
  • Занятие 11 Самооценка склонности к проявлению эмоциональной экспрессии. Вопросник по эмоциональной экспрессии (вээ)54
  • Бланк для ответов к вопроснику по эмоциональной экспрессии
  • Ключи к вопроснику по эмоциональной экспрессии
  • Методика «Оценка своих средств экспрессии»
  • Занятие 12 Детальный анализ мимического выражения психического состояния Шкала мимического выражения психического состояния55
  • Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний56
  • Умение понимать язык мимики и жестов57
  • Ключ к тесту «Умение понимать язык мимики и жестов»
  • Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»58
  • Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»
  • Занятие 13 Определение эмоционального состояния говорящего по интонации голоса59
  • Тема 5. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности
  • Занятие 14 Диагностика психических состоянийдетей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста61
  • Результаты заносятся в таблицу:
  • Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:
  • Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников62
  • Психические состояния школьников63
  • Опросник
  • Психические состояния студентов
  • Психические состояния учителей64
  • Психические состояния преподавателей65 Инструкция аналогична предыдущей.
  • Занятие 15 Оценка физического и умственного утомления с помощью опросников Опросник для оценки острого физического утомления66
  • Опросник для оценки острого умственного утомления
  • Опросник для оценки острого умственного утомления.
  • Дифференцированная оценка работоспособности
  • Списки утверждений опросника дорс (в скобках указаны номера утверждений в общем перечне пунктов и тип формулировки симптомов:
  • Занятие 16 Хроническое утомление и его проявление Опросник «Степень хронического утомления»68
  • Занятие 17 Самооценка предсоревновательного психического состояния спортсменов69
  • Исследование предсоревновательного психического состояния у спортсменов70
  • Пульсометрия
  • Ассоциативный эксперимент
  • Измерение предсоревновательного состояния спортсменов71
  • Тест-опросник предсоревновательного состояния спортсмена
  • Протокол опыта
  • Занятие 18 Комплексная методика моделирования психической напряженности72
  • Занятие 19 Методы измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности73
  • Шкала оценки профессионального стресса74
  • Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности75
  • Опросник mbi76 Вариант м (для менеджеров, руководителей)
  • Вариант 2 (для учителей, преподавателей, тренеров)
  • Занятие 20 Диагностика экзаменационной тревожности
  • Занятие 21 Особенности психодиагностики посттравматического стрессового расстройства77
  • 1. Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии, вызывающие дистресс
  • 2. Интенсивные, тяжелые переживания при обстоятельствах, символизирующих или напоминающих различные аспекты травматического события, включая годовщины травмы
  • 4. Повторяющиеся сны о событии, вызывающие тяжелые переживания (дистресс)
  • 5. Усилия, направленные на то, чтобы избежать мыслей или чувств, ассоциирующихся с травмой
  • 6. Усилия, направленные на то, чтобы избегать действий или ситуаций, которые вызывают воспоминания о травме
  • 7. Неспособность вспомнить важные аспекты травмы (психогенная амнезия)
  • 8. Заметная утрата интереса к любимым занятиям
  • 9. Чувство отстраненности или отчужденности от окружающих
  • 10. Сниженный уровень аффекта, например неспособность испытывать чувство любви
  • 11. Ощущение отсутствия перспектив на будущее, например пациент не ожидает продвижения по службе, женитьбы, рождения детей, долгой жизни
  • 12. Трудности с засыпанием или с сохранением нормального сна
  • 13. Раздражительность или приступы гнева
  • 14. Трудности с концентрацией внимания
  • 15. Повышенная настороженность (бдительность)
  • 16. Преувеличенная реакция испуга («стартовая» реакция на внезапный стимул)
  • 17. Физиологическая реактивность при воздействии обстоятельств, напоминающих или символизирующих различные аспекты травматического события
  • Занятие 22 Методика диагностики психического выгорания учителей78
  • Инструкция
  • Текст опросника
  • Ключ к опроснику «психического выгорания»
  • Занятие 14 Диагностика психических состоянийдетей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста61

    Трудность диагностики психических состояний детей дошкольного возраста состоит в том, что они не обладают богатым словарным запасом, не могут четко оперировать понятиями и описать свое внутреннее состояние. И чем младше дошкольник, тем сложнее определить его действительное состояние.

    Распределение методик по возрастной шкале в общем виде представлено в табл. 5.1.

    Таблица 5.1

    Распределение методик диагностики психический состояний детей дошкольного возраста по возрастной шкале

    Методика

    «Кинотеатр»

    Вариант А

    Вариант Б

    «Часики»

    Вариант А

    Вариант Б

    «Паровозик»

    Начиная с 2,5 лет без изменений

    «Цветик-вось-ми-цветик»

    Без изменений

    «Цветовая социометрия»

    Не используется

    С середины учебного года

    Используется пол ностью

    «Эмоциональный дневник»

    По длительности процедуры обследования методики можно распределить следующим образом:

    а) от 1 месяца и более («Эмоциональный дневник»);

    б) 10-20 мин («Цветовая социометрия», «Кинотеатр», «Матрешки», «Цветик-восьмицветик»);

    в) от 1 до 5 мин («Паровозик», «Часики»).

    Ряд методик предполагает использование цвета и пиктограмм, изображающих широкий спектр эмоциональных реакций: «Матрешки», «Часики»; только цветовые карточки: «Цветовая социометрия», «Цветик-восьмицветик», «Паровозик».

    Методика «Паровозик». Методика направлена на определение степени положительного или отрицательного психического состояния. Применяется индивидуально с детьми (с 2,5 лет).

    Подготовка исследования. Подготовить белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). На белом фоне разместить беспорядочно вагончики.

    Инструкция. «Рассмотрим все вагончики. Надо построить поезд, но необычный. Первым надо поставить вагончик, который тебе кажется красивым (тот, который тебе нравится больше других). Теперь выбери из оставшихся самый красивый и т. д.».

    Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно рукой обводятся все вагончики.

    Результаты заносятся в таблицу:

    Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:

    Полученные баллы сложить и сравнить с ключом:

    Психическое

    Сумма баллов

    состояние

    Позитивное

    Негативное

    – низкой степени;

    – средней степени;

    – высокой степени

    Методика «Цветик-восьмицветик». Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.

    Подготовка. Изготовить разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевину цветка – белого цвета. Исследование проводится на белом фоне.

    Проведение. Исследование проводится с детьми 2,5-8 лет в форме игры-беседы.

    Инструкция. «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т. д.». Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т. д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Полученные данные заносятся в таблицу:

    Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.

    Характеристика

    «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость

    «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности

    «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы

    «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты

    Фиолетовый

    Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место»

    Коричневый

    Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка

    Не эмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен

    Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом

    Методика «Часики». Представлена в двух вариантах: для детей с 2,5-4,5 лет – вариант А, для более старших – вариант Б.

    Подготовка. Подготовить цветовое поле с использованием следующих цветов: красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, коричневого, черного. А также две пиктограммы с изображением печального и веселого лица для варианта А и 12 пиктограмм: страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость/лукавство, обида, стресс, недоверие – для варианта Б.

    Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.

    Инструкция. «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».

    Полученные результаты заносят в таблицу.

    Возраст ____________________

    Номер пиктограммы

    Высказывание ребенка

    Методика «Кинотеатр»

    Цель. Изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей с 4 лет.

    Методика представлена в двух вариантах: для мальчиков и для девочек, а также употребляется в сокращенном варианте для детей младшего дошкольного возраста.

    Подготовка. Изготовить мини-кинотеатр. На белом фоне, в «креслах», обозначены пиктограммы, изображающие выражение лиц определенного эмоционального состояния, всего 12: 1 – страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс, 12 – недоверие.

    Подготовить по 18 картинок с изображением ситуаций:

    1. Общение с родителями (мамой, папой, бабушкой, дедушкой), сверстниками, воспитателями.

    2. Деятельность: музицирование, продуктивные виды (рисование, лепка), игра (в одиночестве, со сверстниками), чтение, отношение к школе, труд (кормление животных, помощь родителям), занятия спортом (в одиночестве, с другом, в коллективе).

    Инструкция. «Представь, что ты – мальчик (девочка), изображенный на рисунке, какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»

    Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма. Данные заносятся в таблицу:

    Карточек может быть меньше: с учетом возрастных особенностей, количества членов семьи, занятий ребенка; «музицирование», например, может не войти в набор стимульного материала.

    Количественный анализ. За пиктограммы № 1,4, 5, 6, 10, 12 начисляют по (-1) баллу; за № 2, 7, 8, 9 – по +1 баллу; за № 3 – 0 баллов По окончании подсчитываётся сумма отрицательных выборов, которая делится на количество карточек и умножается на 100%.

    – меньше 10% – ППС (положительное психическое состояние);

    – 10-30% – НПС низкой степени (негативное психическое состояние);

    – 31-51% – НПС средней степени;

    – больше 52% – НПС высокой степени.

    Также можно определить и степень выраженности определенного негативного состояния:

    Психическое состояние

    Количество выбора одним ребенком определенного психического состояния

    незначительная

    Агрессивность

    Недоверие

    Важен также и качественный анализ: отношение ребенка, его моти-вационный аспект к себе, окружению, природе, деятельности; нравственный аспект – выявление собственно проблемы ребенка.

    Методика «М а т р е ш к и». Дошкольникам предлагаются 11 пиктограмм, изображающих: 1 –страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс. Перед детьми на белом фоне раскладываются силуэты матрешек и в беспорядке – пиктограммы.

    Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету.

    В ходе эксперимента фиксируется моторика (двигательные реакции глаз, руки), двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания.

    Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограмм, заносятся в таблицу:

    В колонках фиксируется номер пиктограммы. По окончании работы суммируется количество выбранных карточек-пиктограмм на определенном цвете и подсчитывается число повторений.

    Качественный состав эмоциональных и двигательных реакций детей

    Двигательные реакции глаз:

    а) скользящий, беглый взгляд на цветовые силуэты и пиктограммы. Присутствует у всех детей в начале эксперимента, как бы «ознакомительный»;

    б) фиксирование – неподвижное устремление взора на силуэты. Возникал у детей при затруднении;

    в) рассматривание – основная двигательная реакции глаза, направленная на цвет и пиктограмму попеременно. Двигательные реакции руки:

    а) намеренное прикосновение: ребенок тянется к цветовым силуэтам или пиктограммам и легко касается их;

    б) «захватывание»: ребенок берет в руки цветовые силуэты, прижимает их к себе, прячет, может после обследования забрать с собой. Встречается особенно часто, если цвет нравится, если же цвет вызывает негативные чувства – прячет под стол, намеренно роняет, отталкивает;

    в) манипулирование: силуэт или пиктограмму берет в руки, мнет, трясет, подносит ко рту;

    г) ощупывание: ребенок перемещает пальцы по контору силуэта. Эмоциональные реакции

    В зависимости от интенсивности различают три вида улыбок:

    – слабую (губы ребенка при этом не раздвигались);

    – среднюю (губы раздвигались, но улыбка не сопровождалась оживленной мимикой и имела небольшую продолжительность);

    – сильную (широкая улыбка, многократно вспыхивающая на лице ребенка).

    К эмоциональным же реакциям относятся и громкие радостные возгласы, которые демонстрировали все дети различных возрастов.

    Одной из постоянных эмоциональных реакций было двигательное оживление ребенка, проявляющееся в следующих формах:

    – слабое (когда ребенок выполнял задание, не проявляя более никаких движений);

    – среднее (вскидывал руки, хлопал в ладоши, теребил одежду, трогал экспериментатора);

    – высокое (ребенок совершал многократные движения конечностями и корпусом, «прыгал» на стуле, активно перемешивал силуэты и пиктограммы).

    Высказывания детей можно распределить следующим образом:

    – увлеченно начинают рассказывать о том, что раньше они слышали, как их близкие говорили о каком-то цвете, сравнивали с каким-то предметом или животным, например: «Небо серое, как мамино платье», «Машина – цвета доллара», «У тебя персиковая помада» и т. д.;

    – мотивируют свой выбор высказываниями: «Так чувствую», «Так внутри», «Хочется так положить», «Знаю» и т. д.;

    – сравнивают с предшествующим опытом: «Оранжевый, как апельсин, а апельсин мне дают, если Новый год. Я так удивляюсь!»

    Мимика детей. Примерно 70% детей изображают мимикой выражение с пиктограммы.

    Методика «Эмоциональный дневник» (с 5 лет)

    Цель. Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 мес).

    Подготовка. На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых – пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются дата заполнения и рисунки – модели, обозначающие: приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготовку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с педагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии. Всего 15 колонок, 16-я – «баллы». По вертикали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предложенных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок.

    Подготовка детей. Совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психические состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо оказывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»).

    Инструкция. «Заполни пустые клеточки, выбрав то лицо, какое бывает при выполнении этой деятельности (называется колонка, которую требуется заполнить)».

    Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы.

    Можно использовать и другой вариант методики: ведение дневника дома (с помощью родителей). По горизонтали расположить разделы:

    1. Общение с каждым членом семьи.

    2. Сон, отдых.

    3. Любимые занятия ребенка.

    4. Совместная деятельность со взрослым.

    5. Гигиенические процедуры.

    6. Принятие пищи.

    7. Труд и т. д.

    Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с результатом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка.

    Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника.

    Горизонтально:

    1. Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывает-ся количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом:

    – 0-3 балла – НПС высокой степени;

    – 4–6 балла – НПС средней степени;

    – 7-10 баллов – НПС низкой степени;

    – 11-14 баллов – ППС (позитивное психическое состояние).

    2. В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5-7 пиктограмм. Анализ дает информацию для:

    – руководителей ДОУ – об обеспечении педагогом эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада;

    – педагогу – о проблемах ребенка, его реакции на определенный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам;

    – психологу – о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими.

    Каждые два месяца проводится вертикальный анализ: 1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельности, общение и т. д. отдельно. Присваивается по 1 баллу за количество негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учитывают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего психического состояния. Полученные данные сравнивают с ключом методики.

    2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины.

    Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетельствовать:

    – об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью;

    – низком социальном статусе ребенка в группе;

    – роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняется с помощью бесед, наблюдений);

    – депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нарушение аппетита, раздражимость – продолжаются в течение 2 и более недель);

    – о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35-40 выборов по вертикали и при соответствии НПС степени горизонтального анализа);

    – об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т. д.

    Ключ к методике при вертикальном анализе результатов:

    Состояние

    Степень устойчивого отрицательного психического состояния

    Нарушения

    Невротические страхи

    Невротическая потребность в любви и привязанности

    Чувствительность к отвержению; чувство вины

    Агрессия

    Враждебность

    Соперничество

    Невротическое страдание

    Методика «Цветовая социометрия»

    Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

    Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

    – 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

    – 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

    – 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

    – 4-й – как второй;

    – 5-й – как первый.

    Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

    Инструкция (дается по ходу выполнения задания).

    «1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.

    2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

    3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.

    4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

    Примечания:

    1. Не все квадраты могут быть заполнены.

    2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

    3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

    Протокол

    Фамилия, имя ребенка __________________________________________

    Возраст ______________________________________________________

    Отношение к себе

    обозначен)

    Высказывания

    Результат

    Явно предпочти тельное

    Предпочтительное

    Антипатии

    Интерпретацию данных к методике «Цветовая социометрия см. в табл. 5.2.

    Как правило, в таких семьях имеется один или несколько детей. Для любого ребенка развод родителей это, прежде всего колоссальный стресс, который оказывает большое негативное влияние на психологическое состояние детей. Семья - это основная ячейка общества. Именно семья учит ребенка любить, радоваться жизни, познавать мир, искать свое место в обществе. Отношения между родителями являются примером для детей, на примере родителей дети учатся переживать тяжелые моменты и в дальнейшем строить свои собственные отношения. Таким образом, разрыв семьи не может не повлиять на психологическое состояние детей после развода родителей.

    Дети очень близко воспринимают развод родителей. Самое страшное, что при этом у большинства подростков возникает чувство вины, за то, что он не смог сохранить брак своих родителей. Возможно, это чувство будет преследовать ребенка на протяжении большого периода после развода родителей.

    Другое не менее опасное чувство, способствующее еще более негативному влиянию на состояние детей после развода - это чувство страха. Ребенок начинает бояться потери любви родителя, который ушел из семьи и, напротив, появляется некая озлобленность на второго родителя. Многие дети становятся более капризными, начинают требовать повышенного внимания. Некоторые же становятся подвержены частым болезням и перепадам настроения.

    Состояние детей отображается и в отношениях с окружающими людьми. Дети могут проявлять приступы агрессии к учителям или своим одноклассникам. У многих детей появляются проблемы в школе из-за плохого поведения и непослушания. По мнению специалистов больше отрицательного воздействия на психику ребенка наблюдается среди мальчиков. Также, считается, что чем выше возраст, тем сильнее ребенок переживает распад семьи. Часто «дети отбиваются от рук», они стараются не подчиняться правилам и нормам поведения установленными в обществе, появляется чувство гнева и ненависти к старшим людям либо к одному из родителей. В редких случаях у подростка может появиться склонность к самоубийству. Возможно, что ребенок будет испытывать чувство стыда за свою семью перед товарищами.

    После развода родителей одним из основных страхов детей является появление в семье нового человека, который попытается, по мнению ребенка, составить последнему конкуренцию за внимание родителя. Таким образом, появляется чувство ревности и ненужности ни кому кроме самого себя. В этом случае ребенок может убегать из дома, проводить большую часть времени со своими друзьями. Многие дети стараются оставаться на ночь у сверстников, чтобы попробовать ощутить полноценную семью.

    Пример родителей может отрицательно сказаться и на личной жизни ребенка. Многие дети из разведенных семей, как правило, повторяют ошибки своих родителей и тоже разрушают свой брак. По статистике возраст, в котором вступают в брак дети из разведенных семей значительно ниже, чем у детей из обычных семей. Это объясняется в желании восполнить ощущение крепкой семьи, которого он был лишен в детстве. Но ранний возраст как раз и выступает основной причиной развода у таких детей.

    Конечно же, можно избежать тяжелых последствий состояния детей, если стараться не обделять ребенка вниманием и любовью и следовать некоторым советам психологов. Итак, основные правила, которые помогут психологическому состоянию детей после развода:

    1. Поддержание теплой атмосферы во взаимоотношениях со своим ребенком.
    2. Если вы решили развестись, то лучше всего это честный и откровенный разговор с ребенком. Надо сказать ему все как есть, чтобы в дальнейшем он не обвинял вас во лжи и несправедливом отношении. При этом нельзя настраивать ребенка против одного из родителей.
    3. Уделять ребенку больше внимания. Чаще давать понять, что его любят.
    4. Стараться регулярно устраивать встречи со вторым родителем, чтобы ребенок не держал злости на него за уход из семьи.
    5. Как можно чаще ходить с ребенком в парки, музеи, кино и другие развлекательные заведения. Это поможет вашему чаду не думать о разводе и не погружаться в грустные мысли. Таким образом, он быстрее свыкнется с разводом родителей.
    6. Постараться какое-то время не менять привычных для ребенка условий жизни. (школа, место жительства, друзья)
    7. Никогда не выясняйте отношения на глазах у ребенка, что не травмировать психику. Именно из-за этого у многих детей в дальнейшем появляется чувство агрессии.

    Если придерживаться этих простых правил, то можно помочь своему ребенку намного проще справиться с тяжелой ситуацией.

    В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия являются критериями оценки психического состояния человека. Встречающиеся человеку в жизни трудности могут быть им преодолены, а могут стать сильнее его. Если человек этот факт осознаёт, то он способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. Таким образом, гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой (другими людьми, миром природы и т.д.), при которых сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личночтного развития. Всё это справедилво и для детей. Тем более важным становится наблюдение за психическим состоянием ребёнка как родителями, так и воспитателями детских садов, учителями в школе.

    Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрницательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.

    Активация – активное поведение, желание изменить ситуацию, оптимистическое отношение к проблемам, уверенность в благоприятном исходе.

    Тонус – постоянная активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающая их готовность к действию. В психологии тонус раскрывается как возможность расходывать энергию, стенически реагировать на трудности. Плохая работоспособность, вялость, несобранность говорят о пониженнои тонусе.

    Напряжение – состояние, обусловленное ожиданием неприятных событий, сопровождаемое иногда страхом, тревогой, ощущением общего дискомфорта. При этом основной причиной возникающего напряжения часто является неудовлетворённая потребность.

    Стресс – интегральный ответ организма на экстремальное воздействие или повышенную нагрузку. Также понятие «стресс» рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Стресс может привести к разным заболеваниям организма. В медицине различают активный и пассивный стресс. При активном чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном сбои имунной системы.

    Нужно помнить, что адаптивные возможности человека очень велики, поэтому многие начальные изменения в организме, возникшие под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Небольшой стресс не оказывает негативного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности. Такой стресс носит название эвстресс и положительно влияет на человека. Дистресс же наоборот производит разрушительные действия в организме.

    Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.

    Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. Родителям и педагогам необходимо научиться хотя бы на элементарном уровне диагностировать стрессовые состояния у детей.

    Признаки стрессового состояния у ребёнка:

    Подавленное настроение

    Плохой сон. Ребёнок с трудом засыпает и беспокойно спит

    Усталость после нагрузки, которая раньше давалась легко

    Беспричинная обидчивость, часто плачет по ничтожному поводу, или наоборот становится агрессивным.

    Рассеяность, забывчивость отсутствие уверенности в себе. Ребёнок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмётся» к ним.

    Ненаблюдаемые раньше состояния упрамства, кривляние, стремления к одиночеству.

    Иногда ребнок постоянно жуёт или сосёт что-то, чего раньше не наблюдалось. Или стойкая потеря аппетита.

    Дрожание рук, качание головой, передёргивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

    Потеря веса, истощение или наоборот симптомы ожирения.

    Расстройство памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

    Все эти признаки могут говорить о стрессовом состоянии ребёнка только в том случае, если раньше их не наблюдалось. Не все признаки могут быть явно выражены, но беспокоиться следует даже тогда, когда присутствуют лишь некоторые из них.

    Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными для родителей. НО! Они не заменят работу специалиста! Если вас беспокоит состояние вашего ребёнка, обратитесь к специалистам – психологу и неврологу.

    Боремся со стрессом (материал с ссайта med-lib.ru):

    Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться. Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самой поддерживать этот разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок - это предпосылка к выражению им своих чувств.

    Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, которому будут удалять миндалины, получит пользу от того, что заранее побывает в больнице и точно узнает, что с ним там случится. Ребенок, переезжающий в новый район или начинающий учиться в другой школе, должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своей новой школе. Чем больше вы сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.

    Объясните ребенку, когда что-то случится. Не забывайте, что очень маленькие дети не разбираются во времени так, как это делают взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня из своей деловой поездки. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: "Мама вернется через три сна". Таким образом он поймет, сколько времени ему придется ждать.

    Не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания родителей. Часто приходится снижать эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.

    Как избавиться от нервного тика. По мнению большинства специалистов, лучший способ помочь ребенку избавиться от нервного тика заключается в том, чтобы не обращать на него внимания. Если вы упомяните об этом, то просто усилите его беспокойство. Нервный тик - это просто способ сообщить вам о внутренних чувствах ребенка. После того, как родители поймут эти чувства, тик часто исчезает. Но что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности - все это может стать признаками депрессии и беспокойства. Посоветуйтесь с педиатром или воспитателем в школе, если такие симптомы начнут проявляться. Пусть ваш ребенок останется ребенком. В настоящее время родители больше заняты и они ожидают от детей, что те будут сами заниматься собой и решать свои проблемы без помощи родителей. Часто случается, что от детей ожидают, что они будут вести себя как взрослые, пусть маленькие. Когда они оказываются не в состоянии делать это, у детей не хватает мудрости усомниться в правильности мышления родителей, они смотрят на себя и говорят: "Я не могу сделать это; что же со мной происходит?" Они начинают чувствовать себя ущербными и жизнь представляется им излишне сложной. От детей следует ожидать лишь то, на что они способны при их уровне развития. Дети должны оставаться детьми.

    Протяните руку помощи. Неважно, какой это ребенок - малыш ли, только начавший ходить, пытается сдержать приступ раздражения или ребенок, который вот-вот станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы - это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке. Но как можете вы прийти на помощь? Малышам и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся в новом детском саду может захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: "Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе" и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться, говорит доктор Эгелэнд. Общаясь с детьми более старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь".

    Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните; как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

    Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе или когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь. Постарайтесь установить равновесие между источниками стресса и моментами спокойствия и обновления: ходите на прогулки, ешьте хорошую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь определенного режима. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.

    Установите определенные пределы внешкольным занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих внешкольных занятий, и не доставляют удовольствия родителям. Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: "Мы заплатили много денег за этот кларнет, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки", а ребенку гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.

    Попробуйте включать воображение. Детей школьного возраста можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет или ляжет на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. Желательно обучить их пользоваться "секретным ключом", к которому они могут прибегнуть позднее, когда начинают ощущать стресс. Один восьмилетний ребенок пользовался беззаботным котом Гарфильдом из комикса в качестве ключа к расслаблению. Он носил на своей бейсбольной кепке изображение кота Гарфильда. Всякий раз, когда он испытывал напряжение и беспокойство и хотел расслабиться, он смотрел на изображение Гарфильда, и этот ключ напоминал ему, что нужно сохранять спокойствие.

    Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите своему ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха.Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось и за успех в нем ребенок получал похвалу родителей. "На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол", - такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.

    Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает что его любят, не так беспокоится о соперничестве - одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: "Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими". Тесты или игры иногда рассматриваются как проблемы жизни и смерти, хотя на самом деле все обстоит совсем не так. Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: "Ты молодец, неважно что случится".

    Желудочные спазмы, поносы, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дизритмия, артериальная гипер- или гипотония), органов дыхания (диспноэ, апноэ, «невротический» кашель) и т.д. -Психосоматические заболевания с органической манифестацией проявляются, например, в форме эндокринных заболеваний психогенного происхождения. -Специфические психосоматозы (психосоматические болезни...

    Роли фрустраторов: барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различается не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие фрустрацию психические состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии аффективного типа, а могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющими заметный...




    И чувства как форма отражения действительности. М., 1971. По предмету “Психология”. На тему “Психические состояния: тревожность, фрустрация, агрессивность”.Выполнил студент группы 7276 Стоянов Д.Ю.Москва 1999. Оглавление.Что такое эмоции. Фрустрация Агрессивность Тревожность Список используемой литературы. ЭМОЦИИ. Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, ...

    Возраст ребёнка: 15

    Меня беспокоит психологическое состояние моего ребенка

    Меня беспокоит психологическое состояние на данный момент моего ребенка. Он ничего не хочет. Пассивен. Грустный. Рассказывал, что учитель на него кричал. Сказал, что в следующий раз ему (учителю) ответит также, как она с ним общается на повышенных тонах. Надеюсь, что это переходный возраст. Очень переживаю за его подавленное состояние. Меня категорически попросил не вмешиваться.

    Юлия

    Здравствуйте, Юлия.

    В период переходного возраста подростки могут сталкиваться с трудностями, которые взрослым кажутся пустяковыми, поэтому, они обесценивают их переживания. Когда это происходит, доверие между двумя людьми теряется. Подросток закрывается, уходит в себя, остается наедине со своими мыслями. Если взрослые не понимают, как общаться с подростком, чтобы добиться от него результатов в учебе или в чем-то другом, ничего не остается, как повысить голос.

    Сейчас осень. Окружающее увядание природы может оказывать влияние на эмоциональный фон детей и взрослых, накладываться на личные переживания. Причинами данного состояния также может быть переходный возраст с его особенностями. Поиски себя и своего места в мире, вопросы смысла жизни, выбор профессионального пути, опыт влюбленности и построения взаимоотношений с окружающими людьми. Принятие себя, своих успехов и неудач. Если в какой-то сфере существует нерешенный вопрос, подросток может быть грустным и растерянным, углубившись в свои переживания и размышления.

    Можно оказывать поддержку ежедневными радостями. Небольшими, но важными. Любимое блюдо на ужин, улыбка с утра, совместный поход в кино в выходные. Спросите, что бы хотел сам подросток? Что бы порадовало его? Понять друг друга порой гораздо проще, чем кажется. Сейчас важен баланс в сохранении личного пространства ребенка и ваше присутствие и забота в его жизни.

    Всего вам доброго.

    Ольга Дорохова,
    психолог сайта «Я - родитель»


    Уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, Вам предлагается продолжить разбирать психологию детского рисунка , здесь рассматривается тест Детский рисунок человека и эмоциональные проблемы ребенка, такие как, тревожность, страхи, депрессия .

    Эмоциональные проблемы ребенка в детском рисунке человека

    Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние ребенка отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения.

    Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п.

    Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.
    (см. рисуночные тесты для детей)

    Детский рисунок человека — регуляция психомоторного тонуса

    Сила нажима на карандаш, при рисовании ребенком человека, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности.

    Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.

    Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.
    Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.
    (см. личность ребенка — тест)
    Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных эмоциональных проблемах и психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъном состоянии.

    Сильный нажим, в детском рисунке человека, может сигнализировать о высокой конфликтности , агрессивности . Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих эмоциональных проблем ребенка.

    Снижение психомоторного тонуса в детском рисунке человека

    Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на детском рисунке человека в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии.

    Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность.

    При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей.

    Другой частый признак астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей рисунка.
    (см. тест на астению)
    Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.

    Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.

    Эмоциональные проблемы ребенка: тревожность, страхи, депрессия

    Штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия.

    Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка , т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.

    Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации .

    Признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность.

    О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания («Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный?», «А насколько подробно его рисовать?»).

    Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т. е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что ребенок нередко не успевает сделать главную часть задания.

    Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге.

    Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».

    В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).
    (см. невротизм ребенка — тест)
    Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

    Увеличенный размер изображения (увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более). Увеличение размера рисунка - еще один признак ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги

    Психологические проблемы ребенка: депрессия

    Резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния . В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.

    Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях.

    Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение - для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию . В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент - тревожный или депрессивный.

    Далее, будет рассмотрен тест детского рисунка человека на определение сферы общения: — интровертность, экстравертность, демонстративность и отстраненность ребенка

    Желаю всем психического благополучия!