Во сколько появляется слух у новорожденного. Профессиональная проверка слуха. Зрение и слух у новорожденных до месяца

Когда новорождённый начинает слышать и видеть? Вот основной вопрос любопытных родителей после рождения малыша. Специалисты с радостью делятся информацией и считают, что мамы и папы должны знать об этом, чтобы предупредить и предотвратить нарушения в развитии своих детей.

Ничего не вижу, но что-то слышу

Зрение младенца и его слух уступают по остроте нормальным показателям взрослого человека. В первые три месяца его восприятие замкнуто на себе и близлежащем пространстве. Его чувства не выходят за пределы кроватки и проявляются исключительно на механическом уровне, без подключения сознания.

Дети рождаются с нарушениями зрения – это нормально . Такая ситуация зависит от физиологических факторов, благодаря которым формируется зрение новорождённого: этапы развития зрительного анализатора определяются ростом глазного яблока. Это влияет на расположение точки фокусировки световых лучей относительно сетчатки глаза, работу колбочек и палочек, функционирование зрительного нерва, аккомодацию. Вопросу посвящена отдельная статья.

А вот со слухом у малышей всё в порядке. Формирование слухового анализатора начинается еще в животике у мамы . У грудничка будет присутствовать реакция на громкие звуковые раздражители. Это связано исключительно с рефлекторными процессами и не претендует на то, что младенец осознаёт источник и характер звука.

Зрение и слух младенца в 20 раз слабее, чем у взрослого. Считается, что таким образом мозг защищает малыша от информационной перегрузки.

Как проверяют зрение у новорожденного в роддоме

По достижению 2 месяцев диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения

Здоровье младенца проверяется педиатрами в роддоме на предмет нарушений, которые развиваются во время внутриутробного периода, или передаются генетически.

Тестируются слуховые и зрительные рефлексы, проводится осмотр расположения и работы органов чувств.

Врачи-неонатологи обращают внимание на глаза: положительными признаками считаются реакция зрачка на свет и интенсивное движение глазами .

Доктор ограничивается внешним осмотром. Более точную диагностику специалисты проводят с 2 месяцев.

Как проверяют слух у новорождённого в роддоме

Если младенец реагирует на громкие звуки, слуховой анализатор в порядке. Он заплачет или повернётся в сторону источника сигнала. Если этого не происходит акушер указывает на фактор риска развития наследственной или врождённой тугоухости.

Когда новорожденный начинает видеть

Когда новорождённый начинает слышать и видеть, его восприятие отличается от того, что видит и слышит взрослый человек. После рождения малыша его глазной анализатор в течение первых недель не будет адаптирован к новым условиям освещения.

Всё, что он увидит, это световые пятна и размытые силуэты. Цветовые рецепторы оформлены слабо. Первое время мир воспринимается малышом в одном тоне. Стереоскопическое зрение отсутствует: он видит окружение в двухмерной плоскости.

Все родившиеся дети – дальнозоркие. Не подносите предметы к лицу малыша ближе, чем на 40 см.

Этапы развития зрения: первые недели

Формирование зрения тесно связано с ростом глазного яблока , которое развивается от 0 до 12 лет. Но лишь к 2-3 годам, когда новорождённый начинает видеть и слышать осознано, малыш будет в состоянии полноценно различать и обозначать цвета.

После рождения маленький человек не обладает полноценным зрением, но способен различать яркость освещения. Несмотря на то, что у него притуплённая светочувствительность, малыш всё же реагирует на яркий свет частым морганием или плачем.

В 1-й месяц

Зрение у новорождённых в 1 месяц фрагментарное: они видят отдельные образы и картинки, которые не в состоянии объединить в одно целое. Периферическое зрение не развито, поле восприятия узкое: грудничков не увидит игрушку боковым зрением.

В 2-3 месяца

В этот период у детей формируется способность фиксировать взгляд. Они начинают следить за мамой, поворачивать голову в направлении движения предмета. Не пугайтесь, если дети долго не моргают. В этот период мигательный рефлекс только начинает развиваться.

Что ещё должен уметь 3-х месячный малыш читайте .

В 6 месяцев

По прошествии полугода основные факторы только начинают своё формирование. Младенец получает первое представление о глубине пространства и расстоянии до объекта. Мир постепенно окрашивается в разные краски (сначала жёлтые, затем зелёные, и под конец подключается красный и синий оттенки).

Когда начинают слышать новорождённые дети

В представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая

На самом деле, слуховые органы у плода формируются ещё в утробе матери и начинают свою работу уже там.

Нельзя сказать, что он слышит отчётливо, однако его барабанная перепонка в состоянии обрабатывать звуковые волны и пересылать сигнал в мозг.

Часто у родителей возникает вопрос, слышат ли новорождённые дети то, что им говорят и вообще, как слышат новорождённые?

С рождения грудничок воспринимает все частоты одновременно. Его мозг ещё не научился адекватно обрабатывать звуковой сигнал.

В представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая.

На ранних этапах развития ухо младенца ещё не натренировано. Оно не может определить расстояние до источника звука. Поэтому дети одинаково реагируют на шёпот и громкие разговоры.

С взрослением, когда новорождённый начинает слышать частоты дифференцированно, он лучше подстраивается под дистанцию источника звука. Малыш становится способен различать голоса, распознавать речь и сам пытается говорить.

Этапы развития слуха у младенцев

  1. Первые недели. Телесное реакция на звук. Вздрагивание.
  2. Второй месяц. Увеличение разнообразия реакций на звуковые стимулы. Улыбка.
  3. Четвёртый месяц. Поиск источника звука. Поворот головы
  4. Пятый месяц. Появляется смех.
  5. Год жизни. Малыш произносит простые слова.

Как проверить зрение у новорождённого

Самостоятельно сделать это для неспециалиста затруднительно . Однако мама всегда может оценить наличие зрительных реакций у малыша, определяя их по движению глаз и сужению зрачков на свет.

Проверку на цветовосприятие у ребенка проводят на осмотре только по достижении 2-3 лет.

Более точный анамнез возможно получить только у врача. Осмотр у педиатра желателен по достижению 2 месяцев. На этом этапе диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения. Врачи используют яркий предмет для определения радиуса движения глаз малыша и способности к фокусировке.

Как проверять слух у новорождённого

Сурдолог проверяет слух на специальном аппарате на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха

Как правило, проблемы со слухом у маленьких детей распознаются ещё в роддоме или в дальнейшем самими родителями.

Они понимают, слышат ли новорождённые, если малыш начинает демонстрировать следующие реакции в отношении окружающих его аудио сигналов:

  • поворачивает голову на звук;
  • реагирует на речь мамы;
  • ищет глазами источник сигнала.

Что может насторожить маму в процессе развития малыша? Проверка слуха у новорождённых может выявить следующие нарушения:

  1. В течение 4 месяцев младенец не обращает внимания на громкие звуки.
  2. На 5-й месяц он не воспроизводит типичные для новорождённого звук.
  3. Спустя 9 месяцев малыш не в состоянии определить местонахождение источника звука.

Как проверить слух у новорождённого более детализировано? Для этого следует обратиться к сурдологу, который проведёт процедуру на специальном аппарате. Это займёт не более 10 минут. Желательно, чтобы малыш спал или находился в состоянии покоя.

В ухо грудничка помещается наушник, генерирующий звуковые колебания. Наушник соединён с компьютером, на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха.

Нарушения слуха в раннем возрасте приводят к отсутствию речевого развития

3 упражнения для здорового зрения малыша

После 1-го месяца жизни младенца разрешается проводить занятия по развитию его восприятия. Чтобы он начал адекватно анализировать световую и звуковую информацию, необходимо стимулировать его органы чувств.

Делайте это после еды, когда он находится в хорошем настроении и покое. Развитие зрения у новорождённых предполагает эти методики:

Подвесные игрушки помогают малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства
  • Игры с подвесной игрушкой (мобиль) . Цель упражнения – помочь малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства – кроватки. Игрушка должна издавать звуки, привлекающие внимание. Как выбрать , узнайте в нашем обзоре.
  • Фонарик . Проводите красным или жёлтым световым лучом вблизи грудничка. Наблюдайте за его реакциями. Этот метод позволит малышу научиться удерживать взгляд на предметах;
  • Цветовая стимуляция . Несмотря на то, что ребёнок слабо различает цвета, играйте с ним яркими игрушками для того, чтобы запустить работу цветовых рецепторов – колбочек.

Развивать зрение у новорождённого ребенка нужно, отталкиваясь от этих рекомендаций:

  • Старайтесь не подносить к глазам ребёнка предметы ближе, чем на 40 см.
  • Желательно, чтобы объекты в окружении новорождённого были яркими.
  • Ему легче наблюдать за крупными предметами.
  • Не перенапрягайте глаза малыша. Это приводит к развитию близорукости или дальнозоркости.
  • Проводите занятия в условиях хорошей освещённости.

Используйте для своих занятий красные овальные предметы. Такой цвет и форма наиболее различимы

Слух у новорождённого ребёнка развивают раньше зрения. Это делают следующим образом:

  • Игры с колокольчиками . Развесьте колокольчики на концы кроватки малыша. Меняйте расположение источников звука относительно него. Следите за реакцией.
  • Аудио игрушки . На время подвесьте над новорождённым постоянный источник звука. Дайте какое-то время для того, чтобы грудничок привык к сигналу. Уберите игрушку и повторите это упражнение через несколько минут.
  • Музыка . Включите рядом с грудничком приятную тихую музыку. Рекомендуется также взять его на руки и пройтись по комнате, отдаляя и приближая младенца относительно звука.
  • Погремушки . Стимулируйте слух ребёнка, потряхивая вокруг него погремушкой. Со временем усиливайте громкость.
  • Чтение . Не стесняйтесь читать книги своему крохе. Когда новорождённый начинает слышать и видеть, это помогает психологическому развитию ребёнка. Особенно хорошо, если книга будет с картинками.

Зрение и слух у новорождённых желательно развивать в комбинации друг с другом для закладки ассоциативного мышления

Как наладить контакт с малышом

Оптическая сила органов зрения малыша низкая. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать

Многие мамы жалуются на то, что чадо как будто игнорирует их. Не обижайтесь на то, что он как будто не замечает вас: или смотрит сквозь.

Младенец не может поддерживать осознанный визуальный контакт со своим родителем. Он не в состоянии концентрировать взгляд на чём-то одном. Дети постоянно поглядывают в разные стороны.

Оптическая сила их органов зрения низкая, а мышечный тонус глаза слабый.

В этом возрасте он ориентируется по голосу. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи . Малыш начнёт вас узнавать. Такая ситуация объясняется тем, что существует разница во времени относительно того, когда начинают видеть и слышать новорождённые дети.

Восприятие ребёнка начинает развиваться со слухового анализатора. Он улавливает звуки до появления на свет. Именно поэтому детский слух после рождения острее зрения. рекомендации, как помочь в этом навыке ребенку.

4 способа ухода за глазками

Мы знаем, как усиленно мамы переживают за здоровье малыша. Однако не всегда активная деятельность идёт на пользу зрению или слуху младенца. Она скорее успокаивает нервную систему родителей, чем приносит реальную пользу. Тем не менее гигиена глаз всё же необходима.

Помните о таких вещах:

  • При нормальном развитии ребёнка специальных не требуется.
  • Капать в глаза что попало нельзя. Проконсультируйтесь с врачом. Если специалист назначил капли, держите дозатор как можно дальше от лица ребёнка. Не волнуйтесь, если не попали на склеру. Главное, чтобы лекарство упало в область глазницы: рано или поздно оно окажется на слизистой.
  • Промывать глаза можно. Для этого подойдёт раствор ромашки или кипячёная вода. Смочите ватку жидкостью и протрите глазик малыша. Не используйте ватные палочки из-за их жёсткости. Промывайте глаза ребёнка утром и вечером.
  • Массаж слёзного мешка возможен, если в нём собрался гной. Здесь причины, по которым описаны более подробно.

С комплексом гимнастики для глаз вы можете ознакомиться .

Если вы заметили воспалительную симптоматику глаз, и в течение 2 дней промывание не помогло, – идите к доктору. Воспаление слезного мешка в глазике – нуждается в лечении.

5 правил по уходу за ушками

В основном уход за ушами ограничивается поддержанием гигиенических норм – чисткой ушной раковины.

Правила ухода за ушками состоят из следующих правил:

  • Не проникать внутрь ушного прохода. Не используйте палочки. Достаточно обычной ваткой собирать серу, вышедшую в область ушной раковины.
  • Чистку проводить не чаще 1-2 раза в неделю.
  • Не увлажняйте вату во избежание образования ушных пробок.
  • Промывание возможно для внешних областей органа: снаружи и за ухом.
  • Если в ушной проход попала вода, положите младенца на бок, чтобы жидкость вышла.

Выделения из уха – это признак заболевания. Обратитесь к доктору.

Нестабильность работы систем новорожденного порой пугает неопытных родителей. Им кажется неправильным, что кроха не фокусирует на них взгляд, еще больше тревог у мам и пап вызывает то, что младенец некоторое время не реагирует на шум. Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях и успокоить себя?

Особенности развития слуха у младенцев

Слух у младенца развивается постепенно, это связано с незрелостью нервной системы, которая должна принимать и обрабатывать получаемые сигналы извне. День за днем способности малыша крепнут, и со временем кроха начинает адекватно реагировать на окружающие шумы.

  1. Активизация слуховых функций происходит в момент рождения малыша. Новорожденный слышит, но не способен еще реагировать на окружающие звуки из-за невосприимчивости определенных тонов и незрелости отдельных участков головного мозга. Постепенно диапазон звуков будет расширяться, а младенец начнет движениями, плачем и замиранием отвечать на слышимое.
  2. К концу первого месяца жизни у крохи уже формируются первичные реакции — в ответ на громкие резкие звуки он вздрагивает и вскидывается, а услышав знакомый голос или даже свое имя, ребенок замирает и прислушивается.

Как проявляется патология?

Все окружающие нас звуки можно грубо поделить на две группы — низкочастотные (гул машин, низкий голос, стук, звуки ударов погремушки) и высокочастотные (высокий голос, шелест листьев и шорох бумаги, пение птиц). Если тяжелые степени тугоухости, когда кроха не слышит вообще, диагностируются еще в роддоме, то определение легких степеней патологии значительно затруднено. Малыши с начальными нарушениями слуха не способны воспринимать только высокие тона, при этом хорошо реагируют на низкие.

Ни родители, ни педиатры порой не замечают этих признаков тугоухости, пока болезнь не начинает отражаться на темпах развития дитя.

Младенцы, страдающие от начальных степеней тугоухости:

  • До 4 месяцев никак не реагируют на громкие звуки — они могут спать в шумной обстановке и не вздрагивают от хлопанья дверей и пр.;
  • до полугода не начинают гулить, поскольку плохо слышат родительскую речь и не отвечают на нее;
  • к 9 месяцам не начинают упражняться к издавании звуков и не пытаются копировать родителей;
  • к 1-2 годам у них не накапливается минимальный словарный запас.

Избежать таких последствий поможет своевременная диагностика и лечение малыша. Несмотря на то, что слух младенца проверяется несколько раз на протяжении первого года жизни, родители также должны обращать внимание на то, как реагирует грудничок на окружающую обстановку.

Даже при малейших сомнениях в том, что малыш нормально слышит, его следует показать специалисту. Промедление может негативно отразиться как на протекании тугоухости, так и на темпах развития грудничка.

Методы проверки слуха

Как проверяют слух у новорожденных? Первый раз способность слышать у ребенка определяют в родильном доме. Аудиометрия делается с помощью специального прибора, подающего разночастотные звуковые сигналы непосредственно в ухо и регистрирующего ответ внутреннего отдела на них. В ходе исследования сурдолог способен определить, в каких отделах происходят патологические изменения, влияющие на способность дитя воспринимать окружающие его шумы.

Но первая аудиометрия способствует диагностике только тяжелых форм тугоухости, начальные же отклонения от нормы на таких ранних сроках проверка слуха не может определить. Именно поэтому родителям следует озаботиться вопросом, как проверить слух новорожденного в домашних условиях, и регулярно проводить тестирования с помощью специально разработанных методик.

Рефлекс Моро

Одна из доступных для проверки слуха новорожденного методик основана на рефлексе Моро. Такую диагностику можно легко провести родителям в домашних условиях. Она не поможет вам определить, какова пороговая слышимость у грудничка, или оценить степень чувствительности слуховых рецепторов, но зато данная методика способна исключить тугоухость тяжелых 3 и 4 степеней.

  1. Новорожденного следует положить на ровную поверхность и максимально распрямить его конечности. Не нужно делать это насильно — попробуйте разгладить ручки и ножки по наружной поверхности.
  2. На расстоянии примерно 20 см от проверяемого уха малыша громко хлопните в ладоши. В ответ на резкий звук ребенок должен адекватно отреагировать — заплакать, вздрогнуть или растопырить пальчики.
  3. Подобным же образом следует проверить на восприимчивость низких частот второе ушко новорожденного.

Методика И. В. Калмыковой

Если способ проверки слуха крохи, основанный на рефлексе Моро, определяет восприимчивость дитя к низким частотам, то данная методика позволяет в домашних условиях с помощью доступных материалов протестировать, слышит ли новорожденный еще и средние и высокие тона.

  1. Подготовьте пластиковые бутылочки или банки и заполните их на одну треть разными крупами: манкой, гречкой и горохом. Эти три вида содержимого при тряске создадут три уровня интенсивности звука.
  2. Для проведения теста потребуется двое взрослых. Один будет привлекать внимание новорожденного к себе и следить за его реакцией на шумы, а другой должен встать вне зоны видимости дитя с «реквизитом».
  3. В 10 см от уха младенца следует потрясти сначала банкой, наполненной манной крупой. Это содержимое при движении создает высокочастотные звуки. Трясти банкой следует с интервалом в 30 секунд.
  4. После проведения теста с манной крупой, следует приступить к банке с гречкой, а затем — с горохом.

В период новорожденности нормой будет, если кроха услышит хотя бы баночку с горохом и отреагирует на производимый ею шум замиранием или, наоборот, вскидыванием. Звук всех трех наполнителей ребенок должен воспринять только к полугоду.

Если же новорожденный не услышал шум гороха в банке при тряске, попробуйте повторить тест через несколько дней. Если положительной динамики в звуковой восприимчивости не будет — обращайтесь к отоларингологу-сурдологу для более тщательной диагностики малыша.

Природа побеспокоилась о том, чтобы новорожденный малыш при появлении на свет не переволновался из-за внезапно нахлынувших видений, образов, сотен непонятных объектов и миллионов разнообразных цветов и оттенков. Согласитесь, это была бы слишком большая нагрузка на крошечный организм. В дикой природе детеныши всех животных и птиц рождаются слепыми и откликаются только на мамин голос. Люди - не исключение.

Слух новорожденного

Умение слышать и видеть у деток развивается с момента рождения плавно, постепенно открывая новые грани его зрительных и слуховых возможностей. Это очень увлекательный и интересный процесс, особенно для родителей крохи.

Знаете ли вы? Груднички при рождении слышат и видят в 20 раз хуже, чем взрослый человек. Так мозг ребенка защищает его от информационного шока.

Когда начинает слышать

  • болела краснухой (вероятно развитие катаракты);
  • перенесла такие заболевания, как токсокароз, токсемия.

В домашних условиях зрение малыша лучше всего проверять после 4-й недели, когда он на 20-30 секунд способен задержать взгляд на предмете. Прикройте ладонью крохе сначала правый глаз и покажите какую-нибудь яркую погремушку, а затем ту же операцию проделайте с левым глазом.

Важно! После достижения ребенком 6-месячного возраста родителям необходимо серьезно забеспокоиться, если симптомы косоглазия не прошли. Если есть хоть малейший повод опасаться, что у малыша проблемы со зрением, нужно срочно обратиться к семейному врачу и пройти осмотр.

Развитие зрительной функции

Экспериментально доказано, что занятия с по развитию зрения наиболее эффективными являются в период от 1 до 6 месяцев. Существует 3 замечательных способа развивать и улучшать зрительные функции вашего маленького чуда:

  1. Картинки. В первые 3 месяца показывайте малышу картинки с крупными изображениями черного цвета. Это могут быть картинки с животными. Спрячьте животного за белым листом бумаги, затем снова покажите. Развесьте картинки над кроваткой и периодически меняйте местами. Расстояние между глазами и картинками должно составлять 40 см. Ближе к трем месяцам и старше можете добавлять цветные картинки в вашу игру.
  2. Фонарик. Попробуйте провести желтым или красным световым лучом фонарика рядом с младенцем. Понаблюдайте за его реакцией. Он должен научиться следить за интересующим его предметом.
  3. Игры с цветом. Здесь на помощь может прийти мобиль с разноцветными животными и насекомыми, разной формы и размеров, которые еще и звуки издают. Повесьте его над кроваткой малыша и играйте с ним в животных. должен научиться уводить взгляд за пределы кроватки. А также помогут яркие разноцветные погремушки. Их задача - развивать цветовое восприятие глаз ребенка.
Все эти процедуры, направленные на развитие зрения, необходимо проводить дозировано, чтобы не перенапрячь малыша. Комната для занятий должна быть хорошо освещена. И самое главное - соблюдать гигиену . По мере загрязнения глазок смочите ватный тампон в кипяченой воде или отваре ромашки и протрите им глазки грудничка. Правило протирания: от внешнего угла к внутреннему, протираем без нажима, одну ватку используем только для одного глазика. При соблюдении вышеописанных рекомендаций ваш ребеночек вырастет здоровым, крепким, с хорошим зрением и отменным слухом.

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение . Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.


Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение , поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.


Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность . Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения .
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.


Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцам и появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи

Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно. Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых - понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными. Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

Малыш рождается на свет совсем маленьким и беззащитным. Тем не менее, природа позаботилась о нем, предоставив все необходимое для комфортного существования и постепенного взросления

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания - это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух - доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Как формируется зрение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

Острота зрения у новорожденного также отличается от остроты зрения взрослого (0,005-0,015) - в течение первых месяцев она достигает показателя 0,01-0,03. Развитие зрения тесно взаимосвязано с процессом формирования центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Так называемого желтого пятна (фрагмента сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение 1,0) у новорожденного пока нет.

За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

  1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
  2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
  3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
  4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
  5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
  6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
  7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
  8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
  9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: ).

К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

Таблица развития зрения от рождения до 1 года

Возраст Развитие зрения
До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже - по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления - смотрит в глаза взрослому, улыбается.
4-6 месяцев Главный объект изучения - собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

Возможные патологии зрения

Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

  • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
  • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию. Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом. Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.


В норме детки должны сразу реагировать на игрушки, уметь фокусировать на них взгляд после первого месяца жизни, пытаться дотянуться до интересного предмета по мере своих сил

Многие дети до полугода могут немного косить - это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

  • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
  • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
  • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
  • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.