Протезирование детям. Из каких материалов изготавливают. Как выбрать клинику для протезирования молочных зубов

Детская стоматология активно развивается и дает возможность решить массу проблем. Протезирование зубов у детей позволяет бороться с дефектами зубного ряда, восстановить жевательную функцию, благоприятно влияет на развитие зубной системы и на растущий организм юного пациента.

Многие люди уверены, что зубные протезы ставят только пожилым. Этой уверенности есть объяснение, ведь восстановление зубного ряда чаще всего требуется именно людям в преклонном возрасте, когда зубы становятся менее крепкими и ломкими. Тем не менее, для протезирования нет ограничений по возрасту.

Причины отсутствия зубов у детей

Дефекты зубного ряда у юных пациентов стоматологии возникают в силу следующих причин:

  • Кариес и его осложнения.
  • Травмы зубного ряда.
  • Адентия.
  • Воспаления ротовой полости и появление новообразований.
  • Ретенция.

Наиболее часто требуется протезирование передних зубов, расположенных на верхней челюсти. Эти зубы чаще всего поражаются кариесом, да и травмы случаются в большинстве случаев спереди. Адентия и воспалительные заболевания также возникают в передней части зубного ряда.

Чуть реже протезирование требуется молярам и премолярам. Для указанных зубов наибольшую опасность также представляет кариес, реже травмы и другие причины. Если у ребенка присутствует адентия, то указанные зубы при этом могут отсутствовать.

На сегодняшний день хорошо исследованы причины возникновения кариеса. С протезированием при травмах также все достаточно ясно. Причины адентии полностью неизвестны до сих пор. Если одни специалисты связывают малое количество зубов с приспособлением организма к изменениям жизни, то другие настаивают на врожденных нарушениях в развитии.

Классификация адентии

Классификация выполняется по четырем группам:

  1. Практически полное отсутствие зубов. Как правило, у таких детей имеются общие основные и дополнительные признаки заболевания.
  2. Уменьшенное количество зубов, сопровождающееся некоторыми аномалиями, например, .
  3. Адентия с отсутствующими резцами в нижней части челюсти и верхними боковыми резцами. При этом нижние клыки заметно крупнее верхних, а нижняя часть лица уменьшена.
  4. Четвертая группа адентии выявляется наиболее легко и выражается в отсутствии части верхних и нижних резцов. Прикус в таких случаях не нарушается.

При адентии любой степени необходимо выполнять протезирование как можно быстрее. В противном случае дети будут отставать в развитии из-за сложностей пережевывания пищи. Исключение составляет лишь четвертая группа. Протезирование детей с легкой степенью адентии выполняется в индивидуальном порядке по согласованию с родителями.

В каких случаях требуется протезирование зубов у детей?

Отсутствие либо потеря родных зубов в детском возрасте является достаточно большой проблемой. Причем эстетическая сторона отходит на второй план, так как зубы отсутствуют у всех ребят в тот или иной период времени. В первую очередь необходимо восстановить жевательную функцию организма и получения всех необходимых витаминов и микроэлементов для правильного развития организма.

Установка протезов необходима, если:

  • Зубы сильно повреждены кариесом, и установить пломбу не представляется возможным.
  • Разрушение зубов при флюорозе.
  • Появление воспалительных процессов в надкостнице.
  • Периодонтит.
  • Раннее выпадение молочных зубов.

Чаще всего протезируют передние зубы. При этом установка протезов детям и взрослым имеет определенные отличия. Если у взрослых пациентов челюсть полностью сформирована, то организм ребенка постоянно растет. Стоматолог должен обладать большим опытом и знаниями, чтобы при протезировании молочных зубов у детей не нарушить процессы развития организма.

Детские зубные протезы

При необходимости установки протеза ребенку следует учитывать, что у него полностью не сформированы ткани полости рта, поэтому изделие должно быть максимально простым, удобным, гипоаллергенным, безопасным и устойчивым к воздействию агрессивных веществ, не мешать естественному росту челюсти. При выборе конструкции следует учитывать материалы, конструкцию, назначение.

Материалы:

  • Акрил.
  • Нержавеющая сталь.
  • Сталь с хромовым покрытием.
  • Серебряные и оловянные сплавы.

Назначение:

  1. Лечебные — позволяют свести к минимуму дефекты зубного ряда.
  2. Профилактические — позволяют предотвратить деформации и аномалии зубного ряда.
  3. Фиксирующие — закрепляют в ротовой полости ортодонтические аппараты и материалы для лечения и профилактики зубов.

Зубные протезы для детей бывают:

  • Временные и постоянные.
  • Съемные и постоянные.
  • Мостовидные протезы.
  • Коронки.
  • Штифты.
  • Вкладки.

Конструкция штифта для детского протезирования аналогична взрослому изделию. Исключение составляет наличие у детского изделия специального приспособления, при помощи которого фиксация выполняется более прочно и надежно.

Вкладки предназначены для сохранения пульпы и устранения дефектов эмали, они плотно прилегают к корню зуба и надежно фиксируются.

Мостовидные протезы

Часто используются при протезировании зубов у детей и подростков, могут быть:

  1. Профилактическими.
  2. Лечебными.

В первом случае изделия дают возможность минимизировать смещение имеющихся зубов. В результате при росте постоянного зуба ребенок не будет испытывать проблем и неудобств. Использование профилактической мостовидной конструкции оправдано при отсутствии одного зуба.

Мостовидный протез состоит из двух частей, которые имеют подвижное соединение между собой. По мере взросления и роста ребенка увеличивается его челюсть. Благодаря подвижному соединению части протеза расходятся, восстанавливая жевательную функцию и не препятствуя росту организма. Протез продолжает выполнять свои функции без дополнительного обращения к стоматологу. Помимо этого, при пережевывании пищи часть нагрузки передается на челюсть, что ускоряет появление коренных зубов.

Методы фиксации

Несмотря на достаточно простую технологию изготовления, детские мостовидные протезы имеют определенную конструкцию. Фиксации моста на двух коронках не допускается, так как при этом нарушается рост зубочелюстного аппарата, поэтому мостовидный протез крепится только к одному зубу, что и объясняет его конструкцию.

При отсутствии не более чем одного зуба подойдет односторонняя фиксация. Если имеется корень, который ограничивает дефект с одной стороны, для монтажа протеза подойдет штифт.

При установке детского мостовидного протеза с опорой на две стороны лучшим вариантом является раздвижная конструкция. Такие протезы держатся очень прочно, а функциональность зубного ряда совершенно не страдает. Для установки используются штифты, коронки временного либо постоянного типа.

Коронки

С помощью коронок удается восстановить частично разрушенные зубы, минимизировать их смещение при росте ребенка либо лечении полости рта. Коронки устанавливают для фиксации лекарства при травмах режущей части зуба.

Установка коронок временного типа выполняется без препарирования зубов. Край временной коронки и десны располагаются на одном уровне. Такая особенность установки позволяет не травмировать зуб и десну.

При изготовлении коронок применяется материал с толщиной стенок до 0,15 миллиметров. В процессе обточки стенка становится толщиной не более 0,12 миллиметров. Установка сопровождается изменением прикуса, приходящим в норму через два дня. Демонтаж коронки выполняется при помощи специального аппарата и происходит безболезненно для ребенка.

Съемное протезирование

Съемное протезирование зубов у маленьких детей на практике доказало свою эффективность. Пациенты любого возраста достаточно быстро привыкают к конструкциям и пользуются ими без жалоб и недовольства.

Съемные приспособления являются предпочтительным вариантом восстановления жевательной функции у ребенка. Если устанавливать стандартные несъемные конструкции, менять их придется довольно часто.

Съемные протезы выполняют функцию ортодонтических устройств, используют при травмах и аномалиях строения челюсти. Протезирование выполняется в обязательном порядке при полном отсутствии зубов, так как в противном случае патология продолжит развиваться, что приведет к нарушению функциям роста и развития организма.

Съемные пластинчатые конструкции не используют кламмерное крепление. Основа протеза выполняется без искусственной десны, что позволяет не ограничивать рост тканей и челюсти. Установка кламмеров востребована только в крайних случаях.

Использование современных технологий позволило значительно усовершенствовать детское зубное протезирование. Различные варианты конструкций дают возможность подобрать необходимый вариант для ребенка с травмами, болезнями зубов и адентии.

Детским протезированием зубов занимаются только самые опытные стоматологи, основной задачей которых является восстановление жевательных функций и внешнего вида. Современные конструкции позволяют детям спокойно пережевывать пищу, не испытывая неудобств и дискомфорта.

Ваша оценка:

Говоря о протезировании, мы привыкли связывать эту процедуру только с людьми старшего возраста. Но сегодня в ортопедии не существует возрастного ограничения для установки протезов.

Современные методики позволяют восстанавливать даже молочные единицы при преждевременном их выпадении. Очень часто потребность в этой процедуре возникает задолго по начала прорезывания постоянных зубов.

Имеются примерные сроки появления постоянных единиц. Выпадение молочных начинается примерно с шестилетнего возраста и продолжается до 12-13 дет. В этот период образуются зачатки постоянных, которые со временем вытеснят молочные органы.

Но не всегда временные единицы остаются целыми и здоровыми до момента из смены. Иногда случается так, что они начинают разрушаться намного раньше указанного срока. Их преждевременному выпадению могут способствовать следующие причины:

  • механическое повреждение, травма, ушиб;
  • неправильное однообразное питание;
  • некачественный уход за полостью рта;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • сопутствующие патологии;
  • длительное лечение определенной группой препаратов.

В случае выпадения или вынужденного удаления молочного зуба из-за его разрушения, вместо него обязательно вырастит постоянный, но только тогда, когда полностью сформируются его зачатки.

В случае преждевременной потере молочных единиц по названным причинам, родители могут столкнуться со следующими осложнениями у своего ребенка:


Называя осложнения, к которым приводит ранняя потеря зубов, эстетика проблемы уходит на второй план. Чтобы избежать развития подобных последствий, в первую очередь важно вернуть полноценную жевательную функцию. Это необходимо для правильной работы всего детского организма, получения ребенком всех микроэлементов и витаминов для его правильно роста и развития.

Показания для проведения процедуры

Обращаться за помощью к стоматологу-ортопеду необходимо при:

  • флюорозе, когда имеется сильное разрушение зубов;
  • обширном кариесе, когда устранение проблемы пломбированием невозможно;
  • сильном повреждении коронковой части из-за травмы;
  • воспалительном процессе в надкостнице, когда вырывание зуба является единственным способом избавления от проблемы;
  • патологически раннем выпадении;
  • расшатывании или потери зубов из-за периодонтита;
  • системной гипоплазии эмали;
  • бруксизме;
  • важности сохранения эстетики единиц фронтальной области после лечения стоматологических болезней.

Обычно протезируются передние единицы. Специалист обязательно учитывает тот факт, что у ребенка процесс роста челюсти и всего организма еще не завершен. Поэтому, он должен иметь большой опыт и знания, чтобы во время процедуры не нарушить естественных ход процессов в детском организме.

В следующем видео стоматолог расскажет, почему так важно при потере молочных зубов делать протезирование:

Противопоказания

Для проведения протезирования у ребенка абсолютных ограничений, кроме патологий неврологического и психологического характера, не существует. Все остальные противопоказания являются относительными и делают процедуру возможной после их устранения.

Протезирование не проводится:

  • если имеются сопутствующие несистемные заболевания, находящиеся в острой форме;
  • сразу после завершения курса лучевой терапии;
  • при сильном стрессе или эмоциональном перевозбуждении;
  • при недостаточной гигиене ротовой полости;
  • если малыш психологически не готов к проведению протезирования.

Даже непереносимость материалов, из которых изготавливается протез, не является абсолютным противопоказанием. Из большого их ассортимента можно легко подобрать подходящий вариант, не вызывающий аллергию.

Разновидности конструкций

У ребенка для реконструкции зубного ряда используются 2 вида протезов: съемные и несъемные.

Несъемные

Данный вид конструкций применяется при частичном (неполном) разрушении коронковой части зуба при условии сохранения корней здоровыми.

Классические коронки

Это вид протеза, который покрывает собой имеющийся дефект для предотвращения дальнейшего разрушения зуба. Коронками получается восстановить разрушенную единицу, вернуть ей функциональность, предотвратить смещение зубов и дальнейшее развитие кариеса. В некоторых ситуациях, например, при травме режущей части, они ставятся для фиксации медицинского препарата.

Конструкции устанавливаются без обтачки зубов. Чтобы избежать травмирования слизистой и мягких тканей, край коронки располагается на одном уровне с десной. После ее закрепления, у ребенка наблюдается изменение прикуса. Но это явление временное, и после привыкания к ней, прикус нормализуется (обычно на это уходит 2-4 дня).

Конструкция изготавливается из нержавеющей медицинской стали или хромоникелевого сплава . Ее демонтаж проводится специальным аппаратом безболезненно для малыша.

Важно: коронка не оказывает влияния на физиологический процесс смены зубов. Они выпадают вместе с ней.

Strip-коронки

Особая разновидность коронок, применяемая для замещения или частичной реконструкции фронтальных единиц. Они представляют собой съемные колпачки, которые изготавливаются только из светоотверждаемого композитного материала или акриловой пластмассы.

Перед их установкой коронковая часть зубов обязательно подготавливается (когда снимают пораженные слои и формируют зуб под коронку) – т.е. обтачивают. Затем колпачки заполняются композитом и фиксируются на зубах. После полимеризации материала колпачки удаляются, коронковая часть шлифуется и полируется.

Протезирование Strip-коронками проводится при :

  • активном кариесе;
  • дефектах в развитии резцов;
  • нарушениях в амелогенезе;
  • гипоплазии эмали;
  • сильном механическом повреждении.

Длительность процедуры от момента подготовки зуба до надевания на него коронки составляет около 20 мин.

В детской стоматологии эта методика является самой эффективной, технологически простой и быстрой.

Вкладки

Методика применяется для реставрации тех единиц, которые поражены кариесом, но при условии, что пульпу патологический процесс не затронул. Также такое протезирование рекомендуется при высокой стираемости эмали для восстановления анатомии коронки.

Вкладка, по существу, представляет собой обычную пломбу, замещающую разрушенную часть зуба. Но в отличие от нее, изготавливается только в условиях лаборатории из пластмассы или сплавов металлов.

Она размещается в заранее подготовленную зубную полость, чем предотвращает ее дальнейшее разрушение.

Штифтовые вкладки

Перед процедурой обязательно выполняется подготовка зуба – вскрытие и обработка каналов (они у детей значительно шире и короче, чем у взрослых). Препарирование зуба сильно истончает его стенки, поэтому штифт фиксируется в корни очень аккуратно.

Для изготовления штифтовых вкладок используется сплав из золота или хромоникеля. Искусственной коронкой выступают фасетки (фарфоровые или пластиковые).

По причине сложности размещения штифта в корень, этот способ протезирования применяется только при невозможности выполнить реконструкцию зуба другим методом.

Съемные

Определяющим фактором съемных изделий является возможность их легкого и быстрого снятия, т.е. в случае необходимости родители могут самостоятельно снять протез. Эффективность этого метода неоднократно была подтверждена на практике. Маленькие пациенты быстро привыкают к ним, и в дальнейшем носят без недовольства и жалоб.

Важно: съемное протезирование, по мнению стоматологов, является предпочтительным способом восстановления целостности зуба и возвращения ему жевательной способности.

Они всегда изготавливаются по слепку зубного ряда, и по мере роста ребенка заменяются на новые.

Пластинчатые

Пластинчатый протез – это модель, состоящая из базиса и крепежных элементов. Они могут быть как раздвижными, так и стандартными. В обоих этих видах отсутствует искусственная десна, что не ограничивает рост тканей и самой челюсти.

Изделие нередко применяется для коррекции прикуса или исправления положения отдельных единиц.

Мосты

При изготовлении мостов используются различные пластмассы. Допустимо применение металла для производства крепежных элементов или отдельных частей изделия.

Бабочка

Это особая система для протезирования одной недостающей единицы, потерянной из-за травмы. Это небольшое цельнолитое изделие из термопластичной массы на основе нейлона. Свое название оно получило благодаря форме, напоминающей насекомое.

«Бабочка» — это коронка с особым эластичным креплением – клиперами. Они плотно охватывают соседние единицы и удерживают изделие. Его цвета идентичны окрасу десны и естественных зубов, поэтому протез почти незаметен для окружающих.

Современные технологии позволили существенно усовершенствовать протезирование для детей. Различные модели протезов позволяют подобрать оптимально подходящий для них вариант в зависимости от причины, вызвавшей раннюю потерю зубов.

Предъявляемые требования к конструкции

К конструкциям, которые предполагается использовать для детей, предъявляются более жесткие требования относительно их качества, безопасности. Это объясняется тем, что организм ребенка еще до конца не сформирован, и продолжает расти и развиваться. Также детки более чувствительны на действие различных материалов.

Безопасность использования

Данное требование касается безопасности для детского здоровья. Ни один из протезов не должен ранить или травмировать слизистую и ткани. Они должны легко закрепляться (если предполагается устанавливать съемный вариант изделия) и не создавать проблем при ношении и уходе.

К каждому размещаемому изделию предъявляются следующие требования:

  1. Атравматичность.
  2. Простота конструкции.
  3. Не должны нарушать внешнюю эстетику.
  4. Комфортность при эксплуатации.
  5. Не должны мешать развитию челюсти и росту зубов.

Установка протезов должна проходить без повреждения рядом стоящих зубов, т.е. без обтачки.

Материал изготовления

Детский организм тяжело переносит присутствие инородного тела в полости рта. Именно по этой причине для изготовления протезов используются только гипоаллергенные материалы.

К ним также предъявляются и другие требования. Они должны быть:

  • гигиеничными, т.е. устойчивыми к образованию на них налета;
  • не давать усадки;
  • устойчивыми на механические повреждения;
  • прочными, но легкими;
  • не набухать и деформироваться от влажности.

Протезы для детей разрешено производить из материалов, соответствующим всем названым требованиям: акриловой пластмассы, нержавеющей стали (марка ЭИ-95), сплавов из золота, серебра и олова, нейлона и хромированной стали.

Изготовление и установка

Детское протезирование – ответственная процедура, от качества выполнения которой зависит дальнейший рост и развитие зубочелюстного аппарата. По этой причине, независимо от вида устанавливаемого изделия, его должен выполнять врач с опытом работы в детской стоматологии.

Если говорить об изготовлении и установки протезов в общем, без затрагивания конкретных их вариантов, то протезирование проходит в следующем порядке:

  1. Первичный осмотр.
  2. Диагностирование: включает опрос и детальное обследование маленького пациента. При необходимости врач может назначить рентгенографию.
  3. Подготовка полости рта к протезированию: лечение выявленных заболеваний, гигиеническая чистка.
  4. Снятие слепков.
  5. Изготовление в условиях лаборатории протеза.
  6. Его примерка.
  7. Установка.

Необходимо отметить, что перед установкой изделия специалист может поставить ребенку местный наркоз.

Ношение и уход

Продолжительность эксплуатации протезов и срок их ношения – разные по понятию определения, зависящие от типа установленной конструкции. Несъемные аппараты обычно остаются в полости рта до начала естественной смены молочных зубов. Съемные же меняются при необходимости.

Примерный срок, на который размещаются протезы, может составлять от 3-4 мес. до полутора лет . Этот период зависит от групповой принадлежности зуба, сложности проблемы.

Родителям необходимо весь период ношения конструкции ребенком, контролировать насколько качественно он проводит гигиеническую процедуру.

Так, несъемные изделия нуждаются только в двухразовой чистке щеткой. А съемные протезы требуют выполнения определенных требований:

  • помимо стандартной чистки зубов, также дважды в день следует обрабатывать сам протез щеткой с пастой;
  • после каждого перекуса его следует хорошо ополаскивать под струей воды;
  • перед сном извлекать из рта и хранить в специальном растворе.

Цены

Невозможно озвучить точную стоимость протезирования для детей, поскольку она зависит от многих факторов: типа устанавливаемой конструкции, материала, размера и числа замещаемых единиц.

В таблицу сведена примерная стоимость каждого вида протеза, используемого в детском протезировании.

К их стоимости необходимо добавить оплату за обязательные подготовительные процедуры: профессиональную чистку, лечение, снятие слепков и др.

При установке съемных изделий, стоимость крепежей учитывается отдельно. Так, если предполагается клиперное крепление, то к цене следует еще добавить 800-1100 руб.

Использование благородных металлов также увеличит итоговую цифру. Учитывая объем проведенной подготовительной работы, установку, общая стоимость протезирования может доходить до 20 тыс. руб.

В раннем возрасте зубы человека подвергаются различным разрушениям. Причинами могут быть как неблагоприятная экология окружающей среды, несбалансированное питание, недостаточный уход ротовой полости малышей. Зачастую маленькие пациенты обращаются за медицинской помощью к стоматологам с уже запущенным кариесом и невозможностью сохранить разрушенный зуб. В таких ситуациях лучшим выходом становится протезирование.

Процесс протезирования молочных зубов у детей существенно отличается от аналогичной процедуры взрослым людям. В первую очередь, это характеризуется тем, что у ребенка в ротовой полости имеется двадцать единиц, которые исполняют важные функции.

Если у малыша по каким-либо причинам разрушился или вообще выпал хотя бы один зуб, то для него это существенный дефект. Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет, когда активно формируется скелет. До этого времени следует внимательно относиться к зубным проблемам малышей. Взрослые задаются вопросом, зачем вообще выполнять процедуру протезирования ребенку, если на месте молочного зуба вырастит коренной?

Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет

Существует много причин, по которым необходимо провести удаление молочного зуба, так как он может стать источником инфекции, при сильном разрушении привести к ряду других проблем. Коренные зубы вырастут только к определенному времени, как к 6-9 годам появляются резцы, а к 10-12 годам появятся клыки. Не допустить проблем со здоровыми зубами поможет своевременное протезирование зубов у детей, обеспечивая профилактику правильного развития. В противном случае это чревато:

  • повышенной нагрузкой, которую будут выполнять оставшиеся единицы;
  • освободившееся место могут занять моляры, резцы, а для коренных зубов не останется места и это приведет к их хаотичному росту;
  • у прикуса проявится дефект;
  • неудобное разжевывание пищи;
  • нарушение дикции, что опасно для 5-6 лет, и у ребенка может остаться на всю жизнь неправильное произношение;
  • в случае удаления передних зубов малыши могут стесняться улыбаться.

Из этого следует, что детское протезирование молочных зубов отзывы которого в большинстве положительные, выполнить крайне важно. Это обеспечивает здоровый внешний вид, улыбку, правильное развитие челюстного аппарата.

Показания к протезированию

Протезирование маленьким деткам показано в таких случаях, как:


Процесс протезирования

На представленном фото до и после детское протезирование зубов можно рассмотреть в двух вариантах исполнения, как:

Установка протеза на передние зубы

  • крепление пластмассовых зубов на съемной пластинке;
  • использование протеза-распорки (чтобы не происходило смещения соседних зубов).

Своевременное протезирование выполняется с соблюдением определенных требований к протезам, в частности, как конструкция не должна нарушать правильного развития и роста челюсти. Протез сохраняет эстетические свойства, безопасен (не натирать и не травмировать эмаль, слизистую), обладает гипоаллергенностью, материал не создает усадки, не набухает от влаги.

Протезирование проводится без боли.Протезы изготавливаются с применением таких материалов, как пластик, нейлон, хромированная сталь, сплавы, в составе которых содержится олово и серебро, в некоторых случаях используется нержавеющая сталь. В протезировании активно применяется протез на одну единицу, закрепляющийся с помощью кламмеров (полукруглый замок) или фиксацией на клей. При удалении нескольких единиц выгодно устанавливать мостовидные конструкции, в которых не последнее место играет материал. Лучшим вариантом станет нейлон, или дешевый пластик. Нейлон обладает высокой гипоаллергенностью и безопасностью для ребенка и способностью идеального повторения естественного рельефа слизистой.

Пластиковые конструкции применяются для замещения молочных зубов реже, так как они вызывают аллергические реакции. При отсутствии противопоказаний пластиковые изделия станут отличным решением, так как они прочные, имеют естественный вид, относительно не большую стоимость.

Детские протезы подразделяются на три основных типа:

Так же как и взрослые протезы, они могут быть съемными и несъемными. Но чаще для детей применяются съемные, потому что с ростом и изменением костной ткани их легче заменить.

Съёмный детский протез

Следует отметить различие детских протезов по таким видам, как штифты, вкладки, пластинчатые, мостовидные конструкции, коронки. Штифты применяются в переднем отделе челюсти и для клыков, а коронки защищают от дальнейших повреждений. Все конструкции изготавливаются на основании индивидуальных слепков пациентов. Съемные протезы имеют дополнительные пружинки, винтики, которые с ростом челюсти заменяют на новые. Не создают препятствий и не мешают росту пластинчатые раздвижные протезы с большим базисным размером. Коронки в детском протезировании используются металлические и из композитных материалов. Металлические изделия применяются для восстановления жевательного зуба. Выполняются они из прочных современных металлов, как никельхромовый сплав или нержавеющая сталь. Композитные коронки устанавливаются на передние единицы.

Процедура протезирования происходит в несколько этапов. После того, как удален молочный зуб, должно пройти не менее семи дней для затягивания лунки. Только тогда можно начать протезирование. На начальном этапе стоматолог выполняет слепок челюсти, чтобы будущий протез соответствовал зубному ряду, и подбирается цвет эмали.

По полученным данным протез изготавливается в лаборатории, после чего проводится примерка его у стоматолога. Ребенок при этом разговаривает и ест без проблем. При их возникновении, конструкция возвращается на доработку. Протезирование выполняется с местной анестезией.

Преимущества протезов для детей

К основным достоинствам современных детских протезов относится их прочность, отсутствие негативного влияния на гигиену ротовой полости, препятствие развитию кариеса. Детский протез способствует сохранению места для прорезывания постоянного здорового зуба, защищая малыша от развития неправильного прикуса, проблем дикции.

Конструкция позволяет полноценно принимать пищу, откусывать и выполнять различные жевательные функции.

Протез не позволяя соседним зубам сместиться в область удалённых зубов

Установка проводится за один прием, что сокращает регулярное посещение клиники. Ребенок в результате ощущает себя комфортно, получает красивую здоровую улыбку. Детское протезирование распространено в современных стоматологических клиниках. При определении установки протезов детям следует тщательно подобрать клинику, где можно комфортно и качественно выполнить протезирование с грамотными, опытными стоматологами.

Детские зубы нуждаются в особенном уходе

Чтобы меньше испытывать проблем с зубами ребенка, необходимо проводить грамотный уход и посещать периодически стоматолога для диагностирования их состояния. Следует следить за тем, чтобы дети чаще мыли руки, так как на них скапливается много вредных бактерий.

А руки ребенок любит брать в рот по разным причинам, особенно в период прорезывания коренных зубов. К причинам заболеваний ротовой полости относятся прием немытых продуктов, овощей, фрукты.

Правильное питание, посещение стоматологов для профилактического осмотра, чистка зубов, полоскание рта чистой водой после еды, помогут избежать заболеваний и иметь привлекательную улыбку ребенка.

Детский протез, как и взрослый, если он съемный, следует на ночь хранить в специальном растворе, чистить щеткой с пастой не реже двух раз в день, полоскать рот после еды.

Зубное протезирование в детском возрасте - это один из молодых разделов стоматологии детского возраста, входящий в ортодонтию. Он начал успешно развиваться с середины 30-х годов нашего столетия.

Это объясняется тем, что среди стоматологов старой формации до этого времени существовало мнение, что у детей в период временного и раннего сменного прикуса протезирование зубов и зубных рядов является несущественным, бесцельным, не эффективным, и даже противопоказанным, так - как влечет за собой задержку роста и развития челюстных костей.

Учитывая выше сказанное, отечественными авторами доказано, что можно создать такие конструкции протезов, которые не только не задерживают рост челюстных костей, но и оказывают ряд благоприятных воздействий на нормальное развитие и рост всего организма и зубочелюстной системы в частности.

Клинико - биологические основы зубного протезирования в детском возрасте

Клинико - биологическое обоснование необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей является актуальным вопросом стоматологии детского возраста.

Одной из основных особенностей, отличающих ребенка от взрослого, является быстрый рост, т. е. увеличение размеров и веса тела. Как известно, средний вес новорожденного 3,5 кг. К 7 годам ребенок должен весить около 21 кг (его вес увеличивается в 6 раз), а к 15 годам - 40 - 45 кг (увеличение в 13 - 15 раз). Для того, чтобы организм нормально развивался необходимо не только достаточное и полноценное питание, но и полное усвоение питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Не менее важной особенностью детского организма является несовершенная ферментативная активность желудочно - кишечного тракта.

Следовательно, полноценное усвоение питательных веществ возможно при условии качественного пережевывании пищи, что зависит от состояния зубочелюстной системы ребенка.
Образование дефектов зубных рядов, т. е. анатомические нарушения, ведут к нарушениям функций, а функциональные нарушения усугубляют морфологические нарушения в зубочелюстной системе. Сформировавшийся порочный круг приводит к целому ряду нарушений в развитии всего организма вцелом. Это, главным образом, и послужило основой клинико-биологического обоснования необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей.

Кроме того, от состояния зубов и зубных рядов зависит функция жевательных мышц, устойчивость периодонта, полноценное формирование альвеолярных отростков и челюстных костей, т.е. сохраняется морфо-функциональное равновесие всей зубочелюстной системы и ее нормальное развитие и рост.

На нормальный процесс развития и роста челюстных костей стимулирующее воздействие оказывают три основных фактора:

Первый фактор
- биологическая потенция к росту, которая заложена в природе молодой развивающейся ткани, органа и всего организма.
Второй фактор - процесс прорезывания зубов.
Третий фактор - жевательная нагрузка во время функции.

При отсутствии зубов, вследствие кариозного разрушения и удаления их, как известно, происходит атрофия костной ткани в области утраченных зубов. Тем более кость плохо развивается при ретенции зубов и адентии.

Вследствие образования дефектов зубов и зубных рядов формируются различно ориентированные по плоскостям и по степени тяжести аномалии зубочелюстной системы или ее деформации. Зубы, особенно передней группы, имеют большое значение в звукообразовании и формировании чистоты речи, формировании эстетики лица. Не менее важным является фактор психологической травмы и формирования характера ребенка.

Все названные факторы являются обоснованием обязательной необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей с целью профилактики аномалий развития и деформаций зубочелюстной системы и эстетического оптимума челюстно - лицевой области, а также полноценного роста и развития всего организма.

Причины отсутствия зубов у детей

Причины отсутствия зубов у детей могут быть самыми различными. Каждая из них дает типичный характер дефекта зубных рядов и требует особого подхода в отношении протезирования.
Рассматривая этиологические факторы, первое место среди причин дефектов зубов и зубных рядов занимает кариес и его осложнения, неподдающиеся консервативному лечению - 57,6%, травма - 32,6%, адентия- 6,3%, новообразования и местные воспалительные процессы - 2,3%, ретенция - 1%, инфекционные заболевания (сифилис, туберкулез, нома) - 0,2%.

Как видно, кариес и его осложнения - основная причина потери зубов у детей. Проблема кариеса остается одной из основных проблем в стоматологии. Нет ни одной болезни, которая была бы так сильно распространена, как кариес. Чаще всего разрушаются или отсутствуют фронтальные зубы - 53%, затем первые моляры - 29%, далее премоляры - 9,5%.

В числе причин разрушения или отсутствия зубов у детей и подростков на втором месте стоит травма. Дети весьма подвержены травматическим повреждениям, как вследствие их значительной подвижности, так и меньшей осторожности.

А. А. Лимберг приводит данные о частоте травматических повреждений, около 25% всех переломов челюстей приходится на детский и юношеский возраст. Статистические данные о частоте травм в различные возрастные периоды свидетельствуют о ее последовательном увеличении.

Повреждения приводят к многообразным последствиям, нередко проявляющимся как травматическая болезнь, которая по тяжести может превосходить саму травму. Большинство повреждений в детском возрасте неблагоприятно отражаются на процессах роста и развития челюстей, формирования и прорезывания зубов.

Адентия, как фактор отсутствия зубов, наблюдается у людей проживающих в различных географических условиях и различных расс неодинаково и колеблется от 0,15% (Канада) до 10,4% (Норвегия).

Кроме термина “адентия”, для характеристики врожденного отсутствия отдельных зубов в литературе встречаются и другие: “первичная адентия” (Курляндский В. Ю., 1957), “гиподонтия” (Калвелис Д. А., 1957), адонтия (Бетельман А. И. и др., 1965), “олигодонтия”. Однако, термин “адентия” является наиболее распространенным. Различают частичную и полную адентию.

Выявлено более частое врожденное отсутствие отдельных зубов у мужчин (Агаджанян С. Х., 1986; Бондарец Н. В., 1989).

По данным Х. А. Каламкарова (1973), полная адентия встречается очень редко, а частичная составляет - 0,9% от числа зубочелюстных аномалий у детей.

По данным Агаджаняна С. Х. (1983), адентия отдельных зубов встречается - у 21,5% пациентов, обратившихся за ортодонтической помощью: адентия 1 - 2 зубов наблюдается у 48,5% пациентов, до 4 зубов - у 15,9%, до 10 зубов - у 15,3%, 10 зубов и более - у 20,3%. Отсутствие зубов на верхней челюсти составляет - 53,6%, на нижней - 46,4%. Чаще наблюдается адентия вторых премоляров - 24%, боковых резцов - 18%, третьих постоянных моляров - 16%. Чаще других зубов отсутствуют верхние боковые резцы, верхние или нижние вторые премоляры, третьи моляры. Кроме перечисленных зубов, отмечается врожденное отсутствие также отдельных или всех нижних резцов, первых премоляров, вторых моляров. Редко встречается адентия отдельных клыков.

Причины адентии до конца не установлены. Отдельные исследователи, уменьшенное количество зубов, расценивают как редукцию зубочелюстной системы у современного человека и ее приспособление к новым функциональным потребностям.

Большинство авторов, уменьшенное количество зубов связывают с нарушениями закладки зачатков или их гибелью в период эмбрионального развития, чему могут способствовать болезни матери, а также состояния парафункции отдельных органов или систем во время беременности.

В настоящее время все большее значение уделяется генетически обусловленной информации, приводящей к пороку развития зачатков зубов. В зависимости от степени тяжести, они могут проявляться в виде нарушений формы, размеров, структуры твердых тканей зубов, отсутствием отдельных или групп зубов и полным отсутствием зубом, причем как временных, так и постоянных. Такая адентия, когда отсутствуют зачатки зубов, получила название «истинная адентия».

Одним из таких заболеваний является эктодермальная дисплазия. Наибольшие нарушения в зубочелюстно - лицевой области наблюдаются при ангидротической эктодермальной дисплазии (АЭД).

Этиология адентии недостаточно выяснена, несмотря на то, что в большинстве случаев наблюдается одновременное врожденное уменьшение количества зубов, отсутствие волос, уменьшение и недоразвитие сальных и потовых желез, недоразвитие ногтей, а иногда и умственную отсталость. Все перечисленные проявления связывают с пороком развития всех эктодермальных образований. С другой стороны имеются наблюдения отсутствия целых групп зубов, не сопровождающиеся нарушением других органов эктодермального происхождения.
Патогномоничный симптомокомплекс АЭД: ангидроз, гипотрихоз, множественная врожденная адентия, дисплазия лица и черепа, дисморфогенез мягких тканей полости рта.

Рентгенологически выявляются короткие корни имеющихся зубов. Периодонтальная щель расширена, особенно в области зубов, имеющих контакт с антогонистами. Альвеолярные отростки челюстей гипопластичные, низкие, возвышающиеся только в области имеющихся зубов и их зачатков.

При ортопантомографии обнаруживается, что в беззубых участках верхней челюсти структура костной ткани нарушена (особенно выражено в области бугров), альвеолярный отросток недоразвит или отсутствует. Вертикальные размеры тела нижней челюсти резко уменьшены в связи с недоразвитием альвеолярного отростка.

Принято делить истинную адентию на две группы. К первой группе относят случаи, когда отсутствуют верхние боковые или нижние центральные резцы, или же вторые нижние премоляры. Ко второй - все случаи отсутствия других зубов, причем, как правило, выше перечисленные зубы тоже отсутствуют.
Многие авторы адентию первой группы рассматривают не как патологию, а как редукцию зубочелюстной системы, по аналогии отсутствия третьих моляров - “зубов мудрости”, не называется адентией. Напротив, адентия второй группы является патологией, обусловленной глубокими изменениями организма.

Ильина-Маркосян Л. В. предлагает делить больных с адентией на 4 группы.

В первую группу относят адентию, при которой зубы почти полностью отсутствуют, и имеется ряд общих признаков - основных (форма зубов, неба, альвеолярных отростков) и дополнительных (строение кожи, волос, ногтей).

Ко второй группе относят адентию при отсутствии меньшего количества зубов, но общими остаются основные признаки, дополнительные признаки не выражены, но могут наблюдаться различные проявления аномалий прикуса.

Адентия третей группы сочетается с прогеническим прикусом и уменьшением нижней трети лица. Отсутствуют верхние боковые резцы и все нижние резцы. Между верхними центральными резцами большая диастема. Нижние клыки крупные, и острые. Во время смыкания челюстей нижние клыки почти полностью перекрывают верхние. Верхняя челюсть заметно отстает в развитии от нижней. Небо плоское с торусом, альвеолярный отросток нижней челюсти тонкий, гребневидный. Большая нижняя челюсть с крупными клыками придает лицу суровое выражение.

Адентия четвертой группы включает легкие случаи, как отсутствие вторых верхних и первых нижних резцов, без нарушения прикуса и не сопровождающаяся другими дополнительными признаками.

Протезирование детей с истинной адентией необходимо осуществлять в обязательном порядке и приступать к этому нужно как можно раньше. Эти дети отстают в росте и весе не только по внутренним причинам общего характера, но и вследствие того, что организм не получает в полном объеме достаточно механически переработанную пищу, необходимую для его нормального физического развития. Протезирование детей с адентией четвертой группы не является обязательным, и вопрос о показаниях к нему должен решаться индивидуально.

Нуждаемость детского населения в зубном протезировании

Какова же нуждаемость детского населения Украины в ортопедическом лечении. Литературные статистические данные свидетельствуют о том, что: 1. Дети с временным прикусом имеют дефекты зубов и зубных рядов в 48,5% случаев, из них 25,1% детей нуждаются в протезировании, т.е. каждый 4-й ребенок; 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждаются в протезировании 29,8% т.е. 1 из 3 детей. 3. В возрасте от 14 до 17 лет нуждается в протезировании 38,6% , из них - 37,7% - несъемными конструкциями и 1,3% - съемными конструкциями зубных протезов.

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей в г. Харькове (по данным кафедры стоматологии детского возраста Харьковского государственного медицинского университета): 1. Дети с временным прикусом в 29,1% случаев нуждаются в протезировании зубов и зубных рядов. 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждается в протезировании 34,1% детей. 3. В возрасте от 15 до 17 лет нуждается в протезировании 37,1% детей, из них около 2,1% - съемными конструкциями зубных протезов.

Процентное выражение нуждаемости детей г. Харькова в ортопедическом лечении превышает средние республиканские данные по всем возрастным группам.

При проведениии обследования и определения распространенности дефектов зубных рядов для удобства регистрации, систематизации и статистической обработки полученных результатов, Самсоновым А.В. предложена специальная карта обследования. Она отражает необходимые параметры позволяющие определить достоверные значения процента распространенности дефектов зубных рядов у детей, их характер и нуждаемость в своевременном и рациональном протезировании.

Классификации дефектов зубных рядов у детей

Для определения видов дефектов зубных рядов у детей предложено ряд классификаций, отражающих вид прикуса ребенка в зависимости от возраста (временный, сменный, и постоянный), его протяженность в зависимости от количества отсутствующих зубов и степени нарушения функции.

Классификация предложенная Василенко З. С., Триль С. И. (1992).

Демнер Л. М. и Лепехин В. П. (1985) предложили классификацию дефектов зубных рядов, обусловленных ранним удалением зубов во временном, сменном и постоянном прикусе, в которой выделены три группы с учетом топографии, протяженности дефекта и функциональных нарушений. Каждая группа имеет два подкласса.

Первая группа - включенные дефекты зубного ряда, образовавшиеся вследствие преждевременного удаления одного временного зуба:


Вторая группа - включенные дефекты зубного ряда, при котором отсутствуют два рядом расположенных временных зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (двусторонний).

Третья группа - дефекты зубного ряда, когда отсутствуют два или более, рядом стоящих зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (дусторонний).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Детское протезирование зубов - сравнительно молодое направление в стоматологии. Долгие годы считалось, что эта процедура в отношении молочных зубов не только нецелесообразна, но и противопоказана, поскольку задерживает развитие челюсти. При этом не учитывалось много факторов, таких важных для ребенка, как нарушение дикции, развитие аномального прикуса, деформация зубного ряда и формирование специфических вредных привычек.

Но со временем все же было доказано, что протезирование молочных зубов у детей необходимо. Оно не только решает определенные проблемы, но и оказывает положительное воздействие на всю зубочелюстную систему.

Протезированием молочных зубов занимается врач-ортодонт. Современные зубные протезы для детей изготавливаются из специальных материалов, полностью безопасных для детского здоровья. Они не мешают развитию челюсти. Но в связи с тем, что у ребенка кости лицевого отдела черепа находятся в процессе роста, зубные протезы служат не более года, после чего заменяются новыми. И так до момента прорезывания постоянных зубов.

Показания для протезирования

Основными показаниями к процедуре являются:

  • глубокий кариес с осложненным течением;
  • флюороз в эрозивной или деструктивной форме;
  • периодонтит;
  • грубая механическая травма коронки зуба, в результате чего на ней появился серьезный скол;
  • новообразования в ротовой полости;
  • различные врожденные патологии, в том числе и первичная адентия (отсутствие зуба);
  • косметические изъяны фронтальных зубов, приносящие ребенку чувство психологического дискомфорта.

И все же у некоторых родителей сформировалось стойкое мнение, что нет надобности протезировать молочные зубы, так как они все равно выпадут. Это не так. Отсутствие даже одного зуба может негативно сказаться на всей зубочелюстной системе ребенка, не говоря уже о нескольких сразу.

Виды зубных протезов для детей

Существует два типа зубных протезов, которые используются в детской практике: съемные и несъемные.

Несъемные конструкции для детей устанавливаются в случаях потери одного-двух зубов. Они представляют собой распорки, цель которых предупредить смещение соседних зубных единиц.

Съемные протезы в виде пластинки с искусственными зубами, выполненными из высококачественных материалов, рекомендуется ставить, если в ряду отсутствуют три зуба и более. Изготавливают их в зуботехнической лаборатории по индивидуальному слепку. В некоторых случаях они могут быть дополнительно оснащены особыми ортодонтическими элементами для исправления прикуса.

Материалы, используемые в изготовлении детских зубных протезов

Сегодня в детской стоматологии для изготовления протезов используются несколько видов материалов.

  • Нейлон . Конструкции из него отличаются особой мягкостью, поэтому не травмируют десны. Материал гипоаллергенный. Но используется только для базы. Искусственные моляры и резцы изготавливаются из пластмассы.
  • Акрил . Этот материал используется довольно редко из-за высокого риска вызвать аллергическую реакцию. Но при отсутствии противопоказаний акрил отлично подходит для восстановления зуба, поскольку является дешевым и в то же время прочным материалом.
  • Acry-Free . Совершенно новый материал - акрон, который совсем недавно начал применяться в детской стоматологии. Он отличается хорошей гипоаллергенностью, мягкий и полностью безопасный для ребенка.

Особенности детского протезирования

Благодаря современным технологиям протезирование молочных зубов у детей - быстрый и безболезненный процесс. Все материалы, из которых изготавливаются конструкции, отличаются легкостью и повышенной устойчивостью к различным механическим повреждениям и химическому воздействию. Крепятся они преимущественно с помощью специальных приспособлений - кламмеров - белых крючков в форме дуги. Изредка для протезирования используется специальный клеевой состав.