Система здравоохранения китая презентация. Китайская медицина. Где лечиться в Китае. Как меня лечили в Китае? Китайская медицина: Видео

Как ни велики достижения традиционной китайской медицины, в течение веков они были доступны лишь элите, а простые китайцы не имели доступа к врачебной помощи. К началу образования КНР (1949 год) средняя продолжительность жизни составляла около 35 лет, а из пяти родившихся младенцев один умирал... Ситуация изменилась с началом правления Мао Цзэдуна. И за прошедшие с тех пор 60 лет здравоохранение Китая пережило бурное, сложное и вместе с тем необычайно интересное для изучения развитие.

Феноменальная устойчивость системы Семашко

Уже в начале 1950-х годов в Китае невероятными темпами начала строиться экстенсивная, по образцу советской и с огромной помощью СССР, система общедоступной медицинской помощи. Модель здравоохранения Семашко оказалась тогда единственно правильным способом устройства здравоохранения в стране с огромным населением и территорией.

В городах стали появляться больницы разного уровня, первые мединституты и училища для подготовки медсестер и фельдшеров. В сельских районах начала внедряться трехступенчатая сеть на уровне уезда, волости и деревни. В уездах организовывались центральные уездные больницы, в волостях - волостные амбулатории, в деревнях, как и на промышленных предприятиях, - медпункты.

Но если лечение рабочих, служащих и военных осуществлялось за счет государства, то медпомощь на селе руководство КНР было вынуждено оставить платной. Но что значит платной? Фельдшер в таких медпунктах обычно был выходцем из той же деревни, выбранный властями благодаря его грамотности и прошедший курсы краткосрочной подготовки. Расплатиться с ним можно было не только мелкой монетой, но и куриной тушкой, или... вовсе ничем, когда приходили беднейшие односельчане. И если здравпункт находился в так называемых административных деревнях, в том же строении располагались санэпидемстанция и «пункт охраны здоровья матери и ребенка».

На первый взгляд, какие плоды могло принести это созданное всего за 10 лет здравоохранение, где один специалист приходился на тысячи деревенских фельдшеров и акушерок? Плоды, однако, оказались такими, каких не знала история мирового здравоохранения, и которые в 2010 году остаются недоступными не только беднейшим странам Африки, но даже Индии, столь же бурно развивающейся, как Китай.

80% сельского и более 90% городского населения Китая к середине 1960-х годов получили доступ к сети медицинских учреждений. Продолжительность жизни перевалила за 50 лет, детская смертность упала с 200 из 1000 родившихся живыми до 30. Китай стал одним из первых государств в мире, искоренивших ряд инфекционных заболеваний, в част-ности, оспу.

Кроме охраны здоровья, эта система обеспечивала экономическое развитие и общественную стабильность и оказалась настолько прочной, что выдержала два сильнейших удара, которые пришлись в основном по звену квалифицированной медпомощи. Весной 1960-го года закончилась «великая дружба» СССР и КНР, тысячи советских врачей и преподавателей медвузов покинули страну. А через шесть лет началось трагическое десятилетие «культурной революции». Тысячи интеллигентов, в том числе и в белых халатах, отправились на перевоспитание в коммуны.

Даешь капиталистическую медицину!

За тридцать лет, прошедших с начала реформ Дэн Сяопина в 1976 году и до Пятого пленума ЦК КПК, разделившего китайскую «перестройку» на два периода, развитие здравоохранения этой страны происходило сложным и весьма противоречивым образом. Новые руководители переоценили роль рыночных отношений в развитии здравоохранения, и оно во многом деградировало по сравнению с эпохой Мао. Однако в другом ушло вперед.

В 2005 году система медицин-ского страхования в стране охватывала менее 50% городского и только 10% сельского населения. Расходы на медицину упали с 2,5-3% бюджета в разные годы правления Мао до 1,7% (причем три четверти из них тратились в городах, где проживало около 30-40% населения). И все больше медицинских услуг граждане оплачивали из собственного кармана. Средние затраты китайцев на лечение повышались несравненно быстрее, чем их доходы, и за период с 1990 по 2004 год увеличились более чем в 10 раз!

Кстати, и сегодня высокая стоимость лечения и лекарств занимает первое место среди всех социальных проблем Китая. Медицинские траты съедают около 12% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание. Средняя стоимость лечения серьезного заболевания сейчас составляет около 1000 долл. США, тогда как среднемесячный доход рабочего - 250 долл., а крестьянина в три раза меньше.

Итак, реформаторы напрасно понадеялись, что государство сможет обеспечить развитие здравоохранения, повсеместно снизив налоги, но при этом сократив и свои расходы на эту отрасль, одновременно распахнув двери в медицину предпринимателям. Бизнес устремился в индустрию лекарств и изделий медицинского назначения, а в реальном здравоохранении он «уперся» в платежеспособный спрос населения на медицинские услуги. В 2006 году частный сектор занимал менее 5% рынка всех медицинских услуг, да и сегодня эта цифра подросла всего на несколько процентов, причем львиную долю коммерческого здравоохранения составляют учреждения и частнопрактикующие доктора традиционной китайской медицины.

В 2005 году ученая-социолог Ян Туан, сотрудник Академии общественных наук КНР, писала: «После распределения земельных участков между крестьянскими семьями их доходы увеличились, однако отсутствие системы социальной защиты и государственных ассигнований на развитие общественного благосостояния привело к тому, что крестьяне вернулись к изолированному образу жизни. Многие госучреждения, как, например, сельские школы, медпункты, дома для престарелых находятся в разрушенном состоянии. Китай не осуществлял капиталовложения в сектор здравоохранения вот уже два десятилетия, уповая на то, что люди сами будут платить за себя. Сегодня ВОЗ ставит Китай на четвертое с конца место в списке 190 стран в вопросах равного доступа к сфере здравоохранения. Только Бразилия, Бирма и Сьерра-Леоне находятся позади нас, и правительство справедливо расценило этот результат как «по-стыдный» в одном из своих официальных исследований».

Устранить неолиберальные перекосы

И все же средняя продолжительность жизни китайцев подросла к 2005 году до 70 лет не только за счет того, что благодаря взлету экономики нищета и недоедание подавляющего большинства населения сменились бедностью, а для кого-то и скромным достатком. Выросло качество медицинских услуг, в том числе и в сельских районах. С 2003 года для крестьян заработал новый механизм кооперативного медицинского обслуживания. Да и система медицинской помощи горожанам, работающим на госпредприятиях, ушла вперед по сравнению с эпохой Мао. И хотя часть бизнесменов уклонялась от обязанности обеспечить своих работников медстраховкой, ее получила значительная часть занятых и в коммерческом секторе. Началось становление национальной медицинской науки. Страна уже полностью обеспечивала себя кадрами для здравоохранения. Небольшая же прослойка наиболее обеспеченных граждан получила доступ к высокотехнологичной медицинской помощи в китайских клиниках.
Пятый пленум ЦК КПК, определивший основные ориентиры одиннадцатой пятилетки (2006-2010 годы) в плане экономики и социального развития, стал воистину переломным моментом в осуществлении китайских преобразований. Начался переход от выдвинутой Дэн Сяопином концепции обогащения к лозунгу всеобщего процветания, то есть стала реализовываться идея большего социального равенства. Одержимость темпами экономического роста уступила место доктрине устойчивого развития ради улучшения качества жизни. Была поставлена цель укрепить социальное обеспечение, чтобы воспрепятствовать перекосам в экономическом и общественном развитии.

Начатая в 2005 году, после Пятого пленума ЦК КПК, реформа здравоохранения была призвана сохранить все лучшее, что было достигнуто, и в то же время устранить «неолиберальные перекосы». И за 5 лет, прошедших со времени этого пленума, Китай столь же решительно, как в начале 1950-х годов, начал совершенствовать свое здравоохранение. Бюджетные расходы на него увеличились в два раза, превысив 3% ВВП. Число вновь открытых поселковых больниц и медпунктов измеряется тысячами, уездных больниц - сотнями. Каждый год обучение на курсах медицинской квалификации проходят более 100 000 сельских фельдшеров и медсестер.

Есть и другие, не менее впечатляющие цифры, но давайте уточним главные. Средняя продолжительность жизни в прошлом году составила 72,3 года. Из 1,3 млрд населения Китая в 2009 году было обеспечено медстраховкой 63% горожан, 85% крестьян. А на второе десятилетие XXI века Китай вынашивает планы по созданию системы медицинского страхования небывалых масштабов.

И вширь, и вглубь

В октябре 2008 г. китайское правительство вынесло на общественное обсуждение проект нового этапа медицинских реформ, который в начале прошлого года был одобрен Госсоветом. Уточним ключевые цели проекта: обеспечить медицинскими страховками 90% населения к 2011 г.; создать мощную фарминдустрию, причем не только дженериков, но и инновационных препаратов; усовершенствовать инфраструктуру первично-базовой медицинской помощи. На реализацию этих планов решили выделить 125 млрд долл. США, и пока инвестиции идут точно по графику.

А вот к 2020 году Китай планирует не только обеспечить 100% населения базовой медицинской помощью уже преимущественно на основе бюджетного финансирования, но и внедрить многоуровневую систему медицинского страхования. То есть ожидается, что значительная часть китайского народа (планируемые цифры не уточняются) к началу 2030-х гг. будет обеспечена также и страховкой, покрывающей квалифицированное лечение большинства заболеваний, словом, той, что распространена в развитых странах.

Напомним, что в Китае сейчас действуют 3 основные программы медицинского страхования. Две из них, а именно - схема сельского кооперативного страхования (RCMIS - rural cooperative medical insurance scheme), а также базовая схема медицинского страхования работающих в городах (BMI - basic medical insurance scheme) гарантируют лишь базовое амбулаторное и стационарное лечение. Но с 2007 года заработала и система страхования городских жителей (URMIS - urban resident medical insurance scheme), уже близкая к медицинским «евростандартам» и обеспечивающая лечение большинства заболеваний, не покрываемых полисом BMI. В 2007 г. держателями такого полиса были 41 млн человек, а к началу 2010 г. уже более 300 млн. Если прибавить сюда зажиточных китайцев, не имеющих страховки, но оплачивающих качественное лечение от случая к случаю, то можно с осторожностью предположить, что доступ, пусть не к высокотехнологичной, но к качественной специализированной медпомощи сегодня уже имеет треть населения страны.

Так удастся ли Китаю через 10 лет догнать развитые страны по состоянию своего здравоохранения и уровню здоровья граждан? Медицинский сектор Китая, как и вся Поднебесная держава, еще остается страной контрастов, где прекрасно оборудованные клиники соседствуют с домишком деревенского «фершала» из рассказов А.П. Чехова. Но вместе с нищетой, уходящей в прошлое, у здравоохранения Китая есть и блеск наступательного порыва, точность в восприятии лучших западных достижений и умении сплетать их с опытом традиционной народной медицины. Словом, хочется верить, что китай-ский народ сумеет осуществить свои планы. А наш?

5 /5 (оценок: 5 )

эксклюзив

Женская консультация «третьего» клинического родильного дома Владивостока одна из первых в городе перешла на формат «Бережливой поликлиники», обеспечив будущим мамам максимально комфортные условия пребывания, наблюдения и лечения и окружив их профессиональной заботой с использованием самых современных технологий.

Недаром Китайская цивилизация считается одной из самых древних в мире. Китай можно по праву считать хранилищем и кладезью полезных знаний в различных сферах политической и социальной жизни. Это опыт, накопленный миллионами поколений многократно проверявшийся на практике. Это знания, передающиеся следующим китайцам вот уже на протяжении сотен тысяч лет.

Поднебесная широко известна всему миру своими долгожителями, а про возраст шаолинских монахов вообще ходят легенды. В упомянутой стране Восточной Азии самое большое население в мире, что говорит о хорошей демографической ситуации в стране. Предпосылками этого является большая рождаемость и высокая средняя продолжительность жизни человека. Все указанные показатели и достижения невозможно было бы реализовать без достойного уровня китайской медицины.

Традиционная китайская медицина в своей основе не потерпела существенных изменений и широко используется по сей день.

Философия в китайской медицине

Медицина и философские учения для китайцев вещи вполне сочетаемы. Древняя медицина донаучна, поэтому некоторые методики лечения до сих пор не могут быть объяснены современной медициной, что вызывает скептические настроения у некоторых людей. Традиционная медицина многократно подвергалась критике со стороны представителей современной медицины.

Согласно философским представлениям китайцев человек является неотъемлемой частью окружающей среды, ее продолжением и не может рассматриваться как отдельная материя. И воздействия на нее может и повлиять на внутреннее состояние организма. Сквозь человека проходит жизненная энергия, называемая «ци». Она является аналогом души человека в нашем понимании. Также внутри человека присутствует система меридианов, выполняющая роль системы сосудов, осуществляющих перемещение этой самой энергии. Совместно с меридианами в теле человека присутствуют внутренние органы: полые и плотные.

Основной причиной заболевания согласно традиционной медицине является образование тромба либо загрязнение меридианов. Целитель в первую очередь проведет диагностику этих каналов, дабы обнаружить места препятствующие прохождению живительной энергии. При констатации нарушений, он тут же постарается их привести в здоровый вид, дабы энергия проходила по всему телу. Данный вид мониторинга осуществляется путем воздействия на основные точки на теле человека. В основе традиционной медицины лежит мысль о том, что на здоровье человека влияет его общее состояние, а не отдельно взятый орган, поэтому воздействовать сначала необходимо на весь организм. Затем приступит к лечению основного недуга.

Принцип «Инь» и «ян» знакомы всем уже давно по-своему символическому черно-белому кругу. Но немногие знают что этот принцип применим почти во всех сферах, в том числе и медицине. Основной смысл данного принципа это равновесие. В такой же концепции он представлен и в традиционной медицине. Они являются диаметрально противоположными друг другу, вкупе образующие общее состояние здоровья человека. Без одного не может существовать другое и наоборот. Эти понятия образуют между собой цикличность, подобно природе день заменяет ночь, после лета приходит зима и т.д..

Теория пяти элементов.

В основу данной теории также вкладывают понятие равновесия. Например если один элемент системы слаб, то его необходимо укрепить, и постараться не оказывать на него сильного воздействия. Они взаимосвязаны и при отсутствии одного из пяти элементов невозможно существование организма в целом.

Хоть и данная теория называется пяти элементов, что подразумевает наличие всех пяти, основным же элементов принято считать землю, именно она означает зрелость.

Каждому элементу соответствует:

    Дерево - Обозначает начало новой жизни. Развитие и рост. Время года - весна. Вкус - кислый. Цвет - зеленый. Вкус - кислый. Согласно теории У- син, дерево олицетворяет печень, желчный пузырь.

    Огонь - Обозначает кульминацию, пиковую точку максимальную амплитуду. Время года - лето. Цвет - красный. Вкус - горький. Согласно теории У- син, огонь олицетворяет сердце, тонкий кишечник.

    Вода - Обозначает спад в активности. Время года - зима. Вкус - соленый. Цвет - черный. Согласно теории У- син, вода олицетворяет почки, мочевой пузырь.

    Металл - Обозначает начало спада активности. Время года - осень. Вкус - острый. Цвет - белый. Согласно теории У- син, металл олицетворяет легкие, толстый кишечник.

    Земля - Обозначает зрелость, взросление. Вкус - сладкий. Цвет - желтый. Согласно теории У- син, земля обозначает селезенку, желудок.

История развития.

Первые упоминания о медицине в различных исторических источниках датируется более 2000 лет назад. Для сравнения: труды греческого ученого Гиппократа, считающийся отцом медицины как науки, появились несколькими веками позже. В современном мире медицинским работниками, в дань уважения ему, по старой традиции дается клятва Гиппократа. Китайские медицинские труды основаны на философских постулатах и поэтому помимо медицины они имели большое значение и для философии. Одними из известных Древнекитайских трудов являются

    Книга перемен («И Цзин»)

    Трактат о Дао и Дэ («Дао Дэ Цзин»)

    Трактат о лекарственных средствах императора Шень-нуна («Шень нун Бэньцаоцзин»)

    Трактат о внутреннем Желтого императора Хуан-ди («Хуан ди нейцзин»)

    Трактат трудные вопросы («Наньцзин»)

Вышеуказанные книги удалось сохранить и до нашего времени. Большинство трактатов, написанных в данную эпоху были уничтожены и безвозвратно утрачены, причиной этому послужил жесткий контроль и цензура со стороны государства в годы правления «Желтого императора». Именно данное время принято считать эпохой зарождения традиционной китайской медицины.

Китайская медицина получила огласку в мировом пространстве только в 17 веке. Европейские миссионеры впервые ознакомились с ее основами, и опубликовали ее в своих очерках. Объясняется это тем, что Китай в древние и средние века вел политику «Закрытых дверей» и не контактировал с остальным миром. С течением времени актуальность интеграции с другими государствами и Европой позволило последним более детально изучить основные аспекты, специфику и методологию традиционной медицины Китая.

Традиционная медицина в наши дни.

Как было написано выше, китайцы народ, с трепетом относящийся к древним обычаям и традициям. Соответственно основные аспекты и методы лечения остались в первозданном виде.

Китай начал активно возрождать традиционную медицину в середине 20-го века. Традиционная медицина всегда считалась частью культуры китайцев, поэтому за ней был закреплен статус альтернативной медицины. Современные знания и достижения в области здравоохранения найти научную обоснованность некоторых методов лечения и незначительно внести в нее небольшие новшества. Главным же условием его введения считается его упоминание в прошлом.

Также следует понять, что нынешняя медицина получила свое развитие благодаря более древней традиционной медицине.

Традиционная медицина в наши дни не теряет своей актуальности. В современном мире она наряду с современной «преемницей» широко используется. Это обуславливается тем, что ее методы просты и эффективны, а необходимые препараты доступны широкому слою населения. Применяется она не только в Китае, но и во всем мире.

Методы лечения.

Согласно основному принципу, указанному выше, существуют меридианы по которым проходит жизненная энергия. Основным принципом лечения является воздействие на эти каналы путем обнаружения точек на теле человека. Правильные манипуляции на точки и приводят организм к оздоровлению

  • Цигун.

Уникальная методика включающая в себя дыхательные упражнения, элементы йоги, приемы медитации. Потому что энергия «ци» должна чувствоваться самим человеком, а это невозможно без правильного использования метода цигун.

  • Банки.

Используются при лечений различных заболеваний. Принцип работы заключается в воздействии на кровообращения организма. Энергия в данном случае, как бы перезапускается.

  • Иглоукалывание.

Акупунктура широко применяется в традиционной медицине. Известны ее целительные свойства во всем мире. С помощью манипуляции иголками на теле, врач оказывает воздействие на определенные точки. Центральная нервная система реагирует на это раздражением и выделяет гормоны. После этой терапии система «инь и ян» приходят в равновесие.

  • Массаж.

Принцип массажа схож с процессом акупунктуры. Здесь тоже идет воздействие на биологические точки путем массирования тела. Жизненная энергия, проходящая по телу с помощью массажа, равномерно распределяется по всему организму, приводя в порядок общий баланс тела.

Также китайцы считают что основные органы человека имеют свои точки на человеческой стопе. Массирование стоп также является неотъемлемой частью массажа.

К тому же, массаж вызывает релаксацию организма, мышц. При расслаблении организм выделяет гормоны счастья что тоже положительно влияет на пациента.

  • Питание.

В этом методе также прослеживается след китайской философии «инь и ян». Связано это с гармонией и сбалансированностью организма. Этот же принцип применим и в питании. Человек должен есть пищу разнообразную: сладкую, соленую, горькую, кислую. Здесь необходимо есть ее в равных пропорциях, не нарушая баланс. Один вкус компенсирует другой.

  • Фитотерапия.

Лечение травами применятся не только в Китае, но и в других странах. Но китайцы внесли в этот процесс особый смысл, уделяя пристальное внимание деталям и мелочам.

Ярким примером является процесс заваривания зеленого чая. Чайная церемония играет важную роль в жизни китайцев. Существуют сотни рецептов, с добавлением различных ингридиентов при приготовлении чая. Также есть множество настоек, травяных сборов, различных отваров.

Китайцы при использовании фитотерапии не ограничиваются лишь травами и растениями. В медицинских целях используют высушенных насекомых, различные минералы и другие вещества.

Важную роль при лечении травами играет сам процесс приготовления. Во внимание берутся такие детали как: время года, фаза луны, время заваривания, используемая посуда, условия хранения.

Намного легче и эффективнее будет предотвратить болезнь, чем заниматься ее лечением. Это ее основа и фундамент.

Преимущества и недостатки традиционной медицины.

В современном мире важную роль играет обоснованная научность методов лечения. Современная медицина всегда пытается подойти к лечению человека с научной точки зрения. Поэтому, различные методы, без всякого научного обоснования вызывают критику и скептицизм со стороны общества.

Основанная на философском представлении о человеке, традиционная медицина в Китае часто становится объектом критике, по причинам своей необоснованности. Постулаты, на которых незыблемо держится традиционная медицина, давно устарели, а современное представление о строении человеческого организма изменилось до неузнаваемости.

Несомненно, некоторые методики традиционной медицины имеют научное объяснение. Именно это и является основным минусом традиционной медицины.

В защиту традиционной медицины можно отметить тот факт, что указанные факторы никоим образом не влияют на ее эффективность. По сей день ее методы лечения широко используются во всех уголках мира. Особенную популярность приобрели методы лечения массажем и иглоукалывание.

Центры традиционной медицины.

В Китае развит медицинский туризм. Путешествие по лечебным местам, посещение храмов, использование средств и растении дыхательные методики и упражнения благотворно влияют на организм. Лечиться в Китае приобрело популярность у зарубежных туристов.

Людей привлекают древние методы лечения. Они вносят в процесс лечения некий шарм и мистику, что по душе многим пациентам.

Куда поехать лечиться в Китае? Основными развитыми центрами по данной медицине являются:

  • Пекин.

В столице находятся основные, признанные за рубежом, центры традиционной медицины. Здесь распространено иглоукалывание и все виды массажа. Столичные специалисты свободно могут объяснить методы лечения, языковой барьер здесь не будет играть важной роли

  • Северо-Восточный Китай.

Самый развитая провинция Китая в этом направлении. Состоятельные люди со всего Китая и мира едут именно сюда. Весь спектр методов лечения в широком ассортименте, высококвалифицированные врачи, многолетний опыт. Здесь представлены клиники класса люкс, с достойным уровнем комфорта. Адаптирован под зарубежных туристов.

  • Шанхай.

Регион с достаточно высоким профессиональным уровнем врачей. Особыми методами в лечении не обладает. Представлены все методы лечения.

  • Остров Хайнань.

Географическая отдаленность не позволяет этому региону выйти на передовые позиции. Провинция обособленна и далека от центра, является курортной зоной. Природа и умиротворение главные плюсы этого острова.

  • Южный Китай.

Здесь тоже есть центры и клиники по традиционной медицине. Основное преимущество: недорогие цены на лечение. Сюда в основном приезжают люди со средним уровнем достатка.

Где в Китае лечиться? Раньше определенный регион специализировался на определенных заболеваниях. Наличие различного вида транспорта позволили всем регионам заниматься лечением почти всех недугов. Основным критерием выбора будет складываться от стоимости лечения. В клиниках с высокой квалификацией стоимость будет дороже, нежели в других более отдаленных провинциях. Но российским пациентам самым оптимальным вариантом будут приграничные регионы Китая. Там почти отсутствует языковой барьер и клиника адаптирована именно под русского человека.

После образования КНР в медицинском обслуживании населения, как и в условиях его жизни, произошли значительные улучшения. По основному комплексному показателю здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни Китай за это время вышел из категории бедных стран и поднялся на уровень нижней группы стран со средними доходами.

Этим показателям соответствует и обеспеченность населения помощью квалифицированного медицинского персонала, хотя доступ к такой помощи весьма разнится по месту проживания.
Однако медицинская статистика свидетельствует, что глав-ные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 г. республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи реформистского курса не столь очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 г.г. были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП. Удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 г. всего 38,8 %, тогда как по миру в целом он достигает 56 %. На здравоохранение идет в КНР всего 1 % государственного бюджета, а в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6 % государственных средств. С начала реформ в 1978 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2006 г. на государство приходилось только 18,1 % расходов, на предприятия и социальные учреждения - 32,6 %, а остальные 49,3 % расходов на здравоохранение несли сами граждане.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значи-тельно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 г. в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбу-

латорное лечение увеличивались на 13 %, а на больничное - на 11 %2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8 % семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
За последние годы число больниц и оздоровительных цен-тров, а также численность квалифицированного медицинского персонала стали сокращаться, хотя число больничных коек росло. Численность дипломированного медперсонала в расчете на 10 тыс. человек населения за период с 1978 по 2000 г. увеличилась более чем в полтора раза, с 10,8 до 16,8 человек, а затем к
2007 г. сократилась до 15,4 человек. При этом особенно ощутимо убыль медицинских работников сказывается не в городах, где она фактически не наблюдается, а в уездных центрах. Именно на уездном уровне остро ощущается и нехватка технического персонала. Не очень понятно также, где размещаются дополнительные койки: в пристройках к основным зданиям больниц или за счет уплотнения. Вопрос о качестве услуг в этой ситуации при сокращении медперсонала уже представляется излишним.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80 % государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров. 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. человек проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контрактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Но многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудовой договор. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 г. медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8 % городских жителей и у 79 % жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 г. не имели медицинской страховки примерно 50 % городской бедноты, в 1998 г. - 72, а в 2003 г. - 76 %.
В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 г. она охватила 730 млн человек, или 86 % сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват сельских районов этой системой и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 г.5 Пока что 80 % государственных ассигнований на здра-воохранение направляется в город и только 20 % - в деревню. В расчете на душу населения эти ассигнования составляют в городе в 4 раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около 1000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.
В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетвори-тельного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на ры-ночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.
Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Но фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а со-ответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.
По данным на 2003 г., 96 % больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6 %. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20 % обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40 %, далеко превосходя установленный государством норматив в 15 %. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52 % всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40 %. При этом от 12 до 37 % назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 г., 80,2 % больных прописывали антибиотики, в том числе
58 % - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зар-плату. С 1990 по 2004 г. расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в ста-ционаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2, в окружных - 6,8, в уездных - в 5,5 раза.
Весной 2005 г. из уст заместителя министра здравоохранения Ма Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 г. был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего, вследствие излишней ори-ентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в ка-ком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи ле-чебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г., когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР профессор Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 г. на нужды здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения у США - несколько более 200 млн человек, а у КНР - свыше
1,3 млрд. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2000 юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были вряд ли лучше, чем в сегодняшнем Китае. Но все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Пекин внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в отношениях лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета, в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в осо-бенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 г. Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 г. большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 г. было принято решение привлечь к парал-лельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 г. свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 г. самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.
В июле 2007 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие соображения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения», который требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 г. охватить всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 г. в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства. На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 г. системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращалась. Последние выступали за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование, должны были, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам предлагалось разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственнического подхода характеризовали его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
На этом фоне в 2007 г. была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2005 гг.). Увеличилась средняя ожидаемая продолжительность жизни до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 г.). Сократилась смертность среди новорожденных, младенческая смертность и смертность детей в возрасте до 5 лет. Усилилась работа по профилактике СПИДа, по выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний. Значительно рас-ширились сети водопровода и канализации в деревне. Увеличи-лись инвестиции в здравоохранение. Укрепились системы кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских услуг на коммунальном уровне в городах.
Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило
4,5 млн человек. Не удается эффективно контролировать рас-пространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфек-ционные болезни. Сотни тысяч людей страдают от шистосома- тоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн человек. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5 % персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа давала установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяла конкретные ориентиры на 2010 г. по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в разных возрастных группах.
Весной 2008 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП подчеркнул необходимость провести реформу здравоохранения с тем, чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство заявило о выделении в 2008 г. на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около
11,7 млрд долл.), что на 16,7 млрд юаней превышало сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 г., причем основная часть средств
предназначалась для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКСК, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения правительству предлагали, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Вместо прямого вложения средств в систему медицинских услуг ему вменяли в обязанность инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан с тем, чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Не участвуя непосредственно в руководстве лечебными учреждениями, правительство обязывалось способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
В апреле 2009 г. были официально опубликованы два доку-мента, направленных на ускорение развития здравоохранения в ближайшие годы: «Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранении» и «Проект реализации в ближайшее время (2009-2011) ключевых программ в области фармацевтики и здравоохранения». Первый докумет был представлен на открытое общественное обсуждение в сентябре
2008 г. и вызвал большое число откликов с замечаниями и предложениями, которые были обобщены соответствующими ведомствами и предложены в качестве поправок.
За период 2009-2011 гг. намечено охватить все городское и сельское населения системой базовых медицинских гарантий: городского населения - базовым медицинским страхованием, деревенского населения - сельской кооперативной медициной. К 2010 г. нормативный размер дотаций по этим двум системам повышается до 120 юаней на человека в год, и соответственно несколько увеличиваются индивидуальные взносы. Предполагается приступить к созданию государственной системы базового обеспечения лекарствами. С 2009 г. начинается создание Всекитайского архива данных о здоровье населения. Предполагается развернуть реформу государственных лечебных учреждений, направленную на совершенствование управления и контроля за их деятельностью и повышение уровня оказываемых ими услуг. На все это за три года намечено ассигновать 850 млрд юаней. Облегчается бремя расходов по медицинскому обслуживанию, которое вынуждено нести население.
Таким образом, в этой важнейшей для всего населения страны социальной сфере устанавливаются рамки взаимодействия между государством и рынком при ведущей роли государства, которое берет на себя ответственность за общедоступное пользование всех слоев и групп общества основными медицинскими услугами, независимо от толщины индивидуальных кошельков. Вместе с тем система здравоохранения остается смешанной, что предполагает приток в эту систему капиталов различных типов собственности.

Ваши превосходительства, достопочтенная госпожа министр Ли Бинь, руководители провинций, генеральные директора провинциальных комитетов по делам здравоохранения и планового деторождения, дамы и господа,

В глазах всего мира Китай все чаще рассматривается как модель развития на многих уровнях.

Вторая по величине экономика мира демонстрировала быстрый и, в то же время, устойчивый рост. Китай открыл свои рынки для свободной торговли только тогда, когда его экономика была достаточно зрелой для участия в международной конкуренции. Странам с неокрепшей экономикой при рассмотрении возможности присоединения к торговым соглашениям следует обратить внимание на пример Китая.

Самая населенная страна мира использовала свой устойчивый экономический рост, чтобы помочь миллионам своих граждан выбраться из бедности. Достижение Цели тысячелетия в области развития, касающейся сокращения бедности, во многом определялось достижениями Китая.

В том, что касается сокращения угроз для здоровья населения, Китай смог добиться впечатляющих успехов.

С опорой на профессиональных врачей, общинных медработников, специалистов по традиционной китайской медицине, санитарных инспекторов и заводских медико-санитарных работников эта огромная и густонаселенная страна смогла ликвидировать оспу, на два десятилетия опередив остальной мир. В течение трех лет, предшествовавших последнему случаю этой болезни, в Китае от оспы было вакцинировано более 500 миллионов человек.

Перед лицом этого достижения в ВОЗ сформировалось сохраняющаяся по сей день уверенность: если Китай решит что-нибудь сделать, он это сделает.

В течение одного десятилетия Китай совершил значительный скачок: в 2003 г., когда разразилась вспышка ТОРС, меры, принятые Китаем, были объектом серьезной критики; несколькими годами, в условиях вспышки птичьего гриппа H7N9 Китай принял меры высочайшего класса, чем снискал благодарность со стороны международного сообщество.

Китай создал крупнейшую в мире электронную систему эпидемиологического надзора в режиме реального времени, продемонстрировав, каким образом может быть организована мгновенная передача прозрачной и исчерпывающей эпидемиологической информации. Ваши ученые и эпидемиологи оперативно публиковали свои отчеты в наиболее престижных медицинских журналах, демонстрируя наличие у Китая научного потенциала мирового уровня.

Меры, принятые правительством Китая в ответ на скандал с вакцинами в провинции Шаньдун, были не менее оперативными и результативными. Масштаб скандала был колоссальным: 2 миллиона доз вакцин, хранившихся с нарушением правил, было введено детям и взрослым.

В течение месяца после того, как разразился скандал, в закон об обороте вакцин и иммунизации Госсоветом Китая были внесены поправки для решения как непосредственных, так и глубинных причин скандала. Органы здравоохранения также приняли меры для восстановления в обществе доверия к безопасности вакцин и понимания важного значения пожизненной защиты от болезней, которая формируется в результате вакцинации.

В Китае высоко ценится социальная стабильность, и есть понимание того, что инклюзивные социальные услуги, в том числе в сфере здравоохранения, способствуют социальной сплоченности и стабильности.

В течение последнего десятилетия Китай начал крупнейшую реформу системы здравоохранения в истории человечества с целью сделать так, чтобы услуги здравоохранения были доступны не только жителям процветающих мегаполисов.

В начале этого века менее одной трети населения Китая имело доступ к медицинскому страхованию. Сегодня медицинским страхованием охвачено практически 100% населения. Такое равноправие в доступе к услугам здравоохранения является неотъемлемым условием социальной гармонии.

По существу, Китай обеспечил свое колоссальное население механизмами социальной защиты, которые защищают людей от обнищания ввиду необходимости нести большие расходы на здравоохранение. Это является колоссальным вкладом в построение справедливого и процветающего общества.

Дамы и господа,

В развитии международного здравоохранения у Китая особый статус. В силу достигнутых Китаем успехов у себя дома, предлагаемые им решения пользуются особым престижем при экспорте в другие страны.

Для большинства развивающихся стран Китай – попутчик, который не так давно встречал и преодолевал аналогичные трудности в области развития. Этот общий опыт создает у этих стран особое отношение к Китаю, которым может похвастаться далеко не каждый богатый партнер в области развития.

Много веков назад Шелковый путь был каналом передачи знаний о традиционной китайской медицине, которые распространялись по торговым путям из Китая в Индию, на Ближний Восток и в Европу. Сегодня инициатива «Один пояс и один путь» является продолжением этой традиции и современным инструментом экономической дипломатии.

Эта инициатива, которая является стратегией развития нового типа, направлена на содействие международному сотрудничеству в присущем Шелковому пути духе «мира и сотрудничества, открытости и всеохватности, взаимного обучения и взаимной выгоды».

В области здравоохранения, с моей точки зрения, инициатива имеет очень большой потенциал и может быть расширена с сегодняшних вопросов безопасности в сфере здравоохранения до вопросов более широкого сотрудничества, особенно по таким болезням, как заболевания сердца, диабет и рак, на которые решения в области торговой и экономической политики могут оказывать серьезное влияние.

Уже в 1963 г. деятельность китайских медицинских бригад в Африке превратилась в образцовую программу по международной помощи в области развития здравоохранения, включавшую строительство и передачу в дар сотен больниц и поликлиник, которыми сегодня испещрена карта стран Африки к югу от Сахары.

Несмотря на то, что некоторые критики считают, что эта помощь была главным образом направлена на то, чтобы гарантировать поставки природных ресурсов, так необходимых китайской экономике, независимые исследования не позволили обнаружить никакой связи между объемами помощи отдельным странам и потоками природных ресурсов.

В 1978 г. подход, основанный на обучении местных кадров базовым навыкам оказания медицинской помощи, вдохновил движение по развитию первичной медико-санитарной помощи, начало которому было положено принятием Алма-Атинской декларации и которое стало фирменной маркой для многого из того, что делает ВОЗ.

Вклад Китая в обеспечение глобальной безопасности в сфере здравоохранения привлек международное внимание во время вспышки Эболы в западной Африке, когда самоотверженные китайские медицинские бригады оказались в числе первых, кто откликнулся на мой призыв оказать врачебную поддержку на местах, несмотря на необходимость работать в очень опасных условиях.

Китай предоставил хорошо подготовленные и самодостаточные медицинские бригады с опорой на свой опыт, накопленный за несколько десятилетий работы в странах Африки к югу от Сахары, где медицинские бригады самостоятельно закупали необходимые им оборудование, материалы и медикаменты.

Совсем недавно ВОЗ провела проверку квалификации экстренной медицинской бригады из Восточного госпиталя Шанхая, которой по итогам проверки был выдан сертификат соответствия международным стандартам квалификации.

Теперь шанхайская медицинская бригада внесена в списки ВОЗ и может быть привлечена к работе, когда произойдет очередная вспышка регионального или глобального масштаба.

С опорой на эти достижения и успехи у себя дома Китай в прошлом году дважды занял центральное место на глобальной арене в области развития.

На сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 г. Председатель Си Цзиньпин объявил о создании фонда, исходный размер которого составит 2 млн. долл. США и к 2030 г. будет увеличен до 12 млн. долл. США, предназначенного для оказания поддержки наименее развитым странам в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Председатель также объявил о том, что Китай спишет долги беднейших стран и начнет реализацию 600 конкретных проектов по сокращению бедности, улучшению образования и содействия повышению качества услуг здравоохранения.

Как многие отметили, руководящая роль Китая была решающим элементом в достижении соглашения во время Парижской конференции по изменению климата, которая состоялась в декабре прошлого года.

Загрязнение воздуха в Китае является одним из крупнейших источников опасности для здоровья населения. Страна по-прежнему производит более 60% энергии из угля, особенно в наиболее промышленно развитых районах страны, и является крупнейшим источником выбросов углекислого газа в мире. Приверженность Китая делу по сокращению этих выбросов существенным образом облегчила ход переговоров.

Правительство сделало ряд шагов, включая создание автоматической системы мониторинга загрязнения воздуха в режиме реального времени, снабженной системой оповещения и предупреждения, а также выделило большие средства на переход к ядерной, солнечной и ветряной энергии в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках Парижского соглашения.

На руководителей провинций возложена важная роль в обеспечении переноса работающих на угле ТЭС и цементных заводов за черту городов.

Если бы каждая страна настолько серьезно и решительно относилась к своим обязательствам по смягчению изменений климата, мы действительно могли бы спасти планету и ее климат.

Этот год был отмечен еще одной значительной вехой в истории реформ здравоохранения. В августе вопросы здоровья были объявлены официальным приоритетом национальной политики после утверждения Центральным Комитетом плана «Здоровый Китай 2030».

Председатель Си Цзиньпин в своем выступлении на Национальной конференции по здравоохранению подчеркнул, что без обеспечения здоровья для всех людей невозможно построить благополучное общество. Он поставил вопрос здоровья в центр всей системы разработки политических решений в стране. В результате систематический учет вопросов здоровья при принятии любых решений стал официальной политикой правительства.

В своей речи Председатель Си также подчеркнул необходимость создания системы оценки воздействия на здоровье всех планов и мер политики в области экономического и социального развития, а также крупных проектов.

Это официальное признание политической роли вопросов здоровья является по своей сути уникальным и будет залогом лидерской роли Китая как внутри страны, так и за рубежом.

Однако, в Китае, как и во всех регионах мира, появляются новые, серьезнейшие угрозы. Связанные с ними трудности и их последствия для здоровья людей и для общества настолько велики, что способны замедлить или даже обратитесь в спять достижения последних лет. Это касается как Китая, так и всех остальных стран.

Дамы и господа,

Все человечество сталкивается сегодня с беспрецедентными по скорости переменами, которые несут угрозу для здоровья человека и вызывают тревогу. В мире 800 миллионов человек продолжают страдать от хронического недоедания. При этом, есть страны, где более 70% взрослого населения страдает от ожирения или избыточного веса.

Несмотря на то, что ожирение повсеместно становится все более распространенным, эпидемиологические характеристики проблемы зависят от продолжительности этой эпидемии. В Северной Америке и Европе распространенность ожирения является наиболее высокой среди категорий населения с низким уровнем доходов, часто проживающих в городских продовольственных пустынях, густо утыканных киосками и ресторанами быстрого питания.

В странах, столкнувшихся с эпидемией ожирения относительно недавно, например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, от ожирения прежде всего страдают богатые жители городов, и только потом бедное население сельских районов и пригородных трущоб.

В Китае по мере того, как на смену десятилетиям скудного питания приходило изобилие, распространенность ожирения и избыточного веса росла и увеличилась за последние десятилетия ХХ века более чем в два раза. Таким образом, менее чем за время жизни одного поколения страна прыгнула от голода к пиру и изобилию.

Охватывающий все категории населения рост массы тела является тревожным сигналом, предупреждающим нас о грядущих больших проблемах. Они возникнут не сразу, но неизбежно, и предстанут в виде волны связанных с образом жизни хронических заболеваний, включая болезни сердца, диабет и некоторые виды рака, связанные с режимом питания.

Экономический рост и модернизация, которые в прошлом ассоциировались с повышением уровня здоровья населения, сегодня открывает двери для глобализации рекламы и торговли вредными для здоровья продуктами, такими как табак, алкоголь, продукты питания высокой степени переработки, а также подслащенные сахаром напитки.

Несмотря на то, что стремительная миграция населения из сельских районов в городские имеет ряд положительных последствий, она также ускоряет переход от активного образа жизни к сидячему.

Впервые в истории быстрый рост благосостояния приводит к ухудшению здоровья многих вчерашних бедняков. Это происходит в странах, где система здравоохранения не располагает достаточными ресурсами и кадровым потенциалом для принятия своевременных мер. Если нынешние тенденции сохранятся, диабет, сопровождающий эпидемию ожирения и требующий такого дорогостоящего лечения, может свести на нет все плоды экономического развития.

Азиатско-Тихоокеанский регион принято считать эпицентром кризиса с диабетом. У жителей этого региона болезнь развивается раньше, протекает тяжелее и приводит к смерти быстрее, чем у жителей более богатых стран.

В некоторых наиболее густонаселенных странах Азии, включая Китай и Индию, поколение людей, выросшее в бедных сельских районах, где еды всегда не хватало, а труд был физически тяжелым, сегодня живет в многоквартирных городских домах, работает в офисе, мало двигается, ездит на доступных всем автомобилях и питается дешевой едой из заведений быстрого питания.

Отчасти в результате этих перемен миллионы людей, которым удалось вырваться из бедности и стать частью быстро растущего среднего класса, теперь оказались в ловушке страданий, связанных с хроническими заболеваниями и их осложнениями, которые обходятся очень дорого. Сегодня в Китае крупнейшая в мире эпидемия диабета: им болеет 12% взрослого населения, и эта цифра продолжает расти с ужасающей скоростью.

Данные ВОЗ показывают, что распространенность диабета, болезней сердца и рака среди населения Китая выросла более чем в девять раз в течение жизни одного поколения, намного опережая этот процесс в остальных странах мира.

Эта тревожная ситуация во многом является следствием перехода от традиционного рациона к рациону западного образца, богатому жирами, сахаром и солью, старением населения и ростом потребления алкоголя и табака.

Рост распространенности неинфекционных заболеваний имеет очень далеко идущие последствия. Это настоящий тектонический сдвиг, который требует кардинальных перемен в основных установках общественного здравоохранения.

В большинстве развивающихся стран системы здравоохранения были предназначены для принятия мер в отношении непродолжительных по времени событий, таких как роды или острые инфекции. Эти системы не были задуманы для долгосрочного ведения пациентов с хроническими патологиями и их серьезными осложнениями, требующими дорогостоящих лекарств и стационарной помощи.

Общественное здравоохранение обязано перенести акцент с лечения на профилактику, с краткосрочного на долгосрочное ведение больных, с принятия родов, вакцинации и назначения антибиотиков на изменение форм поведения, с деятельности в одиночку на координированные действия с множеством секторов и партнеров.

Одним из наиболее дальновидных способов обеспечить этот переход – сформировать кадровый резерв хорошо подготовленных и мотивированный врачей общей практики. Они и лечат, и занимаются профилактикой. Они также лучше других могут выявить заболевание на ранних этапах до возникновения осложнений, требующих дорогостоящего лечения и длительного пребывания в стационаре.

Врачи общей практики – охрана на входе в систему здравоохранения, задача которой – сделать так, чтобы пациенты с относительно незначительными жалобами не перегружали отделения неотложной помощи. Врачи общей практики знают, что у болезни не только медицинские, но и социальные причины, что дает им большое преимущество в том, что касается первичной профилактики и повышения уровня удовлетворения пациентов услугами. Именно они могут оказывать услуги, по-настоящему ориентированные на потребности людей.

Многие сторонние наблюдатели амбициозной программы реформ в Китае отметили, что нехватка хорошо подготовленных врачей-практиков является основным препятствием для сокращения чрезмерного использования стационарной помощи.

Руководители органов здравоохранения на уровне провинций должны сыграть ключевую роль и правильно направлять ресурсы. Инвестиции в первичное медико-санитарное обслуживание принесут больше результатов и будут более рентабельными, чем инвестиции в строительство новых больниц и поликлиник.

Расходы на лечение этих заболеваний, связанных с образом жизни, шокируют. Профилактика является без сомнения более эффективным способом решения проблемы, однако организация профилактики - очень трудная задача по крайней мере по двум причинам.

Во-первых, глубинные причины хронических заболеваний находятся вне сектора здравоохранения. Сектор здравоохранения несет на себе бремя этих болезней, но почти не имеет рычагов влияния на факторы риска. Во-вторых, деятельность влиятельных экономических субъектов, таких как производители табака, алкоголя, продуктов питания и безалкогольных газированных напитков, приводит к глобализации нездорового образа жизни.

Используя Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака в качестве юридического инструмента, органы власти, в том числе на региональном уровне, могут принимать законодательство, которое существенным образом снизит потребление табака. Мы уверены в этом, у нас есть масса тому доказательств.

Меры по борьбе против табака в Пекине являются одними из наиболее строгих в мире. В Шанхае недавно было запрещено курение во всех зданиях аэропорта и железнодорожных вокзалах города. Законодательное собрание Шанхая рассматривает вопрос о принятии еще более жестких мер по запрету курения во всех общественных зданиях.

Если это могут сделать Пекин и Шанхай, при широкой поддержке со стороны населения, каждый руководитель здравоохранения в каждой провинции может сделать это.

К несчастью, представители табачной промышленности пытаются сделать все возможное, чтобы подорвать процесс принятия этих крайне необходимых законов. Их цель – ослабить китайское национальное законодательство по борьбе против табака, подготовка которого идет в настоящее время.

Не позволяйте представителям промышленности, известным своим нечистоплотным поведением, свести на нет эти достижения в области охраны здоровья населения Китая. Интересы охраны здоровья должны идти впереди защиты прибыли частных компаний. Каждый случай смерти, связанный с табаком, является трагедией которую можно было бы предотвратить.

Дамы и господа,

В мире, где так много факторов неопределенности, экономические, торговые и промышленные соображения могут взять верх над национальными и международными задачами и пойти впереди интересов охраны здоровья населения.

Еще одна тенденция требует пристального внимания. Экономический рост и повышение благосостояния почти всегда сопровождаются увеличением спроса на мясо и молочную продукцию.

Мировая продовольственная система, за последние десятилетия прошлого века осуществила переход к промышленному производству продовольствия. В результате появились огромные животноводческие комплексы, где тысячи голов свиней, крупнорогатого скота и птицы содержатся в стесненных и антисанитарных условиях.

Так, в Китае построены гигантские животноводческие предприятия, способные производить более миллиона голов свиней в год. Система массового стойлового содержания скота позволяет удовлетворить спрос населения на дешевое мясо, однако очень высокой ценой.

Эта система не является экологически устойчивой. Такие животноводческие хозяйства серьезнейшим образом загрязняют окружающую среду испражнениями животных и химическими отходами, а также метаном, который участвует в изменении климата.

Выращивание огромного числа животных в стесненных условиях требует использования колоссального количества антибиотиков. В некоторых странах для производства продовольствия используется больше антибиотиков, чем для лечения людей.

Проведенные в Китае исследования лучше всего демонстрируют непосредственную связь между использованием антибиотиков в производстве продовольствия и обнаружением в пище, у животных и у людей устойчивых к лекарствам возбудителей болезней.

Во всем мире все больше и больше антибиотиков первой и второй линии, имеющих жизненно важное значение для человечества, становятся бесполезными в результате возникновения устойчивости к ним, что четко связано со злоупотреблением этими ценными лекарственными средствами.

Учитывая то, что на этапе разработки сегодня находится так мало препаратов-заменителей, можно сказать, что мир движется к эпохе жизни без антибиотиков, когда многие распространенные инфекционные заболевания вновь станут смертельными.

В качестве принимающей стороны саммита Группы двадцати в сентябре Китай включил вопрос об устойчивости к противомикробным препаратам в повестку дня и итоговое коммюнике мероприятия.

Китаю очень повезло с Председателем, который поместил вопросы здоровья в центр всей деятельности правительства. Все меры, принимаемые всеми ведомствами, должны сопровождаться оценкой воздействия на здоровье.

Это может помочь Китаю сделать так, чтобы в результате быстрой модернизации и экономического прогресса население не растеряло, а укрепило свое здоровье.

Я хотела бы попросить вас в процессе дальнейшего развития инициативы «Один пояс и один путь» не забывать о том, что есть так много экономических и торговых факторов, которые могут свести на нет десятилетия устойчивого прогресса в деле укрепления здоровья населения.

Признание и корректировка этих факторов – еще один способ содействия миру и сотрудничеству, открытости и всеохватности, взаимному обучению и взаимной выгоде.

Мир, в котором существует такой дисбаланс в уровне дохода, возможностях, доступе к здравоохранению и уровне здоровья, не может быть ни стабильным, ни безопасным.

Благодарю вас.

Сколь бы ни были велики достижения традиционной китайской медицины, в течение веков они были доступны лишь элите. К началу образования КНР в 1949 году средняя продолжительность жизни составляла 35 лет, а из пяти родившихся один умирал… Ситуация изменилась с началом правления Мао Цзэдуна. И за прошедшие с тех пор 60 лет здравоохранение Китая пережило бурное и вместе с тем необычайно интересное развитие.

Не по дням, а по часам

Уже в начале 1950-х годов невероятными темпами начала строиться экстенсивная, по образцу советской и с огромной помощью СССР, система общедоступной медицинской помощи. Модель здравоохранения Семашко оказалась тогда единственно правильным способом устройства здравоохранения в стране с огромным населением и территорией.

В городах стали появляться больницы разного уровня, первые мединституты и училища для подготовки медсестер и фельдшеров. В сельских районах начала внедряться трехступенчатая сеть на уровне уезда, волости и деревни. В уездах организовывались центральные уездные больницы, в волостях — волостные амбулатории, в деревнях, как и на промышленных предприятиях — медпункты.

Но если лечение рабочих, служащих и военных осуществлялось за счёт государства, то медпомощь на селе руководство КНР было вынуждено оставить платной. Фельдшер в таких медпунктах обычно был выходцем из той же деревни, выбранный властями благодаря его грамотности и прошедший курсы краткосрочной подготовки. Расплатиться с ним можно было не только мелкой монетой, но и куриной тушкой, или… вовсе не платить, если это были беднейшие из односельчан. И если здравпункт находился в так называемых административных деревнях, в том же строении располагались санэпидемстанция и "пункт охраны здоровья матери и ребёнка".

Какие же плоды могло принести это созданное всего за 10 лет примитивное здравоохранение, где один специалист приходился на тысячи деревенских фельдшеров и акушерок? Плоды, однако, оказались такими, каких не знала история мирового здравоохранения, и которые в 2010 году остаются недоступными не только беднейшим странам Африки, но даже Индии, столь же бурно развивающейся стране, как Китай.

80% сельского и более 90% городского населения Китая к середине 1960-х годов получили доступ к сети медицинских учреждений. Продолжительность жизни перевалила за 50 лет, детская упала с 200 на 1000 родившихся до 30. Китай стал одним из первых государств в мире, искоренивших ряд инфекционных заболеваний, в частности, оспу.

Кроме охраны здоровья, эта система обеспечивала экономическое развитие и общественную стабильность, и оказалась настолько прочной, что выдержала два сильнейших удара, которые пришлись в основном по звену квалифицированной медпомощи. Весной 1960 года треснула "великая дружба" СССР и КНР, тысячи советских врачей и преподавателей медвузов покинули страну. А через шесть лет началось трагическое десятилетие культурной революции. Тысячи интеллигентов, в том числе и в белых халатах, отправились на перевоспитание в коммуны.

Даёшь капиталистическую медицину!

За тридцать лет, прошедших с начала реформ Дэн Сяопина в 1976 году и до Пятого пленума ЦК КПК, разделившего китайскую "перестройку" на два периода, здравоохранение этой страны пережило необычайно сложное и интересное для изучения время. Новые руководители переоценили роль рыночных отношений в развитии здравоохранения, и оно во многом деградировало по сравнению с эпохой Мао. Однако в другом ушло вперёд.

В 2005 году система медицинского страхования в стране покрывала менее 50% половины городского и только 10% сельского населения. Бюджетные расходы на медицину упали с 2,5-3% в разные годы правления Мао до 1,7. В результате в 2004 г. на государство приходилось только 17% общенациональных расходов на медицину, на предприятия и социальные учреждения — 29%, на граждан — 54%. Средние затраты граждан на лечение повышались несравненно быстрее, чем их доходы. За период даже не с 1976, а с 1990 по 2004 год они увеличились более чем в 10 раз!

Кстати, и сегодня высокая стоимость лечения и лекарств занимает заметное место среди прочих социальных проблем Китая. Медицинские траты съедают около 12% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание. Средняя стоимость лечения серьёзного заболевания сейчас составляют около 1000 долларов, среднемесячный доход рабочего -250$, а крестьянина в три раза меньше.

Итак, реформаторы напрасно понадеялись, что государство сможет, повсеместно снизив налоги, сократив при этом и свои расходы на здравоохранение и распахнув туда двери предпринимателям, обеспечить развитие этой отрасли. Бизнес устремился в индустрию лекарств и изделий медицинского назначения, а в реальном здравоохранении он упёрся в платежеспособный спрос населения на медицинские услуги. В их общегосударственном объёме в 2006 частный сектор занимал менее 5%, да и сегодня эта цифра подросла всего на несколько процентов, причём львиную долю коммерческого здравоохранения составляют учреждения и частнопрактикующие доктора традиционной китайской медицины.

В 2005 году социолог Ян Туан, сотрудница Академии общественных наук КНР, писала: "После распределения земельных участков между крестьянскими семьями их доходы увеличились, однако отсутствие системы социальной защиты и государственных ассигнований на развитие общественного благосостояния привело к тому, что крестьяне вернулись к изолированному образу жизни. Многие госучреждения, как, например, сельские школы, медпункты, дома для престарелых находятся в разрушенном состоянии. Китай не осуществлял капиталовложений в сектор здравоохранения вот уже два десятилетия, уповая на то, что люди сами будут платить за себя. Сегодня ВОЗ ставит Китай на четвертое с конца место в списке 190 стран в том, что касается равного доступа к сфере здравоохранения. Только Бразилия, Бирма и Сьерра-Леоне находятся позади нас, и правительство справедливо расценило этот результат как "постыдный" в одном из своих официальных исследований".

Устранить неолиберальные перекосы

И всё же средняя продолжительность жизни китайцев подросла к 2005 году до 70 лет не только за счёт того, что, благодаря взлету экономики, нищета и недоедание подавляющего большинства населения сменилась бедностью, а для кого-то и скромным достатком. Выросло качество медицинских услуг, в том числе и в сельских районах. С 2003 года для крестьян заработал новый механизм кооперативного медицинского обслуживания. А система медицинского страхования горожан, работающих в госпредприятиях, ушла вперёд по сравнению с эпохой Мао. И хотя часть бизнесменов уклонялись от обязанности обеспечить своих работников медстраховкой, её получила значительная часть занятых и в коммерческом секторе. Началось становление национальной медицинской науки. Страна уже полностью обеспечивала себя кадрами для здравоохранения. Небольшая же прослойка наиболее обеспеченных граждан получила доступ к высокотехнологичной медицинской помощи в китайских .

Начатая в 2005 году, после Пятого пленума ЦК КПК, реформа здравоохранения была призвана сохранить лучшее, что было достигнуто, и в то же время устранить "неолиберальные перекосы".

Плашка

Пятый пленум ЦК КПК определивший основные ориентиры одиннадцатой пятилетки (2006-2010 годы) в плане экономики и социального развития, стал воистину переломным моментом в осуществлении китайских преобразований. Начался переход от выдвинутой Дэн Сяопином концепции обогащения к лозунгу всеобщего процветания, то есть, начала воплощаться идея большего социального равенства. Одержимость темпами экономического роста уступила место доктрине устойчивого развития ради улучшения качества жизни. Была поставлена цель укрепить социальное обеспечение, чтобы воспрепятствовать перекосам в экономическом и общественном развитии.

И за 5 лет, прошедших со времени этого пленума, Китай, столь же решительно и быстрыми темпами, как в начале 1950-х годов, начал восстанавливать и усовершенствовать свое здравоохранение. Бюджетные расходы на него увеличились в два раза, превысив 3% ВВП. Число вновь открытых поселковых больниц и медпунктов измерялось тысячами, уездных больниц — сотнями. Каждый год обучение на курсах медицинской квалификации проходили более 100000 сельских фельдшеров и медсестер.

И таких впечатляющих цифр можно приводить множество. Мы уточним главные. Средняя продолжительность жизни в прошлом году составила 72,3 года. Из 1,3 млрд населения Китая в 2009 году было обеспечено медстраховкой 63% горожан, 85% крестьян. А на второе десятилетие XXI века Китай вынашивает амбициозные планы по созданию беспрецедентной системы медицинского страхования небывалых масштабов.

Вширь-то — здорово, а вот вглубь?

В октябре 2008г. китайское правительство вынесло на общественное обсуждение проект нового этапа медицинских реформ, который в начале прошлого года был одобрен Госсоветом. Уточним ключевые цели проекта: обеспечить покрытие страховой медицины 90% населения к 2011 году; создать мощную фарминдустрию, причем не только дженериков, но и инновационных препаратов; усовершенствовать инфраструктуру первично-базовой медицинской помощи. На реализацию этих планов решили выделить 125 млрд дол., и пока инвестиции идут точно по графику.

А вот к 2020 году Китай планирует не только обеспечить 100% населения базовой медицинской помощью уже преимущественно на основе бюджетного финансирования, но и внедрить многоуровневую систему медицинского страхования. То есть ожидается, что значительная часть китайского народа (планируемые цифры не уточняются) к началу 2030-х годов будет обеспечена также и страховкой, покрывающей квалифицированное лечение большинства заболеваний, словом той, что распространена в развитых странах.

Напомним, что в Китае сейчас действуют 3 основные программы медицинского страхования. Две из них, а именно- схема сельского кооперативного страхования (RCMIS — rural cooperative medical insurance scheme), а также базовая схема медицинского страхования работающих в городах (BMI — basic medical insurance scheme) гарантируют лишь базовое амбулаторное и стационарное лечение.

Но с 2007 года заработала и система страхования городских жителей (URMIS — urban resident medical insurance scheme), уже близкая к медицинским "евростандартам" и обеспечивающая лечение большинства заболеваний, не покрываемых полисом BMI. В 2007г. держателями такого полиса были 41 млн человек, а к началу 2010г. уже более 300 млн. Если прибавить сюда зажиточных китайцев, не имеющих страховки, но оплачивающих качественное лечение от случая к случаю, то можно с осторожностью предположить, что доступ пусть не к высотехнологичной, но к качественной специализированной медпомощи сегодня уже имеет треть населения страны.

Так удастся ли Китаю через 10 лет догнать развитые страны по состоянию своего здравоохранения и уровню здоровья граждан? Медицинский сектор Китая, как и вся Поднебесная, ещё остается страной контрастов, где прекрасно оборудованные клиники соседствуют с домишком деревенского "фершала" из рассказов А.П. Чехова, входя в который сельский попик крестился на бутыль с карболкой…. Но вместе с нищетой, уходящей в прошлое, у здравоохранения Китая есть и блеск наступательного порыва, точность в лучших западных достижений и умении сплетать их с опытом традиционной народной медицины. Словом, хочется верить, что китайский народ сумеет осуществить свои планы.