Три основных вида саморегуляции. Системная саморегуляция организма

Основным свойством живых систем является способность к саморегуляции, к созданию оптимальных условий для взаимодействия всех элементов организма и обеспечения его целостности.

Основные принципы саморегуляции.

    Принцип неравновесности или градиента – это свойство живых систем поддерживать динамическое неравновесное состояние, асимметрию относительно окружающей среды. Например, температура тела теплокровных животных может быть выше или ниже температуры окружающей среды.

    Принцип замкнутости контура регулирования. Каждый организм не просто отвечает на раздражение, а еще и оценивает соответствие ответной реакции действующему раздражителю. Чем сильнее раздражитель, тем больше ответная реакция. Принцип осуществляется за счет положительной и отрицательной обратной связи в нервной и гуморальной регуляции, т.е. контур регуляции замкнут в кольцо. Например, нейрон обратной афферентации в двигательных рефлекторных дугах.

    Принцип прогнозирования. Биологические системы способны прогнозировать результат ответной реакции на основе прошлого опыта. Например, избегание уже знакомых болевых раздражителей.

    Принцип целостности. Для нормального функционирования организма необходима его целостность.

Учение об относительном постоянстве внутренней среды организма было создано в 1878 году Клодом Бернаром. В 1929 году Кеннон показал, что способностью поддержанию гомеостаза организма является следствием работы его систем регулирования и предложил термин – гомеостаз.

Гомеостаз – постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости). Это устойчивость физиологических функций организма. Это основное свойство, отличающее живые организмы от неживого. Чем выше организация живого существа, тем более оно независимо от внешней среды. Внешняя среда – это комплекс факторов, определяющий экологический и социальный микроклимат, действующий на человека.

Гомеокинез – комплекс физиологических процессов, обеспечивающий поддержание гомеостаза. Он осуществляется всеми тканями, органами и системами организма, включая функциональные системы. Параметры гомеостаза являются динамическими и в нормальных пределах изменяются под влиянием факторов внешней среды. Пример: колебание содержания глюкозы в крови.

Живые системы не просто уравновешивают внешние воздействия, а активно противодействуют им. Нарушение гомеостаза приводит к гибели организма.

Физиология и биофизика возбудимых клеток. Понятие о раздражимости, возбудимости и возбуждении. Классификация раздражителей.

Раздражимость – это способность клеток, тканей, организма в целом переходить под воздействием факторов внешней или внутренней среды из состояния физиологического покоя в состояние активности. Состояние активности проявляется изменением физиологических параметров клетки, ткани, организма, например, изменение метаболизма.

Возбудимость – это способность живой ткани отвечать на раздражение активной специфичной реакцией – возбуждением, т.е. генерацией нервного импульса, сокращением, секрецией. Таким образом, возбудимость характеризует специализированные ткани – нервную, мышечные, железистые, которые называются возбудимыми .

Возбуждение – это комплекс процессов реагирования возбудимой ткани на действие раздражителя, проявляющийся изменением мембранного потенциала, метаболизма и т.д.

Возбудимые ткани обладают проводимостью . Это способность ткани проводить возбуждение. Наибольшей проводимостью обладают нервы и скелетные мышцы.

Раздражитель – это фактор внешней или внутренней среды действующей на живую ткань.

Процесс воздействия раздражителя на клетку, ткань, организм называется раздражением .

Все раздражители делятся на следующие группы:

    По природе.

    Физические (электричество, свет, звук, механические воздействия и т.д.);

    Химические (кислоты, щелочи, гормоны и т.д.);

    Физико-химические (осмотическое давление, парциальное давление газов и т.д.);

    Биологические (пища для животного, особь другого пола);

    Социальные (слово для человека).

По месту воздействия.

  • Внешние (экзогенные);

    Внутренние (эндогенные).

    • Подпороговые (не вызывающие ответной реакции).

      Пороговые (раздражители минимальной силы, при которой возникает возбуждение).

      Сверхпороговые (сила выше пороговой).

  • По физиологическому характеру:

    • Адекватные (физиологичные для данной клетки или рецептора, которые, приспособились к нему в процессе эволюции, например, свет для фоторецепторов глаза).

      Неадекватные

    Если реакция на раздражитель является рефлекторной, то выделяют также:

      Безусловно-рефлекторные раздражители

      Условно-рефлекторные.

    Вы заболеваете каждый раз, когда в транспорте кто-то чихнул рядом? Или когда промочите ноги? Каждый порез пальца или царапина заставляют вас долго лечиться у хирурга? Думаем, нет. Чаще всего такие эпизоды не влекут за собой трагичных последствий. Обычно мы даже не акцентируем на этом внимания. Чего нельзя сказать об иммунной системе, о механизмах фагоцитоза , свертывания крови, регенерации – они всегда “на посту”. Именно их неустанная работа обеспечивает нашу повседневную беззаботность в отношении здоровья.

    Если человек порезал палец, система свертывания крови позаботится об остановке кровотечения, иммунная система уничтожит попавшие в ранку бактерии и справится с воспалением, о заживлении ранки тоже можно не беспокоиться – ведь есть механизм регенерации ткани.

    Любые негативные внешние воздействия “запускают” защитные и адаптационные механизмы организма. При этом защитные механизмы клетки, ткани, органа или всего организма направлены в первую очередь на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание энтропии), за счет предотвращения или скорейшего прекращения патологического влияния чужеродных агентов, к которым в равной степени относятся и вирус, и аллерген, и заноза.

    Организм поддерживает на генетически заданном уровне сотни тысяч параметров, несмотря на внешние воздействия . Давайте нарисуем простую схему (рисунок 2.1.1), отражающую процесс отработки различного по интенсивности внешнего воздействия биологической системой – клеткой или организмом в целом.


    Рисунок 2.1.1. Результаты внешнего воздействия разной интенсивности на биологическую систему (клетку, ткань, орган, систему органов, организм)

    Однако механизмы саморегуляции имеют пределы устойчивости. Механизм гомеостаза возвращает измененный параметр к нормальному значению в случае, если внешнее воздействие интенсивностью или продолжительностью действия не вывело систему за пределы зоны устойчивости .

    Приведем простой пример влияния внешних воздействий, отличающихся по продолжительности и интенсивности на систему. Если рядом с вами пассажир в метро дважды чихнул, вероятнее всего, на вашем самочувствии это не отразится. Если он чихает непрерывно, или много людей вокруг чихнут по разу, а вы вынуждены находиться рядом с ними в течение всей длительной поездки, вероятность выхода гомеостата за пределы зоны устойчивости резко повышается.

    Как только влияние внешнего воздействия вывело систему за пределы зоны устойчивости, развивается острое заболевание .

    При употреблении в пищу некачественных продуктов проявляется клиническая картина отравления (пищевой токсикоинфекции) – тошнота, рвота, боль в животе, понос, повышение температуры тела, головная боль и так далее. При длительном нахождении в жаркую солнечную погоду на пляже без головного убора может развиться тепловой удар как неприятное дополнение к ожогу кожи.

    Если на этапе острого заболевания не была оказана адекватная медицинская помощь, а негативное воздействие продолжается, организм даже силами резерва не справляется с такой нагрузкой, и заболевание переходит в хроническое . Хроническое заболевание полностью вылечить практически не удается, но в ходе лечения состояние можно стабилизировать.

    Противодействие организма негативным внешним факторам с помощью систем саморегуляции и адаптации, защитных механизмов, заложенных в нас природой, запрограммированных генетически, является по сути самолечением на уровне физиологии .

    Наряду с физиологией в процессе самолечения участвует подсознание , “запускающее” защитные механизмы на уровне вегетативной и центральной нервной системы. Мы, не задумываясь, укрываемся теплым одеялом, когда нас бьет озноб, употребляем много жидкости при повышенном потоотделении (например, во время лихорадки), отказываемся от еды в острый период пищевой токсикоинфекции. Подкорковые структуры мозга руководят нашим неосознанным поведением. Накрывшись одеялом, человек сохраняет энергию (тепло), возникающая жажда, в итоге, препятствует обезвоживанию организма, а отсутствие аппетита исключает дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Человек подсознательно всегда стремится улучшить свое самочувствие. Таким образом, самолечение на уровне подсознания является естественной реакцией организма на внешнее воздействие.

    Тот уровень высшей нервной деятельности, которого достигает сознание человека, породил новый для природы процесс. Осознание собственного состояния , в том числе здоровья или болезни, оценка самочувствия и, при необходимости, выработка на этой основе сознательного поведения, направленного на излечение – это высшая ступень, на которую смог подняться человек. Исторически этот процесс сопровождался не только возникновением понятий лечения и самолечения, но и противопоставлением их друг другу. Стали появляться и носители опыта исцеления (лечения) – в разное время у разных народов ими являлись жрецы, шаманы, знахари, колдуны, травники, целители, и, наконец, врачи.

    Саморегуляция – это своеобразная настройка индивидом своего персонального внутреннего мира и самого себя с целью приспособления. То есть это свойство абсолютно всех биологических систем формировать, а в дальнейшем держать на конкретном, более или менее постоянном уровне биологические или физиологические параметры. При саморегуляции факторы, которые управляют, не влияют на управляемую систему извне, а появляются в ней самой. Такой процесс может иметь циклический характер.

    Саморегуляция – это заблаговременно понятое и организованное влияние субъекта на свою психику для трансформации ее характеристик в нужном направлении. Именно поэтому развитие саморегуляции необходимо начинать с детского возраста.

    Психическая саморегуляция

    Саморегуляция переводится дословно, как приводить в порядок. То есть саморегуляция – это заблаговременно осознанное и организованное влияние субъекта на собственную психику для изменения ее характеристик в нужном и ожидаемом направлении.

    Саморегуляция основывается на комплексе закономерностей психического функционирования и их следствиях, которые известны как психологические эффекты. К ним относят:

    • активирующее влияние мотивационной сферы, которая порождает деятельность субъекта, целенаправленную на трансформацию характеристик;
    • эффект от управления непроизвольно или произвольно психическими образами, которые возникают в сознании личности;
    • функциональная целостность и структурное единство всех когнитивных процессов психики, которые обеспечивают эффект влияния субъекта на свою психику;
    • взаимообусловленность и единство областей сознания и сфер бессознательного в качестве объектов, посредством которых субъект осуществляет регулирующее влияние на самого себя;
    • функциональную связь эмоционально-волевой области личности индивида и ее телесного опыта, мыслительных процессов.

    Начало процесса саморегуляции должно иметь взаимосвязь с определением у себя конкретного противоречия, связанного с мотивационной сферой. Именно данные противоречия и будут являться своеобразной движущей силой, которая стимулирует переустройство некоторых свойств и черт своей личности. Приемы такой саморегуляции могут быть построены на следующих механизмах: рефлексии, воображении, нейролингвистического программирования и др.

    Наиболее ранний опыт саморегуляции тесно взаимосвязан с телесным ощущением.

    Каждый разумный человек, который хочет быть хозяином собственной жизни, должен развивать в себе саморегуляцию. То есть саморегулированием можно также назвать действия индивида для того, чтобы быть здоровым. К таким действиям можно отнести каждодневные утренние или вечерние упражнения. По результатам многочисленных исследований, которые проводились в Российской Федерации, было выявлено, что вследствие саморегуляции организм человека омолаживается.

    Саморегуляция личности – это также и управление своими психоэмоциональными состояниями. Она может достигаться посредством воздействия индивида на самого себя при помощи слов — аффирмаций, мыслеобразов (визуализация), регулирования мышечного тонуса и дыхания. Психическая саморегуляция – это своеобразный способ кодирования своей собственной психики. Такая саморегуляция еще называется аутотренингом или аутогенной тренировкой. Вследствие саморегуляции возникает несколько важных эффектов, таких как: успокоение, т.е. устраняется эмоциональная напряженность; восстановление, т.е. ослабляется проявления утомления; активизация, т.е. повышается психофизиологическая реактивность.

    Различают естественные способы саморегуляции, такие как сон, прием пищи, общение с животными и живой средой, горячий душ, массаж, танцы, движения и другое. Однако использовать такие средства не всегда существует возможность. Так, например, находясь на работе индивид в момент возникновения напряженной ситуации или переутомления не может лечь спать. А ведь именно своевременность саморегуляции является основополагающим фактором в психогигиене. Своевременная саморегуляция способна предотвратить скапливание остаточных явлений перенапряженных состояний, содействует восстановлению сил, способствует нормализации эмоционального фона, оказывает помощь во взятии контроля над своими эмоциями, усиливает мобилизационные ресурсы организма.

    Естественные приемы саморегуляции – это одни из наиболее простых и доступных методов регуляции. К ним относят: улыбку и смех, позитивное мышление, мечтание, наблюдение за прекрасным (например, за пейзажем), рассматривание фотографий, животных, цветов, вдыхание чистого и свежего воздуха, похвалу кого-либо т. д.

    Сон влияет не только на снятие общей усталости, но и помогает, как бы уменьшить влияние негативных переживаний, сделать их менее выраженными. Этим объясняется повышенная сонливость некоторого количества людей в период переживания ими стрессовых ситуаций или тяжелых жизненных моментов.

    Водные процедуры прекрасно помогают снять усталость и расслабиться, также снимают раздражение и успокаивают. А контрастный душ помогает взбодриться, победить вялость, апатию и усталость. Хобби – для многих субъектов является прекрасным средством унять тревогу и напряжение, а также восстановить силы. Спорт и физические нагрузки способствуют борьбе со стрессами и усталостью, связанной с тяжелыми трудовыми буднями. Также, неплохо помогает снять накопленный стресс и усталость смена обстановки. Именно поэтому человеку так необходим продолжительный отпуск, при котором он сможет позволить себе поехать отдыхать на море, курорт, санаторий, дачу и др. Это прекрасное средство, восстанавливающее нужный запас душевных и физических сил.

    Кроме вышеперечисленных естественных приемов регулирования различают еще и другие, например, управление дыханием, тонусом мышц, словесное воздействие, рисование, аутотренинг, самовнушение и множество других.

    Самовнушение заключается в процессе внушения, который направлен на самого себя. Данный процесс позволяет вызвать у самого себя определенные нужные ощущения, контролировать и управлять когнитивными процессами психики, соматическими и эмоциональными реакциями. Все формулировки для самовнушения следует произносить вполголоса некоторое количество раз, при этом нужно полностью сосредоточиться на формулировках. Данный метод является базисом всевозможных способов и приемов психического саморегулирования таких как аутогенная тренировка, йога, медитация, релаксация.

    При помощи аутотренинга индивид может восстановить работоспособность, улучшить настроение, повысить концентрацию внимания и т.д. в течение десяти минут без чьей-либо помощи, не дожидаясь, пока тревожное состояние, переутомление само пройдет или перерастет в нечто худшее.

    Метод аутотренинга универсален, он позволяет субъектам индивидуально подобрать подходящую реакцию влияния на собственный организм, решить, когда именно необходимо ликвидировать появившиеся проблемы, которые связаны с неблагоприятными психическими или физическими состояниями.

    Немецкий врач-психиатр Шульц в 1932 году предложил способ саморегуляции, который получил название аутогенная тренировка. Основой его разработки легли наблюдения за людьми, входящими в трансовые состояния. Он полагал, что базисом всех трансовых состояний являются такие факторы, как мышечное расслабление, психологический покой и чувство сонливости, самовнушение и внушение, высокоразвитое воображение. Поэтому, объединив несколько методов, Шульц создал авторскую методику.

    Для индивидов, которые испытывают трудности с мышечным расслаблением, оптимально подойдет методика, разработанная Ж. Джекобсоном.

    Саморегуляция поведения

    В системе организации направленностей любых поведенческих действий поступок реализуется не только с позиции рефлекса, то есть от стимула к деянию, но и с позиции саморегуляции. Последовательные и итоговые результаты регулярно оцениваются при помощи многокомпонентной полярной афферентации в виде их вероятного удовлетворения начальной потребности организма. За счет чего любой итог поведенческой деятельности, который неадекватен удовлетворению начальной потребности, способен мгновенно восприниматься, оцениваться и вследствие этого происходит преобразование поведенческого деяния в направлении розыска адекватного исхода.

    В случаях, когда живые организмы успешно достигли нужные им результаты, поведенческие деяния конкретной направленности прекращаются, при этом сопровождаясь личными позитивными эмоциональными ощущениями. После этого деятельностью живых организмов овладевает другая доминирующая потребность, вследствие чего поведенческое деяние идет в другом направлении. В тех же случаях, когда живые существа сталкиваются с временными преградами к достижению нужных результатов, вероятны два конечных результата. Первый – это выработка сформулированной приблизительной исследовательской реакции и преобразование тактики поведенческих проявлений. Второй заключается в переключении поведенческих актов с целью получения другого не менее значимого результата.

    Система саморегуляции процессов поведения схематически может быть представлена таким образом: возникновение реакции – организм, который чувствует потребность, конец реакции – удовлетворение такой потребности, т.е. приобретение полезного адаптационного результата. Между началом и завершением реакций лежит поведение, его поэтапные результаты, которые направлены на итоговый исход и их регулярное оценивание при помощи обратной афферентации. Любое поведение всех живых существ изначально строится, основываясь на непрерывном сравнении свойств, влияющих на них наружных раздражителей с параметрами конечного адаптационного результата, при регулярном оценивании результатов, которые были получены с позиции удовлетворения начальной потребности.

    Методы саморегуляции

    Человек – это достаточно сложная система, которая для достижения более значительного уровня активности может использовать различные виды саморегуляции. Ее методы подразделяются в зависимости от периода их проведения на методы направленные на мобилизацию прямо перед стадией активности или на протяжении ее, методы, которые устремлены на полноценное восстановление сил во время отдыха (например, медитация, аутотренинг, музыкотерапия и другие).

    В каждодневной жизни индивида методы, устремленные на восстановление, играют особую роль. Своевременный и полноценный ночной сон считается лучшим способом достижения восстановления сил. Сон обеспечивает индивиду высокую активность функционального состояния. Но вследствие постоянного влияния стрессовых факторов, переутомления и перегрузок, хронических напряжений, сон человека может нарушаться. Поэтому для саморегуляции могут понадобиться другие методы, которые направлены на получение индивидом полноценного отдыха.

    В зависимости от сферы, в которой обычно происходит саморегуляция личности, методы бывают корректирующие, мотивационные и эмоционально-волевые. К эмоционально-волевым относят следующие приемы саморегуляции: самовнушение, самоисповедь, самоприказ и другие.

    Самоисповедь заключается в полном внутреннем отчете перед своей личностью о реальной персональной роли в разных жизненных ситуациях. Данный прием представляет собой откровенное повествование о превратностях судьбы и сложностях жизни, об ошибках, неправильных шагах, сделанных ранее, то есть о самом сокровенном, о глубоко личных волнениях. Благодаря этому приему индивид освобождается от противоречий и снижается уровень напряженности психики.

    Самоубеждение заключается в коммуникативном процессе сознательного, критического и аналитического воздействия на персональные личностные установки, основу . Более действенным данный прием станет только тогда, когда начнет опираться на жесткую логику и холодный интеллект, на объективный и разумный подход к преградам, противоречиям, проблемам в процессах жизнедеятельности.

    Самоприказ представляет собой осуществление решительных поступков в обстоятельствах четкости поставленной цели и ограниченности во времени для обдумывания. Вырабатывается в процессе проведение тренировок для преодоления себя, в тех случаях, когда нужное действие берет свое начало сразу же после отдачи такого приказа. И, как следствие, постепенно формируется рефлекторная связь, которая объединяет внутреннюю речь и действие.

    Самовнушение – это осуществление психорегуляторной функции, которая действует на уровне рассудка, стереотипном уровне, выставляющем требование воздействия творческих усилий для анализа и разрешения трудных ситуаций. Наиболее действенными являются словесные и мысленные самовнушения в том случае, если они характеризуются простотой, краткостью, позитивностью, оптимистичностью.

    Самоподкрепление заключается в контролирующих реакциях саморегуляции личностной жизнедеятельности. Итог деятельности и сама деятельность оценивается с позиции персонального личностного стандарта, то есть контролируются. Стандарт – это своеобразный эталон, устанавливаемый индивидом.

    В мотивационной сфере выделяют два метода саморегуляции: опосредованный и непосредственный. Опосредованный метод основывается на итоге влияния на центральную нервную систему в общем или на некоторые конкретные образования посредством факторов непосредственного воздействия, например, медитация. Непосредственные методы представляют собой прямой и осознанный пересмотр личностью своей мотивационной системы, корректировку тех установок и побуждений, которые не устраивают ее по каким-то причинам. К такому методу относят аутотренинг, самогипноз и др.

    К методу корректировки причисляют: самоорганизацию, самоутверждение, самоактуализацию, самодетерминацию.

    Показателем зрелости личности является самоорганизация. Существуют характерные признаки процесса становления самоорганизации: деятельное делание себя личностью, соотношение жизненных предпочтений персональным особенностям личности, склонность к самопознанию, определению своих слабых и сильных черт, ответственное отношение к деятельности, труду, своим словам и поступкам, к окружающему социуму.

    Самоутверждение имеет взаимосвязь с потребностями индивида в самораскрытии, в проявлении собственной личности и самовыражении. То есть самоутверждение – это устремление субъекта к приобретению и поддержанию конкретного социального статуса, чаще выступающее в качестве доминирующей потребности. Такое стремление может выражаться в настоящих достижениях в тех или иных сферах жизнедеятельности и в отстаивании перед другими собственной значимости посредством словесных высказываний.

    Самодетерминация заключается в способности индивида самостоятельно избирать направленности саморазвития.

    Самоактуализация заключается в устремлении индивида к вероятно более полноценному выявлению и формированию персональных личностных потенциалов. Также самоактуализация является непрерывным осуществлением возможных потенциалов, талантов, способностей в качестве свершения своей жизненной цели или призвания судьбы.

    Существует также метод идеомоторной тренировки. Она основана на том, что каждому мысленному движению сопутствуют микро движения мышц. Поэтому существует возможность усовершенствования действий без их выполнения в реальности. Суть ее заключается в осмысленном проигрывании будущей деятельности. Однако наряду со всеми преимуществами данного метода, такими как экономия временных и денежных ресурсов, сил, существует ряд сложностей. Выполнение этой методики требует серьезности в отношении, сосредоточенности и концентрированности, мобилизации воображения. Существуют определенные принципы проведения тренировки индивидами. Во-первых они должны воссоздать как можно более точный образ движений, которые собираются отрабатывать. Во-вторых – мыслеобраз действий должен быть непременно связан с их мышечно-суставными чувствами, только в этом случае это будет настоящим идеомоторным представлением.

    Каждый индивид должен выбирать и подбирать методы саморегуляции индивидуально, в соответствии со своими личностными предпочтениями и те, которые способны помочь ему успешно регулировать свою психику.

    Саморегуляция состояний

    Вопрос о саморегуляции состояний начинает вставать тогда, когда состояния оказывают значительное воздействие на эффективность производимой деятельности, межличностного общения, психическое и физиологическое здоровье. При этом под саморегуляцией понимается не только ликвидация негативных состояний, но и вызов позитивных.

    Так устроен человеческий организм, что при возникновении напряженности или тревожности у него изменяется мимика, увеличивается тонус мускулатуры скелета, темп речи, возникает суетливость, которая приводит к ошибкам, учащается пульс, изменяется дыхание, цвет лица. Если индивид переключит свое внимание с причин гнева или печали на их наружные проявления, такие как слезы, выражения лица и т.д., то эмоциональное напряжение спадет. Из этого следует сделать вывод, что эмоциональное и физическое состояние субъектов тесно взаимосвязано, поэтому они могут влиять друг на друга.

    Способы саморегуляции состояний могут быть связаны с дыханием, с мускулатурой и пр.

    Самым простым, однако, довольно эффективным способом эмоциональной регуляции является расслабление мимических мышц. Чтобы научиться управлению собственными эмоциями для начала следует овладеть расслаблением мышц лица и произвольным контролем их состояния. Контроль будет более эффективным при раннем его включении с момента появления эмоций. Например, при гневе могут автоматически сжиматься зубы и меняться выражение лица, но если попытаться контролировать проявления, задавая при этом себе вопросы такого типа «как смотрится мое лицо?», мышцы лица начнут расслабляться. Любому индивиду очень важно научиться навыкам расслабления мимических мышц, чтобы использовать их в служебных или других ситуациях.

    Еще одним резервом для стабилизации эмоциональных состояний служит дыхание. Как бы странно это не звучало, однако далеко не каждый умеет правильно дышать. Вследствие неправильного дыхания может проявляться повышенная утомляемость. В зависимости от того, в каком состоянии находится индивид на данный момент, меняется и его дыхание. Так, например, в процессе сна у человека ровное дыхание, у разгневанного индивида дыхание учащается. Из этого следует, что расстройства дыхания имеют зависимость от внутреннего настроя человека, а значит с помощью контроля над дыханием можно влиять на эмоциональное состояние. Основным смыслом дыхательных упражнений является сознательный контроль над глубиной, частотой и ритмом дыхания.

    Визуализация и воображение также являются эффективными средствами саморегуляции. Визуализация заключается в создании внутренних мыслеобразов в сознании субъекта, то есть своеобразная активизация воображения посредством зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных и обонятельных ощущений и их комбинаций. Данный прием помогает индивиду активизировать память, воссоздать именно те ощущения, которые он испытывал ранее. При воспроизведении в сознании определенных образов мира, можно довольно быстро отвлечься от тревожной ситуации и восстановить эмоциональную стабильность.

    Эмоциональная саморегуляция

    Эмоциональная саморегуляция подразделяется на несколько уровней: бессознательный, сознательный волевой и сознательный смысловой. Система саморегуляции представлена данными уровнями, которые являют собой этапы становления механизмов регуляции в процессе онтогенеза. Превалирование одного уровня над другим рассматривается как параметр генеза интегративно-эмоциональных функций сознания субъекта.

    Определенные механизмы психологической защиты обеспечивают бессознательный уровень. Данные механизмы работают на подсознательном уровне и имеют направленность на ограждение сознания от травмирующих факторов, неприятных переживаний, которые взаимосвязаны с внутренними или внешними конфликтными ситуациями, состояниями тревожности и дискомфорта. Т.е. это определенная форма переработки травмирующих факторов, своеобразная система стабилизации индивида, которая проявляется в ликвидации или минимизации негативных эмоций. К таким механизмам можно отнести: отрицание и вытеснение, сублимацию и рационализацию, обесценивание и др.

    Сознательно-волевой уровень эмоциональный саморегуляции направлен на приобретение комфортного состояния психики при помощи усилий воли. К этому уровню можно также отнести и волевой контроль наружных проявлений эмоций. Большинство методик саморегуляции, существующих сегодня, имеют отношение именно к данному уровню (например, аутотренинг, мышечная релаксация по Джекобсону, дыхательные упражнения, труд, катарсис и др.).

    На уровне сознательной регуляции осознанная воля устремлена не на решение конфликта потребностей и мотиваций, которые лежат в основе дискомфорта, а на изменение его объективных и индивидуальных проявлений. То есть в результате действий не будут устранены причины такого эмоционального дискомфорта. Следовательно, механизмы данного уровня по сути своей являются симптоматическими. Данная особенность будет общей и для сознательной и для бессознательной регуляции. Отличие между ними заключается лишь в уровне, на котором происходит процесс: сознательном или подсознательном. Однако четкого жесткого рубежа между ними не существует. Это связано с тем, что волевые действия по регуляции вначале могут осуществляться с участием сознания, а затем, постепенно становясь автоматическими, могут переходить и на подсознательный уровень.

    Сознательно-смысловой (ценностный) уровень эмоциональной саморегуляции является качественно новым способом разрешения проблем, связанных с эмоциональным дискомфортом. Данный уровень регуляции имеет цель устранить глубинные причины возникновения такого дискомфорта, разрешить внутренние конфликты потребностей и мотиваций. Эта цель достигается посредством понимания и переосмысления индивидуальных ценностей и потребностей, приобретением новых смыслов жизни. Наивысшим проявлением смысловой регуляции является саморегулирование на уровне смыслов и потребностей бытия.

    Для реализации эмоционального саморегулирования на сознательно-смысловом уровне следует научиться четко мыслить, различать и обрисовывать при помощи слов тончайшие оттенки индивидуальных переживаний, постигать персональные потребности, которые лежат в основе эмоций и чувств, отыскивать смысл в любых переживаниях, даже в неприятных, и сложных жизненных обстоятельствах.

    Саморегуляция деятельности

    В современном воспитании и обучения развитие саморегуляции личности является одной из самых сложных задач. Саморегуляция, которая реализуется индивидом в процессах деятельности и направлена на приведение потенциалов субъекта согласно требованием такой деятельности, носит название саморегуляция деятельности.

    Функциональными частями, которые осуществляют полноценный процесс саморегулирования деятельности, являются следующие звенья.

    Целеполагание или принятая индивидом направленность деятельности заключается в выполнении общей системообразующей функции. В этом звене вся процедура саморегулирования образуется с целью достижения поставленной цели именно в том виде, в котором она осознается субъектом.

    Следующим звеном является индивидуальная модель значимых обстоятельств. Данная модель отображает комплекс определенных внутренних и внешних обстоятельств активности, учитывать которые сам индивид считает важным для успешного выполнения деятельности. Она несет в себе функцию своеобразного источника сведений, на основании которых субъект может осуществлять программирование персональных исполнительских поступков и действий. Она также включает в себя и сведения о динамике обстоятельств в процессах деятельности.

    Субъект реализует регуляторный аспект построения, сотворения определенной программы исполнительских деяний для осуществления такого звена саморегуляции, как программа исполнительских деяний. Данная программа – это информационное образование, которое определяет характер, порядок, методы и другие характеристики деяний, устремленных на достижение поставленной цели в конкретных условиях, выделенных самим индивидом, как значимые, как основание для программы действий, которая принимается.

    Система персональных параметров достижения цели является функциональным специфическим звеном для регуляции психики. Данная система несет в себе функции уточнения и конкретизации начальных форм и содержания цели. Формулировка цели в общем виде часто бывает недостаточна для точного, направленного регулирования. Поэтому индивид стремится преодолеть начальную информационную расплывчатость цели, при этом формулируя параметры оценивания результатов, которые соответствуют его индивидуальному пониманию поставленной цели.

    Следующее регуляторное звено – это контроль и оценивание реальных итогов. Оно несет функцию оценивание текущих и окончательных результатов касательно системы принятых индивидом параметров успешности. Данное звено снабжает сведениями об уровне соответствия или несоответствия между запрограммированной направленностью деятельности, ее промежуточными и итоговыми результатами и их настоящим (реальным) ходом достижения.

    Последнее звено в саморегуляции деятельности – это решение о коррекционных действиях в системе регулирования.

    Психологическая саморегуляция

    Сегодня в психологических практиках и науке такое понятие, как саморегуляция применяется достаточно широко. Но в силу сложности самого понятия саморегуляция и вследствие того, что понятие саморегулирования применяется в абсолютно разных областях науки, на данный момент существует несколько вариаций трактовок. Чаще под саморегулированием понимается процедура, которая обеспечивает стабильность и устойчивость системы, равновесие и трансформация, характеризующаяся целенаправленностью изменений личностью различных механизмов психофизиологических функций, которые имеют отношение к образованию особенных средств контроля над деятельностью.

    Выделяют такие основные значения, которые вкладываются в понятие саморегуляции.

    Психологическая саморегуляция есть одна из важнейших функций сознания индивида, которую психологи выделяют наравне с отражением. Ведь именно взаимосвязь данных функций обеспечивает интеграцию процессов психики, единство психики и всех явлений психики.

    Саморегуляция – это особенное психическое явление, которое оптимизирует состояние субъекта, и подразумевает наличие определенных методов, приемов, способов и техник. Более широко может пониматься саморегулирование в тех случаях, когда данный процесс объединяет в себе не только привидение своего состояния в нужному уровню, но и все отдельные процессы управления на уровне личности, ее смыслов, ориентиров, целей, на уровне управления когнитивными процессами, поведением, поступками, деятельностью, коммуникациями.

    Саморегулирование проявляется во всех психических явлениях, которые присущи индивиду. Психологическая саморегуляция включает в себя регуляцию отдельных процессов психики, таких как восприятие, ощущение, мышление и др., регуляцию индивидуального состояния или навыки в управлении собой, которые стали свойством субъекта, особенностями его характера вследствие самовоспитания и воспитания, регуляцию социального поведения индивида.

    Психологическая саморегуляция – это целеустремленная трансформация работы разных психофизиологических функций, для реализации которой необходимо развитие определенных способов контроля над деятельностью.

    Несостоятельность в регулировании собственных эмоциональных состояний, неумение справляться с аффективными настроениями и стрессами является преградой для успешной профессиональной деятельности, способствует расстройствам межличностных отношений в коллективах и семье, препятствует достижению принятых целей и реализации намерений, ведет к расстройству здоровья индивида.

    Поэтому постоянно разрабатываются специфические приемы и способы, помогающие справиться с сильными эмоциями и предотвратить их превращение в аффекты. Первое, что рекомендуется – это своевременно выявить и осознать неугодную эмоцию, провести анализ ее истоков, избавиться от зажима в мышцах и попытаться расслабиться, при этом нужно ритмично и глубоко дышать, привлечь ранее припасенный образ приятного и позитивного события своей жизни, постараться посмотреть на себя как бы со стороны. С помощью выдержки, специальных тренировок, самоконтроля, культуры межличностных взаимоотношений можно не допустить образование аффекта.

    Основной целью психологической саморегуляции является образование определенных психических состояний, которые способствуют наиболее лучшему применению психологических и физиологических способностей личности. Под такой регуляцией понимается целеустремленная трансформация отдельных функций психики и нервно-психических настроений в целом, которая достигается посредством специально созданной активности психики. Данный процесс проистекает за счет специфических мозговых перестроек, вследствие чего образуется деятельность организма, направляющая концентрировано и более рационально весь потенциал организма на разрешение возникших задач.

    Приемы прямого воздействия на состояние организма можно образно разделить на две основные группы: внешние и внутренние.

    К первой группе нормализации функциональных состояний относят рефлексологический метод. Он происходит посредством воздействия на биологически активные и рефлексогенные точки, организацию грамотного рациона питания, фармакологию, функциональную музыку и светомузыкальные влияния, мощнейшим методом активного влияния служит воздействием одного индивида на другого через приказ, гипноз, убеждение, внушение и др.

    Рефлексологический метод, кроме применения в медицине, также широко используется для превентивных мер при пограничных состояниях, для увеличения трудоспособности, экстренной мобилизации резервов организма.

    Оптимизация рациона питания немаловажна в процессах нормализации функциональных состояний. Так, например, нехватка в организме необходимых полезных минералов, витаминов и других веществ обязательно ведет к понижению сопротивляемости. Вследствие чего появляется быстрая утомляемость, возникают стрессовые реакции и др. Поэтому сбалансированное питание и включение в него обязательных продуктов является одним из актуальных превентивных методов неблагоприятных состояний.

    Одним из наиболее давних и распространенных методов воздействия на личностное состояние является фармакотерапия. Однако в качестве превентивных мер должны использоваться только максимально естественные препараты.

    Не менее широкое применение получило сочетание функциональной музыки с цветовыми и световыми воздействиями. Также интересным считается метод библиотерапии — лечебное чтение, предложенное Бехтеревым. Реализуется данный метод путем прослушивания некоторых фрагментов их художественных произведений, например, стихов.

    Механизмы саморегуляции

    Практически во всех способах саморегулирования применяются два главных психофизиологических механизма: понижение уровня бодрствования мозга до определенной степени и максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче.

    Бодрствование бывает активным и пассивным. Активное бодрствование проявляется в случаях, когда индивид читает книгу или смотрит фильм. Пассивное бодрствование проявляется в случаях, когда субъект ложится, закрывает глаза, расслабляет все мышцы, старается не думать специально ни о чем. Данное состояние является первым этапом на пути к засыпанию. Следующим этапом – более низким уровнем бодрствования, будет дремота, т.е. поверхностная сонливость. Далее, субъект как бы по ступенькам спускается в темное помещение и засыпает, окунается в глубокий сон.

    По итогам проводимых исследований было выявлено, что мозг человека, который находится в состояниях дремоты и пассивного бодрствования, приобретает одно довольно важное свойство – он становится максимально восприимчивым к словам, к взаимосвязанными с ними мысленными образами и представлениями.

    Отсюда следует, что для того, чтобы слова, характеризующиеся целенаправленностью, и соответственные им мыслеобразы и представления выказывали ярко очерченное влияние на индивидов, их следует пропускать через мозг, который находится на сниженной стадии бодрствования – в состоянии, которое напоминает дремоту. Это является основной сутью первого механизма, который применяется в методах психического саморегулирования.

    Второй важный механизм саморегуляции – максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче. Чем сосредоточеннее внимание, тем будет выше успешность деятельности, которой субъект уделяет внимание в данный момент. Так устроен человек, что он не в состоянии одновременно сосредотачивать внимание на нескольких явлениях или предметах. Так, например, невозможно одновременно слушать радио и читать книгу. Внимание может быть приковано или к радио или к книге. И когда внимание направлено на книгу – человек не слышит радио, и наоборот. Чаще всего при попытках делать два дела одновременно страдает качество выполнения двух дел. Поэтому нет смысла в занятии двумя действиями одновременно. Однако совсем немногие умеют целиком отключаться от мешающих факторов. Для того чтобы научиться полноценно владеть собственным вниманием, следует ежедневно тренироваться несколько раз в день пытаясь в течение пары минут удерживать внимание на чем-либо. При таких тренировках ни в коем случае не следует напрягаться. Нужно научиться удерживать концентрированное внимание, при этом не напрягая себя ни в физическом плане, ни в психологическом.

    Среди основоположных механизмов мотивационного уровня личностной саморегуляции, которые наиболее эффективны в критических ситуациях выделяют смысловое связывание и рефлексию.

    Механизм саморегулирования, при котором проистекает образование нового смысла посредством его эмоционального насыщения через соединение нейтрального содержания со смысловой и мотивационной сферами личности, носит название смысловое связывание.

    Рефлексия позволяет индивиду как бы посмотреть на себя с другой стороны, трансформировать отношение к чему-то, переустроить свой мир, адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности. Рефлексия – это способ саморазвития личности, в отличие от неосознанных форм саморегулирования (психологической защиты).

    Итак, саморегуляция – это системный процесс, способный обеспечивать адекватную обстоятельствам трансформацию, пластичность жизненной деятельности индивида на любой ее стадии. Данный процесс характеризуется целенаправленностью активности субъекта, которая реализуется посредством взаимодействия различных явлений, процессов и уровней психики. В саморегулируемых процессах определяется цельность и системная интеграция психики.

    Очень важно уметь управлять своим настроением и поведением – это и есть саморегуляция, которая направлена на достижение гармоничного внутреннего состояния, и позволяет укрепить здоровье человека, несмотря на негативные внешние факторы.

    Например, если вы выполняете обычную утреннюю зарядку, тем самым вы регулируете жизненный тонус своего организма. Саморегуляция - это правильное отношение человека к окружающему его миру.

    В России проводились исследования, которые позволяют говорить, что реально продлить активный период жизни человека до ста лет. Было доказано, что при правильном контроле за своим самочувствием, организм начинает работать, что называется, в "молодом" режиме.

    Каждый человек понимает, что очень важно уметь управлять собой. Но как же на практике этого добиться? Существуют разные приемы и всевозможные методики, которые помогают человеку регулировать состояние своего организма.

    Саморегуляция – это контроль за самочувствием

    Саморегуляция необходима в том случае, когда к организму человека предъявляются чрезмерные требования. Она нужна больным, которые желают исцелиться, а также и здоровым людям, чья деятельность непосредственно связана с повышенным умственным трудом и тяжелыми физическими нагрузками.

    Это некое сознательно-волевое управление своими внутренними психологическими процессами и организмом в целом, плавно переходящее на уровень рефлексов. Какая же сила заставляет менять внутреннее состояние человека?

    А сила эта заключается в мысленных образах и словах. Например, если произнести всем известную фразу: "Во рту у меня кислый и сочный кусочек лимона", то у большинства людей начинается гиперсаливация, и выделение слюны на самом деле происходит, хоть ничего подобного мы и не съели.

    Такой мысленный образ способен изменить состояние человека на физиологическом уровне, вызывая, в той или иной степени, выраженное слюнотечение. Практика показывает, что правильно подобранные мыслеформы становятся некими ключами, которые открывают потайные двери в психологические и физические процессы нашего организма.

    Для того чтобы мысленные образы оказали на человека действительно желаемое воздействие, они должны быть сформулированы очень точно, конкретно и в достаточной степени ярко, только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект.

    Каждый человек, в какой - то степени, умеет владеть приемами внутреннего самоконтроля. Что позволяет ему ориентироваться в окружающем пространстве, управлять своими ощущениями, даже предвидеть будущие события и чувствовать состояние своего биополя.

    Как уже доказано, у человека существует биополе, которое имеет эфирную структуру в виде энергетической оболочки вокруг тела. Она имеет определенную окраску, и это зависит от состояния человека, при болезнях она одного цвета, в здоровом состоянии – другого.

    В течение дня на биополе происходит наслоение различной информации, хорошей и плохой. Например, неприятная новость, заставляет мысленно возвращаетесь к ней на протяжении всего дня. Это мешает человеку сосредоточиться на более важных делах, отвлекает его, вызывая массу неприятных эмоций.

    Такую информацию необходимо научиться сбрасывать, в противном случае начнутся проблемы со здоровьем. Для этого после неприятного общения с каким-нибудь индивидуумом, необходимо прервать установившуюся связь на энергетическом уровне.

    Как же сбросить ненужную информацию?

    Простым способом считается выполнение дыхательной гимнастики. Сделайте обычный глубокий вдох носом, а затем произведите интенсивный и довольно – таки шумный выдох ртом. Несколько раз так подышите.

    А теперь другое упражнение. Представьте себе луч белого света, на вдохе он входит в вашу голову и медленно опускается вниз до солнечного сплетения, и накапливается там в виде положительной энергии.

    На выдохе эта энергия опускается из солнечного сплетения вниз, взяв с собой все негативное напряжение, а затем уходит через конечности в землю. Повторяйте это упражнение чаще, так вы сможете поддерживать биополе в чистоте, и научитесь легко снимать напряжение и усталость.

    В чем же заключается принцип саморегуляции?

    Основной принцип заключается в активизировании своего внутреннего чувствования, можно сказать, что помимо присутствующих пяти анализаторов, вы будете развивать еще и шестой.

    Чтобы саморегуляция проходила эффективно, необходимо находиться в уединенном месте, где вас ничего не будет отвлекать, закройте глаза, и мысленно выполняйте упражнения, сосредоточьтесь на белом луче.

    Со временем вы научитесь восстанавливать биопотенциал организма, и сможете равномерно распределять энергию по всему биополю, при этом снимая напряжение и усталость.

    Те органы, которые пострадали от недостатка энергии, получат ее в необходимом количестве. Для усиления эффекта от процесса саморегуляции, постарайтесь мысленно увидеть желаемый результат, представьте себе его образ.

    Старайтесь конкретно формулировать свои желания, и избегайте общих фраз, скажите конкретно: "Сегодня у меня будет хороший сон ". Установки могут быть направлены не только на здоровье, но и на сферу социальных взаимоотношений.

    Задавайте себе программу на удачное выполнение каких – либо намеченных дел, на материальное благополучие, на хорошее взаимоотношение с людьми, и так далее.

    Заключение

    Конечно, чтобы научиться быстро отвлекаться от негативных мыслей, требуется длительная практика, и, овладев ею, можно легко контролировать свое самочувствие.

    Как отмечалось выше, энергия, поступившая в организм через энергетические входы, преобразуется в единую форму - биоэнергию, имеющую широкий спектр. В первую очередь биоэнергия адресуется в головной и спинной мозг (командный и распределительный пульт управления), распределяется по чакрам, в них накапливается и, циркулируя по 14 меридианам, доходит до органов и питает их. Каждый орган окружен фоновой энергетической оболочкой, имеющей свои параметры: частоту вибрации и направление вращения. Энергия питает этот орган, то есть каждый орган выбирает из поступившего потока энергии те составляющие, которые, ему необходимы для работы.

    Каждый орган имеет как бы свой аккумулятор. Это так называемые малые энергетические центры. Их вместе с энергетическими центрами дополнительных чакр насчитывается 49. Большие энергетические центры - 7 основных чакр.

    Далее отработанная и неиспользованная организмом энергия выходит на поверхность тела локально через отдельные органы (глаза и др.) или диффузно с поверхности кожи и излучается в окружающее пространство, образуя вокруг человека энергетический каркас. Этот энергетический каркас в древневосточной медицине называли эфирным или энергетическим телом, что не совпадает со смыслом этого термина в современном понимании.

    Каждый индивидуальный организм имеет свой уровень энергий, отпущенный ему природой, то есть свой потенциал жизненной энергии. Этот уровень энергии может меняться с годами, падать с возрастом, колебаться в течение суток. На него влияют:

    • все факторы, воздействующие на потенциал энергии в чакрах (внешние экологические факторы), латентная («дремлющая») инфекция, вызывающая отбор энергии от 20 до 60%, наведенные программы, пробки в каналах и т.д.
    • все факторы, вызывающие повреждения тонких тел [инграмы, наличие чужеродных энергетических структур в ауре (ауральные сущности или, в религиозной терминологии, бесы), разрушение кармической оболочки, подавление и разрушение структуры духовного «Я» и т.д.], что влечет за собой повреждение соответствующей чакры, а, следовательно, общий дисбаланс энергии.

    Для обеспечения психобиоэнергетического гомеостаза в каждом биоэнергетическом звене должна быть заложена саморегулируемая и самовос-станавливающая функция.

    Рассмотрим, как осуществляется саморегуляция энергии в системе при ее падении. В биоэнергетических звеньях эфирного тела (первое звено - головной мозг) саморегуляция осуществляется рефлекторно, но она может осуществляться за счет сознательного, волевого усилия, то есть может быть поставлена под контроль.

    Предположим, что уровень энергии снизился. Рефлекторно мы начинаем зевать (задержка на вдохе), в этот момент идет приток энергии через нос. Стараемся прилечь, спим. Сон имеет две фазы: медленную и быструю. Все сновидения идут в быстрой фазе, уровень энергетики в это время превышает уровень во время бодрствования, то есть во время быстрой фазы сна идет энергетизация организма. Если человека лишить быстрой фазы сна, он может заболеть психически.

    Во время сна осуществляется не только внешняя энергетизация организма, но в подсознании (сознание отключено во время сна) происходит работа по корректировке и самовосстановлению организма. В подсознании находится наш интуитивный центр, инстинктивный разум, который непрерывно исправляет, возмещает, меняет, обновляет клетки, перерабатывает шлаки. Можно сознательно давать задание подсознанию об исправлении какого-то участка (например, ликвидации пробки в каком-то канале). Этот метод условно можно назвать «включением сознания». Отрицательных эмоций перед сном желательно не испытывать, ибо в противном случае будут происходить сбои в работе системы саморегуляции.

    Головной мозг можно назвать первым биоэнергетическим звеном , в котором осуществляется саморегуляция системы.

    Второе биоэнергетическое звено - чакры.

    Заем чакрой энергии у других чакр, трансформация энергии в нужную форму- все это форма саморегуляции. Если падает энергия в какой-то чакре, например, пищевой (Манипуре), то для оперативного переваривания пищи ей срочно надо взять «взаймы» энергию у другой чакры, как правило, соседней (Свадхистаны или Муладхары). В случае выхода из строя механизма саморегуляции необходимая энергия из других чакр не поступает, и чакра закрывается, вызывая многочисленные функциональные расстройства.

    Муладхара-чакра страдает чаще других чакр. «Неродная» энергия, полученная чакрой «взаймы» для оперативного выполнения срочно поставленной перед организмом задачи, не обеспечивает полноценного функционирования чакры и при длительной работе на чужой энергии чакра, в конце концов, выходит из строя (загрязняется и закрывается).

    Третье биоэнергетическое звено - каналы.

    Если уровень энергии в каком-нибудь канале сильно падает или повышается, включается саморегуляция в третьем звене - в каналах, благодаря чему происходит автоматическое перераспределение энергии в постоянных меридианах за счет открытия «чудесных» меридианов. Общее количество чудесных меридианов - 8. В их число входят переднесрединный и заднесрединный, которые являются как бы промежуточными между постоянными 12-парными меридианами и непостоянными («чудесными»). Отличие «чудесных» меридианов заключается, прежде всего, в том, что они открываются только тогда, когда необходимо нормализовать избыток или недостаток энергии в каких-то меридианах, образуя как бы временный биологический контур; они не связаны с органами, не имеют стандартных точек, в отличие от постоянных меридианов. Однако у них есть командные (главные) точки или точки-ключи. Это - контрольные точки, через которые, в первую очередь выводится избыток энергии. Точки-ключи всегда парные.
    Каждый «чудесный» меридиан (далее - ЧМ) имеет свои терапевтические показания к воздействию, но для усиления воздействия «чудесные» меридианы были объединены попарно эмпирически.
    ЧМ 1 - ЧМ 2 ЧМ 3 - ЧМ 4 ЧМ 5 - ЧМ 6 ЧМ 7 - ЧМ 8

    Воздействовать надо на точку-ключ и связующую точку, которая является главной точкой следующего меридиана. В таблице 3 указаны точки-ключи и связующие точки «чудесных» меридианов.

    Таблица 3. Точки-ключи и связующие точки «чудесных» меридианов
    Меридиан Точка-ключ Связующая точка
    ЧМ 1 IG3 V62
    ЧМ 2 V62 TR5
    ЧМ 3 TR5 VB41
    ЧМ 4 VB41 P7
    ЧМ 5 P7 R6
    ЧМ 6 R6 MC6
    ЧМ 7 MC6 RP4
    ЧМ 8 RP4 IG3

    Р-методом достаточно просто определяются сбои в работе системы саморегуляции путем нахождения энергетических пробок на фантомном отображении восьми «чудесных» меридианов ().

    ЧМ 1 - нервное и психическое истощение, различные невралгии, нарушение кровообращения головного мозга, заболевания позвоночника с болями в спине, плечевом поясе, затылке с ограниченными движениями позвоночника, хронические воспалительные процессы в легких, ушах, носу;

    ЧМ 2 - судороги, парез и паралич центрального происхождения, контрактура, боли в костях и суставах, в области поясницы, ишиас;

    ЧМ 3 - хронические боли, особенно невралгического характера, боли в области суставов, кожный зуд, себорея (угри), дерматозы различного происхождения, кровотечения разной этиологии, вегетососудистые нарушения, остеоневротический синдром;

    ЧМ 4 - хронические болевые синдромы в области спины, бедер, затылка, боли в суставах (артрит), патология половых функций у женщин (особенно дисменоррея) с болями в пояснице и животе, бесплодие, фригидность, астения,экзема;

    ЧМ 5 - гипофункция мочевыделительных и половых органов, органов пищеварения и дыхания, в том числе горла, зубов, языка, поджелудочной железы, а также неврозы с расстройством терморегуляции, судороги и спазмы у детей;

    ЧМ 6 - хронические заболевания половых и мочевыделительных органов с болями в нижней части живота и поясницы, паховые грыжи у мужчин, запоры у женщин, контрактура и вялый паралич мышц плечевого пояса и нижних конечностей;

    ЧМ 7 - боли в области сердца, чувство страха (фобия), возбуждение, болезни печени и желудка, атония венозных стенок и вызванные этим боли, кожный зуд, особенно в промежности;

    ЧМ 8 - патология органов малого таза, особенно в климактерический период, внутренних половых органов, мочевого пузыря, недержание мочи или затрудненное мочеиспускание, расстройство органов пищеварительного тракта, метеоризм, запор, понос, заболевания печени и сердечнососудистой системы.

    После радиэстезического обнаружения энергетических пробок в соответствующих «чудесных» меридианах необходимо ликвидировать их, использовав следующие методы:

    Метод «сознательного контроля», описанный в этом разделе;
    - вакуум-терапию
    - общие методы, применяемые для ликвидации повреждений

    Четвертое биоэнергетическое звено - энергетические входы организма.

    Есть все основания предполагать, что в процессе эволюции организм в приспособительных целях осуществил вынос проекций внутренних органов на наши внешние энергетические входы ().

    Внимательно посмотрим и обнаружим, что на каждом энергетическом входе (десны, ухо, глаз, БАТ на каналах, зоны на подошвах ног и т.д.) есть проекции всех внутренних органов. Зачем природа это сделала?
    Во-первых, для предоставления возможности подрегулирования работы внутренних органов посредством внешних энергетических воздействий. При этом в нервной системе специально выработались механизмы привлечения внимания к точкам и зонам. Это хорошо известные ощущения боли, желание согреть или почесать прекционную зону, что проиходит рефлекторно.

    Во-вторых, входные ворота энергии мы можем использовать для вспомогательной диагностики. Как это делается?

    Возьмем глаз. Через зрительный орган мы воспринимаем световую энергию. Природа позаботилась о том, чтобы на радужной оболочке глаза были проекции всех органов физического тела. Если орган начинает заболевать, то определенная часть радужной оболочки глаза просветляется и туда устремляется больший поток энергии, а когда начинается патологический процесс в каком-то органе, то на соответствующем участке радужной оболочки глаза возникает темное пятно.

    Диагностика по радужной оболочке глаза носит название иридодиагностики. Функциональное или органическое расстройство любого внутреннего органа обязательно оставит след на проекционной зоне глаза, уха, подошвы, десен (зубов), носа и т.д. - на всех наших входных воротах энергии.

    Отсюда дифференциация вспомогательных видов диагностики:

    • - иридодиагностика - по радужной оболочке глаз (рис. 33);
    • - аурикулодиагностика - по ушной раковине (рис. 37).

    В Японии практикуется в кабинетах Шиацу диагностика по подошвам ног (рис. 34, 35), на Филиппинах - диагностика по зубам (рис. 36).

    И, наконец, пятое биоэнергетическое звено - энергетический центр самих органов.

    По интравертным данным последних лет обнаружен энергетический центр, включение которого дает возможность произвести каскадную саморегуляцию и регенерацию органов. Это дополнительная чакра 14 ().

    Чакра несимметричная, расположена с левой стороны тела над поджелудочной железой ближе к ее хвосту. Обнаружено , что этот энергетический центр бывает отключен уже у младенцев, то есть причина отключения этого центра кроется, скорее всего, в инграммах, возникающих в пренатальный период, а наиболее вероятно, в инграммах момента родов. Поэтому необходимо проверить Р-методом, включен или отключен этот энергетический центр. Если отключен (маятник над этим центром вращается против часовой стрелки), то необходимо, применяя алгоритм системной диагностики, выяснить причину (инграммы, программы, инфекции и т.д.) неработоспособности этого энергетического центра и устранить их методами, описанными в

    Организм человека, включающий 7 тел, и его отдельные системы (органы, звенья) имеют определенный природный уровень психобиоэнергетического гомеостаза (ПБГ). При этом отдельные системы (органы) могут иметь природный уровень ПБГ, отличающийся от природного уровня ПБГ других систем и всего организма в целом. При отклонении реального (то есть в данный момент времени) уровня ПБГ от природного происходит нарушение функции соответствующего органа и наступает болезнь. Для определения этого отклонения необходимо задать подсознанию два вопроса:

    1. «Каков природный уровень ПБГ моего организма (системы, органа и т.д.)?»
    2. «Каков уровень ПБГ моего организма (системы, органа) в данныйф момент времени?»

    Ответ (в условных единицах, полученных эмпирически) находим по Р-диаграмме (), создав фантом и написав в верхней части рисунка название исследуемого органа (системы). Пусть получили природный уровень - 168, реальный - 60.


    Наличие отклонения свидетельствует о том, что произошел сбой в системе саморегуляции. Восстановить ее можно в два этапа:

    Проведение диагностики на основе сравнения природного и реального уровней ПБГ позволяет не только определить факт наличия повреждения в том или ином органе (звене), но и оценить его количественно.
    Процесс поиска способа повышения уровня ПБГ, то есть способа исцеления, состоит в следующем.

    Рядом с рис. 84 прикладываем листок с записью способа исцеления, например, «ликвидация инграммы (программы)» и т.д. Задаем подсознанию © вопрос: «Какой уровень ПБГ моего организма (системы, органа и т.д.) станет после ликвидации инграммы (программы)?»

    Если маятник покажет природный уровень ПБГ для данного органа (системы), значит, найден эффективный способ лечения. Если увеличения реального уровня ПБГ не произойдет или увеличение будет незначительно, следовательно предложенное средство неэффективно. Далее действуем в соответствии с алгоритмом системной диагностики, продолжая поиск причин повреждения.

    Данная концепция диагностики, основаннная на использовании природного и реального уровней ПБГ, предложена автором и находится на стадии детальной проработки.

    Включение системы саморегуляции (сознательный контроль)

    Включение системы саморегуляции осуществляется путем воздействия на энергетические входы методом статического массажа (1-5 сек) определенных точек, связанных с каналами переднесрединного (VC), заднесрединного (VG), желчного пузыря (VB), точек-ключей и связующих точек всех восьми «чудесных» меридианов специальными упражнениями, воздействующими на глаза, десна, уши, зоны на голове.

    Воздействие производится в следующей последовательности:

    1. Массаж зон на голове (рис. 28а).
    2. Статический массаж следующих точек (рис. 23):
    - точки на лбу между бровями (Аджна),
    - точки на крыльях носа GI20 (обоняние),
    - точки VG28,
    - точки VG25,
    - точек височной ямки VB3 и VB4,
    - точки саморегуляции на ушной раковине IG19 (точки между наружным слуховым проходом и краем нижнего челюстного сочленения в области козелка уха),
    - точки в основании черепа VG15 (регулирует ликвор мозга),
    - точки под затылочными буграми.
    3. Упражнение с ушами: оттягивание вверх, вниз, в стороны, по часовой стрелке, против часовой стрелки.
    4. Массаж десен: языком провести по деснам в направлении движения часовой стрелки, затем - против часовой стрелки.
    5. Упражнение для глаз: поднять глаза вверх, повести ими вниз, вправо, влево, под углом 45°, вращать по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.
    6. Закрыть глаза ладонью и проделать те же упражнения, что в п. 5.
    7. Открыть все каналы (на руках и ногах) методом «палецигла»: (давить ногтем правой руки на кожу под ногтями левой руки и наоборот, затем то же на ногах. Покрутить пальцы рук и ног.
    8. Похлопать подошвы по 30 раз (для стимуляции внутренних органов).
    9. Статический массаж следующих точек-ключей и связующих точек восьми «чудесных» меридианов попарно и по показаниям:
    Первая пара: IG3-V62, V62-IG3; Вторая пара: TR5-VB41, VB41-TR5; Третья пара: P7-R6, Я6-Р7; Четвертая пара: МС6-ЯР4, ЯР4-МС6.
    10. Включение энергетического центра регенерации органов методом чистки «торсионным полем» (взглядом) (раздел 9.20) или методом «включения сознания» (раздел 9.21).
    11. Поза «трупа» - полное расслабление всего тела, во время которого энергия свободно циркулирует по каналам.