Тревожное расстройство у ребенка. Тревожность у детей – норма и отклонение У ребенка тревожное состояние лечение

– это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10

F41 Другие тревожные расстройства

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней. Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека , директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения .

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки . Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией , аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр : беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты , но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное и периодические встречи с психологом . Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии . Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Это нормально, когда ребенок время от времени переживает или испытывает тревогу, особенно, если начинает ходить в детский сад, школу или переезжает на новое место. В таких ситуациях тревога – естественная реакция детей на окружающие изменения. Но такую эпизодическую тревогу необходимо отличать от тревожного состояния у ребенка . В случае тревожного состояния у ребенка волнение носит устойчивый характер, не имеет видимой причины и отражается на повседневном поведении и мыслях.

Причины тревожного состояния у детей

Причины тревожности у детей можно объединить в три группы.

Личность ребенка и гены . Некоторые дети просто рождаются более нервными и тревожными. Они менее способны справиться со стрессом, чем другие. Определенную роль в развитии тревожной личности играют гены – родители могут узнать в детях чувства и переживания из своего детства.

Внешнее окружение и стресс . Внешние причины, связанные с влиянием родителей, особенностями воспитания и напряженной обстановкой, очень часто нарушают психическое равновесие и служат причиной тревожного состояния у ребенка.

  • Нередко сами родители ведут себя очень тревожно , и дети перенимают у них манеру поведения
  • Гиперопека формирует у ребенкачувство беззащитности и неуверенности из-за обилия тех мнимых угроз, от которых его пытаются защитить
  • Противоречивые требования от разных членов семьи (например, папа разрешает то, чего не разрешает мама) расшатывают устойчивость и уверенность ребенка
  • Серия стрессов – с редкими напряженными ситуациями ребенок, как правило, может справиться сам, но несколько стрессовых событий подряд могут выбить ребенка из колеи: переезд, смена школы или детсада, развод родителей.

Психические расстройства. Тревожность у ребенка может быть симптомом таких состояний как дефицит внимания с гиперактивностью и детский аутизм . В этом случае изменяется функционирование головного мозга и нужна помощь специалиста.

Симптомы тревожного состояния ребенка

Так как нормальная эпизодически возникаюшая тревога и тревожное состояние у ребенка имеют много общего, родителям бывает трудно распознать это расстройство. Тревожность у ребенка – это не только беспокойство и страхи, она влияет на его повседневную жизнь:

  • Ребенок плохо спит или просыпается по ночам из-за кошмаров
  • Жалуется на плохое самочувствие, говорит, что у него болит голова или животик
  • Прицепляется за родителей и отказывается оставаться без них
  • Капризничает, постоянно плачет
  • Плохо ест
  • Часто бегает в туалет

Чем опасно тревожное состояние ребенка?

Длительная тревожность у детей младшего школьного возраста серьезно влияет на личностное развитие, обучение и дальнейшую жизнь. Тревожное состояние, начавшись в детстве, часто переходит в подростковый возраст. А у подростков оно может проявится конфликтами с родителями, проблемами с наркотиками и даже суицидом. Поэтому нужно обязательно обратиться к детскому психологу, как только вы заподозрили такое расстройство.

Как избавиться от тревожного состояния у детей?

Работа с тревожными детьми требует терпения и деликатного подхода. В лечении тревожного состояния у детей используются:

  • психотерапевтическое воздействие
  • лекарственная коррекция
  • нейротерапия.

Помощь опытного врача нужна, чтобы правильно определить причину тревожности ребенка и в зависимости от этого назначить курс лечения. В нашем центре работают ведущие детские психологи, психотерапевты, психиатры, неврологи, которые используют как проверенные временем, так и эффективные инновационные методики коррекции тревожности у детей.

Не откладывайте на потом посещение врача – верните ребенку спокойствие и уверенность!

Тревожные расстройства очень часто встречаются у детей, и мы начнем с небольшой истории, которую рассказали родители одной моей пациентки.
«Таня постоянно тревожилась. Каждое утро она волновалась, что опоздает в школу, хотя ни разу не опаздывала в течение всего учебного года. Ежедневно она беспокоилась, что на большой перемене ее любимый столик в школьном буфете будет занят, а на уроке объявят самостоятельную работу, и она не будет к ней готова. После возвращения из школы Таня переживала, не забыла ли выполнить все домашние задания и о том, не будет ли она плохо выглядеть в той одежде, которую приготовила себе на завтра».
Сначала родители Тани думали, что такое поведение типично для взрослеющей девочки-подростка, но когда классный руководитель сказала, что у Тани ухудшилась успеваемость и возникают проблемы в общении с одноклассниками, родители решили обратиться к врачу-психотерапевту.

Общие сведения о тревожных состояниях (кликните, чтобы открыть)

Что такое тревожное состояние?

Тревога на самом деле – одна из форм стресса. Она может выражаться по-разному: физически, эмоционально или как изменение восприятия окружающей действительности. Тревожное состояние обычно заставляет испытывать страх по поводу того, что может произойти, если события будут развиваться «не так» или концентрирует человека на какой-то опасности.
Беспокойство и тревога — естественные человеческие реакции, играющие важную биологическую роль. Это защитный механизм, который активизируется всякий раз, когда мы чувствуем угрозу.
Когда наше тело и разум реагируют на опасность, мы физически ощущаем это в виде головокружения, учащенного сердцебиения, затрудненного дыхания, потения и дрожания конечностей. Эти ощущения называются механизмом — «борьба/бегство» и вызваны приливом адреналина и других гормонов стресса, предназначенных для подготовки нашего организма к действиям на «максимуме» его возможностей для борьбы с опасностью или для бегства от нее.

Обычно на принятие решения затрачивается несколько секунд, чтобы мозг смог обработать и оценить, насколько угроза реальна, и если да, то какие следует предпринимать действия – «борьба или бегство». Когда мозг передает сигнал «отбой», механизм «борьба/бегство» переходит в нерабочее состояние и нервная система начинает успокаиваться.

Нормальное тревожное состояние

Каждый человек время от времени испытывает чувство тревоги. Эти ощущения могут варьироваться от легкого беспокойства до полномасштабной паники, в зависимости от особенностей самого человека и ситуации.

Вполне естественное явление для незнакомых и сложных ситуаций – возникновение чувства тревоги и беспокойства, вне зависимости от возраста человека. Вы можете почувствовать это перед предстоящим выступлением на совещании или когда за короткое время вам нужно решить множество бытовых вопросов.

Дети в подобных ситуациях чувствуют то же самое – перед экзаменом, контрольной работой, при смене школы и т.д. Все эти события могут вызвать нормальное тревожное состояние, потому что они заставляют сосредоточиться на вопросах — «а что, если…?», «что делать, если я что-то испорчу?» или «как себя вести, если все пойдет не по плану?».

Некоторый объем тревоги является вполне нормальным и даже может служить мотивацией поведения, помогая сохранить бдительность, целеустремленность и готовность сделать все возможное для достижения намеченного. Но слишком сильные и часто возникающие опасения могут повлиять на способность трезво мыслить, добиваться результата, а в тяжелых случаях приводят к «разрушению» нормального положительного восприятия повседневной жизни.

Тревожные расстройства и их типы

Тревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных психических заболеваний. Отчасти так сложилось потому, что все люди в той или иной мере переживают стрессы и испытывают волнение. Есть много различных типов тревожных расстройств и каждое со своей симптоматикой. Но все они имеют одну общую черту — длительное, интенсивное беспокойство, неадекватное текущей ситуации, влияющее на повседневную жизнь человека и его ощущение психического комфорта.

Симптомы тревожных расстройств могут появиться внезапно, но могут нарастать и постепенно. Иногда они ощущаются как чувство обреченности, или дурное предчувствие, появившееся вроде бы ниоткуда. Дети, страдающие тревожными расстройствами, обычно не понимают, чем вызваны глубокие и тяжелые переживания, которые они испытывают. Тревожные расстройства, наиболее характерные для детей, могут быть следующими:

  • Общее тревожное расстройство. При общем тревожном расстройстве дети чрезмерно беспокоятся о многих вещах, таких как школа, здоровье, безопасность членов семьи или будущее в целом. Они всегда думают о худшем, и из всех возможных сценариев развития событий выбирают самый ужасный. Наряду с чувством беспокойства и страха, у детей могут проявляться физические симптомы, такие как головные боли, боли в желудке, напряжение мышц или общая усталость. Их беспокойство может привести к пропуску занятий в школе и попытках избежать любой общественной деятельности. При общем тревожном расстройстве, ребенок может чувствовать себя обузой для родных и окружающих, что подавляюще сказывается на его моральном состоянии.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) . Для ребенка с ОКР, беспокойство принимает форму навязчивости (чрезмерно тревожных мыслей) и принуждения (повторяющихся действий с целью попытаться снять тревогу).
  • Различные фобии. Это интенсивная боязнь конкретных вещей или ситуаций, которые не представляют реальной опасности. Например, боязнь высоты, темноты, собак или полетов на самолете. Фобии обычно заставляют ребенка избегать того, чего он боится.
  • Социальная фобия (социальное беспокойство). Это беспокойство вызвано социальными ситуациями, связанными с необходимостью говорить в присутствии других людей. Менее распространенная форма социальной фобии называется «избирательный мутизм», когда ребенку вообще страшно говорить в определенных ситуациях.
  • Паническая атака. В этом случае тревога может возникнуть без видимой причины. Во время паники, у ребенка, как правило, проявляются внезапные и интенсивные физические симптомы: учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание в различных органах. Агорафобия – один из наиболее сильных страхов панических атак, что заставляет ребенка избегать (по его мнению) «опасных мест», как правило, открытых пространств или больших скоплений людей.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства возникает в результате травматического события, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта: авария, нападение, стихийное бедствие и т.п. Симптомы ПТСР включают в себя: неожиданные воспоминания, ночные кошмары, страхи и стремление ребенка всячески избежать любых напоминаний о самом травматическом событии.

Причины тревожных расстройств

Специалисты до сих пор не знают точно, что именно вызывает тревожные расстройства. Как кажется исследователям, важную роль в этом играют: генетика, биохимия мозга, гиперактивность механизма «борьба-бегство», жизненные стрессовые обстоятельства и поведенческая память.

Если кто-либо из кровных родственников страдает тревожным расстройством, велика вероятность развития одного из типов расстройств и у ребенка. Генетическая связь может повлиять на химические процессы в мозге и регуляцию химических веществ (нейротрансмиттеров).

На развитие тревожного расстройства у ребенка могут оказать воздействие жизненные обстоятельства: потери (например, смерть близкого человека или развод родителей), перемены в жизни (например, переезд в другой город) – все это может послужить триггерами (переключателями). Причем, совсем не обязательно расстройство разовьется немедленно после события. Может пройти даже несколько лет до того момента, когда расстройство обретет внешние проявления.

Ребенок, выросший в семье, члены которой пребывают в страхе, может «научиться» смотреть на мир как опасное место. Кроме того, ребенок, который растет в среде, где на самом деле опасно (например, семейное насилие) тоже будет бояться и всегда ожидать худшего.

Признаки и симптомы тревожных расстройств

Несмотря на «тревожный опыт» во многих жизненных ситуациях, у большинства детей (даже у тех, кто пережил травматические события) далеко не всегда развиваются тревожные расстройства. Однако если ваш ребенок проявляет один или несколько из нижеперечисленных признаков, возможно, у него развивается (или уже развилось) тревожное расстройство:

  • чрезмерное беспокойство, которое проявляется большинство дней в неделю или длится несколько недель подряд;
  • проблемы со сном ночью или сонливость в дневное время;
  • беспричинная усталость;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • раздражительность.

Все эти проблемы могут повлиять на повседневную жизнь ребенка, особенно когда речь идет о концентрации внимания в школе, сне и приеме пищи.
Обычно дети не рассказывают о своем психическом самочувствии, потому что обеспокоены тем, что другие люди (особенно родители) могут их не понять. Они могут опасаться, что их осудят, будут считать «слабаками», трусами или «еще маленькими». И если девочки еще могут, в конце концов, выразить свое беспокойство словами, мальчики, испытывая те же чувства, очень тяжело идут на разговор и предпочитают молчать. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя одиноким и не таким как все – «неправильным.

Хорошей новостью является то, что сейчас врачи-психотерапевты и психологи намного лучше осведомлены о тревожных расстройствах, быстрее и точнее распознают их, чем несколько лет тому назад. Это дает весомую надежду на то, что помощь вашему ребенку будет оказана, и он обязательно почувствует облегчение.

Лечение

Тревожное расстройство ребенка должны лечить профессионалы. Психотерапевт на основании симптомов поставит диагноз, а затем составит план, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией.

Для лечения тревожных расстройств обычно применяется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). При когнитивно-поведенческой терапии, дети попробуют научиться по-новому мыслить и по-новому действовать в ситуациях, которые вызывают беспокойство, а также управлять и справляться со стрессом. Терапевт обеспечит поддержку и руководство всем процессом лечения, обучит ребенка новым навыкам, например, методам релаксации и дыхательным упражнениям. Иногда, но не всегда, могут быть применены медикаменты.

Как помочь ребенку справиться с тревожными расстройствами?

Самый лучший способ — помочь вашему ребенку признать существование проблемы и в благоприятной обстановке обсудить пути ее решения. Вам необходимо откровенно поговорить о симптомах, которые есть у ребенка, и помочь ему понять, как они влияют на повседневную жизнь. Дополнительно можно пообщаться с другими взрослыми, с которыми ребенок активно контактирует, например, учителями и тренерами.

Проявляйте терпение и доброжелательность в то время пока ваш ребенок проходит курс лечения и ищет новые способы для того чтобы справиться с ситуацией. Очень часто рассказ о вашем собственном жизненном опыте и истории преодоления страхов, оказывает неоценимую помощь в лечении тревожных расстройств. Постоянно напоминайте ребенку, что избавление от беспокойств и волнений позволит ему наслаждаться жизнью, снова быть счастливым и веселым.

Будьте уверены, что при правильном уходе, ваш ребенок сможет преодолеть болезнь и научиться с уверенностью и без страха смотреть в будущее.

2012-03-09

Тревожные дети
Какие они?
Каковы признаки детской тревожности?
С чем связана тревожность у детей ?
Каковы ее причины?
Какие последствия имеет детская тревожность ?
И какие рекомендации можно дать родителям, если их ребенок тревожный ?

В этих вопросах, уважаемые читатели, мы и постараемся сегодня разобраться.

Под тревожностью , как психологической особенностью человека (взрослого или ребенка), психологи подразумевают склонность личности к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий.

Какие же признаки тревожности у детей существуют, по каким характерным поведенческим особенностям мы можем судить о наличии тревожности у ребенка?

Как правило, тревожные дети не уверены в себе. таких детей характеризуется неустойчивостью и чаще бывает заниженной.

В силу того что тревожный ребенок испытывает постоянное чувство страха перед неизвестностью, часто находится в состоянии ожидания неудач, неприятностей, он очень редко проявляет инициативу.

Тревожные дети исполнительны, послушны и ответственны.

Такие детки ведут себя примерно, стараясь точно выполнять требования взрослых (педагогов).

Пассивность, , дисциплинированность, аккуратность, робость – это также черты, характерные для тревожных детей.

Можно сказать, что перечисленные качества (признаки тревожности) имеют отчасти защитный характер, так как ребенок стремится, во что бы то ни стало, избежать неудачи.

Тревожный ребенок испытывает страх перед всем непривычным, неизвестным, новым.

Он склонен больше помнить плохое, чем хорошее.

Повышенная возбудимость и некоторая скованность (напряженность) также свидетельствуют о наличии детской тревожности.

С чем же связано наличие повышенной тревожности у ребенка?
Каковы причины возникновения тревожности у детей, факторы, влияющие на ее наличие?

Новые исследования ученых очередной раз подтвердили – присутствие домашних животных помогает детям расти здоровыми, причем как физически так и эмоционально.

Что такое тревожное расстройство у ребенка

Тревожными расстройствами медики называют эмоциональные проблемы ребенка, которые могут проявляться различными страхами, беспокойством, печалью, в тяжелых случаях перерастают в , что уже значительно серьезней и требует работы со специалистом. Как правило, детские тревожные расстройства относят к возрастным проблемам, связанным с развитием различных функций, выполняемых мозгом и нервной системой ребенка в целом.

Считается, что с возрастом такое детское беспокойство проходит, однако не придавать значения состоянию ребенка и не помогать ему в тяжелое для него время, совершенно неверный подход. Более склонны к проявлению тревожных расстройств детки избыточно эмоциональные и впечатлительные (а таких ведь большинство).

Может спровоцировать эмоциональное расстройство у ребенка:

  • гиперопека,
  • повышенная тревожность мамы или кого либо из близких ребенку людей,
  • наследственный фактор,
  • негативный жизненный опыт – например, ребенок оставался один в больнице,
  • его обманывает мама,
  • излишне строгое воспитание.

Кроме эмоционального дискомфорта, у ребенка снижается иммунитет и он больше подвержен простуде и всевозможным инфекциям. На фоне тревожных расстройств вполне могут развиться реальные соматические заболевания

bokan/Shutterstock/ТАСС

К тревожным расстройствам относят:

Страх разлуки. Ребенок отказывается расставаться с мамой даже на короткое время

Генерализованная тревога. Постоянное беспокойство, что он сделал что-то не так, избыточная потребность в постоянном одобрении по любому поводу

Социальная фобия. Нежелание и страх оказаться в коллективе, рядом с незнакомыми людьми. Нежелание общаться и заводить знакомства. Может приводить к серьезным проблемам в школе

Обсессивно-компульсивное расстройство. Стремление выполнять определенные ритуалы, например, постоянно мыть руки.

Признаки тревожного расстройства у ребенка

Тревожное расстройство – медицинский диагноз, особенно у взрослых, причем психиатры отмечают, что большинство взрослых людей, страдающих тревожными расстройствами, впервые столкнулись с ними именно в детском возрасте. В период роста и развития нервной системы ребенка вполне естественными считаются детские страхи – они, как правило, соответствуют возрасту и от них достаточно легко ребенка отвлечь и переключить. С возрастом страхи видоизменяются и у большинства практически проходят. Ребенок с тревожным расстройством словно «зацикливается» на своих страхах, они разрастаются и переключить его довольно сложно.

  • Посоветоваться с грамотным детским психологом стоит в таких случаях:
  • Чрезмерное, не соответствующее реальности беспокойство за свою жизнь и здоровье, а так же за близких людей без объективных причин
  • Ребенок боится закрытых пространств, высоты, темноты, страхи не соответствуют возрасту и носят чрезмерный характер
  • Общение со сверстниками не доставляет радости, такие дети предпочитают находиться рядом с кем-то из родственников, с которыми они чувствуют себя в безопасности
  • Ребенок тяжело засыпает, просыпается в плохом настроении, может даже плакать при пробуждении.
  • Могут проявиться соматические симптомы: затрудненное дыхание, головокружение, учащенное сердцебиение и даже кашель, боль в животе, диарея без видимых причин.

Сочетание нескольких признаков – повод обратиться к специалисту.

Как лечить тревожное расстройство у ребенка

Диагноз может поставить только специалист, а учитывая, что никакие анализы не покажут объективную картину (если не считать тест на гормоны щитовидной железы, но такая причина у детей довольно редко встречается). После беседы с ребенком и родителями опытный психолог сможет понять, действительно ли у ребенка тревожное расстройство и что с этим делать. Как правило, никакие медикаменты в такой ситуации не рекомендуют, помогает коррекция атмосферы в семье и в отношении ребенка, а возможно несколько сеансов с психологом.

Помогут справиться или даже не допустить тревожные расстройства у детей . Ученые из двух уважаемых медицинских центров при Университете Оклахомы и Дармунтском колледже провели исследование, в ходе которого они опросили около 700 детей шести-семилетнего возраста об их состоянии. Беседы так же проводились с родителями детей. Подведя итоги исследователи сделали вывод – вероятность развития тревожного расстройства у ребенка в несколько раз снижается, если он растет рядом с собакой или кошкой, при этом плотно общаясь с животным.

Выводы ученых подтверждаются предыдущими исследованиями, в ходе которых выяснили, что общение с домашними животными способствует усиленной выработке гормона окситоцина и серотонина, препятствуя тем самым развитию депрессии, а так же снижает уровень гормона стресса кортизола.