Класс пресмыкающиеся, или рептилии (reptilia). Знаете ли вы, что у человека три мозга

Самую простую неудачу или мелкое разочарование мозг расценивает как потенциальную угрозу жизни. Чтобы однажды испытанная боль больше не повторялась, организм вырабатывает специальный гормон - кортизол, который в разных количествах вызывает у нас чувство страха, тревоги или даже стресс. В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Лоретты Грациано Бройнинг «Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин» . «Теории и практики» публикуют отрывок о том, как работает наш детектор опасностей и почему мысль о лишних килограммах делает человека более несчастным, чем рассказ о смертельных болезнях предков.

«Гормоны стресса» - естественная сигнальная система

Когда вы видите ящерицу, греющуюся на солнце, то можете подумать: «Вот оно, безграничное счастье». Однако на самом деле вы просто видите, как ящерица пытается спастись от гибели. Холоднокровные рептилии могут погибнуть от гипотермии, если не будут часто выползать на солнце. Однако, греясь под ним, они могут стать добычей хищника. Поэтому рептилии по многу раз на дню совершают перемещения с солнца, грозящего гибелью, в тень и обратно. Они совершают эти перемещения, в буквальном смысле убегая от гнетущего ощущения дискомфорта.

Ящерица выползает на солнце тогда, когда падение температуры ее тела заставляет уровень кортизола в ее организме повышаться. Находясь на солнце в постоянной опасности, она внимательно сканирует окружающую обстановку на предмет появления хищника и стремглав убегает, лишь только почувствовав малейший признак опасности. Ничего приятного в этом для ящерицы нет. Но она выживает, поскольку ее мозг научился сравнивать одну угрозу с другой.

Ствол мозга и мозжечок человека на удивление похожи на мозг рептилии. Природа приспосабливает для работы старые структуры, а не создает их заново. До сих пор та часть нашего головного мозга, которая называется «рептильный мозг», контролирует процессы обмена веществ и реакцию на потенциальные угрозы. У млекопитающих поверх рептильного мозга развился еще один слой мозгового вещества, который делает возможным их общение друг другом, а у людей появилась кора головного мозга, которая позволяет анализировать события прошлого, настоящего и будущего. Рептильный мозг располагается на пересечении путей взаимодействия высших отделов человеческого мозга с телом человека, поэтому некоторые ситуации буквально заставляют нас холодеть от предчувствия опасности. Многие при этом ощущают угрозу очень остро. Поэтому вам будет полезно узнать, как работают ваши детекторы опасности.

Как работает кортизол

Кортизол - это система оповещения организма о чрезвычайной ситуации. Кортикоидные гормоны вырабатываются у рептилий, амфибий и даже червей в тех случаях, когда они обнаруживают угрозу жизни. Эти гормоны вызывают ощущение, которое люди описывают как «боль». Вы обязательно обращаете внимание на боль. Она неприятна и заставляет вас предпринять чрезвычайные усилия для того, чтобы ее остановить. Мозг стремится избежать рецидивов боли, накапливая опыт, как можно ее исключить. Когда вы видите какие-то признаки, напоминающие вам об уже испытанной боли, происходит выброс в кровь кортизола, который помогает действовать таким образом, чтобы избежать ее. Большой мозг может генерировать множество ассоциаций, то есть распознавать множество возможных источников боли.

«Мозг рассматривает любую неудачу или разочарование как угрозу, и это ценно»

Когда уровень кортизола в нашем организме достигает больших значений, мы испытываем то, что называем «страхом». Если кортизол вырабатывается в средних количествах, то мы испытываем состояние «тревоги» или «стресса». Эти негативные эмоции предупреждают о том, что если не предпринять экстренных действий, то могут наступить болевые ощущения. Ваш рептильный мозг не может сказать, почему он выбросил кортизол. Просто по нейронным путям прошел электрический импульс. Когда вы понимаете это, то можете проще отличать внутренние тревоги от внешних угроз.

Казалось бы, будь мир проще устроен, надобность в кортизоле отпала бы сама собой. Однако мозг рассматривает любую неудачу или разочарование как угрозу, и это ценно. Мозг предупреждает нас о том, что следует избегать дальнейших неудач и разочарований. Например, если вы безрезультатно прошли много километров в поисках воды, то растущее ощущение дискомфорта удержит вас от дальнейшего продвижения по явно неправильному пути. Невозможно все время правильно предугадывать развитие ситуации, поэтому кортизол всегда будет стараться делать это за вас. Понимание механизма действия кортизола поможет жить в большей гармонии с окружающим миром.

Кортизол настраивает ваш мозг на фиксацию всего, что предшествует боли

Подсознательные импульсы, которые вы получаете буквально за несколько секунд до появления боли, очень важны с точки зрения перспектив выживания. Они позволяют идентифицировать беду, которая вот-вот случится. Мозг накапливает такую информацию без осознанных усилий или намерений, потому что подсознательные импульсы в нашем мозгу существуют на протяжении всего нескольких мгновений. Эта «буферная память» позволяет болевым нейронным цепочкам моментально оценить события, которые непосредственно происходят до возникновения боли. Нейронные связи дают живым существам возможность обнаружить потенциальные угрозы, не прибегая к рациональному анализу.

Иногда мозг подсознательно соединяет то, что происходило за мгновения до возникновения боли, с самим болевым ощущением. Например, в психиатрии известен случай, когда девушку охватывал панический страх при первых звуках чьего-либо смеха. Эта девушка когда-то попала в тяжелую автомобильную аварию, в которой погибло несколько ее друзей. Она вышла из комы, ничего не помня о самом происшествии, но не могла справиться с приступами страха, когда слышала смех. Психотерапевт помог ей вспомнить, что в момент аварии она шутила и смеялась со сверстниками, сидя на заднем сиденье машины. Ее рептильный мозг связал звуки смеха и последовавшую сильную боль. Разумеется, рациональным умом, сосредоточенным в коре головного мозга, она понимала, что не смех вызвал дорожное происшествие. Но сильная боль создает мощные кортизоловые нейронные пути еще до того, как может вмешаться кора головного мозга и «отфильтровать» скопившуюся в них информацию. Как только девушка слышала смех, ее кортизоловые нейронные связи резко активизировались, заставляя ее предпринять что-то для предупреждения возникновения боли. Но что именно нужно было сделать, она не знала. Отсюда и сильнейшие приступы страха.

Подсознательное чувство опасности активно помогает живым организмам выживать. Представьте себе ящерицу, которую хватает орел. Вонзающиеся в тело ящерицы острые когти заставляют ее синтезировать кортизол, который попадает во все свободные нейроны. И происходит это буквально за миллисекунды до того, как ящерица почувствует боль, поскольку электрические импульсы длятся всего несколько мгновений. Запах орла и ощущение темноты, когда его крылья закрывают солнце, теперь связаны с механизмом выброса кортизола у ящерицы. Если ей удастся освободиться, на память ей останется новый мощный кортизоловый нейронный путь. Таким образом эти нейронные связи позволяют рептилии избежать смерти, даже не зная, что собой представляет орел.

Сохранение в памяти ощущения боли имеет глубокий смысл

Боль является для нашего мозга предупредительным сигналом. Когда она значительна, мозг создает сильные нейронные связи, которые вызывают у нас фобии и посттравматические стрессы. Менее острая боль формирует меньшие сигнальные цепи, которые мы иногда даже не замечаем. Мы остаемся с ощущениями тревоги, которую порой даже не можем объяснить. Иногда кажется, что было бы лучше, если бы мы могли стирать те нейронные цепочки, которые принесли несостоявшиеся предзнаменования. Но задача выживания не позволяет нам сделать этого. Представьте себе, что ваш далекий предок видит, что кто-то умирает от ядовитых ягод. Уровень кортизола у него в крови резко повысится, и он запомнит эту ягоду навсегда. Спустя годы, даже будучи очень голодным, он сможет удержаться от употребления этой ягоды в пищу. Ваш дальний предок выжил потому, что у него на всю жизнь сохранился кортизоловый нейронный путь, который спас его от гибели.

Выживание сегодня и в эпоху наших далеких предков

Кортизол, или «гормон стресса», создает предохранительные нейронные пути, смысл которых иногда трудно понять. Вы понимаете, что, конечно, не умрете, если не получите долгожданного продвижения по службе или если кто-то толкнет вас на игровой площадке. Вы осознаете, что не погибнете из-за длинной очереди на почте и от того, что по этой причине вам выпишут штраф за неправильную парковку машины, которую вы рассчитывали быстро забрать. Но ваши нейромедиаторы эволюционировали так, что при любой неудаче они вызывают ощущение угрозы жизни.

«Когда вы испытываете стресс перед экзаменами или по поводу того, что выглядите толстым, кортизол создает у вас предчувствие немедленной гибели»

Гормоны стресса создают у нас представление, что современная жизнь хуже, чем у наших предков. Когда вы испытываете стресс перед экзаменами или по поводу того, что выглядите толстым, кортизол создает у вас предчувствие немедленной гибели. Когда же вы думаете о тех угрозах, с которыми сталкивались ваши предки, никакого прилива кортизола и чувства обреченности вы не испытываете. Это происходит потому, что стрессовые нейронные связи создаются только на основе непосредственного опыта, а реального опыта предков у вас нет.

Люди, которые в наши дни постоянно твердят о том, что жизнь ужасна, просто хотят усилить ощущение угрозы, чтобы получить поддержку в своих делах. Вам не верится, что чувство дискомфорта может возникать из-за небольших волнений. Вы продолжаете искать свидетельства того, что в мире существуют большие угрозы, и многие с удовольствием такие доказательства предоставляют. Если вы посмотрите телевизионные новости или послушаете речи политиков, то с неизбежностью почувствуете, что мир движется к катастрофе. В итоге мир все же не рушится, но вы не успеваете испытать радость по этому поводу, потому что ваше внимание переключают на новые доказательства грядущих катаклизмов. Это вызывает еще более негативные эмоции, но вы боитесь выключить телевизор, опасаясь остаться наедине с ощущениями угрозы.

Различия между поколениями

Мы любим несколько поверхностно представлять себе угрозы, с которыми сталкивались наши предки. Можно представить, как ваш предок героически съедает запретные ягоды и, разбивая старые догмы, доказывает всем, что они не ядовиты. Жить было бы гораздо проще, если б старые истины были ложны, а советы друзей всегда правильны. Однако, к сожалению, мир устроен сложнее, и те предшественники, которые игнорировали предупреждение о ядовитой ягоде, скорее всего, умерли, не передав свои гены потомству.

Современные люди унаследовали гены от тех, кто уже преимущественно опирался на накопленный в течение жизни опыт. Мы учимся доверять своему личному опыту и не бояться тех угроз, которых страшились наши далекие предки. Каждое новое поколение учится распознавать опасности на основе собственных кортизоловых нейронных путей. Конечно, мы наследуем память об опасностях и от старших поколений. Но каждая человеческая генерация, как правило, снисходительно относится к тревогам своих предков и формирует свои собственные страхи.

Я поняла это на своем неприятном опыте. Однажды мать сказала мне, что не спала всю ночь из-за того, что забыла купленное молоко на прилавке магазина и боялась, что оно испортится до утра. Я только усмехнулась. Но после ее смерти я поняла, что, когда она была ребенком, это могло грозить ей и троим ее сестрам голодом, потому что она отвечала в семье за еду. Реальная тревога создала нейронную связь в ее мозгу, и эта тревога навсегда осталась с ней.

Как хорошо было бы, если бы я поняла это еще при ее жизни. Сегодня мне остается только радоваться тому, что в моем мозгу такие связи формируются на основе моего собственного опыта. Тревоги моей матери стали частью моего жизненного опыта благодаря существованию зеркальных нейронов. Благодаря ее тревогам я избежала потребления плохих ягод или игр на проезжей части дороги. У меня сформировался свой детектор опасностей, и у него уже появились свои причуды.

Экстраполирование прошлого опыта в настоящее

Мозг человека привык обобщать прошлый опыт. Иногда, обжегшись на молоке, мы дуем на воду, но нам пришлось бы гораздо труднее, если бы мы не учились на ошибках и боли. Медуза не способна к обобщениям, поэтому, обжегшись о горячую плиту одним щупальцем, она спокойно прикоснется к горячему другим. Ваш мозг - это главный диспетчер, который связывает прошлую боль с потенциальной будущей. Мы ожидаем опасности с таким нетерпением, что паникуем при статистических расчетах, что одному человеку из 10 миллионов может стать плохо через двадцать лет. Мы испытываем угрозу от того, что босс приподнимает бровь на миллиметр. Нелегко с таким старанием ожидать опасностей. […]

Изображения: © anna sinitsa/iStock, © style-photography/iStock.

В связи с выходом на сушу и более активной жизнедеятельностью характерной для высших позвоночных, все отделы мозга пресмыкающихся достигают более прогрессивного развития.

1. Передний мозг значительно преобладает над другими отделами. Мантия остается тонкой, но на ее поверхности местами появляются медиальное и латеральное скопления нервных клетоксерое вещество, представляющее зачаточную кору больших полушарий. У рептилии кора еще не играет роли высшего отдела мозга, она является высшим обонятельным центром. Но в процессе филогенеза, разрастаясь и принимая другие виды чувствительности, помимо обонятельной, она привела к возникновению коры головного мозга млекопитающих. Полушария переднего мозга пресмыкающихся полностью прикрывают промежуточный мозг. Роль высшего интегративного центра выполняют полосатые тела (зауропсидный тип мозга)

2. Промежуточный мозг образован зрительными буграми и подбугровой областью. На дорсальной его стороне находится эпифиз и особый теменной орган, имеющий глазоподобное строение у ящериц. На вентральной стороне находится гипофиз.

3. Средний мозг довольно большой, имеет вид двухолмия. Это центр зрительных восприятий, приобретающий большое значение для наземных животных.

4. Мозжечок имеет вид полукруглой пластинки, развит слабо, но лучше, чем у амфибий, в связи с усложнением координации движений.

5. Продолговатый мозг образует резкий изгиб, характерный для высших позвоночных. От его ядер берут начало черепно-мозговых нервов.

Всего у рептилий 12 пар черепно-мозговых нервов.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ПТИЦ

Эволюция головного мозга позвоночных: а - рыба; б - земноводное; в - пресмыкающееся; г - млекопитающее; 1 - обонятельные доли; 2 - передний мозг; 3 - средний мозг; 4 - мозжечок; 5 - продолговатый мозг; 6 - промежуточный мозг

1.Передний мозг развит хорошо, полушария имеют значительную величину, частично прикрывают промежуточный мозг. Но увеличение полушарий происходит за счет развития полосатых тел (зауропсидный тип мозга), а не коры. Обонятельные доли очень малы, так как обоняние теряет ведущее значение.

2 Промежуточный мозг мал, прикрыт полушариями переднего мозга. На дорсальной стороне его находится эпифиз (развит слабо), а на вентральной – гипофиз.

3. Средний мозг довольно большой, за счет крупных зрительных долей (двухолмие), что связано с прогрессивным развитием зрения.

4. Мозжечок сильно развит в связи со сложной координацией движений при полете. Он имеет поперечную исчерченность, и свою кору.

5. Продолговатый мозг содержит скопление нервных клеток в виде ядер, от которых берут начало черепно-мозговые нервы от 5-й до 12-й пары.

Всего 12 пар черепно-мозговых нервов.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Эволюция головного мозга позвоночных: а - рыба; б - земноводное; в - пресмыкающееся; г - млекопитающее; 1 - обонятельные доли; 2 - передний мозг; 3 - средний мозг; 4 - мозжечок; 5 - продолговатый мозг; 6 - промежуточный мозг

1 Передний мозг достигает особенно больших размеров, прикрывая остальные отделы мозга. Его увеличение происходит за счет коры, которая становится главным центром высшей нервной деятельности (маммальный тип мозга). Площадь коры увеличивается за счет образования извилин и борозд. Спереди от больших полушарий у большинства млекопитающих (кроме китообразных, приматов и, в том числе, человека) расположены крупные обонятельные доли, что связано с большим значением обоняния в жизни зверей.

2 Промежуточный мозг, образованный зрительными буграми (thalamus) и подбугровой областью (hypothalamus), скрыт полушариями переднего мозга. На дорсальной его стороне находится эпифиз, а на вентральной – гипофиз.

3 Средний мозг прикрыт полушариями переднего мозга, отличается сравнительно небольшими размерами и представлен не двухолмием, а четверохолмием. Полость среднего мозга, или сильвиев водопровод, представляет собой лишь узкую щель.

4 Мозжечок сильно развит и имеет более сложное строение; состоит из центральной части – червя с поперечными бороздами и парных полушарии. Развитие мозжечка обеспечивает сложные формы координации движений.

5 Продолговатый мозг частично прикрыт мозжечком. Отличается от представителей других классов тем, что потоком четвертого желудочка обособляются продольные пучки нервных волокон – задние ножки мозжечка, а на нижней поверхности имеются продольные валики – пирамиды. От головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов

48. 50. Филогенетически сложившиеся типы и формы иммунного ответа. Характеристика особенностей иммунной системы позвоночных.

Филогенез иммунной системы.

Иммунная система осуществляет защиту организма от проникновения в организм генетически чужеродных тел: микроорганизмов, вирусов, чужих клеток, инородных тел. Ее действие основано на способности отличать собственные структуры от генетически чужеродных, уничтожая их.

В эволюции сформировалось три главных формы иммунного ответа:

1) 1.Фагоцитоз, или неспецифическое уничтожение чужеродного материала;

2) 2.Клеточный иммунитет, основанный на специфическом распознавании и уничтожении такого материала Т-лимфоцитами;

3) 3.Гуморальный иммунитет, осуществляемый путем образования потомками В-лимфоцитов, так называемыми, плазматическими клетками иммуноглобулинов и связывания ими чужеродных антигенов.

В эволюции выделяют три этапа формирования иммунного ответа:

1. 1. Квазииммунное (лат наподобие) распознавание организмов своих и чужеродных клеток. Этот тип реакции наблюдается от кишечнополостных до млекопитающих. Эта реакция не связана с выработкой иммунных тел, и при этом не формируется иммунной памяти, то есть еще не происходит усиления иммунной реакции на повторное проникновение чужеродного материала.

2. 2. Примитивный клеточный иммунитет обнаружен у кольчатых червей и иглокожих. Он обеспечивается целомоцитами – клетками вторичной полости тела, способными уничтожать чужеродный материал. На этом этапе появляется иммунологическая память.

3. 3. Система интегрального клеточного и гуморального иммунитета . Для нее характерны специфические клеточные и гуморальные реакции на чужеродные тела, наличие лимфоидных органов иммунитета, образование антител. Такого типа иммунная система не характерна для беспозвоночных.

Круглоротые способны формировать антитела, но вопрос о наличии у них вилочковой железы, как центрального органа иммуногенеза, является пока открытым. Впервые тимус обнаруживается у рыб.

Эволюционные предшественники лимфоидных органов млекопитающих – тимус, селезенка, скопление лимфоидной ткани обнаруживаются в полном объеме у амфибий. У низших позвоночных (рыбы, амфибии) вилочковая железа активно выделяет антитела, что характерно для птиц и млекопитающих.

Особенность иммунного ответа птиц состоит в налиции особоги лимфоидного органа – фабрициевой сумки. В этом органе образуются В-лимфоциты, которые после антигенной стимуляции способны трансформироваться в плазматические клетки и вырабатывать антитела.

У млекопитающих органы иммунной системы разделяют на два типа: центральные и периферические. В центральных органах созревание лимфоцитов происходит без существенного влияния антигенов. Развитие периферических органов, наоборот, непосредственно зависит от антигенного воздействия – лишь при контакте с антигеном в них начинаются процессы размножения и дифференциации лимфоцитов.

Центральными органами иммуногенеза у млекопитающих являются тимус, где происходит образование и размножение Т-лимфоцитов, а также красный костный мозг, где образуются и размножаются В-лимфоциты.

На ранних стадиях эмбриогенеза и желточного мешка в тимус и красный костный мозг мигрируют стволовые лимфотические клетки. После рождения источником стволовых клеток становится красный костный мозг.

Периферическими лимфоидными органами являются: лимфоузлы, селезенка, миндалины, лимфоидные фолликулы кишечника. К моменту рождения они еще практически не сформированы и образование в них лимфоцитов начинается только после антигенной стимуляции, после того, как они заселяются Т- и В-лимфоцитами из центральгых органов иммуногенеза.

49. 51. Онтогенез, его типы и периодизация.

Онтогенез, или индивидуальное развитие, – это совокупность преобразований, происходящих в организме от момента образования зиготы до смерти. Термин «онтогенез» впервые введен биологом Э.Геккелем в 1866 г. (от греч. онтос- существо и генезис- развитие).

Учение об онтогенезе – это один из разделов биологии, который изучает механизмы, регуляцию и особенности индивидуального развития организмов.

Знание онтогенеза имеет не только общетеоретическое значение. Оно необходимо врачам для понимания особенностей течения патологических процессов в разные возрастные периоды, профилактики заболеваний, а также для решения социально- гигиенических проблем, связанных с организацией труда и отдыха людей различных возрастных групп.

Различают 2 типа онтогенеза: непрямой и прямой. Непрямой протекает в личиночной форме. Личинки ведут активный образ жизни, сами себе добывают пропитание. Для осуществления жизненных функций у личинок имеется ряд провизорных (временных) органов, отсутствующих у взрослых организмов. Этот тип развития сопровождается метаморфозом (превращением) -анатомо-физиологической перестройкой организма. Он свойствен различным группам беспозвоночных (губкам, кишечнополостным, червям, насекомым) и нисшим позвоночным (амфибиям).

Прямое развитие может протекать в неличиночной форме или быть внутриутробным. Неличиночный тип развития имеет место у рыб, пресмыкающихся, птиц, а также беспозвоночных, яйцеклетки которых богаты желтком - питательным материалом, достаточным для завершения онтогенеза. Для питания, дыхания и выделения у зародышей также развиваются провизорные органы.

Внутриутробный тип развития характерен для млекопитающих и человека. Их яйцеклетки почти не содержат питательного материала, и все жизненные функции осуществляются через материнский организм. В связи с этим у зародышей имеются провизорные органы – зародышевые оболочки и плацента, обеспечивающая связь организма матери и плода. Это наиболее поздний в филогенезе тип онтогенеза, и он обеспечивает наилучшим образом выживание зародышей.

Онтогенез включает в себя ряд преемственно связанных и в основных чертах генетически запрограммированных периодов:

1. Предэмбриональный (он же проэмбриональный, или предзиготный период, или прогенез);

2. Эмбриональный (или антенатальный для человека) период;

3. Постэмбриональный (или постнатальный для человека) период.

a. 52. Общая характеристика предзиготного периода, стадии эмбрионального развития. Критические периоды. Тератогенные факторы.

ПРЕДЗИГОТНЫЙ ПЕРИОД

Этот период протекает в организме родителей и выражается в гаметогенезе – образовании зрелых яйцеклеток и сперматозоидов.

В настоящее время известно, что в этот период происходит ряд процессов, имеющих прямое отношение к ранним стадиям эмбрионального развития. Так, в ходе созревания яйцеклеток в пахинеме мейоза наблюдается амплификация генов (образование многочисленных копий), отвечающих за синтез р-РНК, с последующим выделением их из ДНК и накоплением вокруг ядрышек. Эти гены включаются в транскрипцию на ранних стадиях эмбриогенеза, обеспечивая накопление р-РНК, участвующей в образовании рибосом. Кроме того, в предзиготном периоде происходит также накопление как бы впрок и-РНК, включающейся в биосинтез белка только на ранних стадиях дробления зиготы.

Во время овогенеза в яйцеклетках идет накопление желтка, гликогена и жиров, которые расходуются в процессе эмбриогенеза.

По количеству содержания желтка (lecithos) яйцеклетки могут быть:

· олиголецитальными (маложелтковыми);

· мезолецитальными (со средним количеством желтка);

· полилецитальными (многожелтковые).

По характеру распределения желтка в цитоплазме яйцеклетки бывают:

· изолецитальные (греч. Isos – равный, желток распределен в клетке равномерно);

· телолецитальные (греч. thelos – конец, желток смещен ближе к вегетативному полюсу, а клеточное ядро – к анимальному);

· центролецитальные (желток располагается в центральной части яйцеклетки)

Изолецитальные клетки характерны для ланцетника и млекопитающих, телолецитальные – для амфибий (умеренно телолецитальные, для рептилий и птиц – резкотелолецитальные), центролецитальные – для насекомых.

Яйцеклетки некоторых видов животных еще до оплодотворения приобретают билатеральную симметрию, однако она еще неустойчива и может в дальнейшем переориентироваться.

У многих видов животных еще до оплодотворения начинается сегрегация (перераспределение) органоидов и включений в яйцеклетках; отмечается скопление гликогена и и РНК на анимальном полюсе, комплекса Гольджи и аскорбиновой кислоты - на экваторе. Сегрегация продолжается и после оплодотворения.

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Эмбриональный период начинается с зиготы и заканчивается либо выходом молодых особей из яйцевых оболочек, либо рождением нового организма. Этот период состоит из стадий: зиготы, дробления, гаструляции и гисто- и органогенеза.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛОВЕКА.

После оплодотворения наступает первая стадия эмбрионального развития - стадия зиготы (стадия одноклеточного зародыша). Зигота, будучи одной клеткой, имеет потенции к развитию целостного многоклеточного организма, т.е. обладает тотипотентностью.

Стадия дробления: начиная с этой стадии, зародыш становится многоклеточным, но по размерам практически не превышает зиготу. Дробление заключается в том, что хотя клетки делятся митозом, они не вырастают до размеров материнских клеток, т.к. у них отсутствует гетеросинтетическая интерфаза, а период G1 аутосинтетической интерфазы приходится на телофазу предшествующего деления. Стадия дробления заканчивается образованием бластулы. Первые бластомеры, как и зигота, обладают свойством тотипотентности, что служит основой рождения монозиготных (однояйцевых) близнецов.

У человека бластула образуется на 6-7 день развития и имеет вид пузырька (бластоциста), стенки которого образованы одним слоем клеток - трофобластом, выполняющих функции питания и выделения. Внутри пузырька имеется скопление клеток - эмбриобласт, из которого в дальнейшем развивается тело зародыша.

На стадия гаструляции (у человека с 7 по 19 день) происходит образование зародышевых листков (эктодермы, энтодермы и мезодермы), и закладывается комплекс осевых органов (хорда, нервная трубка и кишечная трубка).

В период гистогенеза и органогенеза идет закладка временных (провизорных) и окончательных (дефинитивных) органов. У позвоночных животных, в том числе и у человека, провизорные органы называются зародышевыми оболочками. Для всех позвоночных характерно развитие желточного мешка. У рыб, амфибий, рептилий и птиц он содержит желток и выполняет трофическую и кроветворную функции. У истинно наземных животных, кроме желточного мешка, имеется также амнион, наполненный жидкостью, создающей водную среду для развития зародыша. Позвоночные, имеющие амнион (рептилии, птицы и млекопитающие), называются амниотами , а не имеющие его - анамниями (рыбы, амфибии).

У рептилий и птиц, кроме желточного мешка и амниона, закладываются: аллантоис (мочевой мешок, накапливающий мочевину) и серозная оболочка (обеспечивает дыхание зародыша). У млекопитающих вместо серозной оболочки образуется хорион (ворсинчатая оболочка), который обеспечивает зародышу питание, дыхание и выделение. Хорион образуется из трофобласта и соединительной ткани. Со стадии плацентации он участвует в образовании плаценты. Амнион содержит околоплодные воды. В желточном мешке образуются первые кровеносные сосуды и первые клетки крови. Аллантоис у млекопитающих и человека определяет место расположения плаценты.

Гисто- и органогенез у человека начинается на четвертой неделе и заканчивается к рождению.

Вначале из так называемой первичной эктодермы вычленяются клетки, образуя нервную пластинку, из которой в дальнейшем развиваются все органы нервной системы и часть органов чувств. Из оставшейся вторичной эктодермы закладываются эпидермис и его производные - сальные, потовые, молочные железы, ногти, волосы и некоторые другие образования.

Из энтодермы формируются: эпителий желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, печень и поджелудочная железа.

Из мезодермы - скелет, поперечнополосатая и гладкая мускулатура, сердечно-сосудистая система и основная часть мочеполовой системы.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

В 1921 г. Стоккард Ц.Р. положил начало представлениям о так называемых критических периодах развития животных организмов. Этой проблемой позже у нас в стране занимался Светлов П.Г., который в 1960 г. сформулировал теорию критических периодов развития, проверил ее экспериментально. Сущность ее состоит в том, что каждый этап развития зародыша начинается коротким периодом качественно новой перестройки, сопровождающемся детерминацией, пролиферацией и дифференцировкой клеток. В этот период наблюдается особая восприимчивость к различным повреждающим факторам среды – физическим, химическим и в ряде случаев – биологическим, которые могут ускорять, замедлять и даже приостанавливать развитие.

В онтогенезе человека выделяют следующие критические периоды: 1) гаметогенез; 2)оплодотворение; 3)имплантацию; 4)развитие комплекса осевых органов и формирование плаценты (3-8-я недели) 5) периоды дифференцировки того или иного органа или системы органов, (20-24-я недели);. 6)рождение; 7) период новорожденности (до 1 года); 8) половое созревание.

b. 53. Основные механизмы эмбриогенеза.

ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОГЕНЕЗА

1.Деление клеток
2. Клеточная дифференцировка
3. Дифференциальная активность генов
4. Эмбриональная индукция
5. Межклеточные взаимодействия
6 Миграция клеток.
7.Гибель клеток
8. Клональный принцип развития
9. Рост.
10. Морфогенез.

В основе эмбрионального развития лежат разнообразные процессы /механизмы/, к которым относятся: клеточные деления, дифференцировка, эмбриональная индукция, межклеточные взаимодействия, миграция клеток, гибель клеток, клональный принцип развития, рост, морфогенез и дифференциальная активность генов.

1.Деление клеток лежит в основе пролиферации /разрастания клеток/ и является основным механизмом обеспечения роста, то есть увеличения массы и размеров тела. Кроме того, в ходе клеточных делений в ряде случаев происходит переключение генетических программ и, как следствие этого, - специализация клеток для выполнения определенных функций.

2. Клеточная дифференцировка - это процесс, когда из внешне однообразных клеток и их комплексов возникают специализированные клетки, отличающиеся от материнских морфологическими и функциональными особенностями. Этот процесс носит дивергентный /разнонаправленный/ характер. С биохимической точки зрения, дифференцировка - это выбор из некоего множества возможных путей биосинтеза какого-либо одного (например, клетками-предшественниками эритроцитов выбор пути синтеза гемоглобина, а клетками хрусталика глаза - белка кристалина). С морфологической точки зрения, дифференцировка выражается в приобретении специфических черт строения.

В результате дифференцировки развивается популяция высокоспециализированных клеток либо утративших ядра /эритроциты, ороговевшие клетки эпидермиса/, либо в клетках начинается синтез высокоспецифичных веществ, например, сократимых белков актина и миозина – в мышечных волокнах, определенных гормонов – в клетках желез внутренней секреции, и т. д.

Путь, по которому должна идти дифференцировка тех или иных клеток, генетически детерминирован /предопределен/. На стадии дробления детерминация клеток носит еще неустойчивый характер /лабильна/, и направление дифференцировки можно изменить. Это подтвердил в первой четверти ХХ века Ганс Шпеман в экспериментах на тритонах. Он пересаживал эктодермальные клетки, взятые у тритона одного вида, в энтодерму другого. И хотя клетки донора отличались по цвету от клеток реципиента, они развивались в те же зачатки, что и окружавшие их клетки реципиента. Если донорами были организмы, закончившие процесс гаструляции, то эктодермальные клетки нервной пластинки, пересаженные в кожу, давали зачаток нервной ткани, то есть путь их дифференцировки был уже предопределен.

Сейчас известны некоторые факторы, определяющие дифференцировку тканей. Самым ранним фактором, который проявляется уже на стадии бластулы, является сегрегация /лат. «отделение»/ цитоплазматических структур зиготы, в силу чего во время дробления в первые бластомеры попадают отличающиеся друг от друга участки цитоплазмы. Таким образом, видимо, незначительные качественные различия, имеющиеся в разных участках цитоплазмы ооцитов, влияют на судьбу бластомеров. Есть также данные, что дифференцировка многих тканей зародыша может происходить лишь при наличии некоторого критического числа клеток.

Основным механизмом дифференцировки клеток является дифференциальная активность генов.

3. Эмбриональная индукция – это влияние одной ткани или зачатка органа зародыша /индуктора/ на закладку других зачатков органов. Так, например, у позвоночных закладка хордо-мезодермального комплекса индуцирует /побуждает к развитию/ закладку нервной трубки.

Другой формой индуцирующих воздействий являются межклеточные взаимодействия.

4. Межклеточные взаимодействия осуществляются посредством щелевых контактов, где плазматическая мембрана одних клеток вступает в тесный контакт с плазмалеммой других клеток. В области этих контактов между клетками может передаваться слабый электрический ток, ионы неорганических веществ или даже относительно крупные молекулы органических веществ.

5 Миграция клеток. В ходе эмбриогенеза происходит миграция как отдельных клеток, так и их комплексов, на различные расстояния. Отдельные клетки обычно мигрируют при помощи амебоидного движения, обследуя при этом непрерывно свое окружение.

6.Гибель клеток (апоптоз) является необходимым процессом многих стадий развития зародыша. Так, разделению пальцев ног и рук предшествует гибель клеток, расположенных в межпальцевых промежутках.

7. Клональный принцип развития. Экспериментальным путем показано, что многим клеткам раннего зародыша не суждено участвовать в дальнейшем развитии. Многие структуры зародыша строятся из клеток, которые развиваются в ходе деление только отдельного, небольшого числа клеток.

8. Рост. Под ростом понимается увеличение массы тела и его размеров. Рост носит неравномерный характер, разные ткани и разные части зародыша растут с разной скоростью.

9. Морфогенез. Это процесс пространственного становления внешней и внутренней конфигурации частей тела и органов зародыша. Общепринятой теории, объясняющей механизмы этого процесса, пока нет. Наиболее подходящей является концепция позиционной информации , предложенная Л. Вольпертом /1975/,согласно которой клетки способны воспринимать позиционную информацию, которая содержит указание о местопо­ложении клеток относительно других клеток и тем самым определяется план, в соответствии с которым происходит развитие зародыша.

Елизавета Бабанова

Вы хотели бы оказывать большее влияние на людей? На своих родных? Друзей? Коллег? Ваше профессиональное сообщество?

Бывали ли вы когда-либо в подобной ситуации – вы знаете, что у вас есть ценная информация или экспертное мнение, но в критический момент, когда вы могли бы занять достойную позицию, внутри все сжимается, и вы либо «спасаетесь бегством», либо просто молчите от страха быть уязвимым.

Вы замечали, что в подобный момент срабатывает какой-то непонятный рефлекс, заставляющий вас действовать совершенно иррационально? Такое поведение нелогично именно тогда, когда у вас есть знания, опыт или новые идеи, но вы скрываете их от людей, которым они могли бы принести немалую пользу.

В чем же дело? Будем разбираться в этой статье. Мы обсудим главную причину, почему многих людей в момент, когда они могут проявить себя и оказать влияние на других, охватывает ментальный паралич.

Причина такого нерационального поведения – как и большинство инстинктов – заложена в нашей природе.

В своей книге «Искусство влияния. Убеждение без манипуляций» авторы Марк Гоулстон и Джон Уллмен пишут о том, что у человека не один мозг, а целых три.

1. Мозг рептилии включается, когда мы чувствуем опасность. У этого мозга всего две программы: убегать или сражаться.

2. Мозг млекопитающего отвечает за эмоции, удовольствие.

3. Человеческий мозг – за разумные рассуждения, анализ.

Чаще всего три мозга работают согласованно. Когда мы решаем задачу, работает человеческий мозг. Когда мы наслаждаемся – мозг млекопитающего, а когда на нас несется грузовик, то включается инстинкт – мозг рептилии – и мы моментально реагируем, избегая удара.

Все вроде бы здорово и логично – каждый мозг имеет свою «сферу контроля», но есть одно «но».

Наш мозг рептилии почему-то не отличает реальную опасность от выдуманной. Вы наверняка знаете, что огромный процент людей боится публичных выступлений. В Штатах проводили массу исследований на эту тему, которые подтвердили: страх оказаться на сцене перед группой людей настолько сильный, что большинство людей приравнивают его к страху смерти.

В своем видео я поместила подобную эмоцию в категорию «иррациональных страхов». Если мы безумно боимся чего-то, что не угрожает нашей жизни (закрытое пространство, публичные выступления, безобидные жуки-пауки), то этот страх необоснован, иррационален.

Но объяснить своему человеческому мозгу в момент «выдуманной опасности» почему-то не получается, и происходит то, что в научной сфере называется «захватом миндалины».

В момент мнимой опасности мозг как будто расщепляется, и три его части действуют не согласованно, как в нормальных обстоятельствах, а по отдельности.

Чем больше мы взбудоражены, тем больше контроля берет на себя мозг рептилии, за 245 миллионов лет приученный к реакции «сражаться или убегать».

Все три мозга получают сигнал «ты в опасности». Человеческий мозг отключается, мы теряем концентрацию, эмоции зашкаливают. В результате пресмыкающееся в нас берет верх над животным и человеческим.

В этот момент мы неспособны ни продумать свои действия логически, ни почувствовать других на эмоциональном уровне. Мы ведем себя «по классике» рептилии – либо убегаем, либо стараемся каким-то образом побороться – чаще всего и то, и другое выходит нелепо.

Знаете людей, которые так себя ведут? При малейшем дискомфорте начинают защищаться или сразу нападать? Может быть, в этом поведении вы даже узнаете некоторые свои реакции?..

Теперь вы знаете, какой мозг в этом виновен. 🙂

Еще одна стратегия, которая присуща рептилиям – замереть и сделать вид, что ее никто не видит. Это одна из разновидностей бегства, просто в этом случае для пресмыкающегося меньше риска в замирании, чем в беге. Вдруг кто поймает…, а тут опасность может обойти стороной.

Это излюбленная манера поведения людей, у которых человеческий мозг отключается не до конца, и их уровень развития, внутренняя интеллигентность не позволяет им перейти в нападение.

Поэтому они защищаются молчанием. Притворяются, что их нет.

А ведь такое часто случается в момент, когда мы можем сделать нечто экстраординарное – проявить свои лучшие качества, принести нашему профессиональному сообществу пользу через наше выступление, оказать влияние на будущее нашей организации.

Но нет, миндалина захвачена, и мы либо сидим и горюем в уголке, надеясь, что никто не вызовет нас на сражение (в человеческом мире – дискуссию), либо сбегаем, либо атакуем собеседника, дискредитируя себя при этом еще больше, чем если бы мы молчали.

Не с захватом ли миндалины связано изречение «молчи, за умного сойдешь»?

Так как же нам преодолеть природную реакцию «бежать или сражаться» в критический момент – когда от наших рассуждений и эмоций может зависеть наша карьера, личная жизнь, воспитание, которое мы можем дать нашим детям? Как научиться выключать мозг пресмыкающегося и натренировать человеческий мозг таким образом, чтобы он всегда брал верх в подобных ситуациях?

Во-первых, с помощью осознания. Теперь вы знаете про свои три мозга и в следующий раз, когда мнимая опасность начнет захватывать вашу миндалину, побуждая вас к иррациональным поступкам, вспомните про свой человеческий мозг. Включайте логику и анализ.

Во-вторых, регулярно практикуйте выход из зоны комфорта. (Я понимаю, что это из категории «опять 25», но куда же без нашей любимой техники? Только так развиваются способности и формируются навыки.) Надо иметь сознательную, регулярную практику, чтобы научиться не пугаться обстоятельств, где вы можете положительно повлиять на других людей, а принимать такой вызов с удовольствием. Выходить из зоны комфорта лучше всего начиная с малого, с baby steps. А затем делать все больший вызов себе, постепенно расширяя сферу своего влияния.

Ну а главную фишку, как натренировать свой человеческий мозг, чтобы он не поддавался мозгу рептилии в момент мнимой опасности, я дам вам на модуле , который пройдет в прямом эфире уже сегодня, в 20:00 по Московскому времени, и как всегда, будет доступен в записи.

На модуле мы также разберем следующие вещи:
3 типа людей, оказывающих наибольшее влияние на окружающих
4 главных ошибки, совершаемых при желании повлиять на другого человека
Как научиться оказывать влияние в:
– долгосрочной перспективе
– среднесрочной перспективе
– краткосрочной перспективе
Проверка на силу своего влияния
Как критиковать и при этом продолжать влиять?
Как продолжать оказывать влияние, если вы сделали ошибку?

Лео Бускалия сказал: «Талант – это подарок Бога вам. То, что вы с ним делаете – это ваш подарок Богу.»

Проверьте себя, нет ли у вас потребности и желания, а значит, и врожденной способности, положительно влиять на окружающий мир? Что вы делаете с этим нераскрытым талантом? Может быть, пришло время сделать свой подарок Богу? 🙂

Приветствую вас, дорогие читатели.

Свою статью про рептильный мозг и его невидимое влияние на поведение человека начну с наивного вопроса: «Как вы думаете, сколько мозгов у человека?» Я имею в виду не общий вес в граммах, а количество в штуках. Скорее всего, вы скажите, что один, который расположен в голове под черепной коробкой, но подумав, добавите ещё спиной, который в позвоночном столбе. Наиболее продвинутые вспомнят о костном мозге, который внутри костей. Итого получается три. То, что некоторые индивиды думают своей пятой точкой или жирным брюхом мы не рассматриваем.

На самом деле всё гораздо сложнее. Существует такое научное направление в общей физиологии человека как нейрофизиология, которая изучает нашу нервную систему. Так вот, нейрофизиологи выяснили, что у человека под черепной коробкой расположены сразу два разных мозга. Не путайте с левым и правым полушариями.

Первый мозг – это Рептильный мозг (Reptilian brain). Считается, что он появился у животных несколько десятков миллионов лет назад. Ещё его называют «крокодильем мозгом», наверное, у крокодилов он остался без изменений. Рептильный мозг обеспечивает выживание живого существа в опасных условиях. Выживание, как отдельного индивида, так и выживание человеческого рода в целом. Это древний, пещерный мозг, отвечающий за животную, инстинктивную, бессознательную строну нашей жизни.

Второй мозг – это Неокортекс (Neoсortex), или Новый мозг. Его возраст учёные оценивают всего в несколько десятков тысяч лет. Именно он отличает нас от животных, которые управляются только Рептильным мозгом. Неокортексом мы думаем, размышляем, анализируем ситуацию, воспринимаем окружающий мир. Он отвечает за наш Разум, интеллект, логику, творчество, общение с другими людьми, рациональность, воображение.

Некоторые специалисты-физиологи утверждают, что у нас имеется ещё и Лимбический мозг , который управляет нашими эмоциями. А некоторые – что это просто система обработки наших эмоций, которая имеет «внешнее управление».

Получается, тело одно, а управляют им одновременно три независимых мозга. Сюда же можно добавить спиной мозг, у которого свои особенные функции и обязанности. Каждый мозг решает свои определённые задачи, причём независимо от других. Из-за такой анархии происходит весь тот бардак, который мы имеем в нашей суматошной жизни. И поделать тут ничего нельзя, если конечно не научиться грамотно пользоваться особенностями каждого «управленца».

Кроме того, ситуация усугубляется тем, что системы жизнеобеспечения нашего организма способны функционировать вполне самостоятельно, не считаясь с обстоятельствами и нашим мнением о них.

Например, вы находитесь на романтическом свидании, у вас возвышенные чувства. А ваш мочевой пузырь вдруг захочет опорожниться, и начинает настойчиво требовать сделать это немедленно. Плевать он хотел на романтику и то, что подумают о вас. Думаю, вам приходилось сталкиваться с подобными ситуациями.

Отсюда вывод: нами, нашим поведением и поступками управляют как минимум четыре мозга и системы жизнеобеспечения организма. Разум, Сознание так же управляют нами, но они играют далеко не первые роли.

Взгляните ещё раз на большой рисунок, расположенный выше. Как видите, к спинному мозгу, который управляет телом, внутренними органами сразу «прикреплён» рептильный мозг. Затем следует лимбический, а уж потом неокортекс. Так, что телом и человеком в целом вначале управляют древние инстинкты, затем эмоции, а уж потом, если до этого доходит, – Разум и Сознание. Понятное дело – Разуму не всегда приятны некоторые решения и поступки «коллег», порой ему стыдно за них. Отсюда возникают внутренние конфликты.

Про системы жизнеобеспечения и физиологию много написано в разных медицинских книгах и учебниках. Они хорошо изучены. За разумное, сознательное поведение отвечает такая наука, как психология, которая изучает высшую нервную деятельность человека. Его верования, убеждения, переживания, отклонения от нормального поведения и так далее.

А про инстинкты психология ничего знать не хочет, это сфера такой науки, как этология, которая изучает генетически обусловленное поведение, инстинкты животных, а в изучение человека не залезает, обходясь примерами с кошечками, собачками и птичками. Хотя основатель психологии Зигмунд Фрейд в своё время написал: «Я открыл, что человек - это животное», но это его «открытие» не получило поддержки и понимания в человеческом обществе, которое наивно считает себя венцом Природы.

Поэтому в любой поликлинике вы найдёте окулиста, терапевта, психолога и психотерапевта, но нигде не найдёте человеческого специалиста-этолога. Никто не будет работать с вашими инстинктами. Никто, кроме вас самих.

А зря инстинктам уделяется мало внимания, ведь в человеке одновременно присутствует животное и разумное начало. Причём в разных людях это проявлено в разных соотношениях, у кого больше разумного, а у кого больше животного. На борьбе этих начал возникают всяческие внутренние конфликты, проблемы и переживания.

За что отвечает Рептильный мозг?

Про Рептильный мозг многие слышали. А вот про его влияние на поведение человека мало кто знает. Поведение «крокодильего» мозга принято описывать через Инстинкты. Ведь именно он ими управляет.

Инстинкт - совокупность врождённых, данных от рождения Природой, компонентов психики, определяющая поведение животных и человека.

Инстинктов много, каждый отвечает за определённую сферу деятельности. Но основных три, которые в конечном итоге обеспечивают главную жизненную задачу, а именно выживание и продолжение человеческого рода.

  • Инстинкт выживания , спасает в опасных ситуациях, обеспечивает выживание в экстремальных условиях. Также навязывает нам поступки, которые повышают наш социальный статус в обществе. Чем выше статус, тем безопаснее – вожди и их ближайшее окружение, как правило, хорошо обеспечены, полноценно питаются и погибают в последнюю очередь. Но в тоже время, именно вождей стараются отравить в первую очередь, устроить на них покушение или свергнуть. Так, что приходится всё время быть настороже.
  • Инстинкт продолжения рода , организует нам влюблённость, создание семьи и секс, из которых естественно появляются дети. Чем их больше, тем лучше для инстинкта - так гарантируется продолжение рода.
  • Стайный или Стадный инстинкт требует держаться «своих», деля людей на стаи или группы по разным признакам – родовым, национальным, религиозным, политическим и так далее. «Помогай своим, без чужих» – эта пещерная логика выживания незримо управляет поведением миллионов людей и в наши дни. Кроме того, позволяет политическим, религиозным деятелям легко манипулировать обществом.

Эти инстинкты у разных людей проявляются по-разному: у кого больше, а у кого меньше. Всё зависит он условий жизни и окружающей среды. Если человек живёт в трудных природных условиях, постоянной опасности, в обстановке военных действий, испытывает недостаток в еде, других ресурсах, то инстинкты будут активны, сильно влиять на поведение и принятие решений.

И наоборот. Если человек живёт в благоприятных комфортных условиях, чувствует себя безопасно, имеет стабильные доходы, накопления на будущее, полноценное питание, то инстинкты потихоньку «отключаются», Рептильный мозг впадает в спячку. Все решения принимаются Разумом, жизнь предсказуемая и осознанная. Но при этом, когда возникает опасность человек не готов вовремя распознать её и защитить себя.

Не трудно догадаться, что наиболее инстинктивны жители Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а наименее – Европы и Северной Америки. Отсюда все мировые проблемы.

Функцией Рептильного мозга является помощь в сложной жизненной ситуации, когда человек не может найти из неё выход. Данную ситуацию Рептильный мозг рассматривает как опасность и пытается помочь устранить её. Помогать он может только через прямое воздействие на «подопечное» тело, по-другому за миллионы лет не научился.

Приведу такой пример. Вспомните своё детство, когда вам очень не хотелось идти в школу, причины могли быть разные: не выученные уроки, контрольная, к которой не готовы, конфликты с одноклассниками, учителями, просто хотелось прогулять или вместо уроков сходить в кино. Но просто так прогулять вы себе позволить не могли – боялись гнева родителей. Чтобы не идти в школу приходилось долго и мучительно придумывать объяснения для родителей. Но все объяснения не имели нужного действия. Ситуация казалась безвыходной. И тут у вас неожиданно повышалась температура, вы предъявляли градусник родителям, и со спокойной совестью оставались дома. Как же буквально на «пустом месте», без видимых причин повышалась температура? Это не чудо, не волшебство, это ваш Рептильный мозг, который заметил никак не разрешаемую Разумом проблему и «предложил» своё простое оригинальное решение, и никто не заметил подвоха. Понятное дело, что температура спала так же неожиданно.

Следует отметить, что такая способность решать проблемные ситуации через заболевания непонятного происхождения сохраняется у многих людей и во взрослом возрасте. И не только путём внезапного повышения температуры. У бессознательного много рычагов воздействия на организм. Инстинкты «запоминают» свои удачные решения и действия, используют в практике, но не всегда уместно. Например, вам предстоит важная встреча, от результатов которой будет зависеть ваше будущее. Вы уверены в себе и в успехе, обстоятельства складываются удачно, но всё же немного переживаете – ведь судьба решается. И тут повышается температура, давление скачет, голова болит…

Ограничение возможностей, трудности с выходом из «зоны комфорта», принятие нового, трудности в карьерном росте и другие непонятные мешалочки, связанные с личностным ростом и развитием – также являются полем деятельности Рептильного мозга. Ведь его основная задача – оградить человека от нового и неизведанного, не дать выйти из привычного, установившегося образа жизни. Новое и неизведанное для инстинктов являются опасностью. Логика простая: непонятно, не знакомо, не изведано – значит опасно, как Неокортекс не убеждал бы их в обратном.

Теперь понятно, почему трудно начать новую Жизнь «с понедельника», соблюдать диету, сбросить вес, заняться спортом. Рептильный мозг не даёт резко изменить привычный, пусть даже пагубный, образ жизни. Сила воли здесь плохо помогает, ведь она придумана Разумом, а с его мнением эта бессознательная «компания» считаться не хочет. Понятное дело, что планы на будущее, цели, желания и мечты также будут отвергаться Рептильным мозгом, а их выполнении и реализация станут затруднительными.

Как человека раздирают инстинкты и Разум

Всё безумство нашего суматошного мира происходит из-за того, что в одних и тех же внешних условиях, под влиянием сразу двух мозгов разные люди действуют по-разному. Всё зависит от уровня влияния инстинктов и эмоций. Что хорошо для одних, то плохо для других.

Например, для одного залезть на крышу вагона электрички и спрыгнуть с него будет нормальным, одобряемым его «стаей» поведением (влияние Стайного инстинкта), в то время как для других это будет полным безумием.

Особенностью Рептильного мозга является то, что он прост в своих реакциях и не способен планировать будущее, ему неинтересны последствия собственных «решений», он действует здесь и сейчас. Думать, размышлять, анализировать, планировать, предвидеть и просчитывать последствия – это дело Разума. А Рептильный мозг решает свои сиюминутные задачи, не задумываясь о последствиях, отсюда с человеком происходят различные неприятные ситуации, например, после борьбы за ресурсы в виде чужого кошелька индивид может на длительное время лишиться свободы.

Ещё один романтический пример противостояния

Представим такую ситуацию: встретились и познакомились Молодой человек и симпатичная молодая Девушка. У них завязались романтические, нежные, любовные отношения. Цветы, конфеты прогулки при Луне. В молодости такое с каждым бывает. У Девушки «проснулся» Инстинкт продолжения рода – она хочет замуж, создать свою семью, родить ребёнка. Но Молодой человек более рассудительный - ему надо получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу. Кроме того, общество навязывает идею о том, что мужчина должен сделать карьеру, занять высокий руководящий пост, иметь собственное жильё, машину и так далее. В общем, Девушка хочет одного, а её Молодой человек совсем другого. Кроме свиданий и вздохов на скамейке у них ничего не получается.

Девушка нервничает – инстинкты торопят события. И тут с ней знакомиться настоящий альфа-Самец, который хоть прямо сейчас в постель под венец. Инстинкт радуется – наконец то, что нужно! События разворачиваются стремительно: бурные ухаживания, предложение, свадьба, Девушка на «седьмом небе» от счастья, за тем на девятом месяце. Рождение ребёнка, затем второго, третьего, кредиты, ипотека, - всё как у людей… Живи да радуйся.

Но средства массовой информации изо дня в день твердят про инфляцию, неустойчивый курс доллара, коррупцию, военные конфликты, стихийные бедствия, капризы природы и многие другие опасности. Так, что Инстинкт Самца говорит: «Жизнь трудна и опасна! Потомство может не выжить! Надо сделать ещё, пусть лучше будут запасные!» И наш Самец заводит любовницу, которой, естественно, делает детей, затем вторую третью. Ему уже не интересна ревнивая, вечно требующая денег, жена, его законная семья распадается.

Он становиться вольным героем-любовником, который прячется в шкафах и прыгает в одних носках с девятого этажа. Может быть, в таком виде он доживёт до старости, если совсем случайно сто сорок шесть раз не упадёт на ножик какого-нибудь мужа-ревнивца.

Наша, уже не молодая, Девушка осталась одна с детьми и несколькими кредитами, на выплату которых денег совершенно нет, и не предвидится. Её Инстинкт продолжения рода сделал своё дело, удовлетворился результатом, успокоился и довольный собой уступил место Разуму.

«Ну и чем ты, дура, думала, куда смотрела, когда замуж выходила?» - спрашивает Девушку Разум, то же самое спрашивают её родственники. Кстати, родственники с самого начала отговаривали её от такого брака, а она их не слышала.

А думала Девушка инстинктами, которые на время отключили критический Разум, сделали своё дело и всё. Теперь Разуму предстоит расхлёбывать непростую жизненную ситуацию. А это для него непросто.

Выводы:

1 . У каждого из нас в голове, под черепной коробкой скрываются как минимум три мозга: Рептильный, Лимбический и Неокортекс. Они не дополняют друг друга, а решают свои определённые задачи, часто противоречат друг другу, создавая проблемы.

2 . Самый древний – Рептильный мозг, отвечающий за безопасность и выживание. Свою деятельность он осуществляет с помощью природных программ, называемых инстинктами, или путём прямого бессознательного воздействия на тело. Инстинктов много, из них три основных: выживания, продолжения рода, стайного или стадного - обеспечивают выживание человеческого рода в целом.

3 . К сожалению, Рептильный мозг не обладает способностью предвидеть, спрогнозировать, развитие ситуации, он просто решает свою задачу «здесь и сейчас», что будет потом, его не интересует. Сделав дело, он передаёт управление Разуму, который старается смягчить или изменить последствия. Отсюда возникают некоторые проблемы.

4 . Новый мозг – Неокортекс появился совсем недавно, несколько тысяч десятилетий назад. Он отвечает за: Разум, интеллект, логику, анализ и восприятие окружающего мира, творчество, речь, общение с другими людьми, рациональность, воображение, - всё то, чего нет у древних животных.

На этом я прощаюсь с вами, дорогие читатели. До новых встреч на страницах блога!

Анатомия, морфология и экология пресмыкающихся

10. Нервная система, органы чувств и нервная деятельность пресмыкающихся

Головной мозг пресмыкающихся отличается от головного мозга земноводных рядом важных особенностей и нередко выделяется в особый «зауропсидный тип », присущий также птицам и противопоставляемый «ихтиопсидному типу» мозга земноводных и рыб (рис. 16).

Рис. 16. Схема организации головного мозга пресмыкающихся (по Никитенко, 1969): 1 - обонятельная луковица, 2 - обонятельный тракт, 3 - базальное ядро и гипопаллиум, 4 - стриатум, б- неопаллиум, 6,7 - дорзальная и вентральная части зрительного бугра, 8 - зрительный тракт, 9 - эпифиз, 10 - зрительная кора среднего мозга, 11 и 12 - ретикулярная формация среднего и продолговатого мозга, 13 - слуховое ядро среднего мозга, 14 - продолговатый мозг, 15 - мозжечок, 16 - чувствительные ядра продолговатого мозга, 17 - чувствительные пучки волокон кожно-мышечного анализатора, 18 -- двигательные волокна к мышцам тела, 19 - то же, к мышцам головы, 20 - гипофиз

Передний мозг рептилий более крупен; его увеличение связано с развитием мозгового свода полушарий и заметному увеличению лежащих на дне полосатых тел (corpora striata), составляющих большую часть массы переднего мозга (рис. 17).

Рис. 17. (по Паркеру). А - сверху; Б - снизу; В - сбоку: 1 - передний мозг, 2 - полосатое тело, 3 - средний мозг, 4 - мозжечок, 5 - продолговатый мозг, 6 - воронка, 7 - гипофиз, 8 - хиазма, 9 - обонятельные доли, 10 - эпифиз, II-XII - головные нервы

В мозговом своде полушарий отчетливо различаются первичный свод , или архипаллиум , занимающий большую часть крыши полушарий, а также зачаток неопаллиума . У современных рептилий роль основного ассоциативного центра, определяющего характер поведения, играют передний мозг и кора среднего мозга, связанные через центры промежуточного мозга. При этом первичная функция переднего мозга - обработка обонятельной информации - сохраняется, но становится второстепенной; с обонятельными луковицами полушария соединяются длинным обонятельным трактом.

Обонятельный центр по сравнению с амфибиями более сложен и дифференцирован. В переднем мозге рептилий возникают экранные структуры , обычно свидетельствующие об усложненной нервной деятельности. <Экранными структурами называют послойное расположение тел нейронов, их аксонов и дендритов, свидетельствующее о высокой упорядоченности мозговых структур и обеспечивающее обработку информации, получаемой от рецепторов. Экранные структуры особо характерны для новой коры мозга млекопитающих.>

Промежуточный мозг сверху прикрыт полушариями переднего мозга. В его крыше расположены эпифиз (эндокринная железа) и теменной орган , у гаттерии и некоторых ящериц служащий дополнительным фоторецептором : он способен воспринимать сигналы опасности (быстрое затенение) и, видимо, служит рецептором, регистрирующим сезонные изменения светового режима. Уплотненный и прозрачный передний отдел теменного органа напоминает хрусталик глаза, а его бокаловидная задняя часть снабжена пигментными и чувствующими клетками. Дно промежуточного мозга участвует в работе эндокринной системы в качестве нейросекреторной доли гипофиза, связанной с гипоталамической областью промежуточного мозга. Этим путем гипофиз получает информацию о состоянии внешней среды, собранную органами чувств и обработанную мозговыми центрами, что позволяет ему координировать работу всей эндокринной системы. Средствами связи служат воротные системы кровеносных сосудов, существующие во всех долях гипофиза. Они, видимо, получают и передают информацию, кодированную в химических соединениях.

Зрительная кора среднего мозга более развита, нежели у амфибий. Сохраняя значение основного центра обработки зрительной информации, у рептилий она принимает участие и в формировании актов сложного поведения . В отличие от амфибий мозжечок пресмыкающихся крупный, что отвечает большей сложности и интенсивности их движений.

Продолговатый мозг образует изгиб в вертикальной плоскости, характерный для всех амниот. Сохраняя значение центра автоматической (безусловнорефлекторной) двигательной активности и основных вегетативных функций (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), продолговатый мозг находится под большим контролем передних отделов мозга. В связи с этим его значение как центра ассоциативной деятельности уменьшается. Имеются 11 пар головных нервов.

В спинном мозге отчетливее выражено разделение белого (проводящих путей) и серого (нервных клеток) вещества. Это свидетельствует об усилении контроля центров головного мозга над рефлекторными механизмами спинного мозга. В области плечевого и тазового поясов спинной мозг образует нервные сплетения, обеспечивающие обслуживание системы мускулов конечностей. Вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) нервная система в виде цепи парных нервных ганглиев, связанных со спинно-мозговыми корешками и между собой промежуточными комиссурами, выражена отчетливо и представляет механизм, координирующий работу вегетативных систем организма в условиях изменчивой среды. Нельзя не видеть в этом связи с общей интенсификацией двигательной активности пресмыкающихся. С усложнением движений и развитием общения между животными связано прогрессивное развитие органов чувств.

Орган зрения приспособлен к работе в воздушной среде. Глаз защищен наружными веками и мигательной перепонкой. У змей и некоторых ящериц (гекконов , сцинков , части безногих ящериц) веки срастаются, образуя прозрачную оболочку . У ночных видов глаза обычно увеличены и имеют вертикальный зрачок . Слезные железы предохраняют глаз от высыхания, увлажняя поверхность глазного яблока. В отличие от лягушек глазные яблоки не могут втягиваться в ротовую полость и совершают только вращательные движения. У хамелеонов каждый глаз может двигаться самостоятельно, что важно при подкарауливании добычи, когда тело неподвижно. В меньшей степени способностью к раздельному движению глаз наделены агамы (p. Calotes) и некоторые игуаны.

Аккомодация глаза достигается перемещением хрусталика и изменением его кривизны с помощью поперечнополосатого ресничного мускула. От задней стенки глазного яблока в стекловидное тело вдается «гребень» - богатый кровеносными сосудами пигментированный вырост; видимо, он улучшает питание сетчатки. Гребень лучше развит у обитателей открытых пространств. Сетчатка глаза пресмыкающихся сложнее, чем сетчатка земноводных. У части ночных видов она содержит только палочки. У обладающих цветным зрением дневных видов в сетчатке есть и палочки, и колбочки; у многих видов колбочки снабжены своеобразными светофильтрами в виде бесцветных или окрашенных (желтых, оранжевых, красных) жировых капель. Чувствительность цветового зрения большинства пресмыкающихся смещена в желто-оранжевую часть спектра. В отличие от земноводных анализ и синтез зрительных восприятий производится не в сетчатке, а преимущественно в зрительной коре среднего мозга.

В пространственной ориентации и общении пресмыкающихся зрение играет важную, обычно решающую роль. С этим связано существование яркой, иногда сложной демонстративной окраски , имеющей опознавательное значение. Ту же роль выполняют позы . Многие детали окраски и ряд сигнальных движений служат защитой от врагов и конкурентов: устрашение раскрыванием воротника австралийской плащеносной ящерицей или разинутой пастью ушастой круглоголовки , окрашенной приливающей кровью в ярко-красный цвет, и т.п. Взмахи хвоста песчаной круглоголовки , раскрашенного черно-белыми полосами, служат сигналом прекращения опасности.

У ямкоголовых змей (Crotalidae), у питонов (Pythoninae) и африканских гадюк (Bitis) имеются особые органы термического чувства - терморецепторы и даже термолокаторы . Термолокаторы ямкоголовых змей - парные ямки, расположенные по бокам морды, между ноздрями и глазами; у питонов подобные же неглубокие ямки имеются на верхнегубных щитках, а у африканских гадюк чашеобразные углубления лежат позади ноздрей.

Лучше изученный термолокатор ямкоголовых змей состоит из прикрытой прозрачной пленкой ямки и меньших размеров внутренней полости, разделенных тонкой (15 мкм) мембраной; иннервируется ветвью тройничного нерва. Внутренняя полость сообщается с внешней средой тонким каналом, запираемым кольцевым мускулом. При закрытом канале излучаемое жертвой тепло (поток инфракрасных лучей), нагревая наружную полость, увеличивает давление на перепонку и по разности давления в правой и левой полостях позволяет определить направление источника излучения, т. е. лоцировать добычу в темноте (например, грызуна в его норе). Полагают, что эти терморецепторы способны регистрировать изменения температуры в тысячные доли градусов .

Орган слуха пресмыкающихся в схеме близок к органу слуха лягушек. Он состоит из среднего уха с барабанной перепонкой и одной слуховой косточкой - стремечком , передающим колебания перепонки на круглое окошко, отделяющее полость внутреннего уха. Этот механизм усиливает звуки , распространяющиеся в воздушной среде. Во внутреннем ухе обособляется улитка (lagena) , служащая аппаратом анализа и кодирования акустических сигналов. Улитка еще не сложна и у большинства видов представляет мешкообразный вырост. Это соответствует относительно небольшой роли слуха в жизни пресмыкающихся. Они воспринимают звуки в диапазоне 20-6000 герц (Гц), но большинство хорошо слышит только в диапазоне 60-200 Гц. Крокодилы лучше воспринимают звуки частотой 100-3000 Гц. У змей слух особенно слаб; они лишены барабанной перепонки и воспринимают преимущественно звуки, распространяющиеся по субстрату (земле) или в воде (так называемый сейсмический слух ). То же свойственно и змеевидным ящерицам. Передача звуков с субстрата на овальное окошко среднего уха обеспечивается квадратной и квадратно-скуловой костями. Сравнительно ограниченный слух змей соответствует их слабым голосовым возможностям. Невысоки и слуховые способности черепах , барабанная перепонка которых толстая, а слуховой проход у некоторых видов закрыт утолщенной кожей.

Большинство пресмыкающихся немо ; их звуковой мир беден. Звуки змей (шипенье, хрип, стук хвостовых погремушек) и некоторых ящериц (скрип чешуи) чаще служат угрожающим предупреждением . Громкие ревущие звуки издают крокодилы; они используются при охране территории и при поисках особи другого пола.

Хеморецепторы играют в ориентации и общении рептилий важную, хотя и меньшую по сравнению со зрением роль. Органы обоняния открываются наружу парными ноздрями , а в полость рта - щелевидными хоанами . Срединная часть носоглоточного хода дифференцирована на верхний обонятельный и нижний дыхательный отделы. Обонятельный отдел имеет складчатые стенки, увеличивающие его поверхность. Впереди хоан в крыше ротовой полости имеется углубление, так называемый якобсонов орган . Он воспринимает запах находящейся во рту пищи или веществ, которые животное собирает с земли своим подвижным языком и вносит в ротовую полость.

Чувствительность обоняния пресмыкающихся выше, чем у земноводных. Многие ящерицы с помощью обоняния находят пищу, выкапывая ее из песка с глубины до 6-8 см. Вараны , полозы и гадюки с его помощью находят пищу, разыскивают особей другого пола и могут различать особей своего или чужих видов; реагируют они и на запахи врагов. Черепахи , ящерицы и крокодилы имеют специальные пахучие железы , секретом которых они метят занятую территорию, предупреждая вторжение на нее чужих особей.

Чувство осязания выражено отчетливо. Черепахи ощущают даже легкое прикосновение к панцирю. У многих ящериц имеются осязательные «волоски» , образовавшиеся из ороговевших клеток кожи и расположенные по краям чешуи.

В экологическом Центре "Экосистема" можно приобрести