Развитие зрения новорожденных по месяцам. Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях. Миф о зрении малышей

Дата: 02.01.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Формирование зрения ребенка в первый год жизни
  • Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Зрение у новорожденных далеко от идеала. Его совершенствование будет происходить еще около 8 месяцев после рождения. Только родившийся малыш совсем не так видит окружающие его предметы, как взрослые. Это связано с тем, что на момент рождения сетчатка глаза еще не полностью сформировалась, как и зрительный центр в головном мозге.

Если говорить иначе, то ребенок физически полностью готов к тому, чтобы видеть все вокруг полноценно, но его мозг еще не способен обрабатывать получаемые данные от глаз. Острота зрения новорожденного ограничивается способностью определять место нахождения источника света и улавливать движущиеся объекты недалеко от него.

Формирование зрения ребенка в первый год жизни

Не все родители знают, что младенец способен фокусировать свой взгляд только на расстоянии 20-30 см от себя. Кроме того, глазные мышцы еще не полностью окрепли, что проявляется в виде косоглазия. Глаза ребенка могут косить или расходиться в разные стороны. Первый офтальмологический осмотр происходит еще в роддоме, где врач оценивает качество зрения и проверяет его на наличие различных патологических заболеваний. Зрительные функции проверяются повторно через месяц в детской поликлинике, при плановом осмотре. Нормальное развитие зрения у новорожденных происходит поэтапно, в соответствии с месяцами их жизни.

Этапы развития по месяцам:

  1. В 1-й месяц жизни зрение младенцев способно фокусироваться только на крупных и ярких предметах. Чтобы ребенок увидел игрушку на расстоянии 25 см и смог ее полноценно рассматривать, ее размер должен быть не менее 15 см. Изначально ребенок способен смотреть только по горизонтали. Рассматривать предметы, вертикально фокусируя взгляд, малыш научится немного позже.
  2. На 2-м месяце качество зрения улучшается и груднички начинают различать цвета. Предполагается, что изначально они могут видеть красный, желтый, белый и черный цвет. Для совершенствования зрительного аппарата врачи рекомендуют над кроватью ребенка повесить яркие игрушки или черно-белые картинки в виде полос или клеток.
  3. К 3-4 месяцу начинает развиваться моторика, что позволяет ребенку дотягиваться и брать в руки видимые им яркие предметы. Он начинает развивать понимание размера и формы окружающих его объектов.
  4. Зрение новорожденного на 5-6 месяце жизни развито настолько, что малыш может четко видеть черты лица окружающих его людей. Он запоминает предметы и способен узнавать их, увидев даже только их часть. Движения становятся более скоординированными.
  5. Формирование зрительной функции у основной массы детей заканчивается к 7-ми месяцам. У некоторых этот период может длиться немного дольше. К этому моменту полностью крепнут глазные мышцы, поэтому косоглазие в таком возрасте уже считается патологией. Дети начинают видеть полноценно, как взрослые.

Вернуться к оглавлению

Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Стоит отметить, что у недоношенных детей процесс созревания зрительного аппарата отличается от доношенных детей. Очень большое значение играет степень недоношенности. У недоношенных деток организм полностью сформировался, но еще недостаточно окреп. Многие факторы окружающего мира способны негативно сказываться на здоровье: свет, звук, температура и прочее. Веки у грудничков, родившихся раньше срока, неспособны полноценно защищать глаза от света, что требует в послеродовой период поместить малыша в специализированный инкубатор. Внутри него создаются все условия, которые помогают младенцу окрепнуть. На глаза могут накладывать повязку или накрывают инкубатор светонепроницаемыми простынями.

Согласно медицинским данным, воздействие яркого света на глаза недоношенных детей мешает развитию сенсорных функций.

Также существует риск развития ретинопатии. Это заболевание, которое характеризуется поражением сетчатки глазного яблока, вызываемое нарушением процесса кровоснабжения сетчатки.

Если нет осложнений, то недоношенные дети, после того как окрепнут, практически ничем не отличаются от малышей, рожденных в срок. Даже наоборот. Недоношенные малыши на момент достижения ими срока плановых родов (даты своевременных родов) способны видеть на расстоянии 30,5 см. А уже в полгода, с учетом срока недоношенности, их глаза и мозг способны обрабатывать получаемую картинку практически так, как это происходит у взрослых.

Несмотря на то что все малыши осматриваются врачом-офтальмологом, родители тоже должны знать, как проверить зрение у новорожденного, чтобы в случае того или иного отклонения от установленных норм обратиться к врачу. Каждый ребенок индивидуален, поэтому у некоторых детей формирование зрительного аппарата может происходить быстрее, а у других – медленнее. При любом подозрении на патологию родители должны обратиться за дополнительной консультацией к специалисту, так как чем раньше будет выявлена проблема, тем проще будет провести лечение.

В большей степени здоровье глаз детей, как недоношенных, так и родившихся в срок, зависит от условий, которые создаются для их развития.

Зрение малышей, как и все другие системы организма, начинает формироваться еще внутриутробно и совершенствуется в первые несколько лет. Процесс этот идет в неразделимой взаимосвязи с развитием остальных органов и систем. Если зрение нарушено, это практически неизбежно приведет к нарушениям и в других сферах. Поэтому родителям так важно знать основные этапы развития зрения у новорожденного ребенка, чтобы вовремя отслеживать возможные нарушения и иметь шансы исправить их в кратчайшие сроки. Родители должны периодически показывать малыша офтальмологу, а также делать это внепланово, если есть даже малейшие опасения.

Начальная стадия развития зрения

Свет и тьму ребенок начинает различать, еще не родившись, в утробе матери. Сразу после рождения он реагирует на яркий свет, улавливает силуэты лиц вокруг себя. Некоторые считают, что новорожденные детки слепые, но это совсем не так. Просто зрение младенца в этот момент очень слабо развито относительно взрослого по разным причинам. Во-первых, пока недоразвиты центры головного мозга, ответственные за зрение, во-вторых, еще формируется глазное яблоко и сетчатка глаза. В-третьих, крохе на этом этапе его развития совершенно не нужно видеть далеко, четко, объемно, воспринимать цветные изображения, фокусироваться на них и осмысливать увиденное. Все это придет позже, с ростом новорожденного и развитием всех его органов и систем.

Сейчас кроха видит в сотни раз хуже взрослого человека, это правда. Но он уже различает силуэты крупных предметов, свет и тень, видит лицо мамы во время кормления (то есть на расстоянии не более 30 см от его глаз). Боковое зрение пока отсутствует. Но далее зрительные функции будут улучшаться с поразительной скоростью.

У новорожденных – в связи с тем, что фокусировать взгляд они пока не могут, – часто можно наблюдать некоторое косоглазие (глазки даже могут расходиться в разные стороны или «съезжаться» к переносице). Если нет других тревожных симптомов (таких как запрокидывание головы, постоянный плач, тремор и т. д.), это считается нормой и вскоре проходит.

От месяца к месяцу

Итак, какие изменения происходят в развитии органов зрения младенца до года? Их можно проследить по месяцам, что дает возможность обращать внимание на определенные тревожные сигналы.

  • 1 месяц ().

Кроха может различать близко около себя лицо, улыбку на нем. Его зрачок будет сужаться при раздражении светом (например, если поднести малыша к окну). Еще возможно некоторое косоглазие, но примерно к концу месяца взгляд новорожденного уже фокусируется на крупных не движущихся предметах. Правда, пока он не различает цветов – только черный и белый, поэтому смысла в ярких игрушках сейчас нет. Цвет зрачков у ребенка сейчас, скорее всего, синий или голубой. Он окончательно изменится примерно в год. Сейчас для развития малыша (и его зрения в том числе) крайне важно общение с мамой, ее голос, ласковые интонации.

  • 2 месяца.

Примерно через 5 недель после рождения младенец начинает следить глазами за медленно движущимся по горизонтали предметом перед ним, пытаясь даже повернуть голову в сторону перемещения. Вертикальные же передвижения он пока не улавливает. Ребенок начинает видеть предметы более четко, может удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете, бурно реагирует на мамину грудь. Начиная со второго и до шестого месяца кроха постепенно : сначала красный, потом желтый. Зеленый и синий он сможет видеть немного позже, поэтому первые погремушки лучше приобретать красно-желтых цветов.

  • 3 месяца.

Младенец может видеть немного дальше, чем 30 см перед лицом. Зрение становится лучше. Ребенок может подолгу удерживать взгляд на движущемся предмете, размеры которого могут быть теперь не самыми большими. Малыш уже узнает лица родных людей, видит 2–3 цвета (возможно, уже различает зеленый). Сейчас весьма полезным может оказаться яркий музыкальный мобиль в кроватке в районе глаз, на расстоянии его вытянутой руки. Также имеет смысл надевать на кроху одежду с контрастными геометрическими рисунками, чтобы он тренировал остроту зрения.

  • 4 месяца.

Развивается координационная пара «зрение-рука». Теперь малыш может дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Поэтому если в кроватке сейчас висит мобиль, важно, чтобы он был надежно закреплен. Ребенок узнает знакомые игрушки, улыбается маме, может подолгу изучать ее лицо.

  • 5 месяцев.

Теперь малыш понимает, что предмет существует, даже когда его спрятали. Он может узнавать знакомые ему игрушки или другие предметы по их частям. Сейчас ребенок может различать довольно много цветов (оттенки пока еще недоступны для восприятия, поэтому игрушки, одежда и все, что окружает кроху в этот период, должно быть чистых цветов — как у радуги).

  • 6 месяцев.

Малыш может воспринимать предметы трехмерно, понимая их размеры и объем. Соответственно, может идентифицировать простые фигуры. Оттачивает хватательные навыки. Если нет ничего под рукой – погремушки или другой яркой вещи – подойдет что-то у мамы: волосы, нос, серьги. Сейчас грудничок учится оценивать, достаточно ли длины его ручки, чтобы схватить заинтересовавший его предмет. А схватив, он может довольно долго трогать, вертеть игрушку в ручке, рассматривать.

После полугодовалого возраста все эти достижения совершенствуются: улучшается резкость зрения, увеличивается расстояние, на котором ребенок может различать предметы. Он все чаще всматривается вдаль, ища там маму или что-то новое для себя. Ощупывая игрушки, сравнивает свои ощущения с тем, что видит, – формируется целостный образ каждого предмета. Совершенствуется цветовое восприятие малыша: ближе к году он уже с удовольствием будет рассматривать яркие контрастные узоры или картинки, поэтому в этот период так важно не просто читать книжки крохе, но и показывать ему их иллюстрационную часть: это будет служить тренировкой как зрения, так и внимания, памяти, мышления.

Сравнивая развитие зрения у новорожденных деток и до годовалого возраста, на каждом этапе отмечайте, насколько соответствует прогресс зрения вашего малыша приводимым здесь данным. Конечно, они могут немного отличаться для каждого конкретного случая, но лучше перестраховаться, посетив врача, если есть какие-то подозрения.

Следим за глазками

Для того чтобы специалисты могли оценивать динамику развития зрения, детей нужно показывать окулистам в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Ведь одни детки могут немного опережать своих сверстников, а другие, наоборот, несколько отставать от них. Решить, нормально ли идет развитие зрения в том или ином возрасте у конкретного малыша, может только доктор.

Если кроха появился на свет раньше срока, имеет малый вес или его ближайшие родственники страдают глазными заболеваниями, первый визит к офтальмологу должен произойти еще раньше. Возможно, врач в таком случае порекомендует более частые осмотры – пренебрегать этим не следует.

Но не стоит дожидаться планового посещения, если у родителей возникает какое-то подозрение, а также когда заметны следующие признаки:

  • зрачки малыша разного диаметра;
  • из глазок выделяется гной или наблюдается слезотечение, отечность, покраснение век;
  • глазки слишком выпуклые (словно «навыкате»);
  • после сна глазки закисшие, их невозможно раскрыть;
  • малыш после 3 месяцев продолжает косить глазами;
  • наблюдается повышенная светочувствительность;
  • зрачки не сужаются (нет реакции на свет);
  • после 2 месяцев младенец не следит за движущимся предметом горизонтально, после 4 месяцев – вертикально;
  • зрачки крохи постоянно бегают, дергаются, не задерживаются в одной точке;
  • после 2 месяцев карапуз не может сфокусировать взгляд на предмете, который находится близко перед ним;
  • в глаза крохи попадали посторонние вещества или инородные предметы, произошло травмирование.

Все это свидетельствует либо об отклонениях в развитии, либо о глазных заболеваниях (травмах) и требует своевременного лечения во избежание серьезных проблем со зрением.

Если же все идет как надо, то после года глаза ребенка будут продолжать совершенствоваться и к 6–7 годам его зрение будет практически идеальным.

Соблюдая следующие несложные правила, можно гарантировать правильное развитие зрения маленького человечка.

  • Ежедневно умывайте свое чадо, промывайте глазки кипяченой водичкой.
  • Следите, чтобы в рационе было много витаминов: овощей, фруктов. Пока время прикорма не настало, отдавайте предпочтение материнскому молоку.
  • Освещение в детской комнате должно быть теплым, а цвета в оформлении ее – нежными и пастельными: много яркого перегружает не только зрение, но и психику. Это же относится и к красочным мультикам по телевизору.
  • Игрушки, напротив, выбирайте ярких, сочных цветов. Мобили в кроватке располагайте на расстоянии вытянутой ручки малыша, гирлянды в коляске вешайте не ближе 30 см к глазам. Когда ваш карапуз начнет их хватать – всячески хвалите и поощряйте его.
  • Уделяйте больше внимания общему развитию крохи: психомоторному (память, внимание, мышление), физическому, эмоциональному, речевому. Ведь зрение развивается и совершенствуется синхронно с остальными системами организма. Первое, что этому способствует, – активное и частое общение с малышом. Помните: ваше лицо, ваш голос, улыбка – лучшие для него игрушки. Никакая, даже самая привлекательная, магазинная игрушка их не заменит!
  • После года важно уделять много внимания чтению детских книжек, рассматриванию ярких картинок в них, разучиванию первых рифмованных потешек. Это развивает память, внимание, образное восприятие (хотя оно только начинает формироваться, а развиваться начнет примерно к 6 годам), а также речь. Соответственно, зрение идет с ними в ногу.

Детское зрение – система очень хрупкая, но при этом очень динамичная. Правильно развить и затем сохранить его – задача каждого родителя. Ведь более 80% всей информации человек получает именно через глаза. Поэтому так важно вовремя обращаться к офтальмологу, если обнаружена какая-либо проблема или у родителей возникли малейшие сомнения: все ли в порядке.

Своевременное обнаружение проблемы – залог ее успешного решения. Детских глазок это касается особенно: большинство нарушений и отклонений можно исправить в раннем возрасте. Пусть же каждый кроха вырастет с полноценным, острым зрением!

Первый месяц после рождения – особенный период в жизни крохи. Эту возрастную стадию принято называть периодом новорожденности.

Данный период выде-ляют из этапа младенчества, поскольку именно за этот месяц малыш должен приспособиться к внешней среде. В то же время такой маленький и, на первый взгляд, беспомощный кроха уже многое умеет, но многому еще предстоит научиться.

Период новорожденности - это восстановительный период после родов и время перестройки основных жизненных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Все органы чувств в момент рождения маленького человечка работают не в полную силу, адаптируясь к окружающей жизни вне маминого животика, но кроха может видеть и слышать, различать вкус и запах, чувствовать прикосновения, испытывать удовольствие или дискомфорт. Ваша задача - помочь адаптации и способствовать развитию чувственного восприятия малыша.

Зрение ребенка в 1 месяц

Многих мам интересуют вопросы: в состоянии ли новорожденные видеть мелкие предметы; могут ли различать цвета; узнают ли они маму, других близких.

Зрение ребенка в первый месяц жизни недостаточно зоркое. На расстоянии более чем 20-30 см малыш все видит размыто. Характерен для новорожденных также блуждающий взгляд, не останавливающийся на конкретном предмете. Но спустя всего несколько недель зрение у ребенка становится более зорким.

Также малыш способен воспринимать яркие, насыщенные цвета, например желтый, оранжевый, красный и зеленый. Но в первый месяц дети более четко различают черно-белые изображения, вероятно, из-за их большей контрастности.

Новорожденные восприимчивы к человеческому лицу, и неудивительно, что они уже в первую неделю жизни начинают распознавать лицо матери. Что интересно, выражение лица, мимику окружающих малыш в состоянии распознать уже на этапе новорожденности. В короткие периоды бодрствования крохи постарайтесь выполнить пару развивающих упражнений для зрения.

«Все вижу!» . Яркую цветную игрушку перемещайте в поле зрения малыша, то увеличивая, то уменьшая расстояние до глаз (от 20 до 50 см). Такое упражнение помогает крохе научиться фокусировать взгляд на предмете, попытаться рассмотреть его.

«Дразнилки» . Наклонившись над кроваткой, в которой лежит кроха, меняйте выражение лица: улыбнитесь, нахмурьте брови, покажите язык, состройте недовольную рожицу и т.?д. Старайтесь поймать его взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда скользит взор малыша, попробуйте удержать его на себе.

День за днем кроха с возрастающим интересом будет наблюдать за меняющейся мимикой и пытаться скопировать то или иное выражение лица, например, улыбнуться в ответ на вашу улыбку.

«Мамин портрет» . Повесьте на бортик кроватки свою большую фотографию или схематичное изображение человеческого лица, прорисовав глаза, брови, нос и рот. Малыш с интересом будет рассматривать округлые плавные линии человеческого образа. Так развивается умение фокусировать взгляд на изображении, рассматривать его. Также мы способствуем восприятию и выделению ребенком образа человека из окружающего пространства.

Слух ребенка в 1 месяц

Слух малыша выделяет из окружающего звукового многообразия громкие, знакомые или необычные звуки. Например, стук материнского сердца, когда мама прижимает кроху к груди, или звук хлопнувшей двери.

Реагирует на разнообразие звуков малыш тоже по?разному: замирает, прислушиваясь, или вздрагивает в ответ на сильный раздражитель. Поэтому звук погремушек или музыкальных игрушек, предлагаемых ребенку, не должен быть слишком громким и резким.

Главная особенность слухового восприятия младенцев состоит в том, что дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. В столь раннем возрасте, не понимая слов, дети замирают при звучании голоса и начинают глазами искать его источник.

В период новорожденности у малыша наблюдается ориентировочный рефлекс - двигательная реакция на новый раздражитель. Ребенок пытается повернуть головку в сторону источника звука. Наличие ориентировочного рефлекса - одно из свидетельств нормального функционирования нервной системы.

«Что такое?» Позвените погремушкой справа и слева от малыша. Кроха должен попытаться повернуть головку в сторону источника звука. Не расстраивайтесь, если получается не сразу, - мышцы шеи еще недостаточно окрепли, и ребенку тяжело даются подобные движения.

Игрушку с приятным звучанием (например, неваляшку или музыкальную карусель) поставьте рядом с кроваткой или подвесьте над малышом. Рассматривая игрушку и вслушиваясь в мелодию, малыш соединяет зрительные и слуховые ощущения.

«Колыбельная для крохи» . Взяв ребенка на руки и покачивая, спойте ему песенку. Это может быть любая мелодичная композиция. Вы ощутите, как мышцы малыша расслабляются, он успокаивается и может даже заснуть у вас на руках.

Пожалуйста, потише!

Мы живем в активной звуковой среде, и окружать кроху тишиной тоже не стоит. Старайтесь соблюдать во всем меру. Слишком «громкое» окружение ему сейчас только навредит, поэтому отложите поход с малышом в гости, повремените с приглашениями к себе компании друзей и родственников, соблюдайте меру в использовании шумной бытовой техники (пылесос, фен, телевизор). Создайте вокруг него оптимальную звуковую среду, с умеренными приятными звуками (тихая классическая музыка, негромкие голоса родителей, звуки погремушки, колыбельные песенки в исполнении мамы и т.?д.).

Обоняние ребенка в 1 месяц

Органы обоняния полностью функционируют с самого рождения. Малыш в состоянии отличить запах маминого молока или другой пищи, а также материнский запах от посторонних.

Естественно, кроха отдает предпочтение знакомым запахам. Запах материнского тела и молока - самый приятный аромат для малыша. Вдыхая его, ребенок успокаивается, чувствует присутствие матери рядом и свою защищенность. Новорожденные реагируют также и на сильные запахи, а некоторые незнакомые, но приятные ароматы привлекают их.

Вкусовые рецепторы ребенка

Новорожденный может различать горькое и сладкое, соленое или кислое. Уже сейчас кроха в состоянии распознавать малейшие изменения и оттенки вкуса молока в зависимости от рациона питания матери. Например, малышу может не понравиться, если мама включит в свой рацион термически необработанные лук и чеснок. Позднее, с введением прикорма, работа вкусовых рецепторов усложняется. Ребенок становится все более избирательным в еде.

Осязание ребенка в 1 месяц

Кожа малыша содержит множество рецепторов, призванных давать необходимые ощущения от соприкосновения с окружающими предметами. Неслучайно в роддомах существует понятие контакт «кожа к коже» - соприкосновение матери и ребенка сразу же после его рождения. Такие прикосновения нежных материнских рук и тепло материнского тела дают ребенку чувство безопасности и доверия к окружающему, неизведанному пока миру.

Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей. Рефлекс «поиска груди» (когда кроха открывает ротик и начинает искать материнскую грудь в ответ на поглаживание щеки) является наиболее стабильным у новорожденных. Ритмичное поглаживание крохотного младенца помогает регулировать его дыхание и другие физиологические процессы.

Для малышей на ранних этапах развития характерен физиологический гипертонус мышц. Ручки ребенка прижаты к телу, а пальчики плотно сомкнуты, и требуется определенное усилие, чтобы разжать крохотный кулачок. Следующие упражнения помогут постепенно преодолеть повышенный тонус мускулатуры и познакомить кроху с новыми тактильными ощущениями.

«Держи-хватай!» Небольшую округлую погремушку, шарик для пинг-понга или любую удобную для захвата игрушку вложите в ручку ребенка, осторожно разъединив пальчики. Малыш плотно обхватит предмет - действует «рефлекс хватания». Потяните за игрушку, кроха не отпускает, еще более плотно сжимая кулачок. Вынимая игрушку из рук, осторожно разомкните каждый пальчик.

«Мягкий - гладкий - пушистый». Понадобятся несколько небольших игрушек или предметов из материала разной фактуры: резина, гладкая или ворсистая ткань, дерево, бумага. Каждой игрушкой осторожно проведите по ручкам, ножкам, спинке малыша. Наблюдайте за тем, как кроха реагирует на соприкосновение с разными предметами. Контакт с одним материалом вызывает у ребенка приятные ощущения, с другим - дискомфортные. Малыш замирает, как бы прислушиваясь к новым ощущениям, или наоборот, бурно реагирует на прикосновения.

Не боясь «избаловать» ребенка, чаще берите его на руки. Постоянный тактильный контакт с матерью необходим для его нормального и полноценного развития.

Восприятие окружающего мира

Отдельные ощущения малыша постепенно складываются в целостную картину восприятия окружающих объектов. Например, улыбка, запах маминого молока, биение ее сердца, нежное прикосновение рук, знакомый голос означает для младенца - все в порядке, мама рядом.

У новорожденных в достаточной степени функциониру-ют все органы чувств, но их восприятие весьма ограничено и избирательно. Развитие восприятия идет быстрыми темпами первые 6 месяцев с последую-щей более медленной тонкой настройкой рецепторов всех органов чувств.

«Колокольчик» . На носочки нашейте маленькие колокольчики (бубенчики), сделайте браслеты из ткани, надевающиеся на ручки или ножки, или используйте готовые игрушки-браслеты. Малыш, хаотично размахивая ручками и ножками, будет слышать звон. Поначалу кроха воспринимает части своего тела как нечто обособленное, отдельное от него.

Речь ребенка в 1 месяц

Активное усвоение речи ребенком происходит на 2-3 году жизни, но уже с самого рождения кроха проходит длительный путь предречевого развития. Этот период восприятия и усвоения ребенком человеческой речи подготавливает необходимую платформу для произнесения первых слов.

Младенец воспринимает человеческую речь как особый сигнал уже в первые дни жизни. Важно поддерживать звуковую активность малыша, постоянно ласково разговаривая с ним с первого месяца жизни.

Самый первый звук, издаваемый ребенком, - это крик новорожденного. Крик и сменяющий его плач содержат одну из важных характеристик речи - интонацию. Кроме интонации, крик-плач младенца содержит еще один важный компонент будущей речи - звуки (гласные «а», «э», «и»). Именно из этих звуков впоследствии возникает гуканье, а затем гуление.

«Разговор с мамой». Склонитесь над малышом, лежащим в кроватке, или возьмите на руки так, чтобы он видел ваше лицо (оптимальное расстояние 25-40 см). Разговаривайте с ребенком так, будто он понимает ваши слова. Темы для «доверительного» разговора могут быть самыми разными: расскажите о себе, о вашей семье, о том, чем вы сегодня займетесь. Обращайтесь к малышу как к полноправному партнеру по общению, наделяя его действия и ответные реакции тем смыслом и значением, которого они еще не имеют. Важно, чтобы малыш сосредоточил взгляд на вашем лице, рассматривал шевеление губ, получал новые слуховые впечатления.

Эмоциональное общение ребенка в 1 месяц

Все органы чувств новорожденного как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще мире именно человека. Смысл слов и обращений малыш пока не понимает, зато чувствует и различает интонации, тембр голоса и его принадлежность к кому?то из близких. На первых порах общение с новорожденным в немногие минуты его бодрствования сопровождает режимные моменты: переодевание, смену пеленок, кормление и купание. Во время этих процедур не упускайте момента встретиться взглядом с крохой, поговорить с ним.

Тесный физический и эмоциональный контакт ребенка с матерью является необходимым условием для нормального развития младенца. Несмотря на многочисленные заботы, связанные с рождением малыша, находите время, чтобы почаще брать его на руки, прижимать к себе, ласково поглаживать, говорить нежные слова. Избаловать ребенка повышенным вниманием в таком возрасте невозможно, зато польза от такого общения огромна!

Хорошо, если папа и другие близкие (старшие дети, бабушки и дедушки) также не остаются в стороне - помогают купать и переодевать кроху, разговаривают с ним.

В отличие от других мимических проявлений, улыбка вполне осмысленна, обращена к конкретному человеку, и поэтому ее можно назвать коммуникативной. Появление социальной улыбки свидетельствует о возрастании потребности в общении. Конечно, криком младенец тоже подает сигналы взрослым, но улыбка связана не с переживанием дискомфорта, а с удовольствием от соприкосновения с другим существом, которое способно почувствовать и понять малыша.

Бытует мнение, что такому маленькому человечку достаточно простого ухода в виде своевременного приема пищи, смены подгузников и обеспечении режима дня. Но это не так. Только общаясь и взаимодействуя с мамой и другими близкими ребенку людьми, малыш растет и полноценно развивается, становится личностью, способной жить в социальном мире.

Не стоит воспринимать жизнь маленького ребенка в первый месяц как смену реакций, имеющих рефлекторную природу. С самого момента рождения малыш уже личность, индивидуальность, имеющая свои особенности и манеру поведения. Главная задача родителей - обеспечить крохе комфортные условия, дать ему максимум своей любви и нежности.

Важные достижения первого месяца:

  • Замирание при появлении в поле восприятия нового звука или предмета, сосредоточение на речи взрослого.
  • Умение фокусировать, сосредотачивать взгляд на предметах и первые попытки следить за перемещением ярких игрушек.
  • Умение поворачивать головку и отыскивать взглядом источник звука, слуховое сосредоточение.
  • Снижение тонуса мускулатуры (повышенный тонус - гипертонус постепенно проходит).
  • Возникновение голосовых вокализаций в ответ на обращение взрослого.

В первые месяцы зрение у новорождённых переживает такое количество изменений и преобразований, сколько не случается с ним за все годы последующей жизни. Стоит заранее поинтересоваться, как развиваются глазки ребенка, чтобы в дальнейшем знать нормы формирования и уберечь себя от беспочвенных страхов.

В роддоме малыш едва различает световую картинку, поэтому для ребёнка так важно иметь тактильный контакт, чувствовать запах мамы. Спустя некоторое время к грудничку приходит навык фокусирования внимания, и только потом он научится различать предметы и людей.

Чтобы чувствовать себя окруженным любовью и вниманием, малышу недостаточно наблюдать вас рядом, ведь по сути он вас не видит. Поэтому родители не жалеют рук, укачивая и поглаживая кроху, а новые люди рядом могут вызвать слезы — чужие запахи вызывают обеспокоенность у малыша.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Органы зрения у ребёнка начинают формироваться еще на 8-10 неделе беременности, а завершается этот процесс уже после появления на свет. Только в 6-7 лет глазные мышцы будут окончательно развиты и схожи по строению со взрослыми.

Порой, семья обращается к офтальмологу в первые дни жизни ребёнка по причине расфокусировки органов зрения или заметив небольшое косоглазие. Конечно, таких родителей стоит только похвалить за заботу и своевременное реагирование, ведь большинство патологий легче исправить на начальных стадиях, пока малыш растет. Но зачастую такие явления вызваны физиологическим развитием глазных мышц и не являются проблемой. Зрение у новорождённого ребёнка только формируется и переживает становление, в ходе которого органы учатся адаптироваться и фокусироваться.

Зрение малышей в первые дни жизни

Знать как развивается зрение у новорождённого необходимо не только для общего развития. Поэтапное наблюдение поможет выявить отклонение от нормы вовремя, когда исправить проблему со здоровьем можно быстро и незаметно.

В роддоме и первые дни пребывания малыша дома глазки продолжают активно развиваться. Кроме отличия света от темноты, ребёнок учится определять источник свечения. Рефлекторно карапуз закрывается от него ручкой, жмурится и отворачивается. Пока мир для него черно-белый, а предметы различимы на расстоянии не дальше 40 см, и то только в виде очертаний, пятен. Понять, когда появляется четкое, ясное зрение у новорождённых, можно по поведению и реакции ребёнка на окружающие предметы.


Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Уже на третьей неделе жизни маленький человечек начинает видеть предметы и, следовательно, фиксировать на них свое внимание. Зрение младенца уже развито настолько, что вы можете заметить, как определенные предметы или люди привлекают внимание малыша, и он может задержать на них свой взгляд долго.

Зрение у новорождённых в 1 месяц улучшается с каждым днем, поэтому важно окружить малыша правильными игрушками. Уделите внимание кроватке — лучше разместить её по центру, не закрывая одну из сторон для обозрения стеной или мебелью.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Так как цветовое восприятие еще не сформировалось, специалисты рекомендуют проводить “тренировки” с картинками черно-белого цвета, на которых изображены крупные узоры или фигуры. За предметом глазки наблюдают уже активно, двигаясь во все направления — вправо и влево, вверх и вниз. Грудничок задерживает дольше взгляд и различает смену окружающего пространства. Пока картинка остается двухмерной, отображая ширину и высоту.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

Зрение новорождённого только формируется, а этапы его развития заметны явно, но вскоре вы привыкните к ежедневным новым свершениям своего чада. Тем временем, малютка учится различать цвета. Первыми становятся красный и желтый, затем синий и его оттенки, позже всего — зеленый. Этот факт будет полезен в выборе игрушек, но стоит отметить, что перемены произойдут так быстро, что пригодятся все подаренные забавы, любых расцветок.

Полугодовалый ребёнок уже знает какой цвет ему нравится больше, а также определился с идентификацией форм. И если зрение у грудничков в первые дни жизни позволяло им комфортно чувствовать себя в черно-белом пространстве, то теперь внимание малыша привлекают яркие, разноцветные игрушки. Мир уже становится трёхмерным, с глубиной. Расстояние, на котором видит малыш, может равняться 8 метрам.

Физиологически уже у двухлетнего ребёнка устанавливается 50% острота зрения. Он видит предметы и различает их, но еще не так четко и ясно, как взрослый. А стопроцентная острота придет уже к 6 годам.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Для деток, появившихся на свет раньше срока, посещение офтальмологом необходимо в течение 4 недель после рождения. Физиологическая неразвитость глазных органов и слабость сосудов увеличивают риск возникновения аномалий. Но качественное наблюдение и профессиональное вмешательство помогут исправить положение. Знание этапов развития зрительного аппарата во время беременности даёт возможность понять как видит не доношенный малыш в этот период (по неделям):

  • 24 — все структуры зрения полностью сформированы;
  • 32 — отчетливо видит свет, понимает где его источник;
  • 36 — зрение ничем не отличается от способностей доношенного.

Однако ребёнка, рожденного на 34-35 неделе беременности, следует показать офтальмологу в течение первых 4 недель, чтобы своевременно приступить к профилактическим или лечебным мерам.


Проблемы со зрением у новорождённых

Косоглазие

Пока новорождённый учится фокусироваться, а его мышцы продолжают формироваться, косоглазие проявляется не как симптом, а лишь как этап развития. Но само по себе явление, как болезнь, весьма опасно, ведь в таком случае бинокулярное зрение у малыша развивается неравномерно. Бывает врожденным и приобретенным.

Источниками возникновения врожденного косоглазия называют такие факторы, как:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробное инфицирование;
  • задержка в развитии плода;
  • негативное влияние химико-радиационных загрязнений атмосферы;
  • вредные привычки матери;
  • иммунодефицит.

Проблемы со здоровьем, которые становятся причиной приобретенного косоглазия:

  • недоношенность;
  • высокое внутричерепное давление;
  • слабость мышечной ткани;
  • гидроцефалия или водянка головного мозга.


Врождённая миопия

Миопия также известна, как близорукость. Проявляется болезнь из-за дефекта — чрезмерно вытянутого глазного яблока. У здорового человека оно также не в форме идеального шара, но здесь наблюдается отклонение от нормы. Из-за этого увиденная картинка не достигает пункта обработки информации — сетчатки. Ребёнок с миопией пугается своих ручек и ножек, а распознавание родителей проявляется с задержкой. Но на данный момент существует ряд исследований и успешных методик, благодаря которым этот недуг полностью или частично удается искоренить в детстве.

Младенческая дальнозоркость

До 6 месяца все малыши смотрят на мир глазами человека с дальнозоркостью, но если это явление не исчезает со временем, а вблизи ребёнок по-прежнему видит плохо, врач проводит обследование на выявление патологии. Тревожными звоночками в таких случаях считается вялая реакция на приближённые предметы, отсутствие зрительного контакта с родителями, когда младенец на руках, и интереса к своим конечностям — обычно, это первое, что детки начинают изучать.

Слепота

Поэтому при первых симптомах, лучше обратитесь к врачу, если вы:

  • заметили явное помутнение зрачков;
  • наблюдаете беспорядочное движение глаза;
  • ребёнок безразличен к включению или выключению света;
  • не моргает при прикосновении к нижнему веку (это рефлекс);
  • нет реакции на поднесенный близко к лицу раздражитель.

Нистагм или бегающие глазки

В первые 10 дней жизни двигательные мышцы набирают силы и упругость, поэтому родители могут заметить, как глазные яблоки без каких-либо раздражителей извне начинают двигаться в разных направлениях. Пугаться не стоит, это норма для такого периода. Однако позже явление носит аномальный характер и требует профессиональной диагностики с последующей специально подобранной гимнастикой.


Врождённая глаукома

К сожалению, это заболевание в последнее время стало распространенным. Глаукома определяется как повышение давления внутри глазного яблока, которое приводит к нарушению формации и работы органов зрения. Признаки недуга отчетливо распознаваемы:

  • помутнение роговицы;
  • её опухлость;
  • слезотечение на свету;
  • нетипичные реакции зрачков.

Хирургическое вмешательство способно исправить недуг, а срок реабилитации при нормальном течении периода восстановления составит не больше трёх месяцев. После этого ребёнок будет видеть не хуже здоровых сверстников.


Опущение верхнего века

Также недуг известен, как птоз. Болезнь проявляется и внутриутробно, и после рождения. Степень негативного влияния на развитие зрения зависит от того, насколько веко закрывает глаз — когда наполовину и больше, без хирургической корректировки не обойтись. Если не исправить проблему вовремя, развитие органа происходит замедленно, частично и в дальнейшем порождает серьезные неприятности.

Врачебный осмотр

Роддом является местом первого контакта малыша с медицинскими работниками. Здесь новорождённый проходит визуальный осмотр всех органов чувств, в том числе и зрительных.

На протяжении 1-2 месяца жизни ребёнку необходим целенаправленный осмотр врачом-окулистом. Здоровым деткам доктор посоветует гимнастику и развивающие игры, а в случае обнаружения аномалии, направит к профильному коллеге для дальнейшего обследования.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Поэтому лучшей домашней диагностикой будет постоянное наблюдение. Присмотритесь, не заметили ли вы:


Тренировка зрения у грудничков

Учитывая, что первые полгода жизни характеризуются, как самые ответственными в формировании всех органов чувств ребёнка, включая зрительные, крайне важно не упустить этот момент. Приступая к активным занятиям, не забудьте позаботиться о:

  • ровной, относительно твердой поверхности, на которую вы положите малыша (кроватка, столик для пеленания);
  • полноценном освещении, при котором источник света расположен за головой младенца (окно, лампа);
  • черно-белых и цветных карточках с узорами и изображениями животных, растений, предметов.