Профессиональное выгорание и его профилактика. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения. Нравится ли вам ваша работа


Что это такое? Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание плата за сочувствие». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека.



Стадии профессионального выгорания ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое меня».


Стадии профессионального выгорания ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.


Стадии профессионального выгорания ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.


ТРИ УСЛОВИЯ (ФАКТОРА) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 1. Личностный фактор Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.


ТРИ УСЛОВИЯ (ФАКТОРА) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 2. Ролевой фактор Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (X. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Комдо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.


ТРИ УСЛОВИЯ (ФАКТОРА) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 3. Организационный фактор На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.



Как избежать встречи с синдромом профессионального сгорания Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними, Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?



Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием 1. Забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; удовольствие (релаксация, игра); умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: стремление находить смысл во всем как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; стремление бороться со своими негативными убеждениями; создание сообщества. 3. Повышение уровня профессионального мастерства.


«Если говорить о состоявшихся профессионалах, то они не раз переживали кризис выгорания. Зрелый специалист обязан иметь в своей профессиональной биографии такие периоды. Они и есть вестники того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь и работу просятся изменения». В.В. Макаров, Избранные лекции по психотерапии, 1999.



Результаты тестирования Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» II. Фаза «резистенции». Вычленение этой фазы в самостоятельную - весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно, так как человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:


Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако со стороны такое поведение воспринимается как черствость, неучтивость, равнодушие


Симптом «эмоционально- нравственной дезориентации». Этот симптом углубляет неадекватную реакцию в отношениях с членами коллектива. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к партнеру по общению, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы сопереживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волков волковаться»


Симптом «расширения сферы экономии эмоций». На работе человек в такой степени устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно домашние становятся первыми «жертвами» эмоционального выгорания. На службе человек еще держится в соответствии с обязанностями, а дома замыкается. Можно сказать, что личность пресыщена человеческими контактами, переживает симптом «отравления людьми».


Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.




Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это – не исходный дефект эмоциональной сферы, а приобретенная за годы работы с людьми эмоциональная защита.


Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к людям, с которыми человек общается в рамках своей профессиональной деятельности. Они тяготят своими проблемами, потребностями, неприятно их присутствие, сам факт их существования.

Данные, которые были получены в результате исследования, наглядно показывают необходимость индивидуальной и групповой работы коррекционного характера в коллективе. Для этого необходимо практически опробовать конкретные методики, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.

Для профилактики или снижения признаков синдрома профессионального выгорания, социальному работнику важно создавать гармоничную систему отношений как социальную ситуацию развития, вполне адекватную задачам каждого этапа развития, тем самым обеспечивая сохранение психического здоровья всех участников производственного процесса.

Также существенно снижают риск выгорания такие показатели как социальная и профессиональная поддержка, надежные друзья и понимание со стороны членов семьи. Вообще, снижение риска выгорания может быть достигнуто с помощью различных видов социальной поддержки.

Разработка профилактических стратегий помощи «выгорающим» сотрудникам является значимым и перспективным направлением, позволяющим сохранить кадровый потенциал организации.

К основным личностным характеристикам, которые препятствуют возникновению выгорания, относятся:

· высокая активность;

· умение поддерживать свое поведение в русле, уменьшающем влияние стресса в т.ч. способность отстоять свои интересы и в случае необходимости попросить о помощи (копинг);

· наличие оптимизма и чувства юмора;

· позитивное мышление;

· осознанность (стремление рефлексировать происходящие с человеком события, собственное поведение и стиль мышления);

· гибкое мышление и способность у творчеству;

· любовь к себе и адекватно высокая самооценка.

Профилактика выгорания, существующая в настоящее время, состоит из трех основных направлений работы, это:

Организация деятельности.

Процент роста «сгорания» среди работников может быть значительно снижен, если со стороны администрации будут приняты меры, обеспечивающие возможности для профессионального роста, налаживания дружеской атмосферы в коллективе, повышения личной и групповой мотивации сотрудников. Четкое распределение обязанностей и продуманные должностные инструкции, также положительным образом влияют на организацию труда. В этой связи необходимо заметить, что организация здорового климата во взаимоотношениях сотрудников организации не просто важный, а необходимый шаг, который должен быть предпринят в обязательном порядке.

Также в образовательные программы следует внести базовые техники тайм менеджмента, ознакомить сотрудников с методиками, повышающими личную уверенность, донести базовую информацию о способах и техниках релаксации и снятия напряжения.

В плане профилактики выгорания большое значение имеет организация рабочего места и времени. В этой области необходимо рассмотреть вопросы создания благоприятных условий во время рабочего дня, в т. ч. таких как уровень обеспеченности различными справочными материалами, пособиями и изданиями периодической печати, необходимыми для работы, укомплектованность библиотеки, техническая оснащенность. Помещение, в котором происходит осуществление рабочей деятельности также должно соответствовать определенным правилам, которые способны положительно повлиять на эффективность труда. К числу этих правил относятся нормы санитарно-гигиенических требований, предъявляемые к освещенности помещений, температуре, меблировки помещения и т.п. Также большое значение имеет наличие комфортной обстановки необходимой для полноценного перерыва и релаксации.

Улучшение психологического климата в коллективе.

Еще одним направлением профилактики синдрома «выгорания» является создание комфортной с психологической точки зрения обстановки в профессиональной группе. Последнее подразумевает формирование сплоченного коллектива, состоящего из людей, способных функционировать как единый целый организм и оказывать друг другу необходимую помощь и поддержку. Существенным фактором, нарушающим здоровую психологическую атмосферу в коллективе служит низкая материальная обеспеченность, в связи с которой у человека отсутствует возможность участия в различного рода культурных и развлекательных мероприятиях. Поездки на свежий воздух и природу, посещение театра и кино также требует временных и финансовых затрат, которые у большинства социальных работников существенно ниже необходимой нормы. Однако решение данного вопроса существует, и его нужно искать в расширении духовной сферы человека (кругозора, эстетических потребностей), последние приводит к большей терпимости и взаимопониманию. В этом аспекте значимую роль играет организация командообразующих тренингов.

Кроме этого нужно принимать во внимание, что деятельность социального работника по большой части основана на его личном энтузиазме. Именно в связи с этим, немалую роль играет возможность самостоятельно принимать решения. Именно поэтому основной акцент в системе межличностных коммуникаций необходимо сместить с внешнего контроля на личную совесть каждого человека.

Известный петербургский психотерапевт А. В. Гнездилов, рассуждая на тему профессионального выгорания, писал: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций». См.: Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. - 162 с.

Работа с индивидуальными особенностями.

Психологическая работа с социальными работниками должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление заключается в развитии креативного мышления у специалистов социальной сферы, так как один из симптомов выгорания это инертность мышления и неспособность гибко реагировать на происходящие изменения. Креативность, включающая в себя такие качества как развитие воображение, наличие чувства юмора, быстроту и оригинальность образа мыслей представляет собой мощный фактор развития личности, показывая ее способность изменяться и отказываться от сформировавшихся стереотипов и убеждений.

Второе направление заключается в нивелировании отрицательных личностных и профессиональных факторов, которые способствуют возникновению профессионального выгорания. Говоря о данном аспекте, следует заметить, что тут необходимо проведение комплексной работы направленной на развитие у сотрудников умения дипломатично разрешать сложные ситуации конфликтного характера и приходить к компромиссному и взаимовыгодному решению. Также важную роль играет способность грамотного целепологания и гибкость в процессе достижения цели. Последнее качество предполагает продуктивный пересмотр системы ценностей и личностных мотивов, в случае, если они способны оказать негативное влияние на профессиональный и личностный рост.

Для достижения этой цели хорошо использовать тренинги, например, тренинги повышения личной уверенности, раскрытия личности, выработки навыка принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. См.: Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.

Процесс саморегуляции может происходить как произвольно, т.е. с участием сознательной части «Я», так и непроизвольно, когда речь идет о функционировании естественных природных механизмов. Произвольную саморегуляцию называют еще психической, которая достигается за счет естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции. Таким образом, можно говорить о целенаправленном изменении, как отдельных психофизиологических функций, так и психоэмоционального состояния в целом.

Большинство людей, когда они устали прибегает к таким естественным способам саморегуляции как продолжительный сон, прогулки на свежем воздухе, занятие спортом, посещение развлекательных мероприятий совершенно бессознательно. Однако указанные средства абсолютно неприменимы в рабочей среде, в ситуации, когда усталость и напряжение уже накопились. Но, тем не менее, можно сказать, что все-таки существуют техники, которые возможно применить в процессе работы. Некоторыми из этих приемов социальные работники пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. В связи с этим важно:

· понять, какими естественными механизмами снятия напряжения, разрядки и повышения жизненного тонуса работник уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они положительно влияют на его работу;

· осознать их;

· перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;

· освоить приемы психической саморегуляции и самовоздействия.

Профессиональное выгорание – самый страшный бич работников любой должности. С учетом современной рыночной ситуации, финансовой нестабильности, постоянно растущей конкуренции на наемный персонал с каждым днем обрушивается все больше эмоциональных стрессов и возрастающих требований. В какой-то момент человек может перестать справляться с этой ношей. С любой надоевшей работы можно уйти, но от самого себя уйти не удастся.

Рассмотрим особенности синдрома профессионального (эмоционального) выгорания (СЭВ) и его основные причины. Для некоторых категорий сотрудников он особенно характерен. Проанализируем, как можно избежать этого неприятного и психологически небезопасного состояния.

Что значит «перегореть»

Синдром эмоционального, или профессионального, выгорания – это психологическая проблема, которая заключается в постепенно нарастающем истощении энергии человека и равнодушии к исполнению профессиональных обязанностей. Если сказать простыми словами, человеку совершенно не хочется работать, и обычные мотивационные факторы перестают его стимулировать.

Как правило, состояние выгорания начинается с почти незаметных «звоночков», нарастает постепенно, а когда ударяет в полную силу, его довольно трудно исправить, а ущерб от снижения эффективности конкретного работника может быть выражен в виде значительной «упущенной прибыли».

СПРАВКА! Термин «синдром эмоционального выгорания» («СЭВ») ввел в 1974 году американский психолог Фрейденбергер. На сегодня это состояние является признанным медицинским диагнозом.

Признаки выгорания

На любой работе сотрудник сталкивается с постоянными стрессами. Если он реагирует на них адекватно и даже учится, повышая эффективность, это позитивная реакция. Но если стрессов слишком много, они являются непосильными для человека либо усугубляются личностными факторами, возможно постепенное развитие неблагоприятной реакции на них. Для «перегоревшего» сотрудника характерны:

  • повышенная раздражительность или, наоборот, приглушенность реакций;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности в момент начала работы или переключения видов деятельности;
  • появление отрицательного отношения к коллегам и/или клиентам;
  • снижение самооценки;
  • часто без причины плохое настроение, пессимизм, признаки депрессии;
  • ухудшение показателей здоровья (мигрени, колебания давления, проблемы с сердцем и сосудами невралгии, плохой сон и пр.).

Стадии синдрома эмоционального выгорания

Выделяют три усугубляющиеся ступени эмоционального выгорания.

  1. Эмоциональный «лифт». Сфера чувств, испытываемых по отношению к работе, претерпевает постепенные изменения:
    • острота переживаний сглаживается, стирается ощущение новизны, радости, возникает и растет внутреннее чувство пустоты при внешней «нормальности» ситуации;
    • испытывается все меньше положительных эмоций, не только на работе, но и в семье;
    • нарастает внутренняя неудовлетворенность, хочется, чтобы все оставили в покое.
  2. Одиночество среди людей. Внутреннее состояние начинает прорываться в профессиональную деятельность:
    • сотрудник может допустить необъяснимые ошибки в заданиях, с которыми ранее легко справлялся;
    • сотрудник начинает испытывать непонятную ему самому антипатию к людям, с которыми ему приходится общаться по работе;
    • при общении с клиентами и коллегами проскакивает напряжение, иногда прорывающееся вспышками раздражительности.
  3. Болезнь души и тела. Когда проблема достигает этой стадии, это проявляется уже не только во внутренних ощущениях и поведении, но и в соматическом здоровье:
    • эмоции притупляются, значимые вещи обесцениваются, человек становится равнодушным даже к моментам собственной жизни;
    • отсутствие «блеска в глазах» даже при сохраняемой внешней респектабельности;
    • начинаются недомогания на физическом уровне (психосоматические расстройства).

Сотрудники, наиболее подверженные синдрому выгорания

Профессии различны, уровень стрессов на разных работах тоже отличается. Есть профессии, где профессиональное выгорание, к сожалению, чаще всего лишь вопрос времени и конкретной стрессоустойчивости отдельной личности.

В зону наибольшего риска попадают профессии, где требуется тесное взаимодействие с другими людьми, особенно когда приходится помогать людям в сложных, проблемных, эмоционально тяжелых ситуациях:

  • врачи;
  • учителя;
  • психологи;
  • социальные работники;
  • работники МЧС и др.

ВНИМАНИЕ! На самом деле СЭВ может произойти с человеком на любой должности. Все зависит от уровня стресса, который «по плечу» тому или иному психотипу. Больше подвержены выгоранию эмоциональные, динамичные, энергичные работники, нежели педантичные и основательные. А сильнее всех рискуют перфекционисты.

Причины возникновения СЭВ

Основная причина – ставший неподъемным уровень стресса– может быть приведена в действие различными факторами. Среди них – явные, лежащие на поверхности, и скрытые, но тем не менее активно действующие.

Явные причины профессионального выгорания:

  • монотонный однообразный труд;
  • постоянные дедлайны;
  • работа в тесном контакте с людьми;
  • перманентное повышение умственной нагрузки;
  • подавление рабочих инициатив;
  • отсутствие перспектив в плане роста и самовыражения;
  • тяжелая обстановка в рабочем коллективе и взаимодействии с начальством.

Опосредованные факторы эмоционального выгорания:

  • недостатки планирования времени и самоорганизации;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • мотивационные проблемы (отсутствие целей);
  • «синдром отличника» (желание сделать все идеально, в результате перенапряжение и разочарование);
  • труд в психологически «неэкологичном» режиме (мошенничество, обманы коллег, клиентов и близких, необходимость что-либо скрывать или производить различные махинации);
  • работа вразрез с жизненным призванием.

К СВЕДЕНИЮ! Все причины, вызывающие у сотрудника на любой должности синдром профессионального выгорания, можно свести к одному из двух факторов: эмоциональное истощение или профессиональный «потолок».

10 советов, как не допустить эмоционального выгорания на работе

Как любое серьезное расстройство, СЭВ гораздо легче предупредить, чем потом исправить. Универальных способов профилактики, как и борьбы, нет, поскольку проблема слишком завязана на личностных особенностях. Можно предложить ряд действенных мер, среди которых нужно подобрать наиболее эффективные:

  1. На работе «сдавайте себя в аренду» – не живите трудом, принимая все, связанное с работой, близко к сердцу, оставляйте место и для других эмоций.
  2. Распределяйте рабочую нагрузку равномерно, правильно чередуйте время труда и отдыха.
  3. Старайтесь периодически менять виды деятельности: лучший отдых – перемена действий.
  4. Отдайте себе отчет, что лучшим в мире быть невозможно, оставьте себе право на ошибки.
  5. Пересмотрите свои профессиональные и личностные цели, если их нет – поставьте их.
  6. Научитесь делегировать ответственность, а не взваливать все на себя.
  7. Позаботьтесь о позитивном образе собственного «Я».
  8. Не будьте равнодушными к своему здоровью: обеспечьте здоровое питание, физическую активность, адекватный сон.
  9. Общайтесь с приятными, позитивными людьми, с успешными коллегами, проводите достаточно времени с семьей.
  10. Возьмите ответственность за свое состояние и сопротивление стрессу на себя: выработайте собственные методы расслабления, эмоциональной подзарядки, психологической защиты.

Работа допущена к защите на ГЭК

зам. директора по учебной работе ДБМК

Е.Н. Тарасенко

Приказ №___ «__» _____________ 20_ г.

Донецк 20___

Введение (с 3-4)

Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания (с.5-12)

1.1 Понятие профессионального выгорания (с.5-7)

1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания (с.7-11)

Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников (с.12-17)

2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания (с.12-17)

Глава 3. Организация мероприятий по профилактике синдрома

профессионального выгорания медицинского работника (с.18-24)

3.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания (с.18-21)

3.2 Методы саморегуляции (с.21-24)

Заключение (с.25-26)

Литература (с.27-28)

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования :

На современном этапе развития общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

Одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «профессиональное выгорание» среди специалистов различных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них, ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса, впервые сформулированной в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье, профессиональное выгорание - это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Врачи и средний медицинский персонал - люди, в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению профессионального выгорания у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

Однако самоотверженность медиков, их самоотдача, «сгорание» вовсе не означает полного опустошения, бессилия, забвения себя, эмоциональной усталости, приводящих к профессиональному выгоранию. У медицинских работников, попавших под действие синдрома профессионального выгорания, ярко выражаются его симптомы. Они теряют психическую энергию, быстро утомляются. Проявляются психосоматические проблемы, такие как колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной системы, бессонница, раздражительность и т. д. В результате появляется негативное отношение к пациентам, снижение мотивации к работе, агрессивность и повышенная конфликтность при общении с коллегами.

Данная проблема актуальна в настоящее время и требует детального изучения особенностей проявления выгорания, уточнения симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональной деятельности медиков, своевременного выявления, разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.

Цель дипломной работы :

Исследование феномена профессионального выгорания, а также профилактики и коррекции данного синдрома у медицинских работников, поскольку наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на деятельности медицинского учреждения в целом.

Задачи работы :

Дать определение понятия синдрома профессионального выгорания;

Исследовать причины, факторы, симптомы профессионального выгорания;

Изучить особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;

Проанализировать влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания;

Охарактеризовать мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника.

Объектом исследования является :

Синдром профессионального выгорания как особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов. Предметом исследования - профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.

Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания

1.1 Понятие профессионального выгорания

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.

Со времени появления понятия выгорания исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данный феномен нельзя было детально описать эмпирически.

На проблему психического выгорания обратили внимание американские специалисты в связи с созданием социальных служб. Люди, работающие в области психологической и социальной помощи, по долгу службы обязанные проявлять сочувствие и эмпатию, длительное время контактируют с посетителями. Обязанность работников этих служб - оказание психологической поддержки: они должны выслушать и поддержать людей, обратившихся за помощью. Однако, несмотря на специальную подготовку и подбор персонала для социальных служб по определенным критериям, необходимым в этом виде деятельности, руководители служб через некоторое время нередко сталкивались с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на невнимание, равнодушие, черствость, а иногда и грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который и получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений. Тем самым, из «платы за сочувствие» синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения.

Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом . Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. Однако термин широко вошел в научную литературу и психотерапевтическую практику после многочисленных публикаций К. Маслач (Маслах) . В 1982 г. вышла ее книга «Выгорание - плата за сочувствие», в которой она представила результаты своих обширных исследований этого печального явления. Ее новый взгляд на проблемы стресса сразу был принят множеством ученых и психологов-практиков во всех странах.

Позднее К. Кондо [С. Condo, 1991] определяет burnout как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Т. В. Форманюк (1994) считает синдром эмоционального выгорания «специфическим видом профессионального заболевания лиц, работающих с людьми».Р. Кочюнас (1999) дает определение синдрому сгорания как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки». По В. В. Бойко (1999), эмоциональное выгорание - «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия». Л.А. Китаев-Смык (2007) указывает, что «выгорание эмоций лишь один компонент синдрома выгорания, главным результатом которого является не ухудшение работоспособности, а деформация личности профессионала» и дополняет терминологию выражениями: «выгорание личности», «выгорание души».

Что же такое «выгорание» души? К ответу на этот вопрос приближает суждение выдающегося мыслителя второй половины XX в.В. И. Володковича: «Человек живет в мире иллюзий и не может без них. Они в основе веры, надежды, любви. Выгорая душой, человек лишается иллюзий наличия веры, надежды, любви. Сначала тает вера, и человек наполняется чувством своей безотчетной несчастности. Потом улетает надежда. У человека возникает наплевательское отношение ко всему. Последней покидает человека любовь, а вместе с нею он теряет смысл жизни. Только перебравшись в новый жизненный ареал, кардинально отличающийся от прежнего, выгоревший человек может быть спасен новыми иллюзиями»

1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания

В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий. Все это работники «коммуникативных» профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Как пишет К. Маслач: «Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время».

Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

Т.И. Ронгинская справедливо отмечает, что в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания - может быть положена метафора: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

Таким образом, к профессиональным факторам риска выгорания относятся :

Эмоционально-насыщенное деловое общение;

Высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;

Высокая ответственность за дело и за других людей;

Необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;

Высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности.

Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы :

Нереализованные жизненные и профессиональные ожидания;

Неудовлетворенность самоактуализацией;

Неудовлетворенность достигнутыми результатами;

Разочарование в других людях или в избранном деле;

Обесценивание или потеря смысла своих усилий;

Переживание одиночества;

Ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни.

Что касается взаимоотношений между полом и выгоранием, то здесь существуют противоположные точки зрения на то, кто более подвержен процессу выгорания - мужчины или женщины. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Схема 1. Выраженность синдрома выгорания у обследованных врачей в зависимости от пола

Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.

Содержание труда включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые другие). При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Немаловажное внимание уделяется взаимосвязи выгорания и мотивации. Так, исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.

С синдромом профессионального выгорания тесно связана личностная выносливость - качество, которое может влиять на предрасположенность человека к стрессам. Зарубежными психологами она определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Психологи различают 3 стадии синдрома выгорания .

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Таким образом, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

Схема 2. Распространенность и выраженность синдрома «эмоционального выгорания»

Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников

2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами.

Медицинский работник облечен доверием общества, поэтому внимание и гуманизм медицинского работника, его уважение к больному не должны определяться наигранной обходительностью и приторной слащавостью его слов, хорошими, но фальшивыми манерами. Он должен обладать чувством долга, ответственностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т. д.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т. п.

В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.

Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности.

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся :

Большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

· повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

· ответственность за жизнь и здоровье других людей;

· производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

В результате налюдений конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что среди причин, вызывающих выгорание медиков, можно выделить общие и специфичные .

К общим причинам относятся :

· интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;

· работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;

· особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести :

· проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень зп, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования для качественного и успешного выполнения своей работы);

· невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;

· более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;

· воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;

· тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью.

Схема 3. Составляющие элементы синдрома профессионального выгорания

Рассмотрим подробнее особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики профессионалов, работающих в бригадах скорой помощи.

«Выгоревшие» работники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое количество вызовов, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности (нестабильный график работы). У медицинских работников скорой помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают «на износ» - ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с психологически трудным контингентом (тяжелые и умирающие больные). Иногда возникают конфликтные случаи в системе «руководитель-подчиненный», чаще в системе «коллега-коллега», когда работающие в бригаде врач и фельдшер - люди с совершенно разными взглядами и позициями на определенные вещи.

Все перечисленное выше относится к внешним факторам (особенности профессиональной деятельности), вызывающим синдром «эмоционального выгорания».

К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов) можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.

Около 20% молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меняют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5−7 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск способов их восстановления и сбережения. Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.

К основным симптомам «эмоционального выгорания» медицинских работников скорой помощи можно отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам) :

· усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

· психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

· бессонницу;

· негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

· отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

· стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,

· ригидность мыслительных операций;

· агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

· функциональное, негативное отношение к себе;

· тревожные состояния;

· пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий.

Одно из первых мест по риску возникновения выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.

По роду своей деятельности медсестры обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т. д.

Формированию синдрома профессионального выгорания подвержены различные категории медицинских работников. Высок риск заболевания среди профессионалов, работающих в области психиатрии и психотерапии. Так, психиатры чаще, чем другие врачи, сообщают о заболевании синдромом выгорания на работе, депрессией или другими психическими расстройствами. Заметно, что обусловленным стрессами нарушениям здоровья подвержены, прежде всего, начинающие специалисты. У 76 % младших ординаторов обнаруживаются симптомы профессионального выгорания, такие как эмоциональное изнеможение или демотивация. Дело в том, что они часто имеют идеализированные представления о своей профессии и поэтому начало трудовой деятельности нередко связано для них с разочарованиями.

Сотрудники "тяжелых" отделений, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. В результате постепенно формирующегося синдрома выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.

Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например, Г.Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно-образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приёмов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определённым правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из её членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

  • - определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека - состояние успеха);
  • - использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • - овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
  • - профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
  • - эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • - поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
  • - умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • - возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.