Причины нарушений интеллекта. Нарушения интеллектуального развития Потеря умственных способностей

Интеллект - это способность воспринимать информацию в единицу времени.

Высшие психические функции (когнитивные) : речь, мышление, предметное восприятие (гнозис) и целенаправленные действия с предметами (праксис).

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110.


Когнитивные расстройства

Наиболее значимые в клинической практике когнитивные расстройства: афазия, аграфия, алексия, акалькулия, апраксия, агнозия.

Афазия - нарушение речи с полной или частично утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться речью для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга без расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Аграфия - приобретенное нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки.

Алексия - приобретенное расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно сочетается с афазией, редко наблюдается изолированно.

Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария.

Апраксия - нарушение целенаправленных действий и двигательных навыков при сохранности составляющих их элементарных движений.

Агнозия - отсутствие узнавания и понимания раздражения, поступающего как из окружающего мира, так и из собственного организма, при условии сохранения чувствительности и сознания. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную агнозию и аутотопагнозию. Как правило, при нарушении гнозиса определенной модальности включение других сенсорных каналов позволяет распознать объект.

Когнитивные расстройства встречаются при умственной отсталости , .


Виды нарушения интеллекта

Различают деменцию (слабоумие) и олигофрению (малоумие).

Олигофрения (умственная отсталость) — это патологических состояния, характеризующееся наличием врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Деменция (слабоумие) - утрата ранее приобретенных интеллектуальных способностей.
О деменции можно говорить, когда есть нарушение памяти и, по крайней мере, еще одной из когнитивных функций: восприятие (гнозис), внимание, счет, речь, мышление.
Деменция встречается при органических поражениях головного мозга , шизофрении , эпилепсии .

Органическое слабоумие - может быть диффузным, тотальным, или парциальным, лакунарным.
Тотальное слабоумие - стойкое снижение всех интеллектуальных функций, слабость суждений, отсутствие критики к своему состоянию.
Частичное слабоумие - характеризуется выраженными нарушениями памяти. Остальные интеллектуальные функции страдают вторично.
Шизофреническое слабоумие - апатическое или атактическое - характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время, как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться.
Эпилептическое слабоумие - значительное снижение памяти и изменение мышления, когда человек не различает главное и второстепенное.

Снижение интеллекта: может ли диета понижать интеллект

Одним из первых, кто указал, что питание воздействует на здоровье человека, был Гиппократ. Это было 24 столетия назад. Какой точки зрения придерживаются ученые современности и, в частности, в вопросе влияния пищи на силу интеллекта .

Научные работы о снижении ментальных функций

Эксперименты проводили на крысах ученые из университета Лос-Анджелеса (США). 6 недель животных держали на диете с повышенным содержанием фруктозы. Их кормили кукурузным маслом, обогащенным фруктовым сахаром. Это резко снизило их способность усваивать и вспоминать информацию. Они с трудом находили единственный выход из лабиринта.

Эксперимент наглядно показал, что широко распространенные ингредиенты оказывают влияние на интеллект.

Фруктоза используется, как заменитель сахара. Её применяют в качестве подсластителя и ароматизатора в изготовленных промышленным способом напитках и продуктах питания.

Рост промышленного использования фруктозы за последние годы значительно увеличился. Так в той же Америке потребляется более 45 кг сахара в год на одного человека (в перерасчете в рафинированном эквиваленте). Более половины этой цифры приходится на фруктозу. Другие страны по этому показателю отстают от Америки незначительно.

Если сравнивать фруктозу с глюкозой, то потребление фруктового сахара не вызывает гормонального отклика на еду. Фруктоза подавляет действие инсулина и веществ, вырабатываемых мозгом человека, которые снабжают нас сигналом о том, что организм насытился. Так как инсулин оказывает влияние на мозг путем регуляции глюкозы, которая является питанием для мозговых клеток, то возникает проблема. Большое количество инсулиновых рецепторов находится в определенных участках мозга, в том числе и в тех, которые регулируют потребление пищи и мыслительные процессы.

фруктоза и снижение интеллекта

Если просмотреть научные журналы, то о проблемах с фруктозой, нам расскажет не только эксперимент, проведенный в университете Лос — Анджелеса. В конце 2011 года ученые из университета в Бостоне (США) опубликовали данные по исследованию о связи памяти и интеллектуальных способностей человека с уровнем потребления сахара. В исследовании принимали участие лица старше 45 лет, не страдающие диабетом. В марте и апреле 2012 года другое исследование так же выявило связь инсулинорезистентности с сильным снижением интеллектуальных функций и уменьшением объема головного мозга у людей престарелого возраста, не болеющих диабетом.

Профилактика возрастного снижения интеллекта

Практически все данные получены в отношении людей престарелого возраста. Каким может быть эффект у лиц молодого возраста. Этот вопрос пока ещё не имеет точного ответа. Вряд ли высокий уровень потребления фруктозы, способен оказать негативное влияние на когнитивные функции за короткий промежуток времени. 6 недельный эксперимент, проведенный на крысах, можно приравнять к нескольким годам жизни человека.

Фруктоза, к сожалению не единственный продукт, который способен вызвать в конце жизни. Есть исследования и в отношении насыщенных жиров, например, мясных животных жиров, некоторых жиров, используемых для приготовления пищи.

Тем не менее, ученые из Лос-Анджелеса благодаря своему исследованию выявили, что придерживаясь более здорового питания с повышенным содержанием омега-3 жирных кислот, крысы смогли уменьшить разрушительное влияние фруктозы на свой мозг.

Многие научные работы говорят о том, что придерживаясь питания, свойственного нашим эволюционным предкам — , например, среди таких диет можно назвать средиземноморскую.

Эта диета порадует нас высоким содержанием овощей, фруктов, бобовых и даст возможность защитить свой мозг от возрастного снижения мыслительных способностей.

Сохраните свой ум до старости. Помните, ещё Гиппократ говорил, что пища должна являться лекарством для человека.

Причины нарушений интеллекта различны. По этиологическому признаку выделяют три основные группы умственной отсталости:

I группа умственной отсталости обусловлена эндогенными (генетическими) факторами , связанными с наследственной патологией, либо уже имеющейся в семье, либо впервые возникшей у данного индивида. По современным данным, генетические причины обуславливают не менее половины случае умственной отсталости.

1.1.Нарушения интеллекта, связанные с различными видами хромосомных нарушений: изменения количественного набора хромосом в клетке, мозаичные формы (изменения числа хромосом лишь в части клеток); нарушения структуры хромосом – утрата части хромосомы, присоединение части одной хромосомы к другой, различные изменения формы хромосом. Причины хромосомных аномалий различны и полностью не выявлены. В части случаев речь идет о неполноценности генеративных клеток родителей (наличие неправильного набора хромосом, их «старение» с возрастом, повреждение химическими веществами, хроническим заболеванием, радиацией).

Наиболее распространенными хромосомными нарушениями, вызывающими умственную отсталость (олигофрению), являются болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика» («кри дю ша»), синдромы Шерешевского-Тернера (у девочек) и Кляйнфельтера (у мальчиков).

1.2.Умственная отсталость, связанная с нарушениями обмена веществ вследствие неполноценности различных ферментов. В настоящее время выделено большое количество генетически обусловленных нарушений обмена, сопровождающихся слабоумием: фенилкетонурия, гистиденемия, прогерия, фруктозурия и др. При этих заболевания врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов, поражающих мозг детей. С такими нарушениями связано возникновение ряда тяжелых форм слабоумия.

II группа нарушений интеллекта обусловлена экзогенными факторами , т.е. недоразвитие нервной системы вызвано воздействиями извне.

2.1.Умственная отсталость (олигофрения), обусловленная внутриутробным поражением различными инфекциями: хроническими (токсоплазмоз и др.), острыми (заболевания матери в период беременности краснухой, паротитом, гриппом и др.).

2.2.Патогенное значение имеет хроническая интоксикация организма матери алкоголем, химическими, в том числе лекарственными веществами (в настоящее время известно свыше 100 лекарственных средств, проникающих через плацентарный барьер).

2.3.Радиактивное и рентгеновское облучение может оказать патогенное влияние как на плод, так и на половые клетки родителей.

2.4.Эндокринные заболевания матери, токсикозы, нарушения витаминного баланса; хроническая недостаточность сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек у матери; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповым антигенам групп крови (системы АВО).

2.5.Длительная гипоксия плода – хронический недостаток кислорода.

2.6.Патологии родов: инфекции (листериоз), родовая травма, асфиксия.

2.7.Постнатальное поражение ЦНС инфекциями, интоксикациями и травмами.

III группа смешанные по этиологии формы умственной отсталости: микроцефалия, ряд форм гидроцефалии.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Из специальной научной и справочной литературы выпишите определения понятия «умственная отсталость», сделайте сопоставительный анализ дефиниций с точки зрения выделения авторами ведущих признаков этого нарушения.

2. Нарушения каких психических процессов у умственно отсталых детей рассматриваются как первичный дефект?

3. Охарактеризуйте понятия «олигофрения» и «деменция». Какой принцип положен в основу их разграничения?

4. Назовите причины возникновения умственной отсталости.

Литература:

1. Безрукова, Е.З . Введение в изучение психологии умственно отсталого ребенка. – Свердловск, 1975.

2. Исаев, Д.Н . Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.,2003. – Гл.2,6.

3. Ляпидевский, С.С., Шостак, Б.И . Клиника олигофрении. – М.,1973.

4. Отбор детей во вспомогательную школу/Сост. Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М.,1983. – Гл.1.

5. Певзнер, М.С., Лубовский, В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М.,1963.

6. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.,2002. –С.5 – 17.

7. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986.

8. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В.Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 144 с.

9. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003.

Сегодня речь пойдет:

Деменцией называют медленное, но планомерное угасание умственных способностей человека. Процесс этот сопровождают снижение познавательных возможностей, ухудшение памяти и концентрации. Почему так происходит и что можно сделать в этом случае, обсудим в статье.

Деменция становится причиной трансформации личности человека. Как правило, такие изменения происходят с возрастом, в основном у людей старше 60 лет. Заболевание прогрессирует по мере снижения кратковременной памяти и способностей к обучению на фоне старения. Однако не всегда забывчивость пожилого человека является симптомом болезни. Если здоровый человек преклонного возраста может упустить из памяти некоторые детали какого-либо недавнего события, то больной деменцией забудет напрочь о самом событии.

Иногда деменция развивается стремительно, когда из-за травмы, тяжелой болезни или серьезной интоксикации организма гибнут клетки головного мозга.

Формы заболевания


Существует две основные разновидности болезни
  1. Сосудистая деменция
Причиной патологии является деградация тканей головного мозга, вследствие чего мозговое кровообращение становится неполноценным. Такое развитие «событий» характерно для ряда заболеваний: артериальной гипертензии, атеросклероза, ишемии сосудов головного мозга. Кроме того, в зону риска попадают люди, перенесшие инфаркт миокарда, страдающие сахарным диабетом, гиперлипидемией и патологиями сердечно-сосудистой системы.

Внезапное уменьшение интенсивности кровообращения в головном мозге считают главным признаком развития деменции сосудистого типа. Чаще всего заболевание появляется в анамнезе людей преклонного возраста (от 60 до 75 лет). Мужчины страдают деменцией в 1,5 - 2 раза чаще, чем женщины.

  1. Старческая деменция (сенильное слабоумие)
Эта разновидность деменции также начинает развиваться в зрелом возрасте. Нарастающее слабоумие выражено ухудшением памяти, напоминающим прогрессирующую амнезию. Прогрессирующая старческая деменция заканчивается распадом психической деятельности. Эта болезнь встречается у пожилых людей гораздо чаще остальных психических расстройств, причем женщины подвержены старческой деменции более, чем мужчины. Пик заболеваемости отметили в период между 65 – 76 годами.

Причины заболевания


Толчком к развитию деменции становится любое заболевание, в результате которого гибнут клетки головного мозга. Как правило, слабоумие прогрессирует на фоне болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и болезни Пика, которые приводят к тяжелому органическому поражению центральной нервной системы.

В остальных случаях деменция становится последствием основного заболевания, при котором поражение коры головного мозга вторично. Это различные болезни инфекционной природы (менингит, вирусный энцефалит), патологии сердечно-сосудистой системы (гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга), травмы головы или серьезное отравление на почве алкоголизма.

Спровоцировать развитие деменции могут такие заболевания, как осложненные печеночная и почечная недостаточность, рассеянный склероз, системная красная волчанка, СПИД, нейросифилис.

Клиническая картина заболевания


Самым характерным и наиболее выраженным признаком деменции считают потерю желания, а затем и способности узнавать что-то новое – болезнь полностью атрофирует познавательную функцию головного мозга.

Распознать патологию на раннем этапе развития очень сложно, поэтому подозрения на деменцию появляются только после резкого ухудшения состояния больного. Обострение наступает, как правило, после смены привычной для человека обстановки или в процессе лечения какой-либо соматической болезни.

Неизгладимый отпечаток накладывает деменция на кратковременную и долговременную память человека. При начальной стадии заболевания пациент не может вспомнить подробности недавних событий, забывает, что происходило с ним в течение дня, испытывает трудности с запоминанием телефонных номеров. По мере развития деменции новая информация практически не задерживается в памяти больного, он помнит только хорошо заученную информацию. При прогрессирующей болезни человек не помнит, как зовут его близких, кем он работает, и прочие подробности личной жизни. Нередко страдающие деменцией забывают и собственное имя.

Первыми «звоночками» деменции является нарушение ориентации во времени и пространстве. Больной может запросто потеряться на улице, где стоит его дом.

Личностное расстройство проявляется постепенно. По мере развития деменции обостряются до предела индивидуальные черты характера пациента. Жизнерадостный сангвиник становится чрезмерно суетливым и раздражительным, педантичный и бережливый превращается в скрягу. Страдающий деменцией человек очень эгоистичен и холоден по отношению к своим близким, легко идет на конфликт. Нередко больной человек пускается во все тяжкие: начинает бродяжничать или складировать в своем жилище всякий хлам. По мере усугубления психического расстройства неряшливость и нечистоплотность проявляются в облике страдающего деменцией все больше.

Расстройства мышления при деменции очень тяжелые: исчезает способность адекватно и логически мыслить, атрофируется абстрагирование и обобщение. Речевые навыки постепенно угасают, словарный запас становится очень примитивным, а в тяжелых случаях больной совсем прекращает разговаривать.

На почве деменции начинается бред, больной одержим примитивными и нелепыми идеями. Например, больная женщина может постоянно искать кошку, которой у нее никогда не было. Представители мужского пола часто подвержены бреду ревности.

Эмоциональное состояние больного нестабильно. Преобладает депрессия, плаксивость, агрессивность, тревожность. В некоторых случаях больные чересчур веселы и беззаботны.

Диагностика психического расстройства


Помимо общих лабораторных анализов особое значение придают общению врача с пациентом и его близкими. Забывчивость – главный признак деменции. Специалист предложит больному пройти тест, и на основании суммированных балов сможет оценить общее состояние человека. Тесты, как правило, содержат несложные арифметические задачки, задания на проверку ассоциативного и логического мышления.

В некоторых случаях для подтверждения диагноза прибегают к магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Чтобы появилась полная картина состояния больного, врач учитывает его возраст, историю его семьи, условия его жизни, наличие других серьезных заболеваний, которые могут повлиять на развитие деменции.

Лечение болезни


Деменция не лечится. В 15% случаев, когда заболевание возникло на почве сильного депрессивного расстройства (псевдодеменция), состояние больного поддается коррекции и считается обратимым. В остальных же случаях болезнь неумолимо разрушает психику человека.

Все терапевтические методы лечения сводятся к замедлению развития деменции. Если расстройство появилось на почве болезни Альцгеймера, используют лекарственное средство Донепезил, которое в некоторой степени приостанавливает течение болезни. Деменция, вызванная повторным микроинсультом, лечению не поддается, но развитие ее можно приостановить, своевременно проведя комплексное лечение артериальной гипертензии.

Способов остановить прогресс деградации головного мозга на почве СПИДА еще нет. Сильное возбуждение, нередко сопутствующее тяжелым случаям деменции, снимают с помощью нейролептиков (Галоперидол, Сонапакс).

Профилактика деменции


Вылечить эту психическую патологию невозможно, зато реально не столкнуться с нею вовсе, утверждает ПоМедицине. Мы приводим список рекомендаций, соблюдая которые, человек останется в здравом уме и памяти до самых преклонных лет.
  • Следите за артериальным давлением и уровнем холестерина в крови – патологическое изменение их показателей вызывает гипоксию мозга.
  • Контролируйте уровень сахара в крови ежегодно – от этого зависит прочность сосудов и здоровье нейронов головного мозга.
  • Бросьте курить и пейте спиртные напитки по минимуму (а лучше откажитесь от них совсем).
  • Стимулируйте кровообращение: ежедневно устраивайте пешие прогулки, займитесь плаванием, регулярно делайте зарядку.
  • Нормализуйте свой пищевой рацион – пусть там будет в основном полезная и питательная пища. Особенно «любит» головной мозг морепродукты, сырые овощи и фрукты, орехи, оливковое масло.
  • Принимайте лекарства исключительно по назначению врача.
  • Возьмите себе за правило всегда и везде повышать уровень своего интеллекта. Болезнь Альцгеймера (следовательно, и деменция) обходит стороной образованных людей с пытливым умом. Разгадывайте кроссворды, собирайте многотысячные пазлы, читайте, запишитесь на танцы или курсы рисования «с нуля». Не забывайте о прекрасном: концерты классической музыки и театральные спектакли ждут вас всегда, было бы желание!
  • Не отказывайтесь от активной социальной позиции. Много общайтесь, особенно обращайте внимание на круг общения, куда входят люди, младше вас. Поверьте, у них всегда есть чему поучиться.
  • Найдите занятие для души или уделяйте побольше времени хобби, которое у вас уже есть.
  • Спешите жить и любите жизнь – она слишком коротка для того, чтобы болеть!
Возможно, вы знали об этих правилах и раньше, но не придавали им большого значения. Однако они действительно работают и являются отличным «тренажером» для ясного мышления.