Слух и зрение у новорожденного ребенка. Ничего не вижу, но что-то слышу. Внимание к ребенку

Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно. Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых - понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными. Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

Малыш рождается на свет совсем маленьким и беззащитным. Тем не менее, природа позаботилась о нем, предоставив все необходимое для комфортного существования и постепенного взросления

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания - это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух - доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Как формируется зрение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

Острота зрения у новорожденного также отличается от остроты зрения взрослого (0,005-0,015) - в течение первых месяцев она достигает показателя 0,01-0,03. Развитие зрения тесно взаимосвязано с процессом формирования центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Так называемого желтого пятна (фрагмента сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение 1,0) у новорожденного пока нет.

За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

  1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
  2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
  3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
  4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
  5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
  6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
  7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
  8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
  9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: ).

К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

Таблица развития зрения от рождения до 1 года

Возраст Развитие зрения
До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже - по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления - смотрит в глаза взрослому, улыбается.
4-6 месяцев Главный объект изучения - собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

Возможные патологии зрения

Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

  • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
  • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию. Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом. Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.


В норме детки должны сразу реагировать на игрушки, уметь фокусировать на них взгляд после первого месяца жизни, пытаться дотянуться до интересного предмета по мере своих сил

Многие дети до полугода могут немного косить - это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

  • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
  • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
  • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
  • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.

Новорожденные не очень хорошо видят сразу после рождения, но у них отлично развит слух. Будучи еще в утробе матери, малыши слышат много разных звуков: стук маминого сердца, тон ее голоса, шумы извне. На многие из звуков окружающего мира они даже реагируют. Например, ребенок в животике может вздрогнуть от резкого звука, а также он поворачивает головку в сторону шума.

Зачем проверять слух ребенку?

Проверка слуха очень важна. Если малыш не слышит, он не сможет усвоить ту информацию, которая идет из внешнего мира. Соответственно, не сможет развиваться речь. Здесь есть смысл говорить о нейропластичности мозга: если какая-то часть коры головного мозга (в том числе, слуховая кора) не получает информацию извне, она начинает выполнять функции тех областей, которые рядом. Со временем она теряет возможность различать звуки, то есть слышать человек может, но различать звуки - нет.

Важно: критический возраст - 3 года. Если до этого возраста при выявлении нарушений слуха у ребенка родители не начинают слуховую реабилитацию, то научить его различать звуки и понимать речь в будущем будет почти невозможно.

Этапы развития слуха у детей до года

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу - он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

В 5-6 месяцев младенцы реагируют на имя, поворачивают головку в сторону источника шума, прислушиваются, что говорят взрослые. Некоторые звуки могут испугать их настолько, что они начнут плакать (например, повышенные тона родителей), а также малыши будут смеяться, если с ними играть.

От 6 месяцев до 1 года карапузы, у которых нет проблем со слуховыми функциями, уже реагируют на шумы разной интенсивности и громкости, легко локализуя их сбоку и снизу. Они слышат голосовые призывы взрослых и реагируют на них. Обратной связью при этом является то, что они сами начинают произносить все больше слов и сопровождать все это жестикуляцией.

Все вышеописанное является нормой в развитии слуха новорожденных. А каковы особенности детей с нарушением этой функции?

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев. Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки.

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки - шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук - отсутствие реакции укажет на наличие проблемы

К какому врачу обращаться?

К врачу-сурдологу. Дело в том, что в обычных поликлиниках ни у врача-отоларинголога, ни у семейного доктора, ни у педиатра нет таких условий и нет такого оборудования, с помощью которого можно проверить слуховые функции новорожденных. Специальные условия для проверки слуха есть в областных детских больницах и в некоторых роддомах. Надо обращаться в специализированные центры к сурдологу.

Проблемы со слухом

Проблема тугоухости раннего и более позднего возраста во все времена находилась под пристальным вниманием докторов. Примерно у 1-2% новорожденных еще в роддоме врачи выявляют снижение слуха. Хотя на первом году жизни такую патологию по определенным признакам могут заметить и родители.

Признаки, по которым можно выявить нарушение слуха у новорожденного:

  • До 4 месяцев ребенок не обращает внимания на громкие звуки.
  • К 4-6 месяцам не появляется гуление.
  • К 7-9 малыш не может локализовать звуки.
  • К 1-2 годам у него нет словарного запаса.
  • В более взрослом (школьном, подростковом) возрасте дети не реагируют на шёпотную и разговорную речь, которая обращена к ним со спины, не отзываются на свое имя, просят повторить одни и те же слова.

Всего специалисты выделяют 3 вида тугоухости у детей:

  • врожденную,
  • наследственную,
  • приобретенную.

У новорожденного важно выявить наследственную и врожденную тугоухость.

Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них.

Врожденную тугоухость неонатологи проверяют у детей еще в роддоме. Выявляется отрицательный или положительный фактор риска. С отрицательным фактором риска малышей будут проверять более тщательно на специальной аппаратуре в более позднем возрасте.

Приобретенная тугоухость может возникнуть вследствие заболеваний уха, например, отита либо как осложнение после перенесенных инфекций - кори, свинки, краснухи и коклюша. Иногда ее провоцируют и серные пробки. Тем не менее врачи стараются выявлять таких детей и оказывать им квалифицированную помощь на ранних сроках заболевания. В этом им помогает специальная аппаратура.


Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) - метод проверки слуха у новорожденных до года

Особенности проверки слуха детей до 1-го года

Чтобы проверить слуховые реакции малышей до года, используется отоакустическая эмиссия (ОАЭ). С помощью ОАЭ получают акустический ответ внутреннего уха, реагирующего на внешний сигнал-раздражитель.

Данная процедура занимает примерно 5-10 минут при условии, что ребенок спит или находится в состоянии покоя. В противном случае проверка может затянуться до 2-х часов. Такое исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Специальный аппарат соединяется с компьютером, на экране которого видны все показатели для оценки состояния слуха.

Малышу вставляется наушник в ухо, и аппарат фиксирует, как улавливают звуковые волны уши ребенка. После чего на экран компьютера выводятся цифровые значения. Эти данные врач может распечатать и подклеить в карточку пациента для дальнейшего наблюдения за динамикой заболевания.


Малышам, у которых наблюдается проблема со слухом, нужно особое внимание и участие родителей. Задача последних - сделать все, чтобы ребенок получил квалифицированную помощь, и в то же время не почувствовал себя неполноценным членом общества

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Без полноценного слухового восприятия страдает развитие ребенка. Проверить слух у новорожденного можно несколькими способами, поэтому каждая будущая мама должна знать все об этих методах, особенно если один из родителей страдает слуховыми нарушениями.

Необходимость проверки

Слух играет важную роль в развитии новорожденных детей, ведь нарушение восприятия звуков влияет на возможность изучения ребенком информации, поступающей из окружающего мира. В первую очередь нарушения слуха, даже незначительные, сказываются на речевых функциях.

Врожденная тугоухость или слуховые дисфункции в раннем детском возрасте не дают корковым областям головного мозга, отвечающим за слуховое восприятие и когнитивные функции, правильно работать и развиваться.

У новорожденных с нарушениями слышимости, слуховая кора головного мозга не получает информации, и постепенно ее нейроны начинает выполнять функции других областей, находящихся рядом. Если своевременно не проверить слух у младенца, то слуховая кора полностью потеряет возможность различать звуки, и даже при восстановлении слуха не сможет различить поступающую звуковую информация.

С периода новорожденности и до 3-летнего возраста самый критический период. Если в это время не заняться лечением, то шансы на восстановление слухового восприятия и понимание речи минимальны. Даже если своевременно начать реабилитацию, существует риск, что у маленького пациента будут незначительные когнитивные нарушения – проблемы с речью, вниманием и памятью.

Проведение проверки слуха у младенца

Первая проверка слуха у новорожденного проводится еще в роддоме на 3–4 день жизни ребенка. Слуховое восприятие проверяют специальным аппаратом, пока малыш находится в состоянии покоя или во сне. Следует учитывать, что если у младенца заложен нос или наблюдаются родовые травмы, то аппарат может дать ошибочный результат. В этом случае, рекомендуется дополнительная проверка слуха, после снятия симптомов. Проводят проверку слуха новорожденному несколькими способами.

Поочередно в каждое ухо новорожденного вставляется наконечник от аппарата и подается специальный сигнал. На экране аудиометра специалист видит данные, говорящие об остроте слуха и активности областей мозга, обрабатывающих полученный сигнал. Со стороны больного уха врач увидит отрицательный результат, говорящий, о том что ребенок не прошел проверку.

Таким способом каждая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Ребенок должен лежать на ровной поверхности в спокойном состоянии. Мама должна резко хлопнуть в ладоши на расстоянии 20 см от уха и оценить его реакцию. Если новорожденный заплакал, или стал размахивать руками и ногами, то исключают врожденную тугоухость 3 и 4 степени. При сомнительном результате необходима проверка аудиометром.

Для этой проверки слуха необходимо наполнить на три четверти пластиковые бутылки разными крупами. Достаточно всего три:

  • манная крупа;
  • гречка;
  • горох.

Одни из родителей должен отвлекать малыша яркой игрушкой, а второй в это время поочередно, начиная с бутылки, заполненной манкой, издает шумы возле уха ребёнка на расстоянии 10–15 см. При отсутствии реакции рекомендуется повторить проверку через несколько дней или обратиться к специалисту.

Проверка слуха у новорожденного обязательна не только при рождении, но и после перенесения инфекционных заболеваний дыхательных путей, отита, травм головы и затяжной младенческой желтушки.

Возможные проблемы со слухом

Многие ошибочно думают, что новорожденный либо слышит, либо нет. На самом деле, существуют различные нарушения слуховых функций, причем чаще всего развивается не полная глухота, а снижение слуха разной тяжести. Родители должны быть внимательны и следить за реакцией новорожденного на шум погремушек, громкие звуки, речь взрослых и другие посторонние шумы.

Признаки тугоухости у детей:

  • Новорожденный в возрасте до 4 месяцев не реагирует на громкие звуки.
  • К полугоду не появляется гуление, новорожденный не реагирует на свое имя, не ищет источники шума.
  • В возрасте одного года ребенок не произносит слоги и слова.

В старшем возрасте заподозрить снижение звуковосприятия можно, если ребенок старается подойти поближе, чтобы расслышать речь, часто переспрашивает, слишком громко говорит.

Важно выявить не только причину, но и степень тугоухости, прежде чем подбирать слуховую реабилитацию новорожденного. Очень часто причинами тугоухости у новорожденных становятся, перенесенные матерью во время беременности, инфекции. На слух ребенка влияет состояние матери в первый триместр беременности, когда только начинается закладка органов ребенка, и третий триместр, в который формируются слуховые функции, продолжающие развиваться после рождения.

Провоцирующие факторы

Что влияет на развитие врожденной тугоухости:

На развитие врожденной тугоухости влияет курение и употребление алкоголя беременной женщиной

  • Прием матерью некоторых препаратов: антибиотиков, салициловой кислоты.
  • Курение и употребление алкоголя беременно женщиной.
  • Перенесение инфекций, простудные заболевания, грипп.
  • Рождение раньше срока и с весом до полутора килограмм.

Кроме врожденной тугоухости новорожденных, специалисты выделяют еще приобретённые и наследственные проблемы со слухом. О наследственной тугоухости говорят, когда у одного из родителей или близких родственников есть проблемы со снижением слухового восприятия.

Приобретенная тугоухость развивается после отитов, травм уха и головы, а также после перенесенных тяжелых инфекций – краснухи, коклюша, свинки и кори. В редких случаях причиной становятся серные пробки, появляющиеся из-за неправильной гигиены новорожденного или слишком узких слуховых проходов.

Когда следует беспокоиться?

Если ребенок не реагирует на посторонние звуки, стоит его показать врачу

Особое внимание слуху новорожденного должны оказывать родители, если ребенок родился недоношенным, с патологиями или у матери были проблемы со здоровьем во время беременности.

Не следует полностью успокаиваться, если проверка в роддоме показала, что младенец хорошо слышит – согласно статистике у 8–10% детей с тугоухостью, проблемы со слухом начались не при рождении, а в первый год жизни.

Поэтому, если новорожденный ребёнок не реагирует на окружающие громкие звуки, не вздрагивает, не расширяет глаза и не начинает шевелить ручками, когда рядом раздается шум, необходимо показать его специалисту.

Не следует затягивать с посещением врача и проверкой слуха у новорожденного – чем раньше начать слуховую реабилитацию, тем больше шансов на полное выздоровление или на то, что останутся минимальные нарушения, а больное ухо не помешает малышу нормально развиваться.

Любой родитель очень переживает за здоровье своего ненаглядного крохи. Довольно часто молодые мама и папа волнуются, хорошо ли слышит их малютка, ведь пока малыш не разговаривает, это достаточно сложно понять. В каких случаях стоит бить тревогу?

Развитие слуха во внутриутробном периоде

Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.

По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

"Место жительства" малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта "звуковая среда" представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.

К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.

Если что-то идет не так...

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН , ГЕНТАМИЦИН , АМИКАЦИН , ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН , АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД ), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН , НАПРОКСЕН );
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах ;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • , развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Проверить как слышит ребенок — и успокоиться

Наблюдение за малышом . На что же следует обращать внимание родителям, чтобы убедиться, что со слухом малыша все в порядке, или же вовремя заподозрить неладное? Ведь понятно, что чем раньше диагностировано снижение слуха, тем раньше можно начать соответствующие лечение и реабилитацию и тем больше шансов будет у ребенка минимально отличаться от своих здоровых сверстников.

Показателем могут стать реакции малыша на звук, которые либо соответствуют возрастным, либо отстают от них. Реакции грудничков на звук достаточно четко определены в каждом возрасте и зависят от степени развития многих функций в организме. Так, не стоит ждать от малютки в возрасте 2 недель, что он станет сразу же поворачивать головку на звук . Он еще слишком мал и, хотя и слышит звук, его мышечная система еще не настолько координирована, чтобы обеспечить эту реакцию. Остановимся подробнее на "правильных" возрастных реакциях детей на звуковые раздражители.

Так, в первые 2-3 недели жизни малютка в ответ на громкие звуки вздрагивает, у него может отмечаться — характерное резкое разведение ручек в стороны с возможным последующим "объятием" себя. После 2-3 недель, ближе к месячному возрасту, у новорожденного формируется замирание как реакция на голос.

У малыша в возрасте 1-3 месяцев в ответ на голос матери наблюдается характерный комплекс оживления: он внимательно смотрит, начинает улыбаться, активнее двигать ножками и ручками, пытается агукать. Собственно, формирование гуления в возрасте 2-4 месяцев также является важным критерием . Кроме того, дети в возрасте 1,5-6 месяцев реагируют на резкие звуки широким открыванием глаз.

Примерно после 1-1,5 месяцев младенец, а потом и подросший ребенок беспокоится во сне при резких звуках. В среднем в 3 месяца формируется способность поворачивать голову в сторону звучащей погремушки или голоса. В возрасте 4-5 месяцев гуление должно переходить в лепет (произнесение отдельных слогов). При появлении в поле зрения хорошо знакомых ребенку людей, в первую очередь родителей, лепет становится более эмоциональным, выразительным.

После 8 месяцев в речи малыша появляются новые звуки, а ближе к 1 году он пытается некоторые слова и или их фрагменты. Он поворачивает голову, слыша знакомые звуки, и подает голос в ответ на обращенную к нему речь. Начинает оборачиваться, когда его окликают сзади.

Уже с 8-9 месяцев малютка отчетливо понимает некоторые слова ("мама", "папа", "дай", "возьми", "привет", "пока") и совершенно определенно реагирует на них. В возрасте 1 года, помимо появления в речи отдельных слов, можно заметить, что малыш замирает и прислушивается, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего. Несоответствие реакций на звуковые раздражители примерным возрастным нормам должно насторожить родителей. Кроме того, часто нарушения слуха "выглядят" как психического и иногда психомоторного развития. Это неудивительно, ведь слух играет важную роль в получении информации об окружающем мире, которая и заставляет нервную систему крохи развиваться и обретать новые способности.

Помощь специалистов . Что касается объективных методов исследования слуха, еще совсем недавно они были значительно затруднены на первом году жизни, ведь малыш не владеет речью и не может сообщить о своих слуховых ощущениях. Но в настоящее время применение нашел простой, быстрый и надежный методрегистрация вызванной отоакустической эмиссии . Отоакустическая эмиссия — это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом. Колебания эти вызываются искусственно с целью их последующего анализа (по их характеру специалисты могут судить о наличии или отсутствии патологии в слуховой системе ребенка). Вызванная отоакустическая эмиссия регистрируется в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Это исследование безопасно и безболезненно. Достаточно ввести улавливающий кончик (так называемый пробник) специального аппарата в наружный слуховой проход, плотно закрыв последний, и нажать кнопку. Результат исследования записывается в память прибора и выводится на маленький экран. Результаты оцениваются специально обученным медицинским работником.

Метод позволяет распознать нарушения слуха и начать лечение как можно раньше. Исследование занимает всего несколько минут и в настоящее время должно применяться как скрининговый метод исследования слуха новорожденных во всех роддомах. Результат его вносится в обменную карту новорожденного, с которой он выписывается из роддома. Срок проведения этого исследования — 3-4-й день жизни, так как в первые двое суток в наружном слуховом проходе могут еще сохраняться остатки околоплодных вод и первородной смазки, что затрудняет проведение исследования и лишает его результаты достоверности. Его также применяют для исследования слуха в первые годы жизни малыша — в основном тем детям, которым не проводилось исследование слуха в роддоме.

В качестве скринингового метода, а также для уточнения характера снижения слуха в дальнейшем применяется метод регистрации вызванных слуховых потенциалов (ВСП) , позволяющий оценить состояние слуховой коры и слухового нерва. Данное исследование проводится с использованием специального наушника, который объединяет датчик звуковых сигналов (в процессе исследования подаются сигналы различной частоты и интенсивности) и электроды, фиксирующие электрические потенциалы головного мозга. В основе метода компьютерной аудиометрии лежит анализ полученной с помощью ВСП информации.

Метод акустической импедансометрии (основан на регистрации сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы) служит для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы.

Учитывая современные возможности диагностики слуха, своевременным считается исследование его в роддоме или хотя бы в течение первых двух месяцев жизни. Первым сроком обследования крохи у ЛОРа считается 3-месячный возраст (перед проведением вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита). Но если в том родильном доме, где появился на свет ваш малыш, подобных исследований не проводится, а ребенок входит в "группу риска" хотя бы по каким-то из перечисленных критериев или у вас появилось, пусть даже малейшее, подозрение, немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного срока. Врач владеет методиками первичной оценки слуха и сможет более объективно, чем вы, оценить реакцию ребенка на звуковые раздражители, фиксируя не только внешне заметные реакции, но и изменение ритма дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и другие показатели.

Еще раз хочется напомнить: будьте внимательны к своему малышу, но не пытайтесь самостоятельно ставить ему диагноз! Ваша задача — вовремя обратиться к специалисту. Он сможет развеять ваши подозрения, убедив вас, что с малышом все в порядке и повода для тревоги нет, или направит в соответствующее квалифицированное учреждение.

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, . Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют . О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.