Сахарное равновесие в крови. Роль гормонов в обменных процессах план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему. Моментальное реагирование – нормы сахара в крови

Чтобы увеличить производство допамина и серотонина в мозге, необходимо много углеводов. И одновременно нужно следить затем, чтобы не нарушалось равновесие сахара в крови. Если уровень сахара слишком высок, в кровь поступает инсулин, чтобы его снизить. Снижение уровня сахара в крови влечет за собой уменьшение производства необходимых мозгу химических соединений. Для поддержания уровня сахара в равновесии нужно есть поменьше моносахаридов и побольше полисахаридов.

Полисахариды способствуют стабильному поступлению триптофана в мозг и увеличению производства серотонина. А при нормальном содержании протеина в пище мозг мужчины синтезирует достаточно допамина.

Например, печенье влияет на содержание сахара в крови намного сильнее, чем мороженое.

Причина в том, что содержащийся в мороженом жир замедляет поступление сахара в кровь. Если вы съедите немного пищи, содержащей много моносахаридов, это меньше повлияет на уровень сахара в крови, чем если вы съедите много пищи, содержащей полисахариды. Для большинства людей одно пирожное -не проблема. Однако, если вы съедите целую коробку пирожных, уровень сахара в крови резко повысится Ниже я привожу список углеводов в порядке убывания содержания моносахаридов. Не забывайте, что, уравновешивая углеводы протеинами и жирами, вы ослабляете возможное неблагоприятное воздействие.

Очень высокое содержание моносахаридов

Белый хлеб и другие продукты из пшеничной муки.

Кондитерские изделия и сдобные булочки.

Пюре обычное и пюре быстрого приготовления.

Конфеты, шоколад, пряники.

Переработанный фруктовый сахар.

Белый рис и рис быстрого приготовления.

Кукурузные чипсы.

Воздушный рис и рисовые лепешки.

Кукурузные хлопья и другие переработанные злаки для быстрых завтраков.

Изюм и другие сухофрукты.

Печеный, вареный и жареный картофель.

Бананы, манго, абрикосы, ананасы, арбузы.

Приготовленная морковь.

Макаронные изделия.

Хлеб из непросеянной пшеницы и другие продукты из непросеянных зерновых.

Коричневый рис.

Каши из непросеянных зерновых без сахара.

Яблочное пюре.

Апельсиновый и грейпфрутовый сок.

Макаронные изделия из непросеянных зерновых.

Кукуруза.

Сладкий картофель, ямс, батат.

Зеленый горошек.

Виноград, апельсины, персики, черника.

Гороховый и чечевичный суп.

Вермишель быстрого приготовления.

Попкорн, картофельные чипсы.

Сладкий яично-молочный крем.

Йогурт (нежирный, неподслащенный).

Фасоль, черные и коричневые бобы.

Дробленый горох.

Чечевица.

Яблоки, груши, сливы, вишни, грейпфрут.

Соевые бобы.

Помидоры.

Мороженое (да, это так - благодаря высокому содержанию жира содержание моносахаридов снижается).

Фруктоза.

Неснятое молоко и снятое молоко.

Очень низкое содержание моносахаридов

Соевые бобы. Арахис.

Статья

Загадка сахарного диабета (размышления непрофессионала)

Есть заболевания, которые эффективно «лечат». Существуют способы, технологии, возвращающие здоровье. И человек снова благополучен. Сахарный же диабет остаётся грозным заболеванием. Его «лечение» становится образом жизни. Это не может устроить больных, врачей и учёных. Не прекращается поиск способов борьбы с этим заболеванием. Имеющиеся объяснения причин заболевания сахарным диабетом (подразумевается первичный диабет) не раскрывают его загадку, способы «лечения» дают лишь компенсацию, «излечение» не наступает, болезнь остаётся. В своей книге «Диабет» Ю.А. Захаров и В.Ф. Корсун высказали мысль о том, что лучше работать и искать, чем заниматься доказательством неизлечимости сахарного диабета. С этим трудно не согласиться. Эта статья - отклик на приглашение к поиску.

Позволим себе предложить свой взгляд на это заболевание, т.е. подругому осмыслить имеющиеся научные данные и практический опыт для решения проблемы сахарного диабета. Возможно, взгляд психолога подвигнет специалистов к новым идеям и решениям. О диабете известно, что это хроническое заболевание, приводящее к нарушениям углеводного белкового и жирового обмена в результате недостатка гормона инсулина или неправильного его действия. Сахарный диабет - многостороннее явление. Есть первичный диабет I и II типов. I тип – инсулинозависимый сахарный диабет (ИЗСД). II тип – инсулинонезависимый сахарный диабет (ИНСД). Мы знаем, что первичный диабет неизлечим. Есть вторичный диабет, не обусловленный заболеванием поджелудочной железы, а связанный с иными и довольно многочисленными болезнями. В этом случае имеет место повышение содержания глюкозы в крови. Вторичный диабет излечим, если излечимо то заболевание, которое привело к повышению уровня глюкозы в крови. При вторичном диабете уровень сахара в крови снижают теми же средствами, что и при первичном – с помощью экзогенного инсулина, таблеток и диет. Встречается также повышение сахара в крови у женщин в период беременности, но обычно это происходит после родов.

О причинах заболевания сахарным диабетом I и II типов специалисты пишут следующее:

1. «К сожалению, до сих пор эти причины не ясны и относительно них остаётся лишь строить гипотезы. Возможно, болезнь носит вирусный характер, возможно, связана с генетическими дефектами или чем-то иным». (Х.Астамирова, М.Ахманов, «Настольная книга диабетика»).

2. «У больных сахарным диабетом вырабатывается недостаточное количество инсулина, или он по каким-то причинам теряет свою функциональную полноценность, или же он не вырабатывается совсем, поэтому сахар плохо усваивается клетками и накапливается в крови». (В.Онипко, «Книга для больных сахарным диабетом. Профессионально о важном»).

3. «Стресс – едва ли не основной виновник заболевания диабетом». (Н.Любимова, «Вестник ЗОЖ», №8, 2002г.).

4. «Хочу оговориться, что я указываю как причины, так и некоторые провоцирующие факторы, которые наиболее часто встречаются в клинических условиях. Первый тип – сильный стресс, испуг, вирусные инфекции, прививки в детском возрасте, редко травмы (ушибы) эпигастральной области. Второй тип – ожирение, некоторые хронические заболевания пищеварительного тракта, гиподинамия». (Ю.Захаров, В.Корсун, «Диабет»).

Таким образом, имеются противоречивые оценки и взгляды на природу болезни, на причины её образования.

ГЛАВНОЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ – ПОНИМАНИЕ ПРИЧИНЫ.

Понимание причины определяет способ лечения, способ возвращения здоровья. При этом постоянно следует иметь в виду, что эффективность лечения служит критерием правильности представлений о болезни. Болезнь определяется как нарушение равновесия сахара и инсулина в крови. Отсюда и принцип лечения – восстановить равновесие с помощью инсулина, диеты и таблеток. Поскольку причина возникновения диабета до конца не понята, то и лечение малоэффективно. Оно направлено на устранения следствия, а не причины.

Лечение симптоматично. Загадочность диабета в том, что не удается его объяснить и до конца понять механизмы его образования современным научным медицинским понятийным аппаратом. Мысль исследователя такова. Если человек страдает – это болезнь. А если это болезнь, то должны быть место локализации этой болезни и её материальный носитель. С этим объяснительным принципом подступаются к познанию болезни и лечению. Но оказывается, что поджелудочная железа, которая считается объектом болезни, сама не болит! Болят ноги, очки, глаза, сосуды… боль локализована в разных местах. Материальный носитель - сахар? Инсулин? Или нечто другое, то, что прекращает выработку инсулина? Что именно? Материальный носитель болезни, например, вирус, возбудитель или ядовитое вещество, – не выявляется. Мысль исследователя ограничивается изучением функционирования поджелудочной железы как источника болезни. За эти пределы в поисках причины диабета учёные не выходят. Болезнь при таком способе её объяснения кажется неосязаемой и неуловимой. В любом случае причина болезни в самом организме. Но где? Что собой эта причина представляет? Организм целостен. Целостность в единстве психического и соматического. Многие болезни удалось познать и успешно лечить через познание органических причин, как, например, туберкулёз. Но в случае сахарного диабета органическую причину вычленить не удаётся. Об этом свидетельствуют результаты лечения.

А может быть, причина болезни находится в более высокой сфере организации целого, а именно в личности, и потому не материальна? Посмотрим. Живой организм целостно реагирует на окружающую обстановку и изменения внутренней среды, т.е. реагирует психически и соматически одновременно. Например: бежим – поднимается кровяное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, частота дыхания; в момент опасности – останавливается перистальтика, или начинается мочеиспускание или освобождение кишечника, происходит отток энергии от органов, не участвующих в борьбе с опасностью, к органам, непосредственно в этом задействованным; падаем в прорубь – включается терморегуляция и повышается температура тела, появляются выделения из носа, ушей. Организм отвечает на внешние и внутренние изменения тем способом, каким он располагает, делает то, что умеет.

Ответ организма не есть болезнь, это симптом болезни. Изменяются внешние и внутренние условия, вызвавшие болезнь – исчезает симптом, организм возвращается в норму. И так постоянно. И так всю жизнь.

Человек считается больным, если симптомы устойчивы, постоянны, и они ощущаются и осязаются.

На изменения внешней и внутренней среды организм может ответить повышением уровня глюкозы в крови выше нормы. Это реакция, которую организм умеет выполнять. Именно этот затянувшийся, устойчивый во времени ответ и принято считать в медицине сахарным диабетом. Симптом болезни – постоянный уровень сахара выше 7,8 м/моль. В ответ на неблагоприятное органическое состояние, т.е. болезнь, организм отвечает повышением уровня сахара в крови – диагностируется вторичный сахарный диабет. Излечивается болезнь – организму не на что отвечать. Сахар нормализуется, и человек признается здоровым!

Диагноз не снимается в случае первичного диабета, когда имеется ответ организма в виде повышения уровня сахара выше границы, принятой за норму, эта реакция устойчива во времени, а условия внешней или внутренней среды, при которых наступила такая реакция, не обнаруживаются. В случае вторичного диабета видна взаимосвязь между наличием болезни и повышением сахара, в случае первичного диабета такая связь неочевидна. Не ясно, на что организм постоянно отвечает повышением уровня сахара или поддерживает его выше нормы. Видимо, в этом загадка диабета I и II типов.

При вторичном диабете, подчеркиваем, таких загадок нет. При этом следует постоянно иметь в виду, что симптом первичного сахарного диабета ничем не отличается от симптома вторичного сахарного диабета, так как это в обоих случаях просто повышение уровня сахара в крови выше нормы.

Природа болезней, предшественников вторичного сахарного диабета, изучена. Предшественник первичного диабета неизвестен.

Как уже отмечалось выше, организм на изменения внешних и внутренних условий реагирует целостно: психически и органически одновременно. Современные медицинские исследователи же не изучают взаимосвязь между психикой и повышением сахара как реакцией на её неблагоприятное состояние. Ограничиваются изучением функций органа, осуществляющего эту реакцию – поджелудочной железы. Вследствие этого не могут определить объект, непосредственно вызывающий повышение сахара. Он находится вне поля зрения, так как сама поджелудочная железа лишь осуществляет реакцию, но не порождает её. Вместе с тем специалисты признают влияние психики на образование и течение диабета I и II типов, о чем свидетельствуют приведенные выше цитаты. Среди высказываний есть предположение о том, что источником заболевания является пережитый страх, испуг или, говоря словами психологов, эмоциональный стресс.

Попробуем рассмотреть стресс в качестве предшественника, источника первичного диабета. При этом уточним – эмоциональный стресс, который является порождением нашей психики в ответ на изменения внешней среды и внутренней среды организма.

Эмоциональный стресс – продукт нашего ума, нашего мышления. Это ответ ума на социальную ситуацию, когда психика обнаруживает, что средств для преодоления этой ситуации у организма недостаточно. Пережитый эмоциональный стресс от страха, испуга есть тоже ответ - ответ психики, мышления на сложившуюся социальную ситуацию. Одновременно с ответом психики организм отвечает повышением уровня сахаров крови. Таким образом, организм преодолевает эмоциональный стресс. Возникает последовательность реакций организма во времени, возникает связь между стрессом и повышением уровня сахара в крови. Эту связь между стрессом и сахарным диабетом медицина признаёт.

Сама жизнь – есть повторение социальных ситуаций. Повторяется и ответ ума, психики, повторяются и реакции организма. Ход мыслей закрепляется, образует привычку. Воспроизводится вновь и вновь связь между стрессом и реакцией на него. Это значит, что вслед за привычным ходом мысли привычно последует ответ организма, и уровень сахара превысит норму.

Мышление, таким образом, становится причиной ответа организма в виде повышения сахара, т.е. вызывает и поддерживает диабет. Можно сделать вывод – мышление регулирует состояние организма, регулирует уровень сахара в крови.

Мышление вызывает и прекращает работу функциональных систем или изменяет их поведение. Этот процесс принято называть управлением. Проще говоря, от душевного состояния человека зависит его болезнь.

Любой больной сахарным диабетом I или II типа знает, что когда он понервничает, сахар в крови растёт, а когда успокоится - снижается. На отдыхе, в отпуске, когда не думается о делах, сахар снижается иногда и до нормы. Если человек душевно благополучен, болезнь отступает. Вспышки гнева, частое переживание обиды, вины, стыда, прокручивание в голове неприятных событий, душевный дискомфорт, особенно страх, возвращают болезнь. Начинается не только сахарный диабет, вместе с ним и гипертония, аритмия, глаукома и многое другое.

Приходится признать, что источник диабета находится в личности, что мышление управляет процессом. Управление правильное – здоровье, управление с изъяном – болезнь.

Тогда каким можно представить механизм сахарного диабета I и II типа?

Поджелудочная железа иннервируется симпатическими и парасимпатическими нервами, терминальные волокна которых контактируют клеточной мембраной островковых клеток. Другими словами, поджелудочная железа имеет выделенную систему управления от центральной нервной системы (ЦНС). Через сигналы от ЦНС железа может активироваться, либо тормозить свою активность. Это означает, что когда проходит команда от ЦНС к активности, выделяется секрет, а когда поступает команда прекратить активность, секрет не выделяется. Других команд поджелудочная железа не знает и не умеет выполнять. На угрозу, опасность, стресс организм реагирует прекращением процесса пищеварения для перераспределения энергии от органов пищеварения, не участвующих в борьбе с опасностью, к мышцам, непосредственно задействованным в этом. А поджелудочная железа участвует в процессе пищеварения. В результате реакции на стресс её секреторная функция может полностью прекратиться или значительно снизиться. От поступившей команды зависит объём выделяемого секрета или его отсутствие. Таким образом, поджелудочная полностью выполняет свою функцию в соответствии с тем управлением, которое осуществляет личность. Личность, управляющая этим процессом, управляет плохо, с ошибкой. Этим можно объяснить тот факт, что только около 5% населения заболевает сахарным диабетом. Стрессы переживают все, но реакция на стресс неодинакова. Один болеет, другой нет. Это обусловлено способом управления.

Команды в ЦНС подаются мышлением. Так устроено управление поведением в организме. Они подаются как ответ психики на социальную ситуацию и включают в процесс реагирования функциональные системы организма. Ситуации повторяются – повторяется ответ на них, т.е. повторяются действия ума и действия функциональных систем. При повторении организм привыкает, научается реагировать сложившимся способом. При дальнейшем повторении контроль сознания за реакциями снимается, процесс переходит на подпороговый, бессознательный уровень, автоматизируется. Осознаётся начало действия и результат. В нашем случае осознаётся переживание, стресс, и результат – высокий уровень сахара в крови, т.е. осознаётся симптом. Оттого и не видно, не понятно, где берет начало болезнь. То же самое происходит при повышении артериального давления, тахикардии. Переживается и осознаётся эмоция (например, страх) и частота сердечных сокращений или высокое кровяное давление.

Реакция поджелудочной железы на стресс целостна, т.е. сокращается количество не только инсулина, но и поджелудочного сока. И здесь правомерно поставить вопрос: прекращение выделения поджелудочного сока приведёт к изменениям белкового и жирового обмена? А может быть, сначала прекращение выделения поджелудочного сока, а потом лишний вес и вместе с ним рост уровня сахара, как это бывает при II типе диабета?

Во всяком случае, изменение веса при сахарном диабете не проходит без участия поджелудочной железы.

Если признать, что поджелудочная железа честно выполняет свою функцию, т.е. вырабатывает инсулин или прекращает его выработку, то можно по-другому объяснить такое явление, как гипогликемия. Гипогликемия как раз и свидетельствует о том, что функция выполняется. Гипогликемия настигает человека тогда, когда он более спокоен, расслаблен, и в тот момент, когда есть мышечная активность, когда идёт расход энергии и для её выделения организм сам вырабатывает инсулин. А больной по назначению врача привычно вводит дополнительный. Поджелудочная железа начинает выполнять свою функцию. Инсулин вырабатывается. Количество его растёт. Уровень сахара снижается ниже нормы.

Если бы функция не выполнялась, то гипокликемии не было бы совсем.

Может показаться противоречивым утверждение о том, что при первичном диабете мышление поддерживает высокий уровень сахара, а при вторичном различного рода заболевания. Но это на первый взгляд. Реакция организма целостна и одинакова как при первичном, так и при вторичном диабете – это реакция на стресс. А стрессором (явлением, которое вызывает стресс) может быть и психическое состояние и соматическое состояние организма, т. е. болезнь. К примеру, резкое и длительное охлаждение организма – температурный стресс. Если учесть, что все больные сахарным диабетом обладают личностным свойством, а именно гиперактивностью, то болезнь и вынужденное ограничение активности становиться для них стрессом.

Итак, различного рода стресс – предвестник грозной болезни. Происхождение стресса разное, но реакция личности на него одна. Если болезнь как стрессор устраняется, то и ответ организма и личности устраняется, сахар нормализуется.

Стрессором может быть не только болезнь, но и травмы, отравления, воздействия окружающей среды (стужа вызывает переохлаждение, жара – перегрев), неприятные переживания. Именно неприятные переживания являются источником эмоционального стресса.

Неудержимый гнев, жгучий стыд, смертельная обида, невыносимая вина, непреодолимый страх переживаются всем телом как хронический эмоциональный стресс. Эти переживания и составляют суть самого мышления, отражают его. Длительность этих переживаний показывает качество управления человека своим состоянием, другими словами самим собой. Чем дольше переживается неприятное состояние, эмоция как бы «застревает», тем очевиднее, что осуществляемое управление неэффективно. Именно это неэффективное управление, неспособность изжить травмирующую эмоцию, неумение прекратить неприятное переживание стыда или страха, обиды или вины порождает эмоциональный стресс, так как человек обнаруживает отсутствие навыков по преодолению привычек своего мышления, обнаруживает, что этот стиль мышления не просто не приспосабливает его к ситуации, а усиливает душевные страдания. Эти страдания как раз и отражаются нашим телом в виде болей, спазмов, сердцебиения, изменения функций внутренних органов.

Функция поджелудочной железы состоит в энергообеспечении организма. В результате сложившегося неэффективного управления эта функция изменяется на оборонительную, защитную от стресса. Изменение функции органа обнаруживается как заболевание, именуемое сахарным диабетом. Отсюда следует, что принципом лечения будет восстановление естественной функции путём изменения стиля мышления.

Если устранить хроническое переживание обиды, вины, стыда, страха, гнева, т.е. хроническое переживание эмоционального стресса? Если изменить стиль мышления, будет болезнь? Нет!

Природа мышления человека изучена доктором психологических наук, профессором Ю.М. Орловым и представлена в виде «Теории и метода саногенного мышления», обучаясь которому человек приобретает навыки оздоравливающего мышления и управления собой, что и приводит его к исцелению.

На сегодняшний день, обучая больных сахарным диабетом I или II типа управлению эмоциональным состоянием, можно добиться устойчивого снижения сахара ниже 10 м/моль, т.е. в пределах 8 м/моль утром и вечером. Нормогликемия не достигнута. Но уже можно говорить о том, что уровень сахара можно снизить и сделать устойчивым психологическими средствами. Можно обучить больного этим несложным приёмам, и он сам сможет поддерживать уровень сахара ниже 10 м/моль.

Таково ещё одно представление о сахарном диабете.

В.А.Иванов

P.S. Встретиться с Ивановым В.А. можно каждый вторник в 18 часов в помещении нашего центра "Образ Здоровья" на занятиях по саногенному мышлению семинара-тренинга "Искусство переработки переживаний"

Нередко причиной СД является вирусная инфекция. Ее можно обнаружить с помощью ВРТ, а устранить с помощью ДЕТА-АП, что делает результат еще более надежным и долговечным.

Гликемия – показатель уровня сахара (глюкозы) в кровеносном русле. Глюкозой называется простой углевод, который обеспечивает все клетки и ткани организма энергией, то есть считается своеобразным топливом. В первую очередь вещество необходимо для правильного функционирования центральной нервной системы и мышечной ткани.

Организм человека устроен таким образом, что ежедневно регулирует показатели сахара в кровеносном русле, ведь их критическое повышение или понижение приносит вред здоровью. Повышенный сахар в крови (гипергликемия) может быть не только физиологическим процессом, возникающим после потребления пищи, но и симптомом ряда заболеваний, требующих проведения своевременной диагностики и коррекции.

Чем опасен высокий сахар, каковы последствия и как бороться с таким состояние, рассмотрено в статье.

После того как продукты питания поступают в организм, запускаются процессы их переработки. Углеводы, как и белки, липиды, начинают расщепляться на мелкие составляющие, среди которых и моносахарид глюкоза. Далее, глюкоза всасывается через стенки кишечника и поступает в кровеносное русло, высокий уровень сахара в крови считается физиологическим. Такое состояние продолжается недолго, до тех пор, пока не происходит включение компенсаторных механизмов.

Поджелудочная железа получает сигнал от центральной нервной системы о необходимости вернуть гликемию в пределы нормы. Происходит выброс определенного количества гормонально-активного вещества инсулина. Он транспортирует сахар в клетки и ткани, «открывая им двери».

На фоне ряда патологических состояний инсулин не может отправить сахар в клетки из-за своего недостаточного количества или в случаях, если ткани организма теряют к нему свою чувствительность. То есть клетки попросту «не видят» гормонально-активное вещество. Оба механизма развития повышенного сахара в крови характерны для сахарного диабета, но для разных его типов.


Сахарный диабет – одна из причин того, что наблюдается повышенный уровень сахара в крови

Помимо «сладкой болезни» существуют и другие состояния, которые могут сопровождаться временным или длительным повышенным содержанием глюкозы в крови. Однако прежде чем перейти к вопросу о причинах, следует понять, какие цифры гликемии считаются допустимыми, а что выходит за пределы нормы.

Какие цифры сахара считаются нормой?

Нормальные показатели глюкозы в кровеносном русле – это те цифры, которые считаются оптимальными для нормального функционирования организма и протекания жизненно важных процессов. Существуют утвержденные Министерством здравоохранения цифры, которые считаются нормальными. Показатели зависят от следующих моментов:

  • венозная кровь используется для проверки или капиллярная;
  • возрастная группа;
  • наличие сопутствующих патологических процессов.

С момента появления на свет и на протяжении первых 28 дней жизни ребенка позволенный максимум – 4,4 ммоль/л. Если глюкоза ниже 2,8 ммоль/л, можно думать о ее критическом снижении. С 1 месяца жизни до 5-6 лет допустимый максимум поднимается до 5 ммоль/л, далее – до 5,55 ммоль/л, что соответствует цифрам гликемии взрослого человека.

Важно! Минимальный порог – 3,33 ммоль/л, в случае снижения цифр речь идет о гипогликемии. Оба состояния (гипергликемия, гипогликемия) считаются опасными для организма человека.

В период беременности норма сахара остается такой же, как и взрослого человека, однако, в это время возможно развитие гестационного диабета. Это состояние, при котором клетки организма женщины теряют чувствительность к инсулину (по типу инсулиннезависимой формы сахарного диабета). Патология исчезает после появления малыша на свет.

Подробнее о повышении сахара в период беременности можно прочитать .

С увеличением возраста чувствительность тканей, имеющих рецепторы к инсулину, постепенно снижается, что связано с уменьшением количества самих рецепторов и повышением массы тела. Соответственно, допустимые цифры гликемии у пожилых людей немного сдвигаются в большую сторону.

Причины повышения глюкозы

Высокий сахар в крови вызывает неправильно составленное меню. Избыток поступаемых углеводов может повысить цифры глюкозы в кровеносном русле, однако, такое состояние считается физиологическим.

Если поджелудочная железа справляется с поставленными задачами, признаки гипергликемии будут минимально выраженными и временными, поскольку инсулин вернет показатели в норму. Следует задуматься, что часть сахара отложиться в жировых тканях, а значит, масса тела человека будет расти.


Злоупотребление углеводной пищей – один из этиологических факторов гипергликемии

Кроме того, могут появиться проблемы:

  • со стороны сердечно-сосудистой системывысокие цифры артериального давления и высокий риск инфарктов;
  • со стороны липидного обмена – количество «плохого» холестерина и триглицеридов резко увеличивается, что провоцирует развитие атеросклеротического процесса;
  • со стороны чувствительности рецепторов клеток к гормону инсулину – со временем клетки и ткани «хуже видят» гормон.

При сочетании высокого веса человека с одним или несколькими вышеописанными проявлениями врач подтверждает наличие метаболического синдрома, который со временем может трансформироваться в инсулиннезависимую форму (2 тип) сахарного диабета.

Лекарственные средства

Повышенное содержание сахара в крови может возникнуть на фоне терапии определенными медикаментозными препаратами:

  • диуретики;
  • гормоны коры надпочечников;
  • глюкагон;
  • неселективные бета-блокаторы.

Стресс

Следующая причина – воздействие на организм стрессовых ситуаций. Этот фактор действует не напрямую, а через снижение защитных сил, замедление обменных процессов. Кроме того, стресс стимулирует синтез гормонов, которые считаются антагонистами инсулина, то есть уменьшают его действие и выработку поджелудочной железой.

Инфекции

Заболевания инфекционного и воспалительного характера также влияют на то, что наблюдается повышенная глюкоза в крови. Для того чтоб организм человека противостоял патологическим агентам, ему нужны энергетические ресурсы. Печень запускает процесс глюконеогенеза – самостоятельный синтез глюкозы из запасов неуглеводных веществ. Результатом становится временная гипергликемия, которая не требует специального лечения.

Дефицит инсулина

Одна из важных причин, которая становится ключевым фактором в развитии сахарного диабета 1 типа. Недостаток выработки инсулина имеет наследственную почву. Чаще развивается в молодом возрасте, встречается даже у детей.

Повышение сахара в крови спровоцировано тем, что гормона недостаточно для транспортировки молекул глюкозы в клетки и ткани. Собственная иммунная система организма уничтожает инсулинсекреторные клетки своей же поджелудочной железы. Часть сахара перерабатывается печенью, другая – выводится с мочой. Небольшое количество откладывается про запас в жировых тканях. Со временем гипергликемия становится токсичной, поскольку ее показатели считаются критическими.


Механизм развития «сладкой болезни» 1 типа

Страдают следующие структурные элементы:

  • клетки головного мозга;
  • кровеносные сосуды;
  • периферическая нервная система;
  • почки;
  • зрительный анализатор;
  • нижние конечности.

Опухолевые процессы

Существует несколько видов опухолей, которые могут провоцировать развитие гипергликемии. Сюда относят феохромоцитому и глюкагоному. Феохромоцитома – опухоль коры надпочечников. При ее возникновении увеличивается выработка контринсулярных гормонов (адреналин, норадреналин, дофамин), которые являются антагонистами инсулина.

Глюкагонома – гормонально-активная опухоль, самостоятельно продуцирующая глюкагон. Этот гормон также обладает противоположным действием, что снижается показатели инсулина в крови.

Классификация

Существует несколько степеней состояния, которые разделяют в зависимости от показателей сахара:

  • Легкая степень – глюкоза не превышает 8,3 ммоль/л. Признаки могут быть выражены слабо или практически незаметны.
  • Средняя степень – сахар не переступает черту в 11 ммоль/л. Симптомы патологии хорошо выражены.
  • Тяжелая степень – выше 11,1 ммоль/л. У большинства людей уже возникают признаки кетоацидоза.

Если глюкоза переступает порог 16 ммоль/л, речь идет о критическом повышении, развитии состояния прекомы. Выше 50 ммоль/л – гипергликемическая гиперосмолярная кома.

Признаки

К сожалению, начальная стадия патологического процесса остается незамеченной. Физиологическая гипергликемия практически не имеет проявлений. Желание употреблять много жидкости – единственный симптом, да и то временный.

Важно! При сахарном диабете заметные симптомы того, что повышенный уровень глюкозы в крови появляются в случае гибели более 85% инсулинсекреторных клеток поджелудочной железы. Это объясняет неизлечимость патологического процесса.


Выраженность симптомов говорит о степени тяжести состояния

Позже больной имеет следующие жалобы:

  • снижение веса при повышенном аппетите;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • патологическая жажда;
  • ощущение сухости во рту;
  • зуд кожных покровов, частые высыпания неясного характера;
  • постоянная усталость;
  • сонливость;
  • депрессивное состояние.

Высокие показатели гликемии обнаруживаются в анализе крови, позже – в моче. С прогрессированием гипергликемии проявления патологии становятся более выраженными.

Подробнее о симптомах повышенного сахара в кровеносном русле можно прочитать .

Критические состояния

Критический уровень сахара в крови может привести к развитию коматозного состояния, а при отсутствии помощи даже завершиться летальным исходом. Это происходит следующим образом:

  1. Из-за того, что глюкоза не поступает в клетки, последние испытывают энергетическое истощение.
  2. На это реагирует печень, начиная синтезировать сахар самостоятельно, но ведь его и так много в крови.
  3. Организм пытается решить проблему иначе, перерабатывая имеющиеся жировые клетки в энергию.
  4. В результате таких процессов в кровь выбрасываются ацетоновые (кетоновые) тела, которые питают клетки, но резко нарушают рН крови.
  5. Такое состояние называется кетоацидозом, оно считается одним из острых осложнений сахарного диабета.

Важно! При кислотности крови 7,0 человек впадает в кому, если цифры опускаются до 6,87, наступает смерть.


При подтверждении развития осложнения врач опирается на лабораторные показатели

При высоком содержании ацетоновых тел в крови организм пытается избавиться от них, выводя с мочой (кетонурия). В выдыхаемом воздухе больного человека также замечается ацетоновый запах. Возникает сильная головная боль, симптомы гипергликемии выражены очень ярко. Появляется абдоминальный болевой синдром, тошнота и рвота, дыхание становится громким и глубоким.

Состояние требует немедленного медицинского вмешательства. Если человек входит в коматозное состояние, его можно спасти только на протяжении 4-8 часов.

Первая помощь и принципы лечения

Что делать при развитии кетоацидоза и как лечить состояние гипергликемии, подскажет врач-эндокринолог. При критическом подъеме глюкозы в кровеносном русле следуют таким рекомендациям:

  • Нужно узнать уровень гликемии. В домашних условиях это можно сделать при помощи глюкометра, в условиях стационара – лабораторными методами (в капиллярной или сыворотке венозной крови).
  • Обеспечить большим количеством питьевой жидкости, но если человек без сознания, воду заливать ему нельзя.
  • Ввести инсулин, если человек им пользуется.
  • При необходимости – проведение кислородотерапии с обязательной госпитализацией.

В условиях стационара проводят промывание желудка или клизму содовым раствором с целью восстановления кислотно-щелочного равновесия.

Подробнее о том, что делать в случае повышения гликемии, можно прочитать

Дальнейшее лечение проходит следующим образом. Следует соблюдать низкоуглеводную диету, увеличить количество фруктов и овощей в рационе, от алкоголя нужно полностью отказаться. Кушать необходимо часто, но маленькими порциями, четко соблюдая суточный калораж, который рассчитывается индивидуально. Сахар из рациона нужно полностью исключить, позволено пользоваться сахарозаменителями.


Эндокринолог – специалист, который разрабатывает схему лечения сахарного диабета и других эндокринологических нарушений, вызывающих гипергликемию

При 1 типе сахарного диабета проводят коррекцию схемы инсулинотерапии, при 2 типе – приема сахароснижающих таблеток, позволяющих вернуть показатели гликемии до нормального уровня. Обязательное условие лечения – адекватный уровень физической активности. Выполнение специальных упражнений вызывает дополнительную стимуляцию выработки инсулина и повышает чувствительность клеток и тканей организма к гормону.

Стресс и уровень сахара крови связаны напрямую. При нервном перенапряжении происходит два процесса, итогом которых является гипергликемия - повышение глюкозы крови.

Для здорового человека нормой сахара в крови является показатель, равный 3,3–5,5 ммоль/л при анализе, взятом из капиллярной крови. Этот уровень является аксиомой. Однако даже у здорового человека эти значения могут существенно повышаться. Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на увеличения содержания сахара в крови, является стресс.

Влияние стресса

Стресс – это реакция организма на перенапряжение, отрицательные эмоции, на длительную рутину и прочие неблагоприятные факторы.

Под стрессом подразумевают не только какие-либо проблемы и неприятные ситуации, но и восстановительный период после операций или серьезных заболеваний, значительно истощивших силы организма.

Несмотря на то что учеными установлено, в первую очередь на появление такого заболевания, как диабет, влияет наследственная предрасположенность, влияние стресса исключать нельзя.

Существуют доказанные случаи, когда нервное потрясение не просто временно увеличило уровень концентрации глюкозы в крови, но и послужило толчком для возникновения сахарного диабета. Причем проявиться заболевание может как первого, так и второго типа.

Помимо всего прочего при стрессе еще снижается иммунитет человека, открывая ворота разнообразным инфекциям. Ученые установили, что повышенная частота сердечных сокращений напрямую связана с появлением лишнего веса и началом сахарного диабета.

Механизм влияния стресса на глюкозу


Любые, даже незначительные негативные эмоции, способны стимулировать защитные силы организма. Это приводит к снижению внутренних защитных резервов. Нарушение метаболизма тоже один из крупных симптомов, источником которого является стресс.

При сильном нервном напряжении организм снижает выделение инсулина, уменьшая уровень его содержания в теле человека, ингибирует работу желудочно-кишечного тракта и половые функции. Все силы мобилизуются на борьбу с источником возбуждения.

При стрессе происходит непроизвольное базальное угнетение выделения инсулина, а также повышается выброс молекул сахара из запасов организма. В результате этого развивается гипергликемическое состояние и недостаток инсулина в организме.

Выделение инсулина стремится к своим минимальным значениям и при физической нагрузке, при недостатке питания и нервном напряжении. При этих состояниях организм остро нуждается в углеводах и жирах.

Гормон кортизол в обычном состоянии жизненно необходим организму. Он помогает заживлению ран, улучшает работоспособность, стимулирует организм. Выделение кортизола при стрессе значительно повышается по сравнению с состоянием покоя. Он взаимодействует с некоторыми другими гормонами, влияющими на сужение сосудов. Еще кортизол влияет на углеводный обмен в организме.

Он увеличивает скорость разложения белков и частично блокирует их производство. Еще гормон оказывает влияние на жировой обмен в организме. Под его действием ускоряется расщепление жиров и выработка холестерина.

В кишечнике замедляется растворение и всасывание кальция, который принимает непосредственное участие во многих обменных процессах организма.

Повышенный уровень гормона кортизол в крови человека создает чрезмерную нагрузку на организм. И если в наследственном анамнезе есть предрасположенность к такому заболеванию, как диабет, то он может активироваться под действием всех этих факторов.

В это же время поджелудочная железа начинает выработку гликогена, способного расщепляться на молекулы глюкозы. Также при стрессе активизируются защитные функции клеток. Организм прекращает накапливать и запасать энергию, высвобождая ее в кровь. Таким образом, происходит нарушение восприимчивости некоторых тканей к инсулину.

Как понизить сахар в крови


Установлено, что под влиянием острого или хронического стресса у человека помимо единовременного выброса глюкозы в кровь возможно развитие такого грозного заболевания, как сахарный диабет.

Если анализ крови показал увеличенный уровень содержания сахара, то в первую очередь нужно постараться устранить источник стресса и перестать нервничать.

Также важно перейти на диету, предписанную при преддиабете, исключив из рациона жиры и сахара. Желательно проконсультироваться с врачом по поводу этой проблемы и через три месяца пересдать кровь на уровень сахара.

Дополнительно требуется оценить изменения веса. Если повышенный уровень глюкозы случился из-за депрессивного состояния, то, возможно, причина кроется именно в изменении массы тела.

Еще можно изучить способы, позволяющие дополнительно расслабиться и отвлечься от стрессогенных факторов. Дыхательные упражнения, занятия спортом для души, релаксация, возможно, новое хобби – все это позволит нормализовать душевное состояние, и предостеречь организм от развития болезни.

Повышение сахара у больных диабетом


Развивается повышенный уровень глюкозы по такому же принципу, как и у здорового человека. Проблемы начинаются позднее, когда опасность проходит, и должны начаться процессы выравнивания сахара в крови. Специальные компенсаторные реакции организма постепенно должны приводить обмен веществ в состояние, соответствующее норме. Однако у больного сахарным диабетом возможность бороться с таким значительным выбросом глюкозы в кровь снижена или отсутствует.

Существующие механизмы нормализации обмена веществ или не срабатывают, или действуют, но в недостаточной мере.

Последствиями стресса могут быть такие грозные заболевания, как:

  • нарушения работы сердечно-сосудистой системы;
  • нарушения в работе почек;
  • могут активизироваться разнообразные болезни ног;
  • увеличивается склонность к инсультам;
  • может развиться слепота.

Также британские ученые установили, что состояние стресса может спровоцировать у больных диабетом потерю памяти.

Для профилактики также рекомендуют употребление минеральных комплексов, содержащих в своем составе цинк. Этот элемент обладает свойством контролировать сахар в крови. Он помогает поджелудочной железе работать, вырабатывая инсулин. Еще он облегчает поступление адреналина в клетки.

Для людей, живущих с диагнозом «диабет» очень важно научиться бороться со стрессом и его последствиями. Здоровый образ жизни должен стать не рекомендацией, а постоянным явлением. Позитивный настрой и оптимистичный взгляд на окружающий мир – это отличная профилактика при стрессе. Именно такая жизненная позиция позволяет смягчить негативные влияния нервного напряжения и облегчить симптомы диабета.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.

Цели урока:

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие: способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.


Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.


Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Представление гостей.

  1. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат?

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны?

Какое действие на организм оказывают гормоны?

(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

  1. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

(учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Поиск решения проблемы.

Пользуясь учебником (с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»


8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.


9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.

  1. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

  1. Вторичное закрепление знаний.

Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

(самопроверка)

Ключ:

Вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

Вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

Вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –

Сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

Познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

Всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

Следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...

  1. Домашнее задание.

С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение 1

Информационный лист №1.

Сахарное равновесие в крови.

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.

У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продуты очень ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.

Как же вернуть его к норме? Прежде всего, врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Информационный лист №2.

Гормон активных действий.

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина. В особых, критических состояниях человека (при испуге) количество адреналина может повыситься в 1000 раз. В условиях стресса адреналин усиливает работу мышц, повышают содержание глюкозы в крови (для обеспечения возросших затрат мозга), усиливают кровоток в мозге, повышают уровень артериального давления и усиливают сердечную деятельность.

При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Эту болезнь описал И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи».

При адиссоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа приобретает бронзовый оттенок. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Информационный лист №3.

В сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевание связано с нарушением функций щитовидной железы, иногда его узнают не сразу, проходят многие месяцы.

При нарушении функций щитовидной железы развивается базедова болезнь. Увеличивается щитовидная железа а, следовательно, количество вырабатываемого ее гормона. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, наступает похудание, дрожание рук, пучеглазие, нервозность, нарушается работа сердца. Лечит больного хирург, удаляя разросшиеся ткани щитовидной железы.

Что происходит, если в кровь поступает мало гормона щитовидной железы? Возникает микседема. Признаки болезни: вялость, слабость, апатия, расход энергии резко падает, понижается иммунитет, развивается слабоумие.

При снижении функции щитовидной железы в детстве развивается кретинизм. Отмечается торможение ребенка в развитии, малый рост, слабоумие.

Для лечения микседемы и кретинизма врач назначает препараты, содержащие гормон щитовидной железы.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Информационный лист №4.

Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии?

Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, у которой рост 38 см, и с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2 м. 48 см.

Поему наблюдается такая разница в росте? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз.

Избыточное выделение гипофизом гормона роста может усилить рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост был 90 см.. Чтобы увеличить рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.

Информационный лист №5.

В мужском как и в женском организме выделяются и мужские, и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается мужской половой гормон, а у женщин – женский. При нарушении этого соотношения у полов появляются вторичные признаки противоположного пола. Так, у мужчин могут увеличиться молочные железы, округлиться бедра и т.д. И наоборот.

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение2

Вариант 1.

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

  1. надпочечников
  2. поджелудочной железы
  3. щитовидной железы

2. Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

2) пищеварительных

3) внутренней секреции

3. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности

1) щитовидной железы

2) печени

3) поджелудочной железы

4. При повреждении клеток поджелудочной железы, в которых образуются гормоны, человек заболевает

1) язвой желудка

2) микседемой

3) сахарным диабетом

5. Контролируют и регулируют деятельность организма человека системы:

1) пищеварительная и нервная

2) кровеносная и эндокринная

3) нервная и эндокринная

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 2.

1. Гормон, содержащий йод, вырабатывает:

1) поджелудочная железа 3) гипофиз

2) надпочечники 4) щитовидная железа

2. Гормон, ускоряющий частоту сердечных сокращений, - это:

1) инсулин 3) норадреналин

2) адреналин 4) ацетилхолин

1) щитовидной железы 3) поджелудочной железы

2) надпочечников 4) яичника

4. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:

1) задержка роста у детей

2) отдергивание руки от огня

3) дрожь

4) приступ кашля

5. Гуморальная регуляция организма осуществляется посредством:

1) ферментов 3) гормонов

2) пигментов 4) витаминов

6. В крови больного обнаружено повышенное содержание сахара. Недостаток, какого гормона вызывает такое явление?

  1. гормона роста
  2. инсулина
  3. тироксина
  4. адреналина

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 3.

1 . Из приведенного списка выберите железы только внутренней секреции.

  1. Гипофиз
  2. Слезные железы
  3. Щитовидная железа
  4. Слюнные железы
  5. Надпочечники
  6. Потовые железы

2. Установите соответствие между эндокринным заболеванием и железой, при нарушении деятельности которой оно возникает.

3. Соотнесите названия желез внутренней или смешанной секреции с их функциями.

Запишите ответ в виде последовательности букв

Человека;

Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного

Аппарата и гуморальной регуляции, с мерами

Предупреждения заболеваний и поддержания нормальной

Жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности

Гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

Способствовать развитию умений ставить перед собой цели

И добиваться их решения;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого

Отношения к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

III . Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи урока:

  1. Разноуровневые тестовые задания.
  2. Частично-групповая работа.
  3. Самостоятельное выполнение тестовой работы.
  4. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.
  5. Вопросно-ответное общение.
  6. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  7. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»
  8. Решение нестандартных творческих задач
  9. Разноуровневые домашние задания.
  10. Урок проведен с использованием элементов технологии ЛОУ, проблемного обучения, использования ИКТ, традицоннных объяснительно - иллюстративных.

Главная проблема, над которой работали на уроке - это формирование личной значимости изучаемого материала для учащихся.

IV. Урок комбинированного типа способствовал:

  1. Формированию знаний о роли гормонов в обменных процессах организма
  2. Формированию и совершенствованию умений отбирать и оценивать информацию, применять полученные знания в новой ситуации
  3. Закреплению знаний полученных на уроке и по теме, путем решения разноуровневых тестовых заданий, нестандартных творческих задач.
  4. Систематизации знаний , работа с таблицей.

V. Урок непосредственно связан с предыдущими уроком; на предыдущем уроке была изучена тема «Эндокринный аппарат и его особенности», при актуализации на поверхность были подняты знания, необходимые для изучения новой темы. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

VI. Содержание урока определилось необходимостью больше внимания развитию информационной грамотности т.к. необходимо целенаправленно готовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ:

1) развивая их уровень коммуникативной компетенции,

2) развивать способность к построению рассуждений на заданную тему.

3) развивать умения решать тестовые задания и нестандартные творческие задачи.

VII . Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний – воспроизведение знаний учащихся по теме «Эндокринный аппарат, его особенности», необходимых для овладения новым материалом. Посредством деятельности учителя формулирование темы урока учащимися.
  3. Постановка учебной проблемы. . Формирование целей и задач урока посредством деятельности детей.
  4. Поиск решения проблемы. Самостоятельная работа в парах по изучению нового материала: работа по отбору и оцениванию информации с использованием учебника и информационных листов. Публичное выступление по теме и трансформация полученных знаний в форме заполнения таблицы.
  5. Первичное закрепление знаний. Решение нестандартных задач в ходе ролевой игры «На приеме у эндокринолога». Работа в группах.
  6. Вторичное закрепление материала. Выполнение тестового задания различного уровня сложности, что необходимо для создания ситуации успеха. Ученики сами определяют выбор: тест на проверку знаний полученных на уроке – задания с выбором одного ответа из трех; тест с заданиями с выбором одного ответа из четырех, или тест повышенной сложности. По окончанию работы с тестом проводится взаимопроверка, оцениваются результаты работы. Проводится рефлексия.
  7. Подведение итогов урока. Устанавливается соответствие между заданиями урока и его результатами.

Проводится рефлексия.

Результат: объективный – отметки

Субъективный – осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов. Дидактической задачей этого этапа явилась мобилизация учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата.

8. Сообщение домашнего задания. Домашнее задание состоит из 2 частей:

  1. обязательной страницы учебника и вопросы к тексту учебника.
  2. задание по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить) работе с ИНТЕРНЕТом.

VIII. Для того, чтобы стимулировать проявление обучающимися инициативы и самостоятельности, были использованы следующие приёмы:

  1. Разноуровневые задания (тесты)
  2. Проведение ролевой игры.

Это позволило на уроке учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся.

IX. Урок способствовал проявлению индивидуальности обучающихся т.к. преобладал поисковый и творческий характер зданий. На уроке использовались наглядности и дидактический материал, которые соответствовали этапам урока (информационные листы, нестандартные творческие ситуации, тесты, электронная презентация, материал для самоанализа).

X . С целью развивать у обучающихся способности к рефлексии и обеспечить принципы саморегуляции и сотрудничества, на различных этапах урока поведена рациональная рефлексия (ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха? Достиг ли я цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы)

На уроке старалась разумно сочетать коллективные и индивидуальные виды заданий, применять полилоговые формы общения, создавать ситуацию успеха для обучающихся.