Холотропное дыхание – залог идеальной жизни. Холотропное дыхание: вред и польза

Холотропное дыхание - самая эффективна из трех применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник («большая четвёрка» - холотропное дыхание, вайвейшн, ребёфинг, Свободное Дыхание).

Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы Станиславом Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной, в качестве легальной альтернативы психоделической терапии.

Доктор медицины Станислав Гроф - врач и учёный, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста. Он родился в Праге, 1 июля 1931 года. В 1956 году получил диплом врача от Медицинской школы Карлова университета в Праге и степень доктора наук от Чехословацкой академии наук. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает основы психоанализа и принимает участие в новаторских научно-исследовательских проектах. В 1959 году он удостаивается премии Кюфнера - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. Начиная с 1961 года он возглавляет исследования применения ЛСД и лругих психоделиков для лечения психических расстройств. В 1967 году, как стипендиат Фонда поощрений психиатрических исследований (США), он получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мерилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 год С. Гроф живёт и работает в Эсаленском институте (Биг-Сур, Калифорния, США). В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает технику холотропного дыхания - уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста. Станислав Гроф является одним из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), долгое время являлся её президентом. Он также выступал в качестве организатора и координатора международных конференций в США, Индии, Австралии, Чехословакии и Бразилии. В настоящее время С. Гроф - профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований, где преподаёт на двух факультетах: психологии и межкультурных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов Grof Transpersonal Training ("Трансперсональные тренинги Грофа"), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Станислав Гроф - автор и соавтор более ста статей и шестнадцати книг. Его тексты неизменно привлекают внимание как профессоналов, так и всех тех, кто интересуется самоисследованием и духоным ростом. Книги и статьи Станислава Грофа переведены на двенадцать языков, включая немецкий, итальянский, испанский, португальский, голландский, шведский, датский, русский, чешский, польский, китайский и японский. Станислав Гроф начал свою медицинскую карьеру будучи классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатство и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретических ограничениях фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного; 2) трансперсонального бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); 3) перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Эта область бессознательного несет в себе наибольший трансформирующий потенциал. В своих последних работах Станислав Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует более всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой для всех стадий развития сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций, свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному. Гроф сам ассистировал на около четырех тысячах сеансов психоделической психотерапии и через его семинары по холотропному дыханию прошли десятки тысяч людей во всех странах мира и всех национальностей.

Удивительна история создания холотропного дыхания. Еще до запрета в США (а потом и во всем мире) психоактивных веществ было замечено, что в конце психотерапевтической психоделической сессии, если проблема не была проработана до конца, пациенты начинали интенсивно дышать, чтобы продолжить оставаться в измененном состоянии сознания и доработать тот психологический материал, который поднялся из бессознательного.

После запрета на использование психотомиметиков в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф стали использовать в своей работе интенсивное дыхание. Поначалу группа пациентов интенсивно дышала, а С. Гроф был инструктором, ведущим процесса, и помогал участникам. Но в один «прекрасный» день он потянул спину и не смог помогать дышащим. Тогда у него возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии: во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами. Результат превзошел все ожидания. Переживания у участников процесса оказались гораздо более интенсивными, а психотерапевтический эффект от сессий более сильным.

Холотропное дыхание было официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в 1993 году в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Основные понятия холотропного дыхания

Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология . Основными элементами холотропного дыхания являются:

  • более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии
  • побуждающая музыка
  • помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Лучше всего о холотропном дыхании, вероятно, рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

В середине семидесятых годов, Станислав и Кристина Гроф разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием , и начали систематически использовать его на семинарах.

Холотропное дыхание сочетает в себе такие средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые обычно наблюдают во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить - дыхание.

Теоретические положения
Станислав и Кристина Гроф

Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком.
Понимание того, что необычные состояния сознания, вызываемые холотропным дыханием, а также и аналогичные состояния, возникающие спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы психики и организма.
По мере разворачивания этого процесса «внутренний целитель» проявляет терапевтическую мудрость, превосходящую знания, которые могут быть выведены из когнитивного понимания индивидуального практика или любой специфической школы психотерапии или телесной работы.

Практический подход

Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое дыхание, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом. Это дополняется творческим самовыражением, таким как рисование мандалы и обсуждением опыта. Холотропное дыхание можно проводить как один на один, так и в групповой ситуации, где участники меняются местами: то в роли дышащих (холонавтов), то в роли сидящих (ситтеров).
Перед первым опытом холотропного дыхания участники получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, которые возникают в сессиях холотропного дыхания (биографические, перинатальные и трансперсональные), а также технические инструкции как для дышащих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и, если они касаются кого-то из участников, эти люди получают рекомендации специалистов.
Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.
Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д.) является целостной частью процесса холотропного дыхания . Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной. Поскольку описанное выше развитие процесса является среднестатистическим, его следует изменить, если динамика групповой энергии протекает иначе.
Ситтеры во время сессии холотропного дыхания должны быть ответственными и ненавязчивыми, заботящимися об эффективном дыхании, безопасности окружения, уважающими естественное разворачивание переживания и обеспечиващими помощь во всех необходимых ситуациях (физическая поддержка, помощь, если нужно выйти в туалет, подать салфетку или стакан воды и т.д.) Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими весь спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, исходящие из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.
Очень важно иметь достаточно времени для проведения сессии. Обычно она занимает от двух до трех часов. За это время процесс, как правило, приходит к своему естественному завершению, однако в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии холотропного дыхания ведущий предлагает работу с телом, в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы понять, что происходит с дышащим, и создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению, какую бы форму оно ни принимало. Эта работа с телом является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.
Фасилитаторы холотропного дыхания должны осознавать, что, когда они используют метод, вызывающий у клиента необычные состояния сознания, существует возможность необычайно интенсивных проекции, включая регрессивную жажду подпитки, сексуальный контакт или духовную связь. Эти проекции зачастую сосредоточены на фасилитаторе. В этих случаях фасилитатору следует быть чувствительным к нарушениям равновесия в ролях клиента и позаботиться о том, чтобы помогать клиентам, у которых возникают такие переживания. Фасилитаторы соглашаются в том, чтобы практиковать холотропное дыхание этически.
Групповое обсуждение происходит в тот же день после перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и систему холотропного дыхания . Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять свои переживания, возвращаясь к своим прозрениям, полученным в сессии. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. При случае, возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.
Существует множество подходов, дополняющих холотропное дыхание . Однако, что бы вы ни использовали, следует четко понимать, что это не является частью холотропного дыхания . И если практика проведения дыхательной сессии значительно отличается от того, что описано выше, для такой практики не нужно использовать название «холотропное дыхание ». Мы просим заменить это другим термином, не связанным с нашими именами .(

ПАМЯТКИ СИТТЕРА И ХОЛОНАВТА

Памятка ситтера (сидящего)

Заключите контракт с дышащим, обсудите его пожелания и предпочтения.

Сведите до минимума разговоры во время дыхания, так как это может мешать дышащим пребывать в своем процессе.

Сосредоточьте на дышащем все внимание, расположившись рядом с его головой, и не отвлекайтесь на происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих и могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с дышащим в одном пространстве переживания, внимайте этому пространству, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, оставаясь столь же спокойным. Если дышащий активен, иногда лучше чувствуется его состояние, при легком движении в том же ритме.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.

Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов.

Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время одного из ведущих.

Будьте внимательны к любому уязвимому месту на теле дышащего и информируйте ведущего, если он работает с вашим дышащим, о наличии таких областей.

Помогите дышащему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки.

Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы позвать ведущего.

Проследите, чтобы ваш дышащий был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания процесса.

Попросите оставить еду вам и дышащему, если он все еще находится в процессе ко времени начала обеда (ужина).

Приведите в порядок ваше место в зале для дыхания, после того как проводите дышащего в комнату для рисования мандал.

Памятка холонавта (дышащего)

Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией.

Если вы дышите сегодня, то ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком?

Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите более глубоко и часто в течении часа. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.

Оставайтесь в позе лежа на спине - позе открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Если вы выполнили его, постарайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому.

Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

    Каким образом напоминать вам о дыхании;

    Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;

    Какая поддержка необходима вам от партнера;

    Каковы особенности вашего проявления в сессии;

    Условьтесь о сигналах несловесного общения:

    Каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;

    Как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.

Избегайте разговоров, уважайте переживания других участников. Разговоры выводят людей из необычного состояния, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.

Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает быть в медитативном настрое.

Попросите о помощи, если чувствуете сильные блоки, боль или напряжение в теле и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии.

Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т.п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравиться музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих -- свободным танцем тела, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.

Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1.5-2.5 часов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ждать ее окончания.

Не следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции.

Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.

Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.

Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.

Сон - это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями

Обобщенный материал о холотропном дыхании

Холотропное дыхание – это одна из самых эффективных дыхательных техник, разработанных для психотерапии. Холотропное дыхание, созданное как легальная замена психоактивным веществам после их официального запрета, позволяет добиться схожего эффекта, как и от приема психоделических препаратов – то есть измененного сознания. Переживание сюжетов бессознательного (зачастую неприятных) приводит к активации «внутреннего целителя», то есть скрытой внутри организма самовосстанавливающей силы.
Результаты, которых позволяет добиться техника холотропного дыхания, впечатляют – это избавление от стрессов, глубинных страхов, старинных психологических травм, которые, будучи неосознаваемыми, негативно влияют на Вашу жизнь. Холотропное дыхание – это универсальный путь к скорейшему личностному, духовному росту.

История разработки холотропного дыхания

В середине двадцатого века Станислав Гроф, перспективный психиатр-клиницист, возглавил проект, направленный на изучение лечебного воздействия психотропных веществ на людей, страдающих от психических расстройств. Наблюдая за пациентами, находящимися в состоянии измененного сознания, Гроф приходит к выводу, что Фрейдистские концепции психологии человека хотя и могут быть использованы, но все же не дают общего представления о человеке. Продолжая свои исследования, Станислав Гроф описал 4 области психики:
  • Сенсорный барьер
  • Индивидуальное бессознательное
  • Область рождения
  • Трансперсональный уровень
Входя в состояние измененного сознания, пациенты Грофа неизменно сталкивались со всеми четырьмя областями психики, что, в конечном итоге, и приводило к проживанию довлеющих сюжетов, самопознанию и избавлению от расстройства.
Также в ходе исследований ученый заметил, что пациенты, стремясь продолжить ослабевающий эффект ЛСД, для полной проработки всплывшего сюжета начинали глубоко и часто дышать, таким образом не позволяя себе выйти из состояния измененного сознания. Именно это наблюдение в дальнейшем и подтолкнуло к созданию холотропного дыхания – техники, при помощи которой измененные состояния достигаются не под влиянием химических препаратов, а под воздействием самого естественного процесса – дыхания.
Вскоре Гроф запатентовал изобретенную методику и в 1993 году Минздрав РФ зарегистрировал холотропное дыхание как метод психотерапии.

Как проходит сеанс холотропного дыхания?

Сеансы холотропного дыхания базируются на трех обязательных элементах:
  • Глубокое и быстрое дыхание (холотропное дыхание)
  • Побуждающая музыка
  • Специфические приемы работы с телом для помощи холонавту в высвобождении энергии
Перед началом тренинга все участники разбиваются на пары и получают более глубокое представление о холотропном дыхании. В паре один участник является ситтером – помощником, а второй – холонавтом, то есть практикующим холотропное дыхание. После первого сеанса участники меняются ролями.
Комбинация музыки и глубокого, быстрого дыхания позволяют добиться всех эмоциональных состояний и переживаний, достигаемых при приеме психотропных веществ.
Выход из измененного состояния сознания происходит автоматически через полтора часа после начала, так как человек оказывается не в силах и далее поддерживать необходимый темп дыхания.
Холотропное дыхание настолько эффективно, насколько активно (глубоко и часто) дышит холонавт. Во время сеанса ситтер делает все, чтобы помочь своему холонавту, при этом не вмешиваясь в процесс, если холонавт прямо не попросит об этом. Перед началом сеанса ситтерам объясняются правила поведения.
Холотропное дыхание – это путь к самопознанию и личностному развитию.

Изначально технику холотропного одни считали настоящим прорывом в психологии, а другие - неплохой альтернативой ЛСД (самого известного психоделика). Но сегодня среди учёных эта практика считается одной из сильнейших видов психокоррекции.

Что это

Холотропное дыхание - способ исследования самого , психотерапевтический приём, основывающийся на учащённом дыхании. Методика признана одной из лучших среди дыхательных техник современности (существует ещё ребёфинг, вайвейшн, свободное дыхание).

История появления

Разработчиками техники холотропного дыхания являются американские трансперсональные психологи Станислав и Кристина Гроф. В 1975 году они предложили её взамен запрещённой ЛСД-терапии, .

Сама история возникновения этой методики достаточно интересна. Ещё до того, как психоактивные вещества запретили, заметили, что по окончании психотерапевтического сеанса при непроработанной проблеме начинали активно дышать. Это делалось, чтобы оставить своё изменённым и иметь возможность довести всё до конца. Когда супруги Гроф начали использовать этот метод, Станислав инструктировал , руководя происходящим.

Но как-то психолог повредил и не мог вести процесс как обычно, именно тогда у Грофа появилась - разделить людей по двое: во время первой сессии один (холонавт) дышал, а второй (ситтер, сиделка) - ему помогал, затем они менялись.

Знаете ли вы? В России такую технику разрешили в 1993 году, зарегистрировав её как один из психотерапевтических методов.

Эффект был поразительным - ощущения людей оказались значительно насыщеннее, а результат психотерапии - сильнее.

Вред или польза

Как у всех подобных приёмов, у такой методики есть приверженцы и противники. Чтобы разобраться - хорошо это или плохо, необходимо узнать позицию каждого.

Сторонники холотропного метода

Сторонники данной терапии уверены - она абсолютно не опасна для здорового , у которого нет противопоказаний и который прошёл обучение у профессионала.

По их словам, холотропное дыхание безвредно, ведь его контролирует сиделка или же опытный инструктор. Кроме того, методика подтверждена научно. И всё происходит не через употребление наркотика, а благодаря обычному дыханию.

Приверженцы методики отмечают её самый важный эффект - сознание освобождается от того, что ему мешает: зажимов, блоков, психических напряжений, . Плюс ко всему, холонавт получает полную свободу действий относительно своей самореализации.

Что говорят противники методики

У критиков же своя позиция касательно методики. По их мнению, глубокое, ритмичное и учащённое вдыхание/выдыхание ртом, да ещё и без остановок приводит к скачку кислорода, провоцируя понижение углекислого газа в тканях и гипервентиляцию лёгких, что может стать причиной рефлекторного сужения сосудов, прыжка , понижения работоспособности гемоглобина, нарушения обмена веществ.
Методика может спровоцировать непоправимые последствия (например, отёк мозга) или же вообще привести к смерти. Не исключается и серьёзный вред для , и других .

Правильная техника и основы холотропного дыхания

Сначала следует изучить основы методики холотропного дыхания и ознакомиться с правильной техникой выполнения, узнав, как нужно дышать.

Основные принципы


Как проходит сессия

В классическом варианте подаётся вот такая инструкция относительного холотропного дыхания:

  • 5-10 минут дыхание медленное, глубокое;
  • следующие 40-60 минут - глубокое, учащённое;
  • следующие 20 минут - начните с медленного, поверхностного дыхания, а завершите обычным.

Возможно ли использование в домашних условиях

Что такое ребёфинг (истоки методики)

Ребёфинг - ещё одна дыхательная психотехника, которую создал американец Леонард Орро в начале 1970-х годов. Применяют ребёфинг при серьёзных психоэмоциональных нарушениях, возникших в детстве и остающихся даже во взрослом возрасте, для снятия и самопознания, нарушениях сна, для подготовки к безболезненным родам.

Есть мнение, что ребёфинг - безопасный вид дыхательных практик, в отличие от холотропного дыхания, хотя теория и практика ребёфинга много в чём строится на методиках супругов Гроф. Истоки данного вида дыхательных психотехник корнями уходят в (управление жизненной энергией с помощью дыхательных упражнений в ).


Но у ребёфинга всё же имеются свои отличия. Если методика Грофа позволяет телу освободиться от , спонтанно пройдя через все переживания и полностью осознавая и принимая происходящее, то в ребёфинге главная суть - осознание того, что «мысль материальна», или, другими словами, - «мысль творит вашу действительность».

Самостоятельное холотропное дыхание: техника в домашних условиях

Основы техники холотропного дыхания в домашних условиях таковы:

  1. Вначале в целях вашей безопасности нужно обязательно покрыть чем-то мягким все возможные опасные углы и поверхности в комнате, где будут проходить занятия.
  2. Рядом непременно должен присутствовать опытный ситтер - он будет оберегать, помогать и в конце внимательно вас выслушает.
  3. Обратите внимание, что у такой методики две основных момента: частота и глубина дыхания, которые первое время трудно совместить, но для этого просто необходима практика. Вспомните, как дышит пёс, и попробуйте подышать так же, увеличивая амплитуду.
  4. Для ввода сознания в изменённое состояние крайне важны первоначальные 20 минут. Дальше же вы будете прислушиваться к себе, регулируя дыхание.

Важно! В какой-то момент может не захотеться дышать вовсе, воспринимайте это лишь как необходимую часть процесса.

Новички нередко сталкиваются с проблемой блоков, которые проявляются, например, судорогами в конечностях. А это очень мешает, отвлекая .

В таком случае ситтер может взять вас за руку, но вы, максимально сопротивляясь, должны тянуть её на себя. Пусть помощник надавит на место, где чувствуется

Холотропное дыхание — это особая дыхательная техника, использующаяся в психотерапии для осознания вытесненных в подсознание переживаний. Сама техника холотропного дыхания заключается в интенсивном учащенном дыхании, в результате которого возникает гипервентиляция легких. Гипервентиляция в свою очередь приводит к сужению сосудов головного мозга, отключению коры мозга и включения в активную работу подкорки.

Холотропное дыхание в психотерапии

Холотроп был изобретен психотерапевтами Станиславом и Кристиной Гроф как замена психотропным препаратам, использующимся в психотерапевтических сеансах для освобождения вытесненных из сознания переживаний. Станислав Гроф заметил, что под воздействием психоактивных препаратов, когда на поверхность сознания всплывают тяжелые эмоции не осознаваемые ранее, человек начинает дышать чаще и глубже. Дальнейшие исследования показали, что само по себе такое дыхание приводит к тому же эффекту, что и применение препаратов. Поэтому после запрета психоактивных веществ, Станислав и Кристина Гроф заменили их практикой холотропного дыхания.

Само по себе учащенное дыхание, отключая защитные механизмы психики позволяют увидеть и разрядить тот психологический материал, которые наша психическая защита скрывает от нас в нашем обыденном состоянии.

Техника выполнения холотропного дыхания

Методика холотропного дыхания заключается в более учащенном и глубоком дыхании. Обычная инструкция не включает в себя четких параметров частоты и глубины, а предлагает найти свой индивидуальный подход в процессе практики. В больше мере техника представляет собой погружение в свои переживания и анализ полученного опыта. Также большое значение имеет музыка, которая служит для стимуляции нужного состояния сознания у практикующего.

Всего можно выделить четыре составляющих техники холотропного дыхания.

1) Глубокое учащенное и ритмичное дыхание ртом с отсутствием паузы между вдохом и выдохом

2) Музыкальное сопровождение для стимуляции процесса

3) Погружение в глубокие переживания всплывающие из подсознания

4) Анализ и выражение полученного опыта в виде рисунков или другого творческого процесса

Холотропное дыхание выполняется в паре: практикующий (холонавт) и ситтер. Ситтер нужен для того, чтобы следить за ситуацией, направлять практикующего, помочь избавиться от мышечных зажимов и для безопасности. Обычно в один день проводится два сеанса, сначала один дышит, второй страхует, а потом они меняются.

Холонавт — это человек, практикующий холотропное дыхание.

Рассмотрим подробнее технику выполнения:

Итак, запомните три главные характеристики дыхания:

  • дыхание только ртом
  • ритмичное
  • глубокое
  • частое
  • дыхание только грудной клеткой
  • быстрый резкий вдох и расслабленный выдох

Сам сеанс выглядит так:

  • Ложитесь на спину, руки и ноги свободно раскиньте как вам удобно
  • Включите музыку, специально подобранную для сеанса (в интернете есть готовые сборники)
  • Глаза закройте и не открывайте в течение сеанса
  • Дышите как описано выше несколько минут
  • Сосредоточьте внимание на технике дыхания и ощущениях в теле
  • На мысли и образы не отвлекайтесь, держите внимание на дыхании и теле
  • Если возникли судороги или сильное напряжение, старайтесь сбросить напряжение и расслабиться при помощи образов
  • Результативность сеанса зависит от того насколько хорошо вы сможете расслабиться
  • После завершения дыхательной практики нужно полежать расслабившись не менее 30 минут

Как делать холотропное дыхание самостоятельно в домашних условиях

  • Выделите время около 1,5 — 2 часов, позаботьтесь, чтобы вас ничего не отвлекало во время сеанса
  • Проветрите помещение для сеанса, найдите пространство, чтобы можно было свободно лежать на спине раскинув руки иноги
  • Включите заранее подобранную музыку для сеанса
  • Используйте сеанс холотропа для разрешения определенной психологической проблемы, определитесь, какую проблему вы хотите решить
  • Используйте описанную выше технику дыхания для входа в измененное состояние сознания

Через сколько начинает действовать холотропное дыхание

Обычно дышать нужно около 20 минут для того, чтобы войти в нужное состояние. Следующие 20 минут мы продолжаем дышать переживая все, что всплывает в сознании, затем 20 минут идет пик сеанса и разрядка психических проблем, затем мы отдыхаем и стараемся осознать опыт.

Практика холотропного дыхания

Для чего нужно холотропное дыхание? Результатом практики должно быть проявление блоков. Они могут проявляться в виде телесных зажимов, которые нужно расслабить. Здесь вам может помочь ситтер слегка надавливая и массируя место телесного блока. Также блоки могут выходить в виде картинок в сознании, мыслей и эмоций. В памяти могут всплывать забытые события из жизни, страхи или другие ощущения. Ваша задача просто переживать весь поток сознания, а после сеанса выразить в свободной форме при помощи рисования, лепки из пластилина или любого другого творчества.

Как часто нужно практиковать холотропное дыхание? Рекомендуется практиковать холотропное дыхания следуя своим собственным ощущениям в потребности. Ответ на этот вопрос будет очень индивидуальным для каждого человека.

Лишний вес неизбежно ставит человека перед выбором. Какой способ похудения выбрать, какому методу отдать предпочтение, выбрать таблетки, БАДы или большие физические нагрузки? Можно ли худеть, не беспокоясь о своем здоровье, и стоит ли придерживаться какого-то одного способа? В процессе похудения становится понятно, что наиболее действенным можно считать метод комплексного подхода, который позволяет влиять на проблему с разных сторон. Это и умеренные физические нагрузки, и сбалансированное питание, и правильный психологический настрой. Одним из способов осознанно похудеть и улучшить свое самочувствие, по-праву признана техника холотропного дыхания.

Холотропное дыхание представляет собой популярную психотерапевтическую практику , которая оказывает благотворное влияние на работоспособность всех органов человека, создает эффект похудения и оздоровления организма, активизирует скрытые резервы и раскрывает потенциал. В сочетании с легкими физическими нагрузками и сбалансированным питанием техника холотропного дыхания поможет не просто избавиться от лишних килограмм, а и выведет на качественно новый уровень жизни.

Кое-что из истории появления методики

Признание Минздрава РФ практика холотропного дыхания получила чуть менее 20-ти лет назад (в 1993 году официально зарегистрирована Минздравом РФ). Именно тогда данная техника приобрела наибольшую популярность и заинтересованное внимание со стороны медиков.

В семьдесят пятом году, на основании положительных исследований проводившихся в институте Эсален, холотропное дыхание было официально разрешено, как перспективный метод, дающий хороший терапевтический результат.

Основой холотропного дыхания служат духовные и психологические практики мира . Главная задача практики - исцеление и достижение целостности при погружении на определенный уровень сознания.

Что представляет собой практика холотропного дыхания

В основе метода лежит принцип учащенного, глубокого, связного дыхания. Во время холотропного дыхания между вдохом и выдохом не делается пауз, что погружает сознание человека в необычное состояние. Целительный эффект, который наступает от такого способа дыхания, используется уже на протяжении нескольких тысяч лет.

Древние цивилизации и первобытные культуры использовали необыкновенную целительную силу, возникающую в момент необычного состояния сознания человека, для лечения, самопознания и обретения сверх способностей. Во многих случаях данное состояние достигалось путем введения человека в транс при помощи психотропных препаратов. Методика холотропного дыхания позволяет достичь тех же результатов абсолютно безопасным способом.

Название методики состоит из двух частей - holos, что в переводе с греческого означает «цельный» и trepein - «движущийся». Таким образом, слово «холотропное » в буквальном смысле означает «движущийся к целостности ». Во время занятий человек постепенно преображается, избавляется от болезней и переживаний, освобождается от тягот, развивает сознание и стремится к целостности.

Каким образом холотропное дыхание помогает худеть

Тот, кто уделял внимание вопросу правильной техники дыхания, очень хорошо знает насколько важно, чтобы кислород поступал в организм в достаточном количестве. Техника холотропного дыхания, благодаря учащенным и глубоким вдохам и выдохам, осуществляет гипервентиляцию легких. Большое количество кислорода помогает сжигать жировые клетки. Более того, данная система дыхания значительно ускоряет все обменные процессы , что способствует активному очищению и выводу вредных веществ из организма.

Немаловажное значение для похудения и оздоровления имеет и тот факт, что во время холотропного дыхания происходят энергичные мышечные сокращения , которые можно считать эффективным естественным массажем. Это очень хорошо стимулирует пищеварительную и выделительную системы, а задействованные во время занятий мышцы спины и живота формируют брюшной пресс и хорошую осанку.

Для чего и кому нужен метод холотропного дыхания

Регулярные занятия по методике холотропного дыхания, несомненно, оказывают на фигуру самое благодатное влияние. Однако не стоит забывать, что в первую очередь техника предназначена для решения несколько иных проблем. Терапия с использованием холотропного дыхания вполне успешно справляется с целым рядом психологических вопросов . Это одна из самых популярных и интересных стратегий для снятия напряжения во время депрессии, ложных страхов, бессонницы, психосоматических болезней, приступов паники и т. д.

С большим успехом данный метод используется для личностного роста, для развития профессиональных, творческих, лидерских способностей, для активизации скрытых резервов организма и, разумеется, для вывода человека из различных тупиковых жизненных ситуаций.

Хорошие результаты холотропная терапия показывает во время лечения болезней, которые имеют психосоматическую основу. В эту категорию входят такие распространенные заболевания, как бронхиальная астма, сахарный диабет на начальной стадии, псориаз, сосудистая дистония, нейродермиты, витилиго, алкогольная и наркотическая зависимости и многое другое.

Какой эффект можно получить регулярно занимаясь по данной методике

Благодаря терапевтическим и преобразующим действиям, которые возникают в процессе измененного состояния сознания, человек получает возможность самостоятельно избавиться от тревожащей его проблемы, осознанно прорабатывая причины ее возникновения и встречаясь с ней «лицом к лицу». Освобождение от старых психологических проблем, иногда прочно засевших в нашем подсознании, приносит невероятно приятные ощущения и открывает путь для новой, более полноценной жизни.

Холотропное дыхание - это великолепный метод самоисследования , самопознания и совершенствования. Регулярные занятия помогут решить многие психологические проблемы, которые мучили человека ранее, и значительно улучшить физическое состояние.

Снижение избыточного веса, в данном случае, неизбежно . Вы осознанно и последовательно улучшаете свое тело, приводя его именно в тот вид, который изначально запрограммирован природой. Не стоит ожидать, что вы моментально похудеете. Во-первых, это очень индивидуальный процесс, который зависит от вашего желания и регулярности занятий.
Во-вторых - холотропное дыхание предназначено для оздоровления, поэтому худеть вы будете постепенно, без нанесения ущерба здоровью.
В-третьих, немаловажным фактором является ваше общее состояние. Готовы ли вы к осознанной работе над собой и насколько нацелены на результат.

В чем преимущество холотропного дыхания перед другими системами

Самое главные и самые важные преимущества данного метода перед остальными, это:

Отсутствие больших физических нагрузок;
похудение без применения химических препаратов, таблеток, БАДов и др.;
осознанное и последовательное похудение без вреда для здоровья;
устойчивый и долговременный результат;
возможность избавления от сопутствующих психосоматических заболеваний и многое другое.

Кроме того, холотропное дыхание поможет вам активизировать скрытые резервы организма, раскрыть потенциал и по-новому осознать собственное «Я». Вы обретете уверенность в себе, почувствуете внутреннюю свободу и научитесь правильно распределять энергию.

Техника холотропного дыхания многими воспринимается как универсальный инструмент для коррекции действительности и восстановления физического здоровья.

Во время занятий в состоянии измененного сознания человек может испытывать эмоциональный стресс или физические переживания. Это может быть опасно для людей, страдающих стенокардией, сердечной недостаточностью, гипертонической болезнью с повышением артериального давления, сердечной астмой и др.

Недопустимо использовать технику холотропного дыхания в состоянии беременности, поскольку оживление собственного рождения в родовой памяти может послужить стимулятором для маточных сокращений.

При эпилепсии может возникнуть опасность припадка на фоне эмоционального стресса.

Кроме того, очень часто во время занятий может возрасти внутриглазное давление, что категорически неприемлемо при таких заболеваниях, как глаукома, отслоение сетчатки глаза.

Интенсивные дыхательные движения и мышечные сокращения могут повлиять на недавние операции и травмы.

В случае маниакально-депрессивного или параноидального психоза состояние измененного сознания может спровоцировать маниакальный эпизод и стать причиной возникновения бреда, галлюцинаций и потери ориентации.

Нельзя заниматься холотропным дыханием при инфекционных заболеваниях в острой стадии.

Еще одним противопоказанием к занятиям является возраст. Детям до 14-ти лет не рекомендуют применять данную технику.

Как проходят занятия

Для создания комфортных условий сеансы холотропного дыхания проводятся в группах , которые разбиты на пары . Один из членов действующей пары является ситтером - помощником, обеспечивающим безопасность дышащему человеку, а второй - холонавт, дышащий. Одежда участников должна быть свободной, удобной, не сковывающей движений.

Занятия проходят в просторном помещении, где на мягких матах располагаются участники. После релаксации холонавты под ритмичную музыку, которая помогает держать сердечный и дыхательный ритм, начинают дыхательную сессию.

По окончании основной дыхательной части участники переходят к выражению своих переживаний посредством рисования мандалы, свободного танца, лепке из глины и, при желании, обсуждают пережитые эмоции.

Продолжительность занятий составляет от 3-х до 7-8-ми часов. Для каждого человека количество дыхательных сеансов индивидуально и может составлять от 3-х до 12-ти.

Основы холотропного дыхания

Техника холотропного дыхания основана на трансперсональной психологии и состоит из таких элементов:

Глубокое частое связное дыхание без пауз между выдохом и вдохом;
направляющая, побуждающая и катализирующая музыка;
работа с телом посредством специальных приемов, которые помогают высвобождать энергии.

Прежде чем приступить к занятиям каждый человек проходит углубленный инструктаж. На теоретической подготовке вы узнаете об основных типах явлений, возникающих в процессе измененного сознания. Смысл достижения измененного сознания заключается в терапевтическом эффекте переживаний, которые сопровождают погружение в глубинные слои психики.

К таким переживаниям относятся:

погружение в биографический материал (воспоминание о пережитом)
извлечение перинатальных матриц (внутриутробных, родовых и послеродовых эмоций)
осознание человеком взаимосвязи с окружающим миром, пространством и временем
достижение внутренней свободы и целостности

На теоретической подготовке подробно обсуждаются показания и противопоказания, даются рекомендации и советы специалистов как для ситтеров, так и для холонавтов.

В чем заключается роль ситтеров

Холонавт при помощи дыхания входит в измененное состояние сознания и начинает вести себя аутентично, полностью раскрепощаясь. В эти моменты рядом обязательно должен находиться человек, который обеспечит свободу и безопасность проявления переживаний. В состоянии измененного сознания человек делает то, что ему хочется, не обращая внимания на окружающих и не сдерживая свои желания. В функции ситтера входит:

Обеспечение безопасности холонавта;
обеспечение возможности аутентичного проявления;
помощь в снятии напряжения во время сессии;
напоминание о необходимости дышать (без слов) и др.

Как правило, ситтер и холонавт заранее договариваются о том, какая именно поддержка будет оказываться. Чтобы не нарушить дыхательный ритм партнеры вырабатывают специальные сигналы несловесного общения.

Постарайтесь первое время приходить на занятия заранее. Дайте себе время подготовить место, успокоиться, настроиться и сосредоточиться.

Надевайте только удобную одежду, не стесняющую движений. Снимите все украшения и аксессуары, которые могут вас поранить. В категорию опасных вещей входят также и контактные линзы. Обязательно снимите их перед дыхательной сессией.

Чтобы легче дышалось лучше в день занятий холотропным дыханием употреблять легкую пищу или вовсе не кушать. Это поможет вам сделать дыхание более легким, чистым и глубоким.

Не забывайте о нуждах своего организма. Перед сессией обязательно посетите туалет.

Внимательно отнеситесь к выбору партнера. Во время дыхательной сессии вас ничто не должно отвлекать. Прислушайтесь к своим чувствам, доверяете ли вы этому человеку? Если нет, то стоит поменять ситтера.

Старайтесь не разговаривать, уважайте состояние переживания участников, находящихся рядом. Любые слова и разговоры могут вывести холонавта из необычного состояния.

Помните, что вы в любой момент можете попросить о помощи или прекратить дыхание в любой момент. Для этого достаточно просто сказать «Стоп» и воздействие будет незамедлительно прекращено.

Не сосредотачивайтесь на мыслях. Пусть ваше внимание будет направлено на анализ дыхательного процесса, на звуки музыки и на поддержание ритма.

По окончании сессии не сдерживайте себя и не стесняйтесь рисовать мандалу или свободно танцевать только потому, будто вы не умеете этого делать. В данном случае важно не то, насколько умелый вы художник или танцор, а возможность использовать эти средства для самопознания.

Рассказывайте только то, что считаете нужным и полезным для собственного личностного роста. При этом воздерживайтесь от трактовки чужих переживаний.

Прислушивайтесь к советам ведущего и более опытных холонавтов.

Прежде чем покинуть место занятий холотропным дыханием, подойдите к ведущему, чтобы он убедился, что с вами все в порядке и все переживания полностью завершены.

Придерживаясь этих простых и не хитрых советов, вскоре вы почувствуете колоссальную разницу между качеством жизни до холотропного дыхания и после начала занятий. Вы станете более уверенным в себе человеком, почувствуете внутреннюю свободу и независимость, сможете легко преодолевать жизненные «тупики» и обретете целостность.

Ваша фигура преобразится в соответствии с вашим внутренним состоянием и обретет красивые формы. Хотите быть красивой, свободной и независимой, работайте не только над своим физическим телом, а и над душевным состоянием. Всегда стремитесь к гармонии и умиротворенности.

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”