Белая точка на зрачке у ребенка. Белые пятна в глазах: усталость или сигнал опасности? Почему появляются темные точки

1860 06.06.2019 5 мин.

Склера – белая видимая оболочка глаза. В норме однотонная, иногда с видимыми капиллярами. Изменение цвета белка глаза, появление на ней желтых пятен является признаком различных заболеваний. Важно вовремя провести диагностику для выяснения причин и назначения лечения. Особенно это касается детского возраста.

Сопутствующая симптоматика

Редко появление желтого пятна проявляется обособленно. Обычно присутствуют и другие симптомы отклонений в состоянии здоровья:

  • гнойные или водянистые выделения из глаза;
  • боль;
  • могут быть различны;
  • воспаление конъюнктивального мешка;
  • двоение в глазах;
  • острая реакция на свет.

Могут быть выявлены и признаки общего недомогания:

  • вялость, сонливость;
  • отсутствие аппетита;
  • ломота в суставах;
  • рвота;
  • повышение температуры тела, озноб, лихорадка.

Если ребенок еще не умеет разговаривать, нужно обратить внимание именно на общее состояние здоровья.

Правильное лечение воспалительных (неинфекционных) заболеваний глаза – ознакомьтесь с .

Пингвекула – практически не встречается в детском возрасте

Причины желтых белков и желтых пятен на белках

Появление пятен и окрашивание склеры в желтый цвет может быть вызвано офтальмологическими заболеваниями.

  1. Пингвекула. У детей почти не встречается. Связана с возрастными последствиями глаза. Локализируется пятно обычно ближе к носовой перегородке.
  2. Птеригиум. Возникает из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды. Пятно имеет треугольную форму, иногда может краснеть.
  3. Киста. Врожденное доброкачественное новообразование. С возрастом может увеличиваться в размерах.
  4. Вирусный конъюнктивит.
  5. Аллергия.
  6. Фликтена. Воспаление или аллергическая реакция на некоторые штаммы микроорганизмов.

Если белок глаза у ребенка становится полностью желтым необходимо срочно обратиться к педиатру или вызвать скорую помощь. Такое изменение цвета склеры вызвано вирусным гепатитом!

Комплексное средство для снятия отека и воспаления – к.

Птеригиум – признак плохой экологии

Правильный подход к здоровью глаз – .

У детей до 3-х лет

Для раннего возраста характерны нижеперечисленные причины:

  1. Невус или пигментное пятно. Оформляется еще в зародыше. В младенческом возрасте обычно незаметен, проявляется к 2 – 3 годам.
  2. Воспалительные процессы конъюнктивы.
  3. “Плавающее” пятно может говорить об отслоении сетчатки.
  4. Патологии печени.

Необходимо обратиться к педиатру для назначения анализов и офтальмологу.

Внимание! Данная статья носит информационный характер. Для постановки диагноза необходимо обратиться к врачу.

Профилактические осмотры у офтальмолога помогут предотвратить развитие многих недугов

Антибиотик для местного применения в офтальмологии – .

Пятнышко у новорожденных

Причины желтых белков и появления пятен на склере:

  1. Чаще всего это желтуха новорожденных. Она вызвана высоким уровнем билирубина в крови. Такое состояние возникает еще в утробе матери. Через 2-3 недели после появления на свет ребенка обычно исчезает.
  2. Киста. Закладывается на генетическом уровне. Должна регулярно наблюдаться офтальмологом. Имеет свойство увеличиваться в размере с ростом ребенка. При затрагивании зрачка удаляется.
  3. Аллергические реакции и внутриутробные инфекции.

При обнаружении желтого пятна на белке глаза у новорожденного необходимо сообщить об этом педиатру.

Когда срочно стоит идти к доктору – .

Частая причина жёлтых белков у новорожденных – физиологическая желтушка

Комбинированный противоглаукомный препарат – .

Диагностика

Для определения причины возникновения желтого пятна на белке глаза у ребенка необходимо обратиться к педиатру и офтальмологу.

Педиатр назначит:

  • анализ крови общий;
  • анализ крови на ферменты;
  • анализ мочи;
  • при подозрении на патологию печени – УЗИ брюшной полости.

Плавающее пятно может говорить о начале отслойки сетчатки

Офтальмолог:

  • проведет визуальную оценку состояния склеры;
  • выполнит стандартную проверку зрения (после годовалого возраста – с расширенным зрачком);
  • исследует глазное яблоко с помощью лампы и специализированного микроскопа.

После всех медицинских манипуляций ребенку будет поставлен диагноз.

Фототерапия поможет избавить малыша от желтушки

Когда показано назначение глазной мази Декса Гентамицин узнайте .

Лечение

После диагностики и определения причины появления желтого пятнышка или полного изменения цвета склеры назначается лечение.

  1. При выявлении желтухи новорожденных в роддомах применяется фототерапия до полного распада билирубина.
  2. В случае вирусного гепатита ребенка госпитализируют с применением медикаментозного лечения.
  3. Невус и киста не требуют лечения. Ребенок должен постоянно наблюдаться у специалиста.
  4. Патологии печени лечатся в стационаре или амбулаторно в зависимости от тяжести заболевания.
  5. Аллергические реакции останавливаются противоаллергенной или гормональной терапией.
  6. При вирусных инфекциях и воспалительных процессах назначаются препараты местного действия, в некоторых случаях – антибиотики.
  7. Отслоение сетчатки требует специализированного срочного лечения.
  8. Фликтена стабилизируется глазными каплями и мазями.

При новообразованиях глаза и невусе лечение не назначается то тех пор, пока они не влияют зрительные характеристики. В некоторых случаях показано хирургическое вмешательство даже в детском возрасте:

  • новообразование резко увеличивается в размере;
  • терапевтическое лечение не имеет результатов;
  • высокими темпами падает зрение.

Отслойка сетчатки поддается лазерной коррекции. Главное вовремя обратиться к офтальмологу.

Жёлтое пятно является признаком развития опасного заболевания

Профилактика

Для снижения вероятности внутриутробных причин возникновения желтого пятна на белке глаза рекомендовано:

  • вести матери ребенка здоровый образ жизни;
  • вовремя проводить скрининговые исследования;
  • принимать специализированные витаминные комплексы.

Мера профилактики для снижения степени риска заболевания вирусным гепатитом – соблюдение личной гигиены и избегание контакта с заболевшими.

Если речь идет о заболеваниях глаза, следует:

  • избегать механических повреждений;
  • попадания мелких частиц грязи и пыли;
  • оберегать ребенка от нахождения под прямыми солнечными лучами.
  • Появление желтых пятен на белке глаза у ребенка однозначно требует обращения к специалисту. Среди причин проявления у новорожденных чаще всего отмечается желтушка. У детей в возрасте до 3 – х лет может означать общие и врожденные патологии. Приобретенные изменения встречаются обычно у детей старшего возраста. Лечение медикаментозное, в крайних случаях – хирургическое. В других наших статьях вы можете ознакомится с и .

Внимание! Глазки недоношенного малыша требуют особого внимания. Он находится в группе риска опасного заболевания глаз - ретинопатии недоношенных . Родителям недоношенных малышей рекомендуется обязательно прочесть информацию об этом заболевании, .

Осмотреть глазки новорожденного в 1-й день его жизни довольно трудно – они у него закрыты. Из-за того что малыш плотно сжимал веки во время родов, они у него слегка опухают и краснеют.

У здорового доношенного младенца глазки ясные, роговица прозрачная, зрачки круглые, диаметром около 3 мм. Белки глаз имеют более голубой оттенок, чем у детей старшего возраста. Конъюнктивы гладкие, блестящие, розовые. Малыш живо реагирует на свет.

У глубоко недоношенных детей зрачок как бы подернут «флером» – зрачковой оболочкой.

Слезные железы ко времени рождения ребенка еще недоразвиты, и поэтому в первые дни жизни ваш малыш кричит и плачет без слез. Только при раздражении конъюнктивы глазными каплями образуется секрет, похожий на слезы. Настоящие же слезы появляются у новорожденного только к 3-недельному возрасту.

В первые дни после рождения у ребенка может возникать конъюнктивит – воспаление слизистой оболочки век и глазных яблок. Он бывает реакцией на закапывание в глаза новорожденного нитрата серебра с профилактической целью (против бленореи, вызываемой гонококком). Однако конъюнктивит может иметь и инфекционное происхождение. У ребенка краснеет слизистая глаза и конъюнктивы, текут слезы, выделяется гной, по краям век образуются корочки и пленки. На слизистой можно видеть фолликулы и кровоизлияния. При таких симптомах вам нужно обратиться к врачу. До его прихода протрите глазки ребенка ватными шариками, смоченными в слабом (бледно-розового цвета) растворе марганцовокислого калия. Если конъюнктивит вовремя не вылечить, он может дать осложнения, приводящие к потере остроты зрения.

Иногда у новорожденных обнаруживаются нарушения зрачков и радужной оболочки. Разная величина зрачков левого и правого глаза, их некруглая форма, смещение от центра радужной оболочки, отсутствие последней – сплошной зрачок, разный цвет радужки правого и левого глаза, а также участки радужки разного цвета (двухцветная радужка) – все это поводы для обязательного обращения к офтальмологу .

У здорового ребенка зрачок имеет черный цвет. Но порой у новорожденного на зрачке можно обнаружить белые либо желтые полосы, которые иногда полностью закрывают его. Мелкие помутнения хрусталика являются вариантом нормы и не влияют на зрение. В частности, они нередко встречаются у недоношенных детей и обычно бесследно исчезают.

Белый цвет зрачка может быть обусловлен помутнением хрусталика – катарактой. Сама по себе она требует хирургического лечения в раннем возрасте, для того чтобы не допустить развития слепоты. Такой дефект у младенцев сильно сказывается и на их психическом развитии. В то же время катаракта может быть следствием других заболеваний, например фенилкетонурии или галактоземии. Поэтому ребенка при симптомах катаракты необходимо обследовать.

Обязательно исследуют глаза новорожденного и в том случае, если белое пятно обнаруживается в глубине зрачка.

Встречаются у новорожденных и пороки развития глаз. Например, при врожденном нарушении оттока внутриглазной жидкости давление в глазу повышается, возникает глаукома. Внешне это выражается в увеличении размеров глазного яблока, расширении зрачка, голубоватом цвете склеры. Ребенок может бояться света, зажмуривать глазки. У него текут слезы, малыш плачет. Нередко возникает отек роговицы. Врожденная глаукомасерьезная болезнь, вызывающая потерю зрения, если ее не лечить .

Если у ребенка обнаружено опущение века (птоз), вам обязательно нужно обратиться к невропатологу. Веко может быть опущено полностью или частично, на одном или на обоих глазах. Причины этого нарушения различны.

Иногда у детей веки смыкаются не полностью (лагофтальм). Следствием этого могут быть сухость и дистрофия роговицы, ее изъязвление. Причины такой патологии также различны. Вам необходимо проконсультироваться у офтальмолога и детского невропатолога .

Внутренний угол глаза у ребенка может быть прикрыт складкой кожи, которая имеет полулунную форму и называется эпикантусом. Для детишек монголоидной расы – это вариант нормы. Но у европейцев эпикантус может быть признаком нарушения внутриутробного развития. Встречается он и при хромосомных болезнях. Незначительный эпикантус исчезает самопроизвольно.

Глазки новорожденного состоят из тех же структур, что и у взрослого человека. Однако им предстоит пройти большой путь, прежде чем стать полноценной зрительной системой.

Наружная оболочка глаза — белочная — состоит из двух неравных частей: непрозрачной белой склеры и выпуклой прозрачной роговицы. Склера малыша тонкая, голубоватая. Роговица — прозрачная и блестящая, в первые дни жизни иногда кажется матовой.

За роговицей находится радужка, определяющая цвет глаз. У большинства новорожденных он серо-голубой. В центре радужки находится зрачок — отверстие, через которое поступает свет к фоторецепторам. Зрачки новорожденных узкие, нечётко реагирующие на свет.

Конъюнктива — это соединительная оболочка, которая покрывает заднюю поверхность век и переднюю поверхность склеры до роговицы. Конъюнктива у малышей тонкая, без видимого сосудистого рисунка.

Глазки у новорожденного открываются не полностью, так как мышцы век развиты ещё слабо. По этой же причине во время сна глазки часто бывают полуоткрыты. Малыши редко моргают — 2-3 раза в минуту (у взрослых — 8-12).

Слёзная железа начинает активно работать в 1-1,5 месяца, поэтому до этого времени плач младенца «обходится» без слёз.

Так как зрительная система начинает активно развиваться только после рождения, сначала она заметно отстаёт от других органов чувств. Однако уже через несколько недель ситуация меняется.

Сразу после рождения младенец реагирует на свет, ненадолго поворачивая голову в его сторону и пытается следить за движущимся предметом. Но уже в 2-5 недель малыш пристально смотрит на источник света. К концу первого месяца он ненадолго фиксирует взгляд на предмете, ближе к трём месяцам начинает активно реагировать на грудь мамы или бутылочку с молоком, в 4 месяца пытается схватить игрушку, а в 4-5 месяцев узнаёт близких.

Конъюнктивит — это воспаление конъюнктивы, вызываемое бактериями. Ребёнок не может смотреть на свет, его глаза слезятся, могут наблюдаться гнойные выделения.

Дакриоцистит — это воспаление слёзного мешка. Внешне болезнь похожа на конъюнктивит. Лечение проводят антибактериальными каплями, массажем области слёзного мешка, а при отсутствии эффекта — путём зондирования и промывания слёзных путей.

Косоглазие — до 4-х месяцев у малыша может наблюдаться физиологическое косоглазие. Если же вы заметите, что у ребёнка постарше косит только один глазик, и в определённую сторону, обратитесь к офтальмологу.

Как устроен глаз новорожденного?

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого че-ловека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процес-се созревания организма претерпевает значи-тельные изменения. Зрительная система ново-рожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменя-ется весьма медленно. Наиболее сильное его раз-витие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обла-дает дальнозоркостью, то есть малыш плохо ви-дит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологи-ческое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и яв-ляется преломляющей средой глаза, обеспечива-ющей зрение. У новорожденных она имеет отно-сительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболоч-ки и выступает сильно вперед в виде валика. От-сутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей пер-вой недели жизни роговица может быть не полно-стью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется пос-ле 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжимать-ся и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25—30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти округлой формы, радиусы кривизны передней и его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину, приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7.1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в цен-тре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Ра-дужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожден-ных содержит мало пигмента (цвет глаз, как пра-вило, голубой), выпуклая и имеет воронкообраз-ную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первона-чальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и вы-полняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчат-ка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света обра-зуют электрические импульсы, которые переда-ются в нервные клетки. Палочки отвечают за чер-но-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за то-го, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), ку-да приходят лучи, сфокусированные всеми линза-ми глаза, они играют исключительную роль в вос-приятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волок-на, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказа-но далее.

Специфика зрения новорожденного - мига-тельный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезап-ный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего раз-вития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожден-ный на 28-й неделе беременности младенец реа-гирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) по-ворачивает глаза, а чуть позже и головку к источ-нику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинает-ся сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного воспри-ятия и пополняется «библиотека» зрительных об-разов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым не-сколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-1/2 от взрослой нормы. Мак-симально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно про-ецируется окружающий мир, способен развивать-ся нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожден-ные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужа-ются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестя-щими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а ес-ли при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, по-хожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что ост-рота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формирует-ся, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где до-стигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не обра-зовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важ-ное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суже-ным, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источни-ке. Приблизительно на пятой неделе жизни появ-ляются координированные движения глаз в гори-зонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медлен-но движущийся предмет и следить за его переме-щением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находят-ся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жиз-ни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контро-лируют друг друга. У ребенка складываются пер-вые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направ-лениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контраст-ные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объек-ты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных до-стижений первых двух-трех месяцев будет посте-пенное развитие способности плавно прослежи-вать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хоро-ший. Однако ему еще сложно дается плавное не-отрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игруш-кам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш спосо-бен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определе-нии объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цве-ток составляет часть плоского рисунка. Это объяс-няется тем, что вплоть до конца четвертого меся-ца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится со-вершать прицельное хватание. Анализируя ма-лейшие расхождения между зрительными образа-ми обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепен-но нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четки-ми. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в простран-стве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны про-изойти. Всего несколько недель назад он продол-жал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и со-знанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобре-тает способность реагировать на их исчезнове-ние. Малыш будет следить за двигающейся по-гремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытает-ся восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие дета-ли предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и об-ратно, не теряя его из вида. С этого периода у ма-лыша развиваются следующие реакции: морга-ние при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узна-вание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он мо-жет испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зри-тельные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощу-щений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Ше-стимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ре-бенок способен выбрать взглядом любимую иг-рушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7- 8 см от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение за-мечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интере-соваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в це-лом, но и по его частям. Он активно начинает ис-кать предметы, которые внезапно исчезают из по-ля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом мес-те. Выражение лица малыша меняется в зависимо-сти от выражения лица взрослого. Он способен от-личить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная со-гласованность движений глаз и рук. Ребенок на-блюдает, как взрослый пишет или рисует каранда-шом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.)

В возрасте от 3 до 4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность диффе-ренцировать цвета появляется у малышей в промежутке от ше-сти недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов на-чинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета воз-никает позже. Обычно формирование цветового зрения закан-чивается к 4-5 годам.

Пятна на радужной оболочке глаза – яркий пример удивительной функциональной связи между частями тела, на первый взгляд, не связанных между собой. Мало кто знает, что цвет и структура этой ткани могут поведать не только о наследственных свойствах глазного яблока, но и о тех болезнях, которые существуют на данный момент у человека или могут развиться в будущем из-за генетической предрасположенности. В это верится с трудом, но врачи все больше убеждаются в отображении патологий органов, кишечника, легких, печени, почек на внешнем облике радужки глаза. В медицине существует отдельное направление – иридология, которая изучает радужную оболочку. Иридодиагностика, предметом которой является связь между состоянием этой ткани и внутренних органов, относится к сфере нетрадиционной медицины.

Анатомия и физиология радужки

Радужкой называют переднюю часть сосудистой оболочки глаза, окрашенную в тот или иной цвет. Причем иридодиагносты считают нормальными только карие и голубые оттенки. Эти цвета обусловлены окрашенным органическим веществом – пигментом меланином, который содержится во внутреннем слое, где также находятся мышечные волокна. Верхний слой состоит из эпителия и кровеносных сосудов. Поверхность радужки имеет крайне сложную структуру, которая индивидуальна для каждого человека.

По своей функции эта часть глаза является своеобразной диафрагмой, которая регулирует количество света, проникающего в оптическую систему: в хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. При слабом освещении мышца внутреннего слоя (круговой сфинктер) открывает отверстие – зрачок, пропуская как можно больше световых лучей, чтобы человек смог получить информацию об окружающем мире. При ярком освещении зрачок максимально уменьшается в диаметре (благодаря мышце-дилататору), чтобы не допустить повреждения светочувствительных клеток. Но это не единственная функция данной части глазного яблока:

  • От избытка света защищает не только уменьшение просвета зрачка, но и пигмент внешней оболочки.
  • Анатомически радужка связана со стекловидным телом и помогает фиксировать его в необходимом положении.
  • Она принимает участие в регуляции внутриглазного давления.

  • Изменения диаметра ее просвета связаны с обеспечением аккомодации – способности видеть отчетливо и близкие, и дальние предметы.
  • Обилие кровеносных сосудов обусловливает ее участие в питании глазного яблока и его терморегуляции.

Цвет глаз: нормы и отклонения

Ребенок рождается с голубыми глазами, так как в его радужной оболочке содержится еще мало меланина. Голубой цвет глаз – рецессивный признак, то есть он подавляется геном карих глаз. Если у обоих родителей глаза голубые, то и ребенок будет иметь подобный оттенок. Если у родителей глаза карие, то это еще не означает, что у них нет гена голубых глаз – он может просто подавляться геном карих глаз, но способен проявиться у потомков. Если мать или отец передали по наследству ген карего цвета радужной оболочки, ребенок станет кареглазым уже на третьем-четвертом месяце жизни, когда в его организме накопится достаточное количество меланина. Но со временем оттенок способен меняться.

Большинство людей на Земле являются кареглазыми. А по утверждению ученых, наши далекие предки не имели вовсе никаких других оттенков глаз. Разнообразие цветов появилось в связи с распространением человечества по планете и проживанием в разных условиях.

Существует четкая закономерность: коренное население стран с жарким климатом, где на земную поверхность попадает много солнечной радиации, является кареглазым.

Снег имеет большую отражательную способность, поэтому народы стран с постоянным снежным покровом также имеют карие глаза. В тех местностях, где природная освещенность гораздо ниже, будет больше голубоглазых людей.

Как утверждают иридодиагносты, все прочие оттенки, в том числе и зеленые, нормой не являются. Это не говорит о том, что зеленоглазому человеку грозит смертельная опасность, но вполне вероятно, что он имеет склонность к каким-то заболеваниям внутренних органов. Торопиться с пугающими догадками не стоит.

Пятна и их значение

Радужка имеет очень неоднородный цвет, и эта неоднородность различна у разных людей. По внешнему краю окрашенной части глаза имеется яркая полоса – в этом месте пигментный слой окружает внешний эпителиальный и выходит на поверхность. Средняя часть радужки может иметь различные лучи, круги, кристаллики, вкрапления, которые могут иметь абсолютно другой оттенок или быть вовсе бесцветными (лишенными меланина). Именно эти пятнышки разной формы и положения интересуют иридодиагностов: были созданы даже специальные карты, по которым можно судить, какой именно орган подвергается риску болезни.

Разобраться в тонкостях иридодиагностики самостоятельно крайне сложно, так же, как и встретить настоящего опытного специалиста-иридодиагноста.

Но можно для общего развития узнать об основных закономерностях связи пятен радужки, ее цвета и нарушений в организме человека.


Радужку делят на радиальные участки:

  • Внутреннее кольцо функционально связано с ЖКТ.
  • Среднее кольцо может свидетельствовать о работе сердца и кровеносных сосудов брюшной полости, желчного пузыря, поджелудочной железы, гипофиза, надпочечников, вегетативной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
  • Во внешнем кольце могут проявляться признаки отклонений, связанных с печенью, селезенкой, состоянием лимфы, кожи, органов дыхания, ануса, уретры и гениталий.
  • По состоянию левого глаза судят об органах, расположенных в левой части организма, аналогично – с правым глазом: он отвечает за правую сторону.

Теперь более детально о возможных признаках болезней по изменению цвета радужной оболочки в целом или ее частей:

  • Зеленые глаза могут быть признаком болезни печени.
  • Появление бесцветных, непигментированных пятнышек говорит о повышении кислотности во внутренней среде организма и вероятности таких заболеваний, как артрит, астма, ревматизм, язвенная болезнь.
  • Появление темных пятен свидетельствует о проблемах с нервной или пищеварительной системой. То есть у человека вполне вероятно развитие нервных расстройств или воспалений желчного пузыря, гастроэнтерита, частых запоров.

  • О проблемах с толстым кишечником сигнализируют четкие радиальные лучи.
  • Штрихи полукруглой или округлой формы способны выдать тайные переживания человека и состояние стресса.
  • Размытое затемнение вокруг пигментированного слоя говорит о нарушениях образования клеток крови, наличии дерматитов и экземы.
  • У аллергиков наблюдаются точки на участках склер, примыкающих к радужной оболочке.

Классификация пятен

В процессе развития иридодиагностики предпринимались попытки систематизировать и классифицировать пятнышки соответственно их свойствам. В частности, этим вопросом занимался Р. Бурдиоль. Он выделил три группы изменений:

  • Токсические пятна двух степеней развития – зарождающиеся и созревшие. Занимают большую территорию, от зрачка до края пигментного слоя, и свидетельствуют о перенесении в прошлом или настоящем интоксикации организма. Причем они могут быть заметны даже у новорожденных, что сигнализирует о перенесении нагрузки токсинами во время болезни матери при беременности. Другая причина – нарушения функций печени при адаптации малыша к новым условиям после рождения. У взрослых такие вкрапления появляются при нагрузке на печень или проблемах с мочевыделением.

  • Пигментные пятна – округлые, со скоплениями зерен пигмента меланина. Предположительно имеют связь с широким кругом нарушений – воспалительных, травматических, интоксикационных состояний. Иридодиагносты считают более достоверной их интерпретацию только в совокупности с другими сопутствующими признаками. По своему оттенку и очертаниям эти пятнышки крайне разнообразны, поэтому и их классификация очень спорна и сложна. Но одной из самых известных является классификация по Р. Бурдиолю, который различает темные, коричнево-красные, светлые, красные и типа «презентного табака». Причем каждый из этих видов подразделяется на множество подвидов (многие их названия тоже весьма своеобразны: «фетровый пигмент» – признак опухолей желудочно-кишечного тракта, красно-коричневые «ежовые» пятна – симптом предрасположенности к сахарному диабету и др.).
  • Остаточные пятна – малые, слабопигментированные, с округлыми четкими границами. Их значение кроется в локализации патологии (по их расположению определяют больной орган), но они сигнализируют о завершении патологического процесса. В иридодиагностике по поводу этих пятнышек тоже существуют различные трактовки и классификации.

Но такие заключения тоже являются спорными и принимаются не только не всеми медиками, но даже не всеми иридодиагностами.

Отсутствие достоверных научных доказательств, с одной стороны, и отсутствие опытных специалистов-иридодиагностов – с другой стороны, приводит к тому, что иридодиагностика остается непризнанной очень многими медиками и пациентами. Однако в нетрадиционной медицине ее методы и подходы часто находят подтверждение на практике, поэтому такая неизведанная область науки еще может получить свое признание и развитие в будущем. В любом случае, если человек «прочитал» по своим глазам о проблемах с органами, не следует паниковать, нужно просто проверить эту информацию с помощью дополнительных методов исследования.