Здоровье человека - социальная ценность. Здоровье человека как ценность

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

При этом, под физическим здоровьем - следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов, и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье - предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни.

Социальное здоровье - отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.

Таким образом, здоровье следует рассматривать не только, как медицинскую категорию, следует рассматривать понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно ином уровене, чем принято традиционно.

Составляющие здоровья:

Физическое : наследственность, движение, рациональное питание, закаливание, смена деятельности.

Социальное : адаптация в разнообразных средах;

Духовное : мышление, познание, ориентация.

Показатели, характеризующие уровень здоровья человека:

Объективные показатели : температура тела, кровяное давление, частота пульса, содержание гемоглобина, лейкоцитов, сахара в крови и т.д.

Субъективные показатели : самочувствие, настроение, наличие аппетита, сна и т.д.

Количество здоровья - это предельные возможности организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и т.д.) без изменений состояния, без остаточных последствий.

Факторы, оказывающие положительное влияние на ЗОЖ:

  • Соблюдение режима дня;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание;
  • Занятия физкультурой и спортом;
  • Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Факторы оказывающие отрицательное влияние на ЗОЖ:

  • Неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания;
  • эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими;
  • вредные привычки (не соблюдение режима труда и отдыха, гиподинамия, алкоголь, курение, наркотики).

Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья:

  • соблюдение режима двигательной активности;
  • соблюдение гигиены и правил питания;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • оптимистический настрой, движение, по пути укрепления здоровья;
  • ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи;
  • радоваться успехам, так как успех порождает успех;
  • чётко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью;
  • стремиться быть хозяином своей жизни;
  • ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Государство, и семья в частности, должны стараться воспитывать в каждом человеке приятие норм здорового образа жизни (ЗОЖ).

Потому, как приобретённые знания, умения и навыки, в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания.

Организм человека, приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна.

Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно "тремя китами здоровья" называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха , рациональное питание и оптимальный двигательный режим . Большое значение имеет качество окружающей среды. Вкупе с образом жизни эти две группы факторов в 57% случаях обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% случаев служат причиной болезни, в 55% - причиной преждевременной смерти.

Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность - это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек - курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

Для развитого общества характерно понимание самоценности человека.

Человек - не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.


Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный - здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) - здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления. Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации - продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

По данным наших исследований, (5500 респондентов) 54,2% из них считают, что «здоровье - самое главное в жизни», 35,7% - «здоровье - необходимое условие полноценной жизнедеятельности», т.е. 89,9% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9% опрошенных высказывают суждение «есть и другие ценности, которые также важны для здоровья» (по мнению 2,3%, существуют ценности, ради, которых можно поступиться здоровьем, 4,6% «предпочитают жить не думая о здоровье»).

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизни. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Безусловно, противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суждений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70-80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказалось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% - с удовлетворительной и 58,8% - с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» - 24,4%, второе - «осознание необходимости этого» - 17,4%, а затем следуют другие факторы.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств - 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже - в 13,7% случаев.

Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в случае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего неорганизованностью их жизнедеятельности. Косвенно это подтверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику - 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его - 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой - 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека прежде всего зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой - соответственно в 35,5 и 37,3%.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый - в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй - преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.



Здоровье - одно из важнейших общечеловеческих и индивидуальных ценностей. Сократ так говорил о здоровье: «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто». Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и отраженное в своем Уставе в 1948 г.: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» 1 .

Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения в середине XIX века, когда человека начали рассматривать как активное существо, преобразующее действительность 2 . Здоровье человека является предметом изучения различных наук. Существует трехмерное понимание здоровья как качества жизни, предполагающего взаимодействие и взаимозависимость между физическим состоянием человека, его психическими проявлениями, эмоциональными реакциями и социальной средой, в которой он живет. Три компонента здоровья относятся, с физической точки зрения, к структуре и нормальному функционированию организма, а с психической и социальной точки зрения - к модели поведения личности 3 .

Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Категория «здоровье» относится к социальным ценностям.

Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом, физическое, нейропсихическое, личностное, социальное развитие является одним из основных критериев здоровья.

Социальное здоровье личности по такое состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам.

Антиподом социального здоровья является, по мнению И. В. Кузнецовой, состояние социальной запущенности, по мнению Г. С. Никифорова - социальное неблагополучие 1 , по нашему мнению, - социокультурная деформация личности.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности 2 .

Как показывают данные многочисленных медико-социологических исследований, посвященных проблемам здоровья населения 3 в иерархии ценностей человека здоровье занимает одну из центральных позиций. Значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере влияния технизированной окружающей среды на организм человека.

Хорошее здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизни людей. Оно выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в социуме. Именно на это в свое время обратил внимание К. Маркс, представив болезнь как стесненную в своей свободе жизнь 4 . Недостаточный уровень здоровья негативно отражается на социальной, трудовой и экономической активности людей, снижая уровень производительности труда, понижая показатели здоровья будущего поколения, а также существенно уменьшая общую удовлетворенность человека своей жизнью. Таким образом, здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, миграционной подвижности людей, приобщении их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха.

Однако, необходимо помнить, что уровень здоровья, в свою очередь, имеет зависимость от социально-экономических факторов.

По экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья каждого человека зависит от четырех факторов: заложенной в организм генной программы – на 20%, экологии – на 20%, медицинского сервиса – на 10% и образа жизни – на 50%. Таким образом, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как «широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу» 1 .

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека» 2 . Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность 3 .

Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения 1 , привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения 2 .

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И.В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: «… экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни» 3 . Приняты следующие показатели уровня жизни: размер и форма доходов; структура потребления; качество жилья и обеспеченность им; условия труда и отдыха; состояние окружающей среды; образовательный и культурный уровень населения; здоровье и продолжительность жизни 4 .

Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это — показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п.

2. Здоровый образ жизни – основа охраны здоровья каждого человека

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией. перееданием уже к 20 –30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» 1 .

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта комплексной характеристики этого состояния организма. Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана в определении одного из основоположников валеологии В.П.Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья; о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств,

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты;

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия дня творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Систему функциональных резервов организма можно разбить на
подсистемы 1:

    Биохимические резервы (реакции обмена).

    Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

    3. Психические резервы.

    Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м – 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    Плодотворный труд — важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

    Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

    Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

    Список используемых источников

  1. Артюнина Г. П., Игнатькова С. А. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для высшей школы. М., 2005.

    Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб.: 1997, Т.5.

    Здоровье – социальная ценность: Вопросы и ответы / Н.В. Понкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. –М.: Мысль, 1989.

Введение

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% -- медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

Здоровье человека как общественная ценность

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровье - непременное условие счастья. Наука о здоровье имеет много более широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что в национальной Программе США "Healthy people" выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности): 1) health promotion - обеспечение здоровья; 2) health protection - защита здоровья; 3) preventive services - профилактические и медицинские службыБерезин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - М, 2004. - 125 с. .

Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это - характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.

Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества. Именно с этих позиций отбирался и анализировался предлагаемый вам материал. Нам приятно заключить, что новая значимость здоровья, как цели и как критерия социально-экономического развития, осознана, разрабатывается и реализуется медицинской общественностью целого ряда стран, и в первую очередь Всемирной Организацией Здравоохранения. В нашей стране, к сожалению, акцент поставлен на соотношение между клинической и профилактической медициной. Мы постарались показать необходимость и полезность более широкого взгляда на здоровье.

Ключевые понятия темы: жизнь, здоровье, здоровый образ

жизни, качество жизни.

ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ КАК СООТНОСИМЫЕ ЦЕННОСТИ

В медицине жизнь всегда представлена как жизнь конкретного индивида, как период от рождения до смерти, как неповторимость, уникальность. Мы выделяем специфику медицинской трактовки понятия «жизнь» потому, что одушевленная материя здесь приобретает вполне конкретные личностные черты, а дуализм души и тела оказывается философским мифом, не имеющим смысла там, где живет, болеет и умирает реальный человек.

Более того, причиной современной экспансии гуманитарного знания в биологические пределы является не его саморазвитие, не потребности ценностной интерпретации новых научных достижений, как это часто полагают, а именно реальный, не разделенный на душу и тело, живой человек. И произошло это потому, что человеческие индивиды стали демонстрировать все более заметные отклонения от биологических и, в частности, физиологических норм. Получается, что понятия «жизнь» и «здоровье» как бы расходятся, здоровая жизнь перестает быть нормой, появляется даже новый термин - «здоровый образ жизни (ЗОЖ)». А это значит, что жизнь все больше становится нездоровой, и нужны специальные меры для поддержания нормы здоровья у каждого человека.

Но что такое здоровый или нездоровый образ жизни? Под образом жизни исследователями понимаются способы жизнедеятельности (в сферах труда, быта, образования, культуры, общественно-политической деятельности) личности, социальной группы, общества и способы удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных ограничений. Соответственно здоровый образ жизни представляется как совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека. Согласно медицинским подходам, в характеристике здорового образа жизни выделяют 12 блоков (схема 8).

Схема 8. Структура здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является значимым для большинства людей и имеет определенную жизненную ценность. И в целом для современного человека характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако такая ценность является скорее декларируемой. Об этом свидетельствует тот факт, что многие из тех, кто считает, что ведет здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм. Недостаточное внимание к собственному физическому и психическому здоровью объективно заключает угрозу для осуществления декларируемых планов и установок.

Одним из основных концептуальных подходов к решению проблемы формирования здорового образа жизни является активность самого человека в утверждении образа жизни, соответствующего требованиям здоровья. В то же время свобода выбора образа жизни часто ограничена социальными условиями, региональной экономической ситуацией, культурной средой, финансовыми возможностями, стрессовыми воздействиями.

Понятие здорового образа жизни следует трактовать как оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья в реальных условиях воздействия на него таких природных и социальных факторов окружающей среды, как выполнение им своего морального долга перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, о чем мы говорили в предыдущей главе.

Таким образом, собственно нравственный смысл отношения к жизни раскрывается в биоэтике в двух взаимосвязанных проблемах: какая жизнь (здоровая или нездоровая) и сколько этой жизни. При этом второй вопрос имплицитно связан с первым и без него не решается. А поскольку ответ на вопрос, какая жизнь, может быть дан только в виде суждений качества, то это однозначно связывает биоэтическую проблематику с ее центральным вопросом - вопросом о качестве жизни.

Качество жизни. Что же такое качество жизни? Основой для формирования современных представлений о качестве жизни в медицине является определение здоровья, под которым понимается состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Термин «качество жизни» (КЖ) не рассматривался как компонент здоровья до 1947 г., когда ВОЗ впервые определила понятие здоровья как состояние физического, психического и социального благополучия. Начальные исследования, касающиеся качества жизни, начались вскоре после этого, хотя непосредственно термин стал самостоятельной категорией Index Medicus лишь немногим более 30 лет назад. Важность оценки качества жизни при различных заболеваниях была осознана лишь в последнее десятилетие XX в., что сделало оценку КЖ одной из основных задач проводимой терапии.

ВОЗ рекомендует определять КЖ как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью неустройства. Если КЖ - субъективное понятие, то оно должно определяться только перспективами конкретного человека. Профессиональные оценки медицинских работников, мнение членов семьи, объективные оценки условий жизни или материального благополучия данного индивида не могут полностью отражать суть этого понятия. Поскольку оно многогранно, то включает оценку ряда величин, на основании которых строится глобальная конструкция КЖ.

Считается, что понятие КЖ объединяет оценку как минимум четырех различных, но коррелирующих друг с другом областей: физической, функциональной, эмоциональной и социальной. Это выглядит, примерно, так:

  • физическое самочувствие (комбинация симптомов здоровья или болезни);
  • функциональные возможности (способность человека к осуществлению деятельности, обусловленной его потребностями, амбициями и социальной ролью);
  • эмоциональное состояние (биполярное понятие - позитивный эффект - wellbeing, негативный эффект - дистресс);
  • социальный статус (уровень общественной и семейной активности, может включать отношение к социальной поддержке, поддержание повседневной активности, работоспособности, семейные обязанности и отношения с членами семьи, сексуальность, коммуникабельность)

В биоэтике используется более простое структурирование параметров КЖ. Оно основано на представлениях о структуре личности и включает три уровня: биологический, психический и социальный. Сбалансированность системы биологических, психических и социальных компонентов в человеке и представляет норму КЖ. Реально она недостижима, поскольку расхождения в темпоральности всех трех составляющих мешает этому балансу. Но стремление к нему и есть работа по улучшению КЖ. Очевидно, что она невозможна без воздействия внешних факторов. К важнейшим из этих факторов относится моральная регуляция.

Качество жизни, непосредственно связанное со здоровьем,- это интегральный

показатель, включающий в себя также три компонента:

  • 1) функциональное состояние, включающее в себя такие характеристики, как работоспособность, толерантность к физической нагрузке, выполнение повседневной работы, независимость, общение, интеллектуальную деятельность, уверенность в принятии решений, эмоциональные проявления и т.д.:
  • 2) симптомы, связанные с основным или сопутствующим заболеванием или его лечением (боль, одышка, побочные эффекты лекарственных средств и т.д.);
  • 3) восприятие и психическое состояние, включающие в себя депрессию или возбуждение, которые могут быть следствием как самого заболевания, так и применения лекарственных веществ, а также социальную активность, половую функцию, удовлетворение медицинской помощью, контактом с врачом т.д.

Чаще всего в силу указанной многофакторности оценивают не качество жизни как таковое, а его компоненты. Наиболее существенными из них являются: удовлетворенность степенью своего физического, психологического, социального и духовного благополучия; социальное благополучие, включающее такие компоненты, как участие в общественной жизни, неформальные контакты и ограничение социальных возможностей по состоянию здоровья; психологическое благополучие (эмоциональное и интеллектуальное); физическое благополучие и нарушение функций (зависящее от ограничения физической активности, подвижности, уменьшения энергетического потенциала, характера заболеваний, диагноза, объективных признаков болезни, жалоб и т.д.).

Пример. Уровень социальной поддержки, образования и психосоциальные особенности индивидов являются факторами, которые влияют на развитие ишемической болезни сердца и уровень летальности от нее. Установлено также, что развитию этой болезни способствуют депрессия, тревожность, одиночество. Нарушение сна, проблемы в семье, финансовые трудности, необходимость принятия сложных решений существенно повышают риск осложнений в течение стенокардии. Снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в свою очередь оказывает неблагоприятное влияние на повседневную активность людей: снижает физическую и сексуальную активность, ухудшает общее состояние, физическую работоспособность. На субъективном уровне это фиксируется как снижение общей удовлетворенности жизнью, а на объективном - позволяет сделать вывод об ухудшении качества их жизни. В целом у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями более выражен уровень психологического стресса, психологической дезадаптации, чаще отмечается социальная изоляция. «Отрицательный взгляд на жизнь», пессимистическая оценка собственного здоровья и перспектив его улучшения увеличивает риск сердечных заболеваний, в частности инфаркта миокарда.

В отличие от естествознания, где объективная истина является высшей ценностью, достижению которой подчинена вся деятельность ученого, в биоэтике получение объективного знания, разумеется, не является самоцелью, но подчинено более значимым ценностям - человеческой жизни, личности, милосердию, сочувствию и т.д. С этим фактом связана специфика регуляторной функции биоэтики, которая имеет моральный смысл. Рассмотренное в данном контексте понятие качества жизни выполняет двоякую роль. С одной стороны, оно способствует объективизации функций биоэтики - благодаря тому, что выражает субъективное, личностное знание через объективные, прежде всего количественные, параметры. С другой стороны, это понятие отражает наметившуюся тенденцию к сближению наук, занимающихся человековедческой проблематикой, что способствует становлению единого, целостного знания о человеке. Коррекция качества жизни позволит решить многие медицинские, социальные, психологические и нравственные проблемы человеческого существования.

В целом КЖ можно определить следующим образом: качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу.

Отметим, что в таком определении учитываются все три структурных уровня личности - биологический (физиологический), психический и социальный. Далее, такая трактовка помогает преодолеть излишний субъективизм индивидуальных оценок качества жизни, выявив их объективное основание, сблизить позицию пациента и наблюдателя (о чем будет сказано далее). Действительно, нет и не может быть абстрактно-интуитивного отношения к своему физиологическому и психическому состоянию. Это видимость. На самом деле отношение к здоровью задается социальными потребностями личности. С одной стороны, человек занимает то положение в обществе (социальный статус), которого позволяют ему достичь его физические возможности. Это не дискриминация, а естественное генетически-морфологическое разнообразие, на котором и держится выживаемость рода людского.

Так вот, «разрешенный» статус - а он может иметь очень большой диапазон социальных ролей - диктует необходимые параметры для самочувствия, внешнего вида, отношения к медицине и т.п. Социальный статус «задает», казалось бы, чисто субъективное отношение к состоянию своего здоровья. Таким образом, при помощи понятия «социальный статус» удается предельно объективировать процедуру оценки качества жизни, хотя полной алгоритмизации, как и в любых оценочных суждениях, добиться здесь, конечно, нельзя. Если исходить из предложенного нами определения, можно более подробно рассмотреть, как оно «работает» в медицинской (клинической) этике.