Благополучие человека. Духовное измерение

Личность является интегратором всей психической активности индивида. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "Я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своему "Я" человек в большей мере относит внутреннее психическое содержание. В каком-то очень широком смысле все, что человек переживает, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Для психологии личности и психологии в целом особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности. На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих:

Социальный компонент

Социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений личности формируется на основе ее представлений, которые и задают некую систему координат в которую она помещает все наиболее важные, значимые события; эта система включает внутренние и внешние инстанции, динамичные во времени и образующие целостности, в которых они могут соотноситься, противоречить или совпадать. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности. В качестве ведущих факторов, составляющих социальное благополучие выступают: социальная зависимость, личностные особенности, прогностичность жизни (оптимизма - пессимизма), уверенность в жизни и эмоциональный настрой, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности, удовлетворенность государством, интуитивно-созерцательное отношение к действительности, социальная комфортность, гражданственность, ценностное отношение к будущему. Разброс мнений относительно сферы принадлежности социального самочувствия необыкновенно велик. Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, с другой, как индивидуально-личностное состояние. Наряду с отнесением самочувствия к высшим этажам общественного сознания - к сфере идеологических, политических, духовных явлений - существует также тенденция включения его в систему глубинных бессознательных индивидуальных психических явлений.

Материальное благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. Все мы стремимся к материальному благополучию. У каждого размеры этого самого "материального благополучия" разные. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. У каждого из нас свои потребности и свои возможности. Именно от возможностей в основном и зависит уровень материального благополучия конкретного человека на конкретный момент. При изменении благосостояния - изменяются и возможности. Из-за этого качество жизни у всех разное. Показателем непосредственных характеристик качества жизни является окончательный вариант Первой международной системы показателей, разработанный в 1978 году. Всего в эту систему показателей включено 186 индикаторов, разделенных на 12 групп: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания, жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования; образование и культура, занятость и условия труда; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха, культура и спорт; социальное обеспечение, свобода человека. .

Религиозный компонент

Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д. Религиозные люди считают, что благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо. Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, надо ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления. Физическое блаженство тела - в здоровье, блаженство ума - в познании истины, а блаженство души - в любви Божьей. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит их, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему.

Физический компонент

Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус. Если говорить конкретнее, то можно определить физическое благополучие индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Состояние здоровья может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий.

Психологический компонент

Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности - согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает "имеющий правильное соотношение между своими частями". Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой). Психологическое здоровье зависит от системы мышления человека, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Также оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе "субъект-среда". В современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий "субъективное благополучие" и "психологическое благополучие". Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического, другие – психологическое благополучие как часть. В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического – трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К.Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост.

Компоненты психологического благополучия и их составляющие

Таблица 1

Компонент

Аффективный

Баланс положительных и отрицательных аффективных переживаний: субъективное ощущение счастья; общая удовлетворенность жизнью; отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов; эмоциональный комфорт.

М.Аргайл, Н.Брэдбурн, Э.Динер; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Метапотребностный

Личностный рост (мера самореализации); возможность реализации базовых потребностей в автономии, компетентности, связи с другими.

Дж.Бьюдженталь, Э.Деси, А.Маслоу, А.Меннегети, Р.Мэй, Р.Райан, К.Рифф, В.Франкл, Э.Фромм, К.Хорни, Р.А.Эммонс, М.Яхода; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, П.П.Фесенко

Мировоззренческий

Наличие целей, занятий, убеждений, придающих жизни смысл; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего.

К.Рифф; П.П.Фесенко

Интрарефлексивный

Самопринятие, позитивная оценка себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков, внутренний контроль, развитое самопознание.

Дж.Бьюдженталь, Э.Динер, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл, М.Яхода; Н.К.Бахарева А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Интеррефлексивный

Компетентность в отношении с окружающей средой, гармоничные отношения с миром, осознание человеком самого себя в контексте отношений с собой, другими людьми, обществом, природой.

Дж.Бьюдженталь, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл; А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых определяется их значимостью для личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный)- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация. Эмоциональный компонент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нем достаточно полно отражено неблагополучие в разных сферах личности.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии. Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Благополучием считается спокойное и счастливое состояние человека. Действительно, мы называем людей счастливыми, если они довольны собой и миром, который их окружает. Самый сложный вопрос — как достичь такого состояния, и над ним с давних времен и по сей день спорят ученые и философы.

Многие считают, что путь к благополучию — это большое количество денег в кошельке. Зачастую люди, ограниченные в средствах, верят, что богатство откроет им двери к счастливой жизни. Однако это не всегда так, и деньги способны сделать человека счастливее только на время. Согласно данным многочисленных исследований ученых, нет прямой зависимости между богатством и благополучием, и зачастую жители бедных стран, таких как Куба или Индия, чувствуют себя счастливее, чем гораздо более обеспеченные граждане Японии или Норвегии.

Многие полагают, что основная составляющая благополучия — это здоровье. Но этот вопрос также остается спорным. Действительно, вокруг много совершенно здоровых людей, которые не могут самореализоваться, найти себя и ощущают свою жизнь бессмысленной. В то же время есть много примеров, когда инвалиды живут полной жизнью, занимаются творчеством, растят детей и радуются своей судьбе.

Американские психологи обобщили существующие знания о факторах человеческого благополучия. Они представили их в виде пирога, каждый кусок которого — это определенная группа факторов. Так, первый кусок — внешние факторы. Это государство, где проживает человек, его социальная среда и природные условия, степень финансового благополучия личности. Второй кусок — это психологические черты индивида, такие как темперамент, характер, наследственность. Третий кусок — это результаты выбора человека: цели, которые он перед собой ставит, род его занятий и образ жизни. Первая группа факторов имеет наименьший вес в результате – лишь 10%, тогда как вторая и третья очень значимы (50 и 40% соответственно).

Преодолеть отчуждение и ощутить единение с окружающим миром, с одной стороны, и осознание собственного отдельного и неделимого «я» - с другой. Это благополучие подразумевает полное рождение человека, реализацию заложенного в нем потенциала, т. е. его пробуждение, избавление от усредненности, обретение способности испытывать полную гамму чувств - от бурной радости до глубокой печали. При этом человек должен быть способен творить, реагировать на окружающий мир, ответствовать как перед самим собой, так и перед всем, что его окружает; предстать цельной личностью, действительно существующей в мире одушевленных и неодушевленных объектов.

Давая истинный ответ миру, человек-творец в то же время способен этот мир реально воспринимать. В творческом отношении к миру человек должен рассматривать его как продукт собственного восприятия. Как следствие, этот мир перестает быть для него чем-то чужим и далеким и становится своим. В конце концов благополучие состоит в усмирении своего эго и пересмотре жизненных приоритетов. Человек должен отказаться от стяжательства, от стремления к собственной неприкосновенности и возвеличиванию. Смыслом жизни должна стать не вечная жажда обладания, накопления, наживы и потребления, а радость самого бытия, осознание собственной неповторимости в этом мире.

Сказанным я предпринял попытку соотнести развитие человеческой индивидуальности с историей религии. В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзэн-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.

Как я уже отмечал, само бытие ставит перед человеком вопрос. Вопрос этот порожден заложенным в человеке противоречием: принадлежностью к природе, с одной стороны, и пребыванием вне ее, обусловленным осознанием собственного бытия, с другой. Человек является «религиозным», если он подходит к этому основополагающему вопросу не формально, а стремится дать на него ответ всей своей жизнью.

Аналогично любая система представляет собой «религию», если она пытается дать свой ответ на этот вопрос и понуждает к этому людей. Соответственно всякая культура и всякий человек, не ищущий ответа на экзистенциальный вопрос, нерелигиозны по своей сущности - лучшим примером чему служит человек XX века. Озабоченный мыслями о материальных благах, престиже, власти, карьере, современный человек пытается уйти от ответа на данный вопрос, стараясь забыть о самом факте своего существования, а значит, о факте существования своего «я». Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию, в своей жизни и смерти уподобляясь одной из миллионов произведенных им вещей. При этом не имеет значения, насколько глубоки его религиозные убеждения, как часто он думает о Боге или посещает церковь. Такой человек вместо того, чтобы верить в Бога, лишь думает о нем. Однако религии в своих ответах на экзистенциональный вопрос могут принципиально отличаться друг от друга, и было бы заблуждением обобщать их в этом аспекте. Существующие религии во всем многообразии дают два в корне противоположных друг другу ответа на этот основополагающий вопрос.

Первый ответ заключается в восстановлении единства с природой через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишенному сознания первобытному образу жизни. Подобная идея может принимать весьма разнообразные воплощения. В качестве одной из крайностей можно привести пример германских подпольных обществ «медведерубашечников». Посвящаемый в эту организацию новобранец должен уподобиться медведю и «изменить свой человеческий облик в приступе агрессии и безудержной ярости, став похожим на бушующего зверя».

Стремление к первобытному единению с природой может принимать массу других, не столь архаичных религиозных воплощений. Данная идея прослеживается в религиях племен, где происходит отождествление с тотемным животным, где есть культ дерева, озера, пещеры и т. д. Проявляется это и в оргиастических культах, стремящихся подавить в человеке рассудок и моральные установки. Все, что приближает человека к первобытной близости с природой, является священным для подобных религий. Тот, кто стоит ближе всех к поставленной цели, как, например, шаман, и будет «святым».

К противоположному лагерю относятся все религии, где ответом на экзистенциальный вопрос служит идея эволюции человеческого разума, воспитания в человеке умения любить, и как результат - обретение гармонии с природой и другими индивидами. И хотя у некоторых относительно примитивных обществ подобные идеи прослеживались лишь отчасти, но не подлежит сомнению, что своеобразным рубиконом человечества явился период в пределах примерно с 2000 года до н. э. и до Рождества Христова. Этот временной отрезок ознаменовался глобальными переменами в человеке, выразившимися в появлении таких религий, как даосизм и буддизм на Дальнем Востоке, религиозных революциях Эхнатона в Египте, зарождении зороастрийской религии в Персии, религии Моисея в Палестине, Кецалькоатль - в Мексике.

Эти религии сближает мысль о единении - уже не в регрессивном значении, достигаемым путем стирания индивидуальности и возврата к лишенной сознания райской гармонии. Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчужденность, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение. Человеческий разум должен достичь полного развития, после чего для индивида откроется доступ в деятельное, интуитивное проникновение в реальный мир, что является непременным условием достижения подобного единения. Устремление этих религий направлено не в прошлое, а в будущее, и цель их определяется понятиями «дао», «нирваны», «просветления», «блага», Бога.

Социокультурные различия между странами происхождения данных религий обусловили выбор того или иного символа. Властный образ величественного монарха или вождя племени был характерным символом для западного общества. Однако уже в ветхозаветную эпоху подобный образ начинает претерпевать изменения. Всемогущего вершителя судеб теперь связывают со своими подданными соглашения, содержащие определенные обещания. Например, достижение человеком гармонии с природой в срок, определенный мессией, является целью пророчеств; для христианства же характерно представление Бога в человеческом образе. В распространенных западных религиях антропоморфные авторитарные составляющие практически не претерпевают изменений. Примером же почти полного их отсутствия может служить философия Маймонида, или мистицизм.

Иудео-христианское и дзэн-буддистское мышление сближает идея отказа индивида от эгоистического стремления к принуждению, повелеванию и подавлению внутреннего и внешнего мира. Вместо этого человек должен стать открытым, восприимчивым, пробужденным, способным реагировать на вызовы внешнего мира.

Дзэн называет это состояние «быть пустым», причем этот термин не имеет негативной окраски, а, напротив, характеризует открытого для восприятия внешнего мира индивида.

В христианской религии эта же идея выражается в понятиях самоотречения и подчинения воле божественного провидения. На первый взгляд отличия в христианских и буддистских постулатах не столь значительны и разница существует лишь на уровне формулировок. На самом же деле христианские представления, как правило, интерпретируются таким образом, что человек полностью вверяет свою судьбу великому и всемогущему Отцу, охраняющему и опекающему его, при этом утрачивается всякая самостоятельность . Естественно, в этом случае человек становится кротким и смиренным, но никак не открытым и способным реагировать. Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. Лишь забывая о Боге, человек, как это ни парадоксально, искренне следует его воле. Быть «пустым» в терминологии дзэн-буддизма действительно означает усмирение своей воли, но в то же время исключает возможность возвращения к рабскому упованию на поддержку Отца.

Активные люди, создающие сами себе возможности – толкают в спину пассивных людей, во всём зависящих от обстоятельств. Первые – катят этот мир. Вторые – сетуют: «Боже, куда катится мир!»

Абсолютное большинство – носители правил «думания» и поведения. Каждому известен его сценарий жизни. Ответы на все вопросы уже известны: нужно ли поступать в университет, когда пора выйти замуж, сколько детей родить, к чему стремится и даже когда пора помирать. Всё это – камень, который человек катит не задумываясь.

Дело не в том, чтобы жить без камня - а в том, какой камень вам нравится настолько, что вы добровольно покатите его .

Большинство живёт не благополучно, потому что их толкают «неблагополучным камнем» . Сценарий жизни ограничивает их развитие, и становится барьером на пути к счастливой, сбалансированной и наполненной драйвом жизни.

Получи диплом, найди работу, женись рано, заботься о пенсии – «благополучный камень» при Советском Союзе – сейчас это добровольное рабство. Навязывая такую жизнь, советское поколение гробит не одного счастливого человека.

Чтобы не прогибаться под мерзким камнем, а выбрать свой и катить его в радость – нужно найти и заменить ложные представления о себе и мире – вернуть себе свободу выбора.

Формула благополучия

Мы всегда можем жить лучше, всегда есть куда расти – 100% сегодня, через месяц уже 90%. Оцените себя справедливо – без сверх ожиданий. Для удобства оценки – постройте свою Звезду благополучия Ковалёва . Средний балл определит ваше место в условном рейтинге.



Если вы набрали 100% , то вы из редкой когорты счастливчиков, которых устраивают все аспекты жизни. Вы абсолютно благополучный «принц», которому достаточно поддерживать существующий экологический комфорт на личном и социальном плане. Готовых принцев «со знаком качества» – единицы.

Набрали 60% ? Человека можно условно поздравить, он в числе племени «покрайнеймерщиков» – абсолютного большинства. Существуют по принципу: «Всё не слишком блестяще, но, по крайней мере, с голода не умираю». Представители этой категории отстаивают своё святое право находить оправдание в том, что «так делают все». Их главный враг – удовлетворённость провальной жизненной ситуацией.

Когда жизнь идёт, а человека в ней как бы и нет – уровень его благополучия вплотную приблизился к нижнему пределу шкалы оценки – 20% . Человеку придётся честно признать, – «Пока что Я классическая лягушка, склонная обвинять жизнь, мир и окружающих во всех смертных, бегущая от ответственности перед собой, как от стрелы Ивана-дурака. Существую под девизом: «Жить нужно и можно так, чтобы больше не захотелось». Лягушкам предстоит непростая работа. Но при искреннем желании перемен, знании слабых мест и наличии инструментов для изменений – у них есть все возможности не лежать «лепёшкой» под камнем жизни.

Истинное благополучие


Метод «Звезда Ковалёва» – одна из возможностей найти выход из тупика. Это не скатерть-самобранка, не путь, ведущий к религиозным догматам и не сакральная эзотерическая практика с элементами магии. Здесь предстоит работа над собой. Все необходимые инструменты для достижения поставленной цели у вас уже есть.

Как утверждает Ковалёв : «Наши представления о себе, других и мире – это самооправдывающиеся пророчества и самореализующиеся предсказания ». Если вы искренне верите, что кругом – бардак, все – мудаки, а вы – неудачник, поскорее меняйте свои представления. Что вы видите каждый день, то и есть в вашей жизни. Начните обращать внимание на новое, и смотреть по-новому на старое.

Если есть хоть где-то порядок в мире – значит бардак есть, но не везде. Если ваш близкий друг не мудак, то наверняка найдётся ещё парочка таких же «немудаков». Ищите в своих мыслях, речах слова «все», «всё», «никогда» и «ничего» – заменяйте их на «некоторые», «кое-кто», «часто», «кое-что». Смените фильтр на очках, через который вы смотрите на себя и других.

Нужно все время уделять внимание коррекции своих приоритетов. Осознавать, что истинное благополучие – это, прежде всего, спокойствие, ощущение радости и вдохновения, творение, осмысленность труда.

Удачи в выборе своего благополучного камня .

Что значит, благополучие человека, и как его достичь?

Во многих словарях пишут, что благополучие человека – это жизнь, наполненная ровными и радостными событиями. У благополучного человека все дела проходят легко, без напрягающих усилий. Удача, процветание, состоятельность, успешность, достаток; - это те компоненты, которые формируют благополучие человека.

Личное благополучие сравнивают с таким громким понятием, как – счастье. Счастливая личность обладает материальным достатком, здоровым физическим телом, дружественными общественными связями и взаимной любовью. Такой образчик, сладкой жизни. Вы такой(такая)?

Наверно, что для полного счастья вам, чего-нибудь, да не хватает?

Обычно люди думают: "Для полного счастья мне бы сейчас…", и тут список у каждого свой. Кому-то не хватает денег, кому- то здоровья, а кому-то любовных отношений. В такой момент, человек чувствует себя ущербным, неполноценным, обделённым и отсюда вырастает различные психологические комплексы; "вдруг мне не хватит…", "я не успею…", "я не достоин этого…".

Остановимся и подумаем, какой заряд получает наше тело и окружающее пространство, от таких мыслей? Положительным его вряд ли можно назвать. И вот здесь проходит та граница грани, которая разделяет благополучного человека от того, который считает себя неблагополучным.

Благополучный человек изначально имеет психологию благополучия. Такая психология позволяет ему видеть в "не имеющихся" обстоятельствах, положительный рост своего развития. Он мысленно вырабатывает план осуществления поставленной цели, продумывая шаг за шагом. Его действия по реализации становятся мотивированными, потому что он видит в этом определённую жизненную игру. Внутреннее состояние, благополучного человека, наполняет невидимая сила, которая даёт решимость действовать. Именно действием, человек достигает благополучия.

Действия делятся на физические и ментальные (мысленные). Да, мысли влияют на результат не меньше, чем физическая деятельность, об этом говорят учёные всего мира.

Теперь многие страны, имеют психологов в спортивных командах и клубах, для психологического тренинга на победу. Вот видео подготовки тренеров. Множество обучающих программ предлагается, на просторах интернета, по развитию позитивного мышления. И всё это, чтобы сформировать благодатный внутренний настрой психики, который рождает благополучие человека.

Чтобы достичь благополучия в жизни, достаточно настроить свои мысли на благодатное мышление. Нужно во время обнаруживать негативные раздумья, научиться нейтрализовать их, и заменять добрыми и благими помыслами.

Вроде бы всё просто, но на деле, чтобы стать благополучным и успешным, необходимо приложить немало усилий. На первых порах, всё складывается не так как хочется, но впоследствии, при определённой настойчивости, выстраивается, то желанное субъективное благополучие человека! Проверенно.