Торможение условных рефлексов: внутреннее торможение, его виды, механизмы и значение для адаптации организма к окружающей среде. Угасание условного рефлекса Торможение запаздывания вырабатывается с большим трудом у возбудимых индивидуумов

Условный рефлекс без подкрепления угасает. У собаки это торможение вырабатывается дрессировщиком в виде условного рефлекса и называется активным. Внутреннее торможение вырабатывается и при образовании так называемого условного тормоза. Различают четыре вида внутреннего торможения: угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание.

Возникает внутри условно-рефлекторной дуги через обратную афферентацию и по этой причине называется внутренним торможением. Существует несколько видов условного торможения: угасательное, запаздывательное, дифференцировочное и условный тормоз. Угасательное торможение развивается при неподкреплении условного раздражителя. Если, например, команду или жест «Рядом» не подкреплять безусловным раздражителем - рывком поводка, то с каждым разом условный рефлекс становится все слабее, и, наконец, совсем исчезает.

Повторное угасание условного рефлекса происходит быстрее, чем первое, а последующие - быстрее и легче, чем предыдущие. Многократно повторяемое угасание может привести к полному исчезновению условного рефлекса. Очень слабые условные рефлексы после угасания могут не восстановиться. Оно лежит в основе образования недеятельной фазы условных рефлексов на время: отставленного, запаздывающего и следового.

Условное торможение

Например, запрещающая команда «фу» тормозит любой положительный условный рефлекс, проявляющийся на другой условный раздражитель. В практике дрессировки условный тормоз используется для устранения ненужных действий собаки, мешающих дрессировке и использованию ее на службе.

Различают торможение безусловное, или пассивное, и условное, или активное.

При наличии многократного подкрепления выработанная условная связь может сделаться очень прочной, и каждое появление сигнала будет вызывать соответствующую условную реакцию. Однако не всегда эта реакция наступает даже тогда, когда условная связь уже выработана. Другим видом безусловного торможения является так называемое запредельное, или охранительное, торможение. Примером такого торможения, являющегося биологически выработанной целесообразной реакцией, охраняющей жизнь нервной клетки, является, например, наступление сна при очень сильном утомлении.

В этих случаях условная реакция, возникавшая ранее в ответ на данный сигнал, перестает им вызываться. Было бы неверно думать, что временная связь между условным сигналом и соответствующей реакцией в этих случаях совсем исчезает.

Любой вид внутреннего торможения является активным процессом задержки, подавления условных рефлексов.

Под влиянием постороннего раздражителя процесс внутренней задержки рефлекса прекращается, и сигнал, временно потерявший свое значение, начинает снова вызывать условную реакцию. Существуют и другие виды внутреннего торможения, столь же важные для приспособления организма к внешним условиям.

Этот факт показывает, и этот вид торможения является активным подавлением ранее возникшей связи в условиях, требующих ее задержки. У человека же запаздывающее торможение может быть вызвано при участии регулирующей роли второй сигнальной системы, резко облегчающей такую задачу.

Эта задача и осуществляется при помощи того вырабатываемого в жизненном опыте процесса, который называется условным тормозом. Условный тормоз в экспериментальных условиях вырабатывается следующим образом. Выработка условного тормоза у людей благодаря участию речи протекает несравненно быстрее, чем у животных.

Так, если сигналом пищи служит появление определенного музыкального звука (например, ми), то на первых порах другие близкие к нему звуки (ре, фа, соль) также вызывают условную слюнную реакцию. Все неподкрепляемые звуки теряют свое сигнальное значение, реакции на них тормозятся, и у животного вырабатывается точный ответ: условная реакция только на один (подкрепляемый) звуковой раздражитель.

Угасание условных рефлексов лежит в основе забывания, вызванного отсутствием повторений.

По отношению условного раздражителя к сигнализируемой им реакции различают натуральные и искусственные условные рефлексы. В этом случае в качестве условного стимула выступает либо вся окружающая животное обстановка, либо части ее в виде комплекса сигналов. Одной из разновидностей такого комплексного условного рефлекса является стереотипный условный рефлекс, образуемый на определенный временной или пространственный «узор», комплекс стимулов.

Замечено, что под действием посторонних раздражителей легче всего затормаживаются молодые, слабо упроченные условные рефлексы.

Наконец, различают условные рефлексы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Условные рефлексы второго и более сложного порядка образуются труднее и отличаются меньшей прочностью. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса. При этом основная причина подавления условного рефлекса не. зависит от самого тормозимого рефлекса и не требует специальной выработки.

Условный рефлекс угнетается, подавляется, поскольку перестает быть сигналом, предвещающим появление безусловного стимула. Если условный раздражитель предъявляется без подкрепления безусловным, то через некоторое время после изолированного применения условного стимула реакция на него угасает.

Условным тормозом к сигнальным раздражителям может стать любой внешний агент.

Угасание условного рефлекса - это временное торможение, угнетение рефлекторной реакции. Спустя некоторое время новое предъявление условного стимула без подкрепления его безусловным вначале вновь приводит к проявлению условно-рефлекторной реакции. Условное торможение возникает при этом не сразу. Требуется, как правило, многократное применение неподкрепляемого сигнала.

Различные заболевания, переутомление, перенапряжение вызывают изменения в первую очередь условного торможения, которое при этом, как правило, значительно ослабевает. Угасание. Условный рефлекс может существовать лишь до тех пор, пока условный сигнал сопровождается, подкрепляется безусловным раздражителем. Чем сильнее условный рефлекс, чем больше было проведено сочетаний условного сигнала с безусловным раздражением, тем труднее добиться полного угасания условнорефлекторной реакции.

Третьим видом активного, внутреннего торможения является условный тормоз (в узком смысле этого слова). Дифференцирование условных раздражителей. Если условный стимул (свет) подкрепляется безусловным (пища), образуется условный рефлекс первого порядка. Функционирование условно-рефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения.

Ранее образованного условного рефлекса - , возникающее в результате многочисленного неподкрепления условного сигнала безусловным.
Синоним - внутреннее торможение - (И.П. Павлов -).

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Угасание Условного Рефлекса" в других словарях:

    УГАСАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА - [от лат. reflexus отраже ние] постепенное ослабление условного рефлекса при отсутствии подкрепления, при исчезновении раздражителя, вызвавшего образование данного рефлекса или при действии посторонних других раздражителей … Психомоторика: cловарь-справочник

    Торможение /угасание условного рефлекса - Термин, используемый при классическом формировании условиых рефлексов и выработке инструментальных условных рефлексов, обозначающий потерю усвоенной реакции. В случае классического формирования условных рефлексов условный стимул (УС) больше не… …

    Угашение, угасательное торможение (физиологическое), один из видов внутреннего, условного торможения (по И. П. Павлову). Простейшая форма У. прогрессивное ослабление внешних проявлений ориентировочной реакции (См. Ориентировочная реакция) … Большая советская энциклопедия

    УГАСАНИЕ - Вне эволюционной биологии, где этим термином обозначается исчезновение вида, термин используется двумя способами, которые часто объединяются вместе. 1. Экспериментальная процедура, при которой сти мульное событие, поддерживавшее поведение,… … Толковый словарь по психологии

    Угасание - (угашение) снижение выраженности или исчезновение условной реакции в результате ее неподкрепления. Основывается на угасательном торможении, которое развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным воздействием. Степень и… … Словарь дрессировщика

    Угасание - – временное выключение условнорефлекторных связей внутреннего торможения, когда величина условного рефлекса снижается, вплоть до полного исчезновения … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

    высшая нервная деятельность - Категория. Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. Специфика. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

    Высшая нервная деятельность - совокупность индивидуальных особенностей центральной нервной системы человека, обусловленная его генотипом и условиями существования (по И.П. Павлову). Особенностями ВНД являются: 1) развитая психическая деятельность; 2) способность к абстрактно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Поведенческая терапия; бихевиоральная терапия (от англ. behaviour «поведение») одно из ведущих направлений современной психотерапии. Поведенческая психотерапия основана на теории научения Альберта Бандуры, а также на… … Википедия

    РЕФЛЕКСОЛОГИЯ - РЕФЛЕКСОЛОГИЯ, учение о рефлексах об отражательных явлениях в организме (см. Рефлексы) .1. Сущность терминологии. Ряд функций в растительном, животном и человеческом организме, протекающих быстро и в порядке ответа на раздражение, приложенное… … Большая медицинская энциклопедия


ТЕОРИЯ ДРЕССИРОВКИ

Общее понятие о дрессировке

Дрессировка - обучение животных определенным действиям или навыкам.

Специально обучая собаку, человек добивается от нее выполнения часто очень сложных действий, например, находить заблудившихся и отставших от стада животных, защищать хозяина и сторожить его вещи и квартиру, спасать утопающих, находить человека и его вещи по запаху, переносить или перевозить груз, приносить охотнику убитых птиц и зверей, тащить лыжника, вести слепого, находить утечку газа, полезные ископаемые, мины и даже грибы.

«Мышление» собаки сформировалось благодаря дружбе с человеком и неизменным условиям жизни. Но не следует забывать, что мышление» собаки отличается от человеческого. Только обоняние, слух, вкус и другие органы чувств помогают собаке ориентироваться в окружающей обстановке и устанавливают связь между предметами.

Собираясь дрессировать собаку, надо прежде всего ознакомиться с физиологическими основами поведения собаки, техникой дрессировки.

Дрессировка собак делится на общую и специальную. При помощи курса общей дрессировки у собаки вырабатываются несложные навыки, нужные в повседневной жизни. Только пройдя хорошую дрессировку по общему курсу, можно начать специальную.

В программу специальной дрессировки входят службы: караульная, сторожевая, розыскная, ездовая, пастушья, минорозыскная, рудорозыскная, газоразведывательная, поисково-спасательная и проводников слепых.

Собаки, окончившие курсы общей и специальной дрессировки, время от времени должны снова тренироваться, так как пройденное забывается. Тренироваться надо обязательно в таких условиях, в каких собака работает на специальной службе.

Безусловные и условные рефлексы

Рефлекс - это реакция всего организма или его части на внутренние или внешние раздражители, которая выражается через появление, усиление, ослабление или исчезновение какой-нибудь деятельности. Рефлексы помогают организму быстро реагировать на различные окружающие изменения и приспосабливаться к ним.

Первым описал рефлекс французский философ-натуралист Р. Декарт.

Русский физиолог И. Сеченов создал и опытно доказал теорию рефлексов. Он первым в истории физиологии пришел к выводу, что рефлекс - механизм не только сегментов спинного мозга, но и деятельности общей нервной системы, поддерживающий связь организма с окружающей средой. И. Сеченов доказал, что в центральной нервной системе происходит не только возбуждение, но и торможение.

В начале XX века И. Павлов, создавший теорию условных рефлексов, объяснил и механизмы действия больших полушарий и коры головного мозга. Он установил, что условные рефлексы приобретаются в течение жизни на основе безусловных рефлексов.

Рефлекс начинается с раздражения рецепторов. Обычно он возникает при раздражении не одного, а нескольких рецепторов. Область организма, раздражение которой вызывает определенный безусловный рефлекс, называется рецептивным полем (рефлексогенной зоной). Например, рецептивное поле сосательного рефлекса - поверхность губ.

Сила рефлекса зависит от силы и продолжительности раздражения. Рецепторы преобразуют раздражения в нервные импульсы, которые по центростремительным нервным волокнам передаются в центральную нервную систему. Полученная здесь информация обрабатывается, а затем по центробежным нервным волокнам нервные импульсы передаются эффекторам (к ним относят мышцы, железы, почки и др. органы) и вызывают ответную реакцию организма на раздражители. Путь, по которому при рефлексе передается возбуждение, называется рефлекторной дугой. В состав рефлекторной дуги входят: рецепторы, центростремительные нервные волокна (чувствительные), нервный центр, центробежные (двигательные) нервные волокна, эффекторы (исполнительные органы). Чтобы возник рефлекс, нужны все элементы рефлекторной дуги.

Рефлексы бывают разными. Они различаются по механизму возникновения, рецептивному полю, биологическим функциям и тем, в какой части головного мозга находятся центральные нейроны рефлекторной дуги. По механизму возникновения рефлексы бывают врожденными, или безусловными, и приобретенными, или условными. Безусловные рефлексы (кашель, сосание) передаются из поколения в поколение. Условные рефлексы приобретаются в течение жизни. Одни рефлексы (моргание, чихание) возникают на короткое время, другие - продолжительнее.


По биологическим функциям различаются следующие рефлексы:


1. оборонительные, или защитные (почесывание, брыкание, кашель, чихание, рвота, мигание и др.);

2. пищевые (сосание, жевание, подстерегание, захват, глотание, питье и др.);

3. пищеварения (слюноотделение, секреция желудка, поджелудочной железы и кишок, перистальтика);

4. половые (ласкание, обнимание, эрекция, эякуляция);

5. ориентировочные (поворот глаз, ушей, головы в сторону раздражителя. Они важны для диких животных, так как часто спасают им жизнь);

7. тонусные - они регулируют движение и положение тела в пространстве и т.д.


Безусловные рефлексы. Сложные безусловные рефлексы, образующиеся по принципу цепной реакции и характерные для данного вида животных, называются инстинктами. Они могут быть очень сложными, напр.: пчелы лепят соты, птицы вьют гнезда, суки прорывают зубами оболочку зародыша и др. Благодаря инстинктам организм может оптимально приспособиться к окружающим условиям. В нормальных условиях инстинкты образуются в результате деятельности коры головного мозга и подкорковых образований.

К унаследованным безусловным рефлексам прибавляются приобретенные, или условные, рефлексы, и инстинкты становятся еще сложнее. Чистые инстинкты можно наблюдать, если удалить кору головного мозга. Первым это проделал с собакой немецкий физиолог Хальц в 1892 году. После такой операции собака может почти нормально ходить и бегать, но не способна подниматься по лестнице, не может преодолевать препятствия. Мышечный тонус у нее нормальный, рефлексы позы, восстановительный и ориентировочный сохраняются. Пищеварение, дыхание, терморегуляция, кровообращение также в норме. Прооперированная сука была осеменена, ощенилась и выкормила щенков. Но животные без коры головного мозга не могут найти пищу и сами не едят. Они не реагируют на зов, на сигнал опасности, почти все время спят. Просыпаются только тогда, когда чувствуют голод, когда возникает потребность к дефекации или мочеиспусканию (когда импульсы приходят из прямой кишки или мочевого пузыря).

Следовательно, при удалении коры исчезают все приобретенные рефлексы и остаются только инстинкты.

Инстинкт самосохранения. Рефлексы самосохранения реагируют на различные химические или физические раздражители. Эти реакции могут быть местными (отдергивание ноги) или сложными (деятельность всего организма - бегство от врага).

Пищевой инстинкт. Это поиск и потребление пищи. Они вызваны аппетитом и голодом. Пищевые инстинкты иногда бывают очень сложны и последовательны. Это поиск, добычи, нападение, пожирание, сытость. После этого начинается цепочка новых рефлексов, связанных с обменом веществ.

Половые и родительские инстинкты. Это врожденные реакции, связанные с размножением и поддержанием вида. Половые инстинкты проявляются через подкорковые центры головного мозга и определенные центры спинного мозга. Кроме того, подкорковые центры головного мозга раздражают находящиеся в крови половые гормоны.

Комфортный инстинкт. Он обязательно нужен для поддержания чистоты тела. Это встряхивание, почесывание, облизывание шкуры и шерсти, купание. Эти инстинкты имеют видовые различия.

Ориентировочный инстинкт. Он помогает проявиться инстинкту самосохранения. По И. Павлову, это рефлекс «что это такое?» Из-за малейших изменений обстановки животные поворачивают глаза, уши, голову в сторону раздражителя. В биологическом отношении этот инстинкт очень важен.

Борьба с ограничениями, или свободные инстинкты. Ярко выражены в поведении диких животных. Попадая в неволю, они стараются вырваться на свободу. В неволе они часто гибнут, не притрагиваясь к пище и воде. Даже самый сильный пищевой инстинкт не может заглушить свободного инстинкта.

Инстинкты передаются по наследству, очень сильны, долго не исчезают. Они могут и исчезнуть, если в новых окружающих условиях станут необязательными, если можно будет без них обойтись, напр.: канарейка, одомашненная человеком примерно 300 лет назад, уже потеряла инстинкт вить гнездо. Инстинкты могут тормозиться условными рефлексами.

Условные рефлексы - это образовавшиеся в определенных условиях ответные действия организма на раздражители. Опираясь на условные рефлексы, человек управляет поведением собаки и использует ее в работе. Дрессировка и является выработкой рефлексов.

По своему характеру условные рефлексы - временны, они исчезают вместе с исчезновением условий, вызывающих их. Условные рефлексы вырабатываются на основе безусловных рефлексов или образовавшихся ранее других условных рефлексов. Опытно установлено, что при удалении коры больших полушарий головного мозга условные рефлексы у собаки нарушаются. Поэтому предполагают, что кора головного мозга и является органом, регулирующим образование условных рефлексов. Эти рефлексы не наследуются, а приобретаются в процессе приспособления организма к изменяющимся условиям среды.

Образование условных рефлексов

Проследим, как образуется у собаки условный рефлекс на команду дрессировщика «Сидеть!»

Дрессировщик дает собаке команду (условный раздражитель) и тут же нажимает рукой на талию собаки в области поясницы (безусловный рефлекс). Команду принимают органы слуха собаки, нервные импульсы достигают центра коры больших полушарий головного мозга и образуют первый очаг возбуждения. При нажатии рукой на талию также образуются импульсы возбуждения, которые по другим нервным образованиям достигают двигательного центра коры головного мозга и образуют второй очаг возбуждения. Собака садится. При частом повторении этих действий в коре головного мозга устанавливается связь между слуховым и двигательным центрами. Поэтому в последующем достаточно лишь команды «Сидеть!» и возбуждение в коре головного мозга из слухового центра переходит в двигательный, после чего по нервным волокнам - в мышцы, и собака садится.

Условные рефлексы еще называют временными связями, потому что при несовпадении на какое-то время условного раздражителя с условным рефлексом последний уже не образуется. Чтобы образовавшийся условный рефлекс не исчез, его надо закрепить, т.е. условный раздражитель повторять с безусловным рефлексом. При усилении условного рефлекса ориентировочные реакции исчезают, рефлексы становятся постоянными, специализируются. Ученые установили, что при образовании условного рефлекса изменяется биоэлектрическая активность коры и подкорки головного мозга. Это доказывает, что кора и подкорка напрямую участвуют в образовании рефлексов.

Условные рефлексы могут образоваться при раздражении рецепторов обоняния, слуха, осязания, зрения. Например, раздражая рецепторы обоняния, вызывают слюноотделение. Такие рефлексы И. Павлов назвал натуральными условными рефлексами. Условные рефлексы, состоящие из различных раздражителей, называют искусственными условными рефлексами.

Условные рефлексы могут образовываться и на основе уже существующих. Например, у собаки вырабатывают рефлекс на звонок. Как только звонит звонок, начинается слюноотделение. Когда этот рефлекс закрепляется, при звонке зажигается и лампочка. Так повторяют многократно, пока не вырабатывается условный рефлекс на световой сигнал. При зажигании лампочки текут слюни. Такой рефлекс называется условным рефлексом второго ряда. Могут быть условные рефлексы и третьего, и четвертого рядов и т.д. Условный раздражитель должен действовать раньше безусловного.

При образовании условных рефлексов важна сила условного раздражителя, который должен пробудить ориентировочный рефлекс. Если раздражитель очень сильный или очень слабый, условный рефлекс не образуется. Условный (индифферентный) раздражитель должен быть слабее безусловного, так как безусловный должен преобладать и притягивать импульсы условного раздражителя.

Обязательное условие для образования условных рефлексов -нормальная деятельность больших полушарий и их коры, здоровый организм и отсутствие посторонних раздражителей.

Возбуждение и торможение

Из-за торможения останавливается реакция организма на различные условные и безусловные раздражители, исчезают выработанные ранее условные рефлексы. Возбуждение и торможение - две связанные между собой формы высшей нервной деятельности. Их взаимодействие определяет функционирование организма и его реакцию на окружающее. Возбуждение и торможение вызываются внутренними и внешними раздражителями. От этих процессов зависит приспособляемость организма к окружающей среде.

Условные рефлексы непостоянны. При изменении условий они могут ослабевать или совсем исчезать. В зависимости от условий образования торможение бывает безусловным (внешним) и условным (внутренним). Безусловным называется такое торможение, которое возникает по причине, находящейся за пределами рефлекторной дуги. Безусловное торможение является врожденным, постоянным, характерным для деятельности всей центральной нервной системы.

Безусловное торможение разделяется на внешнее и запредельное (охранительное).

Внешнее торможение - один из способов координации деятельности нервной системы. Если наличествует несколько очагов возбуждения, то торможением одних центральная нервная система обеспечивает образование нужного, наиболее актуального рефлекса. Организм очень сильно реагирует на новые, еще не знакомые раздражители. Это так называемые ориентировочные рефлексы. Они тормозят условные рефлексы. Чем сильнее раздражение, тем сильнее и торможение. Например, у наблюдаемой собаки при появлении кошки не выделяется слюна. У дойной коровы при возникновении непривычного шума в хлеву пропадает молоко. Если раздражители повторяются часто, они не вызывают торможения.

Запредельное (охранительное) торможение. Очень сильно раздражаемые клетки коры головного мозга переходят в состояние торможения. Кроме этого торможение вызывают и привычные раздражители, если они действуют более продолжительное время или если состояние коры головного мозга подверглось изменению (переутомленные клетки). Охранительное торможение образуется всегда, когда возбуждение превышает пределы деятельности нейронов. Это предохраняет нейроны от гибели.

Такое сверхнормальное раздражение часто вызывает общее торможение всей коры головного мозга. Например, пожар в хлеву вызывает такое сильное раздражение, что в коре мозга возникает не возбуждение, а запредельное торможение, и животные стоят, словно на них «напал столбняк». Животных можно вывести из горящего хлева, только прикрыв им глаза.

Защитная функция существует не только у запредельного, но и у всех других видов торможения. Нервные клетки, интенсивно раздражаемые, быстро устают. Особенно важным торможением является сон, позволяющий нейронам отдохнуть.

Условное торможение еще называют внутренним, так как оно образуется в одной рефлекторной зоне. Чаще всего это отсутствие подкрепления условного раздражителя безусловным. Условное (внутреннее) торможение бывает 4 видов: угасательное, дифференцировочное, условного сдерживания и запаздывающее. Во всех этих случаях положительный условный раздражитель в определенных условиях оборачивается отрицательным тормозящим. В мозговых клетках он вызывает не возбуждение, а торможение.

Угасательное торможение образуется тогда, когда условный рефлекс продолжительное время не усиливается (звенит звонок, но пища не подается). Условный рефлекс затухает, если условный раздражитель долгое время не усиливается безусловным рефлексом. Например, собака забудет команду «Сидеть!», если какое-то время будут повторять только саму команду и при этом не давать ни кусочка или не будут нажимать на поясницу. Угасание условного рефлекса зависит от индивидуальных особенностей животного, характера образовавшегося условного рефлекса и от распространенности торможения в коре мозга. Угасательное торможение не означает исчезновения рефлекса. Угасший условный рефлекс может вновь восстановиться, если его усилить или подействовать другими раздражителями. Угасший условный рефлекс ведет к исчезновению и других, ранее приобретенных условных рефлексов. Если угасает рефлекс на звук, то нет и реакции на световой сигнал. Значит, условный рефлекс затухает из-за распространившегося торможения. Угасательное торможение биологически очень важно, так как устраняет ненужные, незакрепившиеся рефлексы.

Дифференцировочное торможение помогает из множества близких раздражителей выделить наиболее нужный, важный, а другие отбросить, тормозить, не реагировать на них. Образовывая любой условный рефлекс, процесс в коре головного мозга в первую очередь генерализуется, то есть сначала образуется условный рефлекс не только на основной раздражитель, но и на близкие ему раздражители.

Благодаря торможению собака может выделять сложные раздражители, например, на поисковой службе по запаховому следу или при выборке по запаху человека или вещи. Во время дрессировки собаки один из условных раздражителей усиливают безусловным (кусочком пищи, ласковым поглаживанием, механическим воздействием), а другие нет. Усиленный раздражитель становится положительным условным раздражителем (развивается положительный условный рефлекс), а другие раздражители - условными отрицательными тормозящими раздражителями. Это специализация условных рефлексов (усиленный раздражитель вызывает рефлекс, а неусиленный - торможение).

Запаздывающее торможение появляется в то время, когда, при уже образовавшемся условном рефлексе, между условным и безусловным раздражителями увеличивается промежуток времени (от нескольких десятков секунд до нескольких минут). Например, если дрессировщик, произнеся команду «Сидеть!», нажимает на поясницу собаки не сразу, а с опозданием. Это и есть запаздывающее торможение. Уже в самом начале действия условный раздражитель - отрицательный и вызывает торможение в коре мозга. Во второй части действия тот же самый условный раздражитель оборачивается положительным, вызывает возбуждение в коре мозга и пробуждает условный рефлекс.

Торможение условного сдерживания помогает организму выделить не очень важные раздражители и приспособиться к постоянно меняющейся обстановке.

Условное (внутреннее) торможение оказывает большое влияние на функции организма. Прежде всего оно помогает все условные раздражители разделить на положительные и отрицательные. Отрицательными считаются такие раздражители, которые не подкрепляются обязательными или приятными раздражителями. Кроме того, благодаря условному торможению организм действует экономнее, поскольку ему не надо совершать ненужных действий (дифференцировочное торможение), и уточняет условные рефлексы, поэтому животные легко приспосабливаются к обстановке. Условное (внутреннее) торможение очень непостоянно. По причине различных болезней, усталости, перенапряжения оно слабеет или совсем затухает.

Безусловное торможение присуще всей центральной нервной системе, является врожденным и проявляется сразу же после действия раздражителя, в то время как условное торможение - специфическое торможение коры (в другом месте оно не образуется), и для его возникновения нужно определенное время.

Безусловные и условные раздражители

Перед тем как рассматривать безусловные и условные раздражители, поговорим коротко о рецепторах и анализаторах.

Организм животного не может существовать, не получая информацию о своем состоянии, а также о внешних и внутренних изменениях всего организма. В первую очередь рассмотрим, как он реагирует на внутренние раздражители.

Раздражители бывают разные: звуковые, запаховые, световые, механические, тепловые и др. Каждый из них принимается только определенными чуткими нервными окончаниями - рецепторами. Много рецепторов находится в мышцах.

Внутренние органы собаки: сердце, легкие, почки, кровеносные сосуды, кишечник, желудок и другие - тоже снабжены рецепторами. Они очень чутки к химическим, механическим, температурным и другим раздражителям. Рецепторы регистрируют внутренние изменения организма и передают информацию в центральную нервную систему (напр., сокращение мышц, давление, температура и др.) Световые раздражители принимаются рецепторами глаз, звуковые -рецепторами ушей, обоняния - рецепторами носа. Процесс возбуждения передается от рецепторов через сенсорные нервы в ту или иную зону больших полушарий головного мозга. Здесь происходит дифференциация раздражителей, к примеру, устанавливается характер запаха, особенности звука, форма предмета. Органы, принимающие и выделяющие раздражители, И. Павлов назвал анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей. Например, зрительный анализатор образуется из рецептора зрения, зрительного нерва и зрительной зоны коры больших полушарий головного мозга.

В привычных жизненных условиях на организм собаки действую! множество раздражителей. В кору головного мозга поступают сигналы от каждого из них, но реагирует организм только на наиболее важные. Реакция на другие, малозначимые раздражители тормозится. В общем, различные анализаторы помогают организму приспособиться к условиям жизни.

Рецепторы, раздражение которых вызывает в коре больших полушарий головного мозга ощущения, называют органами чувств. В дрессировке собак роль органов чувств нельзя переоценить. Скажем, с помощью органов зрения собака следит за движениями человека, его жестами, мимикой лица, позой, скоростью движений и др. Органы слуха собаки принимают звуковые волны до 40–50 тысяч колебаний в секунду. Особенно развит у собаки нюх. Он в 11500 раз сильнее человеческого. Собака может различать до 500 тысяч запахов.

Все, что действует на органы чувств (рецепторы), и вызывает ощущения, называется раздражителями. Окружающая среда, в которой живет собака, тоже является раздражителем. При изменении этой среды (новое освещение, влажность, температура и т.д.) в организме происходят тоже определенные перемены, и это, в свою очередь, меняет поведение собаки.

Большое влияние на поведение собаки оказывают и внутренние раздражители: при недостатке пищи и воды образуется рефлекс поиска пищи и воды. При половом раздражении собака возбуждается, становится неспокойной. Новые сильные, непривычные раздражители меняют поведение собаки - она перестает реагировать на сигналы дрессировщика. Внешние раздражители, привлекающие внимание собаки, - это животные, птицы, шум, выстрелы, незнакомые люди и т.п. Надо приучить собаку спокойно реагировать на них. К внутренним, привлекающим внимание раздражителям относятся ощущения боли, переутомления, переполнение прямой кишки и мочевого пузыря и др. Эти раздражители всегда будут мешать привычной работе собаки, поэтому дрессировщик не должен об этом забывать и вовремя устранять препятствия.

Раздражители, используемые при дрессировке собаки, бывают безусловные и условные.

Безусловные раздражители - это те, которые вызывают безусловный рефлекс. При дрессировке собак чаще всего используют пищевые и механические безусловные раздражители. Пищевыми раздражителями могут быть кусочки мяса, хлеба и другая любимая собакой пища. Пищевой раздражитель применяется, чтобы закрепить условное действие, к примеру, произносят команду «Сидеть!» и рукой нажимают на поясницу собаки, а как только она садится, ей дают лакомый кусочек. Так собаку обучают брать препятствия, подходить к хозяину, лаять и т.д.

Чтобы пищевой раздражитель действовал сильнее, собаку обычно начинают дрессировать голодной или спустя 3–4 часа после кормления. Лакомые кусочки должны быть одинаковыми по размеру - примерно 2o2 см. Слишком маленькие кусочки - слабый раздражитель, а крупными собака быстро наедается и работает с ленцой. Обычно, давая собаке лакомство, произносят «Хорошо!» и гладят собаку по груди. Это помогает сформировать условный рефлекс. Когда навыки закрепляются, лакомство дают все реже и в конце концов прекращают совсем, а только одобряют возгласом «Хорошо!» или гладят собаку.

Механические раздражители - это удар прутом, кнутом, нажим рукой на определенную часть тела (поясницу, холку и т.д.), поглаживание, легкое нажатие на шею твердым (с шипами) ошейником, дергание поводка и т.д. Все это помогает воздействовать на поведение собаки, вызывая у нее определенную реакцию. Дрессировщик, используя механические раздражители, должен знать особенности собаки, уметь оценивать силу раздражителя, чтобы собака не начала бояться дрессировщика или кусать его.

Если механический раздражитель использует помощник дрессировщика, он должен пробудить активную защитную реакцию. Собака должна нападать, а помощник, выполнив нападающие действия демонстративно удалиться, этим самым поощряя собаку активно нападать.

Дрессируемая таким образом собака становится злой, смелой и не доверяющей посторонним людям. Очень полезен механический раздражитель в дрессировке собаки - поглаживание вместе с вручением лакомства. Это помогает образовать условный пищевой рефлекс и укрепляет привязанность собаки к хозяину.

Механическими раздражителями надо пользоваться реже, чем пищевыми.

Условные (сигнальные) раздражители вызывают условный рефлекс. В дрессировке собаки используют звуковые (команды), зрительные (жесты), запахи и другие условные раздражители.

Условным раздражителем может быть время, поза собаки и дрессировщика, местность и т.д. Например, если приучим собаку работать по запаху всегда рано утром, то днем или вечером собака будет работать хуже. Если дрессировщик на занятии сначала за каждую выполненную команду будет поощрять собаку лакомством, а в конце прекратит это, то сформируется условная связь времени, и во второй части занятия собака потеряет активность, будет выполнять команды без желания. Если будем учить собаку лаять сидя, то позже, когда сформируется рефлекс, собака, услышав команду «Голос», сначала сядет, а потом залает. В этом случае поза вместе с командой стала условным раздражителем. Если навык лаять по команде формируется в одном помещении, то собака, находясь в другой обстановке, эту команду будет выполнять плохо. В этом случае и окружение стало условным раздражителем. Кроме того, условным раздражителем может стать мимика лица дрессировщика, интонация голоса, быстрота движений и поза.

Дрессировщик использует условные раздражители и на расстоянии, так как впоследствии это может пригодиться.

В дрессировке команды используются как условные раздражители. Это звуковой комплекс. Собака отличает одну команду от другой по составу звуков и их количеству. При изменении команды собака перестает реагировать на нее. Например, если собака приучена подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!», то на призыв «Иди сюда!» она не прореагирует. Если дрессировщик, обучая собаку, меняет команды, пустословит, то это только усложняет дрессировку, поскольку собака не понимает смысла этих слов. Слово для собаки - комплекс звуков, звуковой раздражитель. Словесная команда - не простой, а комплексный раздражитель, потому что собака понимает не только состав звуков, но и чувствует интонацию команды. Если команду, произнесенную спокойным тоном, не дополним лакомством, а команду, произнесенную приказным тоном, дополним, то образуется рефлекс только на команду приказным тоном. Дрессировщик, в зависимости от условий труда и целей, произносит команду либо с приказной, либо с угрожающей, либо с простой (нормальной, ласковой) интонацией.

Приказная интонация используется при формировании у собаки различных навыков. Команда произносится твердо (приказным тоном), не слишком громко и закрепляется безусловными раздражителями (пищей, дерганием поводка).

Угрожающая интонация помогает усилить действие команды, заставляя или запрещая выполнять действие особенно тогда, когда собака не реагирует на команду, данную приказным тоном, на которую уже выработался условный рефлекс. Команда произносится неожиданно, повышенным тоном и закрепляется более болезненным действием, нежели команда, произнесенная с приказной интонацией (сильное нажатие, неожиданный рывок поводка, удар прутом, хлыстом и т.д.).

Вырабатывая условный рефлекс на команду, произнесенную с угрожающей интонацией, применяют болезненный раздражитель. С угрожающей интонацией произносится команда «Фу!». Она произносится громко, неожиданно и закрепляется ударом прута, неожиданным рывком поводка, сильным надавливанием на поясницу и т.д. Этой командой прекращаются все нежелательные для дрессировщика действия собаки. Но нельзя использовать угрожающую интонацию там, где это необязательно, иначе собака становится раздраженной, начинает бояться хозяина.

Если собака совершает нежелательное, но не такое значимое действие, то вместо команды «Фу!» рекомендуется использовать команду «Нельзя!», произнесенную с приказной интонацией. Эта команда более подходит собаке, живущей в квартире, поскольку частое повторение команды «Фу!» истощает нервную систему собаки.

Команды с нормальной интонацией произносятся очень чувствительным собакам. После выполнения собакой задания, надо спокойно похвалить возгласом «Хорошо!».

Все дрессировочные команды должны быть ясными, короткими, стандартными. Как можно реже нужно пользоваться угрожающей интонацией, поскольку это вызывает у собаки пассивную защитную реакцию, и поэтому труднее вырабатываются условные рефлексы.

Жестами можно без звука управлять собакой на расстоянии. Ими дрессировщик указывает собаке направление движения при обследовании местности, помещений и т.д. Навык работать по жесту обычно считается приобретенным, если собака неплохо выполняет словесные команды. Жесты, как и команды, надо передавать ясно, стандартно.

Раздражители запаха. При помощи обоняния собака узнает хозяина, находит пищу, прячется от врагов, находит охотничью добычу и т.д. Обоняние помогает проявиться половым инстинктам собаки, оценить качество пищи и т.д.

У каждого человека свой индивидуальный запах, по которому собака без особого труда отличает его от другого. Кроме индивидуального запаха человек выделяет еще и другие запахи: обуви, мыла табака, духов, квартиры; запахи, связанные с профессией, и др. 0сновным для собаки является индивидуальный запах человека. Двигаясь, человек потеет, запах пота и составляет пахучий след человека. К этому запаху прибавляются запахи почвы, растений раздавленных насекомых и т.д.

Собака, понюхав вещь, пахнущую человеческим запахом, по пахучему следу, оставленному на земле, находит через какое-то время, за несколько километров, обладателя этого запаха. Чувствительность нюха собаки может ухудшиться по многим причинам (болезни, переутомления, долгое действие запахов на обоняние и т.д.).

Найти «нарушителя» по пахучему следу, обыскать местность, отличить человека по запаху вещи и выполнить другие работы может собака, у которой обоняние в процессе воспитания и дрессировки было хорошо натренировано.

Установление преобладающей реакции в поведении собаки

Инстинкты у собак бывают врожденными, но их интенсивность и форма зависят от состояния организма и окружающих условий. Жизненный опыт дополняет инстинкты множеством условных рефлексов, поэтому у взрослой собаки складываются сложные реакции (ответные явления). Основными являются следующие сложные реакции: пищевая, защитная, ориентировочная и половая.

У голодной собаки проявляется пищевая реакция. Она связана с поиском пищи и ее поглощением. В это же время появляются рефлексы, связанные с пищей (захват пищи, откусывание, проглатывание, слюноотделение и др.).

Оборонительная реакция позволяет собаке избежать опасности. Она состоит из двух форм - активной защиты и пассивной.

Ориентировочная реакция возникает, когда на собаку воздействуют новые раздражители. Ориентировочные рефлексы И. Павлов назвал исследовательскими, или рефлексами «что это такое?» Собака обнюхивает предметы, прислушивается к звукам. Этот врожденный рефлекс позже усложняется, и собака с его помощью не только знакомится с новой окружающей обстановкой или новыми раздражителями, но может выполнить и более сложные действия, например, найти спрятавшегося хозяина и др. Ориентировочные рефлексы переходят в другие рефлексы. Если во время действия ориентировочного рефлекса выяснится, что новый раздражитель поощряет защитный рефлекс, собака кинется на этот раздражитель или убежит от него, то есть ориентировочный рефлекс поменяется на защитный.

Если во время действия ориентировочного рефлекса собака почувствует запах пищи, то этот рефлекс перейдет в пищевой.

Половая реакция предопределяет процесс размножения. Половые и родительские инстинкты проявляются во время действия внутренних раздражителей вместе с внешними. Для дрессировки собаки положительного значения они не имеют, даже мешают, подавляя другие рефлексы.

В зависимости от наследственных особенностей физиологического состояния организма и условий жизни основные сложные поведенческие реакции у собак бывают разной степени. Реакцию на специальные раздражители, проявляемую сравнительно постоянно и в более сильной степени, называют преобладающей реакцией. Некоторые основные реакции бывают одинаковой силы. В таком случае их называют смешанными преобладающими реакциями. Например, есть злые и в то же время трусливые собаки, у которых активно-оборонительный и пищевой, ориентировочный и пассивно-оборонительный рефлексы бывают одинаково сильны.

Желая установить преобладающую реакцию у собаки, ее подвергают воздействию различных раздражителей. Собака оставляется в незнакомой обстановке (раздражитель ориентировочной реакции) с оборудованным недалеко укрытием. Испытание лучше проводить утром, пока собака не кормлена, или спустя 4 часа после кормления. В испытаниях принимают участие два незнакомых собаке помощника дрессировщика, инструктор-дрессировщик и хозяин собаки (дрессировщик).

Вначале участники испытания прячутся в укрытии и наблюдают за поведениемпривязанной собаки в новой обстановке, когда хозяин уходит. После этого один из помощников поднимает шум, через некоторое время выходит из укрытия, спокойно проходит мимо собаки на расстоянии 5–6 метров и прячется. Цель этого действия - выяснить, как собака реагирует на спокойно идущего человека. Как только первый помощник спрячется, с противоположной стороны появляется второй спрутом в руке, быстро направляется к собаке, активно на нее нападает и после этого прячется. Тогда выходит хозяин, ставит собаке посуду с едой и удаляется. Как только собака начинает есть, из укрытия выходит помощник с прутом, нападает на собаку, дважды, пытается отнять у нее посуду с едой, после чего возвращается в укрытие. Этим заканчивается эксперимент по выявлению преобладающей реакции.

Наблюдая, как собака реагирует на новую незнакомую обстановку, на пищу, действия помощников, делаются выводы, какая реакция у нее преобладает, то есть, какие рефлексы проявились активно.

Собака, у которой преобладает активно-оборонительная реакция, быстро реагирует на все окружающие изменения. При появлении помощника ориентировочная реакция сменяется оборонительной - собака рвется в сторону помощника,лает, старается напасть. Еще активнее ведет себя собака при появлении второго помощника. Когда он начинает дразнить собаку во время еды, она перестает есть, старается схватить помощника и не сразу возвращается к еде.

Собака, у которой преобладает пассивно-оборонительная реакция, в новой обстановке трусливо озирается по сторонам, при появлении помощника старается убежать; когда ее дразнят, бежит в противоположную сторону или прижимается к земле.Пищу ест урывками или совсем к ней не притрагивается.

Собака, у которой преобладает ориентировочная реакция, прислушивается, обнюхивает землю, оглядывается по сторонам, При приближении помощника рвется вперед, обнюхивает его и ласкается. Пищу ест не сразу. Когда ее дразнят, защитной реакции не проявляет. Ориентировочная реакция сравнительно быстро превращается в другие реакции. Как преобладающая ориентировочная реакция встречается очень редко.

При наличии активной оборонительной реакции вместе с пищевой реакцией, оборонительные и пищевые рефлексы проявляются одинаково ярко. Собака активно нападает на посторонних и в это же время старается есть.

Дрессировщик обязан уметь воспользоваться каждой реакцией собаки, особенно преобладающей. На основе сильных условных рефлексов он сможет выработать новые.

Типы высшей нервной деятельности

Поведение собаки зависит от основных физиологических процессов, происходящих в центральной нервной системе, - от того, какова их сила, сохраняется ли между ними равновесие, с какой скоростью они сменяют друг друга.

Тип высшей нервной деятельности - совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, предопределяющих поведение индивида и особенности его динамики.

Академик И. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, оценивал результаты по силе, равновесию основных нервных процессов - возбуждения и торможения, - их подвижности, то есть способности из состояния возбуждения перейти в состояние торможения, и наоборот; он выделил и 4 основных типа высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный (подвижные, холерики). У собак этого типа в высшей нервной деятельности доминирует возбуждение. Это смелые, несдержанные, агрессивные, быстро ориентирующиеся в обстановке собаки. Условные рефлексы вырабатываются легко, бывают устойчивыми, но собаки трудно различают близкие раздражители, предрасположены к нервным заболеваниям. Такие собаки обучаются быстро и быстро выполняют те действия, которые требуют возбуждения, а те действия, что связаны с торможением, выдержкой, хуже.

2. Сильный уравновешенный подвижный (сангвиники). Характерно равновесие между возбуждением и торможением, их подвижность. У таких собак условные рефлексы формируются быстро, устойчивы, легко образуется внутреннее торможение. Собаки легко переносят потрясение, чуткие, быстро реагируют на изменение обстановки, при сильном возбуждении тут же успокаиваются. Намного легче приручаются и дрессируются.

3. Сильный уравновешенный инертный (флегматики). Возбуждение и торможение у таких собак сильны, между ними существует равновесие, но подвижность мала; условные рефлексы образуются медленно и бывают устойчивыми. Собак этого типа высшей нервной деятельности трудно возбудить, а при возбуждении трудно успокоить; их движения неторопливы. Закрепленные у них навыки не вызывают никаких забот.

4. Слабый тормозной (меланхолики). И возбуждение, и торможение слабые. Собаки трусливы, всего избегают, их нервные клетки быстро устают. Условные рефлексы образуются с трудом и бывают неустойчивыми. Внутреннее торможение слабое. Такие собаки предрасположены к нервным заболеваниям, с трудом поддаются дрессировке. Чаще всего их используют в службе охраны вместе со смелыми, злыми и сильными собаками.

Зависимость поведения от типа высшей нервной деятельности

У собак каждого типа высшей нервной деятельности есть черты и другого типа. Типы нервной системы как своеобразие индивидуальной нервной деятельности являются врожденными. С помощью дрессировки тип нервной системы можно несколько изменить. Сложные действия собаки, выработанные и закрепленные в процессе дрессировки, оборачиваются условными рефлексами, поэтому навыки какой-нибудь работы или службы остаются навсегда.

Специальная служба подбирается исходя из типа высшей нервной деятельности у собаки. Холерикам и сангвиникам - требующая больше движения, флегматикам - спокойнее. Приручая диких животных, человек сумел подавить их агрессивные рефлексы и выработать новые, нужные ему условные рефлексы. Значит, условные рефлексы домашних животных, а также и их высшую нервную деятельность формирует человек.

Установить тип высшей нервной деятельности собак можно только в процессе дрессировки, и то только примерно, так как поведение собаки не всегда соответствует типу высшей нервной деятельности. Например, у трусливой собаки может быть и слабый, и сильный тип высшей нервной деятельности. Поэтому, устанавливая тип, надо наблюдать за поведением собаки в разных условиях и в разное время. Для дрессировки надо отобрать энергичных, активных, смелых, подвижных собак.

В процессе дрессировки часто заметны нарушения условных рефлексов: собака бывает ленива, устает, боится дрессировщика, работает вяло, часто не реагирует на условные раздражители. Случается и искаженная, ненормальная реакция. Искажение реакции чаще всего вызвано грубым обращением с собакой, воздействием на собаку через сильные раздражители, особенно при выборке предмета по запаху, и в работе со следом, злоупотреблением терпением чуткой собаки, слишком частым принуждением брать высокое препятствие, выполнять одну, а затем другую, противоречащую первой команду, например, «Фас!» - «Нападай!» и «Фу!» - «Нельзя!». Так подрывается нервная система собаки, «Нервозность» собаки зависит от того, какой нервный процесс и группы рефлексов нарушены. При лечении невроза надо на некоторое время прекратить дрессировку, иногда и надолго. Надо часто давать собаке бром," кофеин и другие медикаменты по указанию ветеринарного врача. После выздоровления собаки стараться не повторять прежних ошибок и изменить характер дрессировки.

Чтобы предупредить невроз у собаки, надо обязательно обратить внимание на ее тип высшей нервной деятельности и придерживаться методики дрессировки. Начинать дрессировку надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным, не пропуская промежуточных действий.

Дрессировщик - комплексный раздражитель

Самый главный раздражитель собаки - дрессировщик. Он действует на собаку своим запахом, тембром голоса, движениями, мимикой лица, позой, формой одежды, темпом движений и т.д. Более всего действуют голос дрессировщика, движения и запах. Собака хорошо различает особенности голоса (высоту, тембр, силу, интонацию), точно реагирует на произнесенные им команды и не реагирует на команды, которые подает посторонний человек. Собака без большого труда находит хозяина в толпе по пахучему следу.

Больше всего собака выделяет в семье того человека, который ее воспитывает, растит, дрессирует. Постоянный присмотр за собакой, кормление, прогулки очень укрепляют взаимный контакт.

Дрессировщик, воспитывая собаку, должен быть строгим, сдержанным и справедливым. Чрезмерная приветливость, частая игра с собакой отрицательно действуют на ее дисциплинированность.

При обучении собаки часто должен участвовать помощник дрессировщика, незнакомый собаке человек, иногда даже несколько. Помощник дрессировщика, как и сам дрессировщик, - комплексный раздражитель собаки (действует на собаку обликом, запахом, ударами прута, хлыста и т.д.). От помощника зависит качество дрессировки, выработка нужных навыков. Действия помощника должны быть обдуманы заранее, обращая внимание на поведение дрессируемой собаки. Дрессировщик обязан предварительно предоставить помощнику информацию о собаке, указать очередность действий. Помощник должен действовать правильно, быть проворным и находчивым. Самое главное - помощник дрессировщика не должен бояться собак. Лучше всего роль помощника выполняет человек, хорошо знающий правила дрессировки.

Методы дрессировки

Собаку дрессируют различными методами. Это комплекс способов и средств, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы. В дрессировке собак применяются 4 основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

С помощью механического метода дрессировки условный раздражитель закрепляется механически (слегка стискивая, дергая поводок, ударяя прутиком). Например, произнеся команду «Сидеть!», рукой чуть нажимаем на поясницу и легко дергаем поводок вверх и назад.

Механическим методом можно выработать множество рефлексов, но не все. Применяя этот метод, нельзя научить собаку различать предметы по запаху, у нее может возникнуть чувство страха. Поэтому дрессировщик обязан обдуманно пользоваться этим методом, избегать частых и болезненных действий, обратить внимание на индивидуальные особенности поведения собаки.

Вкусопоощрительным методом закрепляют условный раздражитель, давая собаке лакомство. Например, произнеся команду «Ко мне!», показывают лакомство, а после того,как собака подойдет, дрессировщик скармливает ей это лакомство.

Применяя этот метод, можно намного быстрее сформировать условные рефлексы. Кроме того, усиливается привязанность собаки. К сожалению, не все навыки вырабатываются этим методом, поэтому он часто применяется наряду с механическим.

Суть контрастного метода в том, что условный рефлекс закрепляется механически, а после этого - через дачу лакомства. Произнося команду «Сидеть!», слегка нажимаем на поясницу собаки, дергаем за поводок вверх и назад, а когда собака садится, даем лакомство. Контрастный метод - основной метол дрессировки служебных собак.

Подражательный метол основан на использовании врожденных способностей собаки подражать другим собакам. Например, достаточно залаять одной собаке, как на ее лай начинают реагировать и другие. Этот метод применяют, обучая собаку преодолевать препятствия, задерживать «нарушителя», лаять по команде, а также воспитывая молодых щенков.

Желая как следует дрессировать собаку, надо в первую очередь сформировать нормальные отношения между собакой и дрессировщиком. Голос дрессировщика, жесты, темп движения, выражение лица, одежда, запах - все это самый главный и сильный раздражитель. О том, что взаимные отношения собаки и дрессировщика нормальные, что они основаны на доверии, говорит преданность собаки хозяину: она быстро подходит, когда зовут, слушается, не боится.

Важное значение имеют жесты дрессировщика. Неожиданные (лишние) движения, топанье ногой могут вызвать у собаки пассивно-оборонительную реакцию, сформировать отношения, основанные на страхе.

Дрессируя собаку, надо обязательно:

Знать особенности поведения собаки, ее характер (нежный, недоверчивый, сердитый);

Организовывать каждое занятие, имея четкую задачу;

Точно и терпеливо закреплять условный рефлекс, строго придерживаться выдвигаемых требований;

Не менять жесты, сигналы и словесные команды, произносить их ясно и всегда одинаково. Менять команды и интонации в зависимости от поведения собаки;

За каждое правильно произведенное действие поощрять собаку;

Разнообразить занятия, внимательно наблюдать за собакой, обращать внимание на ее физическое состояние;

Своими действиями помогать собаке правильно выполнять команды (толково и вовремя поощрить собаку; если собака не прыгает через препятствие, перепрыгнуть самому);

Точно ограничить рабочее и свободное положение собаки во время занятий. В зависимости от этого меняются и действия дрессировщика: он должен быть подтянут, командовать приказным, требовательным и умеренным тоном. В перерывах надо дать собаке возможность свободно побегать, поиграть.

Во время занятий надо менять команды, потому что, выполняя команды в одном и том же порядке, собака все делает автоматически - задержался после одной команды произнести другую, а собака уже сама без команды выполняет действия в привычном порядке. Занятия не должны проходить постоянно в одном и том же месте и в одно и то же время. Так вырабатывается условная связь с местом и временем. Помощники дрессировщика на занятиях не должны быть одеты в одну и ту же одежду, поскольку это приучает собаку реагировать только на человека, одетого именно так.

Характерной особенностью условных рефлексов является то, что они образуются в течение индивидуальной жизни организма и сохраняются постоянно. Они могут исчезать и вновь появляться в зависимости от изменяющихся условий среды и состояния организма. Временный характер условного рефлекса обеспечивается наличием процесса торможения, который наряду с процессом возбуждения определяет динамику условнорефлекторной деятельности.

В лаборатории И.П. Павлова было изучено и описано два вида торможения условного рефлекса: 1) пассивное, безусловное или внешнее торможение и 2) активное, условное или внутреннее торможение. Обе эти группы торможения делят в свою очередь на несколько подгрупп. Рассмотрим каждую из групп торможения.

Пассивное (безусловное) торможение. Этот вид торможения носит название внешнего, так как причина его появления находится вне рефлекторной дуги тормозимого рефлекса. Такие посторонние раздражители могут быть самой разнообразной природы. Новые запахи, звуки, появление в поле зрения другой особи и т. д. приведут к уменьшению или полному устранению условных рефлексов. Переполненный мочевой пузырь, желудочное заболевание и другие раздражения, идущие от внутренних органов, точно так же будут вызывать торможение условно-рефлекторной деятельности. Такой раздражитель приведет к возникновению нового очага возбуждения в коре головного мозга, и этот очаг ослабит или устранит текущую условно-рефлекторную деятельность организма.

Все раздражители, которые приводят к внешнему торможению, можно разделить на две группы:

1) гаснущие, или временные, тормоза.

Гаснущими тормозами называются такие раздражители, которые после некоторого повторения их перестают вызывать торможение условно-рефлекторной деятельности животного.

Приведем пример (рис. 6). У собаки выработан условный рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. Если в процессе проявления этого рефлекса создать посторонний шум (например, зазвенит звонок), то этот звук вызовет у животного ориентировочный рефлекс и при этом слюноотделение прекратится. При многократном повторении этой ситуации ориентировочная реакция собаки на стук будет ослабевать, а условный рефлекс слюноотделения будет проявляться.

Рис. 6. Пример внешнего (пассивного) торможения.

А - осуществление условного рефлекса слюноотделения в ответ на включение света. Формируется временная связь между подкорковыми (П) и корковыми (КБП) центрами условного раздражителя (ЗЦ) и безусловного подкрепления (ПЦ).

Б - При действии постороннего сильного раздражителя (звонок) в КБП возникает новый очаг возбуждения (в слуховой коре), который по принципу доминанты нарушает временную связь между ЗЦ и ПЦ, что приводит к прекращению выделения слюны.

2) негаснущие, или постоянные, тормоза.

Негаснущими называются такие раздражители, которые с повторением не теряют своего тормозящего действия.

Приведем пример. У собаки выработан условный рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. Если в процессе проявления этого рефлекса замахнуться на собаку (создать угрозу удара), то это приведет к проявлению оборонительной реакции и прекращению слюноотделения. При многократном повторении этой ситуации оборонительная реакция собаки ослабевать не будет, а условный рефлекс слюноотделения будет постоянно затормаживаться.

Другим видом пассивного, безусловного торможения является так называемое запредельное, или охранительное, торможение. Это торможение развивается в том случае, если на нервную систему действует слишком сильный раздражитель.

Мы говорили о том, что условный рефлекс вырабатывается тем быстрее и тем больше его величина, чем сильнее тот раздражитель, на который он вырабатывается. Однако в лаборатории И.П. Павлова было показано, что увеличение условно-рефлекторного ответа по мере усиления силы раздражителя идет до определенного предела, после которого наступает уменьшение, а в некоторых случаях может развиться и полное торможение условного рефлекса. Слишком сильный раздражитель поднимает возбудимость нервных клеток выше порога их работоспособности. В результате этого в нервных клетках в виде защиты от чрезмерно сильного раздражителя и развивается запредельное торможение, которое было названо И.П. Павловым как охранительное торможение. Это торможение «охраняет» нервную систему от вредного воздействия слишком сильного раздражителя.

Активное (условное, внутреннее) торможение. Этот вид торможения требует выработки. Причина торможения находится в пределах рефлекторной дуги самого рефлекса (как правило это отсутствие подкрепления). Различают несколько видов внутреннего торможения.

Угасательное торможение.

Развивается в результате прекращения подкрепления рефлекса (вспомните принцип Торндайка – закрепляется то, что подкрепляется).

Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на звонок, не подкармливать после действия звонка, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на звонок - произойдет угасание условного рефлекса.

Разные условные рефлексы без подкрепления угасают с неодинаковой скоростью. Более "молодые" и непрочные условные рефлексы угасают быстрее, чем более "старые", прочные условно-рефлекторные связи. Чем чаще давать неподкрепляемое раздражение, тем быстрее происходит угасание условного рефлекса.

Биологическое значение угасательного торможения состоит в избавлении организма от устаревших и ненужных (неиспользуемых) условных рефлексов.

Дифференцировочное торможение.

Физиологический смысл этого вида торможения в том, что оно позволяет организму различать («не путать») сходные по своим признакам раздражители.

Например. У собаки выработали условный рефлекс слюноотделения на стук метронома с частотой 120 ударов/мин. Если в очередной раз пустить тот же метроном со скоростью 60 ударов/мин и этот раздражитель не подкреплять едой, то произойдет следующее. Вначале собака будет проявлять пищевую реакцию при действии метронома как с частотой 60 ударов/мин, так и с частотой 120 ударов/мин. Однако, если и в дальнейшем звук метронома 120 ударов/мин подкреплять едой, а звук метронома 60 ударов/мин не подкреплять едой, то собака научится различать частоту звучания. Слюна будет выделяться при включении метронома только с частотой 120 ударов/мин; частота метронома 60 ударов/мин пищевой реакции вызывать не будет.

Дифференцировочное торможение развивается в нервной системе тем труднее, чем ближе друг к другу находятся дифференцируемые раздражители. Собака быстрее и прочнее отдифференцирует звук метронома 60 ударов/мин от 120 ударов/мин, чем 110 ударов от 120 ударов.

К дифференцировочному торможению относится и такой вид условного торможения, который раньше выделяли в качестве самостоятельного вида торможения, так называемый условный тормоз вид внутреннего торможения, которое развивается при неподкреплении комбинации положительного раздражителя (который сам по себе подкрепляется) с каким либо дополнительным раздражителем. Этот дополнительный раздражитель и становится условным тормозом.

Приведем пример. У собаки выработана условная реакция слюноотделения в ответ на включение света. Если условия эксперимента изменить и в качестве условного сигнала использовать сочетание двух сигналов – звук метронома и свет, которые не подкрепляются пищей, то новый условный сигнал (метроном-свет) не будет вызывать реакцию слюноотделения.

Если у такой собаки затем выработать условный рефлекс слюноотделения в ответ на звонок, а затем к звонку добавить метроном, то это приведет к торможению условного рефлекса. Метроном в данном примере стал тормозом для условного рефлекса.

Запаздывающее торможение.

Третьим видом активного, условного торможения является запаздывающее торможение. Оно проявляется в следующем. Допустим, что в качестве условного раздражителя для собаки применяют звонок, причем он действует в течение 10 секунд, но пищу дают не сразу, а через две минуты после этого. Если систематически проводить такое подкрепление, то первое время после действия звонка у собаки будет выделяться слюна все время от момента дачи звукового раздражителя и до момента дачи пищевого подкрепления. Однако после некоторого числа сочетаний слюна начнет выделяться только непосредственно перед началом дачи пищи, т.е. к концу второй минуты интервала. Как было показано исследованиями последователей академика И. П. Павлова, в промежутке времени от дачи звукового раздражителя и до момента слюноотделения в коре головного мозга собаки и развилось запаздывающее торможение. Это так называемый «деловой подход» (по определению Павлова) – зачем тратить слюну впустую, если пища будет только через 2 мин.

Помимо условных рефлексов выделяют еще два особых вида поведенческих реакций.

1. Условнорефлекторное переключение. Этот вид рефлекса заключается в том, что в зависимости от условий можно наблюдать разные виды реакции на один и тот же раздражитель.

Например, в лаборатории И.П. Павлова у собаки в одной комнате вырабатывали условный рефлекс слюноотделения на свет. А в другой комнате вырабатывать условный оборонительный рефлекс на свет. Животное училось в зависимости от обстановки (комнаты) в ответ на один и тот же раздражитель реагировать по-разному.

Мы с вами с этим видом рефлекторной реакции сталкиваемся довольно часто. Пример из студенческой (школьной) жизни: один и тот же сигнал – звонок – имеет для вас разное значение (в том числе и эмоционально) в начале пары и в конце. Согласны?

2. Второй вид реакции был открыт И.П. Павловым и изучен в лаборатории Э.А. Асратяна и получил названиединамический стереотип . Выражается он в том, что на систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В дальнейшем, если применять только первый раздражитель, то в ответ будут развиваться все остальные реакции. Считают, что динамический стереотип - характерная особенность психической деятельности человека.

Приведем пример эксперимента, проведенного в лабораториях Павлова и Асратяна.

У собаки вырабатывали условный рефлекс слюноотделения (рис. 7). Сначала выработали условный рефлекс выделения 5-ти капель слюны в ответ на включение света (рис. 7, А). Затем выработали условный рефлекс выделения 8-ми капель слюны в ответ на включение звукового сигнала (слабый звук, тон) (рис. 7, Б). Далее выработали условный рефлекс выделения 12-ти капель слюны в ответ на включение сильного звукового сигнала (звонок) (рис. 7, В).

Рис. 7. Пример выработки сложного условного рефлекса.

После того как эти рефлексы закрепились, все раздражители объединили в цепочку (рис. 7, Г). При включении света собака выделяет 5 капель слюны, далее в ответ на тон - еще 8 капель, и в ответ на звонок - еще 12 капель слюны.

Затем в качестве условного сигнала стали использовать только тон. К чему это привело?

Рис. 8. Проявление динамического стереотипа

Собака воспроизвела всю последовательность выработанных реакций, несмотря на то, что раздражитель предъявлялся только один. И логично было ожидать, что экспериментатор увидит в ответ на первый тональный сигнал выделение 8-ми капель слюны, в ответ на второй - то же, и в ответ на третий тональный сигнал - выделение так же 8-ми капель слюны. Но особенностью динамического стереотипа как раз и является прочность образованных связей.

Таким образом, воспроизведение стереотипа носит автоматический характер. В большинстве случаев динамический стереотип мешает созданию нового рефлекса (помните поговорку – легче научить, чем переучить).

Ориентировочный рефлекс.

Среди безусловных реакций организма особое место занимает ориентировочный рефлекс. И.П. Павлов назвал эту реакцию «рефлекс Что такое?». Другой исследователь Ю. Конорски этому комплексу реакций дал название «рефлекс прицеливания». Эти названия как нельзя точно характеризуют эту форму поведенческой реакции.

Ориентировочный рефлекс (ОР) – это комплекс двигательных реакций, возникающий на новый внезапно появляющийся раздражитель.

Биологический смыл ориентировочного рефлекса заключается в создании условий для лучшего восприятия нового незнакомого раздражителя.

Было описано несколько компонентов ориентировочного рефлекса.

1. двигательные (моторные) компоненты. К ним относятся:

а) реакции, обеспечивающие поворот глаз и головы в направлении зрительного раздражителя, настораживание ушей, принюхивание и пр.;

б) реакции, обеспечивающие поддержание позы и приближение к стимулу.

2. вегетативные компоненты. К ним относятся:

а) сосудистые реакции - в виде сужения периферических сосудов и расширения сосудов головы, что увеличивает кровоснабжение мозга головного;

б) реакция кожно-гальваническая – увеличение кожной проводимости;

в) изменение частоты сердцебиения и дыхания;

г) повышение уровня адреналина в крови;

г) возрастание тонуса мышц.

3. центральный компонент. К нему относится изменение уровня активации системы нервной центральной, в том числе повышение физиологической активности коры больших полушарий мозга головного (уменьшения амплитуды альфа-ритма, усиление бета- и гамма-колебаний);

4. сенсорный компонент – включает в себя повышение чувствительности анализаторов.

Отличительной особенностью ориентировочного рефлекса является его угашение при повторных действиях раздражителя. Вы знаете из своего опыта, что со временем вы привыкаете к постоянно повторяющимся раздражителям – человек перестает реагировать на подкапывающий кран, привыкает к шуму машин за окном и т.п.

В то же время И.П. Павлов обратил внимание на тормозную функцию ОР. Вспомните, мы говорили о том, что в процессе выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние раздражители. Почему? Потому, что в ответ на эти раздражители развивается ОР, который тормозит всю текущую деятельность, в том числе и вырабатываемый условный рефлекс.

Соколов Е.Н. (1958 г.) выделили две формы ориентировочного рефлекса: генерализованную и локальную. Так же в зависимости от длительности он различал тоническую и фазическую формы ориентировочного рефлекса.

При действии нового раздражителя появляется генерализованный ориентировочный рефлекс, который связан с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга, и характеризуется реакцией ЭЭГ-активации (снижение амплитуды альфа-ритма, усиление бета- и гамма-ритмов). Эта реакция активации охватывает всю кору БП в течение достаточно длительного времени (это так называемая тоническая форма ориентировочного рефлекса).

Генерализованный ОР быстро угасает - после 10-15 предъявлений нового раздражителя.

Локальный ориентировочный рефлекс более устойчив к угасанию (угасает после 20-30 предъявлений нового раздражителя) и связан с активацией неспецифического таламуса. При этом реакция ЭЭГ-активации сохраняется только в той области коры БП, которая соответствует типу действующего раздражителя (свет блокирует альфа-ритм только в затылочной части коры, звук – только в височной области и т.д.). Длительность реакции активации сокращается и она становится фазической, то есть появляется только на включение или выключение стимула.

Выше мы сказали о том, что отличительной особенностью ОР является его способность угасать при повторных действиях раздражителя. Но любое изменение свойств действующего раздражителя (сила, яркость, месторасположение, время воздействия и т.д.) восстанавливает ОР.

Ориентировочно-исследовательская деятельность (ОИД) в отличие от ОР представляет собой активную форму поведения организма, направленную на поиск новых раздражителей, оценку обстановки. Проявляется ОИД в активном обследовании территории, объектов (даже при отсутствии раздражителей или других стимулов).

В конце своей жизни И.П. Павлов приступил к изучению поведения обезьян-антропоидов. Ему принадлежит еще одна известная фраза: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод – это уловным рефлексом назвать нельзя. Это другой случай!...это есть начало образования знания, улавливания постоянной связи между вещами – то, что лежит в основе всей научной деятельности, законов причинности и т.д.»

Наблюдения за поведением собак в процессе выработки у них условных рефлексов, наблюдения за поведением обезьян позволили И.П. Павлову создать учение о высшей нервной деятельности животных и человека.

Условное торможение называют еще приобретенным и индивидуальным или внутренним , так как оно локализовано в пределах данного условного . Условно-рефлекторное торможение является средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря внутреннему торможению условные рефлексы непрерывно уточняются и совершенствуются. Взаимодействие условного и безусловного торможения обеспечивает гибкость и тонкость . Различают несколько видов условного торможения:

Угасательное торможение , оно возникает после отмены условного , скорость угашения условной связи находится в обратной зависимости от интенсивности условного стимула, силы и биологической значимости . Усиление внутреннего торможения может привести не только к угнетению угашаемого рефлекса, но и всех близких с ним рефлексов.

Угасательное торможение – очень распространенное явление и имеет большое биологическое значение. Нетрудно себе представить состояние животного, у которого сохранялись бы все условные рефлексы, когда-либо образовавшиеся. От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания.

Ряд условных рефлексов образуется в результате случайных совпадений индифферентного сигнала с безусловными рефлексами. Следовательно, они должны затормозиться. То же самое происходит и с теми существующими условными рефлексами, которые перестают выполнять свою роль.

Угасательное торможение развивается также в зависимости от возраста, состояния здоровья, а также от вида и прочности . Условные рефлексы у детей угасают тем скорее, чем чаще это угасание происходит. Свежеобразованные условные рефлексы угасают скорее, чем старые. У лиц слабого типа они угасают быстрее, чем у сильных, а восстанавливаются медленнее. У детей 11-12 лет рефлексы угасают легче, чем у детей 8-10 лет, потому что у последних внутреннее торможение развито слабее. Пищевые условные рефлексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста угасают после трех-четырех неподкреплений. У детей с преобладанием угашение наступает медленнее, чем у уравновешенных. Угасший условный рефлекс после подкрепления его безусловным восстанавливается. У здоровых детей для восстановления пищевого условного рефлекса требуется 10-15 минут, у больных – больше.

Способность обучающихся детей развивать угасательное торможение имеет большое биологическое значение. Оно освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

Дифференцировочное торможение , это тонкое различение сигнального раздражителя, происходящее в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам к безусловному сигналу. Дифференцировочное торможение устраняет ненужные условные рефлексы. Оно развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу, что позволяет мозгу “различать” положительный (подкрепляемый) сигнал и отрицательные (неподкрепляемые, или дифференцировочные) раздражители. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы “не путать” сходные раздражители. По физиологическому механизму дифференцировка является отрицательным обучением – в ответ на сигнал “не выполнять реакцию”. Дифференцировочное торможение в отличие от угасательного имеет дело с похожими сигналами, что обуславливает различия в их развитии. Развитие диф. торможения осуществляется в три этапа:

  1. На фоне выработанного условного рефлекса новый раздражитель вызывает , который обуславливает внешнее торможение условного ответа.
  2. Ориентировочная реакция на сходный раздражитель исчезает, а реакция на оба стимула – выравниваются.
  3. Гаснет реакция на неподкрепляемый дифференцировочный раздражитель.

ПРИМЕР : Мы обучаем животное реагировать на слуховой раздражитель с частотой 1000 Гц (еда, как положительное подкрепление) и не реагировать на раздражитель с частотой 1500 Гц (разряд тока). Или обучение написания ребенком «Я» и « R ».

Дифференцировочное торможение развивается в зависимости от близости раздражителей: чем дифференцировка ближе по своему значению к положительному раздражителю, тем труднее ее выработать. Например, эллипс легко отдифференцировать от круга. Но если изменять форму эллипса, подгоняя ее к форме круга, то наступит такое его изменение, когда измененную форму уже будет трудно отдифференцировать, а для детей может быть и невозможно. Следовательно, чем ближе по своим качествам сигнал и дифференцировка к нему, тем должно быть более сильным торможение.

Дифференцировочное торможение делает более точными ответные реакции организма на действующие раздражители, чем способствует лучшему его приспособлению к меняющимся условиям среды. У детей младшего школьного возраста раздражители дифференцируются легче, чем у дошкольников, но хуже, чем у детей старшего школьного возраста. Дифференцировка условных раздражителей вырабатывается в эксперименте у детей 7-9 лет на 10-11 неподкрепление, у 10-12-летних – на 4-6 неподкрепление. У возбудимых детей дифференцировка образуется труднее, чем у уравновешенных.

Дифференцировочное торможение лежит в основе широко распространенных педагогических приемов – сопоставления, сравнения, выбора. Метод сопоставления постоянно используется учителем в преподавании учебных предметов: сложение противопоставляется вычитанию, нажим в букве – прямому штриху, явление неживой природы – живому. Применение метода выбора – это часто встречающаяся необходимость в педагогической практике. Учащимся приходится усваивать множество правил, которые им не всегда и не в одинаковой степени будут в последующем нужны. Применение дифференцировки позволяет вычленять то, что нужно, активно участвовать в постоянном сохранении только необходимого фонда временных связей. Дифференцировочное торможение является также физиологической основой формирования у школьников новых понятий и способности к аналитической деятельности.

Запаздывательное торможение , оно формируется при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. В этом случае рефлекторная реакция может быть приурочена к моменту предъявления подкрепления и постепенно смещается все ближе и ближе к моменту предъявления подкрепления. На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же условный раздражитель вначале действует со знаком «+» (то есть является возбуждающим), а затем со знаком « – « (тормозным). Однако во втором случае появляется новый фактор – время. Время образует с условным раздражителем одновременный комплекс. В недеятельной фазе условного рефлекса время образует с положительным сигналом отрицательный комплексный раздражитель, так как в этой фазе отсутствует подкрепление. В деятельной же фазе время образует с ним положительный комплексный раздражитель, который подкрепляется. В результате временных соотношений раздражителя и подкрепления УР возникает только тогда, когда подойдет срок перехода раздражителя в положительный комплекс. В свойствах торможения запаздывания отражается двойная роль условного раздражителя, который образует со временем то положительный, то отрицательный комплексный раздражитель.

У детей запаздывание развивается медленнее, чем у взрослых, причем у возбудимых лиц его выработать особенно трудно. Выработка этого вида торможения имеет важное педагогическое значение, т.к. помогает привить учащимся выдержку, терпение, умение ожидать. Способность выработки этого вида внутреннего торможения наилучшим образом обеспечивает высокую степень приспособления организма к окружающей среде. Примером такой приспособительной реакции может служить условное отделение желудочного сока. В продолжении нескольких минут действия натуральных сигналов приема пищи (запаха, вида ее) железы желудка не выделяют сока. Только после этого раздражители начинают возбуждать сокоотделение. Такое запаздывание определяется тем временем, которое необходимо для того, чтобы пища была пережевана, проглочена и поступила в желудок. Торможение запаздывания предупреждает бесполезное, а может быть даже и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком. Появляющийся «запальный» сок благодаря запаздывающему торможению вовремя и с наибольшей полнотой осуществляет переваривание поступившей пищи. Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии.

Условный тормоз развивается в том случае, если условный сигнал в сочетании с каким-либо агентом не подкрепляется, а изолированное действие условного стимула подкрепляется, тогда условный стимул в сочетании с этим дополнительным агентом перестает вызывать реакцию благодаря развитию условного тормоза. Любой раздражитель может быть сделан условным тормозом к любому сигналу. В зависимости от прочности условного тормоза он будет в большей или меньшей степени снижать величину условного рефлекса, вплоть до полной его задержки. Свойства условного тормоза определяются тем, что возбудительный и тормозной процессы разыгрываются на одних и тех же корковых нейронах – нейронах основного условного раздражителя. Сам по себе условный раздражитель вызывает возбуждение, а прибавочный агент - торможение.