Лечебная гимнастика при легочных заболеваниях. Лфк и дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

Пневмония

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное дыхание характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха.

Нижнегрудное, или реберное, дыхание сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости.

Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и при этом полноценно вентилируются только нижние доли легких.

При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

Задачи ЛФК:

Оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

Улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

Уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

Ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

Уменьшить проявление бронхоспазма;

Увеличить отделение мокроты;

Стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

Задачи ЛФК при острой пневмонии:

Максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

Усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

Противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3–5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений - 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5–10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4–8 раз с максимальной амплитудой движения. Продолжительность процедуры - 10–15 мин.; самостоятельные занятия - по 10 мин. 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5–7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами.

Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений - 1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 1–15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8–10 раз в среднем темпе.

Продолжительность занятия - 15–30 мин., используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня - до 2 ч, занятия - индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7–10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия - 40 мин.; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП - лежа на спине.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе - опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе - опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП - лежа на боку.

6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания акцент приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП - сидя на стуле.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад - вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох - в ИП, выдох - руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя за плечи.

ИП - стоя.

6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

7. Круговые движения руками - гребля.

8. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе - наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики - 20–25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП - стоя.

Ходьба по залу на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3–5 мин.).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе - приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках «медицинбол», руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3–5 мин.).

6. ИП - стоя, палка лежит на стуле. Вдох - руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох - с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру лечебной гимнастики можно ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Из книги Массаж при заболеваниях органов дыхания автора Светлана (Снежана) Николаевна Чабаненко

ГЛАВА 3. ВИДЫ МАССАЖА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ При лечении заболеваний органов дыхания используются разные виды массажа: классический, интенсивный, сегментарно-рефлекторный, перкуссионный, периостальный. Каждый из них преследует определенные цели. Например,

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Упражнения при заболеваниях органов дыхания (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А. Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004; И. А. Котешева, 2003)Задачи: снять бронхоспазм, нормализовать механику дыхания, увеличить

Из книги Лечение болезней почек автора Елена Алексеевна Романова

Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей Между мышечной деятельностью и работой выделительной системы существует тесная физиологическая и функциональная связь. Выделительная система обеспечивает постоянство внутренней среды организма за

автора Ирина Николаевна Макарова

8 глава Массаж и двигательная терапия при заболеваниях органов

Из книги Целебный мед автора Николай Илларионович Даников

Двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания Основными принципами физической реабилитации при заболеваниях органов дыхания являются раннее начало ее и непрерывность, комплексность и рациональность сочетания восстановительных мероприятий, учет клинических

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

9 глава Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях пищеварительной системы При заболеваниях органов пищеварения массаж положительно влияет на моторную, секреторную и всасывательную функции желудка и кишечника. Он оказывает прежде всего рефлекторное действие на

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Справочник неотложной помощи автора Елена Юрьевна Храмова

Медотерапия органов дыхания и при респираторных заболеваниях Бронхит? При остром и хроническом бронхите хороший лечебный эффект оказывает медовая ингаляция. Стаканом воды залить 1 ст. л. меда и, помешивая, довести до кипения. Накрывшись с головой теплым одеялом, дышать

Из книги Атлас профессионального массажа автора Виталий Александрович Епифанов

Глава 3 Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы Ишемическая болезнь сердца Ишемическая (коронарная) болезнь сердца (ИБС) - хронический патологический процесс, обусловленный недостаточностью кровообращения миокарда. В подавляющем

Из книги автора

Глава 5 Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения Хронический холецистит В основе хронического холецистита лежит дискинезия желчных внепеченочных протоков, приводящая к застою желчи, что, в свою очередь, может вызвать воспаление желчного пузыря -

Из книги автора

Глава 8 Лечебная физкультура при детских заболеваниях Массаж В детском возрасте массаж является эффективным методом профилактики и лечения многих заболеваний, а для детей грудного возраста составляет неотъемлемую часть физического воспитания: способствует

Из книги автора

8 глава Массаж и двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания Некоторые данные анатомии органов дыхания Знание анатомии органов дыхания, бесспорно, необходимо как для правильного определения областей и приемов массажа, так и выбора физических упражнений,

Из книги автора

9 глава Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях пищеварительной системы При заболеваниях органов пищеварения массаж положительно влияет на моторную, секреторную и всасывательную функции желудка и кишечника. Он оказывает прежде всего рефлекторное действие на

Из книги автора

Лечебная физкультура и массаж при опущении внутренних органов Спланхноптоз (опущение внутренних органов) – довольно распространенное заболевание. Чаще болеют женщины. Заболевание характеризуется более низким расположением (по сравнению с нормой) одного или

Из книги автора

Из книги автора

Массаж при заболеваниях органов дыхания При воспалении бронхов (бронхит) ведущим синдромом становится нарушение проходимости бронхов для движения воздуха и секрета (мокроты) в связи с уменьшением просвета бронхов - обструкцией (сужением), преходящей (например, при

Загрязненность окружающей среды растет с каждым годом и это не может не отражаться на нашем здоровье. Заболевания органов дыхания поражают все большее количество людей. Чаще всего подобные недуги сопровождаются нарушением в функционировании внешнего дыхания, так как эластичность легочных тканей значительно ухудшается, происходит сбой в обменных процессах между кровью и вдыхаемым воздухом, а также снижается проводимость бронхов. Последнее нарушение возникает из-за спазмов бронхов и заметного утолщения их стенок. Высокое выделение слизи и мокроты приводит к закупорке бронхов.

Здоровое и полноценное дыхание осуществляется при помощи как брюшной, так и грудной полости. Недуги органов дыхания приводят к нарушениям функциональной деятельности либо одной, либо нескольких полостей.

Медики различают несколько типов нарушенного дыхания : верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Нижнегрудный тип носит еще название реберного, оно характеризуется расширением грудной клетки в стороны во время вдоха. В этот момент происходит поднятие и растяжение диафрагмы, а при нормальном типе дыхания она, наоборот, опускается вниз. Кроме того низ живота очень сильно втягивается, а это далеко не благоприятно для всех внутренних органов.

При верхнегрудном дыхании легкие захватывают совсем небольшое количество кислорода, несмотря на интенсивность дыхательного акта.

Диафрагмальное дыхание характеризуется интенсивным опусканием диафрагмы в самый низ – в брюшную полость.

Если вы обнаружили у себя какие-то нарушения дыхания или подозреваете о заболевании органов дыхания, обязательно обратитесь к врачу. Не забудьте проконсультироваться с ним по поводу использования народных методов лечения или специальной гимнастики. Особая дыхательная зарядка может быть просто незаменимым средством в терапии недугов органов дыхания.

При выполнении различных упражнений особую роль играет исходное положение, в котором начинают и проводят дыхательную гимнастику. Именно от этого фактора во многом зависит эффективность и легкость такого вида терапии. Самыми идеальными положениями по праву считаются «лежа» и «стоя», так как при них создается наиболее оптимальная деятельность всех органов дыхания. В то же время положение «сидя» нельзя считать благоприятным для подобной гимнастики.

Позиция «лежа» используется чаще всего при наличии сильно выраженной легочной недостаточности, к примеру, при плеврите. Если человек страдает от легочной или сердечно-легочной недостаточности (как эмфизема легких), рекомендуется ложиться с несколько приподнятым туловищем.

При недугах, связанных с процессами нагноения (бронхоэктатической болезнью, абсцессом легкого) принимают положения «лежа на боку», «лежа на животе» и «лежа на спине».

Существует несколько видов дыхательных упражнений : динамические, статистические, а также специальные.

При динамической гимнастике дыхательные упражнения осуществляются параллельно с движениями тела, а статистическая не требует никаких дополнительных усилий. Что касается специальных упражнений, то они проводятся при непосредственном участии другого человека (так, например, нажатия на грудь).

Самыми распространенными и наиболее эффективными при многих недугах органов дыхания являются динамические упражнения. Они проводятся с определенной согласованностью между конечностями и дыхательными органами. Больному следует придерживаться определенного ритма и глубины дыхания. Если амплитуда и ритм не будут соотноситься с движением тела, произойдет нарушение динамики самого дыхательного акта. Дыхание ни в коем случае нельзя задерживать, оно должно быть максимально свободным и спокойным.

Вдох производится параллельно с поднятием конечностей (как вариант – выпрямлением туловища или разведением рук в стороны), в момент расширения грудной клетки. Выдох напротив – при опускании конечностей (сгибании тела и т.д.) в момент сжатия грудной клетки.

Рассмотрим несколько самых популярных упражнений:

Позиция «лежа на спине». Производится глубокий вдох, туловище поднимается, при этом руки тянутся в сторону носков, что сопровождается выдохом;

Позиция «сидя», а руки разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, после чего согните руки и расположите их на бедрах, одновременно выдыхая;

Позиция «стоя», а руки находятся у бедер. Произведите глубокий вдох и наклонитесь вниз, протягивая руки к носкам и одновременно выдыхая;

Позиция «стоя», при этом руки вытянуты вверх. Вдыхайте и приседайте, оттягивая руки назад и выдыхая при этом;

Позиция «стоя», бедро ноги поднимайте повыше и вдыхайте, после опускайте и выдыхайте. Повторите на второй ноге.

Все эти упражнения нужно повторять по нескольку раз на день, длительность такой зарядки – от десяти минут до четверти часа. За более детальной информацией обратитесь к лечащему врачу.

При многих поликлиниках и больницах находятся специальные курсы, на которых людей, страдающих от разных недугов органов дыхания, учат правильно выполнять дыхательные упражнения. Чтобы достигнуть успеха следует регулярно проводить тренировки, не пропуская их и не откладывая на потом. Особую роль при этом играет помещение, в котором вы тренируетесь. В нем должно быть прохладно (не теплее 23С) и влажно (не менее 50%). Летом старайтесь выполнять дыхательные упражнения на свежем воздухе – в парке или лесу.

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

? Нарушения функции внешнего дыхания при данных заболеваниях обусловлены тремя основными причинами:

Для заболеваний органов дыхания характерны симптомы:

Выделение мокроты

Кровохарканье

Боли в грудной клетке

1. Нарушением механики дыхания, связанным с ухудшением эластичности легочной ткани, изменением ритмичности фаз дыхания, ухудшением подвижности грудной клетки, снижением тонуса и растяжимости собственных и вспомогательных дыхательных мышц.

2.Снижением диффузной способности легких, нарушающим нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом в результате морфологических изменений.

3.Снижением бронхиальной проходимости в результате бронхоспазма, утолщения стенок бронхов, повышенной секреции, механической закупорки бронхов при большом количестве мокрот

& Повторить!!!

Одышка (диспноэ) - нарушение частоты, ритма и глубины дыхания или повышение работы дыхательных мышц, проявляющиеся, субъективными ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

Виды одышки:

1. Тахипноэ - учащённое поверхностное дыхание (свыше 20 в минуту).

2. Брадипноэ - патологическое урежение дыхания (менее 16 в минуту).

Типы одышки:

1.Инспираторная одышка - затруднён вдох.

2.Экспираторная одышка - затруднён выдох.

3.Смешанная одышка - затруднены обе фазы дыхания.

Формы одышки (нарушение ритма дыхания):

1. Дыхание Чейна-Стокса - дыхание, при котором после дыхательной паузы появляется сначала поверхностное редкое дыхание, которое постепенно нарастает по глубине и частоте, становится очень шумным, затем постепенно убывает и заканчивается паузой (может длиться от нескольких до 30 с).

2. Дыхание Биота - ритмичные периоды глубоких дыхательных движений чередуются примерно через равные промежутки времени с продолжительными дыхательными паузами (можетдлиться от нескольких до 30 с).

3. Дыхание Куссмауля - глубокое редкое дыхание с глубоким шумным вдохом и усиленным выдохом; его наблюдают при глубокой коме.

Дыхательная недостаточность – состояние организма, при котором не поддерживается нормальный газовый состав крови или поддерживается за счет усиленной работы аппарата внешнего дыхания, снижающей функциональные возможности организма.

Различают три степени дыхательной недостаточности:

степень – одышка, возникающая при физическом напряжении, ранее ее не вызывавшем – скрытая дыхательная недостаточность. В покое показатели внешнего дыхания соответствуют должностным величинам.

степень – одышка, возникающая вследствие незначительного физического напряжения, но недостатка кислорода может и не быть из-за комплексаторной избыточной вентиляции.

степень – одышка, возникающая в состоянии покоя, легочные объемы отличаются от должного. Наблюдается избыточная вентиляция легких, недостаток кислорода в организме

? Механизмы действия физических упражнений при патологии органов дыхания :

1.Стимулируют функцию внешнего дыхания, являются условно- рефлекторными раздражителями дыхательной системы и проприо- цептивными регуляторами дыхательного рефлекса.

2.Увеличивают подвижность грудной клетки, стимулируют экскурсию диафрагмы, укрепляют дыхательную мускулатуру, совершенствуют механизм дыхания, координацию дыхания и движений.

3.Повышают продуктивность кашля, стимулирующе воздействуя на рецепторный аппарат и кашлевой центр, способствуют выведению мокроты.

4.Улучшают крово- и лимфообращение в легких и плевре, тем самым способствуя более быстрому рассасыванию экссудата.

5.Способствуют предупреждению осложнений, которые могут развиваться в легких при многих заболеваниях (спайки, абсцессы, эмфизема, пневмосклероз), и вторичных деформаций грудной клетки.

6.В результате трофического действия возможно улучшение эластичности легочной ткани и подвижности легкого.

7.Мобилизуют вспомогательные механизмы кровообращения, улучшают оксигенацию крови, повышают потребление кислорода тканями, что влияет на борьбу с гипоксией.

8.Нормализуют газообмен путем воздействия на внешнее и тканевое дыхание, улучшают окислительно-восстановительные процессы.

9.Стимулируют обменные процессы.

10.Повышают физическую работоспособность, оказывают обще­укрепляющее и тонизирующее воздействие.

? Задачи ЛФК при патологии органов дыхания.

1.Достижение регресса обратимых и стабилизации необратимых изменений в легких, формирование компенсации и нормализация функции.

2.Общетонизирующее воздействие:

Стимуляция обменных процессов;

Повышение нервно-психического тонуса;

Восстановление и повышение толерантности к физической нагрузке;

Стимуляция иммунных процессов.

3.Профилактическое воздействие:

Улучшение функции внешнего дыхания;

Овладение методикой управления дыханием;

Повышение защитной функции дыхательных путей;

Уменьшение интоксикации.

4.Патогенетическое (лечебное) воздействие:

Коррекция «механики» дыхания;

Ускорение рассасывания при воспалительных процессах;

Улучшение бронхиальной проходимости;

Снятие или уменьшение бронхоспазма;

Регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов.

? Основные методики ЛФК при патологии органов дыхания:

1. Общетонизирующие упражнения:

Улучшают функцию всех органов и систем, активизируют дыхание;

Для стимуляции функции внешнего дыхания используют упражнения умеренной и большой интенсивности;

2. Специальные упражнения (дыхательные) упражнения:

Укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы;

Способствуют растягиванию плевральных спаек;

Уменьшают застойные явления в респираторной системе;

Облегчают выведение мокроты;

Совершенствуют механизм дыхания, координацию дыхания и движения.

3.Физические упражнения подбирают в соответствии с патогенезом, клинической картиной, преобладанием определенных симптомов и синдромов заболевания, тяжестью состояния больного. Обязательным условием является учет эффективности однократной процедуры лечебной гимнастики и всего курса ЛФК

Противопоказания к назначению средств ЛФК при заболеваниях легких:

1.Отсутствие контакта с больным из-за его тяжелого состояния или нарушения психики;

2.Синусовая тахикардия (ЧСС свыше 100 уд/мин);

3.Синусовая брадикардия (ЧСС менее 50 уд/мин);

4.Дыхательная недостаточность 3-й степени;

5.Абсцесс легкого до прорыва в бронх или осумкования;

6.Кровохарканье, угроза развития кровотечения и тромбоэмболии;

7.Астматический статус;

8.Большое количество экссудата в плевральной полости;

9.Выраженный воспалительный процесс.

Внимание! Наличие «ржавой» мокроты не является противопоказанием для назначения ЛФК, т.к. это признак нарушения проницаемости сосудистой стенки .

? Массаж при заболеваниях органов дыхания

Задачи: рефлекторное трофическое влияние на легкие, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение крово- и лимфообращения, увеличение подвижности ребер.

Показания: вне периода обострения при хронической пневмонии, пневмосклерозе, хроническом бронхите, эмфиземе легких, бронхиальной астме.

Противопоказания: острые лихорадочные состояния, острый экссудативный плеврит, бронхоэктатическая болезнь в стадии тканевого распада, сердечно-легочная недостаточность 3 степени.


Похожая информация.


В настоящее время патологические состояния со стороны органов дыхательной системы занимают первое место в структуре заболеваемости. Одними из наиболее часто регистрируемых заболеваний являются ХОБЛ и воспаление легких. Учитывая тяжесть состояния, пациенты с указанными патологиями нуждаются в комплексной терапии. Лечебная физкультура является неотъемлемой составляющей лечения таких больных.

Лечебная физическая культура относится к методам терапии и реабилитации при помощи специальных физических упражнений, которые подобраны индивидуально для каждого пациента. Область применения данного вида лечения довольно объемная. Ее назначают при ишемическом заболевании сердца, гипертонии, после травм и оперативных вмешательств, при нарушениях со стороны ЦНС.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания применяется с целью нормализации функции внешнего дыхания, а также активирует иммунную систему, улучшает кровообращение в поврежденных участках, уменьшает воспалительный процесс и бронхоспазм, способствует улучшению отхождения мокроты и в целом укрепляюще воздействуют на организм. Поскольку лечебные физические процедуры оказывают весомое влияние на восстановление физиологического типа дыхания, их применение особо рекомендуется лицам с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы.

Виды лечебных физических процедур

ЛФК включает в себя большое количество разнообразных методов терапии, выбирать их необходимо, полагаясь на характер основного заболевания, а также оценивая общее состояние пациента.

Перечень основных лечебных упражнений:

  • Гимнастические: дыхательные и костно-мышечные.
  • Спортивно-прикладные.
  • Подвижные или спортивные игры.

Гимнастические упражнения являются весомой составляющей ЛФК при заболевании органов дыхательной системы. Различают статистические тренировки, заключающиеся в правильной постановке дыхания, и динамические, при которых к дыхательным упражнениям присоединяются еще и движения верхней частью туловища.

Комплекс таких занятий подбирается индивидуально для каждого пациента.

Лечебные тренировки во время пневмонии (постельный режим)

Занятия физическими упражнениями при заболеваниях легких пациентам допускаются с третьих или пятых суток от начала заболевания, после нормализации общей температуры тела и при уменьшении клинической симптоматики воспалительного процесса. В этот период допустимо выполнение дыхательных и динамических (задействованы малые и средние мышечные группы) тренировок.

При выполнении этих упражнений человек ложится на спину или поворачивается набок. Лечебная зарядка заключается в совмещении диафрагмального дыхания с поднятием или отведением рук (ног) пациента при вдохе, с последующим возвращением в исходное положение.

Упражнения выполняются медленно, с длительностью, не превышающей 10–15 минут, трижды в день, каждая тренировка повторяется от четырех до восьми раз.

При проведении дыхательной гимнастики, важно контролировать ЧСС: она не должна повышаться более чем на 5–10 ударов/мин по сравнению со значениями, измеренными до проведения ЛФК.

Лечебные тренировки во время пневмонии (палатный и общий режимы)

Пациент переводится на палатный или полупостельный режим уже на пятый или седьмой день лечения. Комплекс упражнений остается таким же, как и вначале занятий, однако увеличивается их частота от восьми до десяти раз, а средняя продолжительность достигает 15–30 минут.

Зарядку можно выполнять сидя или стоя, к перечисленным ранее упражнениям добавляется ходьба, так задействуются крупные группы мышц. Во время лечебной тренировки частота пульса может вырасти на 10–15 ударов/минуту от исходного уровня.

Следующий этап расширения режима происходит не ранее, чем на 7–10 дни. Пациентам разрешено заниматься на тренажерах, увеличивать длительность пеших прогулок. Комплекс дыхательных упражнений остается прежним, но возрастает нагрузка и продолжительность занятия (в среднем до 40 минут), при этом допустимо увеличение ЧСС до 100 ударов/минуту. Тренировки выполняются из исходной позиции стоя с использованием гимнастической палки или гимнастического набивного мяча.

Лечебные тренировки при плеврите

Плеврит – болезнь, которая связана с появлением на поверхности плевры фибрина или накоплением жидкости в ее полости. Выбор метода ЛФК напрямую зависит от формы заболевания. Кроме перечисленных выше свойств, лечебная физкультура оказывает существенную роль в предотвращении формирования спаек и фиброзных тяжей при воспалении плевральных листков. Основная задача лечебных упражнений заключается в повышении экскурсии легких, поскольку это приводит к растягиванию плевры.

Заниматься лечебной гимнастикой при плеврите разрешается со вторых или третьих суток от начала лечения. Чтобы предотвратить формирование спаек, пациентам рекомендовано выполнять наклоны верхней части туловища вбок, противоположный пораженной стороне, при этом сочетать их попеременно с вдохом и выдохом.

Вначале упражнения выполняются с малой интенсивностью, но по мере улучшения состояния пациента и расширения режима, увеличивается продолжительность занятий и уменьшается их количество на протяжении суток.

При наличии болевого синдрома занятия не отменяются, а лишь сокращается их продолжительность до 5–7 минут в течение каждого часа.

Лечебные тренировки при хронических заболеваниях

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания с хроническим течением сходна по основным принципам с методами ЛФК при острых состояниях, однако имеет и свои особенности.

При эмфиземе легких к указанным тренировкам добавляют упражнения, основанные вначале на расслаблении мышц ног, а затем и рук, грудной клетки. Такую процедуру необходимо выполнять несколько раз на день.

Важно также проводить тренировки, направленные на усиление вибрации грудной клетки: статистические дыхательные упражнения сочетают с произношением слов, которые содержат букву «р». Эта процедура оказывает сильное влияние на улучшение отхождения мокроты.

Еще один способ, обладающий отхаркивающим действием – дренажные упражнения. Во время их выполнения увеличивается отхождение бронхиального секрета, а также уменьшается его накопление. Достигается этот эффект при принятии пациентом характерного положения: человек ложится на спину так, чтобы уровень таза находился выше уровня головы (поза Тренделенбурга).

Необходимо учитывать, что такое положение может приводить к повышению внутричерепного давления, увеличивать риск у людей с сердечно-сосудистой патологией. Категорически противопоказано проводить дренажные упражнения людям, перенесшим черепно-мозговые травмы и страдающим заболеваниями головного мозга.

Противопоказания

  • ДН III ст.
  • Присутствие у больного кровохарканья.
  • Не купирующийся астматический приступ.
  • Накопление в полости плевры большого объема жидкости.
  • Ателектаз легких.
  • Выраженная одышка.
  • Учащение сердцебиений более 120 ударов/мин.
  • Фебрильная температура тела (выше 38 градусов).

Дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания назначается лечащим врачом пациенту лишь при отсутствии у него всех вышеуказанных состояний, поскольку выполнение лечебной физкультуры в данном случае значительно усугубит ситуацию.

Лечебный массаж: общие сведения

Массаж при заболеваниях органов дыхания применяется с целью рефлекторного воздействия на респираторную систему. Такая процедура стимулирует поступление кислорода и устраняет гипоксию. Массирование области грудной клетки ускоряет рассасывание воспалительного очага, укрепляются дыхательные мышцы, предотвращает развитие спаечного процесса.

Различают следующее виды массажа, которые направлены на улучшение отхождения мокроты:

  1. Перкуссионный. Принцип методики данного вида заключается в поколачивании ладонью в области грудной клетки. Эффективность его заключается в резком сжатии воздуха между поверхностью грудной клетки и ладони, что приводит к отслоению мокроты от стенок бронхов.
  2. Вибрационный. Часто назначается пациентам при пневмонии и заключается он в выполнении быстрых вибрационных движений ладонями обеих рук, при их наложении на поверхность грудной клетки.

Обычно оба вида массажа сочетают с дренажными упражнениями за счет увеличения эффективности процедуры.

Противопоказаниями для проведения данных видов массажа являются наличие у пациента кровотечений или выпотов в плевральные полости, сердечной и легочной недостаточности, а также эмпиемы или онкологических заболеваний.

Массаж не назначается в острую фазу воспалительного процесса.

Принцип проведения массажа при пневмонии

С первых дней процедур, массированию подвергается передняя и боковые поверхности грудной клетки с помощью поглаживания и растирания. Спустя 2–4 дня можно проводить массирование и задней поверхности грудной клетки. К поглаживанию и растиранию добавляют похлопывание или поколачивание в надлопаточной области и боковых отделах.

Массаж проводится с растущей интенсивностью, в среднем его курс занимает 12–15 дней. Продолжительность одной процедуры обычно составляет 7–10 минут, по ее завершении пациенту рекомендуют выполнить комплекс дыхательных упражнений.

ЛФК и массаж при заболеваниях органов дыхательной системы входят в курс реабилитации и эффективно дополняют основное лечение. Упражнения подбираются для каждого пациента в индивидуальном порядке и соответствуют его возрасту, тяжести состояния и виду заболевания.

Эмфизема легких

Это хроническое заболевание, к которому приводит хронический обструктивный бронхит. Эластическая соединительная ткань легких заменяется фиброзной, развивается пневмосклероз, легкие расширяются, увеличивается остаточный объем легких, развиваются поверхностное дыхание, ригидность и малоподвижность грудной клетки

Задачи ЛФК и массажа

Усилить локальную вентиляцию легких, уменьшить гипоксемию и одышку, усилить обмен веществ во всех тканях, особенно в сердечной мышце и нервной системе, улучшить функцию дыхательной мускулатуры.

Особенности методики ЛФК

Применяют экспираторную гимнастику, то есть упражнения, способствующие полноценному выдоху, укрепляющие мышцы туловища и брюшного пресса, которые участвуют в дыхании и сохраняют подвижность грудной клетки и позвоночника – статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими.

ИП при постельном и полупостельном режиме – лежа и сидя с опорой на спинку стула, а при общем режиме – стоя, чтобы не затруднить функцию диафрагмы. Выдох производить через

Продолжить

ЛФК при заболеваниях органов дыхания

В последние годы отмечается неуклонный рост количества больных с заболеваниями органов дыхания в связи с развитием промышленности и урбанизации.

При различных заболеваниях дыхательного аппарата функция его нарушается, вследствие чего развивается дыхательная недостаточность разной степени:

1степень скрытая, проявляется одышкой при небольшой физической нагрузке, которая у здорового не вызывается.

Во 2степени она наступает при незначительном напряжении.

3 степень характеризуется одышкой в покое.

Изменение функции внешнего дыхания может возникнуть вследствие: ограничения подвижности грудной клетки и легких; уменьшения дыхательной поверхности легких; нарушения проходимости воздухоносных путей; ухудшение эластичности легочной ткани; снижение диффузионной способности легких; нарушения регуляции дыхания и кровообращения в легких.

Заболевания дыхательных путей можно условно разделить на две группы:

1-я группа – воспаления – острые и хронические бронхит, пневмония, плеврит.

2-я группа – воспаление + аллергия – бронхиальная астма.

В результате этих заболеваний происходит:

— нарушение регуляции дыхания со стороны нервной системы;

— нарушение соотношения вдох – выдох;

— воспаление (бронхов, легких, плевры) с нарушением кровоснабжения;

— спазм гладкой мускулатуры бронхов;

— уменьшение дыхательной поверхности бронха;

— нарушение дренажной функции бронхов;

— ограничение подвижности грудной клетки.

Клинические проявления или симптомы зависят от формы заболевания, но есть и общие признаки:

  • одышка (бывает трех видов: инспираторная – когда затруднен вдох, экспираторная – затруднен выдох, и смешанная).
  • Кашель (в одних случаях выполняет назначение защитного механизма – например, если надо «вытолкнуть» из дыхательных путей инородное тело или избыток бронхиального секрета – мокроту, в других только усугубляет спазм бронхов – например, при бронхиальной астме).
  • Отделение мокроты.
  • Приступы удушья (бронхоспазм).
  • Боли в области грудной клетки.

Механизмы лечебного действия физических упражнений.

Физические упражнения, возбуждая дыхательный центр рефлекторным и гуморальным путем, способствуют улучшению вентиляции и газообмена в легких, ликвидируя либо уменьшая дыхательную недостаточность.

Под влиянием занятий ЛФК повышаются общий тонус организма, его сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшается нервно-психическое состояние больного.

Физические упражнения, укрепляя дыхательные мышцы, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Систематические и целенаправленные упражнения, усиливая крово- и лимфообращение в легких и грудной клетке, способствуют более быстрому рассасыванию воспалительного инфильтрата и экссудата.

Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

Особенностью методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания является широкое применение специальных дыхательных упражнений.

В первую очередь больные обучаются произвольному изменению частоты глубины и типа дыхания (грудной – верхнегрудное и нижнегрудное дыхание, диафрагмальный или брюшной и смешанный), удлиненному выдоху, который может дополнительно увеличиваться за счет произношения звуков и их сочетаний.

Очень важным является выбор правильного исходного положения больного при динамических и статических дыхательных упражнениях, которое позволяет усилить вентиляцию в левом или правом легком, нижнем, среднем или верхнем его отделах.

Следует применять дренажные исходные положения, способствующие удалению мокроты и гноя из бронхов.

Например, если очаг воспаления находится переднем сегменте верхней доли правого легкого , больной сидя должен отклониться назад, при дренировании заднего сегмента – вперед, при дренировании верхушечного сегмента – влево.

В фазе выдоха инструктор оказывает давление на верхнюю часть грудной клетки справа. Вибрационный массаж или легкое поколачивание во время выдоха способствуют отхождению мокроты.

При дренировании средней доли правого легкого больной должен лежать на спине, подтянув к груди ноги и откинув назад голову, или на животе и здоровом боку.

Дренирование нижней доли правого легкого осуществляется в положении больного лежа а левом боку, с прижатой к груди левой рукой.

Ножной конец кровати при этом должен быть приподнят на 40 см. чтобы избежать затекания отделяемого в здоровое легкое, рекомендуется заканчивать эту процедуру дренированием здорового легкого.

При выполнении динамических дренажных упражнений определенную роль играет выбор исходных положений.

Так, например, при локализации гнойного процесса в верхней доле легкого наиболее полное опорожнение полости будет достигнуто при выполнении упражнений в исходных положениях сидя и стоя. Исходное положение на здоровом боку, лежа на спине, рекомендуется при локализации процесса в средней доле правого легкого. При расположении гнойного процесса в нижней доле легкого наиболее эффективное дренирование полости осуществляется в исходном положении больного лежа на животе и здоровом боку.

Частая смена исходных положений, активные движения, связанные с поворотами туловища, являются благоприятными факторами, улучшающими опорожнение гнойных подлостей.

В комплексах лечебной гимнастики и в самостоятельных занятиях должны предусматриваться упражнения на укрепление дыхательной мускулатуры.

Противопоказания к назначению ЛФК:

1. тяжелое состояние при остром заболевании;

2. высокая температура;

3. выраженная дыхательная (3-ей степени) и сердечная недостаточность;

4. резко выраженное обострение хронического заболевания;

5. частые приступы удушья.

Острая и хроническая пневмония.

Пневмония (воспаление легких) – тяжелое инфекционное заболевание, вызываемое микробами, вирусами и их сочетаниями.

Заболевание может протекать остро и хронически.

Острая пневмония бывает очаговой и крупозной.

Симптомы:

— высокая температура;

— боль в боку при дыхании;

— кашель (сухой, потом влажный);

— одышка;

— интоксикация;

— нарушение деятельности сердечно сосудистой и других систем организма.

Очаговая пневмония это воспаление небольших участков легочной ткани с вовлечением в процесс альвеол и бронхов.

Крупозная пневмония – острое инфекционное заболевание, при котором воспалительный процесс захватывает целую долю легкого.

Течение крупозной пневмонии, по сравнению с очаговой, более тяжелое, так как в процесс вовлекается целая доля или все легкое.

Лечение комплексное: медикаментозное (антибактериальные, жаропонижающие, противовоспалительные и отхаркивающие препараты), ЛФК и массаж.

ЛФК назначается после снижения температуры и улучшения общего состояния.

Задачи ЛФК:

1. Повышение общего тонуса организма больного;

2. Усиление крово- и лимфообращения в легких с целью ускорения рассасывания экссудата и предупреждения осложнений;

3. Активизация тканевого обмена с целью улучшения трофических процессов в тканях;

4. Увеличение легочной вентиляции, нормализация глубины дыхания, увеличение подвижности диафрагмы, выведение мокроты.

5. Предупреждение образования спаек в полости плевры.

6. Адаптация дыхательного аппарата к физической нагрузке.

Методика ЛФК зависит от двигательного режима, на котором находится больной.

Постельный режим. (3 –5дней)

Упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и больном боку.

Используются простые гимнастические упражнения малой интенсивности и дыхательные упражнения.

Начинают занятие с выполнения простых упражнений для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей; упражнения для мышц туловища выполняются с небольшой амплитудой.

Применяются статические и динамические дыхательные упражнения.

Сначала не допускается углубленное дыхание, так как оно может вызвать болезненные ощущения в грудной клетке. Для нормализации учащенного дыхания, которое возникает у больного пневмонией, применяются упражнения в урежении дыхания.

Выдох должен быть продолжительным, что способствует улучшению вентиляции легких.

Продолжительность занятия – 10-15 мин; количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Темп выполнения медленный. Соотношение гимнастических и дыхательных упражнений – 1:1 или 1:2.

Полупостельный или палатный режим. (5 – 7-9день).

Исходные положения любые в зависимости от состояния больного – лежа на спине, на боку, сидя на стуле и стоя.

Физические упражнения выполняются с большой амплитудой.

Нагрузка повышается за счет увеличения количества общеукрепляющих упражнений, участия более крупных мышечных групп, использования на занятиях различных предметов, а также использования дозированной ходьбы.

Специальными упражнениями являются – дыхательные упражнения статического и динамического характера, повороты и наклоны туловища в сочетании с дыхательными упражнениями (для предотвращения образования спаек).

Продолжительность занятия возрастает до 20-25 минут, количество повторений каждого упражнения – 6-8 раз, темп средний.

Свободный или общий режим.

(10-12 день пребывания в стационаре).

Задачи ЛФК сводятся к ликвидации остаточных воспалительных явлений в легких, полному восстановлению дыхательной функции и ее адаптация к различным нагрузкам.

Назначают гимнастические упражнения для всех мышечных групп, используют снаряды и предметы, увеличивается дистанция и время ходьбы.

Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 минут.

Хроническая пневмония – результат неполного излечения острой пневмонии.

Заболевание характеризуется разрастанием соединительной ткани (пневмосклероз), образованием спаек, снижением эластичности легки, ведущей к нарушению вентиляции и легочной недостаточности.

Различают: период обострения

период ремиссии.

Период обострения протекает как острая пневмония.

В период ремиссии наблюдается хроническая интоксикация, дыхательная недостаточность, пневомсклероз, или могут развиваться бронхоэктазы (деформация бронхов).

ЛФК назначается во время стихания воспалительных явлений и улучшения общего состояния больного.

Методика ЛФК мало чем отличается от методики при острой пневмонии.

Особое внимание необходимо уделять специальным дыхательным упражнениям, которые способствуют развитию полноценного дыхания.

В стадии ремиссии помимо ЛГ и УГГ применяются игры, плавание, гребля, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, прогулки, экскурсии, туризм, закаливающие процедуры.

Плеврит.

Плеврит – это воспаление листков плевры, покрывающих легкие, внутреннюю поверхность грудной клетки и диафрагму.

Плеврит всегда вторичен, т.е.

проявляется как осложнение при пневмонии, туберкулезе и других болезнях.

Плеврит бывает сухой и экссудативный.

Сухой плеврит – это воспаление плевры с образованием на ней минимального количества жидкости. На поверхности плевры образуется налет белка фибрина.

Поверхность плевры становится шероховатой; в результате при дыхательных движениях затрудняется дыхание, возникают боли в боку, усиливающие при углублении дыхания и кашле.

Экссудативный плеврит – это воспаление плевры с выпотеванием в плевральную полость жидкого экссудата, который смещает и сдавливает легкое.

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Специальные упражнения

Тем самым, ограничивая его дыхательную поверхность и затрудняя дыхательные движения. После рассасывания выпота могут образовываться спайки, ограничивающие экскурсию грудной клетки и легочную вентиляцию.

Задачи ЛФК:

1. общеукрепляющее влияние на организм больного;

2. стимуляция крово- и лимфообращения с целью уменьшения воспаления в плевральной полости;

3. профилактика развития спаек;

4. восстановление правильного механизма дыхания и нормальной подвижности легких;

5. повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Постельный режим.

Упражнения выполняются лежа на спине или на больном боку.

Применяются несложные упражнения для мелких и средних мышечных групп, выполняемые в медленном темпе.на этом режиме дыхание не углубляется и специальные дыхательные упражнения не используются. Продолжительность занятий 8-10 минут. Спустя 2-5 дней больного переводят на

Палатный режим. Используются исходные положения лежа на здоровом боку (выполняются статические ДУ), сидя и стоя.

Для профилактики формирования спаек используются наклоны и повороты туловища в сочетании с дыхательными упражнениями. Продолжительность занятий 20-25 минут.

На свободном режиме используются специальные упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.

В зависимости от того, где сформировались спайки, изменяется специфика упр.

В боковых отделах – наклоны и повороты туловища в сочетании с акцентированным выдохом. В нижних отделах грудной клетки — наклоны и повороты туловища сочетаются уже с глубоким вдохом. В верхних частях – необходимо зафиксировать таз и нижние конечности, что достигается в и.п. сидя на стуле. Для повышения эффекта используют отягощения.

Продолжительность занятия 30-40минут.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма – это инфекционно-аллергическое заболевание, характеризующееся приступами экспираторной одышки (удушья), возникающими вследствие спазма мелких и средних бронхов. Механизм дыхания резко нарушается, особенно выдох.

Факторы, способствующие развитию бронхиальной астмы.

1-я группа внешние факторы:

1. различные аллергии – неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, табачный дым);

2. инфекционный фактор (вирусы, бактерии, грибки);

3. механические и химические раздражители (пары кислот, щелочей и т.п.)

4. физические и метеорологические факторы (изменения температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления);

5. стрессовые и нервно-психические воздействия.

2-я группа – внутренние факторы:

1. биологические дефекты иммунной, эндокринной и вегетативной нервной системы;

2. дефекты чувствительности и реактивности бронхов;

3. дефекты обмена веществ и системы быстрого реагирования.

Клиническая картина.

В течении заболевания выделяют период обострения и межприступный период.

Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами.

Больной не может выдохнуть воздух. Он опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании.

В межприступном периоде при отсутствии осложнений бронхиальной астмы симптомов нет, но с течением времени появляются осложнения: легочные- эмфизема легких, дыхательная недостаточность, пневмосклероз; внелегочные – сердечная недостаточность, поражение мышцы сердца.

Задачи ЛФК:

1. уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС.

2. уменьшение спазма бронхов и бронхиол;

3. увеличение силы дыхательных мышц и подвижности грудной клетки;

4. предупредить развитие эмфиземы легких;

5. активизация трофических процессов в тканях;

6. овладение навыком управления фазами дыхания во время приступа с целью облегчить его;

7. обучение удлиненному выдоху.

Курс ЛФК в стационарных условиях включает 2 периода: подготовительный и тренировочный.

Подготовительный период обычно непродолжителен (2 – 3 дня) и служит для ознакомления с состоянием больного, направлен на обучение методике управления дыханием.

Тренировочный период длится 2 – 3 недели.

Занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя.

Формы занятий следующие: ЛГ, УГГ, дозированные прогулки.

В занятиях ЛГ используются специальные упражнения:

1. дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

2. дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;

3. упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;

4. диафрагмальное дыхание.

Звуковая гимнастика – это специальные упражнения в произнесении звуков.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя – при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках – м, к, л, р.

На санаторном или поликлиническом этапах с редкими приступами используются дозированная ходьба, спортивные игры.

Бронхиты.

Бронхит – это воспаление слизистой оболочки бронхов.

Различают острые и хронические бронхиты.

При остром бронхите происходит острое воспаление трахеобронхиального дерева.

Причины: инфекции (бактерии, вирусы), воздействие механических и химических факторов.

Факторы, способствующие развитию заболевания, — охлаждение, курение, употребление алкоголя, хроническая очаговая инфекция в верхних дыхательных путях и др.

Острый бронхит проявляется кашлем, а также ощущением сжатия за грудиной; температура невысокая. В последующем кашель усиливается, появляется мокрота; порой отмечается одышка, возникают боли в груди, голос становится хриплым.

Хронический бронхит – это хроническое воспаление бронхов, которое преимущественно является следствием острого бронхита и характеризуется длительным течением.

При бронхитах имеют место гиперемия и набухание слизистой бронхов, не редко со скоплением в них мокроты, затрудняющей дыхание и усиливающей кашель.

Применение ЛФК наиболее эффективно в начальной стадии бронхита, когда он не осложнен другими заболеваниями.

Задачи ЛФК:

укрепление и закаливание организма больного, а также профилактика возможных осложнений;

2. улучшение вентиляции легких;

3. укрепление дыхательной мускулатуры;

4. облегчение откашливания и отхождения мокроты.

При хроническом бронхите ЛФК применяется в форме ЛГ. Широко используются упражнения для верхних конечностей, плечевого пояса и туловища, чередующиеся с ДУ (с акцентом на усиление выдоха), а также корригирующие упражнения (для правильного положения грудной клетки) и элементы самомассажа грудной клетки.

При затруднении выведения мокроты используют элементы дренажной гимнастики. В целях усиления вентиляции легких и улучшения проходимости воздуха по бронхиальному дереву используется «звуковая гимнастика».

При остром бронхите методика ЛФК аналогична методике при пневмонии в периоды палатного и свободного режимов.

И.п. – лежа на спине – объем грудной клетки соответствует фазе вдоха, диафрагма приподнята, функция брюшных мышц ограничена, выдох затруднен.

И.п. – лежа на животе – преобладают движения ребер нижней половины грудной клетки.

И.п. – лежа на боку – блокируются движения грудной клетки на опорной стороне, противоположная сторона двигается свободно.

– стоя – выгодная позиция для дыхательных упражнений, т.к. грудная клетка и позвоночник могут свободно двигаться во всех направлениях. В этом положении ЖЕЛ достигает наивысших величин.

– сидя (свободное положение, позвоночник образует дугу) преобладает нижнебоковое и нижнезаднее дыхание, брюшное дыхание затруднено.

И.п. – сидя с прогнутой спиной, преобладает верхнегрудное дыхание, брюшное дыхание несколько облегчается.

Для усиления верхнегрудного дыхания в любом и.п.

нужно положить руки на талию.

Для увеличения подвижности нижней апертуры грудной клетки – поднять руки на голову или выше уровня головы.

Различают дренажные положения тела и дренажные упражнения.

дренажные положения тела – постуральный дренаж. Обеспечивается расположение зоны поражения легких выше бифуркации трахеи. Вследствие этого создаются благоприятные условия для оттока мокроты из полостей и пораженных бронхов. Достигая бифуркации трахеи, где чувствительность кашлевого рефлекса выражена наиболее сильно, мокрота вызывает рефлекторно непроизвольный кашель, сопровождающийся ее отделением.

Необходимым условием отделения мокроты является удлиненно-форсированный выдох.

Дренажные упражнения – упражнения, улучшающие отток мокроты.

Противопоказания к назначению дренажных положений и упражнений: легочные кровотечения (но не кровохарканье), выраженная сердечно-легочная недостаточность, острый инфаркт миокарда или легкого.

Как известно, правое легкое имеет три доли: верхнюю, среднюю, нижнюю.

Левое легкое имеет две доли: верхнюю и нижнюю.

Верхние доли

Дренажные положения:

— лежа на больном боку с приподнятым головным концом кровати на 30-40 см;

— лежа на спине с приподнятым ножным концом кровати.

Дренажные упражнения:

— лежа на здоровом боку, при этом головной конец кровати опущен на 25-30 см. рука на стороне поражения поднята вверх – вдох. На выдохе – медленный поворот на живот, чтобы предупредить затекание мокроты в здоровое легкое.

— сидя на стуле – вдох, наклон туловища в здоровую сторону с одновременным поворотом его на 45° вперед, при этом рука на стороне поражения поднята вверх — выдох.

Средняя доля

Дренажные положения:

— лежа на спине с подтянутыми к груди ногами и откинутой назад головой;

— лежа на левом боку с опущенными вниз головой и рукой.

Дренажные упражнения:

— сидя на кушетке (ножной конец приподнят на 20-30 см) необходимо в медленном темпе полностью разогнуть туловище назад.

Инструктор при этом легко надавливает на переднюю поверхность грудной клетки, способствуя продвижению мокроты. На выдохе, покашливая, больной делает повороты туловища влево и вперед, стремясь коснуться стоп. Во время наклона больной выделяет мокроту. Вместе с кашлевыми толчками инструктор надавливает на область средней доли (переднебоковая поверхность грудной клетки). Фаза отдыха составляет от 30 сек до 1 минуты, упражнение повторяется 3-4 раза;

— лежа на спине с опущенным головным концом кровати на 40 см.

после разведения рук в стороны больной делает вдох и на выдохе к правой половине грудной клетки подтягивает правую ногу, согнутую в коленном суставе.

Нижние доли

Дренажные положения:

— мокрота выделяется при условии глубокого диафрагмального дыхания в и.п. лежа на спине (животе) на наклонной плоскости (под углом 30-40°) вниз головой.

Дренажные упражнения:

— лежа на спине.

Развести руки в стороны – вдох, на выдохе, кашляя, подтянуть одну ногу к груди;

— сидя на стуле – медленный наклон туловища вперед.

На выдохе больной, покашливая, достает руками носок ноги;

— стоя, ноги на ширине плеч. Наклон вперед, коснуться носка ноги – выдох.

При двухстороннем поражении используются и.п. стоя на четвереньках. На выдохе, сгибая руки, опустить верхнюю часть туловища к кушетке; таз поднять как можно выше.

Глава 4 Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

В конце выдоха покашливание, возвращение в и.п. – вдох.

Из основного положения на выдохе поочередно поднимать правую руку в сторону и верх с одновременным опусканием здоровой стороны туловища. На выдохе – наклон верхней части грудной клетки как можно ниже, таз поднять как можно выше.

В конце выдоха – покашливание.

И.п. – сидя на кушетке или лежа на кушетке: руки развести в стороны – вдох, на выдохе поочередно подтянуть к грудной клетке ноги, согнутые в коленных суставах.

ЛФК противопоказана в поздние периоды бронхоэктатической болезни, когда возможны легочные кровотечения, распространение гноя и ухудшение состояния больного.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 5946 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Брянский Государственный Университет им. Академика И.Г. Петровского»

Р Е Ф Е Р А Т

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания

Выполнил: студент физико-математического

факультета, 1 курса, 1 группы Куцебо А.С.

Проверила: Сулимова А.В.

Брянск 2010

Вступление

Человек - общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга.

Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно исторического развития. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных.

Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся сам. Пока, наконец, не достиг в течение сотен лет современного типа строения и не превратился в новый биологический вид, именуемый Homo Sapiens (разумный человек).

Тело человека, как и всех животных, имеет клеточное строение.

Образующие его клетки имеют различное строение соответственно выполняемым ими функциям и формируют различные ткани (мышечную, нервную, костную, внутренней среды и другие). Из тканей составляются органы и системы органов.

Связь всех органов и тканей друг с другом и связь всего организма с внешней средой осуществляется нервной системой.

Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития нервной (интеллектуальной) деятельности у человека служит наличие, кроме первой сигнальной системы, - условно рефлекторных связей, сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды - еще одной сигнальной системы, заключающейся в восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие раздражителя.

Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления, свойственного лишь человеку.

И как все живое – организм человека подвержен разрушению, причем как со стороны внешних факторов окружающей среды, так и вследствие неразумного отношения к своему здоровью.

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

На данный момент очень актуальная тема лечебная физическая культура (ЛФК) – как метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. В своем реферате я хотел бы более подробно остановиться на применении ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

1. История лечебной физической культуры (ЛФК)

История лечебной физкультуры - это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней - это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени.

Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое - русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом - мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом.

Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны.

То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы.

Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина - народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

1.1 ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме

Древнегреческий философ Платон (около 428-347 гг.

до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх (127 г) - «кладовой жизни». В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5 веку до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона.

Он пишет «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого себя, а затем впоследствии остальную часть человечества».

Геродика считают основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью не в храмы, а в гимназии - в учреждения, в которых преподавали гимнастику.

Сам Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом (вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет, обучая своих пациентов лечебной гимнастике. Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо называют отцом медицины.

(460-377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы» физических упражнений для больного человека. Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств медицины. И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой - «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - говорил он.

Клавдий Гален (129-201 г. н. э.) - последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики - гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека.

Например, он пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное увлечение спортом.

При этом он выражался резко и образно. Гален писал, осуждая древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья, ни красоты. Даже те из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также опыт последующей мирной врачебной практики.

Он писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

1.2 ЛФК в Европе

В средние века в Европе занятия физическими упражнениями, практически не применялись, хотя в эпоху возрождения (в XIV-XV веках) с появлением работ по анатомии, по физиологии и по медицине, интерес к физическим движениям для лечения болезней естественно повысился.

Итальянский врач и ученый Меркуриалис, на основании анализа доступной литературы того времени написал известное сочинение «Искусство гимнастики», в котором он описал массаж, баню и телесные упражнения древних греков и римлян.

Если бы не это произведение, то возможно в те годы в Европе так и не пробудился бы интерес к лечебной гимнастике древних целителей.