Элементарное психическое чувство. Понятие и классификация ощущений. Систематическая классификация ощущений

Всем видам материи, начиная с неживой, неорганической и заканчивая высшей сложной материей - человеческим мозгом, присуще качество отражения, то есть способность реагировать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи (отражение проявляется в способности реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формы существования материи) .

Высшей формой отражения является психическое отображение, а высшей формой психического отражения - сознание. Такая точка зрения возникла не сразу.

Чувствительность проявляется в реагировании на такие воздействия среды, от которых непосредственно жизнь организма не зависит, но которые являются биологически значимыми. Например, вибрация паутины, обусловленная попаданием в нее насекомого, прямо не касается потребностей паука, однако она является для него сигналом о наличии поблизости пищи.

Легкий топот для лягушки сам по себе не поддерживает ее жизнь и не вредит ей, но он сигнализирует о наличии пищи или опасности. Роль сигнала могут выполнять звуки, запахи, цвета и другие качества объектов, и их сочетание.

Возникновение у животного способности различать отдельные раздражители, которые играют сигнальную роль в приспособлении его к внешней среде, является началом развития психики.

Благодаря способности отражать хотя бы элементарные связи между раздражителями вырабатывается механизм предсказания ожидаемого события. Это обеспечивает возможность приготовиться к отражению воздействия, которое должно состояться (опередительное отражение). Например, насекомые по запаху, звуку находят пищу, особей противоположного пола; звуки и запахи являются для них сигналом опасности и т.д.

Итак, психика выполняет сигнальную функцию в приспособлении животных к внешней среде.

Появление и развитие чувствительности - нового уровня отражательной деятельности - неразрывно связанны с усложнением образа жизни животных и развитием у них нервной системы, органов чувств и органов движения.

Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые обитают в воде, земноводные и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязанию, запахам, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой .

Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от особенностей условий жизни живых существ. Да, у пауков, насекомых хорошо развита касательная чувствительность (на щупальцах, крылышках). Химическая чувствительность развита у пауков и других беспозвоночных. Она дифференцируется в них на обонятельную и вкусовую чувствительность.

У хруща насчитывают 50 тысяч органов обоняния, а у трутня - свыше 30 тысяч. Насекомые чувствительны к очень незначительным запахам. Пчела отличает запах оранжевой кожуры от 43 эфирных запахов. Пчелы реагируют на запах, не принимают чужих пчел.

Насекомые - это топохимические существа, то есть такие, которые имеют в организме зоны, чувствительные к химическим раздражений.

Общеизвестна чувствительность насекомых к температурным изменениям, зрительная чувствительность. Пчелы различают цвета и формы цветов, но не геометрические фигуры. Большинство насекомых являются глухими. Лишь те из них имеют слух, которые собственными движениями (крылышками) вызывают достаточно интенсивные колебания звуковых волн .

Элементарную сенсорную психику А.Н. Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству или совокупности отдельных свойств в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам или совокупности свойств, форму элементарного ощущения. Стадия же перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней, объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, а в форме отражения вещей» .

Перцептивная психика (по Леонтьеву) - это стадия, которая «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей». Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде.

Таблица 1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

Виды живых существ, достиг­ших этого уровня развития

I. Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень.

Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость

А. Чёткие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишённые жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов

Б. Чёткие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. ндиивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жёсткие врождённые программы

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

II. Стадия перцептивной психики

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полёт и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определённой «картины мира»

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учёт причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретённых знаний, умений и навыков

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

Следующая стадия развития психики животных - стадия интеллекта - характеризуется еще более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения (такие как больше - меньше, короче - длиннее, реже - чаще), а также различать форму геометрических фигур.

Известный немецкий психолог В. Келер, один из создателей гештальтпсихологии, работая на экспериментальной станции на о. Тенирифе, исследовал мышление у человекообразных обезьян. Он обнаружил, что животные в новых для них ситуациях, когда не срабатывает накопленный арсенал навыков, способны отыскивать новые способы решения задач, причем их действия заимствуются из прошлого опыта. Перенос прошлого опыта в новые условия возможен благодаря тому, что животные устанавливают отношения между вещами и на основе этого строят свое поведение.

Интеллектуальная форма поведения существенно отличается от простого научения, т.е. формирования навыков.

1. На более низкой ступени развития нахождение решения проблемной ситуации происходит медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные операции постепенно закрепляются, а неудачные так же медленно затормаживаются, отмирают. На стадии интеллекта животным сначала совершается множество попыток, не приводящих к решению задачи, а затем достигается внезапное понимание отношений и структуры проблемной ситуации - инсайт, что почти сразу приводит к успеху.

2. При повторении опыта найденное решение воспроизводится уже без предварительных проб.

3. Решение легко переносится в условия, аналогичные тем, в которых оно было найдено впервые.

Интеллектуальное развитие высших обезьян показывает, что человеческое мышление имеет реальные предпосылки в мире животных. Это отражает факт естественной преемственности в развитии психики человека и животных. Однако не следует преувеличивать сходство между человеком и животным, выводя законы существования человека из тех законов, которыми регулируется жизнедеятельность животных. Интеллектуальное поведение, свойственное высшим млекопитающим и достигающее особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития, за которой начинается история развития психики совсем другого, качественно нового типа - человеческого сознания.

Таким образом, интеллектуальное поведение, свойственное высшим млекопитающим, достигает высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственная только человеку, - история развития человеческого сознания.

С ощущения начинаются все процессы.

Ощущение возникает с тем, как раздражитель воздействует на нас. Ощущения бывают осязательные, обонятельные, слуховые. Суть ощущений – посредством ощущений мы познаём отдельные качества предметов.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение – это отражение в сознании, это психическое явление, при котором мы даём себе отчёт.

Отражение в ощущениях происходит только при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Физиологический механизм ощущений

За каждым ощущение стоит анализатор.

Анализатор – это анатомо-физеологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей и переработки их в ощущения.

рецептор

ЦНС (кора больших полушарий)

Физический Физиологический

Раздражитель

Процесс процесс

Проводящие пути (нервные окончания)

Рабочий орган

раздражение возбуждение

Обратная афентация

Роль ощущений в жизни человека

Посредством ощущений мы своевременно и быстро получаем сведения о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущения позволяют нам мгновенно отражать любые перемены, происходящие внутри нас. Ощущение – это источник наших знаний о мире. Ощущения являются источником наших эмоций. В связи с тем, что с помощью ощущений мы получаем некоторые знания, мы понимаем, что ощущения связывают человека с внешним миром. Ощущения являются основным условием (источником) психического развития.

Виды ощущений

1. По видам ощущений: обоняние, осязание, вкус, зрение, слух

2. Систематическая классификация основных видов ощущений (Ч. Шерингтон)

Экстероцептивные ощущения

Контактные

Осязание

Температурные

Интероцептивные ощущения

Органические

Пропреоцептивные ощущения

Движение

равновесие

Дистантивные

Экстероцептивные ощущения доводят информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием на органы чувств.

Дистинтные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.

Интероцептивные ощущения доводят до человека информацию о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов. Они относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Это наиболее древние формы чувствительности, они относятся к числу наименее узнаваемых и наиболее диффузных.

Пропреоцептивные ощущения – это ощущения, которые передают сигналы о положении тела в пространстве, и составляют афферентную основу движений человека, играя важную роль в их регуляции. Они позволяют нам отразить свою осанку. Рецепторы находятся в мышцах, суставах, сухожилиях и связках.

Основные свойства ощущений

Каждая группа ощущений может быть описана через одни и те же свойства.

Основные свойства ощущения:

- качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением и отличающее его от других видов ощущения.

- интенсивность – это количественная характеристика и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степени готовности рецептора выполнять свои функции. Интенсивность зависит от силы ил количества действующего раздражителя. Интенсивность зависит от состояния рецепторов.

- длительность – это временная характеристика возникшего ощущения, которое определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью.

- пространственная локализация раздражителя – это то, что любое ощущение позволяет нам получать информацию о нахождении раздражителя в пространстве. Любое ощущение имеет свойство пространственной локализации раздражителя.

У ощущений бывает скрытый (латентный) период. При воздействии раздражителя ощущение возникает позже. Этот период бывает различен. Есть некий период, который продолжается после того, как раздражитель перестал воздействовать на органы чувств. Это называется последовательным образом ощущения . Он бывает положительным и отрицательным – зависит от ситуации.

Теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Понятие об ощущениях

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.

Как будет описано ниже, высокая специализированность различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — “рецепторов”, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Рефлекторная природа ощущений

Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением . Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых .

Каждый анализатор состоит из трех частей:
  1. периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
  2. афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);
  3. корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.

Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

Классификация ощущений

Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух . Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Систематическая классификация ощущений

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения . Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстерорецеотивные ощущения

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация ощущений

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
  1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);
  2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Общие свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.