Психические явления и психологические факты. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов Сообщение базовая основа человеческой психики психические явления

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы :

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на:

  1. познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память),
  2. волевые,
  3. эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Все психические состояния подразделяются на:

  1. мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
  2. состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
  3. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
  4. волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся:

  1. темперамент;
  2. направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);
  3. характер;
  4. способности (рис. 3).

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

С житейской, ненаучной, точки зрения психология прежде всего выступает как совокупность явлений, известных каждому способному к самоанализу человеку по его личному опыту. Соответствующие явления представлены в виде разнообразных феноменов, которые человек обнаруживает в своем сознании в виде ощущений, образов, идей и переживаний. К психическим явлениям также можно отнести те, которые в повседневной жизни принято называть вниманием, памятью, речью, способностями, волей, темпераментом, характером, потребностями, чувствами и другими подобными терминами. Все эти явления изучает психология, пытаясь понять их природу, закономерности и связь с поведением человека.

К явлениям, исследуемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относятся также явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия людей между собой. Это, например, социальные установки, лидерство, взаимоотношения людей, общественное мнение, групповое сознание, коллективное настроение, мода, слухи, паника, религия и ряд других явлений, свойственных людям. Их называют массовидными явлениями психики, поскольку они характеризуют многих людей. Они исследуются в области научных знаний, называемой социальной психологией.

С помощью одних психических явлений, таких, например, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает себя и окружающий мир. Они представляют собой психические или познавательные (когнитивные) процессы человека, связанные с восприятием и переработкой информации, с получением необходимых знаний. Другие явления определяют индивидуальные особенности и поступки людей. Их соответственно называют психологическими свойствами и относят к человеку как личности. В число таких свойств включают, например, способности, темперамент, характер, волю, потребности и чувства. Третья группа психологических явлений называется психическими состояниями. Они представляют собой изменчивые состояния человека. Это, например, эмоции, установки, напряженность, расслабленность, тревога, состояние внимания и многое другое.

Психические процессы называются именно процессами по той причине, что их можно описать как нечто продолжающееся в течение определенного времени. К примеру, восприятие как процесс можно представить следующим образом. Вначале человек обращает свое внимание на что-либо. Затем он получает определенную информацию об этом в виде набора ощущений об объекте. После этого человек формулирует и проверяет гипотезу о том, что представляет собой воспринимаемый им объект. Затем эта гипотеза уточняется в ходе дальнейшего восприятия, и в конечном счете у человека складывается более или менее адекватный образ воспринимаемого им объекта. Приведем аналогичный пример для мышления, понимаемого как психический процесс. Столкнувшись с необходимостью решить какую-либо задачу, человек прежде всего изучает и осознает ее условия. Затем он начинает, сохраняя в голове поставленную цель (задачу), последовательно соотносить условия задачи с ее искомым решением, выяснять связи между ними. Когда соответствующие связи обнаружены и осознаны как приводящие к нужному решению задачи, человек его может обнаружить и проверить на правильность.

Психические состояния относятся к явлениям, которые изменчивы. Без них невозможно понять поведение людей в той или иной конкретной ситуации. Имея знания о психических состояниях, мы можем представить себе, как станет действовать соответствующий человек в сложившейся ситуации. Однако выйти в своих прогнозах поведения человека за пределы конкретной ситуации, зная только психические состояния, которые могут возникать у человека, мы не сможем. Дело в том, что эти состояния человека не просто изменчивы, но зачастую непредсказуемы. Они зависят от случайных обстоятельств, и в силу этого трудно точно представить, каким станет общее психическое состояние человека через некоторое время. Для долгосрочного прогноза или предсказания поведения человека необходимо иметь представление о нем как о личности, т.е. о его устойчивых психологических свойствах.

Личностные, или психологические, свойства человека позволяют представить, как он поведет себя во множестве разнообразных жизненных ситуаций. Имея, например, представление о темпераменте человека, можно предсказать, как он отреагирует на то или иное событие, как будет общаться с людьми или что-либо делать: быстро или медленно, энергично или вяло, эмоционально или безразлично. Зная характер человека, можно представить, как он себя поведет в отношении окружающих людей: по-доброму или по-злому, с уважением или без уважения; как он отнесется к порученному ему делу: ответственно или безответственно, со старанием или без него.

Психологи, пытаясь понять и объяснить поведение человека, разделяют и изучают в отдельности его психические процессы, состояния и свойства. Каждая из психологических характеристик человека что-то особенное объясняет в его жизнедеятельности. Например, знания о познавательных процессах позволяют представить, как данный человек воспринимает окружающий мир, каким он видит его, т.е., пользуясь словами А.Н. Леонтьева, картину мира, характерную для данного человека. Информация о психических состояниях позволяет объяснить готовность человека к тем или иным конкретным действиям и поступкам. Представление о психологических свойствах человека как личности позволяет ответить на вопрос о том, почему данный человек во множестве разнообразных ситуаций ведет себя более или менее последовательно.

Психические процессы, состояния и свойства человека вряд ли могут быть поняты до конца, если не рассматривать их в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с людьми и с окружающим миром. Поэтому в предмет исследования психологов кроме самих психических явлений также входит и деятельность человека. Особое значение изучение деятельности имеет в связи с познанием психических процессов человека. Они, во-первых, производны от практической деятельности человека; во-вторых, сами представляют особым образом организованные виды психической деятельности; в-третьих, их строение идентично строению других видов деятельности человека, в том числе практической. Иными словами, всякий познавательный процесс - это сложно организованная, одновременно и внутренняя (психическая), и внешняя (практическая) деятельность человека.

Психики отдельно от деятельности, объединяющей в себе внутренние и внешние составляющие, не существует, равно как невозможно представить себе чисто внешнюю практическую деятельность, состоящую исключительно из одних наблюдаемых со стороны внешних движений. Деятельность - это единое целое, своеобразная единица психологического анализа. Изучая только психические элементы деятельности, невозможно понять психику; исследуя только поведение и не принимая в расчет регулирующие его внутренние, психические компоненты, невозможно его до конца объяснить.

Изучая сложно организованную деятельность человека, ученые- психологи ищут ответы на следующие вопросы.

  • 1. Каким образом психика человека связана с его деятельностью, формируется и проявляется в ней?
  • 2. Как практическая, внешняя деятельность человека влияет на его внутреннюю, психическую деятельность?
  • 3. Какова структура психических процессов, рассматриваемых как своеобразные виды внутренней деятельности?
  • 4. Как связаны с деятельностью человека его психические состояния?
  • 5. Как соотносятся между собой личность и деятельность человека.

В таблице 1 перечислены и приведены примеры явлений, изучаемых в психологии.

Таблица 1

Явления, изучаемые в психологии

Виды соответствующих явлений

Психические процессы

Ощущения

Виды: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые

Восприятие

Виды: зрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времени

Внимание

Виды: активное, пассивное, произвольное, непроизвольное

Виды: кратковременная, долговременная, непосредственная, опосредствованная, зрительная, слуховая

Воображение

Виды: галлюцинации, сновидения, мечты, грезы

Мышление

Виды: творческое, нетворческое, нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно- логическое

Виды: внутренняя, внешняя, вербальная, невербальная, эгоцентрическая, диалогическая, монологическая

Психические состояния

Виды: настроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, страх, удивление, гнев, тревога

Продолжение

Основные группы психических явлений

Виды соответствующих явлений

Установки

Виды: фиксированная, социальная, устойчивая, неустойчивая

Состояния внимания

Рассеянность, концентрация, устойчивость, неустойчивость

Состояния органов чувств

Адаптированность, чувствительность

Психологические свойства личности

Способности

Виды: общие, специальные, теоретические, практические

Темперамент

Типы: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический

Характер

Черты характера: доброта, целеустремленность, уверенность, ответственность

Проявления воли: настойчивость, стойкость, твердость

Виды: моральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентные

Потребности

Виды: материальные, духовные, познавательные, социальные

Виды: осознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующие, знаемые, реально действующие

Массовидные явления психики

Межличностные

Виды: личные, деловые, официальные, неофи-

отношения

циальные

Межгрупповые отношения

Виды: сотрудничество, соревнование, конфликт

Лидерство

Групповые нормы

Характеристика норм: единые, противоречивые, устойчивые, изменчивые

Групповые роли

Виды ролей: роль лидера, роль ведомого, роль организатора

Процессы и действующие в ней лица: возникновение, распространение, авторы, соавторы, демонстраторы, законодатели мод

Изучаемые в ней вопросы: роль в обществе, создание, распространение, восприятие

Виды: слух-желание, слух-пугало, правдоподобные, нелепые

Изучаемые в ней процессы: влияние на людей, возникновение, распространение

Окончание

В данном учебнике в основном представлен курс общей психологии, и поэтому имеет смысл уточнить то, что является предметом исследований именно в общей психологии. Если иметь в виду основные психические явления, свойственные человеку и исследуемые в общей психологии, то они кратко обозначены на схеме, изображенной на рис. 1.

Рис. 1.

Из рисунка 1 следует, что в общей психологии изучаются три из четырех описанных выше групп явлений: психические (познавательные, когнитивные) процессы, психические состояния и психические свойства человека (индивидуальные или личностные свойства). Наряду с основными группами психических явлений, составляющих предмет общей психологии, на схеме показаны примеры явлений, которые входят в состав каждой из названных групп.

Однако в связи с тем, что общая психология - это основная или фундаментальная психологическая наука, в ней также ставятся и решаются главные вопросы, касающиеся психологии как науки в целом.

Это - определение ключевых научных понятий, постановка и решение методологических проблем научного исследования, определение места, занимаемого психологией среди других наук, ее междисциплинарных связей и ряд других вопросов.

После рассмотрения роли бихевиоризма в развитии психологии перед нами снова встает вопрос о том, что же изучает психологическая наука, каков ее предмет. Как вы помните, структурализм и функционализм были ориентированы на анализ внутренних особенностей человека, понимая психологию как науку о сознании. Однако представители бихевиоризма доказали необходимость изучения не только внутренних, но и внешних проявлений психики – поведения человека. Что же является предметом психологии в настоящее время? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разграничить два понятия – «психические явления» и «психологические факты». Начнем с первого. Психические явления представляют собой факты внутреннего, субъективного опыта человека. Всем нам хорошо знакомо выражение «внутренний мир человека», собственный, или, как сказали бы психологи, субъективный опыт. Они – на житейском уровне (уровне обыденного познания) – отражают тот спектр явлений, который научное познание относит к категории психических: наши ощущения, мысли, желания, чувства. Вот сейчас вы видите перед собой эту книгу, читаете текст параграфа, пытаетесь его понять. Содержание текста может вызвать у вас самые различные эмоции – от удивления до скуки, стремление продолжить чтение или желание закрыть учебник. Все, что мы перечислили, является элементами вашего собственного субъективного опыта, или психическими явлениями. Нам важно запомнить одно их основное свойство – психические явления непосредственно представлены субъекту. Разберемся, в чем оно проявляется. Когда вы успешно справляетесь с решением какой-либо задачи, достигаете своей цели, чувствуете радость, уверенность в своих силах, гордитесь полученными результатами, обдумываете возможности достижения новых, более сложных целей. Однако вы не только испытываете все это, но и знаете о своих чувствах, мыслях, стремлениях. Если бы вас спросили в тот момент, что вы чувствуете, вы стали бы описывать свои мысли и переживания. Представим иную ситуацию, мастерски описанную А.Н. Леонтьевым: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него… неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок».

Как видим, и в данном случае вы смогли бы понять свои чувства, причины их возникновения, но это было бы уже необходимо не для другого, а для себя самого. Подобное становится возможным благодаря способности человека к самосознанию, самопознанию. Именно на ее основе структуралисты и функционалисты решали два фундаментальных вопроса психологии – о ее предмете и методе. Однако их подход был преодолен дальнейшим развитием самой психологической науки. Вместе с тем, это не означает, что психология отказалась от изучения психических явлений. Она лишь перестала считаться наукой, которая занимается исключительно исследованием фактов внутреннего опыта субъекта, включив в свой предмет целый ряд других проявлений психики. В то же время сама категория «психические явления» используется и в современной психологии. Так как факты субъективного опыта человека включают в себя широкий круг явлений, то существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться одного из них, согласно которому психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют первичные регуляторы поведения человека. Они характеризуются определенными динамическими параметрами, означающими, что любой психический процесс имеет свое начало, течение и окончание. Психические процессы также могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы с восприятием и переработкой информации. К ним относят ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание. Вместе с тем, любые сведения, которые человек получает об окружающей действительности, о себе самом, не оставляют его равнодушным. Одни вызывают у него положительные эмоции, другие будут связаны с негативными переживаниями, а третьи вообще могут остаться незамеченными. Поскольку любая информация имеет определенную эмоциональную окраску, то наряду с познавательными психическими процессами принято выделять и эмоциональные психические процессы. К данной группе принадлежат такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроение, стресс. Их значимость подчеркивал в свое время еще З. Фрейд, утверждавший следующее: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя тревожат, и ты будешь от них в безопасности».

Далеко не все в нашей жизни удается без усилий и напряжения. Всем нам еще с детства хорошо знакома пословица: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Действительно, достижение многих жизненных целей требует преодоления разнообразных трудностей и препятствий, необходимости выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов. Поэтому неслучайно еще одной группой познавательных психических процессов стали волевые процессы.

Иногда в качестве самостоятельной выделяют еще одну разновидность познавательных психических процессов – неосознаваемые психические процессы, которые осуществляются без контроля со стороны сознания.

Все психические процессы тесно связаны друг с другом. На их основе формируются определенные психические состояния человека, характеризующие состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, могут благоприятно сказываться на деятельности или затруднять ее. К этой категории психических явлений мы относим такие состояния, как бодрость, уныние, страх, угнетенность. Они, как и психические процессы, характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Еще одну категории психических явлений составляют психические свойства личности. Они отличаются большей устойчивостью и большим постоянством, чем психические состояния. Психические свойства личности отражают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. К ним принадлежат направленность, темперамент, способности и характер.

Особенности развития психических процессов, преобладающие психические состояния и уровень развития психических свойств в совокупности составляют неповторимость человека, определяют его индивидуальность.

Однако, как мы уже отмечали, с развитием психологии в предмет ее исследования стали включаться и другие формы проявления психики – психологические факты. Это и факты поведения, и психосоматические явления, и продукты материальной и духовной культуры общества. Почему мы изучаем их? Потому что во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика человека проявляется, обнаруживает свои свойства. А это означает, что через них мы – опосредованно – можем исследовать саму психику.

Итак, мы можем зафиксировать выявленные нами различия между психическими явлениями и психологическим фактами. Психические явления представляют собой субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическим фактами понимается более широкий спектр проявлений психики, в том числе и их объективные формы – в виде поведенческих актов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений. Они используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, что является предметом психологии с позиций современной науки. Психология изучает психические явления и психологические факты. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в данном случае «и» не означает «или», а подчеркивает целостность и единство психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Однако это – не окончательный ответ на вопрос о предмете психологии. Мы обратимся к более детальному его рассмотрению при знакомстве с психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева.

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. 334 с.

2. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. 688 с.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Смысл, 1999. 588 с.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с.

Дополнительная литература

5. Дроздова Н.В. Генезис возрастной и педагогической социальной психологии: Методические рекомендации. Мн.: БГПУ, 2002. 34 с.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 576 с.

7. Кузьмин Е.С. Психологические воззрения в античную эпоху: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1984. 276 с.

8. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина и А.Н.Ждан. М., 1980. 420 с.

9. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Наука, 1972. 382 с.

После рассмотрения роли бихевиоризма в развитии психологии перед нами снова встает вопрос о том, что же изучает психологическая наука, каков ее предмет. Как вы помните, структурализм и функционализм были ориентированы на анализ внутренних особенностей человека, понимая психологию как науку о сознании. Однако представители бихевиоризма доказали необходимость изучения не только внутренних, но и внешних проявлений психики – поведения человека. Что же является предметом психологии в настоящее время? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разграничить два понятия – «психические явления» и «психологические факты». Начнем с первого. Психические явления представляют собой факты внутреннего, субъективного опыта человека. Всем нам хорошо знакомо выражение «внутренний мир человека», собственный, или, как сказали бы психологи, субъективный опыт. Они – на житейском уровне (уровне обыденного познания) – отражают тот спектр явлений, который научное познание относит к категории психических: наши ощущения, мысли, желания, чувства. Вот сейчас вы видите перед собой эту книгу, читаете текст параграфа, пытаетесь его понять. Содержание текста может вызвать у вас самые различные эмоции – от удивления до скуки, стремление продолжить чтение или желание закрыть учебник. Все, что мы перечислили, является элементами вашего собственного субъективного опыта, или психическими явлениями. Нам важно запомнить одно их основное свойство – психические явления непосредственно представлены субъекту. Разберемся, в чем оно проявляется. Когда вы успешно справляетесь с решением какой-либо задачи, достигаете своей цели, чувствуете радость, уверенность в своих силах, гордитесь полученными результатами, обдумываете возможности достижения новых, более сложных целей. Однако вы не только испытываете все это, но и знаете о своих чувствах, мыслях, стремлениях. Если бы вас спросили в тот момент, что вы чувствуете, вы стали бы описывать свои мысли и переживания. Представим иную ситуацию, мастерски описанную А.Н. Леонтьевым: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него… неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок».

Как видим, и в данном случае вы смогли бы понять свои чувства, причины их возникновения, но это было бы уже необходимо не для другого, а для себя самого. Подобное становится возможным благодаря способности человека к самосознанию, самопознанию. Именно на ее основе структуралисты и функционалисты решали два фундаментальных вопроса психологии – о ее предмете и методе. Однако их подход был преодолен дальнейшим развитием самой психологической науки. Вместе с тем, это не означает, что психология отказалась от изучения психических явлений. Она лишь перестала считаться наукой, которая занимается исключительно исследованием фактов внутреннего опыта субъекта, включив в свой предмет целый ряд других проявлений психики. В то же время сама категория «психические явления» используется и в современной психологии. Так как факты субъективного опыта человека включают в себя широкий круг явлений, то существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться одного из них, согласно которому психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют первичные регуляторы поведения человека. Они характеризуются определенными динамическими параметрами, означающими, что любой психический процесс имеет свое начало, течение и окончание. Психические процессы также могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы с восприятием и переработкой информации. К ним относят ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание. Вместе с тем, любые сведения, которые человек получает об окружающей действительности, о себе самом, не оставляют его равнодушным. Одни вызывают у него положительные эмоции, другие будут связаны с негативными переживаниями, а третьи вообще могут остаться незамеченными. Поскольку любая информация имеет определенную эмоциональную окраску, то наряду с познавательными психическими процессами принято выделять и эмоциональные психические процессы. К данной группе принадлежат такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроение, стресс. Их значимость подчеркивал в свое время еще З. Фрейд, утверждавший следующее: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя тревожат, и ты будешь от них в безопасности».

Далеко не все в нашей жизни удается без усилий и напряжения. Всем нам еще с детства хорошо знакома пословица: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Действительно, достижение многих жизненных целей требует преодоления разнообразных трудностей и препятствий, необходимости выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов. Поэтому неслучайно еще одной группой познавательных психических процессов стали волевые процессы.

Иногда в качестве самостоятельной выделяют еще одну разновидность познавательных психических процессов – неосознаваемые психические процессы, которые осуществляются без контроля со стороны сознания.

Все психические процессы тесно связаны друг с другом. На их основе формируются определенные психические состояния человека, характеризующие состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, могут благоприятно сказываться на деятельности или затруднять ее. К этой категории психических явлений мы относим такие состояния, как бодрость, уныние, страх, угнетенность. Они, как и психические процессы, характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Еще одну категории психических явлений составляют психические свойства личности. Они отличаются большей устойчивостью и большим постоянством, чем психические состояния. Психические свойства личности отражают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. К ним принадлежат направленность, темперамент, способности и характер.

Особенности развития психических процессов, преобладающие психические состояния и уровень развития психических свойств в совокупности составляют неповторимость человека, определяют его индивидуальность.

Однако, как мы уже отмечали, с развитием психологии в предмет ее исследования стали включаться и другие формы проявления психики – психологические факты. Это и факты поведения, и психосоматические явления, и продукты материальной и духовной культуры общества. Почему мы изучаем их? Потому что во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика человека проявляется, обнаруживает свои свойства. А это означает, что через них мы – опосредованно – можем исследовать саму психику.

Итак, мы можем зафиксировать выявленные нами различия между психическими явлениями и психологическим фактами. Психические явления представляют собой субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическим фактами понимается более широкий спектр проявлений психики, в том числе и их объективные формы – в виде поведенческих актов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений. Они используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, что является предметом психологии с позиций современной науки. Психология изучает психические явления и психологические факты. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в данном случае «и» не означает «или», а подчеркивает целостность и единство психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Однако это – не окончательный ответ на вопрос о предмете психологии. Мы обратимся к более детальному его рассмотрению при знакомстве с психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева.

Предмет психологии. Специфические особенности и классификация психических явлений.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии.

Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений.

Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Она изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Психика – это свойство мозга, и это свойство – отражение действительности. Психика – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением.

Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира , на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Специфика психологического знания.

Особенности психол. знания:

1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс – это последовательное изменение психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на:

1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение),

2) эмоциональные,

3) волевые,

4) действия.

Психическое состояние - это текущее (временное) своеобразие психической деятельности (психических процессов), обусловденное ее содержанием (объектом) и отношением человека к этому содержанию (личностной значимостью).

Психические состояния могут быть: а) кратковременными, ситуативными, и б) устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти),

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация),

3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости,

4. Состояния разных уровней организованности сознания (внимание).

Психические свойства – типичное для индивида своеобразие его психической деятельности. Психические свойства личности по своему происхождению вторичны, они возникают из процесса и вне процесса не погут появиться. Свойства психики, в отличие от процесса, - устойчивые особенности личности человека.

Психические свойства личности подразделяются на:

1. Темперамент - индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реальных психических процессов(сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики),

2. Направленность - иерархия потребностей и мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок,

3. Характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде,

4. Способности - психофизиологические возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности.

1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Существуют 3 основных подхода к пониманию, что представляетсобой психика (душа):

1. Идеалистический подход – психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира; основоположник – Платон: «Мир идей – сущность бытия» (материальный мир является отражением человеческого восприятия и самостоятельно не существует).

2. Дуалистический подход (!) – природа психики двойственна: существуют низшие, материально обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные; основоположник – Декарт: ввел понятие рефлекторной дуги и рефлекса.

3. Материалистический подход – душа состоит из атомов (материальных элементов), от движения которых зависят свойства души; основоположник – Сократ.

Доказательства материальности психики :