Труд сделал из обезьяны человека обществознание. Как и когда произошли люди

Часть 1. Серьёзно о несерьёзном.

Прежде чем приподнимать такую тему, неплохо было бы для начала определиться: что есть человек и чем принципиально отличается от всей прочей живности. Определений, кстати, великое множество, что свидетельствует об отсутствии фундаментального критерия, за который выдаётся наличие сознания или разума, что и дало нам имя Homo Sapiens. Перечислять прочие критерии не буду, отмечу лишь, что есть мне наиболее близкий, хотя и не менее размытый - это способность «осознавать себя» во времени и пространстве.

Лаконичность, конечно, хороша, а иногда и самоценна, но любое утверждение требует своего расширения. Что значит – осознавать себя? А кто этот я, которого требуется осознавать: тело и его части, мысли, сознание или бессознательное, тот же разум, эмоции, душа? Или всё в комплексе? Некоторые авторитеты даже авторитетно додумались до простого утверждения: труд сделал из обезьяны человека. Ну ну… Не спасает даже уточнение, что, мол, речь идёт не о том, что человек есть прямой потомок обезьяны, а у них был просто общий предок. Ну и что? А предок то кем являлся: обезьяной или кем-то ещё? По мне, так вся эта эволюционная гипотеза – полная ерунда, о чём я подробно и исчерпывающе написал ещё почти 15 лет назад. С тех пор никто и нигде так и не продемонстрировал ни одной, даже слегка более трудолюбивой обезьяны, с коими в некоторых регионах люди живут бок о бок тысячи лет, и у которой появились бы зачатки разума, отличающиеся от бездельников-сородичей, да ещё с закреплением навыков у потомства. Мы же доподлинно знаем: не только обезьяны, но и прочие млекопитающие, каждое в отдельности и все вместе, зачастую, сильно отличаются друг от друга не только межвидово, но и в рамках одного вида, и по характеру и по прочим ментальным качествам. Учитывая подобное разнообразие, вполне можно предположить среди тех же обезьян реальное наличие каких-нибудь аномальных трудоголиков. Тем не менее, результат ожидаемый: никаких, даже минимальных, скачков разума. Впрочем, о каких скачках разума вообще может идти речь, если сам же человек с самого, что ни на есть начала времён, демонстрировал устойчивую склонность относить ручной и прочий ножной труд в категорию низкоквалифицированных занятий со всеми вытекающими из этого последствиями относительно умственных способностей трудящихся. Или имелся ввиду какой-то другой труд? Ах да, наверное, речь идёт о высококвалифицированных ТОП-менеджерах, коих на заре развития цивилизации днём с огнём, а вакансий среди обезьян - пруд пруди. И, соответственно, как только вакансии невесть откуда начали заполняться, тут и Homo Sapiens косяком попёр. Из Африки, естественно, где ж ещё вакансиям взяться. Вожаков же в стае ещё никто не отменял.

В общем, ТОПам ТОПово, а труд здесь точно не при чём, и настоящую причину необъяснимого скачка искать придётся самим, чем и займёмся.

Смешно сказать, но наиболее распространённой альтернативной гипотезой, всерьёз обсуждаемой в учёном сообществе, является пищевая. Правда, тут нет не только согласия, а совсем наоборот: одни утверждают, что человек появился вследствие разбавления мясного рациона питания за счёт фруктов и овощей, другие наоборот, фруктово-овощную диету приносят в жертву шашлыку. Доказательств у всех масса, в основном археологических, причём, если их совместить вместе, происходит известный физикам процесс аннигиляции. Так что, всерьёз рассматривать сей титанический труд мы вновь не будем.

Перескакивая через ряд метафизических и теологических версий, обратим внимание ещё на одну интересную, хотя и малоизвестную, гипотезу – нейроэстетическую , профессора из Норвегии по имени Пер Олаф Фольгеро. Суть проста: «способность создавать красивые объекты и получать от них эстетическое удовольствие – важный фактор когнитивного развития человека», который, собственно, и означает возникновение способности познания мира, то есть, появление разума. Правда, профессор вновь опирается на находки археологов: наскальных рисунков и орудий труда, которые совершенствовались миллионы лет, в первую очередь в эстетическом ключе, что и привело к появлению научно-технической революции. То есть, авто гипотезы шёл от частного к общему, попытавшись на частных находках сделать далеко идущие обобщения. Мне представляется данная теория крайне близкой к раскрытию тайны Homo Sapiens, для чего ниже мы попробуем подойти к ней с другой стороны и посмотрим, что у нас получится. Другими словами, по привычке, выработанной годами и теми же годами проверенной, пойдём иным путём: от общего к частному, то есть, не из прошлого в день сегодняшний, а вовсе даже наоборот – из дня сегодняшнего в далёкое прошлое. То есть, не от строения черепа и его эволюции во времени, и не от единичных археологических находок с последующими потенциально противоречивыми обобщениями, а из того, что мы имеем такого важного сегодня и проследим обратным ходом до момента, откуда это началось, и, тем самым, попытаемся замкнуть гипотезу норвежского профессора.

Говорят, человечество то ли стоит на пороге, то ли уже находится в постиндустриальном обществе, где главным фактором реальности являются информация и знания, и, соответственно, их восприятие человеком. И то и другое, в век наступления IT-технологий, всё более представляют из себя всего лишь комбинацию двух цифр: 0 и 1. То есть, по сути дела, информация и знания есть виртуальная субстанция, стремящаяся в своей максиме к виртуальному абсолюту. Вопрос: а что есть виртуальность? Ответ (без опоры на этимологию и заумные философские определения): виртуальность есть не что иное, как имитация реальности. Таким образом, мы приходим к неизбежному выводу, что человек постепенно становится вместилищем всего двух цифр, бесконечные комбинации коих ему, чаще всего, не ведомы.

А теперь вспоминаем одно вольное метафизическое определение: человек есть то, чем он наполнен. При этом, я бы внёс уточнение: человек есть те следы, которые оставляет в нём наполнитель, он же окружающий мир. Под окружающим миром мы будем понимать всю совокупность явлений и свойств мира, которые человек воспринимает всеми своими органами чувств: от искусства до технологий, от природы Земли до бесконечного космоса, короче говоря, всю совокупность как материальных, так и ментальных явлений мира.

Очень важно : если мир реальный, то и следы реальные, а если мир виртуальный, то следы… оказывается, тоже реальные.

То есть, учитывая бесконечное преимущество современного виртуала над реалом в количественном соотношении, а в некоторых областях и даже в качественном, человек оказывается фактически весь покрыт следами получаемой виртуальной информации, вся совокупность которых (следов) и есть современный человек.

Немного поразмышляем о качественных характеристиках, оставляемых в человеке следов.

Все мы знаем выражение «хлеба и зрелищ». С хлебом всё, более менее понятно, оставим его создателям пищевых версий. Разберёмся со второй частью, имеющей прямое отношение к глазам, то есть к информации, поступающей посредством зрения.

Как известно, человеческая природа наиболее восприимчива к негативной информации, когда, например, пробегая по заголовкам новостных лент, мы, сами того не осознавая, фокусируемся на событиях, связанных с трагическими происшествиями, а «ещё лучше», со смертями, и «совсем в идеале» – с массовыми. Отрицай, не отрицай, но замечу: большинство, если быть объективным, легко узнáет себя в воображаемом читателе новостей, я то себя узнáю точно. В общем, таких нас армия, даже если саму «кровавую» новость мы осознанно не открываем для подробного прочтения. И никаким «искусством заголовка» подобный эффект не объяснишь хотя бы потому, что заголовки позитивных новостей авторы стараются сделать не менее заметными.

Подведём промежуточный итог: итак, мы по ходу выяснили, что новости делятся на негативные и позитивные, каждая из которых, как также мы зафиксировали ещё ранее, оставляет некий след в человеке. Новости, как правило, виртуальные – следы реальные, новостей много – следов много. Далее, логично предположить: фокусируемся на негативе – следы негативные и, соответственно, наоборот, фокусируемся на позитиве – следы позитивные. Так формируется современный человек, получая ежедневно всё увеличивающиеся гигабайты информации, даже не замечая, что весь этот поток, так или иначе, формирует меня, вас и, собственно, всё человечество. Рисовать портрет и автопортрет, я не буду, лишь нейтрально ещё раз сформулирую: человек есть то, чем его наполнил окружающий мир и какие следы оставил посредством процесса усвоения и поглощения информации об этом мире. В век IT и их бурного развития средством передачи информации становятся преимущественно цифровые технологии: компьютеры с цифровыми носителями и их младшие браться – смартфоны, планшеты и т.д. Телевидение, радио, телефония, фотоаппараты, кинотеатры, СМИ и даже произведения литературы также, как мы знаем, массово переходят на цифру, что позволяет с каждым разом наращивать и наращивать поток получаемой человеком информации, зачастую полностью, то есть на 100%, заменяя реальный мир его имитацией. Эпистолярный жанр в виде писем в конвертах практически исчез из обихода, личное общение заменяется видеосвязью, а 3D технологии уже способны заменить даже такое искусство, как скульптура, не говоря о живописи. Туда же на наших глазах отправляется весь цикл строительных технологий и т.д. Такова современность, которую мы и зафиксируем, после чего, как и планировалось изначально, начинаем «отматывать плёнку» назад.

Самыми ближайшими предшественниками IT в недалёком прошлом были аналоговые средства передачи информации: те же телефоны, радио, телевизоры, кинотеатры, фотоаппараты. Газеты и книги – исключительно бумажные. В общем, набор примерно тот же, за исключением компьютеров и, даже перескочив на сто лет назад, мы обнаружим полный список перечисленного, хотя и в начальной стадии, когда для большинства человечества все эти новшества были определённо в новинку. Как человек воспринимал все эти новинки, красноречиво показывает случай в кинотеатре, когда зрители панически отреагировали на вид приближающегося паровоза, то есть, виртуальный образ ими был воспринят как полноценно реальный, и вызвал равноценную реакцию. Расцветом того же кинематографа, независимо от нашего согласия или несогласия, общепринято считать бурное развитие голливудского кино, заполнившего экраны мира, начиная с середины 20-го века, кино, вызывающего весь спектр эмоций: от слёз до бурной радости, от глубоких переживаний, до подражания героям картин.

Двигаясь дальше назад, мы обнаружим, что в 19-том веке из сегодняшнего перечня виртуальных средств передачи информации остаётся лишь фотография, да и то лишь условно. Ведь фотокарточку можно было не только лицезреть, но и реально подержать в руках. Точно так же, как и все остальные проявления окружающего мира были реальными, их можно было рассматривать, слушать, читать, держа в руках и проявлять ко всему этому своё отношение. При этом заметим: окружающий человека мир делился на две части:

1. Всё, что можно отнести к естественной природе: вся совокупность природных явлений, от флоры, до фауны и самого человечества, и проявления законов существования этих явлений, от физических, химических и до космических,

2. То, что относилось к проявлениям цивилизации, в которых, впрочем, были заложены те же, изначально присущие природе, законы, но используемые, скажем так, несколько иначе, чем в естественном мире.

Не готов даже приблизительно оценить природно-цивилизационное соотношение по эпохам, но условно предлагаю когда-то считать его паритетным, не придираясь и не привязываясь к временны́м координатам. Очевидно одно: сегодня, особенно в современном городе, человек окружён преимущественно проявлениями цивилизации, а, как говорит статистика, городское население составляет уже порядка 50% от всего человечества. То есть, налицо стремление цивилизации полностью поглотить естественную природу не мытьём, так катаньем, заменив её имитацией. Простой пример: многие «уважающие себя» современные офисы уже не обходятся без искусственных растений, от цветов до деревьев, иногда отличимых от оригинала лишь при ближайшем рассмотрении, зато почти не требующих никакого ухода.

Также очевидно, что были времена, когда природа окружала человека много больше, чем цивилизация и вот об этих временах, а также им предшествующих, я и хочу поговорить особо.

Когда-то, давным-давно, как нам рассказывают археологи, человеку понадобились орудия труда, откуда, собственно, и возникла гипотеза о труде, якобы сделавшем из обезьяны человека. Однако эта гипотеза, как мы выяснили на примере долгого соседства человека и обезьян, не выдерживает проверки временем. Всякие там овощи, фрукты, мясо и их соотношение, давшие науке ещё пару гипотез, также несостоятельны, ввиду их взаимоисключения, причём на одних и тех же археологических артефактах: черепа, челюсти, зубы и их изменения в зависимости от рецептуры питания. Тем не менее, вопрос остаётся и значимый фактор, сформировавший в итоге современного человека, являющегося вместилищем совокупности, прежде всего, ментальных следов, оставляемых в нём окружающим миром, существовать должен.

Представим себе первочеловечество, живущее в мире, где вокруг нет ни одного искусственного объекта, способного, при его созерцании, оставить в человеке некий ментальный след. Что это были за люди, насколько близки они были к обезьянам и были ли обезьяны вообще предками перволюдей? Учитывая бесспорное наличие тех бурных изменений, которые происходят сейчас и происходили с человеческой цивилизацией на протяжении обозримого исторического периода, я склонен считать: сегодняшний процесс масштабной замены (имитации) реальности виртуальностью, или, если хотите, природы виртуальными технологиями, должен был иметь когда то своё начало.

Вновь представим себе первочеловека, окружённого девственной природой. В какой-то момент у него вдруг впервые удачно получился, например, каменный топор. Что это значило, кроме некоторого облегчения в рубке деревьев? Может быть много, а может и ничего. Посмотрев на первый топор «с другой стороны», как и профессор Пер Олаф Фольгеро мы заметим, что археологи находили много топоров, мало отличимых от простых камней, среди которых изредка попадались не просто топоры, а красивые и эстетичные топоры, например, похожие на каплю воды:


То же самое касалось и других орудий труда, но самое главное: примерно тот период, в котором попадались эстетичные орудия труда, совпал с появлением наскальных рисунков, а также различных изделий – статуэток и прочих фигурок, как человека, так и животных. Всё сказанное означает, что в какой-то момент в мире, окружающем первочеловека, стали появляться элементы, выходящие за рамки природных явлений. Похоже, именно так невиданные ранее искусственные явления ворвались в жизнь первочеловека, неизбежно оставляя новые следы в его внутреннем мире и вызывая неизвестные доселе эмоции, что и дало старт формированию человека разумного.

Возникает тот самый главный вопрос: почему, при победоносном шествии цивилизации по просторам Земли, обезьяны, неизбежно сталкиваясь с искусственными объектами, так и остались обезьянами, не сумевшими ни на йоту перескочить барьер животных, хотя и высокоразвитых? Истина в вопросе, как говаривали древние: данный феномен или, скорее, отсутствие оного, как раз и заколачивает очередной гвоздь в гроб эволюционной теории происхождения человека.

Нам же остаётся лишь пожинать плоды, пардон, следы, оставленные в душе будущего Homo Sapiens то ли первым каплевидным топором, то ли первым наскальным рисунком, неведомыми путями закономерно превратившимся в комбинацию всего двух цифр: 0 и 1. Во всяком случае, на мой взгляд, есть все основания утверждать: именно искусство создало человека разумного. То есть, разум есть следствие, искусство – причина. Так что, термин Homo Sapiens пора менять на более правильный: Homo artem – человек искусства, откуда совсем недалеко и до Homo artificialis – человек искусственный, что, учитывая опыты по клонированию, созданию искусственного интеллекта и стремление цивилизации к 100%-ной имитации реальности, совсем не лишено фундаментальных оснований. А плохо это, или хорошо, будущее покажет.

Еще два столетия назад известный философ Фридрих Энгельс предположил, что в процессе эволюции человека создал труд. Однако только недавно антропологи смогли доказать эту гипотезу. По их мнению, совершенствование технологий изготовления орудий труда сопровождалось развитием зон мозга, отвечающих за речь и абстрактное мышление.

Большая часть истории рода человеческого приходится на нижний палеолит, или ранний древнекаменный век. Он начался около 2,6 млн. лет назад с появлением первых каменных орудий олдувайского типа и длился более 2 млн. лет. Однако позже был сделан поистине революционный прорыв в палеолитических технологиях и около 1,7 млн. лет назад появляются первые орудия ашельского типа, изготовление которых требовало куда большего мастерства.

Главное отличие ашельских орудий состоит в том, что им целенаправленно придавали определенную форму. Чуть позже, к позднеашельской эпохе (примерно 0,5 млн. лет назад) форма орудий становится еще более совершенной и стандартизованной. С этого момента можно говорить о том, что древние люди смогли изобрести некие универсальные способы изготовления каменных орудий, и, что главное, передать секреты мастерства своим потомкам.

Вопрос о том, насколько резким или постепенным был переход от Олдувая к Ашелю, остается спорным. Одно лишь не вызывает сомнений - этот переход должен был сопровождаться быстрым развитием абстрактного мышления, без которого было бы трудно придавать объектам произвольную, заранее запланированную форму. Ну, а развитее абстрактного мышления, как мы знаем, невозможно без совершенствования коммуникативных навыков, то есть речи.

Интересно, что косвенные свидетельства того, что подобные процессы вполне могли происходить в указанный период, антропологам уже давно известны. За два с лишним миллиона лет нижнего палеолита объем мозга наших предков увеличился примерно. Это подтверждается остатками черепов, которые говорят о том, что у первых Homo habilis или даже поздних австралопитеков объем мозга составлял 500-700 см3, а у поздних H. erectus, он был уже 1100-1200 см3 и более. Ученые уверены, что, скорее всего, мозг рос не просто так: по идее, люди должны были при этом становиться умнее.

Впрочем. Также известно и то, что наличие большого количества серого вещества вовсе не говорит о том, что его хозяин умеет его использовать. Так что увеличение объема мозга само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. Как это ни странно, лучшим доказательством развития интеллекта являются орудия труда.

В последнее время многие исследователи пытаются связать становление ашельских технологий с развитием речи. Но для того, что бы это предположение превратилось в обоснованную гипотезу, нужны факты. Однако, поскольку жителей той эпохи на Земле уже не осталось, некоторым антропологам пришлось овладеть нижнепалеолитическими приемами обработки камня. Ныне эти умельцы используют себя в качестве живых моделей для изучения тонких деталей работы рук и мозга доисторических мастеров.

Не так давно Дитрих Стаут из Университета Эмори (Атланта, США) и его коллеги провели одно интересное исследование. Они изучили мозговую активность у людей, изготовлявших олдувайские и ашельские орудия труда, в процессе работы. И им удалось выяснить весьма интересные вещи.

Оказалось, что при изготовлении олдувайских орудий повышенная активность наблюдается в ряде участков коры, в том числе в левой вентральной премоторной коре больших полушарий. Интересно, что у человека этот участок мозга задействован одновременно и при координации движений кисти, и при произнесении членораздельных звуков. Поэтому Стаут и его коллеги предположили, что начало интенсивной "орудийной деятельности" около 2,6 млн. лет назад могло положить начало эволюции нейрологической "базы" для последующего развития членораздельной речи.

Скорее всего, необходимость постоянно совершать кистью руки определенные движения привело к увеличению числа нейронов в данной области. После же у образовавшейся массы нервных клеток появились "свободные вакансии", которые были задействованы в качестве "конролеров" над речью.

При изготовлении же ашельских орудий дополнительно возбуждаются и некоторые участки правого полушария, такие как надкраевая извилина теменной доли; правая вентральная премоторная кора, а также поле Бродмана 45 - участок, отвечающий за обработку лингвистических контекстов и интонаций. Стаут предположил, что данные явления, наблюдаемые при изготовлении сложных ашельских, но не более простых олдувайских орудий, можно интерпретировать двояко. Либо вышеупомянутые зоны мозга возбуждаются просто потому, что требуется более четкий контроль движений левой кисти (которая у правшей при изготовлении орудия удерживает заготовку и придает ей правильную ориентацию), либо их активность свидетельствует о вкладе правого полушария в сознательный контроль сложных последовательных действий. В последнем случае речь идет не просто о координации движений, а о более "высоких" когнитивных функциях, которые становятся востребованы при переходе к более высокоразвитой технологии.

Что бы проверить это, Стаут и его коллеги провели еще один эксперимент. Человеку, который был занят изготовлением ашельского рубила, на левую руку была надета киберперчатка с 18-ю датчиками, регистрирующими все движения кисти в процессе работы. После снятия их показаний, точно такую же перчатку надели на руку умельца, изготовлявшего олдувайский скребок.
Как показали результаты анализа данных эксперимента, суперчувствительный прибор не выявил существенных различий в движениях кисти при изготовлении обоих типов орудий. Получается, что при переходе от олдувая к ашелю задачи, стоящие перед левой рукой, не усложнились, а значит, не требовалось и привлекать новые области правого полушария к контролю над ее движениями.

Исходя из этого, ученые предположили, что повышенная активность правого полушария, наблюдаемая при изготовлении ашельских орудий, связана не с управлением движениями левой руки, а с какими-то иными ментальными функциями, которые не были задействованы при производстве олдувайских. Однако чем же еще могла быть вызвана в данном случае странная активность зон правого полушария?

Согласно одной из популярных среди психологов точек зрения, "разделение труда" между левым и правым полушариями восходит к разделению труда между руками в повседневной деятельности. Доминантная (у правшей - правая) рука, как правило, совершает больше быстрых, резких движений, тогда как недоминантная (левая) чаще используется для удерживания предметов в нужном положении и в целом - для более медленных и "значительных" движений. В соответствии с этим левое полушарие правшей (у левшей всё наоборот) специализируется на быстрых и точных мыслительных процессах, правое же - на более медленных, расплывчатых и "глобальных". Например, левые поля Бродмана №44 и 45 отвечают за произнесение членораздельных звуков, то есть контролируют саму болтовню, а те же поля в правом полушарии следят за более "глобальными" вещами, такими как интонации и контексты.

Изготовление ашельских орудий, очевидно, требовало более сложного мышления, планирования и координации длинных последовательностей целенаправленных действий. "Не исключено",- говорит Стаут - "что активизация некоторых участков правого полушария при изготовлении ашельских орудий намекает нам на то, что переход от олдувая к ашелю был каким-то образом связан с развитием соответствующих интеллектуальных способностей "глобального" плана", в том числе способностей к более сложной речи и абстрактному мышлению. В некотором смысле лингвистические задачи, выполняемые правым полушарием, схожи с задачами, стоящими перед позднеашельским мастером".

Исходя из данных стаутовских экспериментов, ученые предполагают, что при изготовлении позднеашельского рубила мастеру приходится время от времени останавливаться и подготавливать "площадку" для следующего удара, чтобы очередной отщеп откололся правильно. Подготовка состоит в отбивании или соскребывании очень мелких фрагментов камня. Интересно, что наличие подобных "вложенных подпрограмм" характерно и для процессов обработки лингвистической информации.

В итоге Стаут и его коллеги выдвинули гипотезу, согласно которой либо развитие речи могло способствовать эволюции нейрологических "субстратов" для сложной орудийной деятельности, либо, наоборот, ашельские технологии способствовали развитию участков мозга, которые впоследствии пригодились для совершенствования речевой коммуникации. Также не исключено, что оба процесса шли параллельно, помогая при этом друг другу.

Итак, переход на производство более совершенных орудий труда весьма способствовал развитию речи и абстрактного мышления, без которых, как мы понимаем, человек разумный не был бы таковым. Похоже, что предположение Ф. Энгельса о том, что человека создал труд, наконец-то получило вполне реальные доказательства. Хотя, вполне возможно, труд и человек создавали друг друга в процессе взаимного общения…

то изречение великого русского писателя выражает очень глубокую и правильную мысль. Человек - это высшее, разумное существо, резко отделенное от всего остального мира. Изготовление орудий труда выделило человека из животной среды.

К труду приспособлено все тело человека. У него свободны руки, на которые он не опирается при ходьбе. Строение рук таково, что ими удобно брать, двигать и удерживать предметы: они в высшей степени способны к точным движениям. Ноги человека приспособлены к хождению по земле.

У человека в высшей степени высоко организованная нервная система, в особенности головной мозг" По весу наш головной мозг почти в три раза больше (средний вес его около 1500 г), чем мозг высших крупных обезьян - гориллы" шимпанзе, - и значительно более сложный по строению.

Труд человека носит общественный характер. Это требует от людей взаимного понимания. Оно достигается в первую очередь членораздельной речью. У животных средства общения слабее. Они выражаются в криках, выразительных движениях тела.

Уже эта краткая характеристика основных особенностей человека показывает, насколько далеко он ушел от остального животного мира. Но современная наука показала не только, как I - возникли различные телесные особенности человеческого организма, но и как появилось и развилось то, что наиболее отличает человека от животного, и в первую очередь труд, членораздельная речь и другие особенности. Палеонтология и антропология показывают, каковы были предки человека. Археология - наука, изучающая вещественные памятники древней культуры и развитие древнейшего человеческого общества - раскрывает перед нами историю возникновения и развития человеческого общества, его производительных сил и производственных отношений.

Во второй половине прошлого века Чарльз Дарвин и другие ученые показали, что предком человека была порода человекообразных обезьян, покрытых шерстью, с небольшим хвостом и довольно крупными клыками. И действительно, сравнивая людей с человекообразными обезьянами, можно видеть не только различия, но и много сходства в строении скелета, мышц, внутренних органов, в химическом составе крови и ряде других особенностей.

У орангутанга общих с человеком признаков - около 50, у гориллы - 90, а у шимпанзе около 100. Однако Дарвин и другие ученые не знали настоящих предков человека: они тогда еще не были открыты. Они не смогли также объяснить, как и почему возникли основные человеческие особенности.

Главную причину возникновения человека, очеловечивания наших обезьяноподобных предков установил около 80 лет назад Фридрих Энгельс. В своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" он доказал, что труд сыграл решающую роль в возникновении человека.

Решающий шаг от обезьяны к человеку был сделан при переходе к наземному образу жизни и выработке прямой походки. Развитие лесостепей и степей во второй половине и особенно в конце третичного периода на обширных пространствах Азии, Европы и Африки привело к вымиранию многих видов обезьян. Другие приспособились к жизни на Земле, а не на деревьях, "Если прямой походке у наших волосатых предков суждено было стать сначала правилом, а потом и необходимостью, то это предполагает, что на долю рук тем временем доставалось все больше и больше других видов деятельности. Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами" (Ф. Энгельс. Диалектика природы, М., Гогполитиздат, 1955, стр. 133 ).

Двуногое хождение высвободило руки, которыми обезьяны могли хватать камни и палки, обороняясь от врагов; кроме того, они могли также при помощи палок рыть землю, отыскивая корни и луковицы растений, личинки насекомых. "Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его" (Ф. Энгельс. Там же, стр. 133 ).

Сущность всего процесса возникновения человека Энгельс выразил тремя словами: "Труд создал человека". Он считал, что процесс очеловечивания обезьяны совершался в течение огромных промежутков времени.

После работ Дарвина и Энгельса в науке было сделано много открытий, которые подтвердили, дополнили и развили их мысли.

В 1891 году на острове Ява в слоях, относящихся к началу антропогена, возраст которых определяют примерно в 1 миллион лет, голландский ученый Дюбуа нашел остатки древнейших людей, или питекантропов. Питекантроп в переводе с греческого - "обезьяночеловек". Существование таких промежуточных существ между человеком и обезьяной предполагал Дарвин, и его научное предвидение блестяще подтвердилось. Судя п® размерам бедер, рост питекантропов был около 170 сантиметров, а объем мозга, как показывает черепная крышка, оказался равным примерно 900 кубическим сантиметрам (у современного человека, как мы уже говорили, - 1400-1500 см3). Этот древнейший человек еще нес в себе много обезьяньих черт: он имел низкий покатый лоб, резко выступающие надглазничные валики, и весь черепной свод был очень низок. Нижняя лобная извилина мозга, где помещается двигательный центр речи, судя по рельефу на черепной крышке, развита значительно сильнее, чем у обезьян. По строению бедра обезьяночеловек более близок к современному, чем по строению мозга и черепа. Он имел неуклюжую, но прямую походку. Впоследствии на Яве были найдены черепа других питекантропов и грубые орудия из камня, которые они делали. Но, по всей видимости, они не умели еще пользоваться огнем. Когда жили питекантропы, Ява была соединена с материком и представляла юго-восточную оконечность Азии. Климат был похож на современный, но был немного прохладнее. Вместе с питекантропами жили в лесах слоны, тапиры, олени, обезьяны и другие животные.

Территория распространения питекантропов не ограничивалась Явой или даже Южной Азией. В последние годы нижние челюсти подобных людей вместе с простейшими каменными орудиями французские ученые нашли в Северной Африке, в Алжире.

В 1927 году китайским археологом Пэй Венчжунем в пещерах близ Пекина было сделано еще одно замечательное открытие. В связи с систематическими раскопками, проводившимися в пещерах близ селения Чжоу-Кау-Тьен в течение ряда лет, были найдены кости многих обезьянолюдей разного возраста и пола, кости различных зверей, грубые орудия из камня, остатки костров. Они были названы синантропами, то есть китайскими обезьянолюдьми. Синантропы жили на 100-200 тысяч лет позднее питекантропов н по своему физическому развитию и культуре ушли вперед по сравнению с ними. Синантропы имели головной мозг объемом около 1100 кубических сантиметров и более выпуклый, чем у питекантропов, лоб. Такое развитие мозга было связано, очевидно, с постоянным изготовлением и использованием орудий труда. У синантропа наблюдается развитие праворукости, - использование при работе преимущественно правой руки. Об этом свидетельствует значительная ассиметрия головного мозга.

Одновременно с трудом у древнейших предков современных людей возникли и развивались мышление и речь. Речь - средство общения людей, а в общественной, трудовой жизни случаи взаимной поддержки и совместной деятельности стали необходимостью. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств" ( ).

О том, что синантропы умели говорить, свидетельствует сложный рельеф в области нижней части левой лобной извилины их мозга, где расположен так называемый двигательный центр речи. Конечности синантропа еще более, чем череп, напоминают по строению конечности современного человека.

В эпоху существования синантропов климат на севере Китая был более мягким и сырым, чем сейчас. Многие поколения синантропов жили в пещерах. Они пользовались огнем. Однако, как показали исследования, искусственно добывать огонь они еще не умели. Добытый при лесном или степном пожаре или вулканическом извержении огонь поддерживали, не давая ему угаснуть. Подобно питекантропам, синантропы жили небольшими группами, сообща собирая растительную пищу - плоды, ягоды, корни, сообща охотясь на различных грызунов, диких лошадей, кабанов, буйволов, иногда даже на слонов и носорогов. Это был начальный этап первобытно-общинного строя, первой в человеческой истории общественно-экономической формации.

Распространение синантропов не ограничивалось Северным Китаем. Находки костей людей, стоящих примерно на том же уровне, сделаны в различных местах Европы, Азии и Африки. Еще в 1907 году близ города Гейдель-берга, в Германии, была найдена нижняя челюсть примитивного человека, близкого к синантропу. Недавно в Центральном Вьетнаме были найдены кости человека, напоминающего синантропа. В различных местах Африки обнаружены остатки различных древнейших людей, близких к питекантропам и синантропам или к первобытным людям, появившимся позже. Это "капские телантропы", близкие к синантропам и гейдельбергским людям, африкантропы, которых называют африканскими синантропами. По некоторым признакам африкантропы похожи уже на первобытных людей, или неандертальцев.

Без сомнения, палеонтологические и археологические исследования в будущем обнаружат новых древних ископаемых людей различного физического типа, находившихся на пути развития к современному человеку.

Несколько сотен тысяч лет назад из древнейших людей, о которых мы говорили, развились первобытные люди, стоящие между человеком современного типа и обезьяночеловеком. Эти первобытные люди были названы неандертальцами (по названию долины реки Неандерталь в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены их остатки). Их голова, руки уже утратили большую часть обезьяньих признаков и стали почти человеческими. Первобытные люди были невысокого роста, около 160 сантиметров, но отличались значительной силой. Они были коренастого сложения, мускулистые, слегка сутулые, с широкими, выдающимися вперед лицами, с широким, иногда сильно выступающим носом. Зубы крупные, крепкие, приспособленные для жевания твердой пищи. Обезьяньи черты сказывались в мощно развитых надглазничных валиках, косо поставленных зубах и в отсутствии подбородка. Голень и предплечье были сравнительно короткими, а кисти и ступни массивными, что делало движения неандертальцев неуклюжими. Таков в общем портрет неандертальца, который реконструируют анатомы и антропологи на основании изучения его костных остатков. Советский антрополог М. М. Герасимов разработал точную методику восстановления внешнего вида лица людей по черепу. Это дает нам возможность видеть портреты наших предков, живших десятки и сотни тысяч лет назад.

Голова у неандертальцев была большой, и объем их мозга был равен в среднем 1400-1500 кубическим сантиметрам. Лучше, чем у питекантропов и синантропов, был у них развит центр речи в мозгу. Их кости найдены в

Европе, Средней Азии, в Палестине, на Яве и в Южной Африке (в Родезии). Их не было в Америке и Австралии. В СССР они обнаружены в пещерах Крыма около Симферополя, в Узбекистане (грот Тешик-Таш близ г. Байсун). Вместе с остатками костей и скелетов неандертальцев были обнаружены каменные орудия и другие предметы материальной культуры, относящиеся к древнему каменному веку. Неандертальцы лучше, чем их предшественники, выделывали грубые каменные клинья (топоры), различные скребки и другие орудия. Обработка кости у них только зарождалась. Несомненно, что они пользовались и деревянными орудиями - дубинами, копьями, копательными палками. Но они до нас не дошли.

Излюбленным местом обитания неандертальцев были пещеры и долины рек. Они собирали съедобные растения, их плоды, корни, а также охотились на различных диких животных. Неандертальцы широко пользовались огнем и, вероятно, умели добывать его с помощью трения кусков дерева или при ударах кремниевых камней.

Неандертальцы, так же как и другие древние люди, вели тяжелую и суровую жизнь. Большинство их, как показывает изучение костных остатков, умирало или погибало в детском и молодом возрасте. Им приходилось бороться с природой: преодолевать климатические и другие невзгоды, защищаться от нападения диких зверей и т. п. Поэтому В. И. Ленин говорил, что никакого золотого века позади нас не было и что первобытный человек был подавлен трудностью существования.

Интересно, что неандертальцы и сменившие их кроманьонцы страдали ревматизмом и травматическим повреждениями. Многих болезней, характерных для поздних людей (например, туберкулез, зубной кариес), у них не было.

На протяжении примерно 300-400 тысяч лет совершенствовалось тело первобытного человека. Постепенно в результате труда изменялся и весь его внешний облик. Около 100 тысяч лет назад уже появились потомки неандертальцев, внешне похожие на современного человека - кроманьонцы.

В это время великое похолодание на Земле было наибольшим. Но человек уже научился делать одежду, хорошо владеть огнем. Он научился также делать тонкие и длинные, как лезвие ножа, кремниевые пластинки и другие хорошо обработанные орудия. Широко использовалась для различных поделок и кость. Появились тщательно отделанные ножи, шилья, скребки, резцы, костяные иголки с ушками для шитья одежды и т. п. Это был поздний древний каменный век. В стоянках этих древних людей современного облика, кроме хозяйственных предметов и орудий охоты, находят вырезанные из бивня мамонтов женские фигурки или разные изображения животных, а в пещерах обнаружены искусно сделанные ими рисунки.

Сбор растений и охота были по-прежнему главным средством существования новых, или, как их называют, разумных, людей. Первые "новые люди" были охотниками-кочевниками. Они охотились даже на таких крупных животных, как бизон, носорог и мамонт. Особенно много они истребляли северных оленей, а также баранов, белых куропаток и других мелких животных. При раскопках их стоянок находят обычно много костей различных животных, которые остались от "охотников за мамонтами и северными оленями".

Протекали десятки тысячелетий. В образе жизни и в хозяйстве людей происходили крупные изменения. У них появились оседлые поселения, а около 15-20 тысяч лет назад на грани современной геологической эпохи - "голоцена" - человек изобрел лук и стрелы. Это расширило возможности охоты. Наступила новая эпоха в истории человечества - новокаменный век, или неолит. Человек к этому времени уже стал обитателем жилищ, обладателем различной одежды, он окружил себя домашними животными и культурными растениями. Однако 6000-7000 лет назад кончился каменный период. Наступила эпоха металла. Человек от собирания готовых продуктов природы перешел к сознательному производству и накоплению их. Он стал преобразователем природы. Но это - тема специальной книги. Мы же продолжим наше путешествие в глубины времен, в далекую историю жизни.

Эта идея принадлежит немецкому философу (1820 - 1895). Он высказал ее в своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876 г.). Так, Энгельс пишет:

"Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека ."

"Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду .".

Примеры

(1932-2018)

"Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" 1963-1970 Чонкин слышит теорию происхождения человека из обезьяны от Гладышева:

"- Нет, ты подумай только, - горячился Гладышев. - Ведь просто, Ваня, обидно до слез. Люди, Ваня, должны не воевать, а трудиться на благо будущих поколений, потому что именно труд превратил обезьяну в современного человека.
Гладышев посмотрел на собеседника и вдруг сообразил:
- А ведь ты, Ваня, небось и не знаешь, что человек произошел от обезьяны.
- По мне хоть от коровы, - сказал Чонкин."

Но Чонкин не мог принять эту теорию. Он поделился с Гладышевым своими опасениями - ведь лошадь тоже работает, но ни одна лошадь не стала человеком.

"Действительно, каждая лошадь работает много, побольше любой обезьяны. На ней ездят верхом, на ней пашут, возят всевозможные грузы. Лошадь работает летом и зимой по многу часов, не зная ни выходных, ни отпусков. Животное, конечно, не самое глупое, но все же ни одна из всех лошадей, которых знал Гладышев, не стала еще человеком. Не находя сколь-нибудь удобного объяснения такой загадке природы, Гладышев шумно вздохнул."

Деньги, обезьяны и… проституция. Интереснейший эксперимент.

Двое ученых из Йельского университета (экономист и психолог) решили научить обезьян пользоваться деньгами. И у них получилось.

Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Капуцины, на которых проводился эксперимент, – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.

“На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки”, – говорят ученые.

Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.
За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.

В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.

Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.

В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».

Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую.