Шумовое загрязнение: как защититься? Норма шума в децибелах в квартире Смертельный уровень звука дб

Для каждого из нас существует естественный уровень Шума (25-30 децибел).

Такой Шум не приносит вреда, более того-он считается комфортным для человека. По громкости это сравнимо с шорохом листьев на деревьях (шелест листвы составляет 10-20 децибел)

Кроме того у каждого человека есть индивидуальные предпочтения по уровню Шума вокруг.

Согласно санитарным нормам, уровень Шума в двух метрах от жилого здания не должен превышать 55 децибел.

В современных городах эти нормы постоянно нарушаются.

При обычном разговоре людей уровень Шума достигает 40-50 децибел. Кипящий в полуметре от Вас чайник "тянет" на 40-50 децибел. Проехавший мимо легковой автомобиль создает Шум примерно в 70 децибел. Такой же Шум стоит в 15 метрах от работающего трактора.

По подсчетам Специалистов, уровень Шума на автомобильной дороге в 3-4 полосы, а также рядом с ней на тротуаре, превышает норму на 20-25 децибел.

Лидеры по уровню Шума-это аэропорты и вокзалы. Громкость товарного состава составляет 100 децибел.

Уровень Шума в метро может достигать 110 децибел.

Но самый шумный транспорт-это самолет. Даже в километре от взлетно-посадочной полосы уровень Шума от взлетающего и садящегося лайнера составляет больше 100 децибел.

Какой уровень Шума опасен для человека?

Согласно ГОСТам, вредным считается постоянное воздействие Шума уровнем в 80 децибел и более. Производство с таким уровнем Шума считается вредным. Шум в 130 децибел вызывает ощущение физической боли. При 150 децибелах человек теряет сознание. Шум в 180 децибел считается для человека смертельным.

Постоянные "Шумовые атаки" не проходят для Слуха бесследно.

От сильного Шума может возникнуть акустическая травма.

Она бывает острая и хроническая.

Острая акустическая травма возникает от резких Звуков большой силы-например, гудок поезда, раздавшийся в опасной близости от уха.

Последствия ее неприятны: боль в ухе, сопровождающаяся кровоизлиянием во внутреннее ухо.

На какое-то время Слух сильно ослабевает и человеку может казаться что он оглох.

Иногда акустическая травма может сочетаться с баротравмой-от чрезмерного давления происходит разрыв барабанной перепонки и кровоизлияние в барабанную полость. От этого погибают Волосковые клетки, отвечающие за восприятие звуков.

Хроническая акустическая травма встречается гораздо чаще. Это тот случай, когда уровень Шума в помещениях выше допустимого, но в целом кажется терпимым. При долгом постоянном пребывании в таком помещении Слух притупляется, т.к. на органы Слуха действует фактор утомления.

Хроническая акустическая травма может быть даже более опасной, чем острая. Много зависит и от высоты Звуков. Самыми вредными считаются Звуки с высокой частотой колебаний-более 2000 Гц. Нервные клетки внутреннего уха особенно чутко реагируют именно на такие Звуки,

При высоких уровнях Шума нарушения Слуха появляются через 1-2 года, при средних-через 10-12 лет.

У представителей некоторых профессий Глухота является профессиональным заболеванием. В группу риска входят котельщики, клепальщики, ткачи, испытатели моторов, машинисты поездов и др.

Как уберечь свой Слух?

На шумных производствах работники используют беруши и наушники. Это требование санитарных норм.

Это вдвойне важно, если приходится работать в закрытом помещении.

Старайтесь создавать дома и на работе комфортную звуковую обстановку.

Выбирайте оптимальную громкость радио и телевизора.

Мы часто увеличиваем громкость "про запас". Это вредная привычка, от которой стоит постепенно отказаться.

Если Вас мучает сильный Шум за окном, спасением могут стать стеклопакеты с ПВХ-профилем или деревянным профилем.

Заботьтесь о своем Слухе и он останется с Вами на долгие годы!

Шум - это совокупность звуков различной интенсивности и частоты, неблагоприятно воздействующих на организм человека, мешающих его работе и отдыху. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях изложена специальная статья, предусматривающая ответственность за нарушение тишины в общественных местах. В Законе о милиции уточнено, что к обязанностям милиции относится обеспечение выполнения решений сельских, поселковых, городских советов по вопросам соблюдения тишины в общественных местах. Законом Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения определены меры, которые обязаны осуществлять органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, и граждане для защиты населения от вибрации, шума и др.

Ученые доказали, что шум может быть не только изнуряющим и мешающим спокойствию людей, но и представлять опасность для их здоровья. Ежегодно увеличивается количество людей, страдающих бессонницей, сердечно-сосудистыми заболеваниями, причиной которых является шум. Ученые и медики в последние годы установили, что постоянное пребывание в шумной среде нередко является причиной фобий и агрессивности, так как громкий звук утомляет человека и к нему невозможно привыкнуть. Согласно последним исследованиям, большая интенсивность звука вызывает болевые ощущения.

Предельно допустимые уровни шума для человека

Человек должен жить в спокойной обстановке, т.к. постоянный шум вреден для здоровья. Шумовой фон не должен превышать 55 дБ (А) днем и 45 дБ (А) ночью (нормальный разговор). Однако интенсивность постоянно окружающего нас шума намного больше. Только на строительной площадке или улице с интенсивным движением автотранспорта уровень шума нередко достигает 80-90 дБ (А).

Постоянный шум особенно опасен на работе и для людей, живущих вблизи аэропортов, стрельбищ, железнодорожных станцией и т.п. Если человек постоянно работает или живет в шумной окружающей среде, ему может нанести вред шум даже небольшой интенсивности. У особо чувствительных людей тиканье часов может вызвать даже бессонницу . Предельно допустимый уровень шума 85 дБ (А) - это граница, за которой возникает вероятность поражения рецепторов слуха. Необратимые поражения слуха могут возникнуть у посетителей дискотек и рок-концертов, потому что здесь интенсивность звука может достигать 130 дБ, вызывая даже болевые ощущения.

Интенсивность шума в сравнении

  • 0 дб (А) - граница слуха, движения крыльев бабочки.
  • 10-20 - «тишина», звуки почти не слышны.
  • 20-30 - тиканье часов в комнате.
  • 30-40 - шепот.
  • 40-60 - нормальное общение, тихая музыка.
  • 55-65 - радио или телевизор, слышимые в комнате.
  • 70-90 - громкость автомобилей на улице.
  • 90-110 - отбойный молоток, музыка на дискотеках.
  • 110-140 - громкость реактивного самолета.

Уменьшение шума

  • Работодатель обязан предоставить каждому рабочему средство индивидуальной защиты органов слуха при уровне шума 85 дБ, которое рабочий обязан носить, если уровень громкости звуков превышает 90 дБ.
  • Не делайте музыку слишком громко, это мешает соседям.
  • Не следует портить отношения с соседями. Если Вы заранее предупредите их о планируемых ремонтных работах или о домашних праздниках, они будут более снисходительными.
  • Для сна необходима тихая спокойная обстановка, так как посторонние звуки оказывают негативное влияние на фазы сна. Ночной шум в течение продолжительного времени может вызвать различные нарушения здоровья и неврозы.

Необходимо стараться доставлять как можно меньше неудобств окружающим людям. Громкость радиоприемника должна быть такой, чтобы его слышали только в одной комнате, а не во всем доме. Любителям громкой и шумной музыки рекомендуется приобрести наушники. Все ремонтные работы в квартире следует проводить исключительно в дневное время.

Тугоухость – это патологическое состояние, характеризующееся снижением слуха и затрудненным восприятием разговорной речи. Встречается достаточно часто, особенно у пожилых. Однако в наши дни намечается тенденция к более раннему развитию тугоухости, в том числе среди молодежи и детей. В зависимости от того, насколько ослаблен слух, тугоухость делится на различные степени.


Что такое децибелы и герцы

Любой звук или шум можно охарактеризовать двумя параметрами: высотой и силой звучания.

Высота звука

Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны и выражается в герцах (Гц): чем больше герц, тем выше тон. Например, самая первая белая клавиша слева на обычном фортепиано («ля» субконтроктавы) издает низкий звук с частотой 27,500 Гц, а самая последняя белая клавиша справа («до» пятой октавы) выдает 4186,0 Гц.

Ухо человека способно различать звуки в пределах 16–20 000 Гц. Все, что меньше 16 Гц, называют инфразвуком, а свыше 20 000 – ультразвуком. Как ультразвук, так и инфразвук человеческим ухом не воспринимаются, но могут влиять на организм и психику.

По частоте все слышимые звуки можно разделить на высоко-, средне- и низкочастотные. К низкочастотным относятся звуки до 500 Гц, к среднечастотным – в пределах 500–10 000 Гц, к высокочастотным – все звуки с частотой более 10 000 Гц. Человеческое ухо при одинаковой силе воздействия лучше слышит именно среднечастотные звуки, которые воспринимаются более громкими. Соответственно низко- и высокочастотные «слышатся» более тихими, а то и вовсе «перестают звучать». В целом после 40–50 лет верхняя граница слышимости звуков снижается с 20 000 до 16 000 Гц.

Сила звучания

При воздействии на ухо очень громкого звука может случиться разрыв барабанной перепонки. На рисунке снизу - нормальная перепонка, вверху - перепонка с дефектом.

Любой звук может воздействовать на орган слуха по-разному. Это зависит от его силы звучания, или громкости, которая измеряется в децибелах (дБ).

Нормальный слух способен различать звуки начиная от 0 дБ и выше. При воздействии громкого звука силой более 120 дБ .

Наиболее комфортно ухо человека чувствует себя в диапазоне до 80–85 дБ.

Для сравнения:

  • зимний лес в безветренную погоду – около 0 дБ,
  • шелест листьев в лесу, парке – 20–30 дБ,
  • обычная разговорная речь, работа в офисе – 40–60 дБ,
  • шум от двигателя в салоне автомобиля – 70–80 дБ,
  • громкие крики – 85–90 дБ,
  • раскаты грома – 100 дБ,
  • отбойный молоток на расстоянии в 1 метр от него – около 120 дБ.


Степени тугоухости относительно силы громкости

Обычно различают следующие степени потери слуха:

  • Нормальный слух – человек слышит звуки в интервале от 0 до 25 дБ и выше. Он различает шелест листвы, пение птиц в лесу, тиканье настенных часов и т. п.
  • Тугоухость:
  1. I степень (легкая) – человек начинает слышать звуки от 26–40 дБ.
  2. II степень (умеренная) - порог восприятия звуков начинается от 40–55 дБ.
  3. III степень (тяжелая) – слышит звуки от 56–70 дБ.
  4. IV степень (глубокая) – от 71–90 дБ.
  • Глухота – это состояние, когда человек не слышит звук громкостью более 90 дБ.

Сокращенный вариант степеней тугоухости:

  1. Легкая степень – способность воспринимать звуки менее 50 дБ. Человек понимает разговорную речь практически в полном объеме на расстоянии более 1 м.
  2. Средняя степень – порог восприятия звуков начинается при громкости от 50–70 дБ. Общение друг с другом затруднено, т. к. в этом случае человек слышит хорошо речь на расстоянии до 1 м.
  3. Тяжелая степень – более 70 дБ. Речь обычной интенсивности уже не слышна или неразборчива у самого уха. Приходится кричать или пользоваться специальным слуховым аппаратом.

В повседневной практической жизни специалисты могут использовать и другую классификацию потери слуха:

  1. Нормальный слух. Человек слышит разговорную речь и шепот на расстоянии более 6 м.
  2. Легкая степень потери слуха. Разговорную речь человек понимает с расстояния более 6 м, однако шепот слышит уже не более чем в 3–6 метрах от себя. Пациент может различать речь даже при постороннем шуме.
  3. Умеренная степень потери слуха. Шепот различает на расстоянии не более 1–3 м, а обычную разговорную речь – до 4–6 м. Восприятие речи может нарушаться при постороннем шуме.
  4. Значительная степень потери слуха. Разговорная речь слышна не далее как на расстоянии 2–4 м, а шепот – до 0,5–1 м. Отмечается неразборчивое восприятие слов, некоторые отдельные фразы или слова приходится повторять несколько раз.
  5. Тяжелая степень. Шепот практически не различает даже у самого уха, разговорную речь даже при крике различает с трудом на расстоянии менее 2 м. Больше читает по губам.


Степени потери слуха относительно высоты звуков

  • I группа. Пациенты способны воспринимать только низкие частоты в пределах 125–150 Гц. Они реагируют только на низкий и громкий голос.
  • II группа. В этом случае становятся доступными для восприятия более высокие частоты, которые находятся в пределах от 150 до 500 Гц. Обычно становятся различимыми для восприятия простые разговорные гласные «о», «у».
  • III группа. Хорошее восприятие низких и средних частот (до 1000 Гц). Такие пациенты уже слушают музыку, различают звонок в дверь, слышат почти все гласные, улавливают смысл простых фраз и отдельных слов.
  • IV группа. Становятся доступными для восприятия частоты до 2000 Гц. Пациенты различают почти все звуки, а также отдельные фразы и слова. Понимают речь.

Данная классификация потери слуха важна не только для правильного подбора слухового аппарата, но и определения детей в обычную или специализированную школу для .

Диагностика снижения слуха


Определить степень снижения слуха у пациента поможет аудиометрия.

Наиболее точными достоверным способом выявить и определить степень снижения слуха является аудиометрия. Для этой цели пациенту надеваются специальные наушники, в которые подается сигнал соответствующих частот и силы. Если испытуемый слышит сигнал, то он дает об этом знать нажатием кнопки прибора или кивком головы. По результатам аудиометрии строят соответствующую кривую слухового восприятия (аудиограмму), анализ которой позволяет не только выявить степень снижения слуха, но и в некоторых ситуациях получить более углубленное представление о природе тугоухости.
Иногда при проведении аудиометрии не надевают наушники, а используют камертон или просто произносят определенные слова на некотором расстоянии от пациента.

Когда следует обязательно обратиться к врачу

Обратиться к ЛОР-врачу необходимо, если :

  1. Вы стали поворачивать голову в сторону того, кто говорит, и при этом напрягаетесь, чтобы услышать его.
  2. Проживающие с вами родные или пришедшие в гости друзья делают замечание по поводу того, что вы слишком громко стали включать телевизор, радио, плеер.
  3. Звонок в дверь звучит теперь не так отчетливо, как раньше, или вы вообще перестали его слышать.
  4. При разговоре по телефону вы просите собеседника говорить более громко и четко.
  5. Стали просить повторить то, что вам сказали еще раз.
  6. Если вокруг шумят, то услышать собеседника и понять, о чем он говорит, становится гораздо труднее.

Несмотря на то что , в целом чем раньше установлен верный диагноз и начато лечение, тем лучше результаты и тем больше вероятности того, что слух сохранится еще на долгие годы.

Квартира наша крепость, наша гавань тишины и уюта. Но очень часто посторонний шум мешает нам спокойно расслабиться и отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Особенно часто от подобных проблем страдают жители больших городов, которых даже новые звукоизоляционные пластиковые окна не спасают от проникновения уличного шума в помещение. Проблему усугубляет летняя жара, когда в жилом доме или квартире окно закрыть не возможно, ведь кондиционеры не у всех стоят. И если в дневное время шум еще можно как то терпеть, то в ночное время бороться с ним просто невозможно. А ведь есть еще соседи, которые на ночь глядя начинают, сверлить, стучать, выяснять отношения, веселиться с гостями и громко слушать музыку. А с другой стороны дома идет круглосуточная стройка, по сравнению с которой шум от соседей кажется минуткой тишины.

Какой закон защищает граждан от повышенного шума в жилых помещениях? Какие санитарные нормы должны соблюдаться? Какой уровень в дБ допустим в квартире? Кому жаловаться на шумное кафе или строительство рядом с вашим домом? Какой уровень шума не будет нарушать установленные нормы и вредить вашему здоровью? Да-да, вы не ослышались. Постоянное нахождение в шумном помещение достаточно вредно для человеческого уха и всего организма в целом. Можно ли замерить уровень шума в домашних условиях и в какой компетентный орган обращаться при условии превышения санитарной нормы дБ для жилых помещений? Как можно повлиять на соседей, чтобы они прекратили шуметь? Все эти насущные вопросы задают себе каждый день около семидесяти процентов горожан. Интернет мало поможет вам с поисками ответов. Лучше сразу обратиться к опытным специалистам, имеющим опыт решения подобных проблем.

Консультанты нашего сайта в любое время готовы вам помочь грамотно, быстро и, что немало важно, бесплатно.

Для того чтобы дать ответы на поставленные выше вопросы необходимо для начала разобраться с основными понятиями темы. Что такое шум, скорее всего, понятно каждому человеку, поэтому сейчас научного обоснования мы ему давать не будем. А вот под громкостью звука понимается уровень его (в смысле звука) давления в единицах измерения, которыми являются дБ (децибелы). Под максимальным уровнем шума в квартире понимается увеличение нормы на 15 дБ. То есть, если закон устанавливает санитарную норму в 40 дБ в дневное время, то допустимый уровень будет равняться 55 дБ. В ночное время максимальная норма в жилых квартирах равняется 40 децибелам и превышать ее нельзя. Почему закон устанавливает разные показатели для помещений на ночное и дневное время? Потому что в ночное время основным органом восприятия становятся ушные раковины, есть даже такое понятие, как чуткий сон. Уровень восприимчивости шума повышается примерно на 10-15 дБ. А значит, резкие, громкие звуки мешают спать.

Постоянное нарушение шумовых границ в децибелах может привести к нарушению нормального функционирования вашего организма. Регулярный шум в квартире, например от действий соседей, в размере 70 дБ уже отрицательно скажется на вашем здоровье (нервная система не отдыхает, появляется раздражительность, головные боли и т.д.). В некоторых случаях даже не хочется долго находиться в жилых помещениях из-за повышенного шумового фона. Не нужно пытаться ругаться с ответственными за грохот и крики людьми. И на соседей, и на строителей, и даже на руководство соседней кафешки, нарушающих закон о допустимом шуме в дневное и ночное время, всегда можно найти управу. Для начала обратитесь к специалистам и вам подскажут алгоритм действий по закону и справедливости.

Уровни шума на примерах

Измерить дБ в жилых помещениях недостаточно. Необходимо еще понимать, насколько превышение допустимого звука может повлиять на ваше здоровье и какая степень нарушения закона при этом наблюдается (при стандартной норме в 40 звуковых единиц).

Сравнительный перечень звуковых вибраций (единицей измерения здесь будет естественно дБ):

  • от 0 до 10 почти ничего неслышно, можно сравнить с очень тихим шелестом листвы;
  • от 25 до 20 едва слышный звук, можно сравнить с человеческим шепотом в жилых квартирах на расстоянии одного метра;
  • от 25 до 30 тихий звук (тиканье часов, например);
  • от 35 до 45 шумовой эффект от спокойного (возможно даже приглушенного) разговора, для жилых строений стандартом по закону является 40 дБ;
  • от 50 до 55 отчетливая звуковая волна, допустимо для не жилых помещений, например, для офисов или рабочих кабинетов с использованием технических средств (пишущие машинки, факс, принтер и т.д.);
  • от 60 до 75 шумное помещение, можно сравнить с громкими разговорами, смехом, криками и т.д. Хотелось бы напомнить, что 70 дБ уже опасно для вашего здорового состояния;
  • от 80 до 95 очень шумные звуки, в жилых помещениях так может работать мощный пылесос, в не жилых (в том числе и на улице) такие звуки издает метро, рев мотоцикла, очень громкие крики и т.п.;
  • от 100 до 115 максимальный звук для наушников, раскат грома, вертолет, бензопила и т.д.;
  • 130 – уровень звукового давления попадающий под болевой порог (к примеру, звук двигателей самолета, когда он стартует);
  • от 135 до 145 такое давление звука может привести к контузии;
  • от 150 до 160 такое давление звука может привести не только к контузии, но и к травматизму, а также к введению человека в шоковое состояние;
  • свыше 160 возможен разрыв не только барабанных перепонок, но и легких человека.

Помимо слышимых звуков влияние на здоровье оказывают и неслышимые ухом (ультразвук, инфразвук). За подробностями можно обратиться к нашим консультантам.

Законодательство против шума

В нашей стране нет конкретного закона, охраняющего покой граждан в дневное и ночное время. Например, стандарты максимальных звуковых давлений (40 и 50 дБ) установлены не гражданским или уголовным процессом, а санитарными нормами. Определение шума в 70 дБ, как вредного для здоровья вы тоже не найдете в современном законодательстве. Да и сами люди не уважают потребности на отдых друг друга. Не зависимо от возраста (сосед может громко включать музыку в ночное время хоть ему 18 лет, хоть 40, хоть 70) и социального положения. Строительные работы ведутся также и днем и ночью, в обход закона по полученному разрешению от депутатских органов. Бороться с соседями проще. В ночное время можно вызвать полицию и привлечь их к ответственности за нарушение общественного порядка. В дневное время, если вам кто-то мешает, и вы уверены в своей правоте, можно вызвать сотрудников СЭС или роспотребнадзора, которые обязаны измерить уровень шума и зафиксировать вашу жалобу.

Есть положения о том, какое помещение признается жилым и в нем прописываются допустимые условия для проживания. Там вы сможете найти информацию и о нарушении норм звукового давления в дневное время в том числе.

Чтобы не попасть впросак, вызывая полицию необходимо понимать что подразумевает собой дневное и ночное время. Итак, нормы СанПиНа говорят нам о том, что дневное это время с 7.00 утра до 23.00 вечера, соответственно ночь длиться с 23.00 до 7.00. в соответствии с ФЗ о поддержании нормальных условий проживания за нарушения этих самых норм грозит административная ответственность.

Также закон запрещает проведение строительных работ, нарушающих нормы допустимости шума ночью. Если стройка в спальном районе все же ведется можно обратиться в муниципальные органы или в роспотребнадзор. Каждая ситуация индивидуальна и поэтому прежде чем что-то делать обратитесь к специалистам за советом.

Сохранение слуха

Для того чтобы не навредить своему слуху необходимо соблюдать определенные правила:

  • не нужно заглушать посторонний шум извне громкой музыкой в наушниках, можете сделать только хуже;
  • при необходимости частого и длительного нахождения в шумных местах (или на производстве) пользуйтесь специальными затычками для ушей (они называются беруши);
  • снижение шума в помещении возможно при использовании специальных материалов для звукоизоляции;
  • соблюдайте правила безопасности при занятиях дайвингом, прыжках с парашютом, полетах на самолете, занятиях в тире и т.д.;
  • берегите уши, если заболели насморком или подхватили ринит (запрещены все действия, перечисленные строчкой выше);
  • даже при большой любви к громкой музыке, не нужно ее слушать сутками напролет;
  • давайте своему слуху периодическую передышку, если все же шумных мест избежать не удается.

Заботьтесь о своем здоровье, ведь кроме вас и ваших близких никто этого не сделает. А при возникновении сложных ситуаций, если вам потребуется юридическая помощь, обращайтесь к нашим юристам. Это можно сделать на сайте, не выходя из дома и без каких-либо финансовых затрат.

Человеческий голос характеризуется двумя уникальными для живых существ формами проявления, к которым относятся пение и речь. Механизм доставки вещества голосообразования - воздуха, в общих чертах одинаков и при разговоре и при пении. При голосообразовании воздух доставляется легкими во время фазы выдоха и, поступая восходящей струей через бронхи и трахею озвучивается в гортани. Однако оформление голоса и включение его в разговорную речь или пение происходит различно, поскольку разные конечные цели этих голосовых феноменов требуют применения соответственных акустических принципов использования голосовой функции.

В случае речи на первом месте стоит задача формирования разговорных голосовых сигналов - фонем. Фонему можно рассматривать как смесь элементарных звуков различной частоты: некоторые из них хорошо слышимы, другие едва уловимы. Однако во всех случаях фонема характеризуется длительностью, силой и частотой. В момент произнесения фонема может изменяться по длительности и силе, но по частоте она остается неизменной.

Следует подчеркнуть, что движения нашего тела и сокращения наших собственных мышц генерируют звуки, которые мы можем услышать, если заткнем уши. Эти низкочастотные шумы близки к пороговым значениям для нашего слуха в диапазоне низких частот (наш слух невосприимчив ровно настолько, чтобы в обычных условиях мы этих звуков не слышали). Для человека оптимальными являются частоты от 200 до 4000 Гц. В этом диапазоне наши уши и голосовые связки исключительно приспособлены друг к другу для осуществления максимально эффективной обратной связи при помощи речи, причем полоса частот достаточно широка, чтобы мы могли использовать модуляцию частот в качестве носителя информации. Диапазон воспринимаемых ухом частот находится в пределах от 15-16 до 20 000 - 22 000 Гц. Наименее чувствительно ухо к низким частотам; например его чувствительность к тону в 100 Гц в 1000 раз ниже, чем к тону в 1000 Гц. Высокочастотная часть диапазона, доступного уху, удивительна. В детстве некоторые способны хорошо слушать частоты порядка 40 000 Гц. с. 110. Слух с участием костной проводимости играет важную роль в процессе речи. Когда вы напеваете с закрытым ртом, эти звуки в значительной степени слышны вам благодаря костной проводимости.

Если заткнуть уши пальцами, то такие звуки станут значительно слышнее. Таким образом, во время разговора и пения вы слышите два типа звуков - одни через костную проводимость, другие через воздушную. Естественно, что другой человек слышит только звуки, проводимые воздухом. В этих звуках некоторые низкочастотные компоненты колебания голосовых связок теряются. Этим объясняется, почему человек с трудом узнает свой собственный голос, когда он слышит его в магнитофонной записи.

"Принято считать, что звуки голоса образуются в следствии колебания голосовых связок. Колебания эти вызываются прохождением воздушной струи через голосовые связки на выдохе. Издавать звук на вдохе практически невозможно, немногие исключения как бы подтверждают это правило. На вдохе звук может возникать при зевании, при фокусах некоторых чревовещателей, также на вдохе звук и-и-и издает осел в своем всем известном крике << И-а, и-а, и-а! >> (звук а-а-а в этом случае издается на выдохе)" Как акустический феномен человеческий голос нельзя заменить ничем, даже самыми современными звукопродуцирующими установками. Голос человека может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может также кричать, стонать, имитировать различные звуки. По модуляции голоса мы можем судить о психическом состоянии человека, его возможных поведенческих реакциях в различных ситуациях.

Сила звука измеряется в единицах, называемых беллами - в честь А.Г. Белла - изобретателя телефона. Однако на практике используют десятые доли белла, т.е. децибелы.

Для сравнения приведем таблицу в децибелах:

Шепот, шелест листьев - 20-30

Тихая речь 30-40

Разговорная речь 40-60

Громкая речь. Кашель 60-70

Оркестр. Шум автомобиля 70-80

Крик. Шум поезда, мотоцикла 80-90

Водопад Ниагара. Шумный заводской цех 90 - 100

Орудийный выстрел 100-120

Шум реактивного двигателя 120-140

Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность в 120-130 децибелл. Звук такой силы вызывает боль в ушах.

В качестве курьеза хочется привести один из мировых рекордов из знаменитой "Книги рекордов Гиннеса". 125 децибелл- такую силу голоса продемонстрировала на соревнованиях 14 -летняя шотландская школьница, перекричав взлетающий самолет Боинг. имеет и другое значение, особенно актуальное в наше время: это наше с вами мнение, которое мы высказываем на выборах, голосуя за того или иного депутата. В немецком языке от слова Stmme - голос происходит слова Stimmung - настроение. От латинского слова sonare (звучать) происходит слово persona -маска, которая в античные времена закрывала лицо актера. Ее меняли в течение спектакля в зависимости от характера персонажа. Впоследствии слово persona приобрело значение персоны - юридического лица, человеческого индивидуума.

Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения между людьми. Когда мы говорим, мы вообще никогда не задумываемся над тем, как надо вдохнуть, как оформить рот, какое положение должен занять язык и т.п. Все происходит автоматически, бессознательно.

Произнесение звуков тесно связано с дыханием. Речь и пение это всегда - выдох. Процесс дыхания во время разговора имеет ряд достаточно существенных отличий от дыхания молчащего человека в спокойном состоянии. Эти отличия связаны прежде всего с временными изменениями во всех трех фазах дыхания: длина выдоха существенно удлиняется, пауза и возврат дыхания становятся очень короткими. Выше мы уже говорили, что логика сценической или вокальной фразы часто ведет к ликвидации паузы, а фаза выдоха, во время которой озвучивается воздушная струя, существенно удлиняется. Условия разговорной или музыкальной фразы в ораторской или сценической речи, а особенно пение может потребовать длительности выдоха в 15-25 сек. "В таких случаях, конечно, быстрый вдох не может осуществляться только через нос, а совершается одновременно и через нос и через рот, а иногда даже в основном через рот. Дыхание через рот во время пения вызвано необходимостью и не является особенным отклонением о гигиены дыхания, поскольку применяется кратковременно. В процессе речи почти в двое уменьшается число дыхательных движений, чем при обычном (без речи) дыхании. Процесс пения также ведет к сокращению общего количества числа дыхательных движений. Зато в обеих случая резко возрастает их интенсивность. В речи и пении увеличивается скорость прохождения воздушной струи, поскольку для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи и пения объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается примерно в три раза. Вдох (возврат дыхания) становится более коротким и глубоким, а выдох приобретает ещё более специфический характер. "Он становится активным, принудительным мускульным актом, поскольку особенно важную роль в нем играют мышцы брюшного пресса в сочетании с особым тонусом мышц таза и промежности. Это обеспечивает длительность выдоха и способствует увеличению давления воздушной струи, без чего невозможна ни речь ни пение.

Исследования показали, что при пении относительно небольшое количество воздуха (1000 - 1500 см3) позволяет обеспечить выдоха, составляющую 15-20 сек. Этого вполне достаточно, чтобы исполнить самую продолжительную фразу вокального материала, длящуюся 18 сек.

"Важное значение при контроле за певческим голосообразованием имеют резонаторные ощущения. Каждый певец хорошо знает, что при пении у него начинают вибрировать грудная клетка и лицевая часть головы. Это дрожание принято называть грудным и головным резонированием. Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всем протяжении диапазона << окрашивается грудным и головным резонированием>>. От ощущение резонирования звука в голове и груды получили свое название регистры голоса - головной и грудной. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, <<металличен>>, при грудном - насыщен.

Ощущение голоса << в маске >> - один из показателей правильной организации певческого звука.В системе трехфазного дыхания принято считать, что не только певческий, но и разговорный голос должен быть окрашен и грудным и головным резонированием. Вспомните, сколь "неприятно" звучит речь человека, каждый звук которой резонирует только в носу.

В оперных театрах всех стран по крайней мере в течение столетия амплуа оперных певцов определяются исполняемыми партиями: первые, вторые, третьи партии и хористы. Это разделение в известной мере связано с мощностью голоса. Действительно, все оперные залы можно разделить на несколько категорий по их кубатуре:

Голосам, мощность которых достигает только 110-120 дб, дают в подобных залах только вторые партии, но они все же могут обеспечить первые партии в залах 2-й категории. Таким образом, амплуа в оперных театрах находится в зависимости от мощности голоса и кубатуры помещения.

Вот как характеризует звук человеческого голоса Федор Иванович Шаляпин, в своей книжке "Маска и душа": "Звук должен умело и компактно опираться на дыхание, как смычек должен умело и компактно прикасаться к струне, скажем виолончели и по ней свободно двигаться. Точно так же, как смычек, задевая струну не всегда порождает только один протяжный звук, а благодаря необыкновенной своей подвижности на всех четырех струнах инструмента вызывает и подвижные звуки, - точно также и голос, соприкасаясь с умелым дыханием, должен уметь рождать разнообразные звуки в легком движении. Нота, выходящая из-под смычка или из-под пальца музыканта, будет ли она протяжной или подвижной, должна быть каждая слышна в одинаковой степени. И это же непременно для нот человеческого голоса. Так, что уметь << опирать на грудь>>, << держать голос в маске>> и т.п. - значит уметь правильно водить смычком по струне- дыханием по голосовым связкам, и это, конечно необходимо."

"Ведь все это очень хорошо - продолжает далее Шаляпин,-<< держать голос в маске>>, << упирать в зубы>> и т.п., но как овладеть этим грудным, ключичным или животным дыханием - диафрагмой, чтобы уметь звуком изобразить ту или другую музыкальную ситуацию, настроение того или другого персонажа, дать правдивую для данного чувства интонацию? Я разумею интонацию не музыкальную, т.е. содержание такой-то ноты, а окраску голоса, который ведь даже в простых разговорах приобретает различные цвета. Человек не может сказать одинаково окрашенным голосом: << я тебя люблю >> и << я тебя ненавижу>>. Будет непременно особая в каждом случае интонация, т.е. та краска, о которой я говорю." (Шаляпин с. 80 -81).

"Наиболее важная особенность окраски звука - вторит Шаляпину болгарский фониатор И.Максимов- возможность путем включения эмоциональных звуковых элементов выражать психическое состояние индивидуума в самом широком смысле этого слова. Изменения окраски голоса могут очень точно отражать настроение, эмоции и убеждения говорящего соответственно их развитию и динамике изменений. Не напрасно Сократ сказал одному из своих учеников: << Говори, чтобы тебя видеть >>

"Качество голоса является зеркалом интеллекта и динамизма личности больного,- ссылаясь на исследования американских ученых, утверждает профессор Вильсон. Плохое качество голоса создает впечатление тупости и пассивности, а хорошие качества говорят о живом уме и положительной активности

"Профессор психологии британского университета в Манчестере Джон Коэн, пишут Плужников и Рязанцев,- недавно опубликовал результаты своих исследований скорости речи женщин и мужчин. Оказалось, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина 50; за 60 секунд - женщина 116, а мужчина - 112. Разница заметнее на отрезке времени в 2 минуты: женщины 214 слов, мужчины - 152 слова.

Человеческий голос обычно рассматривается по таким основным параметрам, как частота (тоновый диапазон) , сила, длительность и тембр, которые можно анализировать по отдельности. Для характеристики певческого голоса используется также такая особенность голоса как вибрато, т.е. периодическое изменение высоты и силы голоса, или иначе говоря ровную пульсацию (вибрацию).

В результате изучения вибрато акустиками было установлено, что звук голоса воспринимается нашим слухом как красивый, льющийся, в том случае, когда вибрация совершается со скоростью 6-7 раз в секунду. Если же пульсация совершается реже или чаще, то голос становится менее приятным

Однако реальный человеческий голос - это единый, неделимый комплекс. Последнее особенно проявляется в пении, где голос, переходя в тона различных регистров, изменяет также и свою окраску, что влечет за собой изменение остальных качеств, таких как интенсивность, тональность, длительность и, особенно, дополнительных гармоник, в своей совокупности, определяющих тембральную окраску голоса.

"После мутации естественное проявление мужского и женского голосов имеют разновидности, акустически зависимые от основных качеств голоса: тонового диапазона, силы и тембра. Если сила голоса и тембр до известной степени являются взаимозависимыми и в основе своей связаны с одним и тем же анатомо-физиологическим механизмом, то тоновый диапазон зависит от быстроты нервно-мышечных реакций, реализующихся в быстрых колебательных движениях голосовых складок.

Высота издаваемого звука, как известно, зависит от числа колебаний в 1 секунду (струны, мембраны, голосовых складки и т.п.) и измеряется в герцах (герц - одно колебание в секунду). Голосовые складки человека способны приходить в колебательные движения не только сразу всей массой, а также и по частям, именно поэтому голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10 000 Гц и даже больше.

Тоновый диапазон т.е. пределы между самым низким и самым высоким звуком, который способен издать человеческий голос, определяется, обычно от 64 до 2700 Гц. При этом разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса.

W[ В американском городе Карсно-Сити уже свыше ста лет проводятся ежегодные конкурсы мастеров художественного свиста. На недавних соревнованиях победителем в разделе современных мелодий стал Джоэл Брендон. Его техника свиста не имеет себе аналогов в мире: если обычные люди свистят на выдохе, то Джоэл только на вдохе. Диапазон его возможностей составляет три октавы, а высвистываемые им ноты, удивительно чисты и благозвучны. Единственной его проблемой является полное отсутствие конкурентов, поскольку за более чем тридцать лет занятий свистом ему не встретился еще ни один человек, выступающий в его манере.

Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона порядка 2,5 октавы, а женские нередко превышают 3 октавы. Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов - 35 полутонов (черных и белых клавиш фортепьяно), а женских - 38 полутонов. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 Гц - "фа" контроктавы) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 Гц), то получится, что человеческие голоса охватывают 6 октав.

Тенор- альтино, обладающий особенно высокими нотами, звучит легко и прозрачно;

На втором месте среди мужских голосов стоит баритон, рабочий диапазон которого от << ля>> большой октавы до << ля >> первой октавы. Лирический баритон- голос, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же иногда имеет типичный баритональный оттенок. Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических так и драматических партий. Драматический баритон - это голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низки по тесситуре.

Бас- наиболее низкий и мощный мужской голос - имеет рабочий диапазон от << фа>> большой до << фа>> первой октавы. Высокий бас - певучий голос светлого и яркого звучания, напоминает баритоновый тембр. Такие голоса называют баритональными басами. Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Низкий (глубокий, профундовый) бас, кроме густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса, обладает глубокими, мощными и низкими нотами.

Различают также ряд типов поставленных женских голосов. Сопрано- наиболее высокий женский голос, имеет рабочий диапазон от << до>> первой до << до >> третьей октавы. Колоратурное сопрано характеризуется легким, прозрачным звучанием, выраженной подвижностью. Голос колоратурного сопрано не достигает большой мощности, но обладает способностью нестись в зал, с исключительной чистотой и прозрачностью звучания. Лирико-колоратурное сопрано - голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению как колоратурных так и лирических партий. Лирическое сопрано не обладает такой степенью колоратуры, но мощнее и шире по звучанию, звучит светло и серебристо.

Лирико- драматическое сопрано - широкий лирический голос более насыщенного грудного тембра. Драматическое сопрано отличается мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром.

Сто лет назад слава Алисы Шоу, или как ее еще называли Маленькой Свистуньи была практически безгранична, каждая ее гастроль была сенсацией. Музыкальные критики захлебывались от восторга: "Неслыханно! Алиса Шоу свистит в пределах двух октав! Она владеет стаккато и трелями, тремоло и плавными переходами! Это не свист, а игра на невидимой волшебной флейте!".

Репертуар Алисы Шоу был безграничным: она исполняла все- от старинных баллад и народных песен до опер и инструментальных пьес; специально для нее писались музыкальные произведения.

Лондонские медики придирчиво исследовали ее голосовой аппарат и обнаружили, что секрет ее уникального дара таился в необычно высоком и узком небе, а также в искусном владении амбюшуром - умением правильно управлять мышцами рта.

Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне от << фа >> малой до << фа >> второй октавы.

Наиболее распространенный разговорный голос у мужчин - баритон, у женщин обыкновенно голос октавой выше. В классической музыке басы обычно используют наиболее низкий звук "ре" большой октавы - 72,6 Гц., а в церковной музыке встречаются и более низкие ноты. Известно, что самым высоким тоном колоратурного сопрано является "фа" третьей октавы (1354 Гц) из знаменитой арии "Царицы ночи" в "Волшебной флейте " Вольфганга Амадея Моцарта при исполнении стаккато.

Некоторые всемирно известные певицы, такие как, Лукреция Агуяри, Дженни Линд, Има Сумак, Жозе Дрла и другие, перешагнули за обычные пределы высоты женского голоса и достигли тонов << а3>>, <<с4>> (2069 Гц), а Эрна Зак и Мадо Робен - <> (2300 Гц), при этом их исполнение отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу. Подчеркнем, что Имма Сумак поет до сих пор, и поет прекрасно, а ей уже далеко за 80 лет.

Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения между людьми, особенно на расстоянии. Сила певческого голоса весьма существенна для исполнения произведений классического репертуара без микрофона. Разговорный голос имеет довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между <<пиано>> и <<форте>>. При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 Дб. При обычном разговоре в помещении площадью около 100 м2 сила голоса не превышает 40 Дб. Слабые голоса достигают уровня 25 Дб, а при вспышке гнева эта сила возрастает до 60 Дб. В помещении объемом 1000 м2 голос оратора должен обладать силой в 55 Дб, а на открытом воздухе - 80 Дб.

У певцов сила голоса сила голоса достигает значительных величин, возрастая от 30 до 110 и даже 130 Дб на расстоянии метра от поющего.Величина силы голоса в 130 Дб на расстоянии 1 м от ротового отверстия, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует фактической силе 160-170 Дб, развиваемой на уровне гортани. Подобные огромные величины силы с соответствующими интервалами интенсивности не могут быть достигнуты ни какими музыкальными инструментами с вибрирующими частями, из каких бы материалов ни был изготовлен механизм, имитирующий голосовые складки. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани, она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ - примерно 7 м/сек. При крике голос усиливается до 100 ДБ, а высота тона возрастает до 173-254 гц.

Голосовые мышцы - самые быстрые мышцы человеческого организма. Они обладают большой выносливостью и исключительной устойчивостью к значительно повышенному потреблению кислорода мышечной тканью. Подобно миокарду, с которым они имеют общее происхождение, грудным мышцам некоторых перелетных птиц голосовые мышцы в значительной степени способны к анаэробному метаболизму.

Речь понятна в том случае, если она громе окружающего шума на 6 ДБ. Расстояние между разговаривающими особенно важно на улице, где воспринимаемая громкость речи уменьшается на 6 ДБ при удвоении расстояния. Расстояние не столь важно при разговоре в помещении. При уровне шума ниже 48 ДБ люди говорят с громкостью в 55 ДБ при расстоянии между ними около 1 м. Когда уровень фонового шума равен 48-70 ДБ, громкость голоса увеличивается до 67 ДБ. При возрастании уровня шума на 1 ДБ (расстояние между собеседниками 1 м) громкость голоса повышается на 0,6 дб.

Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать и поддерживать необходимое подскладочное давление. Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи не расходовать воздух без надобности. Отсутствие достаточного для речи количества воздуха в дыхательных путях вредно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса.

Основная окраска детского голоса - его "серебристость". Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из "серебристого" с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, "металлический" оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот, а на 6 -м году он равен септиме. Примерный диапазон голоса для мальчиков и девочек таков: в возрасте от 7 до 10 лет от << фа>> первой до << до >> второй октавы, т.е. равен почти одной октаве, у детей от 10 до 14 лет от <<до>> первой до << ре>> второй октавы. В возрасте от 10 до 15 лет диапазон голоса значительно расширяется - от <<си>> малой до << фа>> второй октавы. Следует отметить, что у подростков этого возраста он нередко выходит за пределы указанных границ и может быть равен двум октавам.

Исследования показали, что пение оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки.

Очень важно подчеркнуть, что одном из условий развития правильного, нормального голоса у детей является непродолжительное, негромкое пение в рамках возрастного диапазона. Поскольку в последнее время все больше и больше становится профессий, использующих голос в качестве основного инструмента (лекторы, ораторы, педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, артисты, дикторы и др.), то существенное значение приобретает профилактика заболеваний голосового аппарата. Система трехфазного дыхания, являясь, по - преимуществу, профилактической системой, ориентируется на комплексное, всестороннее укрепление всего дыхательного аппарата человека, в том числе и речевого аппарата, как составной части первого, на основе правильного, естественного, трехфазного дыхания.

Именно поэтому, первая часть книги, посвященная тренировке правильного дыхания построена таким образом, что, овладев первоначальными навыками правильного дыхания, т.е. начав укреплять собственно дыхательную мускулатуру, читатель постепенно переходит к тренировке речевого аппарата и диафрагмы.