Пэп у новорожденных. Перинатальная энцефалопатия у детей (ПЭП) Перинатальная недостаточность

Перинатальный период составляет от 28 недели беременности до 7 дней жизни ребенка. Причинами появления энцефалопатии в это время являются: гипоксия, вызванная недостатком кислорода в период внутриутробного развития, отравление организма ребенка алкогольными или наркотическими веществами, которые женщина употребляла во время беременности.

Расстройства функции головного мозга малыша могут появиться из-за высокого уровня билирубина в крови, из-за нарушения кровообращения в мозге, вследствие сахарного диабета у матери. Таким образом, ПЭП у новорожденного появляется вследствие хронических и наследственных заболеваний, неправильного образа жизни будущей матери, патологий беременности и родов (угроза прерывания, токсикоз, родовые травмы, стремительные или затяжные роды и т.п.).

Симптомы и последствия ПЭП у новорожденных

Энцефалопатия в медицине является очень нечетким понятием. Этим термином врачи обозначают некое заболевание головного мозга, подобный диагноз подлежит уточнению, исходя из развития патологии. Неврологи и неонатологи часто ошибаются с диагнозом ПЭП, поскольку бывает сложно уверенно судить о состоянии организма ребенка в недельном возрасте. Иногда врачи просто перестраховываются, диагностируя у малыша энцефалопатию, которая проходит без следа в первые несколько месяцев жизни, либо ее не изначально не существовало.

Однако родителям нужно знать о симптомах и возможных последствиях этого диагноза, чтобы суметь распознать грозные признаки и не дать развиться опасным осложнениям со стороны ЦНС. Течение перинатальной энцефалопатии предполагает острый и восстановительный период. Острый длится с рождения до 1 мес., восстановительный - с 1-го мес. до 1 года (или до 2-х лет у недоношенных детей). В остром периоде проявляются симптомы угнетения нервной системы (слабость мышц, вялость, угасание рефлексов), повышенная нервная возбудимость, судороги, гидроцефалия, коматозный синдром.

Для восстановительного периода характерна задержка в развитии, сбои в работе внутренних органов, двигательные нарушения, эпилептический синдром. Острый период ПЭП требует назначения лекарственных препаратов, в восстановительном ребенок нуждается в физиотерапевтическом лечении, коррекции режима, фитотерапии.

К осложнениям ПЭП относят: заболевания ЦНС, эпилепсия, задержка развития (в частности, речевого и психомоторного). Появляются нарушения функций внутренних органов, ребенок становится неспособным концентрировать внимание в течение длительного времени, у него отсутствует усидчивость.

(ПЭП) (пери- + лат. natus - "рождение" + греч. encephalon - "головной мозг" + греч. patia - "нарушение") - термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда - и специального лечения.

Причины возникновения перинатальной патологии

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина - недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 - на состояние средней тяжести, от 7 до 10 - на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период :

  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Коматозный синдром.
  • Судорожный синдром.

Восстановительный период :

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Эпилептический синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
  • Синдром двигательных нарушений.
  • Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы :

  • Полное выздоровление.
  • Задержка психического, моторного или речевого развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
  • Невротические реакции.
  • Вегетативно-висцеральные дисфункции.
  • Эпилепсия.
  • Гидроцефалия.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так - говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 - 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц - до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы - 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади - наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие .

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций , как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 - 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся , нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.


Диагностика перинатального поражения головного мозга

Лечение ПЭП

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб , уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол , иногда галантамин ), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению - мидокалм или баклофен . Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы "В", которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

Если не хватает кислорода

Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

  • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
  • подозрения на внутриутробную инфекцию;
  • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
  • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
  • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
  • роды в ягодичном предлежании и т.п.

Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

Диагноз ПЭП. Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

"А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка , соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

Лечение ПЭП у детей движением

Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

А что с животом?

Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

Первые результаты

Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

Правила для всех

  • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
  • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
  • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
  • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001





Как только малыш появляется на свет, его осматривают врачи. ПЭП у новорожденных – один из самых распространенных диагнозов сегодня. Часто эта надпись появляется в карточке ребенка, но родители не получают должного объяснения, что делать.

Что такое ПЭП?

Аббревиатура ПЭП означает . Если перевести название с научного на простой язык, получится, что у ребенка нарушения работы головного мозга, полученные во время развития в утробе матери или при рождении. Но конкретного объяснения, как эти нарушения были получены, и какой именно характер они имеют, такой диагноз не дает. Под названием ПЭП может скрываться как серьезное заболевание нервной системы, так и простое стремление педиатра перестраховаться.

Чаще всего поражение нервной системы ребенка происходит вследствие кислородного голодания мозга или неправильного его кровоснабжения. Также нарушение возможно из-за травмы во время родов.

Диагноз ПЭП у новорожденных часто ставит педиатр на основе клинических симптомов:

  • нарушение поведения: чрезмерная вялость, или, напротив, активность;
  • частый, сильный, продолжительный плач без видимой на то причины;
  • обильное и частое срыгивание, зачастую фонтаном, иногда перед едой, которое нельзя объяснить простым перееданием;
  • нарушение веса;
  • недоношенность;
  • осложнения во время беременности (анемия, обвитие пуповины или узел, внутриутробная инфекция и т.д.);
  • травмы во время родов;
  • нарушение функций желудочно-кишечного тракта;
  • тремор подбородка.

Молодым родителям стоит помнить, что симптомы имеют значение, если они повторяются. То есть если ребенок раз срыгнул или немного покапризничал – это, скорее всего, не повод для беспокойства. Но если симптомы имеют систематический характер, сказать об этом врачу нужно обязательно.

После того как педиатр увидел риск , он направляет малыша на осмотр к невропатологу. Далее врач назначает процедуры, а иногда и медикаменты.

Лечение ПЭП у новорожденных

В перинатальной энцефалопатии выделяют три основных этапа:

  1. Острый период (от рождения до 1 месяца).
  2. Период восстановления (от 1 месяца до 2 лет у недоношенных детей и до 1 года у доношенных).
  3. Итог заболевания.

Лечение зависит от этапа ПЭП. В первый месяц эффективно медикаментозное лечение, на втором этапе чаще всего используется физиотерапия. Массаж при ПЭП у новорожденных – одно из самых эффективных средств восстановления нервной системы. Но делать его должен профессионал, используя специальные методики.

Также применение медикаментов и процедур зависит от конкретного заболевания ребенка. ПЭП – это собранное понятие, объединяющее много разных нарушений, не все из них являются действительно опасными.

Существует группа риска по ПЭП у новорожденных, в нее попадают малыши, во время рождения которых были осложнения. Нет определенных временных критериев кислородного голодания мозга, вследствие которого возникают осложнения. Случается, что врачи заносят в карточку малыша диагноз ПЭП именно из-за того, что малыш попал в группу риска, даже если явных симптомов у ребенка нет.

Последствия ПЭП у новорожденных

Если перинатальная энцефалопатия вовремя обнаружена, и начато целесообразное лечение, в будущем последствий может не быть вовсе. При неквалифицированном лечении могут возникнуть задержки в развитии речи и двигательного аппарата, гиперактивность, рассеянность внимания, невротические реакции, в случае тяжелых заболеваний может развиться эпилепсия.

ПЭП – это очень неопределенный диагноз, за ним могут скрываться разные болезни, поэтому лечение должен назначать квалифицированный врач. Часто доктора не спешат объяснять родителям,что это такое: ПЭП у новорожденных, из-за чего молодые мамы и папы поддаются панике. Не стоит спешить расстраиваться, возможно, вашему малышу нужна дополнительная консультация квалифицированного невропатолога. Главное, что родители рядом с малышом и готовы ему помочь, а значит, вместе они смогут справиться с недугом.

Диагноз перинатальная энцефалопатия ставится новорождённым детям довольно часто. Иногда это делается после первого врачебного осмотра в детской поликлинике, а иногда ещё до выписки из роддома. На русский язык этот медицинский термин переводится как болезнь мозга у новорождённых. Часто для обозначения этой болезни используется сокращённое название ПЭП. В чём её особенности? Об этом будет рассказано в статье .

Что такое перинатальная энцефалопатия

Если быть точным, то болезнь мозга нельзя рассматривать как конкретное заболевание. Скорее энцефалопатия – это обобщённое название нескольких недугов. Поэтому лечат непросто ПЭП, а энцефалопатию с указанием фактора, который является её причиной.

Вот конкретные примеры , показывающие, что энцефалопатия бывает:

  • Билирубиновая – при поражении мозга, связанном с высоким уровнем билирубина. Это один из основных компонентов жёлчи, образующийся при расщеплении белка;
  • Гипоксическая – связанная с недостатком кислорода;
  • Ишемическая – сопутствующая нарушению мозгового кровообращения;
  • Травматическая .

Обычно симптомами, которые могут указывать на признаки перинатальной энцефалопатии, являются:

Врачебные назначения при осмотре

На приёме врач, осматривая ребёнка, замечает у него повышение или понижение мышечного тонуса, скачки кровяного давления. А также при проведении УЗИ на снимках иногда обнаруживаются участки мозга, имеющие затемнения или изменения.

За этим следуют такие назначения, как:

Препараты, восстанавливающие нормальное мозговое кровообращение:

  • кавинтон;
  • ноотропил;
  • пирацетам.

Успокаивающие лекарства:

  • валериана;
  • глицин;
  • люминал;
  • микстура с цитралью;
  • фенобарбитал.

Но всегда ли такие показания и назначения свидетельствует о заболевании ПЭП? Дело в том, что мнения врачей здесь расходятся.

Трудности диагностики

С одной стороны, приводятся данные, что детская энцефалопатия присутствует у 30–70% новорождённых. С другой – говорится, что ПЭП является следствием патологической беременности и родов и диагностируется не более, чем у 5%.

Медицинские исследования говорят, что зачастую наблюдается гипердиагностика или гиподиагностика ПЭП. То есть некоторые врачи «спешат» поставить этот диагноз, не разобравшись досконально в данных обследованиях. А часть медиков, наоборот, пропускает «тревожные звоночки» и не замечает, что у ребёнка перинатальная энцефалопатия.

Одна из самых распространённых причин гипердиагностики, это нарушение принципов неврологического осмотра, в частности:

  • Его стандартов. Например, диагностируется повышенная возбудимость, когда ребёнка осматривают в холодном кабинете, и он дрожит. Или, наоборот, в помещении жарко, ребёнок вялый, его реакции заторможены, а ему сразу ставят диагноз: угнетение центральной нервной системы (ЦНС).
  • Неправильная оценка симптомов. Срыгивание и тревожный ночной сон расцениваются как патология в то время, как для возраста один месяц - это норма.

Другие причины гипердиагностики

Существует и ряд других причин, которые ведут к тому, что диагноз ПЭП ставится «всем подряд».

Среди них такие, как:

Гипидиагностика также является тревожным фактором в медицинской статистике. Это происходит, когда врач недостаточно внимательно относится к симптомам, считая, что ребёнок "перерастёт", и всё наладится само собой.

Когда следует консультироваться с неврологом

При присутствии указанных выше симптомов и результатов УЗИ стоит обратиться к неврологу, если во время беременности и родов наблюдались:

Таким образом, насторожиться стоит, когда существуют факторы, могущие привести к гипоксии плода во время родов – то есть дефициту кислорода как причине нарушения деятельности ЦНС. Фактором риска также является заражение вирусной инфекцией беременной женщины в период начала формирования нервной организации плода.

Обратите внимание! Прямой зависимостью между длительностью кислородного голодания у плода и заболеванием ПЭП не существует. Бывают ситуации, когда гипоксия продолжается короткий отрезок времени, а мозг страдает достаточно серьёзно, и наоборот .

Если диагноз подтвердился

Что делать родителям, если диагноз НЭП всё-таки поставлен?

Начало лечения

Когда врачом-неврологом замечено только нарушение тонуса мышечной системы в ту или иную сторону и возбуждённость нервной системы, он прописывает:

  • лечебный массаж;
  • успокаивающие препараты умеренного воздействия;
  • лекарства, способствующие улучшению мозгового кровообращения.

Если же у ребёнка наблюдается повышение внутричерепного давления, ему прописывается курс обезвоживающей терапии. Это назначение связано с повышением давления в черепной коробке, часто свидетельствующем о том, что в спинном мозге вырабатывается излишнее количество жидкости. Для выведения излишков и нужны мочегонные средства . Чтобы компенсировать потери калия при усилении выделения жидкости с мочой, принимаются калийсодержащие препараты.

Обратите внимание! Не стоит надеяться, что с возрастом давление внутри черепа малыша снизится само по себе, без применения лекарств. Контроль за ним нужно осуществлять и в последующие несколько лет. Это избавит ребёнка от головных болей и скачков давления в дошкольные и школьные годы .

Щадящие методы

Большую роль при лечении любых форм ПЭП имеют щадящие методы, не имеющие лекарственной составляющей.

К ним, в частности, относятся:

Нужно отметить, что применение этих методов требует от родителей терпения и настойчивости. Но их результативность признаётся всеми медиками. Она объясняется тем, что подвергшийся повреждениям мозг во время плавания, массажа и гимнастики получает правильные импульсы, помогающие более быстрому его восстановлению.

Обратите внимание! Нельзя пренебрегать физиотерапевтическими методами при лечении перинатальной энцефалопатии. Они не менее действенны, чем медикаментозные, но при этом более безопасны, так как не имеют побочных эффектов .

Массаж и плавание

Рефлексомассажем называется воздействие на определённые активные точки. На первом этапе его делает массажист, имеющий опыт обращения с маленьким ребёнком. Затем он обучает родителей необходимым приёмам с целью проведения ими процедуры массажа самостоятельно в домашних условиях. При этом мамам и папам нужно учитывать, что малыши подвержены быстрой утомляемости, поэтому сеансы должны быть кратковременными и доставлять ребёнку удовольствие.

Плавание

Плавание полезно следующим:

Как страдает животик при ПЭП

  • Расстройства работы желудочно-кишечного тракта нередко являются спутниками энцефалопатии у новорождённых. Это запоры и жидкий стул, вздутие животика и колики. Как правило, всё начинается с банального дисбактериоза и часто заканчивается диатезом или экземой. Возникает вопрос: а какая здесь связь?
  • Связь достаточно проста и заключается в следующем. При кислородном голодании мозговых структур во время родов центр формирования иммунной системы страдает в большинстве случаев. Он располагается в продолговатом мозге. Вследствие гипоксии в кишечнике младенца поселяется микрофлора, характерная для роддомов, в том числе и вредная: кишечная палочка, стафилококк. Она вытесняет полезные бифидобактерии, результат – бактериоз.
  • Недостатки развития нервной системы усугубляют картину, так как, подвергаясь спазмам, кишечник сокращается неправильно, пища переваривается плохо, стул расстраивается. Когда к этому прибавляется вредная микрофлора, на выходе получается беспокойство ребёнка и кожная аллергия.

Как разорвать порочный круг

Обратите внимание! Когда у малыша наблюдаются неустойчивые показатели развития нервной системы, ему нужны усиленное внимание, больше нежности, ласки и материнского тепла, чем здоровым детям .

Какими могут быть результаты

Каким образом родители могут сделать вывод о том, что лечение привело к успеху? – Об этом можно судить по таким признакам, как:

  1. Ребёнок стал вести себя намного спокойнее.
  2. Он не плачет в течение длительного времени.
  3. Его сон пришёл в норму.
  4. Малыш в положенное время стал держать головку.
  5. Вовремя смог сидеть, встал, сделал первые шаги.
  6. Пищеварение наладилось.
  7. Вес прибавляется хорошо.
  8. Кожа стала здоровой.

Обратите внимание! Если указанные признаки заметили не только врачи, но и родные малыша, значит, повреждения нервной системы преодолены .

Ниже – один из примеров, приводимых в медицинской литературе, который свидетельствует о самоотверженности материнской любви.

Сила материнской любви

Придерживайтесь правил