Как организм усваивает сырую и варёную пищу. Что делать, если организм отказывается принимать пищу

Если вы пренебрегаете принципами, которые должны помогать вашему мозгу активно работать, то не сомневайтесь, что он вам обязательно отомстит и просто откажется работать. Иногда мы забываем слова, иногда не можем собраться, иногда мыслей в голове просто как будто нет. Как же улучшить мыслительный процесс? Всем известно, что мозгу для работы требуется кислород, а чем еще мы можем разбудить расслабившийся мозг, чтобы взяться за дело?

Итак, Ваш мозг не будет работать, если:

1. Вы не высыпаететсь

Кроме того, что хронический недосып может вызвать массу проблем со здоровьем, он серьезно ухудшает концентрацию внимания и работу мозга. Большинству людей ежедневно необходимо минимум 8 часов сна, но эта цифра индивидуальна. Кроме длительности сна важно его качество - он должен быть непрерывным. Фаза, в которой мы видим сны (фаза быстрого сна или REM-фаза), оказывает сильное влияние на наше самочувствие в часы бодрствования. Если сон часто прерывается, мозг проводит меньше времени в этой фазе, в результате чего мы чувствуем себя вялыми и испытываем затруднения с памятью и концентрацией.

Читайте также:

2. Вы не умеете справляться со стрессом

Существует много доступных способов борьбы со стрессом, в том числе медитация, ведение дневника, работа с психологом, йога, дыхательные практики, тай чи и т.д. Все они имеют свои преимущества с точки зрения помощи в работе мозга. ()

3. Вы недостаточно двигаетесь

Физические нагрузки позволяют усилить кровоток, а вместе с тем – и приток кислорода и питательных веществ во все ткани тела. Регулярная физическая активность стимулирует выработку веществ, которые помогают соединению и даже образованию нервных клеток.

Если работа у вас сидячая, периодически отвлекайтесь и разминайте шею – делайте наклоны в стороны. Любую умственную деятельность чередуйте с физической. Посидели за компьютером – присядьте 10 раз или пройдитесь по коридорам и лестницам.

4. Вы не выпиваете нужное количество воды

Наше тело примерно на 60% состоит из воды, а мозг содержит еще больше воды - 80%. Без воды мозг дает сбои – от обезвоживания начинаются головокружения, галлюцинации, обмороки. Если пить недостаточно воды, то вы станете раздражительным и даже агрессивным, а ваша способность принимать правильные решения снизится. Представляете, как важна вода для ума? Часто постоянное желание спать, усталость, туман в голове – связаны именно с тем, что мы недостаточно пьем. То есть, пить-то мы можем много – газировки, кофе, сладкие чаи, . Но многие из этих напитков, наоборот, только лишают клетки организма жидкости, как раз приводя к обезвоживанию. Особенно напитки содержащие кофеин (чай, кофе кока-кола). Как в анекдоте, “мы пьем все больше, а нам все хуже”. Так что пить нужно именно воду – питьевую воду. Но “вливать” в себя воду тоже не стоит. Просто пейте по мере необходимости. Пусть у вас под рукой всегда будет питьевая вода. Постарайтесь выпивать хотя бы пол стакана теплой воды в час в течение дня. читайте в .

5. Вы не употребляете достаточное количество глюкозы

Для нас еда – это и зелень салата, и безобидная куриная грудка. А для мозга все это никакая не еда. Мозгу подавай глюкозу! А основные поставщики глюкозы – это углеводы. Курица с овощами не даст вам упасть в голодный обморок, но вот придумать что-то гениальное… для этого диетического обеда не хватит. Нужны хлеб, сладкое, (идеальный вариант). Человеку, которому необходима умственная деятельность ни в коем случае не подходит безуглеводная диета. На работе отлично подойдет кусочек горького шоколада или сухофрукты.

ВАЖНО

Углеводы тоже бывают разные – простые и сложные. Обыкновенный сахар (простой углевод) хоть и является глюкозой, “ума” прибавит не так уж и много. Он быстро расщепляется, вызывая сначала резкий взлет глюкозы, а потом резкое падение, не успев “накормить” нервные клетки. А вот сложные углеводы – зерновой хлеб, каши, овощи (да-да, в них тоже много сахара), макароны – расщепляются медленно и обеспечивают организм энергией надолго. В дороге и на перекусе идеальный вариант сложных углеводов – банан! Макароны стоит есть, если следующий прием пищи еще не скоро.

6. В вашей диете недостаточно полезных жиров

Любой ценой избегайте обработанных, гидрогенизированных жиров, которые называются трансжирами, и минимизируйте употребление насыщенных животных жиров. Уменьшить потребление транс-жиров не так сложно, если помнить некоторые правила. Прежде всего, нужно вычеркнуть из своей жизни маргарины – все они содержат много транс-жиров. Обязательно следует просматривать этикетки на выпечке (печенье, торты и т.д.), а также чипсах, майонезах и прочих содержащих жир продуктах. К сожалению, российские производители пока что не указывают содержание транс-жиров на упаковке продукта. Если в списке ингредиентов стоит любое гидрогенизированное или частично гидрогенизированное масло – продукт содержит транс-жиры.

А вот полиненасыщенные жиры – Омега-3 и Омега-6 – незаменимые жирные кислоты. Получить эти жиры можно только через пищу. Они улучшают кровообращение и уменьшают воспалительные процессы в организме и очень полезны для мозга. Содержатся в лососе, сельди, скумбрии, сардинах и форели, а также в семенах подсолнуха, тофу и грецких орехах.

К полезным также относятся и мононенасыщенные жиры. Мононенасыщенные жиры снижают уровень холестерина. Они есть во многих орехах, оливковом масле и масле авокадо.

7. Вашему мозгу не достает кислорода

Мозг может выдержать без кислорода минут 10. И даже когда ничто не мешает нам дышать, кислорода мозгу может не хватать. Зимой кругом батареи и обогреватели, они потребляют кислород, толпы народа и помещения, где людей много, тоже лишают нас необходимого количества кислорода. Простуда, заложен нос – мы вроде бы дышим, но, оказывается, не качественно! Во всех этих случаях вы замечали, что начинаете хотеть спать? Так влияет на мозг недостаток кислорода.

Что делать? Проветривать помещения, открывать окна, и обязательно гулять.

8. Вы не тренируете свой мозг

Изучение новых предметов и языков, получение дополнительных навыков, интеллектуальные хобби помогают сохранять и преумножать ресурсы мозга. Постоянная «тренировка» гарантирует, что он будет работать на самом высоком уровне в течение всей жизни.

Почему многие люди не способны принять решение и начать действовать? Потому что они боятся боли...
Для того, чтобы чего-либо достичь: счастья, успеха, реализации, признания, необходимо начать действовать в определённом направлении.

В тоже время, я довольно часто наблюдала, что человек не живёт, а мучается и вроде бы понимает, что крайне нужно что-то менять в своей жизни, но... дальше разговоров процесс не идёт.

Например: многие люди крайне мало зарабатывают на своей работе. Постоянно говорят, что их труд мало оплачивается. И на моё предложение пойти к начальнику и спросить, что необходимо начать делать, чтобы получать большую зарплату, отмахивались руками и ногами: страшно, аж жуть... А как вам объявления типа: секс и бизнес не предлагать?!

На первых порах моей бурной деятельности в сетевом маркетинге, я предлагала заняться построением бизнеса тем, кто, по моих понятиях, наибольше нуждался в улучшении финансового состояния. Я была уверенна, что, как только мои знакомые увидят, что здесь можно хорошо зарабатывать, они руками и ногами ухватятся за моё предложение.

Сейчас пишу эти строки и улыбаюсь: до чего же наивная я была! Говорить и действовать — это два разных глагола... А чтобы от разговоров перейти к действию, ой-йой сколько времени надо... поэтому многие только хотят в Париж, только хотят строить бизнес, только хотят научится нужным и правильным действиям. Есть категория людей, которая всю жизнь будет только хотеть что-либо, есть категория людей, которая всю жизнь будет действовать, делать, ошибаться и опять делать и есть категория людей (большинство), что не будут ни действовать, ни хотеть...

Меня всегда интересовало, почему одни люди легко принимают решения об изменении чего-либо в своей жизни и начинают действовать и рано или поздно достигают того, о чём мечтали и почему другие никогда от слов и хотений не могут перейти к действию. Раньше я часто спрашивала у людей, почему они не могут начать действовать , что им мешает перейти от «щучьего хотения» до конкретных шагов. Одни отвечали, что нет мотивации, другие — нет веры в себя...бла-бла-бла!

Что заставляет меня начать действовать.

Каждый из нас когда-либо бывал в такой ситуации, когда говорил сам себе:

— Всё, хватит! Я больше так жить не могу!

И начинал действовать... Что подтолкнуло к действию? Боль! Помните, как у Николая Островского:
— ...Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...

К сожалению, многим будет мучительно больно...Хорошо, когда эту боль человек начинает осознавать не на пороге вечности, а когда ещё можно что-то сделать, что-то изменить. Но в начале должно произойти осознание , что дальше так жить не хочу, не могу и не буду! Я всегда говорю о себе. На протяжении своей жизни я несколько раз кардинально всё меняла. Меня часто в такие моменты спрашивали, не страшно ли мне было. И я отвечала, что, да, было страшно остаться там, где уже было больно так жить...

Я попробую описать весь процесс. В начале появляется неудовольствие . Оно постепенно копится от того, что ты не понимаешь, что надо делать, как изменить ситуацию. Это непонимание приводит к боли (естественно, не физической...) и ты начинаешь искать то, что тебе даст ответ. Ты начинаешь изучать данную тему. Не важно к чему она относится: к деньгам, отношениям, здоровью...Ты находишь людей, (живых или в книгах — биографии), которые решили то, что хочешь решить ты. Начинается процесс накопления знаний, я могу часами копатся, изо дня в день, пока не появится понимание: какие правильные действия неодходимо совершить, от чего освободиться и что наработать.

Чем выше становится понимание, тем больше оно влияет на желание действовать . И в один прекрасный момент, накопив достаточное количество понимания, я начинаю действовать, практически без усилий, легко. Тогда не надо себя заставлять, всё делаешь без применения силы воли... Вот так это происходит у меня. Главное в принятии решения действовать — это увеличение понимания, какие правильные действия необходимо совершать. Чем больше понимание, тем выше желание действовать.

Секрет успеха — это очень сильное желание делать правильные действия вовремя.

Как захотеть? Ведь многие понимают, что надо действовать, но желания действовать нет... Ещё не пришла сильная неудовлетворённость, которая будет постоянно, день ото дня, вызывать боль от этой жизни, этой ситуации. Её можно прождать всё жизнь и так и не начать действовать! Чтобы появилось жгучее желание действовать, необходимо знать, какие правильные действия необходимо совершить и к чему эти действия приведут — к достижению вашей цели...

Повторяю по пунктах:

1. Очень важно знать, что необходимо делать правильно .
2. Мало знать, что необходимо делать. Важно захотеть делать .
3. Чтобы захотеть делать, необходимо получить большое понимание . Понимание идёт от знания. Правильные вещи почти всегда не хочется делать. Необходимо окружить себя людьми, которые тоже стали на путь изменений.
4. Чем больше понимание, тем легче перейти к действиям .
5. Если вам удалось перейти к действиям, есть вероятность получить желаемый результат. Сразу дайте себе право на ошибку. Любая ошибка приближает вас к правильным действиям. И, наконец-то, получаем желаемый результат : успех, счастье, здоровье.

Но как превратить мысли в реальность? Что нужно, чтобы наши желания начали сбываться? Сформулировать намерение!

Намерение - это переход от желания к действию, это точка принятия решения. Принятие решения — умение выбирать. Для того, чтобы желание сбылось, необходимо решить «Будет так!». Недостаточно желать, нужно решить.

Что мешает начать действовать?

Боязнь, страх потерять то, что уже имеем:

— отношения, от которых уже тошнит, но...неизвестно какие будут новые;

— деньги, все знают пословицу о том, что лучше синица в кулаке, чем журавль — в небе;

— уважение: разве я какой-то авантюрист? Меня в коллективе все уважают, я не привык делать необдуманные и действия;

— стабильность, ведь неизвестно, куда меня этот ветер свободы отнесёт, а так всё таки есть предсказуемость в моём болоте. Тепло. Ну и что, что тиной пахнет... Все так живут...

— а как же пенсия? Это самый главный тормоз..., всю жизнь люди из-за неё боятся бросить работу, которая давно не в радость;

— любые изменения — это страшно... Ведь от ошибки никто не застрахован! А вдруг станет хуже?!!! А вдруг я ошибусь?

Как победить свой страх?

Здесь главная мысль следующая: снять страх действия — это значит перестать ругать за ошибки. Перестать ругать самого себя и окружающих...

1. Перестаньте колебаться. Не важно, правильное ваше решение или нет! Просто твердо решите, что вы начинаете действовать. Ведь в самом процессе действий можно вносить коррективы. Иначе у вас будет шаг вперёд, а два — назад...

2. Начните тренировать мышцу принятия решений . Как? Принимайте решения часто! Принимать решения — это значит не боятся проиграть. Страх проиграша и насмешек тормозит ваш прогресс...Должны быть тысячи ошибок! И если вы настроитесь на них- не будет страшно совершить ошибку.

3.Учитесь на собственных решениях. Ошибка --------------> Анализ. Не злитесь, если ошиблись вы или ваш партнёр. Просто отмечайте, что это — ошибка. Если по отношению к себе, выполнить этот пункт легко, то по отношению к партнёру — это проблема. У нас есть удивительная черта: сами не будучи идеалом, мы требуем совершенства в другом человеке...Я помню тот период, когда я была, как Мери Поппинс, «я-совершенство, я- идеал!»

4. Оставайтесь верны своим решениям, но проявляйте гибкость в подходе к ним. Здесь необходимо научиться соединять несоединимое:
— быть упорным в своих решениях: вижу цель, но не вижу препятствий;
и, одновременно, со сказанным выше,
— быть очень гибким, но не прогибаться.

5. Помните: не зависимо от того, что о вас говорят, вы не меняетесь.

Мне очень нравится анекдот о Фаине Раневской:

— Вы себе даже не представляете, что о вас говорят в ваше отсутствие!
Милочка, в моё отсутствие, я разрешаю меня даже побить...

Как себя мотивировать на изменения.

Есть два упражнения.

1. Описать ярко и образно, что будет через 10 лет в вашей жизни, если ничего не менять (эмоциональная, интелектуальная и физическая жизнь). Этот метод называется «кнут», он подстёгивает сзади.

2. Описать ярко и образно, что будет через 10 лет, если я изменюсь (эмоциональная, интелектуальная и физическая жизнь). Этот метод называется «пряник или морковка спереди».

Очень хорошо работать обоими методами, и кнута, и пряника.

Если страшно начинать глобально что-то менять — начинаем с очень маленьких своих желаний. Если желание не задавить и осуществить, то желания начинают расти, появляется уверенность в их осуществлении и азарт... Я обожаю работать с азартом! Столько интересного приходит в голову и на язык — не передать!

Берегите свои желания — это канат вверх!

Желание намного важнее, чем талант. Если таланта нет, но есть очень большое желание что-то сделать, изменить, можно дать 100%-ную гарантию — вы это сделаете. Мы рабы того, что нам хочется...

К сожалению, общество, родители, окружение учат подавлять свои желания. Я помню, как мне постоянно говорили, что надо быть скромнее и не идти на поводу своих желаний, причём они у меня были абсолютно адекватными...

Теперь я точно знаю: самое главное, чтобы себя не потерять, — это начать ценить свои желания . Даже если они не нравятся твоему окружению. Почему не нравятся? Да просто в один прекрасный день, вдруг перестаёшь быть удобным для них (всегда мягкий пуфик стал жёстким). Если человек будет прислушиваться к себе, он сможет нащупать свои желания , определить, созидательны ли они и реализовать их . Таким образом мы получаем свою реализацию, а значит, становимся счастливее...

Итог:

я попробовала разобраться, почему одни люди способны менять свою жизнь и действовать, тогда как другая категория людей действовать не может.

1. Те, которые работают на сохранение того, что имеют , на избежание потерь (в футбольном поле- это игра на защиту). На вопрос:
— Как дела?- они отвечают:
— Лишь бы хуже не было!

2. Для второй категории важно чего-то достичь большего. Ради этого они способны рисковать тем, что имеют и принимать решения действовать и менять свою жизнь. Мотивация такого человека: 75% пряника и 25% кнута. У этой категории людей всегда есть желание идти вперёд. Они боятся жить, как серая масса, как все.

Самая главная мысль:

Любое изменение связано с болью. Человек только тогда начинает что-то менять в своей жизни, если боль оставить всё без изменений сильнее, чем возможная боль от изменений.

А как вам удаётся себя мотивировать на принятие решений и действий? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом в комментариях.

Немного анекдотов

Если организм не принимает пищу, это вызывает множество неприятных моментов и может сигнализировать о серьезном заболевании. Такая ситуация может возникнуть в любом возрасте. Не всегда есть возможность сразу обратиться к врачу, потому желательно знать, как действовать в этом случае. Почему организм вдруг отказывается принимать пищу? Как это исправить?

Организм не принимает пищу.

Почему организм отказывается принимать пищу

Если любая еда вызывает рвоту, это говорит о нарушении работы желудка. Недомогание может быть следствием разных причин, среди которых:

Все причины могут быть достаточно серьезными. Разобраться с ними может только врач после проведения обследования.

Что делать, если организм не принимает пищу

При возникновении такой проблемы постарайтесь не перегружать желудок, есть небольшими порциями. Пища не должна быть чересчур горячей или холодной. Ешьте не спеша, хорошо пережевывайте продукты. Исключите острые, соленые, жареные блюда. Закончив трапезу, полежите спокойно минут десять.

Чаще бывайте на воздухе, а помещение проветривайте. Воздух вдыхайте глубоко, насыщая легкие кислородом. Пейте побольше воды. Это стимулирует работу кишечника и восполнит содержание влаги в организме при его обезвоживании.

Если вы перенесли сильный стресс, попейте успокоительный чай, постарайтесь переключить внимание на что-нибудь приятное, спокойно прогуляйтесь. Чтобы успокоить позывы к рвоте, можно пожевать листик зеленого чая.

Попробуйте сами найти причину, по которой организм начал отторгать пищу. Но если это не удалось, то обязательно обратитесь к врачу.

Продумайте диету, используйте только свежие и натуральные продукты. Попробуйте раздельное питание, которое благоприятно действует на работу желудка, не перегружая его. Если желудок отторгает любую еду, это, скорее всего, следствие какого-либо заболевания. И потому в первую очередь необходимо пройти обследование и постараться устранить первопричину.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».