Физическое развитие. Ходьба с палками (скандинавская ходьба): польза и противопоказания

По данным Всемирной организации здравоохранения недостаточно активный образ жизни представляет собой глобальную проблему для общественного здравоохранения . С каждым годом растёт количество детей , страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями , ожирением , нарушением осанки , речи , зрения , координации движений , деятельности органов дыхания . Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям . В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка , коррекции недостатков физического развития , профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности .

Скандинавская ходьба - ходьба с палками (фин. sauvakävely , от sauva - «палка » и kävely - «ходьба », «прогулка ») - это относительно новое направление в физической культуре , появившееся в середине 90-х годов в Финляндии благодаря финским спортсменам-лыжникам , которые использовали лыжные палки в процессе тренировки вне сезона .
В настоящее время скандинавская ходьба превратилась в самостоятельный вид физической активности , обладающий неоспоримыми преимуществами и являющийся очень перспективным направлением физической культуры . Существует несколько причин , по которым мы рекомендуем заниматься скандинавской ходьбой :
. можно заниматься в любое время года ;
. подходит всем детям ;
. можно ходить на любой местности ;
. позволяет достичь большого тренировочного эффекта .

Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом :
. способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата ;
. формируют правильную осанку ;
. уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия ;
. содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания , кровообращения , сердечно-сосудистой и нервной систем организма ;
. развивают мышечную силу , гибкость , выносливость , скоростно-силовые и координационные способности ;
. на 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой .
Скандинавская ходьба - это ходьба с использованием специальных палок , которые короче лыжных . Палки выполнены из лёгких и прочных материалов (алюминий , карбон , пластик ) и имеют на нижнем конце твёрдый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям - почве , песку , снегу , льду .
Индивидуальный подбор высоты палок для ходьбы является важным этапом в освоении техники ходьбы . От правильно подобранной высоты палок зависит и уровень дополнительной нагрузки при ходьбе .
Для детей можно рассчитать высоту палок по формуле :
А=В*0,7;
Где А - высота палок в см , а В - рост ребёнка в см .

Непосредственно перед ходьбой можно выполнить комплекс разминочных упражнений с палками , которые помогают мышцам и суставам подготовиться к нагрузке :
1. И. п. - основная стойка , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поднять руки с палками вверх , правую ногу назад на носок ; выдох - и.п. То же самое с левой ноги . 8 раз.
2. И. п. - ноги на ширине плеч , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поворот туловища вправо , палки вынести вперёд ; выдох - и.п. То же самое влево . По 4 раза в каждую сторону .
3. И. п. - ноги на ширине плеч , палки в обеих руках внизу , хват за концы палок . Вдох - поднять палки вверх , выдох - наклон туловища вправо . Вдох - палки вверх , выдох - и.п. То же самое влево . По 4 раза в каждую сторону .
4. И. п. - ноги на ширине плеч , палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю . Выдох - наклон туловища вперёд , держаться за палки ; вдох - и.п. 8 раз.
5. И. п. - пятки вместе , носки врозь , палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю . Выдох - присесть , держаться за палки ; вдох - и.п. 8 раз.
6. И. п. - основная стойка , руки на поясе , палки лежат на земле . Прыжки через палки вправо и влево , 20 раз в чередовании с ходьбой на месте .
Для занятий скандинавской ходьбой дети должны быть одеты в облегчённую одежду и удобную обувь .
Основное правило скандинавской ходьбы - все движения должны быть функциональны и естественны . При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляются ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе , но являются более интенсивными . Амплитуда движения рук вперёд-назад регулирует ширину шага . Отталкивание палкой заставляет делать более широким шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги , тем эффективнее участвуют в движении суставы , мышцы бёдер , грудного отдела , шеи и плеч .
Техника скандинавской ходьбы соответствует с одной стороны естественному стереотипу движения при обычной ходьбе , а с другой - технике ходьбы на лыжах , что обеспечивает участие мышц всего тела в процессе движения . Движение рук позволяет увеличить эффективность тренировки на 40 %. Скандинавская ходьба не требует больших усилий , но приносит большую пользу .

Регулярные занятия скандинавской ходьбой позволяют тренировать все группы мышц, корректируют осанку, способствуют укреплению мышечного корсета, улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистых систем. Чтобы занятия с детьми были эффективными необходимо подобрать детские палки для скандинавской ходьбы.

Как выбрать?

Детские модели отличаются ярким дизайном, размерами темляка, высотой и формой шипа. Чаще всего для подростков и детей выбирают . Они состоят из двух, трех секций и легко складываются. Если рост маленького спортсмена небольшой, то можно выбрать . Такие варианты наиболее практичны, ведь:

  • их высоту можно регулировать по росту ребенка;
  • удобны в транспортировке (легко умещаются в спортивные сумки, специальные чехлы);
  • прочные (надежно фиксируются).

Во время выбора обратите внимание на вес инвентаря. Лучше выбрать изделия из облегченного . Они отличаются прочностью и небольшим весом, поэтому чаду будет комфортно с ними заниматься.

Палочки используют не только для занятий нордической ходьбой, но и для других упражнений, поэтому выбирать нужно легкие и прочные одновременно.

В отличие от моделей для взрослых инвентарь для деток имеет безопасную форму наконечника. Это позволяет избежать травм в случае неосторожности. В комплектацию входят резиновые «сапожки» для ходьбы по твердым поверхностям – асфальту, бетону. – важнейший аксессуар к палочкам. Они обеспечивают амортизацию, снижают нагрузку на руки и защищают суставы ребенка от травм.

Особое внимание, выбирая детские палки для ходьбы, стоит обратить на размеры рукоятки, и форму темляка. Они должны быть рассчитаны под небольшую кисть. Лучше отдать предпочтение вариантам с темляками из гипоаллергенного неопрена с кожаными вставками. Продажа подобного инвентаря осуществляется в проверенных интернет-магазинах, которые сотрудничают с известными производителями. Надежно зафиксированные темляками палочки позволят избежать лишней нагрузки и травм запястья.

Рукоятки из пластика не самый удачный вариант, так как во время занятий рука потеет, и они становятся скользкими. Лучше приобрести изделия с прорезиненными или пробковыми ручками. Они приятны на ощупь и не скользят даже при намокании.

Где заказать?

Если есть необходимость купить детские скандинавские палки в Москве, то выгоднее это сделать в каталоге нашего интернет магазина. На нашем сайте представлены качественные модели от проверенных производителей по оправданной цене. Заказать их можно в удобное время не вставая кресла. Такое решение позволит сэкономить деньги и время, а также получить качественные и безопасные инвентарь с доставкой в быстрые сроки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогический проект «Скандинавская ходьба» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 101 комбинированного вида» «Улыбка» Длительность проекта: долгосрочный (2014-2016) Проект подготовили: инструктор по ФИЗО Боршова Мария Юрьевна инструктор по ЛФК Мартынова Елена Сергеевна

Этап первый: Выбор темы С каждым годом растёт количество детей, страдающих различными заболеваниями, ожирением, плоскостопием, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми скандинавской ходьбой: можно заниматься в любое время года; подходит всем детям; можно ходить на любой местности; позволяет достичь большого тренировочного эффекта.

Йога Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, воздушного закаливания Формирование правильной осанки

Детский фитнес Направленное развитие всех двигательных качеств детей Развитие двигательных способностей и эмоционально- волевой сферы. Профилактика нарушений ОДА (стопа, осанка)

Скандинавская ходьба Поддержит тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела Тренирует около 90% всех мышц тела ребенка Улучшает работу сердца и легких Помогает детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий Уменьшает при ходьбе давление на колени и суставы

Актуальность темы Скандинавская ходьба является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определённые требования: быстро собираться и выходить на улицу организованно; помогать одевать правильно палочки, кто отстает; не играться с палками и не тыкать их друг друга во время ходьбы.

Цель проекта: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья дошкольников Задачи проекта: Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.

Ожидаемый результат Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья. Сформируется устойчивый интерес к занятиям по физической культуре. Улучшение внутрисемейной атмосферы.

Этап второй: «Сбор сведений» анкетирование родителей; ознакомление родителей с техникой «скандинавской ходьбы; помещение информации в родительский уголок.

Консультация для родителей на тему «Скандинавская ходьба»

Этап третий: «Разработка проекта» Взаимосвязь Скандинавская ходьба Дети Воспитатели Родители ЛФК Психолог Физическая культура Бассейн

Этап четвертый: «Реализация проекта» Месяц Техника Длит. занятия Метраж Проводится 1 раз в неделю Сентябрь Обучение координации движений ног и рук с палками 15 мин Октябрь Обучение правильной постановке палок 15 мин Ноябрь Учимся отталкиваться при помощи палок 15 мин Декабрь Обучение попеременному шагу 20 мин 200 – 300 м Январь Закрепление попеременного шага 30 мин 400- 500 м Февраль Обучение одновременному шагу 20 мин 200 -300 м Март Закрепление одновременного шага 30 мин 400 – 500 м Апрель Повторение попеременного и одновременного шага 30 мин 500 м Май Заключительный праздничный маршрут 35 мин 700 м

Формы работы с детьми умение правильно держать и ставить палки; обучение правильному дыханию; обучение разными видам шагов; закрепление изученного материала.

Этап пятый: «Заключительный» Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании диагностики индивидуального развития дошкольников 52% 13% 18% 28% 30% 59% Уровень физической подготовки дошкольников

Анализ проделанной работы У детей которые посещали все занятия по физической культуре, ЛФК, бассейн и скандинавскую ходьбу: Наблюдается тенденция к снижению общей заболеваемости на 24,3%; Значительно снизилось количество детей с низким уровнем физической подготовленностью (с 52% до 13%); Повысилось количество детей со средним (с 18% до 28%) и высоким (с 30% до 59%) уровнем физ.подготовки.

Перспективы: Запланировать разработку и реализацию практических занятий по скандинавской ходьбе в других группах детского сада Углубить знания детей о скандинавской ходьбе Разработать занятия, способствующие более быстрому освоению скандинавской ходьбы


Инновацией нашей работы по сбережению здоровья стала «Нордическая ходьба с лыжными палками». При введении нового вида ходьбы мы использовали постепенное увеличение физической нагрузки, а также планомерное повышение самостоятельности в выборе объектов познания в пеших прогулках.

Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба(англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

Ходьбой умеренной интенсивности со специальными палками в окружении великолепной природы наслаждаются миллионы людей. Вот уже 20 лет Европа буквально помешана на ходьбе с палками или Nordic Walking. И это неудивительно, потому что такой ходьбе легко научиться, и она имеет много преимуществ:

  • улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких
  • активизирует процессы обмена веществ
  • укрепляет мышцы туловища
  • уменьшает нагрузку на тазобедерные и коленные суставы
  • оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию
  • повышает стрессоустойчивость организма, это возможность познакомится с новыми людьми и получить массу удовольствия.

Ходьба с палками разработана врачом Ириной Свитенковой на базе собственного Центра Спирального фитнеса «Невская улыбка» в С.–Петербурге. Большой опыт работы в области фитнеса по методикам профессора Пак Чжэ Ву, а также принципов оздоровительных механизмов ходьбы с палками – все это позволило ей разработать новое направление оздоровительного фитнеса, получившее название ходьбы с палками.

Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, т.е. позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме. При оценке эффективности такой ходьбы необходимо использовать физические критерии полезности.

Ходить можно долго, это наиболее естественный вид физической активности. В нашем дошкольном учреждении педагоги используют ходьбу с палками, как вариант наиболее доступного вида оздоровления детей.

Ходьба с палками – это не просто набор полезных движений, а стройная система, учитывающая особенности здоровья каждого ребенка. Для выбора правильной дозировки и нагрузки педагогам и инструктору по физической культуре помогают медицинские работники, которые контролируют физическое состояние детей во время проведения данного вида ходьбы.

Причины, по которым мы решили использовать нордическую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:

Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно несколько занятий с инструктором по физической культуре. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их тренировки. Нордическая ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших воспитанников одновременно.

Нордическая ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью.

Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:

  1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
  2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Принципы использования нордической ходьбы в работе с дошкольниками.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основываясь на них, наши педагоги проводили нордическую ходьбу с детьми.

Главное положение, на которое мы опирались: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Мы проводили ходьбу с палками с нашими воспитанниками по 2 раза в неделю с каждой группой, начиная со среднего возраста. Принцип сознательности направлен на воспитание у воспитанников глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении предполагал: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок.

Чтобы начать занятия нордической ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду мы решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Длину вычислили по росту каждого ребенка – палки должны быть короче роста малыша на 25 см. Например, воспитаннику ростом 120 см мы подобрали палки длиной 95 см. Особое внимание наши педагоги уделяли безопасности, мы закупили палки, изготовленные из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце.

Методика и организации нордической ходьбы в дошкольном учреждении.

Занятия мы начали с детьми средней группы, когда ребята полностью овладели навыками самообслуживания. Наиболее предпочтительное время для начала занятий на наш взгляд – осенний период.

Особенность проведения нордической ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

Начинали занятие нордической ходьбой наши педагоги с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. Например, предлагали поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде. Предлагали детям выполнить различные прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем. После чего педагог напоминала детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

Продолжительность нордической ходьбы в нашем детском саду – от 20–25 мин в средней группе детского сада до 30–35 мин в старшей группе.

В зимний период года занятия нордической ходьбой мы проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий в нашем детском саду сокращалась до 15–20 мин. Нордическую ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.

При проведении нордической ходьбы мы обращали внимание на то, чтобы происходила смена темпа ходьбы детей. Такая методика проведения занятий нордической ходьбой отвечает особенностям физиологии детей и позволяет предотвратить утомление наших воспитанников.

Первыми признаками утомления ребенка при нордической ходьбе, как и при любом другом занятии, физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций, которые дают инструктор по физической культуре и воспитатель.

Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага,– он становится больше.

У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.

Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело – относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому наши ребята приобретают умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».

Так как мы проводили работу систематически, у детей появился рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками способствовала развитию правильной координации, движения стали ритмичнее, экономнее, стабилизировался темп, наши дети, овладевая правильным двигательным навыком, начали передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогла развитию динамического равновесия и сформировала умение переносить вес тела с одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью постоянного перераспределения мышечного тонуса.

Мышцы рук и ног воспитанника при передвижении с палками находятся попеременно то, в состоянии активной работы, то в покое. Такая перекрестная координация, основанная на взаимодействии крупных мышц-антагонистов, вполне доступна ребенку.

Основное в методике обучения детей 5–7 лет – образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходил за 3– 5 шагов. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию – отталкивание.

Психологической основой обучения нордической ходьбе у наших воспитанников является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности нордического хода у своих товарищей и у себя.

В подготовительный период воспитатель и инструктор по физической культуре проводит с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке детского сада с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.

Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие мы вводим боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.

Для того чтобы двигательный навык не закрепился применительно только к данным условиям, мы меняли место занятий нордической ходьбой.

При систематическом обучении в нашем детском саду дети к концу сезона овладели правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками.

Один из сложных моментов в процессе обучения – умение правильно держать лыжные палки.

Подготовительным этапом к овладению детьми умениями ходьбы на лыжах с палками мы использовали упражнение, при котором дети держат в руках флажки и, скользя на лыжах, попеременно размахивают ими. При этом основное внимание обращается на согласованность движения рук с флажками. Когда дети осваивают эти элементы передвижения, проводится ходьба по учебной дорожке, взявшись за лыжные палки посредине. Благодаря этим движениям руки ребенка привыкают к весу палок и к их величине. После этого инструктор по физической культуре показывает детям, как держать лыжную палку (просунув кисти руки в ременные крепления снизу и обхватив палку). Но одного показа недостаточно. Педагог проверяет у каждого ребенка, как он держит палки, и при необходимости помочь. Затем все медленно проходят по учебной дорожке, согласовывая движения рук и ног.

На первых занятиях в нашем детском саду палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада. Наши дети очень быстро научились ходить с палками, например ребятам из средней группы потребовалось для этого три занятия.

Техника поворотов, так же как и в предыдущей группе, отрабатывается в играх и упражнениях: ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»), ходьба с палками по следу, оставленному воспитателем («многоугольник», «звездочка», «спираль»), передвижение по извилистой дорожке. В осенний и весенний период года можно использовать нарисованные линии на асфальте.

При передвижении с палками дети допускают ошибки. Чтобы ребенок дошкольного возраста получил как можно более быструю информацию о своих действиях, в технике передвижения с палками надо исправлять сразу же. Это дает возможность ребенку осмыслить свои движения, осознать их и вовремя исправить неточности.

Внимание детей при нордической ходьбе следует направлять только на одну ошибку, наиболее значимую; исправление нескольких ошибок одновременно ведет лишь к рассеиванию внимания.

Использование палок способствовало более эффективно:

  • Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
  • Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
  • Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
  • Улучшить работу сердца и легких.
  • Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
  • Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
  • Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на сайте сада была размещена консультация «Нордическая ходьба».

Благодаря тесному сотрудничеству педагогов нашего сада с семьями воспитанников наблюдается тенденция к снижению заболеваемости 24.3%.

Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.

Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к следующим результатам.

В настоящее время одной из важных задач в мире является сохранение крепкой, здоровой семьи. Особенно остро эта проблема стоит в России.

Для родителей нет ничего дороже здоровья ребенка. К сожалению, от природы крепкое здоровье достаётся немногим счастливчикам. Однако нередко бывает, что ребенок с ослабленным здоровьем вырастает сильным и выносливым, а крепкий от рождения малыш со временем превращается в слабого и болезненного человека. Каким вырастет ваш ребенок, зависит от того, сумеют ли родители привить ему правильное отношение к своему здоровью.

Здоровье ребенка стало занимать приоритетные позиции во всем мире. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению часто болеющих детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

Двигательная активность обеспечивает правильное формирование и нормальное функционирование детского организма. Во время подвижных игр, езды на велосипеде, ходьбы, бега, плавания работают все группы мышц, обеспечивая развитие мышц и скелета. Также во время физических упражнений стимулируется развитие головного мозга. Однако спортивные рекорды не должны становиться самоцелью, это чревато негативными последствиями для детского здоровья.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, приобретаются базовые физические качества, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Актуальной проблемой в настоящее время является нарушение осанки у дошкольников, которая возникает из-за слаборазвитой мускулатуры у детей. Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводит к серьезным нарушениям осанки, что в последствии может вылиться в самые разным болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Изучая эту проблему, мы в своем детском саду попытались найти более эффективные методы ее решения, которые привели нас к «скандинавской ходьбе» . Это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При такой ходьбе работают 600 мышц тела человека, что составляет 90 % всей мышечной системы. Скандинавская ходьба не травматична и очень интересный, а главное простой и доступный каждому ребенку вид двигательной активности круглый год. Именно поэтому в нашем детском саду ведется обучения дошкольников скандинавской ходьбе с целью профилактики нарушения осанки. Составлена рабочая программа по обучению дошкольников скандинавской ходьбе, разработаны методические рекомендации для родителей воспитанников и педагогов.

Занятия такой ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу организма в целом:

  • способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата
  • формируют правильную осанку
  • уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы, содействуют профилактике плоскостопия
  • содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма
  • развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.

Чтобы начать занятия скандинавской ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины, имеющие на конце твердый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям (почва, песок, снег, лед) .

Прежде чем приступить к занятию по скандинавской ходьбе, необходимо выполнить комплекс разминочных упражнений с палками:

Упражнение 1. И. п. - основная стойка, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох поднять руки с палками вверх, правую ногу назад на носок; выдох- и.п. То же самое с левой ноги. Повторить 8 раз.

Упражнение 2. Ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох поворот туловища вправо, палки вынести вперёд, выдох-и. п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 3. Ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поднять палки вверх, выдох-наклон туловища вправо. Вдох-палки вверх, выдох - и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 4. Ноги на ширине плеч, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - наклон туловища вперёд, держаться за палки; вдох-и. п. Повторить 8 раз.

Упражнение 5. Пятки вместе, носки врозь, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - присесть, держаться за палки; вдох - и.п. Повторить 8 раз

Упражнение 6. Основная стойка, руки на поясе, палки лежат на земле. Прыжки через палки вправо и влево, 20 раз в чередовании с ходьбой на месте.

Чтобы получать оздоровительный эффект от скандинавской ходьбы, следует тренироваться достаточно интенсивно. Пульс должен подниматься до 120-140 ударов в минуту. Вялая и неспешная ходьба, пусть и является по всем признакам физическим упражнением, не даст заметного эффекта.

Следует начать практиковать скандинавскую ходьбу с коротких (10 минут) прогулок по ровной местности. Постепенно можно перейти и к ходьбе по холмистой местности. Время ходьбы постепенно можно увеличить до 1 часа.

Продолжительность ходьбы следует выбирать исходя из самочувствия и настроения. Не следует выполнять ходьбу, если она не приносит удовольствия. Скандинавскую ходьбу можно объединять с обычным физкультурным занятием, проводить в игровой форме, использовать эстафеты в преодолении препятствий. Такие сочетания видов деятельности, очень нравятся детям и они с большим удовольствием занимаются скандинаской ходьбой. Проводится скандинавскую ходьбу не чаще 2 раз в неделю. Давайте организму время на восстановление, даже если он не чувствует усталости.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Движение укрепляет мышцы и скелет.

Люди с правильной осанкой выглядят моложе и здоровее, живут намного дольше. Они более энергичны, работоспособны и энергичны.

Таким образом, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья, а скандинавская ходьба поможет формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно -сосудистой и нервной систем организма.

Литература

  1. Коровкин М. А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М. А. Коровкин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. -192 с.
  2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Секреты известного тренера. – СПб.: ООО Издательство «Питер» , 2015.