Организация питания в детском саду. Питание в детском саду
Оксана
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания .
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.
Организация питания в ДОУ включает следующие направления : материально - технические условия (обеспечение) ; кадровые условия; воспитательно - образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания .
Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.
В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока : обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.
На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд) .
Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд) .
Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию . Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.
Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.
На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения : «Об организации питания детей » , «О создании комиссии по питанию » , «О создании бракеражной комиссии» , «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб» , которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания . Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы : организационная работа , работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания .
Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания . Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах » , схема контроля «Культура поведения за столом» , диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.
Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания : «Журнал бракеража сырой продукции» , «Книгу складского учета» . Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов : накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.
Имеется "График проверки санитарно – эпидемиологического состояния". В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах . Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию .
Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.
Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания .
Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13
СанПиН 1 - я 2 -я средняя старшая подготовительная
08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50
12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35
15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50
Воспитательно - образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает : обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник) ;предметно- развивающая среда групп.
Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример) .
Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками ) (представлен как пример) .
В каждой возрастной группе имеются методические пособия.
Непосредственно - образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками : сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).
Проигрывание сюжета русской народной сказки "Репка" (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).
Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы) .
По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.
Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.
Организация питания (завтрак, обед, полдник) .
В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей : следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.
1. Подготовка к приему пищи
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Дежурство
Воспитатели являются примером .
Сервировка стола.
Можно использовать сервировку стола по временам года!
Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.
Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей .
Час обеда подошел, сели деточки за стол
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды :
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат
За обедом не сори,
Насорил - так убери
А с едой не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
Формирования навыков самообслуживания.
Предметно - развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно - ролевые игры : "Магазин", "Дом", "Кафе", "В гостях", "Столовая". Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.
Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.
Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета "Питание в семье ". Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими :87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания ; 83% - родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% - родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% - родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% - родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% - родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% - предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам) ; 75% - родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% - родителей знакомятся с меню в детском саду ; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма .
Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников . Воспитатели подготовили материал для мини - сборника «Вкусно и полезно» , где представили детские рецепты : завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.
Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!
Каждую маму заботит, чем кормят ее ребенка в детском саду. Вопросов по питанию много, попробуем разобраться.
Вполне объяснимо волнение родителей, которым предстоит отдавать своего „домашнего” ребенка в детский сад. Все ли необходимое будет получать малыш, калорийно ли и качественно его будут кормить? А главное, будет ли он с аппетитом уплетать детсадовскую еду после домашних изысков?
Спешим успокоить всех мам и пап: питание в детских садах сегодня на требуемом уровне и для беспокойства причин нет. А что касается малышковых пристрастий, будьте готовы к тому, что, возможно, на первых порах ваше чадо немного покапризничает, отворачиваясь от непривычной, на его взгляд слишком пресной, еды. Да, в детском саду ему никто не предложит остренькую приправку, любимое жареное мясо или гамбургер. Но малышам действительно лучше обойтись без жареного, острого и жирного. Все капризы временны. Конечно, ребенку придется привыкать к новому меню, но все это только во благо его здоровью. А в веселой компании сверстников процесс дегустации новых блюд и привыкания пойдет быстрее.
Порядок во всем
Основа правильного питания в детских садах — это нормы, которые утверждены постановлением правительства РК. Причем для разных возрастных групп — нормы свои. Если вашему малышу от 1 года до 3 лет, в сутки ему необходимо в среднем 53 г белка, 53 г жиров и 212 г углеводов, а с 3 лет до 6 лет — соответственно 68 г, 68 г и 272 г.
Медработники в детском учреждении составляют меню, учитывая нормы питания. Ребенок должен получать в день определенное количество мяса, масла, кефира, фруктов и так далее.
В любом детском саду есть брокеражный журнал (прошнурованный, с печатью), где фиксируются многие показатели: что каждый день дети получают на завтрак, на обед, на полдник, объем, качество. Потребление каждого вида продукта должно соответствовать норме.
Нормы питания детей в дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
Продукты, гр |
Дети в возрасте до 3 лет |
Дети в возрасте от 3 до 7 лет |
||||
В учреждениях длительностью пребывания (часов) |
||||||
9-10,5 |
12-24 |
9-10,5 |
12 |
24 |
||
Хлеб пшеничный |
||||||
Хлеб ржаной |
||||||
Мука пшеничная |
||||||
Мука картофельная |
||||||
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
||||||
Картофель |
||||||
Овощи разные |
||||||
Фрукты свежие |
||||||
Фрукты сухие |
||||||
Кондитерские изделия |
||||||
Сахар |
||||||
Масло сливочное |
||||||
Масло растительное |
||||||
Яйцо (штук) |
0,25 |
|||||
Молоко, кефир |
||||||
Творог |
||||||
Сметана |
||||||
Сыр |
||||||
Мясо, птица |
||||||
Рыба |
||||||
Чай |
||||||
Кофе злаковый |
||||||
Соль |
||||||
Дрожжи |
Кто на привозе?
Частные детские учреждения могут выбирать себе поставщика сами. Это могут быть известные или менее известные фирмы, качество продукции которых устраивает детские сады. В отличие от частников бюджетные дет-ские учреждения работают только с теми фирмами, которые выиграли тендер на поставку. Некоторые продукты (макаронные изделия, сахар, крупы и т.д.) разрешено закупать на оптовых рынках, но только при наличии соответствующих документов качества.
К любому продукту, поставляемому в детский сад, должны прилагаться три обязательных документа: накладная, сертификат качества и ветеринарная справка. Без них ни одно детское учреждение продукт не возьмет, причем принимать товар должны кладовщик и обязательно врач и медсестра. Кроме того, у фирмы, которая развозит продукты, в обязательном порядке должны быть санитарные справки на машину, санитарная книжка для водителя и для людей, сопровождающих товар. Это правила для всех.
Этикетки от продуктов с указанием даты выработки хранятся в детском саду два дня для контроля. Все лицензированные дошкольные учреждения (кстати, иметь лицензию должны сейчас и государственные детские сады) строго проверяются специальной комиссией и санэпидемстанцией (СЭС), да и ответственные фирмы-поставщики теперь ни за что не хотят терять свой престиж и клиентов и отвечают за свою продукцию.
Заглянем на кухню
Таинство приготовления обедов и завтраков происходит на кухне. Именно отсюда по детскому саду расплываются вкусные ароматы. Кухни в детсадах оснащены новым оборудованием. Детским учреждениям выделяются средства на приобретение электрических плит, духовок, кипятильников, жарочных шкафов (именно в них выпекают вкуснейшие булочки), другой кухонной утвари.
Согласно санитарным требованиям на кухнях есть отдельные зоны - для разделки сырых продуктов, мясной цех, овощной, помещение, где моют посуду, горячий цех. Деревянные разделочные доски все с надписями: „для овощей”, „для мяса” и т.д. Разделочные ножи тоже имеют каждый своего „клиента”: мясо, хлеб, овощи, яйца… Последние, к примеру, перед приготовлением моют в специальной емкости и даже разбивают специальным ножом.
Все продукты подвергаются обработке и хранятся каждый в своем холодильнике, совершенно исключено встретить рядом на полках сырое мясо и, к примеру, сливочное масло. Холодильников много, и это необходимо.
По одной порции каждого блюда повара обязаны оставлять в холодильнике на сутки. При любой проверке сразу можно удостовериться, что ели детки именно в этот день.
Что и как едим?
Основным приемом пищи в детском саду является обед. Именно в это время малыш съедает максимальное количество мяса, рыбы и овощей. Первые блюда представлены борщами, бульонами, мясными, рыбными и вегетарианскими супами. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье — свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога и так далее. Два раза в неделю детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно раз в неделю — рыбу.
С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо четырехразового питания почти в каждом детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.
Частные и государственные детские сады могут делать для себя заготовки на зиму: солить капусту и помидоры, замораживать ягоды в холодильных камерах, запасаться картофелем, чтобы потом зимой у детей были вкусные борщи, гарниры, салаты, компоты и подливки. Заготовки тоже обязательно сопровождаются справкой из СЭС.
Предлагаем для примера меню на день в детском саду:
Завтрак: Салат из редьки и морковки, омлет, батон с маслом и какао с молоком.
11 часов: Яблоко.
Обед: Суп крестьянский на костном бульоне с яйцом. Фрикадельки мясные со сложным гарниром (картофельное пюре плюс капуста тушеная), компот из сухофруктов с витамином С. Хлеб ржаной.
Полдник: Булочка венская, чай.
Ужин: Каша гречневая-рассыпуха с молоком, чай с молоком, хлеб белый.
Как видите из предложенного в таблице однодневного меню, питание сбалансированное. Ни в одном меню вы не встретите крупу (в виде каши) два раза в день. Если вы захотите ознакомиться с двухнедельным меню — вы убедитесь, что одно и то же блюдо там не повторяется. Так и с другими продуктами. Меню в детских садах вывешивается в холле, чтобы родители могли в любое время с ним ознакомиться.
В дошкольных учреждениях составляют и перспективное меню — весеннее, осеннее, летнее, зимнее с учетом того, каких продуктов в какой сезон можно давать малышам в большем количестве: летом это фрукты, а осенью и зимой при авитаминозе детям полагается больше зелени и чеснок.
Если малыш аллергик…
Пойдут ли вам навстречу, если у вашего ребенка непереносимость каких-то продуктов? Конечно. Правда, в большей степени это касается частных детских садов. Хотя и в бюджетных сейчас тоже стараются по мере возможности заменять запрещенные блюда таким деткам.
В детских садах на кухне и в группах даже висят списки малышей, которым запрещены какие-то продукты либо по причине заболевания, либо ребенок просто не ест какие-то из них (если отказывается от мяса — ему вместо него предложат курицу или рыбу, нельзя сладкое — получит несладкую булочку или чай без сахара, отвергает молоко — пожалуйста, дадут чай без молока).
Еще одним плюсом в частных детских садах является то, что там детям готовят блюда на выбор, кто что любит: когда в меню вареники, они обязательно будут и с творогом, и с картошкой, если не все едят омлет — вместе с ним предлагаются рожки, драники или что-то другое, и малыш выбирает блюдо по вкусу..
А что говорят мамы?
Чтобы информация была более полной и не односторонней, мы решили узнать мнение мам по поводу детского питания. Вот что мы услышали:
Адель: — У меня сын аллергик. Мы ходим в частный детский сад уже два года, и я все это время довольна питанием, который получает ребенок. Я не волнуюсь, что он съест что-то не то, и ему нравится все, приготовленное поварами. Администрация очень ответственно относится к вопросам питания.
Татьяна: — Сначала мы ходили в мини-детский сад на дому (сейчас он закрылся). Но условия там, особенно в отношении питания, были неподходящими. Моей дочери было 2 года, а вместе с ней было еще трое детей постарше. Соответственно при приготовлении еды в саду ориентировались больше на них. Да и обстановка на кухне оставляла желать лучшего: очень тесное помещение, одна газовая плита.
Ольга: — Мой сын посещает бюджетный детский сад. Питанием мы довольны. Готовят все очень вкусно, сынуля сначала долго привыкал к новой еде, но теперь даже возмущается, что я не умею готовить так же вкусно, как повара в его саду.
Выбираем детский сад
Всем известно, как долго порой приходится ждать своей очереди на получение места в детском саду — не один год. Поэтому некоторые папы и мамы в связи с нехваткой мест в государственных детских учреждениях или с высокой оплатой в частных, отдают ребенка в мини-детские сады на дому. Но необходимо иметь в виду: чтобы открыть такой детский сад в 2-3-комнатной квартире, нужно получить лицензию и соответствующие разрешения от санэпидемстанции (СЭС) и пожарных. Материальная база в этих садиках на дому должна соответствовать нормам, кухня должна быть оборудована по правилам, необходима также лицензия на медкабинет. Но дело это хлопотное, и обеспечить надлежащие условия и соблюдать все санитарные нормы там удается с трудом.
В результате мини-сады возникают нелегально и, как правило, не имеют лицензии. В таком случае следить за соблюдением санитарных норм придется вам самим.
Надеемся, эта статья поможет многим родителям избавиться от большинства вопросов, возникших на почве забот о детском питании, и не волноваться перед отправкой малыша в детский сад.
Консультант — Галина Нюхалова, директор детского учебно-воспитательного центра „Галл-Ltd-Асет-Е”, член лицензионной комиссии управления образования г. Алматы
Родителям на заметку
Если вы решили отдать ребенка в детский сад, обязательно спросите у администрации лицензию. Ее отсутствие говорит о том, что детский сад никогда не подвергается проверке со стороны лицензионной комиссии города и вы не получите гарантии, что вашего ребенка будут кормить по правилам, калорийно и качественными продуктами.
Поинтересуйтесь, есть ли в саду перспективное меню, откуда привозят продукты и имеются ли на них сертификаты качества. Иначе ваш малыш не будет застрахован от желудочно-кишечных расстройств.
Если ваш кроха уже посещает детский сад и отлично питается, старайтесь и в домашних условиях придерживаться меню, к которому ребенок привык в детском саду. Часто бывает так, что, посетив в выходные дни с родителями какое-то кафе и отведав деликатесов, малыш перегружает желудок и поступает в группу с кишечным расстройством, а врачам приходится восстанавливать его здоровье.
Если у вашего ребенка аллергия на какие-то продукты, посетите дет-ский сад и заранее обговорите возможность скорректировать его меню.
После введения пятиразового питания в детсадах, в середине февраля прошли первые масштабные проверки. Кто контролирует соблюдение норм и качества продуктов, а также что грозит нарушителям нормативов, читайте в материале сайт.
Организация питания в детских садах должна соответствовать всем требованиям СанПиНа. Этот документ предусматривает соблюдение санитарных норм, правила приобретения и хранения продуктов, а также сам рацион питания.
В меню воспитанников обязательно входят мясо, молоко, кисломолочные продукты, рыба, фрукты, яйца, картофель, крупы и бобовые, овощи, зелень, а также соки, какао и компоты.
Детям запрещено давать продукты, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой сельди, форели и семги. Также в их рационе не должно быть консервов, маринованных овощей, грибов, мяса диких животных, молочных продуктов с растительными жирами, кремовых кондитерских изделий, газированных напитков, жареного и острого.
Кроме того, объем порции должен соответствовать возрасту ребенка. Например, для малышей от 1 до 3 лет предусмотрено 390 миллилитров кисломолочных продуктов в сутки, а для детей от 3 до 7 – уже 450 миллилитров.
Помимо этого, важен температурный режим и сроки хранения продовольствия. Эти показатели нужно соблюдать согласно указаниям производителя. А для гарантии безопасности некоторые продукты используют в соответствии со специальной формулой: срок годности минус 30 процентов. К примеру, диетические яйца первого сорта со сроком хранения 7 суток, используют максимум на четвертый и пятый дни, а дальше только в выпечку.
"Любые нарушения не могут быть несерьезными. Мы обязаны гарантировать родителям безопасность детей. Когда не надевают перчатки, плохо промыты доски, иногда бывает пыль над вытяжкой – это все очень серьезно. Соблюдение технологии приготовления пищи, энергетической ценности, правильный выход (количество продуктов в готовых блюдах – прим. ред.), сама организация питания – это все важно", – отметила председатель комиссии по контролю за качеством и организацией питания в образовательных организациях Экспертно-консультативного совета родительской общественности Наталья Анпеткова.
Кто проверяет организацию питание в детсадах
- со стороны общеобразовательного учреждения: директор, ответственное лицо по питанию, члены бракеражной комиссии;
- участники родительской комиссии;
- Экспертно-консультативный совет родительской общественности;
- служба финансового контроля департамента образования;
- Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения;
- Роспотребнадзор;
- Московская инспекция по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.(МосГИК)
Специалисты Экспертно-консультативного совета, финансового контроля и Ассоциации предприятий социального питания выезжают на проверки ежедневно, причем без предупреждения.
По словам председателя Экспертно-консультативного совета Людмилы Мясниковой, такое же право имеют и родительские комиссии, в состав которых входят врачи, товароведы и повара. Если они четко контролируют организацию питания в садике, то нарушений, как правило, намного меньше.
"Там, где родительские комиссии действительно серьезно работают, а не формально, порядку больше. Потому что поставщик понимает, если идет возврат продуктов, то надо внимательнее относиться и привозить качественные продукты", – отметила Мясникова.
Проверка качества продуктов у поставщиков
В детские сады привозят только продукты, а блюда уже готовят на месте. Поставками сырья занимаются комбинаты школьного питания, которые тщательно проверяют.
Образцы продуктов отправляют в лаборатории, если находят нарушения или несоответствия, то от услуг таких производителей отказываются. Также существует база поставщиков некачественной продукции, и прежде чем закупать новый товар, его проверяют.
Какие нарушения встречаются чаще всего
- Несоблюдение санитарных норм и правил; Встречаются как несерьезные нарушения, когда готовят еду без перчаток, в ювелирных украшениях, используют неподходящую посуду, так и существенные – отсутствует гигиена.
- Нарушена технология приготовления; Это если еда приготовлена раньше положенного срока – более чем за два часа до подачи на стол.
- Недостача продуктов в блюдах или хищения. Если продукты находят в местах, не предназначенных для хранения, то это уже рассматривается как хищение, причем не обязательно еда должна лежать в личных вещах и сумках.
"По признакам хищения мы проводим расследование. Если воровство незначительное и в первый раз, то штрафуем, а если крупная сумма и повторно – то работнику грозит увольнение", – пояснил директор Ассоциации предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения Сергей Углов.
После увольнения данные нерадивого сотрудника вносят в черный список, и он уже не сможет устроиться на работу в общеобразовательное учреждение.
Из-за краж с начала года возбуждено одно административное и одно уголовное дело. Как правило, к уголовной ответственности привлекают, если сумма хищения превышает тысячу рублей, в среднем же воруют на 105 рублей.
"Сейчас хищений стало меньше. Если раньше в каждом третьем пищеблоке мы находили продукты в непредназначенном месте для хранения, то сейчас в каждом шестом. Надеемся, что люди стали понимать, что нельзя воровать у детей", – подчеркнул Сергей Углов.
По словам председателя комиссии по контролю за качеством и организацией питания в образовательных организациях Экспертно-консультативного совета родительской общественности Натальи Анпетковой, поваров, директоров, заведующих производством и других ответственных лиц учат правилам хранения и приготовления пищи, соблюдению санитарных норм.
"Плановые проверки проводятся у каждой службы. Но если есть обращения, то мы выезжаем на место в экстренном порядке. Наша задача не только помочь устранить нарушения, но и рассказать, как избежать их. В среднем каждую школу проверяют минимум три раза за девять месяцев, – отметила она. – Если сравнивать данные проверок в конце января и после введения пятиразового питания в феврале, то разница большая. Процент хищений заметно снизился".
Узнать, чем кормят вашего ребенка в детском саду или школе можно на официальном сайте общеобразовательной организации.
Примерное меню в детском саду выглядит следующим образом:
Завтрак. Каша на молоке, бутерброд с маслом или сыром, какао или чай.
Второй завтрак. Яблоко, банан или груша.
Обед. Молочный или мясной суп, салат и второе с гарниром. Это могут быть макароны, пюре, печень, тефтели из говядины.
Полдник. Пудинг, ряженка, сырники.
Ужин. Котлеты, шницель, овощи, например, свекла и кисель.
С начала года воспитанникам детских садов вернули . Оно включает два завтрака, обед, полдник и ужин. При этом новая система питания не несет дополнительных затрат ни для родителей, ни для бюджета города.
По мнению экспертов, теперь организм ребенка получает сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, которые правильно усваиваются. Раньше при четырехразовом питании ребенок после дневного сна получал уплотненный полдник, который физически не мог съесть. Сейчас детям дают легкий перекус, к которому организм готов, а после занятия и прогулки еще и полноценный ужин.
В большинстве детских садов с 12-часовым графиком работы – трехразовое питание, когда дети получают завтрак, обед и полдник. Впрочем, могут быть и варианты, когда есть второй завтрак или ужин. В круглосуточных садиках дети едят четыре раза, а в санаторных группа – пять или шесть, в зависимости от направленности.Если вы хотите составить детсадовское меню для своего ребенка, учтите, что блюда должны меняться – супы и каши каждый день должны быть разными.
Завтрак
На завтрак в детском саду обычно дается каша; манная, овсяная, гречневая, пшеничная, рисовая и т.д. Готовят ее обязательно на молоке. Могут быть исключения – например, в специализированных садиках для детей с аллергическими или желудочными заболеваниями каша может быть и на воде. Детям утром дают чай, какао или с молоком, а также кусочек булки с маслом. Помните, что натуральный кофе ребятишкам дошкольного возраста не рекомендуется.Второй завтрак
Есть минимальный набор продуктов, которые ребенок должен получать каждый день. В этот набор обязательно входят фрукты или натуральный сок. Но режим питания в детских садах может быть разным. Фрукты и соки можно давать на второй завтрак, а если он не предусмотрен, то на основной завтрак или на полдник.Обед
Обед в детском саду обычно состоит из четырех блюд. Начинается он с салата – из свежей капусты или моркови, помидор, огурцов и т.д. Изредка можно давать салат из вареной свеклы, но злоупотреблять этим не стоит. Затем подается суп или борщ. На второе – обязательно мясное или рыбное блюдо с гарниром. Это могут быть котлеты, гуляш, поджарка, кусочки жареной рыбы. На третье – компот из или свежих фруктов. К обеду подается хлеб, обычно черный. В старших группах детям предлагают на выбор черный и белый хлеб.Рыба должна быть без костей.
Полдник
На полдник в садиках подают творог в разных вариантах – со сметаной, с изюмом, в виде сырников или запеканки. В садиках общеразвивающего вида с 12-часовым графиком работы несколько раз в неделю дается усиленный полдник, в который может входить, например, мясная запеканка. В некоторые дни детям можно предложить фруктовое пюре, сладкий плов, фруктовый суп или просто булочку с кофейным напитком, молоком или чаем.Ужин
Если в садике предусмотрен ужин, дети получают кашу, творожную запеканку (если ее не было на полдник), картофельное пюре с добавками, а также чай, молоко или сок. В круглосуточных санаторных садиках детям примерно за час до сна дают йогурт, молоко или кефир.Пример меню
Завтрак:- каша манная;
- кофейный напиток;
- булка с маслом.
Второй завтрак;
- печенье;
- сок.
Обед;
- салат из свежей капусты;
- свекольник;
- рыба по-польски;
- компот из сухофруктов;
- хлеб.
Полдник:
- запеканка творожная;
- чай.
Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах) и энергии с учетом возраста, состояния здоровья и условий их воспитания (см.
Табл. 4).
Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет и детей от 4 до 7 лет составляются отдельные меню. Питание в этих группах детей различается по количеству продуктов, объему суточного рациона и величине разовых порций, а также по особенностям кулинарной обработки продуктов.
Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10 часов (дневное пребывание), получают 3-разовое питание, которое обеспечивает примерно 75-80% суточной потребности детей в нутриентах. Завтрак составляет 25% суточной калорийности, обед - 40% и полдник - 15% (ужин - 20% - ребенок получает дома).
Для детей, находящихся в дошкольном учреждении 12-14 часов (удлиненный день), можно организовать как 3-, так и 4-разовое питание. В первом случае (если дети находятся в учреждении 12 ч) их питание состоит из завтрака (15% суточной калорийности), обеда (35%) и полдника (20-25%).
Для детей, находящихся на круглосуточном пребывании, а также при удлиненном дне с 14-часовым пребыванием, предусматривается 4-й прием пищи - ужин, составляющий 25% калорийности суточного рациона. Калорийность полдника при этом должна быть 10-15%.
В дошкольном учреждении составляется конкретное меню на каждый день. Важно соблюдать в рационах детей правильное соотношение основных пищевых веществ - принцип сбалансированного питания. В рационах детей дошкольного возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Недостаточное, избыточное или разбалансированное питание может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка.
При недостаточном питании отмечается плохая прибавка массы тела, снижение физического развития ребенка, ухудшение иммунологической защиты, что способствует возникновению заболеваний и более тяжелому их течению. При избыточном питании наблюдается излишняя прибавка массы тела, развитие ожирения, возникает ряд обменных заболеваний, отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и других систем. Необходимо постоянно стремиться к сохранению в рационах детей оптимальных количеств белков, жиров и углеводов и правильному их соотношению, не допуская нарушений даже в отдельные дни.
Таблица 4. Потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии*
Пищевые вещества | 1-3 года | Возраст детей | 3-7 лет |
Белки, г | 53 | 68 | |
в т.ч. животные | 37 | 45 | |
Жиры, г | 53 | 68 | |
в т.ч. растительные | 7 | 9 | |
Углеводы, г | 212 | 272 | |
Минеральные вещества, мг | |||
Кальций | 800 | 900 | |
Фосфор | 800 | 1350 | |
Магний | 150 | 200 | |
Железо | 10 | 10 | |
Витамины | |||
Bi, мг | 0,8 | 0,9 | |
В2, мг | 0,9 | 1 | |
Be, мг | 0,9 | 1,3 | |
В12, мкг | 1 | 1,5 | |
РР, мг | 10 | 11 | |
С, мг | 45 | 50 | |
А, мкг | 450 | 500 | |
Е, ME | 5 | 7 | |
D, мкг | 10 | 2,5 | |
Энергетическая ценность, ккал | 1540 | 1970 |
" Утверждена Главным санитарным врачом СССР 28.05.91 г. №578691.
Одни продукты, входящие в этот набор, включаются в рацион ребенка ежедневно, другие - дети могут получать через день или 2 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, а через 2-3 дня, но необходимо следить, чтобы все положенное количество продуктов было израсходовано за 10 дней.
При составлении меню для питания детей в детском дошкольном учреждении соблюдается правильное распределение продуктов в течение дня, основанное на физиологических особенностях пищеварения детей дошкольного возраста. Так, учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют для переваривания большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо и рыбу, рекомендуется давать в первой половине дня - на завтрак и обед. На ужин следует давать молочные, овощные и фруктовые блюда, т.к. молочно-растительная пища усваивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются.
Указанные требования к составлению меню в дошкольных учреждениях отражены в утвержденных нормах натуральных наборов продуктов. В них отсутствует разница в количестве белковосодержащих продуктов для детей с дневным и круглосуточным пребыванием. Разница имеется только в количестве молока, овощей, круп, фруктов. В дневных группах их количество уменьшено по сравнению с группами круглосуточного и удлиненного пребывания.
Составляя меню, в первую очередь следует продумать состав обеда, для приготовления которого расходуется максимальное количество мяса, рыбы, овощей. Как правило, норма мяса полностью расходуется на обед, в основном в качестве второго блюда. Для вторых блюд, кроме говядины, можно использовать нежирную свинину, баранину, мясо кур, кролика, субпродукты (в виде суфле, котлет, биточков, гуляша в отварном, тушеном виде и др.).
Выбор первых блюд в питании дошкольников не ограничен - можно использовать различные супы на мясных, рыбных и куриных бульонах, супы вегетарианские, молочные, фруктовые.
Учитывая необходимость широкого использования в питании детей различных овощей (как в свежем, так и в вареном виде), в состав обеда обязательно должен быть включен салат, преимущественно из сырых овощей, желательно с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты (например, готовить тертую морковь с яблоками, салат из свежей капусты с черносливом и т.п.).
В качестве третьего блюда лучше давать детям свежие фрукты или соки, свежие ягоды, а при их отсутствии - компоты из свежих или сухих фруктов, а также консервированные фруктовые или овощные соки, фруктовые пюре (для детского питания).
На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с овощами или фруктами (овсяная, манная или рисовая с морковью, черносливом, курагой, изюмом и др.), овощные блюда (морковь в молочном соусе, овощное рагу, тушеная капуста, свекла, овощная икра), крупяно-овощные блюда (голубцы с рисом, морковные котлеты, различные запеканки), блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), яичные блюда (омлет, омлет с томатами, картофелем и т.п.), неострые сорта сыра. На завтрак дети могут получать детские сосиски или сардельки, вымоченную сельдь, паровую или отварную рыбу. Из напитков на завтрак обычно дают злаковый кофе на молоке, чай с молоком, молоко; на ужин - молоко, кефир, реже - чай с молоком.
На завтрак и на ужин желательно, также как и на обед, давать детям салаты из свежих овощей и фруктов.
Полдник обычно состоит из двух блюд - молочного (кефир, ряженка, молоко, йогурт, биокефир и др.) и выпечки или кондитерских изделий (печенье, вафли, пряники). Желательно в состав полдника включать разнообразные свежие фрукты и ягоды. Для детей, находящихся на 3-разовом питании при удлиненном дне, в состав полдника можно включать овощное или крупяное блюдо (запеканка, пудинг) или блюдо из творога.
При составлении меню особое внимание обращают на разнообразие блюд в течение дня и всей недели, следят, чтобы одно и то же блюдо не повторялось не только в этот, но и в ближайшие дни. Необходимо, чтобы в течение дня ребенок получал два овощных блюда и только одно крупяное. В качестве гарниров ко вторым блюдам надо стремиться давать овощи, а не крупы или макаронные изделия. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд. Например, из говядины можно приготовить не только котлеты, но и суфле, гуляш, мясо-картофельные и мясо-овощные запеканки.
Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-раскладки, в котором перечисляются все блюда, входящие в дневной рацион, их выход (масса каждой порции), расход продуктов для приготовления каждого блюда (записывается дробью: в числителе - количество продукта на одного ребенка, в знаменателе - количество данного продукта на всех детей, получающих питание).
Меню для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием расхода продуктов должна быть раздельной. Необходимо строго фиксировать количество детей каждой возрастной группы, присутствующих в учреждении на данное число.
Для определения выхода блюда учитывают потери при холодной и горячей кулинарной обработке продуктов, а также привар некоторых готовых блюд, пользуясь специальными таблицами.
Большую помощь в составлении рационов питания в дошкольном учреждении оказывают специально разработанные перспективные недельные, десятидневные или двухнедельные меню, которые позволяют добиться большего разнообразия блюд и исключают трудоемкий процесс ежедневного составления меню.
В некоторых дошкольных учреждениях такие перспективные меню разработаны на разные сезоны года.
Кроме перспективных меню, в дошкольном учреждении необходимо иметь специально разработанные картотеки блюд, в которых указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов, их соотношение и энергетическая ценность. Использование этих карточек позволяет при необходимости заменять одно блюдо другим равноценным ему по составу и калорийности.
При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими равноценными по содержанию основных пищевых веществ, в первую очередь белка. Для правильной замены продуктов пользуются специальной таблицей замены продуктов по основным пищевым веществам, утвержденной Минздравом РФ. Например, 100 г рыбы можно заменить говядиной, которой следует взять 87 г, но при этом из суточного рациона ребенка следует исключить 1,5 г масла, т.к. мясо содержит больше жира, чем рыба.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания. Время приема пищи должно быть постоянным и соответствовать физиологическим особенностям детей разных возрастных групп.
Строгое соблюдение часов приема пищи обеспечивает выработку условного пищевого рефлекса на время, т.е. выделение пищеварительных соков и хорошее усвоение принятой пищи. При беспорядочном кормлении детей пищевой рефлекс у них угасает, снижается аппетит и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения.
У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжается примерно 3-3,5 ч. К концу этого периода происходит опорожнение желудка и у ребенка появляется аппетит. Поэтому дошкольники должны получать питание не менее 4 раз в сутки с интервалами между отдельными кормлениями 3-3,5-4 ч.
Наиболее физиологичным является следующий режим питания:
Завтрак 7.30 - 8.30
Обед 11.30-12.30
Полдник 15.00-16.00 Ужин 18.30 -20.00
Режим питания детей в детских дошкольных учреждениях устанавливается в зависимости от длительности пребывания в них детей. В детских учреждениях с дневным пребыванием детей (в течение 9-10 ч) дети получают 3-разовое питание:
Завтрак 8.30 Обед 12.00-12.30 Полдник 16.00
Ужин (в домашних условиях) 19.00 - 20.00
Дети, находящиеся на продленном дне (12-14 ч) или на круглосуточном пребывании, получают 4-разовое питание. При этом завтрак и другие приемы пищи несколько сдвигаются на более раннее время:
Завтрак 8.00 Обед 12.00 Полдник 15.30 Ужин 18.30-19.00
В круглосуточных группах детям целесообразно перед ночным сном в 21.00 дать стакан кефира или молока.
Часы приема пищи в дошкольных учреждениях должны точно соблюдаться. Отклонения от установленного времени могут допускаться только в исключительных случаях и не более чем на 20-30 мин. Поэтому заведующие дошкольными учреждениями должны уделять максимальное внимание правильной организации работ на пищеблоке и своевременному поступлению пищи в детские группы. Нельзя допускать перерывов в питании. Каждое новое блюдо ребенок должен получить сразу после того, как он съел предыдущее. Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25-30 мин, во время завтрака и ужина - 20 мин, во время полдника - 15 мин.
Одним из важных моментов режима питания является запрещение давать детям в промежутках между кормлениями какую-либо пищу, в первую очередь различные сладости, печенье, булочки. На это надо обращать особое внимание обслуживающего персонала и родителей.
Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточного и разового объема пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, уровню его физического развития и состоянию здоровья. Излишне большие порции пищи приводят к снижению аппетита, могут вызвать нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Маленькие объемы не вызывают чувства насыщения.