Как и где проверить зрение у ребенка? Особенности зрения у грудных детей

Зрение является не только важным органом чувств, но и незаменимым источником познания окружающего мира. Ведь знакомство с любым объектом начинается с установления визуального контакта.

Лежащий в колыбели младенец получает представление о предметах, внимательно разглядывая их. На первых порах он еще не может добраться до интересующих его объектов, потрогать их или попробовать на вкус. Эти умения приходят позже. Таким образом, хорошее зрение является неотъемлемой составляющей полноценного развития ребенка. Контроль его остроты может осуществляться в домашних условиях. В этом родителям поможет таблица для проверки зрения у детей, приведенная в данной статье.

Зрение малышей до трех лет

Свою первую проверку зрения младенец проходит, едва появившись на свет. Неонатолог осматривает глазки новорожденного без применения специальных приборов. Подобную проверку сложно назвать полноценной, однако она позволяет определить врожденные аномалии и патологии развития глаз. Наиболее пристальное внимание уделяется недоношенным детям и младенцам, перенесшим тяжелые роды. При выявлении каких-либо отклонений, неонатолог дает направление к офтальмологу. Плановые проверки зрения у окулиста на первом году жизни крохи осуществляются в 3, 6 и 12 месяцев.

Оценить остроту зрения младенца родители могут и в домашних условиях, наблюдая за его поведением при демонстрации различных объектов. Зрачки двухмесячных малышей реагируют на свет, а глаза следят за движущимся на некотором расстоянии предметом. В три месяца крохи различают лица родных людей и фиксируют взгляд на различных объектах. Полугодовалые младенцы узнают знакомые предметы, расположенные на различном расстоянии от него. К своему первому дню рождения они начинают видеть мелкие объекты с метрового расстояния. К двум годам дистанция увеличивается до 2,5 метров.

Комаровский Евгений Олегович, детский врач высшей категории: «В 2-3 месяца ребенок уже способен фиксировать взгляд, следить за мамой. То есть сам факт того, видит младенец или нет, понятен любому взрослому. Однако самостоятельно определить остроту зрения грудного ребенка родители не в силах. Вполне очевидно, что в первые месяцы жизни она на порядок ниже, чем у взрослых. Поэтому осмотр окулиста в возрасте около года всегда желателен. На этом этапе можно адекватно оценить состояние органов зрения. Другой вопрос: что зависит именно от нас? Нужно стараться, чтобы предметы, которые мы подносим ребенку, находились от него на расстоянии 40 см. Тогда малышу не придется напрягать глаза, чтобы рассмотреть их. Игрушки должны быть достаточно яркими и крупными. Тогда ребенку будет удобнее за ними наблюдать».

Проверка зрения у дошкольников

Таблица Орловой для проверки зрения у детей оптимально подходит ребятишкам от трех лет. Поскольку дошкольники в совершенстве не владеют алфавитом, буквы в ней заменены на простые и понятные картинки:

Таблица состоит из 12 рядов картинок, размер которых уменьшается сверху вниз. В левом столбце указано расстояние, с которого здоровый ребенок должен видеть ту или иную строку. Оно обозначено буквой D (дистанция) и выражено в метрах. В правой части таблицы указана острота зрения, которая скрывается под буквой V (visus). Находясь на расстоянии 5 метров от таблицы, ребенок должен хорошо различать ее 10 строку. В этом случае острота его зрения равна 100%. Если с пятиметровой дистанции ребенок различает лишь первую строку то результат равен 0,1 или 10%. И так по нарастающей.

С помощью «таблицы Орловой» родители могут проверять зрение дошкольника в домашних условиях. Для этого достаточно распечатать ее на листе формата А4, закрепить на уровне глаз ребенка и обеспечить хорошее освещение. Ввиду небольшого размера таблицы дошкольника следует расположить на расстоянии 2,5 метра от нее. Что нужно сделать перед проверкой? Рекомендуется заранее познакомить ребенка с изображениями на таблице. Это поможет родителям убедиться в том, что дошкольник знает все картинки и правильно называет их.

Кристина, мама трехлетнего Владислава: «Решила протестировать зрение ребенка в домашних условиях по таблице Орловой. Скачала ее из Интернета, распечатала, повесила на стену, отвела сына на нужное расстояние и стала показывать картинки. При этом мне даже не пришло в голову заранее обсудить с ним изображения, назвать их. С верхней строчкой у нас проблем не возникло: звезду и грибок сын различил с ходу. А вот на втором ряду начались заминки. Ребенок не знал, как правильно назвать кольцо и поэтому просто молчал. Я сначала заволновалась, а потом поняла в чем проблема. В итоге сели с сыном и обсудили все символы. Результат следующей проверки меня приятно удивил».

Как проверять зрение ребенка по таблице? Необходимо отвести дошкольника на нужное расстояние и попросить его закрыть один глаз рукой. Далее нужно поочередно указывать на картинки, начиная с верхнего ряда и постепенно спускаясь вниз. Не стоит требовать от ребенка называть все изображения в ряду, достаточно будет одного-двух. Если на каком-либо столбце дошкольник споткнулся и неверно назвал символ, следует дать ему вторую попытку. При повторной ошибке, необходимо вернуться на строчку вверх. Результат оценивается по тому столбцу, на котором ребенок увидел все изображения (допускается лишь одна ошибка с последующим исправлением). Далее следует закрыть второй глаз и повторить ту же процедуру. При проведении проверки важно следить, чтобы ребенок не щурился и раздумывал над ответом не более 5 секунд.


Проверка зрения у школьников

Когда ребенок идет в школу, остроту его зрения начинают проверять по другой таблице. Она подразумевает знание алфавита. Таблица окулиста для проверки зрения школьника выглядит следующим образом:




Принцип проверки остается тем же. Школьника отводят на расстояние 5 метров от таблицы и просят закрыть один глаз. С этой дистанции ребенок должен назвать десятую по счету строчку. Отсутствие ошибок свидетельствует о 100% зрении. Проверять зрение по этой таблице также можно в домашних условиях, распечатав ее на листе формата А4 и расположив ребенка на расстоянии 2,5 метра.

Таким образом, способ проверки остроты зрения напрямую зависит от возраста ребенка. Если младенцам до года необходимо пройти три плановых приема у офтальмолога, то для деток постарше подойдет домашняя диагностика. Таблица Орловой с простыми и понятными иллюстрациями станет лучшей помощницей родителей дошкольников в этом вопросе. После знакомства ребенка с алфавитом можно будет перейти к стандартной таблице окулиста, привычной для большинства взрослых людей.

Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!

Рост и вес ребенка 3 месяцев

К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 3 месяца:

Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;

Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;

Почти выпрямлять руки;

Узнавать близких людей и просто знакомых;

Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;

Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.

Развитие ребенка в 3 месяца

Игрушки для ребенка трех месяцев

Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.

Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.

Зрение ребенка 3 месяцев

С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.

Слух ребенка в 3 месяца

Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.

Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр

Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:

Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.

Сделайте ребенку комбинированную прививку от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.

Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.

Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет

Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?

Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.

Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.

Упражнения для детей трех месяцев

1. Ходьба

В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.

2. Разведение бедер

Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.

3. Ползание

Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.

Что делать, если:

- у ребенка появилась сыпь

В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.

Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.

Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.

Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.

- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках

Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.

Нравится

Зрение является одним из пяти органов чувств человека. С его помощью человек получает информацию об окружающем его мире, распознает предметы и их расположение в пространстве. Важность высокого уровня зрения нельзя переоценить, ведь с плохим зрением жизнь человека очень усложняется. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, так как уменьшение остроты зрения может стать серьезным препятствием на пути полноценного развития ребенка.

Зачем нужна проверка?

Начиная с самого периода новорожденности, детям необходимо производить регулярную проверку зрения у врача-офтальмолога. Это необходимо делать в профилактических целях, чтобы не допустить в дальнейшем у ребенка нарушений или ухудшения зрения.

Заболевания глаз во многих случаях имеют тенденцию к прогрессированию. Например, миопия (или близорукость), как правило, может интенсивно развиваться у детей в школьные годы, когда зрительная нагрузка на глаза усиливается. Также нередким заболеванием является и у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Поэтому родителям необходимо предпринять все меры, чтобы как можно скорее улучшить ребенку остроту зрения и не допустить развития слепоты. Как правило, прогрессирующая близорукость приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки, что существенно снижает остроту зрения.

Проверка зрения у новорожденных происходит по следующему графику:

  • Впервые глаза ребенка осматривает врач-офтальмолог в первые часы после рождения. С особым вниманием проверяются недоношенные дети, дети с врожденными патологиями или родовыми травмами, новорожденные после тяжелых родов, так как именно у этой категории детей чаще всего проявляются кровоизлияния или патологии сетчатки.
  • Первая проверка у врача-офтальмолога у этой категории детей обычно назначается через месяц после рождения, если есть показания.
  • Здоровый ребенок впервые обследоваться в офтальмологическом кабинете должен через 3 месяца после рождения.
  • Следующий осмотр у здорового ребенка осуществляется в 6 месяцев, и затем в 12 месяцев.

В 12 месяцев у ребенка впервые определяют остроту зрения. В норме она равняется 0,3–0,6 диоптриям.

Таблицу для проверки зрения у детей разработала Орлова. Данная таблица применяется для детей дошкольного возраста, которые еще не научились считать

Картинки для проверки зрения вы найдете .

Существующие таблицы для проверки зрения

Таблица Головина

В современное время создано немало вариантов таблиц для проверки остроты зрения у детей.

Первой таблицей, по которой у ребенка проверяют зрение, как правило, становится таблица Орловой. По этой таблице проводят исследование зрения детям с 3-х лет, когда они еще не научились читать и писать. В этой таблице вместо букв используются картинки, которые ребенку хорошо знакомы и которые он без труда сможет назвать.

Для проверки остроты зрения у детей более старшего возраста используются уже таблицы с печатными буквами. На территории стран СНГ чаще всего применяют таблицу Сивцева или Головина. Существует, также, их иностранный аналог таблица Снеллена.

Во многих таблицах определение остроты зрения осуществляется на расстоянии не менее 5 метров. Эта дистанция выбрана офтальмологами по той причине, что у глаза с нормальной рефракцией (так называемой, эмметропией) на этом расстоянии точка ясного видения находится как бы в бесконечности и на сетчатке, таким образом, собираются параллельные лучи, образуя сфокусированное, четкое изображение.

Читайте также про визометрию глаза в .

Таблица Сивцева

Таблица Сивцева является наиболее распространенной таблицей на территории бывшего СССР, которая применяется для проверки остроты зрения у детей.

Свое имя таблица получила в честь советского врача-офтальмолога Д.А. Сивцева. Таблица Сивцева активно применяется для обследования зрения у детей и взрослых пациентов в современное время.

При нарушениях зрения положение фокусной точки изменяется. Например, при близорукости фокусная точка находится перед сетчаткой, а при дальнозоркости фокусная точка смещается за сетчатку. Таким образом, изображение не фиксируется в центре сетчатки и предметы кажутся размытыми и нечеткими.

Как правило, рефракционные отклонения влияют на остроту зрения и требуют коррекции. Чем сильнее рефракция отклоняется от нормы, тем более уменьшается острота зрения. Однако, при этом между этими значениями нет прямой зависимости. Если рефракция в норме, но при этом пациент плохо видит, это может говорить о возможном снижении прозрачности оптических сред глаза. Например, у пациента могут проявляться симптомы амблиопии, катаракты с помутнением хрусталика или роговицы.

В правой колонке обозначена острота зрения пациента, если он находится от таблицы на расстоянии 5 метров. Эти значения помечены знаком “V=…”. Остротой зрения в профессиональной терминологии врачей-офтальмологов называется способность глаза увидеть и различить две удаленные точки при минимальной дистанции между ними.

В офтальмологии принято правило, что глаз с нормальной остротой зрения может различить две удаленные точки с угловым расстоянием между ними равным 1 угловой минуте (1/60 градуса).

Нормальная острота зрения человека соответствует показателю V=1.0, то есть человек со 100%-ым зрением должен быть способен различать печатные знаки первых 10 строк. Однако, некоторые обследуемые могут иметь остроту зрения, которая больше нормы, например, 1,2, 1,5, или даже 3,0 и более. При аномалиях рефракции (близорукость, дальнозоркость), астигматизме, глаукоме, катаракте и иных нарушениях зрениях, острота зрения обследуемого уменьшается ниже нормы и приобретает значения 0,8, 0,5 и ниже.

В таблице Сивцева значения остроты зрения в первых десяти строчках отличаются шагом в 0,1, последние две строчки – в 0,5. В некоторых нестандартных вариантах таблицы Сивцева используются, также, дополнительно 3 строчки со значениями остроты зрения от 3,0 до 5,0.

Но эти таблицы, как правило, не применяют в офтальмологических кабинетах современных клиник.

Читайте также о компьютерной периметрии глаза в .

Острота зрения по таблице Сивцева проверяется по следующей инструкции:

  • Пациент должен находиться от таблицы на расстоянии 5 метров. Исследования проводятся для каждого глаза отдельно.
  • Правый глаз необходимо крепко закрыть ладонью, так, чтобы он не мог видеть букв в таблице. Вместо ладони можно использовать кусок плотного материала (например, картон или пластик). Таким образом, обследуется острота зрения левого глаза.
  • Строки необходимо читать по порядку, слева направо, сверху вниз. На распознавание знака отводится не более 2-3 секунд.

Определение остроты зрения по таблице Сивцева довольно простое. Пациент, как правило, имеет нормальную остроту зрения, если смог корректно прочесть буквы в рядах с V=0,3-0,6. Допустима только одна ошибка. В рядах, находящихся ниже V=0,7 допустимо не более двух ошибок. Численное значение остроты зрения соответствует численному значению V в последнем ряду, в котором не были допущены ошибки сверх нормы.

При помощи этой таблицы определяется только близорукость. Дальнозоркость по таблице Сивцева не определяется. То есть если обследуемый будет видеть все 12 строк на расстоянии 5 метров, это не означает, что он страдает дальнозоркостью. Это говорит об остроте зрения выше среднестатистической нормы.

Если результат теста будет неудовлетворительным и будет выявлено отклонение от нормы, то возможной причиной снижения остроты зрения у ребенка может быть аномалия рефракции. В этом случае необходимо последующее определение рефракции.

Таблица Снеллена

таблица Снеллена

Таблица Снеллена (Snellen chart) является одной из популярных таблиц для проверки остроты зрения у детей. В современное время эта таблица особенно распространена на территории США.

Таблица Снеллена была разработана в 1862 году голландским врачом-офтальмологом Херманном Снелленом. Русским аналогом этой таблицы является таблица Сивцева.

В состав таблицы входит стандартный набор строк, состоящих из латинских букв, которые называют оптотипами (test types). Размер букв, также, как и в таблице Сивцева, уменьшается с каждой строкой в направлении вниз.

В верхней строке таблицы Снеллена расположены самые крупные символы, которые способен прочитать человек с нормальной остротой зрения на расстоянии 6 метров (или 20 футов). Последующие, нижние строки человек со 100%-ым зрением способен различить на дистанции 36, 24, 18, 12, 9, 6 и 5 метров соответственно. В традиционной диаграмме Снеллена, как правило, напечатаны 11 строк. Первая строка состоит из самой большой буквы, которой может быть E, H, N, или A.

Зрение обследуемого по таблице Снеллена проверяется следующим образом :

  • Обследуемый располагается на дистанции 6 метров от таблицы.
  • Ладонью или каким-либо плотным материалом закрывает один глаз, другим читает буквы в таблице.

Острота зрения обследуемого проверяется обычно по показателю самого маленького ряда, который был прочитан без ошибок на расстоянии 6 метров.

Как правило, если человек с нормальной остротой зрения способен различить один из нижних рядов на расстоянии 6 метров, то значение остроты зрения равняется 6/6. Если обследуемый в состоянии различить только строки, расположенные выше строки, которую человек с нормальной остротой зрения способен прочесть на расстоянии 12 метров, то острота зрения такого пациента равна 6/12.

Таблица Орловой

Таблица для проверки зрения Орловой применяется для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста. В этой таблице имеются строки со специальными картинками, размер которых становится меньше с каждой строкой в направлении сверху вниз.

Таблица Орловой

В левой стороне таблицы, рядом с каждой строкой указывается расстояние, с которого ребенок с нормальной остротой зрения способен различить символы.

Вариация таблицы Орловой

Расстояние помечено символом “D=…”. В правой стороне таблицы указывается острота зрения, если ребенок распознает их на дистанции 5 метров.

Зрение считается нормальным, если ребенок способен распознать каждым глазом картинки десятой строки с расстояния 5 метров.

Если острота зрения у ребенка снижена, и он не способен распознать знаки десятой строки, то его приближают к таблице на расстояние 0,5 метра и просят назвать символы верхнего ряда. Острота зрения ребенка определяется по той строке, в которой ребенок сможет правильно назвать все символы.

Перед обследованием желательно ребенку показать картинки, чтобы он понял, что от него требуется и попросить произнести вслух названия картинок.

Таблица Головина

Таблица Головина является, также, достаточно распространенной таблицей для проверки остроты зрения у детей. Как и таблица Сивцева, она используется преимущественно в странах СНГ. Таблица получила свое название в честь известного врача-офтальмолога С. С. Головина, жившего на территории СССР.

В отличие от таблицы Сивцева, в этой таблице вместо печатных букв используются символы – кольца Ландольта. Строк в , также, двенадцать и кольца, напечатанные в этих строках, уменьшаются в размере с каждой строкой в направлении вниз. Эти кольца имеют равную и одинаковую ширину в каждой строке.

таблица зрения Головина

Показатели остроты зрения указаны в правой стороне таблицы и помечены символом «V=…».

В традиционной таблице Головина возможно определение остроты зрения в интервале 0,1-2,0. Первые 10 строк, как и в таблице Сивцева, отличаются шагом в 0.1, остальные два – в 0,5. В некоторых вариантах таблиц дополнительно используются три лишних ряда для определения остроты зрения выше среднестатистической нормы. Эти строки отличаются шагом в 1,0.

В левой стороне таблицы указывается расстояние в метрах, с которого человек с нормальной остротой зрения способен распознать символ в данной строке. Оно отмечается символом “D=…”.

Острота зрения определяется на расстоянии 5 метров отдельно для каждого глаза.

Видео

Выводы

В детском возрасте никогда не стоит игнорировать офтальмологические обследования, поскольку именно в этом возрасте могут быть впервые обнаружены серьезные глазные заболевания, которые с течением времени способны привести к заметному ухудшению зрения и даже к слепоте, что может сильно препятствовать нормальному развитию ребенка. Сейчас созданы разные , по которым определяют и качество периферического зрения, и остроту, и другие показатели. Особенно с тем учетом, что сейчас активно набирает обороты такое заболевание, как .

Зрение помогает детям более подробно познавать окружающий мир. Однако зрительная система довольно хрупкая, уязвимая, и не всегда ребенку удается сохранить хорошее зрительное восприятие, а у некоторых малышей оно имеет врожденные отклонения. Развитию нарушений способствует множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой статье мы расскажем, как проверить зрение ребенка, что делать, если обнаружены отклонения.


Детское зрение - особенности

Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.

Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно дальнозоркости, и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.

Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.




Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».

Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло - скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.

С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.



Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.

Именно поэтому так важно ограничивать просмотр телевизора, игры за компьютером, а также любую нагрузку на зрение. Если родители внимательно и правильно относятся к профилактике проблем со зрением, то к 6-7 годам зрительный аппарат ребенка становится достаточно крепким, малыш готов к школе и предстоящим там учебным нагрузкам.


К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.


Как проверить?

Всем без исключения малышам проводят первую проверку зрения еще в родильном доме.Осмотр этот носит поверхностный характер, его проводят без специального офтальмологического оборудования. Такая диагностика позволяет увидеть грубые врожденные пороки органов зрения - катаракту, ретинобластому, глаукому, птоз. Значительно сложнее на таком осмотре увидеть такие врожденные патологии, как атрофию зрительного нерва и ринопатию недоношенных. Остальные заболевания на первом осмотре увидеть практически невозможно.

Плановые посещения офтальмолога предусмотрены в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 и 12 месяцев. На этих осмотрах доктор уже сможет оценить состояние глазного дна, способность зрачка сокращаться при попадании на него луча света, а также выявить некоторые патологии, которые остались незамеченными в роддоме. В первый год жизни родители не хуже любого врача могут заподозрить проблемы со зрением у своего чада.



Главное - внимательно наблюдать за ребенком. Если в 3-5 месяцев он не фокусирует взгляд на игрушке, если его глазки «дергаются» относительно центра вверх-вниз или влево-вправо, если к этому возрасту малыш не узнает лица родных, то это повод обратиться к офтальмологу внепланово.

Для детей от 6 месяцев до года врачи используют специальные полосатые таблички. Один глаз ребенка мама закроет своей рукой, а доктор покажет белую табличку, половина которой заполнена черными полосками. В норме кроха должен начать рассматривать именно эту полосатую часть. Потом такой же опыт проводят со вторым глазиком. Этот тест дает доктору возможность оценить, оба ли глаза реагируют на зрительный объект. Аппаратным методом врач изучит состояние глазного дна, сокращаемость зрачка.


У детей от двух лет оценивают более широкий спектр показателей нормальности зрения:

  • физическое состояние органов зрения;
  • синхронность движения глаз вслед за движущимся предметом;
  • наличие или отсутствие предпосылок к развитию косоглазия ;
  • фокусировка глаз на близком и отдаленном предмете;
  • глубина восприятия объемных пространственных предметов.

Ответы на эти вопрос даст осмотр органов зрения с применением специального оборудования, а также серия тестов. Для оценки объемности зрительной функции применяют поляризующие очки, для оценки остроты зрения - таблицу Орловой. На ней нет букв и сложных предметов, которые малыш еще в силу возраста не в состоянии понять. Есть знакомые ему простые изображения - уточка, слоник, звезда, елочка, чайник, самолетик и т. д.На просьбу доктора показать уточку или самолет, ребенок сможет отреагировать, если не движением руки в нужном направлении, так хотя бы направлением взгляда.


Опытному офтальмологу этой реакции будет вполне достаточно, чтобы понять, видит ли малыш нарисованные черно-белые изображения и различает ли их форму. Если на расстоянии пяти метров ребенок различает десятую строку сверху, то его зрение считается стопроцентным. Трудности могут возникнуть только с названиями предметов, потому что не каждый малыш сможет знать очертания чайника или автомобиля. Поэтому предварительно родителям рекомендуется дома, в спокойной обстановке обсудить с ребенком таблицу, показать ему все предметы и отчетливо назвать их.




На следующем возрастном этапе, в школьном возрасте, ребенку будут тестировать остроту зрения по таблице Сивцева. Это самая известная в России таблица, которая основана на изображении букв. В таблице 12 строк и всего 7 букв, которые повторяются в разном порядке - Ш, Б, Ы, К, М, Н, И.

Отличным считается результат, если ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров от таблицы. Уменьшение и увеличение количества увиденных строк сможет сказать врачу, какого типа нарушение зрения присутствует у ребенка и какая нужна коррекция. Следует отметить, что при помощи таблицы Сивцева невозможно установить дальнозоркость. Она определяет только наличие близорукости .

Еще одна популярная таблица для проверки зрения - таблица Головина. В ней нет ни букв, ни картинок, только незамкнутые кольца, повернутые в разных направлениях. Все кольца во всех 12 рядах имеют равную ширину, но с каждым рядом сверху в них они уменьшаются в размере. Напротив каждой строки указано расстояние, с которого человек в норме должен видеть изображение. Оно обозначается латинской буквой D.


Понятно, что доктор на основании одной только информации об увиденных пациентом предметах или буквах, ставить диагноз не будет.

Для диагностики болезней глаз у детей назначаются дополнительные исследования:

  • Диафаноскопия. Этот метод позволяет установить возможное помутнение внутренних сред глаза, а также обнаружить внутри глаза опухоли или инородные тела. Малышам обследование проводят под общим наркозом, детям среднего и старшего школьного возраста - под местным обезболиванием. Проводить обследование положено только в темном помещении. К глазному яблоку прижимают диафаноскоп и прижимают его с разной силой, перемещая по склере. Таким образом, удается увидеть интенсивность свечения зрачка. Если свечение затруднено или полностью отсутствует, это может говорить о патологическом уплотнении, о заболевании.
  • Тонометрия. Это обследование тоже проводят в условии стационара, обезболивая ребенку органы зрения или вводя его в состояние медикаментозного сна. Специальный прибор - тонометр при прижатии к глазкам, дает врачу представление об уровне внутриглазного давления.



  • Экзофтальмометрия. Этот метод позволяет установить выпячивание глаза из орбиты и таким образом диагностировать лимфомы, тромбозы и кровоизлияния, а также другие патологии органов зрения. Для этого офтальмолог использует специальный прибор, напоминающий линейку.
  • Аглезиметрия. Метод, позволяющий установить чувствительность роговицы глаза. Для этого ребенку со стороны виска доктор незаметно подносит к глазу кусочек ваты, расширяет веки и слегка касается глазного яблока. По выраженности реакции на такое прикосновения судят о степени чувствительности. Иногда врачи пользуются не ватой, а специальным набором диагностических волосков (по методу Самойлова).


  • Проба Веста. Этот метод позволяет уточнить состояние слезного мешка и проходимость носослезного канала. В глаза ребенку закапывают специальный контрастный состав колларгол или раствор флюоресцеина, носовые ходы закрывают ватными тампонами. Если на вате за отведенное время (не более 7 минут) появятся следы препарата, слезные пути проходимы.
  • Флюоресцеиновая проба. Этот метод позволяет выяснить, цела ли роговица, нет ли на ней механических повреждений. В глаз ребенку закапывают раствор флюоресцеина, а затем очень быстро промывают глаз физраствором. При помощи бинокулярной лупы и зеркала врач осматривает глаз. Места поражения будут окрашены контрастным веществом, закапанным ранее.

Существуют и другие тесты и методики обследования зрения, которые могут быть назначены ребенку в индивидуальном порядке, если первичный осмотр вызвал некие опасения у врача-офтальмолога.



Самостоятельная проверка

Многих родителей интересует, можно ли проверить остроту зрения ребенка в домашних условиях. В принципе, большого труда это не составит, хотя и большого объема информации из такого обследования родители не получат. Ответить на главный вопрос - видит ли малыш, можно и дома. А вот установить причину, по которой он видит недостаточно или не видит, в домашних условиях никак нельзя.


Зрение ребенка от 3 месяцев до года можно проверить при помощи яркой игрушки. Если ребенок следит за ней глазами, если он на расстоянии 1,5-2 метров видит игрушку в руке у мамы и реагирует на нее, этого вполне достаточно, чтобы заключить, что в целом малыш видит.

Для ребенка от 2 лет мама может распечатать на обычном листе формата А 4 таблицу Орловой. Показать и назвать на листе все предметы, и только потом, повесив лист на уровне глаз ребенка на расстоянии 5 метров от него, спрашивать, какой предмет вы показываете.


Нормой считается, если ребенок увидит каждым глазом все изображения десятой строки (отсчитывать сверху вниз). Допускается не более 1 ошибки. Проводить тестирование нужно в помещении, которое хорошо освещено, лучше всего при дневном свете. На раздумья ребенку дают не более 2-4 секунд, один глаз должен быть закрыт во время проверки второго. Важно, чтобы ребенок не щурился.

Школьника, который уже умеет читать и хорошо знает буквы, можно проверить аналогичным образом при помощи таблицы Сивцева. Ее также можно распечатать на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз на расстоянии 5 метров от ребенка. Один глаз закрывают повязкой из черной светонепроницаемой ткани, кусочком картона или пластика. Показывать буквы нужно с верхних рядов, опускаясь ниже.Если ребенок называет без ошибок все буквы в десятой строчке, проблем со зрением у него, скорее всего, нет.



Домашние проверки зрения не стоит устраивать слишком часто. Достаточно будет тестировать ребенка раз в 3-4 месяца. Пользоваться такими методиками особенно полезно, если у ребенка не выявлено глазных патологий на очередном осмотре у офтальмолога, но есть предпосылки для развития таких недугов:

  • генетический фактор - у мамы или папы плохое зрение;
  • особенности рождения - если малыш появился на свет недоношенным;
  • если в семье есть родственники, страдающие глаукомой.

Следует знать, что многие нарушения зрения развиваются в детском возрасте постепенно. При этом особых жалоб у малыша не будет, да и симптомы разглядеть будет сложно до тех пор, пока патология не даст о себе знать, а это происходит уже на конечных стадиях. Домашние тесты помогут вовремя заметить тревожные признаки. Если это произошло, не стоит откладывать визит к врачу-офтальмологу.


Заболевания у детей

Наиболее распространенные заболевания органов зрения среди детей:

  • Катаракта. При этом заболевании мутнеет хрусталик. В результате нарушается свечение в зрачке. Зрачок выглядит не черным, а сероватым. Недуг вызывает самые разнообразные варианты падения зрения вплоть до его полной потери. Врожденная катаракта обусловлена внутриутробными процессами формирования органов зрения на 8-10 неделе беременности. Приобретенная может быть обусловлена генетически, а также быть следствием травмы глаза, воздействия излучения. Лечится преимущественно хирургическим путем, причем не каждая разновидность катаракты может быть прооперирована в раннем детском возрасте.


  • Врожденная и приобретенная глаукома. При этом недуге повышается внутриглазное давление, нарушается отток жидкости из органов зрения. Сопровождается утратой остроты зрения, прогрессируя, может привести к атрофии зрительного нерва, полной слепоте. Заболевание лечится комплексно - с применением медикаментов и оперативного вмешательства. В большинстве случаев при своевременном обнаружении недуга, лазерной коррекцией можно улучшить зрение.
  • Ретинобластома. Это злокачественная опухоль сетчатки глаза, по проявлениям очень схожая с катарактой. Если заболевание выявляется рано, например, еще в роддоме или в первые месяцы после рождения ребенка, существует возможность сохранить и восстановить его зрение, подшив к склере специальную пластинку с радиоактивным материалом. Позднее выявление патологии предусматривает только одну форму лечения - полное удаление пораженного глаза.



  • Ретинопатия. Это поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще всего причиной становятся сосудистые нарушения, когда сосуды оболочки разрастаются и препятствуют нормальному кровоснабжению органов зрения. Если болезнь прогрессирует, ребенок постепенно утрачивает зрение вплоть до полной его потери. У недоношенных детей ретинопатия диагностируется еще в роддоме. У доношенных она может быть выявлена значительно позже. Лечится недуг консервативными методами и оперативно.
  • Атрофия зрительного нерва. При угасании функции зрительного нерва ребенок существенно теряет зрение, и его возвращение и сохранение находится под большим вопросом. При врожденном заболевании оно может быть полным, и зрение будет отсутствовать полностью. Но такое случается нечасто. Частичная атрофия дает шансы на сохранение зрительной функции в определенном объеме. Лечение зависит от места и степени поражения нерва. Чаще всего врачи назначают прием сосудистых препаратов.



  • Воспалительные недуги. Некоторое падение зрения у ребенка может наблюдаться и при воспалительных процессах. К таким состояниям относятся дакриоцистит (непроходимость слезных путей и воспаление слезного мешка), конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), блефарит (воспаление ресничной кромки век), кератит (воспаление роговицы глаза с появлением помутнения и изъязвления). Обычно прогнозы в этом случае довольно оптимистические - при грамотном и своевременном противовоспалительном лечении, болезнь отступает, и зрительные возможности восстанавливаются полностью. В определенных случаях, при запущенных заболеваниях, вернуть функцию полностью не удается, но в 99% случаев удается остановить ее падение.
  • Нистагм. Таким термином обозначаются непроизвольные движения глазных яблок. Часто в народе патологию называют «подергиванием глаз». Нередко нистагм является, по сути, проявлением и врожденной слабости зрения, и состоянием, связанным с поражением некоторых участков головного мозга. Излечению практически не поддается, но спазмолитики временно улучшают состояние ребенка.
  • Пигментный ретинит. Это наследственное заболевание, которое связано с постепенными дегенеративными изменениями в сетчатке. Довольно часто оно проявляется ухудшением зрения еще в детском возрасте. Коррекции заболевание практически не поддается. Известных способов лечения не имеет. Оно продолжает прогрессировать до тех пор, пока потеря фоторецепторов не становится критической и человек полностью лишается возможности видеть.




  • Косоглазие. С жалобами на возможное косоглазие родители малышей приходят к врачам чаще всего. Однако не всегда косоглазие является патологическим. Для детей раннего возраста даже при хорошем зрении некоторая «косость» считается вариантом физиологической нормы. Патология проявляется тем, что ребенку очень сложно сфокусировать взгляд на определенном предмете, поскольку его глаза не могут действовать синхронно. В большинстве случаев косоглазие удается скорректировать при помощи несложной операции. Часто врачи применяют стимуляцию светом. Однако косоглазие само по себе случается редко, чаще оно сопровождает такие распространенные нарушения, как миопию или дальнозоркость.
  • Близорукость (миопия). Близорукий малыш плохо различает объекты, которые находятся от него в удалении. Чем меньше расстояние, с которого маленький пациент видит предмет, тем больше стадия близорукости. Физиологически процесс объясняется тем, что изображение в результате фокусировки появляется не на сетчатке, что считается нормальным признаком здоровья органов зрения, а перед ней. Чаще всего миопия диагностируется у детей, испытывающих существенные нагрузки на зрение - у школьников, например.

Восстановить ребенку зрение при миопии - задача вполне посильная, хоть на это и потребуется немало времени. Для коррекции назначается ношение очков, контактных линз. В некоторых случаях возможно оперативное вмешательство, которое позволяет эффективно повысить зрение. Если близорукость незначительная, то ее часто удается «перерасти», а также устранить с помощью специальных эффективных упражнений.



  • Дальнозоркость (гиперметропия). При этом нарушении изображение у ребенка проецируется не на сетчатку, а в пространство за ней. Если недуг незначительный, то ребенок будет видеть несколько размыто предметы, находящиеся вблизи от него. При средней и тяжелой форме патологии, размытыми будут и объекты вдали, и предметы вблизи.

Небольшая детская дальнозоркость является обусловленной особенностями физиологии нормой для детей до 4-5 лет. Лечить такую гиперметропию обычно не надо, и проходит она сама по мере вырастания глазных яблок. Если заболевание развивается позже этого возраста или не проходит, то потребуется лечение с ношением очков, контактных линз, в некоторых случаях - даже хирургическая операция.


  • Астигматизм. Довольно редко эта патология бывает самостоятельной. Обычно она выступает в качестве сопровождения при близорукости или дальнозоркости. Зрение падает из-за нарушения механизмов фокусировки. Такое становится возможным при искривлении формы глазного яблока и хрусталика. Ребенок видит предметы расплывчатыми, поскольку изображение фокусируется в «стерео» – двойном эффекте. Для лечения ребенку назначают ношение очков. Довольно эффективным методом считается лазерная коррекция.

Существует масса других недугов, многие из которых обусловлены врожденными пороками развития органов зрения, зрительного нерва, сетчатки, роговицы.


Классификация нарушений

Классификация всех отклонений от нормальной зрительной функции основана на определении вида нарушения и степени его развития. В первую очередь доктор назначает все необходимые диагностические меры, чтобы выяснить, какое заболевание у ребенка имеет место быть. Затем он установит стадию.

По стадии нарушения все больные делятся на:

  • слепых (при полной утрате зрения, а также при утрате способности видеть, но сохранении возможности ощущать яркий свет или темноту);
  • частично слепых (при светоощущении и остаточном зрении);
  • тотально слепых (при отсутствии зрения вообще и всех возможностей светоощущения в частности);
  • слабовидящих (при зрении от 0,05 до 0,3).


Способность видеть две светящихся точки при минимальном расстоянии между ними - это и есть критерий оценки остроты зрения. Степень нарушения определяется в отношении отклонения от нормы, которая составляет 1,0. По этому критерию становится понятно, что народное определение «минус 3» – это не что иное, как миопия легкой степени, а «плюс два» – незначительная дальнозоркость.


Социальная адаптация детей с незначительными нарушениями не затруднена, ведь малыши с показателями от 0,3 и выше могут посещать обычные школы, учиться затем в университетах и даже служить в армии. При установленной степени нарушения от 0,05 до 0,3 ребенку придется учиться в специальной школе для слабовидящих. При зрении меньше 0,05 ребенок сможет посещать только специализированные школы для слепых и обучаться по особой методике.




Причины нарушений

Зрение у детей может начать снижаться в результате прогрессирования некоторых врожденных патологий. Именно поэтому так важно посещать офтальмолога регулярно и обследовать малыша, ведь положительные результаты прошлого осмотра не могут свидетельствовать о том, что и сейчас со зрением у ребенка все в порядке.


Приобретенные проблемы со зрением могут быть спровоцированы следующими причинами:

  • среды глаза утратили прозрачность;
  • ослабли глазные мышцы;
  • сетчатка поражена и не может выполнять своих функций;
  • зрительный нерв поражен;
  • произошли нарушения в корковом центре головного мозга.

Внести свои «коррективы» в нормальную работу органов зрения могут тяжелые вирусные инфекции и бактериальные поражения органов зрения. Не последнее место занимают и травмы глаз, а также черепно-мозговые травмы. Иногда родители сами «потворствуют» развитию нарушений - разрешают ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером, пользоваться гаджетами.



Симптомы и признаки

У каждого из перечисленных выше заболеваний имеется своя симптоматика, однако, есть общие симптомы снижения зрения, на которые внимательные родители просто обязаны обратить внимание. Ребенок с нарушением зрения может ни на что не жаловаться, но ощущать определенный дискомфорт он будет в любом случае. Поэтому в первую очередь изменятся поведение и привычки малыша.


Вот лишь некоторые признаки того, что у ребенка снижается зрение:

  • малыш начинает часто моргать, а когда ему очень интересен какой-то предмет или картинка, он может начать прищуривать один глаз;
  • когда ребенок смотрит на предмет, один его глазик несколько косит в другую сторону;
  • у ребенка не всегда получается сразу схватить нужный предмет, иногда он «промахивается»;
  • ребенок стал часто жаловаться на головную боль и усталость;
  • читать, рисовать и лепить малыш может только очень непродолжительное время, он быстро устает;
  • при обучении самостоятельному чтению малыш начинает водить пальцем по строкам в книге;
  • ребенок не реагирует на показанный издалека предмет, если он не издает никаких звуков;
  • на улице ребенок в возрасте от полутора лет и старше не видит летящих в небе самолетов, не замечает насекомых;
  • ребенок затрудняется с определением цветов;
  • в некоторых ситуациях, когда ребенок торопится или эмоционально возбужден, у него может быть нарушена координация движений.




Даже если у ребенка обнаруживается три и более симптомов из этого списка, это уже веский повод нанести внеплановый визит в кабинет врача-офтальмолога. Чем раньше выявляются глазные патологии, тем легче их лечить и корректировать.


Методы лечения

От большинства глазных болезней при вовремя обнаруженной проблеме удается избавиться еще в детстве. Современная медицина готова предложить массу способов исправления проблемы. Наиболее эффективные и частые в педиатрии следующие:

  • Лазерная коррекция. Это – не операция, а комплекс терапевтических процедур. Такое лечение позволяет приблизить к норме или полностью вернуть зрение при близорукости, дальнозоркости и некоторых формах астигматизма. Такому лечению прекрасно поддаются даже серьезные степени отклонений.




  • Фотостимуляция. При таком лечении на сетчатку глаза ребенка подаются разноцветные сигналы с заданным ритмом. Эти сигналы стимулируют скрытые ресурсы организма на более усиленный режим работы органов зрения. Это улучшает кровоснабжение сетчатки и глазного нерва, а также позволяет мозгу, точнее, той его части, которая отвечает за восприятие зрительных образов, формировать и усваивать новые нейронные связи. Такое лечение назначают при патологиях зрительного нерва, при глаукоме и после операции, при астигматизме и близорукости.


  • Магнитотерапия. Этот метод основан на способности магнитного поля благотворно воздействовать на процесс регенерации тканей. А потому такие физиопроцедуры назначают после операции на глазах, при воспалительных заболеваниях глаз, которые привели к снижению зрения, при кровоизлияниях внутри органов зрения, при травмах роговицы. Лечение магнитным полем эффективно при блефарите, конъюнктивите, при дистрофических изменения в сетчатке, при близорукости и нарушении аккомодации, а также при амблиопии.


  • Электростимуляция. Стимуляция зрения слабовидящих детей и детей с незначительными отклонениями от нормы при таком методе осуществляется за счет воздействия на зрительный нерв электрическими импульсами. При этом восстанавливается нервная проводимость, укрепляются глазные мышцы. За счет импульсного воздействия улучшается метаболизм, обмен веществ в органах зрения. Такую процедуру назначают при атрофии зрительного нерва, близорукости, при косоглазии.


  • Очки и линзы. Достаточно часто детям предписывается ношение очков с определенными диоптриями. Однако не всегда ребенку удобно и комфортно в очках, часто хочется скрыть дефект зрения, к тому же активный ребенок может потерять или сломать очки. Поэтому довольно часто родители задаются вопросом, с какого возраста можно носить контактные линзы. Мягкие и жесткие контактные линзы должен назначить врач, который примет решение о целесообразности их ношения в том или ином возрасте в индивидуальном порядке.

В медицине считается, что линзы можно носить с 14 лет. Однако современные врачи-офтальмологи более лояльно смотрят на эту проблему, и разрешают ношение мягких лечебных линз с 8-9 лет.

Зрение - одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще не достаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе, и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, - великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере. Если зрение нарушено, то не развивается или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно задерживаться в развитии. Таково следствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

Строение зрительной системы

Орган зрения условно можно разделить на три функционирующих системы - глаз или глазное яблоко (1), нервные волокна (проводящие пути) (2) и центры зрения в коре головного мозга (3). Глазное яблоко прочно защищено костями глазницы. Стенки глаза образованы тремя оболочками. Наружная - белочная оболочка (склера) - служит прочным чехлом для внутри расположенных структур. Передний отдел склеры прозрачный и немного выпуклый (роговица). Средняя оболочка - сосудистая. Она обеспечивает полноценное питание практически всех структур глаза. За роговицей сосудистая оболочка, образует радужку, которая имеет индивидуальную для каждого человека окраску и рисунок. В центре радужки расположено отверстие - зрачок, который служит диафрагмой при прохождении света внутрь глаза. За радужкой располагается фокусирующая линза - хрусталик, который вследствие изменения своей кривизны позволяет рассматривать близко и далеко расположенные предметы. Внутреннее пространство глаза заполнено желеобразной массой - стекловидным телом, создающим плотный каркас глаза. Третья, внутренняя оболочка глаза - сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные (ганглиозные) клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а так же помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и в силу того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (макуле, или желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда. Нервные клетки, центральные отростки которых образуют зрительный нерв, связаны с несколькими палочками. А вот каждой колбочке соответствует своя нервная клетка, что подчеркивает их значимость. Зрительный нерв содержит волокна нервных клеток и сосуды, питающие глаз. В месте его выхода из глаза зрительные клетки отсутствуют, поэтому из этого участка (слепое пятно) зрительная информация не поступает. Волокна зрительного нерва, частично перекрещиваясь, проходят в затылочную область, в зрительную кору мозга, где происходят сложнейшие процессы анализа полученной информации с формированием зрительного образа (той картинки, которую видит человек). Для наиболее комфортного функционирования глаз снабжен дополнительными образованиями (придатками): мышцами (которые осуществляют его движения), веками (которые впереди защищают его от вредных физических и химических воздействий), слезной железой (которая смазывает роговицу снаружи и удаляет с нее механические и инфекционные агенты), жировой тканью, расположенной около и позади глазного яблока (она выполняет роль амортизатора). Все выше сказанное говорит о сложнейшем и многоуровневом устройстве органа зрения. Какое-либо нарушение этой высокоточной работы приводит к изменению получаемого в итоге зрительного образа.

Развитие зрительной системы

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный - период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее). Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на "мобиле" или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года - острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей плохо формируется навык звуко- и словообразования. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. По-этому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: "Скажи это зайчик или слоненок?". Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению. В четырех-шести лет на орган зрения приходятся нагрузки соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях ("уроки" не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут. Во время "телесеанса" малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2-3 м. По возможности, следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30-40 минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует, так называемой "1,0", когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку (см. рис.). В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школе. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам, и ничто не мешало ее функционированию, очень важно в дошкольном возрасте проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений.

Контроль-с первых дней жизни

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика. Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру, так называемым, диафаноскопом (прибором похожим на фонарь) - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, - путь только один: - удаление пораженного глаза. Врожденная глаукома - заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутри-глазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения. Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.) Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур. При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся: -

  • нистагм - подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали "размытыми". Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение) верхнего века - недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).

Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Скрытая опасность

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей - в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов. Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать. Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные по-ражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение (см. выше), ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Что после роддома?

Если в родильном доме офтальмолог не осматривал ребенка, то важно провести осмотр в первые полгода его жизни. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, - когда ребенку исполнится полгода. Во время осмотра на приеме в кабинете офтальмолога ребенок грудничок должен лежать на пе-ленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгорит-му:

  1. Определение остроты (в 1 месяц - по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца - по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев - по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения. Поля зрения определяются ориентировочно - врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появле-ния реакции малыша на предмет.
  2. Вместе с тем проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоско-па и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
  3. Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения световой тени в просвете зрачка. Обычно исследование прово-дится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и направляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизон-тали и по вертикали. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза нач-нет светиться красным светом. Затем, медленно поворачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор отмечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (±0,5 Дптр) к более сильному, находят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не появляется. За-тем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокуляр-ного офтальмоскопа со специальными линзами. Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зри-тельные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например, ТРОПИКАМИД (МИДРИАЦИЛ, МИДРУМ) или 0,1% раствор АТРОПИНА. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать у детей любого возраста.

От 6 месяцев до 1 года

При отсутствии патологических изменений при первом визите к окулисту следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится полгода. В это вре-мя помимо стандартного обследования ребенка, проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция + 2-3Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка - убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 диоптрий, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и начать специальные тренировки глаз. Тренировки проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют контактную коррекцию - коррекцию с помощью контактных линз). Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного (стереоскопического) зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают "занавеску" из марлевой салфетки (в случае с двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки "проблемного" глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена, и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит. Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции. Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или - развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.

Почти повзрослому

В 2-4 года, когда ребенок уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову ру-ками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша. При выявлении близорукости в этом возрасте, необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор АТРОПИНА (препарат, расслабляющий зрительные мышцы и расширяющий зрачок). При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение. В 5-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагности-ческих приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре. Кроме того, профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внут-ренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Для хорошего развития зрительного анализатора и функции зрения ребенку необходимо сбалансированное питание, которое содержит полноценный набор витаминов и питательных веществ, необходимых растущему организму. Общеизвестно, что "зрительными" витаминами яв-ляются: витамин В (содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, участвует в передаче нервных импульсов, необходим для поддержания процесса аккомодации), витамин А (содержится в сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, также может образо-вываться в организме из провитамина А, который входит в состав моркови, томатов, хурмы, шиповника, салата и является компонентом основного зрительного пигмента - родопсина). Отдельно стоит упомянуть о чернике. В ней содержится предшественник одного из компонентов родопсина. Препараты черники, как и свежую ягоду, можно давать детям не ранее 3 лет, из-за частых аллергических реакций и побочного действия - запоров. Не имеет смысла пользоваться дорогостоящими препаратами черники, результат их действия практически такой же, как и у дешевых аналогов. Однако улучшать питание ребенка (усиливая рацион избирательными продуктами и препаратами) следует при интенсивной работе органа зрения (во время занятий в школе и на компьютере), а так же при некоторых заболеваниях глаз. В других обстоятельствах при сбалансированном питании малыша его глаза получают все необходимые питательные вещества. А дополнительная нагрузка с помощью каких-либо препаратов или продуктов может привести к усилению побочных явлений и передозировке витаминов, что тоже не хорошо (обилие моркови может привести к пожелтению кожи, а большое количество хурмы - нарушить работу желудка и т.п.).