Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения. Дискалькулия у детей

Наталья Михина
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

(из опыта работы)

Учитель – дефектолог Михина Н. В.

МБДОУ ЦРР – Детский сад № 1

«Муравейник» г. Коломна,

Московская область

Дискалькулия специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.

По МКБ дискалькулия выделяется в специфическое расстройство арифметических навыков и фиксируется кодом – F 81.

Проявляется дискалькулия у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются :

Недостаточное овладение математическим словарем

Неточное представление о графической структуре цифр

Механическое воспроизведение порядка следования чисел

Затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел

Трудности установления отношения числа к его «соседям»

Недостаточное знание состава числа

Трудности усвоения правил образования числа

Несформированность количественных отношений чисел

Дискалькулии , как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (такие, как дислексия и дисграфия, чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД, детским церебральным параличом (ДЦП, задержкой психического развития (ЗПР) .

Классификации дискалькулий :

Врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин) ;

Первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет, Дж. Айюриагерра, Л. С. Цветкова) .

Наиболее обобщенной и практико-ориентированной является классификация Л. Косч, выделяющего :

Вербальную дискалькулию , проявляющуюся в нарушении словесного обозначения математических понятий;

Практогностическую дискалькулию , характеризующуюся расстройствами системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

Дислексическую дискалькулию , в основе ее лежит нарушение чтения математических знаков;

Графическую дискалькулию , проявляющуюся в нарушениях записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;

Операциональную дискалькулию , отражающую неумение выполнять математические операции.

Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения .

Для детей этой категории характерны следующие трудности :

1. Трудности в восприятии пространства (дошкольники путают право-лево , верх – низ; часто встречаются ошибки при употреблении предлогов, обозначающих пространственные отношения). При относительной сформированности умений определять пространственные ориентиры относительно себя дети затрудняются в перенесении пространственных ориентиров на собеседника. Трудности вызывает и ориентировка на плоскости. Детям сложно определить пространственные взаимоотношения предметов и их частей.

2. Трудности вызывают задания, направленные на исследование уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине. Как правило, почти все дети правильно узнают форму, величину, цвет, что позволяет сделать вывод о сформированности у них сенсорных эталонов. Вместе с тем, выполнение заданий, предполагающих включение обобщенного восприятия, вызывает у детей затруднения . Выполняя задание на классификацию по определенному признаку, дети недостаточно прочно фиксируют инструкцию, затрудняются в выделении существенных признаков, не могут действовать целенаправленно, переключаются с одного признака на другой.

3. Сложности у детей возникают при выполнении заданий, направленных на исследование понимания и употребления математических понятий (много – мало, больше – меньше – равно и т. д.) . Дошкольники испытывают значительные трудности в понимании смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известную им математическую лексику.

4. В заданиях, направленных на исследование умения соотнести количество предметов с цифрой, дети испытывают затруднения в выборе нужной цифры, путают изображение цифры и ее название; дошкольникам требуются постоянная помощь и подсказка со стороны педагога. Несформированность зрительного гнозиса препятствует усвоению графических изображений цифр и усвоению математических символов.

5. При составлении и решении задач дошкольники с ЗПР испытывают затруднения в понимании условий задач, а также при запоминании числовых данных и выборе нужного математического знака, что говорит о недостаточном уровне сформированности слуховой памяти, лексико-грамматического строя речи, представлений о математических знаках.

Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов : --- деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности) ; --- дифференцированного подхода; --- поэтапного формирования умственных действий

и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с ЗПР .

Данную коррекционную работу проводят учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор лечебной физкультуры, музыкальный руководитель, каждый из которых решает ряд задач, а именно :

Задачи учителя-дефектолога :

Формирование знаний о составе числа;

Формирование знаний о правилах образования числа;

Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определение причинно – следственных связей.

Задачи учителя-логопеда :

Обучение детей согласованию порядковых числительных с существительным в роде, числе и падеже;

Развитие умения пользоваться математической терминологией;

Обогащение сенсорного опыта детей .

Задачи воспитателя :

Развитие у детей математического словаря;

Закрепление знаний о составе и правилах образования числа;

Развитие представлений о цвете, форме и величине.

Задачи инструктора ЛФК :

Закрепление количественных представлений, порядкового счета;

Развитие ориентировки в пространстве при выполнении упражнений.

Задачи музыкального руководителя :

Развитие у детей чувства ритма ;

Уточнений представлений о геометрических фигурах, например ведение хороводов. При этом педагог уточняет, что хоровод должен быть круглым;

Развитие количественных представлений, порядкового счета (пересчет предметов, необходимых для игры; когда дети встают парами, они должны сказать, какая пара первая, вторая и т. д.).

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста , т. е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

Игровые упражнения для коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии :

Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений : «Чем похожи, чем различаются две фигуры» . «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера) .

Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка : «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов) . «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень) .

«Нелепицы» (по временам года) . «Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

Обучение математической терминологии : «Найди по описанию» . «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление) . «Поручения» (с использованием математической терминологии) . Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме) . «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений) . «Наша квартира» . «Цыплята в домике» .

Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур» . «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру» . «Хлопай, как я» ; «Хлопай так, как на рисунке» .

Развитие зрительной и слуховой памяти : «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке» . «Назови пропущенное число среди названных чисел» . «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета) .

Развитие логических операций Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа) : «Раскрась числа разным цветом» , «Определи кто и какой по счету в очереди» , «На какой жердочке птичка» . Классификация на основе двух признаков : «Покажи те игрушки, на которых можно кататься» , «Покажи фрукты, но не круглые» , Классификация на основе функциональных признаков :

«Покажи, что самое легкое» , «Покажи, что может летать»

Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы) . «Чем похожи и чем различаются цифры?» .

Развитие представлений об образе цифр и математических знаков : «Найди цифру среди других графических знаков (букв) ». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический) . «Чем похожи и чем различаются цифры» .

Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением :

«Чем похожи и чем различаются две цифры?» .

«Назови соседей числа» . «Поручения» (с использованием цифр) . «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов» .

Вовремя и правильно подобранная коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей позволяет подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.

Литература

1. Белинская Е. В. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками » . М., Изд. «Белый ветер» 2009г.

2. Береславский Л. Современные игровые методики развития интеллекта. - М.: Школьная Пресса, 2010г.

3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития : подготовка к школе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2011г.

4. Останкова Ю. В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе ». Волгоград, Изд. «Учитель» 2008г.

5. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР » - Книга 1 «Методические рекомендации и программы» . М., Изд. «Школьная Пресса» , 2004г.

6. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР » - Книга 2 «Тематическое планирование занятий» . М., Изд. «Школьная Пресса» , 2004г.

Дискалькулия - это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. По результатам многолетних исследований выявлено, что от 3 до 6% детей характеризуются признаками дискалькулии.

Клаcсификация дискалькулии:

вербальная дискалькулия - нарушение словесного обозначения математических понятий

практогностическая дискалькулия - расстройства системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов

дислексическая дискалькулия - нарушение чтения математических знаков

графическая дискалькулия - нарушения записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур

операциональная дискалькулия - неумение выполнять математические операции.

Проявления дискалькулии

В пределах десятка ребенок еще может правильно складывать и вычитать. Но действия с более крупными числами для него недоступны. Впрочем, некоторым нелегко даже прибавить два к трем. Трудности возникают и при назывании: быстро установить «соседей», допустим, числа 25 или осмыслить его структуру школьнику не удается.

Он не ориентируется в показаниях часов, поскольку плохо разбирается в расположении стрелок на циферблате, не владеет математическим словарем, не представляет графический образ цифры (то есть как она пишется). При этом умножение и деление даются проще - ребенок механически запоминает таблицу умножения и пользуется ею при необходимости.

У старших учеников появляются проблемы с черчением, физикой, химией. Нередко они путают исторические даты, так как не могут соотнести число с его цифровым обозначением.
Для детей, неуспевающих по математике, характерна быстрая утомляемость, низкая работоспособность, сниженный темп психических процессов.

Последствия дискалькулии

Дискалькулия может привести сначала к полному отказу ребенка учиться в школе, а затем к трудностям в его дальнейшей повседневной жизни и работе. Отставание развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.
Дети страдающие дискалькулией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как эти нарушения не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Профилактика дискалькулии:

Профилактика вербальной дискалькулии:

  • формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи
  • формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия
  • формирование умение пользоваться математической терминологией
  • формирование пространственного восприятия
  • развитие зрительной и слуховой памяти
  • развитие лексического строя речи
  • развитие слухового восприятия
  • формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Профилактика практогностической дискалькулии:

  • формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении
  • формирование счетных навыков
  • формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное)
  • развитие понимания последовательности счета
  • называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев
  • развитие зрительно-пространственного восприятия
  • развитие моторики и зрительно-двигательной координации
  • развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

Профилактика дислексической дискалькулии:

  • формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур
  • формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности
  • развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков
  • развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • формирование умения пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.

Профилактика графической дискалькулии:

  • развитие ручной моторики;
  • ориентировка в пространстве и на плоскости
  • развитие слухо-зрительно-двигательной координации
  • формирование представлений об образе предмета и его символического изображения
  • развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития
  • формирование аналитико-синтетической деятельности
  • формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой память.

Профилактика операциональной дискалькулии:

  • формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;
  • понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
  • развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой
  • развитие аналитико-синтетической деятельности
  • развитие лексико-грамматического строя речи
  • развитие зрительной и слуховой памяти.

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Дискалькулия у взрослых

«Дискалькулия у взрослых – повод для немедленного обращения к неврологу, она может быть проявлением угрожающего жизни состояния!»

В большинстве случаев это проявление органического поражения головного мозга, чаще всего инсульта. Также причинами дискалькулии у взрослых могут быть опухоли, травмы, кисты при их локализации в височной области.

ТЕМА: Нарушения счетных операций (основные понятия)

Нарушения счетных операций определяются терминами «акалькулия» и «дискалькулии». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга чаще определяются термином «акалькулия», а нарушения в овладении счетными операциями у детей - «дискалькулия».

Термин «акалькулия» впервые был предложен S. F. Henschen в 1919 году для обозначения нарушений счета вследствие локального поражения мозга. Автор дифференцировал нарушения чтения и письма цифр, с одной стороны, и нарушения умственных операций счета, с другой стороны. Нарушения чтения и письма цифр он назвал акалькулией в широком смысле этого термина, а нарушения умственных операций счета - акалькулией в узком смысле.

Акалькулии у взрослых при локальных поражениях мозга посвящено большое количество исследований. Нарушения в овладении счетом у детей изучались менее интенсивно.

Существенный вклад в изучение акалькулии внесли исследования Gerstman. Автор описал синдром, связанный с левосторонним теменно-затылочным поражением, при котором пальцевая агнозия сочеталась с неразличением правого-левого, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Этот синдром получил название «синдром Гертсмана». Автор подчеркнул тесную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.

Дифференциальную диагностику между различными формами нарушений счета при локальных поражениях мозга осуществил К. Kleist (1934). Среди нарушений счета автор выделил три формы: 1) алексию цифр; 2) аграфию цифр; 3) акалькулию.

Алексию цифр т. е. нарушение чтения цифр, автор рассматривал как резидуальное проявление афазии. S. F. Henschen выявил большую распространенность алексии цифр среди больных с афазией. При этом у больных наблюдается замедленное чтение буквенного текста, однако читать цифры они не могут.

Аграфия цифр , по мнению К. Клейста, связана с апраксией и аграфией слов. При аграфии цифр пространственная организация числа отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета. Аграфия цифр, согласно К. Клейсту, очень редко проявляется изолированно, обычно она сочетается с алексией цифр.

Автор выделяет две формы аграфии цифр - апраксическую идеокинетическую и апраксическую конструктивную. При первой форме больной не может найти движения, необходимые для написания цифры. При этом одна цифра заменяется другой. При второй форме распадается представление о положении цифры при обозначении чисел. В этом случае смешивается последовательность написания цифр при обозначении числа. Вместе с тем при аграфии цифр больные не испытывают существенных затруднений в операциях устного умственного счета. По мнению Клейста, аграфия цифр очень редко проявляется изолированно, обычно она сочетается с алексией.

Акалъкулия, согласно К. Клейсту, ассоциируется с нарушением умственных операций счета без выраженной алексии и аграфии цифр. Акалькулия рассматривается как расстройство представлений о количестве.

Многие авторы (О. Peritz, 1918; А. Вёпагу, 1922; К. Kleist, 1934) описывали случаи «чистой» акалькулии, которая ассоциировалась с нарушением умственных операций счета. К. Клейст рассматривал это расстройство счета как нарушение представлений о количестве.

Таким образом, анализ литературы начала XX века показывает, что в этот период выделялись два типа нарушений счета.

При первом типе нарушений счета основная трудность заключается в неумении определять позицию цифры при восприятии и написании числа. При этом больные не способны реализовать план счета. Они делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр размещаются ими неправильно. В то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулии с дефектом пространственного восприятия.

При втором типе акалькулии трудности связываются с распадом количественной системы, с нарушением представлений о числе.

Что касается локализации поражения, то большинство авторов отмечали поражение затылочно-теменной области мозга при акалькулии.

ТЕМА: Нарушения овладения счетными операциями (дискалькулии) у детей

Затруднения в овладении математикой на начальном уровне обучения в школе наблюдаются не только у детей с различными видами нарушений развития, но и у детей с сохранным психическим развитием.

Предупреждение и преодоление неуспеваемости детей в овладении основными математическими знаниями, умениями и навыками требует изучения того, в чем заключаются их трудности, выявления механизмов и причин этих затруднений.

1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ДИСКАЛЬКУЛИИ

Первые упоминания о некоторых симптомах нарушения счета у детей имеются у J.Kerr (1897).

Мнения ученых конца XIX и начала XX века в вопросе о сущности дискалькулии были неоднозначными. Некоторые авторы считали, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы. Другие, наоборот, отмечали, что в основе дискалькулии лежат специфические трудности.

Первоначально трудности в овладении счетом изучались в связи с нарушением чтения. Так, A. Stezz (1897), Н. Ritter (1902), S. Stefenson (1904) отмечали, что наряду с расстройствами письма и чтения у детей выявляются дефекты счетных операций. В работах авторов указывается на характер затруднений, но не раскрываются вопросы этиологии и патологических механизмов этих нарушений.

В работах F. Bachmann, посвященных врожденной алексии, отмечается, что алексия слов распространяется иногда и на числа. Ф. Бахман обнаружил из 86 случаев врожденной алексии 7 случаев алексии цифр. По мнению автора, полная алексия цифр встречается очень редко, однако неправильное расположение цифр при написании числа и тенденции к инверсии выявляются очень часто.

Позднее появляется точка зрения, согласно которой дискалькулия у детей не всегда связывается с нарушениями чтения и письма. Так, Е. Guttman (1936), изучая эволюционную дискалькулию, выделил случаи «чистой» дискалькулии и дискалькулии, связанной с дисграфией.

В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности детей заключаются в осуществлении умственных операций счета. Дети затрудняются сравнивать количество ударов, считать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество предметов. В случаях, связанных с дисграфией, дети испытывают трудности в записи числа, смешивают положение цифр в письменных счетных операциях.

В последующем в литературе описывается большое количество случаев затруднений в овладении детьми математическими знаниями и умениями.

Начиная с 30-х годов XX века изучение дискалькулии у детей становится более интенсивным и многоаспектным (F. Laubental, 1936; A. Tredgold, 1937; N. Granjon-Galifret, J. Ajuriaguerra, 1951; A. Kossakowski, 1962; E. Hasaerts van Geertruyden, 1970; C. Daurat-Hmeliak, M.-R. Montes-Boada, R. Narlian, C. Portier, 1970; Ch. Richaud, 1970; Cl. Vergout-Rueff, 1970; L. Kosc, 1971). Среди отечественных авторов определенный вклад в развитие учения о дискалькулии у детей внесли С. С. Мнухин (1948), Е. Д. Прокопова (1953), Ю.Г.Демьянов, (1970), Л. М. Чучалина (1970), М. В. Ипполитова (1972), В. М. Явкин (1975), С. Л. Шапиро (1976), Г. М. Капустина (1989) и др.

Клинические, психологические, нейропсихологические исследования детей с дискалькулией позволили авторам выявить не только симптоматику, но и этиологию, механизмы этого нарушения, позволили рассматривать его с позиции синдромного подхода.

2. ЭТИОЛОГИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ

По вопросу об этиологии дискалькулии в литературе существуют различные точки зрения. В качестве ведущих этиопатогенетических факторов, выделяются как эндогенные, так и экзогенные факторы.

У родителей многих детей с дискалькулией обнаруживается психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатии, психопатологическая неуравновешенность и др.

Однако в большинстве случаев различные виды нарушений счетных операций связаны с органическим повреждением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде.

В анамнезе детей с дискалькулией часто отмечается патология центральной нервной системы: гемиплегия, параплегия, гидроцефалия, эпилепсия, полимиелит и др. (В. М. Явкин, 1975; С. Daurat-Hmeliak, 1970; Cl. Vergout-Rueff, 1970 и др.).

Парциальные нарушения затрагивают овладение всеми элементарными школьными навыками - чтением, письмом и счетом.

Среди факторов риска в анамнезе детей с дискалькулией выделяются также недоношенность, токсикоз беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития.

При анализе этиологии дискалькулии акцентируется внимание на значимости инфекций, хронических болезней, соматической ослабленности у данной категории детей.

В этиологии нарушений школьной успеваемости на первое место выходят заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и др.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте (Ю. Г. Демьянов, С. С. Мнухин, Г. Е. Сухарева, С. Daurat-Hmeliak и др.).

Неблагоприятное микросоциальное окружение как значительный фактор школьной неуспеваемости детей, в том числе и по математике, подчеркивается Ю. Г. Демьяновым, Т. М. Симеоном, Е. Грущик-Колчинской. В преобладающем большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, внебрачные дети, существенные отклонения в проявлении материнского чувства, равнодушие к ребенку или излишняя опека, травматизирующая семейная ситуация. Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на эволюцию семейных отношений и личности ребенка. Неблагоприятные отношения в семье, плохие социальные условия вызывают задержку в развитии многих психических функций, позднее развитие речи, трудности в овладении чтением, письмом и счетом.

Дискалькулию, как и другие проявления школьной неуспеваемости, связывают с аффективными нарушениями, плохой адаптацией к школьным условиям, с трудностями личных контактов, появлением страха перед школой.

В зависимости от происхождения (церебрального, соматогенного) и времени воздействия на ребенка патологических факторов нарушения в психическом развитии у детей с дискалькулией могут проявляться в разных вариантах отклонений в эмоционально-волевой сфере, в интеллектуальной и речевой деятельности.

По данным С. Daurat-Hmeliak, С. Portier и других авторов, среди детей с дискалькулией выделяются следующие группы: 1) заторможенные; 2) дети с психотическим состоянием; 3) неустойчивые; 4) дети с неврологической симптоматикой.

Самой многочисленной оказалась группа заторможенных детей, составивших половину всех обследованных. Для этих детей характерна общая заторможенность, эмоциональная незрелость, беспокойство. Поведению детей свойственны пассивность, леность, отказ от всякой инициативы.

Результаты исследований интеллектуального развития, которое оценивалось по Векслеру, показали, что QI этих детей в большинстве случаев нормальный.

Значительное количество заторможенных детей вызывает необходимость выяснить генез и природу нарушений счета у них. Встает вопрос, связаны ли трудности школьного обучения этих детей с особенностями их умственной деятельности, с заторможенностью психических процессов. Следует предположить, что традиционная педагогика недостаточно стимулирует их умственную деятельность. Неудачи ребенка аккумулируются, наслаиваются, усложняются, у него возникает отрицательное отношение к школьному обучению. В свою очередь, это провоцирует «бегство» от проблем, в связи с чем неудачи становятся систематическими и стойкими.

Группа детей с психотическим состоянием включает только мальчиков и составляет одну пятую всех детей с дискалькулией. Дети этой группы представляют собой очень характерный тип: это личности, плохо структурированные, которые не отказываются от контакта, но очень разбрасываются в своем поведении. Они часто живут в мире образов, далеки от реальности, мало задумываются над тем, что они делают и говорят. У них часто обнаруживается одинаковое безразличие ко всему.

Интеллектуальный уровень этих детей по шкале Векслера в среднем равен 95, однако он неодинаков (от 79 до 111).

Дети данной категории при первом обследовании производят хорошее впечатление, создавая иллюзию легкости преодоления дискалькулии. Однако в процессе коррекции обнаруживается значительный дефект функций, обеспечивающих овладение счетом. Отставание детей равняется, как правило, двум годам обучения, и с возрастом их трудности прогрессируют.

В группе неустойчивых детей отмечаются психомоторная неустойчивость, возбудимость, лабильность внимания, отсутствие интереса к школьному обучению.

Неустойчивость детей доминирует как в семейных, так в школьных отношениях. В классе эти дети постоянно возбуждаются, их внимание неустойчиво. Несмотря на потенциальную возможность глобального понимания школьного материала, их математические знания характеризуются фрагментарностью, нечеткостью, расплывчатостью, так как они не могут сосредоточиться в течение длительного времени.

Трудности счета у этих детей не являются изолированными. Они часто ассоциируются с незрелостью латерализации и пространственной организации. В некоторых случаях отмечаются моторное отставание, задержка развития речи.

Интеллектуальный уровень данной категории детей нормальный, по шкале Векслера в среднем равен 100.

Четвертую группу составляют случаи, когда у детей выявляется неврологическая симптоматика (гемиплегия, эпилепсия, гидроцефалия и др.). Школьные трудности у этих детей носят глобальный характер. Факторы, обусловливающие трудности овладения счетом, связаны с лингвистической незрелостью, а также с большой утомляемостью, умственной пассивностью.

Интеллектуальный уровень данной категории детей в пределах нормы, QI в среднем равен 91 (по Векслеру).

Дискалькулии, как и другие проявления школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия, дизорфография), чаще всего наблюдаются в синдроме различных нарушений психического развития: у детей с органическим поражением мозга (при эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП и пр.), у детей с нарушениями слуха и зрения, с тяжелыми нарушениями речи и особенно часто у детей с минимальной мозговой дисфункцией, задержкой психического развития (С. С. Мнухин, 1948; Ю. Г. Демьянов, 1970; С. Л. Шапиро, 1976; Г. М. Капустина, 1989; Е Hasaerts van Geertruyden, 1970; К. Kosc, 1971; N. Sylvestre, С. Daurat-Hmeljak, 1972; J. Brousseau, 1980 и др.).

Частота дискалькулии у детей с задержкой психического развития связана со спецификой познавательной деятельности и особенностями психического развития (М. С. Певзнер, 1966; Ю. Г. Демьянов, 1970; Т. А. Власова, 1973; С. Л. Шапиро, 1976; В. И. Лубовский, 1978, 1989 и др.).

Психическое развитие детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями.

У них отмечается незрелость познавательной и эмоционально-волевой сферы, трудности в поведении, ограниченный запас представлений об окружающем мире, трудности словесно-логических операций, особенности памяти. У детей с ЗПР выявляется низкий уровень сформированности таких психических процессов, как пространственные представления, зрительное восприятие, симультанный и сукцессивный анализ и синтез. Наряду с этим часто обнаруживается общее недоразвитие речи (Ю. Г. Демьянов, 1970; В. И. Ковшиков, 1970; Е. В. Мальцева, 1990; Р. И. Лалаева, 1992 и др.).

Так, исследование математических знаний и умений учеников первого класса школы для детей с ЗПР, проведенное СЛ. Шапиро, обнаружило более чем у половины детей дискалькулию, у одной трети - акалькулию, а у 14% - стертую форму дискалькулии. Необходимо подчеркнуть, что в группе испытуемых не было детей, которые бы правильно выполнили все задания.

Похожие результаты были получены Г. М. Капустиной в результате исследования детей с ЗПР: лишь 10% из них смогли достичь второго уровня успешности в выполнении заданий (от 99 до 75% правильно выполненных заданий); большинство детей достигли третьего (среднего) уровня успешности (меньше 75% правильно выполненных заданий). И ни один ребенок не смог полностью справиться со всеми заданиями.

3. СИМПТОМАТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ

Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в процессе усвоения математических знаний, умений и навыков (С. С. Мнухин, 1948; Ю.Г.Демьянов, 1970; М. В. Ипполитова, 1972; Н. И. Непомнящая, 1972; С.Л.Шапиро, 1976):

Недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа;

Несформированность количественных отношений чисел;

Автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;

Трудности установления отношения числа к его соседям;

Затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел;

Недостаточное овладение математическим словарем;

Неправильное называние чисел;

Неточное представление о графической структуре цифр;

Элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения);

Незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;

Преимущественно конкретный характер мыслительных операций.

4. МЕХАНИЗМЫ ДИСКАЛЬКУЛИИ

Вопрос о механизмах дискалькулии представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. В качестве патогенетических механизмов дискалькулии рассматриваются разные факторы. Анализ различных точек зрения на механизмы дискалькулии позволяет условно выделить несколько концепций (с учетом ведущего аспекта рассмотрения механизмов дискалькулии).

1. Концепции дискалькулии, в которых в качестве механизмов дискалькулии выделяются гностико-практические нарушения.

Некоторые авторы (N. Granjon-Galifret, J. Ajuriaguerra, 1951; A. Benton, 1962; М. Kindsborn, К. Warrington, 1963; Ch. Richaud, 1970; L. Kosc, 1971 и др.) соотносят дискалькулию с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией, т. е. рассматривают дискалькулию у детей как эволюционный синдром Гертсмана.

Вместе с тем в некоторых исследованиях эволюционной дислексии (Е. Д. Прокопова, 1953; Е. Hasaerts van Geertruyden, 1970) у детей с дискалькулией не выявляется нарушений гнозиса и праксиса.

Некоторые авторы (С. Daurat-Hmeliak, M.-R. Montes-Boada, R. Narlian, С. Portier, 1970; CI. Vergout-Rueff, 1970 и др.) обнаруживают у части детей с дискалькулией диспраксию и неврологическую симптоматику. При этом отмечается, что нарушения праксиса оказывают отрицательное влияние на формирование математических умений и навыков. Однако число детей с диспраксией в общем количестве учеников с дискалькулией незначительно.

Таким образом, гностико-практические нарушения можно рассматривать не как обязательный (т. е. присущий всем детям с дискалькулией), а как возможный патогенетический фактор. При этом данный фактор определяется как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии.

2. Психологические концепции дискалькулии.

Психологические концепции (в рамках общей проблемы школьной неуспеваемости) являются наиболее многочисленными. Их сторонники связывают дискалькулию, как и другие проявления школьной неуспеваемости, с несформированностью мыслительных операций памяти, внимания, мышления (С. С. Мнухин, 1948; А. И. Кацитадзе, 1973; Г. М. Капустина, 1989; Л. С. Лебединская, 1983 и др.).

С. С. Мнухин, исследуя детей с нарушениями чтения, письма и счета, обнаруживает у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев в году и т. д.), отмечает несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций.

У детей, страдающих дискалькулией, часто выявляется неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.

Отмечается, что у детей, не успевающих по математике, существенно нарушены процессы логического, математического мышления, имеются затруднения на уровне основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.)

У детей с дискалькулией наблюдается нарушение внимания, зрительной и слуховой памяти.

В исследованиях некоторых авторов (Й. Лужикас, С. Daurat-Hmeliak, M.-R. Моп-teS-Boada, R. Narlian, С. Portier) подчеркивается, что у детей со школьной неуспева¬емостью по математике имеются особенности не только познавательной деятельно¬сти, но и эмоционально-волевой сферы.

Для этих детей характерны психическая истощаемость, низкая работоспособность, инертность психических процессов.

Дискалькулия – это специфическое нарушение способности к изучению арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. По сути, недуг являет собой целый комплекс нарушений, затрагивающих логические аспекты понимания арифметических действий, закономерности преобразования чисел и т.д. В большинстве случаев расстройство выступает в качестве самостоятельной патологии, не являясь симптомом какого-либо основного заболевания. Часто у детей с дискалькулией наблюдается еще и синдром дефицита внимания.

У взрослых людей данный недуг может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. Часто нарушения подобного рода возникают при инсультах, опухолевых новообразованиях, черепно-мозговых травмах, кистах в височной доле коры головного мозга.

Провоцирующие факторы

Рассматривая причины недуга, следует отметить, что его возникновение может быть связано как с общей задержкой умственного развития ребенка, так и являться следствием неких психотравмирующих обстоятельств. Иногда у младших школьников развивается так называемая математическая фобия, связанная с негативным опытом обучения в прошлом. Это могло быть принуждение к обучению, жестокие наказания за непонимание и плохие оценки и т.д.

К органическим факторам, приводящим к дискалькулии, можно отнести слабую обработку зрительной информации, когда ребенок не в состоянии адекватно визуализировать условия задачи, не запоминает формулы, необходимые для ее решения. У таких детей наблюдаются трудности с установкой последовательности математических расчетов, которые часто сопровождаются проблемами в письме или чтении.

Согласно наблюдениям специалистов, в группу риска развития дискалькулии входят дети из неблагополучных, асоциальных семей.

Классификация

В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:

Вид Характеристика
Практогностическая Проявляется в затруднениях при подсчете предметов
Дислексическая характеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике
Вербальная Трудности при устном назывании математических терминов и обозначений
Графическая Затруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур
Операциональная Трудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий

Симптомы

Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета. Клинические признаки заболевания могут быть следующими:


Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с данным недугом могут наблюдаться выдающиеся способности в области иностранных языков, различных видах искусств и т.д.

Выявление и терапия

Обычно признаки заболевания первыми замечают родители ребенка и учителя в школе. Дальнейшая диагностика выполняется при участии логопеда и психолога. С ребенком проводится беседа, также ему предлагается выполнить определенные задания, связанные с арифметическими действиями. По результатам этой беседы определяется конкретный вид недуга и подбирается оптимальная коррекция недуга.

Мероприятия по лечению данного недуга проводятся при совместной работе логопеда, детского невролога, психолога и при необходимости других специалистов. Как правило, коррекционные занятия проводятся в поликлиниках или непосредственно в детских садах и школах. Терапия проводится в игровой форме при помощи специально разработанных для этих целей упражнений, обучающих счету, а также развивающих творческие способности, речевую и мыслительную активность детей.

Лечение при дискалькулии обязательно должно включать в себя терапию, направленную на правильное развитие речи ребенка. Регулярные занятия с логопедом помогают маленькому пациенту увеличить словарный запас, параллельно изучив математические термины и их определения. Обучение проводится постепенно и способствует формированию логических связей, развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики.

Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.

Профилактика

Дискалькулия различных видов может быть предупреждена ранними занятиями с ребенком, грамотным обучением его счету, выполнением несложных математических действием с проговариванием. Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления. Специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения, способствующих улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.

Для профилактики вербального типа дискалькулии рекомендуется учить ребенка названию различных арифметических действий, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины. Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике. Так, в основе профилактики недуга лежит, прежде всего, грамотное развитие логики, восприятия и памяти.