Самостоятельная деятельность детей. Методическая разработка на тему: Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

28 11.2016

Здравствуйте, друзья! Очень рада нашей встрече. Сегодняшняя тема, я думаю, не оставит равнодушным никого из вас. Сначала мы поиграем. Согласны?

Итак, наденьте маски козлят и овечек, 2 козленка и 2 овечки. Начинаем играть:

«Два сереньких козленка пошли гулять у речки.

К ним прискакали две белые овечки.

А теперь нам нужно знать,

Сколько зверят пришли гулять?

Раз, два, три, четыре, никого мы не забыли –

Двух овечек, двух козлят, всего четверо зверят!»

А сейчас поговорим. Скажите, пожалуйста, сколько будет два плюс два? Ваш ответ – четыре. Правильно.

Какой из вариантов вам понравился больше? Играть с масками или решать примеры?

А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок пристает к вам с просьбой поиграть с ним во что-нибудь? А если не пристает, то чем он занят в течение дня? Рисует, играет самостоятельно или смотрит мультики?


Игра как основная деятельность присуща всем детям дошкольного возраста. Игры детей раннего возраста, конечно, будут отличаться от игры старших дошкольников по структуре, по форме, по содержанию. Чтобы знать, во что играть с детьми разного возраста, психологи выделяют виды игровой деятельности дошкольников.

N . B . Дорогие родители! Постарайтесь быть для своих малышей не только наставником, но и первым другом в играх. Во-первых, вы все равно проводите с ним большую часть времени. Во-вторых, играть ребенку необходимо для получения опыта и развития.

В-третьих, играя с ребенком, вы будете уверены, что его развлечения не носят агрессивный характер, не воплощают негативные события и не оказывают на психику малыша травмирующего влияния.

Игра как необходимость

Играть малыш начинает практически сразу после появления на свет. Уже в возрасте 1-2 месяцев кроха пытается дотянуться до погремушки, поймать мамин палец или попасть по резиновой игрушке. Малыши активно познают окружающий мир через игровую деятельность, которую принято называть ведущей.

Каждому этапу жизни и развития соответствует свой вид ведущей деятельности:

  • Игровая – ребенок дошкольного возраста
  • Учебная – школьник и студент
  • Трудовая – после окончания обучения в юношеском возрасте

Игра меняет свое содержание, но всегда придерживается единой цели – развитие. Нам не понять, почему малыш так трудно и безрадостно воспринимает наши просьбы сесть и писать палочки и крючки. И с каким воодушевлением берется за те же палочки, если мама обыграла задачу интересно и весело.

Но не думайте, что этот процесс дается ребенку легко. Всему нужно учиться, и игре в том числе.

Как и любой другой процесс развития и познания, игровая деятельность нуждается в основе, базе. Для этого создается предметная среда для развития игровой деятельности. Это похоже на организацию совместной или самостоятельной деятельности посредством использования необходимых пособий и материалов.

Что же, давайте рассмотрим, какие бывают виды игр. Классификация их весьма обширна, так что попробуем двигаться от больших частей к их составляющим. Условно их можно поделить на четыре группы:

  1. Сюжетно-ролевые
  2. Подвижные
  3. Театрализованные или постановочные
  4. Дидактические

Теперь познакомимся с каждой из этих групп более подробно.

Есть сюжет, возьмите роли

Сюжетно-ролевая игра говорит сама за себя. Но к ней ребенок может перейти после освоения более простых ее видов. Сначала это действия с предметами, направленные на ознакомление с ними, изучение их свойств. Затем наступает период игры-манипуляции, когда предмет выступает в роли заместителя чего-то из мира взрослых, то есть малыш отображает окружающую его действительность.

К сюжетно-ролевой игре дошкольники приходят к 5-6 годам , хотя зачатки ее можно заметить уже в возрасте около 3 лет. К началу 4 года жизни у малышей наблюдается увеличение активности, тяги к познанию и социализации, к совместной деятельности и творчеству.

Малыши младшего дошкольного возраста еще не могут играть долго, и сюжеты их незатейливы. Но уже в таком маленьком возрасте мы можем оценить инициативность, фантазию, усвоение моральных норм и правил поведения.

Для удобства все сюжетно-ролевые игры подразделяются по подгруппы по тематике:

  • Игры с природными материалами. Они направлены на непосредственное ознакомление с миром природы, изучение свойств и состояний воды, песка, глины. Такая игра способна увлечь даже самого непоседливого карапуза, она развивает бережное отношение к природе, пытливость, мышление.
  • «Бытовые» игры. Они как нельзя лучше отображают межличностные отношения в семье ребенка, в них проигрываются события и ситуации, которые произошли с ребенком, закрепляются статусные отношения между членами семьи.

N . B . Если внимательно проследить за детскими играми в «семью», можно иногда заметить, как дети в игре пытаются воплотить свои желания. Например, в игре «День рождения» вы можете понять, как малыш видит праздник, о каком подарке он мечтает, кого хочет пригласить и т.д. Это может послужить нам подсказкой для лучшего понимания собственных детей.

  • «Профессиональные» игры. В них малыши отображают свое видение представителей разных профессий. Чаще всего дети играют в «Больницу», «Школу», «Магазин». Более инициативные берут на себя роли, которые требуют активных действий и речевого воплощения. Они часто выступают врачами, учителями и продавцами.
  • Игры с патриотическим смыслом. В них играть детям интересно, но сложно, если у них мало информации. Здесь придут на помощь рассказы дома и в детском саду о героических периодах страны, о событиях и героях того времени. Это могут быть отражения космической или военной темы.
  • Игры-воплощения сюжетов литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов или историй. Дети могут играть в «Ну, погоди!», «Винни-Пуха» или в «Спасателей Малибу»

Салочки – скакалочки

Подвижные игры занимают тоже очень большую часть времени у малыша-дошкольника. Сначала подвижные игры носят характер беспорядочных хаотичных движений руками и ногами, малышу до момента, пока он научится стоять, проводят массаж и гимнастику. У «ползунков» уже есть любимая подвижная игра – в догонялки.

Когда ребенок уже умеет ходить и передвигаться самостоятельно, вот здесь и начинается эпоха подвижных игр. В ход идут каталки и качалки, машинки и мячи, палочки и кубики. Подвижными играми можно не только укреплять здоровье и развиваться физически, они также способствуют воспитанию силы воли, выработке характера, действий по правилам.

Малыши все очень разные, поэтому с ними нужно играть в игры, которые направлены на различные направления развития.

После шумной игры в «Кошки-мышки», где мышка не всегда может убежать от кота, можно переключить внимание детей на коллективное движение. В таком случае бедной «мышке» не придется оставаться один на один с быстрым и ловким «котом», и она сможет затеряться в толпе.

N . B . Бывает, что слабо развитый физически малыш после игры расстраивается и отказывается играть дальше. Для ребенка, чьи особенности развития вы хорошо знаете, постарайтесь подбирать игры с такими движениями, в которых он сможет себя показать.

Может, у него хорошо и долго получается висеть на турнике, тогда игра «Выше ноги от земли» подойдет как нельзя лучше. Или он умеет отлично кувыркаться, тогда предложите ему измерять минуты в медвежатах в игре «Зайчик, Зайчик, сколько время?»

Особенностью подвижных игр в любом возрасте можно читать их положительное влияние на настроение и самочувствие детей. Но не стоит включать живые и шумные игры в режим дня ребенка после ужина. Перевозбуждение нервной системы может помешать малышу быстро уснуть и хорошо выспаться.

Психологи даже отмечают нарушение сна у малышей с началом периода активного физического развития до года и во время освоения навыка ходьбы. А чем старше ребенок, тем разнообразнее его движения.

Станиславскому бы понравилось…

Постановка и инсценировка в дошкольном возрасте занимают свое почетное место в ряду игр. Театральное искусство оказывает огромное влияние на психику малышей, они при постановке так вживаются в образ, что начинают даже переживать за своего героя.

Дошкольники обычно любят театрализованные представления, когда они являются главными исполнителями,

Основным условием для проведения театрализованных игр, драматизаций по теме литературного произведения, является работа режиссера (взрослого), которому нужно организовать детей так, чтобы не было скучно, распределить роли и воплотить в жизнь.

Кроме этого, режиссер следит за взаимоотношениями героев и должен быть готов вмешаться, если вдруг намечается конфликт.

Обычно для игры-драматизации берут произведение, имеющее воспитательный характер. В процессе игры дети легче и глубже понимают суть и идею произведения, проникаются смыслом и моралью. А для этого огромное значение имеет отношение самого взрослого к произведению и то, как оно было представлено детям первоначально, какими интонациями и художественными приемами было наполнено.

Приблизиться к образу своего героя детям помогают костюмы. Даже если это не целый костюм, а только небольшой атрибут, этого может быть достаточно для маленького актера.

Игры-драматизации и театральные постановки проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В 5-6 лет ребенок уже сумеет работать в коллективе, учитывая значение и важность каждой роли в общей деятельности.

«Правильные» правила

Еще одна большая группа игр для дошкольников. Это игра, в которой ребенок постигает определенные знания, умения и закрепляет навыки. Это игра, в которой есть четкие границы деятельности каждого участника, есть строгие правила, есть цель и обязательный конечный результат. Я думаю, вы догадались, что в этом разделе рассматриваются дидактические игры.

В такие игры можно начинать играть с раннего возраста. По мере взросления малыша, дидактическая игра будет преобразовываться, усложняться, будут добавляться новые цели.

Самым важным критерием отбора и постановки цели для дидактической игры должен выступать уровень развития ребенка в данный момент времени. Взрослый, руководящий процессом, должен быть хотя бы на полшага впереди, чтобы дать ребенку возможность проявить усилие, смекалку, творческие и умственные способности для решения поставленной задачи.

Дидактические игры всегда несут в себе зерно обучения или закрепления. Для успешного овладения новыми знаниями ребенку необходим старт, удачное начало. Это поможет ему в дальнейшем.

N . B . Опираясь на собственный опыт педагога, психолога и просто мамы, я каждый раз поражаюсь, насколько меняется ребенок, его поведение и восприятие слов взрослого, стоит только взять в руки игрушку, которая вдруг обращается к малышу.

То, чего мы не можем добиться простыми просьбами, легко достигается по просьбе любимой игрушки или сказочного персонажа. И всякий раз убеждаешься, что лучшего способа воздействия на ребенка, чем игра, нет и быть не может. Это точно))

Детям создают определенные условия, в которых им нужно принимать решения, уступать друг другу, действовать сообща, или, наоборот, от действий каждого будет зависеть результат.

С помощью дидактической игры мы можем посвящать детей в тайны физических явлений, говоря с ними на простом доступном языке, регулировать проявления характера или корректировать поведение.

Как правило, они приветствуются ребятишками, им нравится видеть результаты своей деятельности. Тем более что радоваться результату малыш сможет уже с самого начала введения дидактической игры в его режим.

Как видите, игровая деятельность просто необходима ребенку в дошкольном детстве, для него это его жизнь, его будни. И в наших силах сделать эти будни не просто наполненными различными заданиями, а заданиями-играми, веселыми, познавательными, шумными и яркими. Ведь все мы знаем, что малышам нравится все яркое и запоминающееся.

Играющий ребенок – счастливый ребенок, который проживает свое детство, вдыхая полной грудью аромат любви, развлечений, приключений и новых интересных знаний.

В заключение хочется привести слова знаменитого советского педагога и писателя Василия Сухомлинского . Вы вслушайтесь в них и поймете, что на самом деле значит игра для ребенка.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Добавить нечего.

Предлагаем только посмотреть семинар д.п.н. Смирновой Е.О., и вы точно убедитесь, насколько игра важна в жизни каждого ребенка:

Ждем вас на страницах блога. Не забывайте заглядывать в раздел «Обновлений» и делиться своими впечатлениями в комментариях.

Спасибо, что вы с нами. До свидания!

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании работы по руководству игрой.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, а следовательно – деятельность развивающая.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство и умение, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Воспроизводя различные события жизни, через игру - эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности младшего школьника, способности ребенка.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и коллектива. Столь же много оттенков появляется в ходе использования игры в педагогическом руководстве воспитательного процесса.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая, друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Главное внимание в работах ведущих педагогов-дидактов обращается на сюжетно ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие. Д.В. Меджерицкая последовательно отстаивала название «творческие игры», опираясь на Л.С. Выготского, отмечавшего появление в игровой деятельности детей дошкольного возраста замысла, реализуя который ребенок отражает социальную действительность, но не копирует ее, а комбинирует свои представления о ней, передает свое отношение к изображаемому, т.е. творит. Отстаивая правомерность понятия «творческая игра», Меджерицкая обращала внимание на то, что термин «сюжетно-ролевая» ведет к неточности характеристики, ибо многие подвижные и дидактические игры также имеют сюжет и роли. Именно с этих позиций она изучала педагогические условия, способствующие развитию у дошкольника игрового замысла, творчества, фантазии.

Она не переставала доказывать, что именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, что с первых лет жизни ребенок не копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения. Поэтому ее интересовали игры, отражающие современность.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Самостоятельная игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний. (слайд № 1)

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Напомним, что психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

На пятом году жизни приобретённый детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создаёт условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

Главными педагогическими задачами становятся: (слайд № 2)

  • развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения;
  • обогащение содержания игровых действий;
  • формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;
  • стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

Виды игр; игровая тактика педагога

Игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные). (слайд № 3)

В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»). Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

(слайд № 4)

Взрослый постоянно заботится об обогащении социального опыта дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности (например, продуктивной). Этот опыт является в дальнейшем возможной сюжетной основой детских игр. В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

Развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.). С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед – какая большая выросла репка; испугался петух: «Несёт меня лиса за синие леса!»); используют выразительные движения для передачи их образа: бежит мышка, крадётся хитрая лиса и др.

В течение дня дети по инициативе педагога и самостоятельно включаются в новые виды игры-экспериментирования (с природными объектами, с животными и людьми), обучающие (учебно-предметно-дидактические) и досуговые (интеллектуальные, театральные, компьютерные) игры. Взрослый знакомит детей с новыми народными (обрядовыми, тренинговыми, досуговыми) и празднично-карнавальными играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями.

В дидактических играх дети активно пользуются словарём в обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действий. Дидактические задачи их использования предполагают: (слайд № 5)

  • сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);
  • «упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);
  • установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и т.д.), составление целого сюжетного или предметного изображения из 4–6 частей;
  • составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.);
  • формирование последовательного мышления, операций моделирования, планирования своей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Предметно-игровая среда(слайд №6)

С помощью педагога дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе необходимо иметь разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки), а также запас коробок, бечёвок, катушек, палочек, лоскутков и т.п.; всё это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4–5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Формирование у детей привычки не разбрасывать игрушки является также предметом воспитательной деятельности педагога.

Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И тем не менее мы вынуждены констатировать что игра «уходит» из детского сада. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Игру зачастую сворачивают в угоду занятиям. Не во всех дошкольных учреждениях соответствующим образом организована предметно-развивающая игровая среда. В частности, проведенное в Москве обследование пятилетних детей показало, что у ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. К этому следует добавить и позицию родителей, которые считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением и, невзирая на советы специалистов, стараются начать обучение своих ребятишек как можно раньше.

В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

В нашем детском саду самостоятельным играм отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения педагогов постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, тщательный отбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще не достаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Многолетняя практика показала, что пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому мы в любом виде детской деятельности, разумно опекая, предоставляем ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Естественно, мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. (слайд № 7, 8, 9, 10, 11)

Прежде чем повлиять на ход игры, мы каждодневно не только наблюдаем детские игры, но и учимся «видеть игру». Нам важно знать, во что играют и как играют. А играют они в «солдат будущего», сооружают «макробазы», осваивают «космос» и «подводный мир» с помощью компьютерной техники, устраивают «конкурсы красоты». В играх ярко проявляется стремление дошкольников жить общей со взрослыми жизнью, невзирая на то, что общественная значимость отдельных ее сторон им пока недоступна.

Вот подгруппа дошкольников затеяла сюжетно-ролевую игру «Улицы нашего города» . Мальчики построили автодорогу, расставили дорожные знаки, установили светофор, разметили пешеходные дорожки. «Дорожный инспектор» занял свое место в центре, недалеко от пешеходной дорожки. Игра началась. Машинами управляли «шоферы» (Даня, Андрей, Тимофей). Они перевозили «ценный груз». Периодически останавливались у «бензоколонки», расплачиваясь непременно «валютой».

Далее у ребят возникает идея построить подземный гараж, в котором можно оставить машины, сделать ремонт. «Механик» Егор за ремонт машин тоже требовал «валюту». Тех, кто не соглашался с такими требованиями, лидеры исключали из игры. Повторялись одни и те же действия… Игра постепенно начинает мальчикам надоедать, и на второй день сюжет исчерпывается.

Оставить без внимания такую игру? Тогда она не выполнит своих воспитательных функций, прежде всего – нравственных.

Теперь самое время подключить фантазию. Говорим: «Закончилось строительство новой автодороги. По ней из аэропорта в Москву пойдет поток автомашин, понадобится много бензина для заправки: вот и устанавливаем бензоколонки, чтобы всем машинам хватило бензина и они не скапливались бы в одном месте. А теперь повесим объявление о приеме сотрудников для работы на бензоколонке». Мы не сомневались, что Егор предложит свою кандидатуру на роль бензозаправщика. «Да, – отвечаем, – у тебя есть опыт, но мы боимся, что у твоей бензоколонки никто не остановится: ты же не принимаешь для оплаты наши рубли». После небольшой дискуссии, в которой выяснилось, что же такое валюта, Егор был утвержден на роль бензозаправщика.

Тут же у детей возникает организовать пост ГАИ. Артем пригласил к себе в помощники еще двух «дорожных инспекторов». В игру включились почти все мальчики. Девочки – Настя и Ксюша – сделав себе бумажные шапочки с эмблемой такси, помчали свои автомашины по дороге. Пост ГАИ среагировал немедленно, остановил нарушителей и потребовал у водителей права. Девочки растерялись. Поняв ситуацию, «подъезжаем» к горе-водителям и советуем им сдать экзамен по правилам дорожного движения. Так сюжет дополнился «Школой молодого водителя», где роли экзаменаторов исполняли и мальчики, и девочки.

Таким образом, с помощью играющего взрослого партнера развивается содержание ролевых игр. Ребенок выходит за пределы привычных сюжетов. Игра становится много-сюжетной, много-персонажной. В ней принимают участие, как лидеры, так и малоинициативные дети. У ребят наблюдается устойчивый интерес к игре: одна игра может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. (слайд № 12)

Если вы читали книгу Е. Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника», то наверняка вас затронула мысль о том, что «…в одном взрослом сидят по крайней мере два субъекта. Один – «взрослый как взрослый». Он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы. Другой – «взрослый как ребенок». Он – идеальный партнер по играм и шалостям, он – прекрасный актер, он взрослый – как равный».

Эти два взрослых – оба – очень важны для ребенка. Если занять позицию «взрослый как взрослый», то хочется сказать: «Признайте ПРАВО ребенка на игру!» А с позиции «взрослого как ребенка» - сказать самое главное: «ПОЙМИТЕ нас, и мы ПРИМЕМ вас в волшебную страну под названием «ИГРА». (слайд № 13)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 363 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

Выступление с использованием презентационного материала на тему:

«Самостоятельная игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила: старший воспитатель

Чинилова Ю.Н.

  • 1. Всё оборудование в группе подобрано согласно возрастным особенностям детей. Размещено оборудование рационально, удобно для детей.
  • 2. Во второй половине дня дети отдают предпочтение следующим играм - сюжетно-ролевым, строительным, подвижным, настольным.
  • 3. По инициативе воспитателя возникали сюжетно-ролевые игры: она предлагала новые игровые действия, новые роли, вносила дополнительное оборудование. Также воспитатель организовывала дидактические игры с целью расширения представлений детей об окружающем мире.
  • 4. По инициативе детей возникали подвижные, строительные, сюжетно-ролевые игры. Дети увлеченно конструировали, мальчики строили различные гаражи, дома; девочки предпочитали строить замки, дома для кукол. Некоторые дети любят раскрашивать. Они располагаются так, чтобы было видно, как играют другие ребята.
  • 5. В играх дети чаще всего воспроизводили сюжеты из обыденной жизни (поход в магазин, парикмахерскую, больницу; праздники).
  • 6. Дети подражали домашним делам своих родных, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика. В одной и той же игре часто сочетались элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу в больницу; родители с детьми идут на праздник и т.п.
  • 7. Часто структура сюжета была однотемной, но многоперсонажной.
  • 8. Иногда в настоящую работу дети вводили игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, ребенок превращался в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становился дворником.
  • 9. Роли распределялись исходя из половой принадлежности ребенка. Мальчики не хотели брать на себя роль девочек. Девочки также неохотно относились к ролям, где они могут играть роль персонажа противоположного пола.
  • 10. Ведущие игровые интересы детей: не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо был замечен интерес к играм с общественной тематикой.
  • 11. Своеобразие планирования руководства творческими играми в группе заключалось в том, что педагог старался организовать деятельность детей таким образом, чтобы в процессе игры дети познавали мир, всесторонне развивались.

Уровень развития умений в творческой игре

«От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Фактические игровые умения

Качалова Леонида

Желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Лёня часто проявляет желание организовать своих сверстников для сюжетно-ролевой игры.

Умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий, путешествий.

Неоднократно замечала, что Лёня вносил в сюжет новые действия, приводив пример из своего восприятия окружающего.

Умение: распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.

Лёня любит брать на себя ответственность подготавливать необходимые атрибуты для предстоящей игры. Проявлял чуткое внимание к своим сверстникам.

Уметь усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Чтобы не обидеть других детей недостаточным количеством ролей, Лёня придумывал и внедрял в игру новые роли. Или же отдавал свою роль обиженному, по его мнению, сверстнику.

Уметь коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Охотно принимал участие в возведении построек с другими ребятами. Лёня прислушивается к другим ребятам в коллективной работе.

Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

На протяжении практики не удалось пронаблюдать данное умение.

Уметь выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов.

На репетициях к предстоящему празднику удалось пронаблюдать его поведение в роли солиста.

Уметь выполнять правила игры.

Правила игры всегда соблюдает.

Уметь сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое, определять изменения в расположении предметов.

Дидактические игры разного характера не вызывают затруднений. Любит подумать сам, а не просить помощи взрослых.

Иметь такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, культура честного соперничества в играх-соревнованиях.

Такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, у Лёни наблюдаются. В подвижных играх предпочитает честное соперничество.

На основании наблюдения за Леонидом Качаловым и беседы с ним я пришла к выводу о том, что его уровень развития творческой игры высок. Он обладает большинством игровых умений, которые рекомендованы программой «От рождения до школы». Умеет организовать сюжетно-ролевую игру, придумать для её обогащения новые роли и новые действия. Дисциплинирован в соблюдении правил игры. По отношению к другим детям проявляет дружелюбие. Охотно включается и активно работает в группе детей.

Воспитатель ГБ ДОУ № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга

Смирнова М.Н.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» .

А.М. Горький

Поддержка инициативы детей, равно как и индивидуализация дошкольного образования – одни из ведущих принципов согласно ФГОС, помогают интегрированному развитию личности детей. Поэтому детская инициатива рассматривается, как основа развития познания, деятельности, коммуникации. Всё это как раз и находит отражение в детской игровой деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется его потребность воздействия на мир.

Взрослый – педагог, родитель-посредник между детьми и культурой - должен и способен поддержать самоопределение ребёнка в игре, как и в других видах деятельности.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Важным аспектом при этом является развитие творческого потенциала детей, что особенно проявляется при обучении детей сюжетно-ролевой игре, творческим играм.

Всё это способствует развитию творческого воображения ребят, работает при создании игрового замысла, формирования культуры их взаимоотношений, влияния окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образной игрушки, различных наблюдений. В значительной степени вышеперечисленные моменты определяют выбор и предпочтение тематики игр, ролей.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, т.к. в этих играх дети воспроизводят в ролях то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Поэтому творческая игра является важным средством воспитания.

Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, ведь игра - это всегда импровизация, и как они будут себя вести в игре. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приёмов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить ними контакт.

Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Важно, чтобы педагог умел, не нарушая замыслов детей, успешно вмешиваться в ход игры, чтобы сделать игру увлекательной и полезной.

Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет свои личные качества. Поэтому роли могут быть одинаковые, но игровые персонажи всегда индивидуальны.

Например, игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена, естественно, ведь семья даёт ребёнку первые впечатления об окружающей жизни, родителям дети подражают в первую очередь. Наблюдая ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в его семье, об их обращении с детьми. В игре ребёнка получает отражение и жизнь детского сада, разные радостные события – спектакли, праздники.

Через игру проявляется интерес детей к разным профессиям. При этом воспитатель младшей группы прямо организует игры, ведь дети должны учиться комбинировать имеющиеся у них представления, чтобы выразить свои мысли и чувства. Воспитатель принимает участие в игре, чтобы влиять своим примером на детей, прививать им навыки совместной игры, общения с игрушками. Предлагать готовые планы игр – значит подавлять творческое воображение детей, их воображение, самостоятельность, непосредственность. И К.Д. Ушинский, и А.С. Макаренко рассматривали игру, как самостоятельную творческую деятельность детей.

Единственно правильный способ влияния взрослых на игру – создание интереса к тому или иному событию жизни через воображение и чувства детей.

Опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определённую цель. Воспитатель может направить их с помощью вопросов: «Во что будете играть? Что вы построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то, чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Немало, однако, трудностей могут возникнуть у педагога с робкими, нерешительными детьми – важно помочь детям найти «свою» роль, помочь раскрыть их творческий потенциал. Важно, также уметь предостеречь детей от подражания дурному, случайно увиденному. В равной степени сложно бывает педагогу и с чересчур активными, возбудимыми воспитанниками. Часто ему приходится решать в игре спорные моменты, приводить к взаимному согласию стороны ролевые, предлагая варианты приемлемых для всех решений: вариантность ролей, например. Привлечение детей к коллективным играм не должно исключать давать детям возможность играть в одиночку. Ведь возбудимые дети, например, устают часто от общества сверстников.

Для развития самостоятельной творческой инициативы очень важно приобщить детей к совместной деятельности по созданию предметно-развивающей среды. У нас в группе с этой целью был реализован проект «Создание игрушки из бросового материала» .

Целью проекта было: в первую очередь, развитие художественно-эстетической деятельности, обогащение предметно-игровой среды группы, приобщение родителей к поддержке детской творческой инициативы в виде выполнения домашнего задания с детьми по созданию игрушки из бросового материала. В качестве предварительной работы было чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса» , «Рукавичка» , последующее описание характеров персонажей сказок с элементами театрализации, обсуждение сюжетных моментов сказки.

Дети с удовольствием делали своих заек (индивидуальные работы) и лисичек и других зверюшек (по своей инициативе в свободное время вместе с воспитателем) на основе предложенных заготовок в технике аппликации, затем подрисовывали им детали мордочек – глазки, рот и усы. Им хотелось, в том числе, подчеркнуть половую принадлежность игрушки. Так, мальчики клеили бантики-бабочки на свои игрушки, а девочки – бантики-хвостики – на свои.

Недостающих к сказкам героев зверюшек дети мастерили с родителями дома.

В принципе не было заявлено ограничение на самодеятельность родителей в этом проекте. Поэтому на выставке итоговых работ оказались и связанные из ниток игрушки, и игрушки на основе рулончиков от туалетной бумаги. Основное условие было – создание персонажей для театрализованной деятельности, для сюжетно-ролевых игр – в данном случае, в первую очередь для игры в «Магазин игрушек» .

Нельзя забыть и о том, что совместное творчество с родителями наверняка доставило детям громадное удовольствие, а родителям дало чувство сопричастности к творческой деятельности ребёнка, c передачей опыта малышам, эмоциональной поддержки их и психологической стабильности в семье.

Безусловное поощрение всех работ и участников – обязательное завершение проектного процесса. Теперь можно было быть уверенным, что дети будут бережно относиться к новым сделанным игрушкам, потому что это результат, в первую очередь, их труда и стараний. Такие игрушки будут желанны и востребованы. И, кроме того, они принесут пользу – будут незаменимы в игре.

Итоговая и долгожданная сюжетно-ролевая игра в «Магазин игрушек» также внесла разнообразие в игровую свободную деятельность детей. Дети старались покупать именно свои игрушки, сделанные лично. При этом каждый старался побыть продавцом, постоять за окошком кассы.

Кроме того, со своей личной игрушкой теперь можно было спокойно находиться в группе, привнося её в любую игру или делая её спутником своим в течение всего игрового времени. А это оказывало ещё и положительный психологический эффект на детей.

Для каждой лексической темы в своей работе мы пытаемся предложить для детей творческое задание, в том числе домашнее, активнее подключая родителей к учебному процессу. Так взрослые воочию сами узнают на практике возможности своего ребёнка, обращая внимание на его сильные качества, опираясь на которые, можно успешнее реализовывать учебный процесс, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности в группе. Тем более, что задействовать творческую составляющую характера детей можно в любом виде деятельности. Можно помочь в этом плане и родителям, подсказывая и предлагая игры дома и на прогулке, во время поездки в транспорте, когда, например, дети вынужденно статичны, чтобы любое времяпровождение сделать занимательным и полезным. Очень интересными в этом плане мне показались подсказки для родителей издательского дома «Карапуз» серии «Человечек» («Игры на прогулке» , «Я люблю Монтессори» и др.) .

Необходимо помнить также, что неоценимо значение творческих игр и для подготовки детей к школе, для закладки фундамента личных качеств, необходимых каждому успешному члену социума.

Литература:

  1. ФГОС ДО Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации. – Ст. Т. Алиевой, Г. Урадовских – ж -л «Дошкольное воспитание» , № 9. – М.: Изд. Дом «Воспитание дошкольника» , 2015.
  3. Игры, которые лечат - А. Галанов – М.: ТЦ «Сфера» , 2001.
  4. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 1996.
  5. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.
  6. 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет. – Фельдчер Ш., Либерман С. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  7. Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2011.
  8. Я люблю Монтессори. Пособие для родителей. - М.: Карапуз, 2011.