Тема занятия про собаку для детей. Конспект занятия в группе раннего возраста. Собака со щенятами. Пальчиковое рисование «Пятнышки на шерсти»

Развивающее занятие для детей от 1,3 до 1,8 лет.

Тема: Собачка.

Цели:

Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта.

Развитие подражания действиям взрослого; развитие понимания речи.

Развитие речевого слуха- умения слушать слова, произносить слова-звукоподражания.

Уточнение и расширение пассивного словаря-названия частей тела животного.

Обучение в составлении целого предмета из его частей.

Закрепление представлений о форме предметов.

Обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Развитие общей и мелкой моторики.

Обучение рисованию красками при помощи пальцев.

Оборудование:

Мягкая игрушка кошки

Мягкие игрушки собаки и щенка

Игрушки лягушки, курочки, уточки

Строительный материал (кубики, призмы)

Конверты с «осколочными» картинками кошки и собаки (на каждого ребенка)

Альбомные листы с рисунками собаки (на каждого ребенка)

Пальчиковые краски

Влажные салфетки

Ход занятия:

Все упражнения выполняются с родителями.

1.Организационный момент

Прозвенел звонок, дружно встанем в хоровод.

Звучит музыка Е. Железновой «Ну-ка все встали в круг», дети с мамами водят хоровод.

2.Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь.

Логопед: Ребята, кто там? Появляется кошка с собакой.

Кошка. Здравствуйте, ребята, посмотрите, кого я вам привела, это мой друг, собачка. Давайте познакомимся с ней.

Дети здороваются с собачкой, гладят её.

3. Описание собаки

    Вот наш Бобик, славный пес.

Белый лобик, черный нос

Бобик-Бобик, лапу дай!

Сядь на коврик и не лай!

    Пришла собачка в гости

У нее есть хвостик.

У нее есть лапки

А на них царапки.

У нее есть ушки.

У нее есть брюшко.

У нее есть спинка.

Собачка как картинка! (красивая собачка)

Собачка громко лает. (Гав, гав)

Чужих не подпускает.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед. Собачка любит кушать косточку.

Ребята, покажите, как Бобик грызет косточку. Упражнение « Косточка»

Губы в улыбке, зубки обнажены. Дети стучат зубами.

Упражнение « Собачка лакает молочко»

Дети показывают как собачка лакает молочко.

5. Подвижная игра « Собачка»

Ход игры:

Логопед сажает собачку на стул.

Вот сидит лохматый пес

В лапы спрятал черный нос.

Песик дремлет или спит,

На ребяток не глядит.

(Дети подходят к собаке)

Логопед: Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Ну-ка, пес, скорей вставай.

И ребяток догоняй!

(Логопед берет собаку и догоняет детей)

Дети садятся на стульчики.

6. Кукольный спектакль

Э. Мошковская « Пес шагал по переулку»

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел Щеночек,

попросил кусочек.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал-пожевал-

Подошла Кошка-мяушка,

попросила Кошка мякушка.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

Прискакала Лягушка,

Пошептала на ушко,

Попросила Лягушка горбушку.

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

Подошла Курочка,

Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

Подошла Уточка,

Постояла минуточку,

Попросила Уточка чуточку,

Только попробовать!

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал

и сказал:

Я бы дал!

У меня самого

Больше нету ничего!

Логопед. Собака одна съела всю булку. Жадная собака. Нельзя жадничать! Нужно делиться со всеми.

7.Обучающая игра « Кто как говорит»

Логопед. Дети, давайте вспомним, кто как говорит.

Как говорит кошка?

Как лает щенок (маленькая собачка)?

Как кудахчет курица?

Как квакает лягушка?

Как крякает уточка?

8.Обучающая игра « Покорми животных»

Ребята, давайте покормим животных (кошку, щенка, курицу, лягушку, уточку) хлебушком.

Логопед раздает каждому ребенку тарелочку с кусочками поролона, нарезанного кубиками.

Логопед. Угощайте животных.

На, киса, ешь!

На, собачка, кушай!

Логопед. Всех покормили. Теперь они не голодны.

9.Обучающая игра « Будка» для собачки

Логопед раскладывает перед каждым ребенком строительный материал (кубик и призму) и предлагает построить домик для собаки.

Полюбуйтесь, какие красивые домики получились у нас! Наша собачка очень рада.

10.Обучающая игра « Собери половинки картинок»

Логопед. Посмотрите, что наши гости с собой принесли? Это картинки, на которых изображены домашние животные. Вот только картинки распались на отдельные кусочки. Давайте соберем (соединим) части картинок и узнаем, кто на них нарисован. Логопед раздает каждому ребенку конверт с «осколками» кошки и собаки (картинки разрезаны на две части по вертикали).

Молодцы, собрали картинки.

Кто на них нарисован? Наши друзья: кошка и собака.

11. Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (пощипывание спинки)

Кот в углу сухари толчет. глубокое разминание ладонями

Кошка в окошке платье шьет. (постукивание)

Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

12.Пальчиковая гимнастика « Коготки»

Точит кошка коготки, очень острые они.

(царапают ноготками колени)

А кошачьи лапочки

Мягкие как тапочки.

(плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)

Спрячет коготки в подушки

(широко расставляют пальцы и сжимают их в кулак)

И почешет лапкой ушко,

(гладят рукой ухо)

Молочко попьет из миски

(делают из рук «миску» и подносят ее ко рту)

Наша ласковая киска.

(гладят руки)

13. Рисование «Пятнышки у собачки»

Вот собачка Бобик. Она белая. Давайте поставим (нарисуем) ей черные пятнышки. У собачки пятна-пятнышки везде: на лбу, на ушах, на шее, на ногах, на спинке, на боках.

Логопед показывает как рисовать пятна на собачке пальцами, обмакивая их в краску (черную или коричневую).

По окончании работы, малыши вытирают руки влажными салфетками.

14. Самомассаж

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки всё услышали (погладить уши).

Глазки посмотрели (погладить веки, поморгать глазками).

Ручки всё исполнили (погладить ладошки).

А ножки посидели (погладить ножки).

15. Подведение итогов

Прощание.

Звучит музыка Е. Железновой «Ну – ка все встали в круг»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски) Чирухина Галина Владимировна Воспитатель ГБДОУ №56 Колпинского района Города Санкт – Петербурга. 2012год.

Предварительный просмотр:

ГОУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №56 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия

познавательного развития

для детей старшего возраста

на тему:

«Собака – друг человека»

из цикла «Домашние животные»

(Электронный урок)

Подготовила и провела

Воспитатель

Чирухина Галина Владимировна

2012г.

Программные задачи:

Закрепить представления детей о домашних животных (собаке);

Воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать;

Познакомить детей с интересными фактами из жизни домашних животных, свидетельствующих об их преданности, отваге, ответной любви и привязанности к человеку (на примере собаки);

Пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами;

Воспитывать чувство доброты, отзывчивости у детей, ласку к животным, заботу о четвероногом друге.

Материал: корзинка, мягкая игрушка «Собака», интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Ход занятия

Сюрпризный момент: демонстрация мягкой игрушки из корзинки

«Подарок»

Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка -
Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,
Нос как пуговка звонка,
Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой
Жмется ласково к ногам...
Не игрушку, не картинку -
Друга подарили нам!

(М. Стремин)

Ребята, а у кого дома есть собака? Как её зовут?

А этого щенка зовут Дружок.

Приложение 1, Слайд 1 СОБАКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Говорят, что собака- друг человека. Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту).

Приложение 1, Слайд 2 Волк и дикая собака

Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.

Определите волка и дикую собаку! (Волк – слева, собака – справа)

Приложение 1, Слайд 3 Первый помощник человека

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.

Приложение 1, Слайд 4 Охрана и охота

Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.

Приложение 1, Слайд 5 Боевые собаки

С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.

Для чего на собаку надевают защитный жилет?

Приложение 1, Слайд 6 Во время Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили письма (депеши) через линию фронта, протягивали телефонные кабели, определяли местонахождение мин, помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам, работали санитарами. Собаки-санитары по-пластунски подползали к раненым и подставляли бок с медицинской сумкой, ожидая, пока боец перевяжет рану. Собака была спасением для раненых.

Приложение 1, Слайд 7 Защитно-караульная служба

В наши дни собаки тоже обучаются военному делу, проходят курс защитно-караульной дрессировки. Собак готовят, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. Учат искать человека по запаху его вещи, задерживать, охранять и конвоировать (сопровождать). Обученные собаки служат в полиции, на границе, аэропорте, таможне.

Как называется собака, которая служит на границе?

На границе служит пёс.

Он службу верную несёт.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след,

И следом – нарушителя

Приложение 1, Слайд 8 Спасатель и водолаз

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.

Если в горах беда случится с вами

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Как человеку в горах может помочь собака-спасатель (найти, отрыть из снега, позвать людей…)

И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз .

Если кто попал в беду -

Скажем, тонет он в пруду,

В одно мгновенье пёс в воде

Придёт на выручку в беде

Приложение 1, Слайд 9 Поводырь и терапевт

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.

Приложение 1, Слайд 10 Артист

Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочек.

Но труд артиста, ох, не сладок!

Приложение 1, Слайд 11 Пастух и охранник

Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.

Стадо овечье собаке послушно.

Собака справлялась с работой пастушьей.

Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)

Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

Что охраняют собаки?

Приложение 1, Слайд 12 Космонавт и извозчик

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?

Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу - там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Несутся собаки тропой ледяной.

Терпенье и сила в упряжке одной.

Приложение 1, Слайд 13 Памятники собакам

В благодарность верным друзьям человека – собакам, ставятся памятники, которые можно встретить в самых различных странах мира. Есть памятник первой собаке-космонавту Лайке, образ пса Хатико в Японии стал примером беззаветной любви и верности. Память о собаках погибших во время войн увековечена в бронзе. В швейцарских Альпах помнят сенбернаров-спасателей.

Приложение 1, Слайд 14 Физкультминутка

Дружок – собачка цирковая.

Зарядку сделать предлагает,

Это лёгкая забава -
Повороты влево, вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Ох, как рад Дружочек

И рады ребятишки.

Вместе вы с Дружочком

Тихонечко садитесь.

Приложение 1, Слайд 15 Разнообразие пород

Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они?

Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете?

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга. (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).

Как вы думаете, какой у собак бывает характер? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый).

Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.

Приложение 1, Слайд 16 Служебные породы

Есть служебные собаки,
Есть собаки-сторожа.
Их работу – знает всякий –
Можно только уважать…
Есть собаки-водолазы,
Есть – спасатели в горах.
Им – героям, скажем сразу,
Незнакомо слово «страх»…

Каких служебных собак вы можете назвать? (овчарка, ротвейлер, лабрадор…)

Чем помогают людям служебные собаки?

Приложение 1, Слайд 17 Охотничьи породы

Бродить, утопая в болотах и травах,
Готов он и счастлив и нет ему равных.
А в стойке замрёт на охоте весенней -
Замрешь от восторга и сам - загляденье!

Каких охотничьих собак вы знаете? (спаниель, гончая, такса, борзая…)

Как помогают собаки людям во время охоты?

Приложение 1, Слайд 18 Декоративные породы

Изобретателен, умен,
Вам предан бесконечно он.
И жизнь за Вас отдать бы смог
Французский маленький бульдог.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны? (йоркширский терьер, мопс, шпиц, болонка, далматин…) Для чего людям нужны комнатные собачки?

Приложение 1, Слайд 19 Кто будет хозяином щенка? (Коля? Саша? Андрей?)

А теперь помогите решить спор мальчиков?

На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?

Приложение 1, Слайд 20 Что нужно для собаки

Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).

Приложение 1, Слайд 21 Собака заболела

Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку? (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак? (ветеринар)

Приложение 1, Слайд 22 Собака – друг человека

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!

Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала ему спутником и другом.

Дети, как много интересного мы сегодня вспомнили о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче ваша дружба будет с ними.


Тема: «Животные - наши помощники».

Цель: прививать любовь к домашним животным; познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Ход занятия

Звучит грамзапись «Пропала собака».

О ком эта песня? (О собаке.)

Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.

Расскажу про собаку,

Про то, как верна

Людям собака

Во все времена.

Про то, как была

Человеком приручена,

О том, сколько дел

Собаке поручено.

А знаете ли вы, кто был предком собаки? (Волк.)

В древние времена люди стали приручать волков. Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков? (Охранять жилье, ходить на охоту.)

Вот первую дали собаке работу -

Жилье охранять и ходить на охоту.

Собака о дне не скучала вчерашнем

И стала хорошим животным домашним.

Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями.

Собака - друг человека.

Почему так говорят?

Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

Подходят ли эти пословицы к собаке? (Конечно же подходят.) А теперь послушайте, как собака помогает человеку в жизни.

У нас уважают собаку недаром.

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером. Порою собаки

На танки фашистов бросались в атаки.

Да, на войне собаки были верными друзьями солдат. Бывало и так, что «тигры» и «пантеры» боялись собак. Им на спину привязывали сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненым, чтобы помочь им. Собаки помогали саперам разминировать минные поля.

Вперед! Сомнений больше нет,

Настроен пес решительно,

Сперва взяла собака след

И следом - нарушителя!

На границе собаки - верные помощники пограничников. И днем, и ночью они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. И если врагу все же удается перейти границу, то собака по следу обнаружит его. Хорошими помощниками являются собаки на таможне. Специально обученные они помогают искать наркотики, оружие. В милиции собаки помогают находить преступников и обезвреживать их.

В горах беда случилась с вами -

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пес.

Специально обученные собаки спасают людей из-под снежных лавин. Они очень выносливые, обладают отличным чутьем. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его. А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Во время землетрясений собаки находят, а порой и достают из-под обломков раненых.

В разное время у разных народов

Собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умели немногие,

Как русские гончие - псы быстроногие.

Обладая тонким чутьем, выносливостью, спокойным характером, собаки являются хорошими помощниками охотников.

Стадо овечье собаке послушно,

Собака справлялась с работой пастушьей.

Собаки помогают чабанам управлять отарой, разыскивают и подгоняют отставших овец. Обладая исключительным слухом и обонянием, хорошим зрением, они своевременно предупреждают чабана о приближении к отаре посторонних людей и хищного зверя.

А вот ныряльщик-пес,

В воде он проявляет выучку,

И если человек в беде,

Всегда придет на выручку.

Специально обученные собаки помогают людям в спасении утопающих.

Несутся собаки тропой ледяной,

Терпенье и сила в упряжке одной.

На Крайнем Севере собаки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров.

Собаки способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Многие ученые делали свои открытия в науке благодаря собакам. На них изучается и проверяется действие многих лекарственных веществ.

Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка!

Правильно! Наша советская лайка.

И конечно же, собаки - прекрасные артисты.

Зал аплодирует, хохочет!

Что за прыжки, что за повадки!

В награду - сахара кусочек,

Но труд артиста, - ох, несладкий.

Собаки очень умные и легко дрессируются, понимают и выполняют команды. Понимают доброе или злое обращение, требуют к себе уважения.

(Игра «Собачий волейбол» (2 команды).)

Собаки очень преданы своему хозяину, тяжело переносят разлуку. Несколько лет назад в газете «Комсомольская правда» была напечатана статья, в которой говорилось, что на взлетно-посадочной полосе аэродрома появилась собака - восточноевропейская овчарка. Хозяин, улетая, не взял ее с собой, а просто сказал: «Жди!» Несколько дней собака не уходила с того места, где рассталась со своим хозяином. Она похудела, шерсть скаталась. На собаку было жалко смотреть. По радио, телевидению передавали: «Хозяин, оставивший собаку, вернитесь! Заберите своего преданного друга! Он ждет вас!»

Но хозяин не возвращался. Прошло несколько месяцев, и собака, наверное, поняла, что ее просто бросили. Она стала подпускать к себе чужих людей, брать из их рук еду, и однажды добрые, заботливые люди забрали ее в свою семью, где ее любят и хорошо заботятся о ней.

Собака понимает человека, но и человек должен понимать собаку.

Если собака виляет хвостом, значит она приветствует вас, здоровается.

Уши стоят торчком - насторожилась, что-то почувствовала.

Скалит зубы - злится.

Гавкает - предупреждает об опасности.

Если все нюхает носом, значит голодна, пора кормить.

А кто знает, что любит собака?

(Игра «Чем угостить собаку».)

Ребята, а какие породы собак вы знаете?

У кого дома есть собака? (Ответы детей).

Как ее зовут?

А кому хотелось бы иметь дома собаку? Какой породы? Как бы ты ее назвал?

Взяв домой маленькую собачку, надо о ней заботиться, а не только с ней играть. Надо найти в квартире определенное место, где она будет спать и есть. С собакой необходимо гулять 2 раза в день - утром и вечером, убирать в квартире за собакой. Ходить в ветеринарную лечебницу и делать прививки, чтобы она не заболела. Соблюдать режим, вовремя кормить щенка. Воспитывать щенка, обучать его, чтобы он понимал ваши команды. И конечно же, соблюдать гигиену. После общения с собакой обязательно мыть руки с мылом.

ЗАНЯТИЕ «СОБАКИ»

Цель: Познакомить и расширить представление о собаках.

Задачи образовательные : Закреплять понятие о домашних и бездомных животных. Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними и бездомными собаками.

Задачи развивающие: Развивать у детей понимание к состоянию и поведению животных. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием. Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными.

Задачи воспитательные . Воспитывать милосердие, сочувствие бездомным животным. Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.

Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Тип занятия: фронтальное.

Формы работы учащихся - фронтальная, работа в группе.

Место проведения. Кабинет начальных классов.

Продолжительность занятия. 35 минут.

Материально-техническое обеспечение. Презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2007, отпечатаны задания для каждой команды и индивидуальные задания.

Методическое и дидактическое обеспечение урока. Раскраски, карточки индивидуальные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.

Ребята, мы сегодня с вами проведем необычный урок здоровья! Он интересный, познавательный, и я думаю что будет очень насыщенный! Ну, что начнем?! А начнем мы с загадки:

Я верный человека друг. Имею множество заслуг. На цепь привязан во дворе. Зимою сплю я в конуре. Охочусь с другом на волков. Пасу на пастбище коров. Бегу по тундре вековой в упряжке, снежною зимой. Я в мире лучшая служака. Кто я? Ты угадал - (Собака)

Правильно собака!!! Это и есть наша тема урока!!! (слайд №1).

А скажите-ка мне собака это какое животное? Дикое или домашнее? А почему вы так решили? Правильно- за ними ухаживает человек. (слайд№2).

Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад , когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка . Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку . Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

А в дикой природе у собак остались родственники : серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Все собаки являются обладателями больших и острых клыков .

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы: (слайд №3)

    охотничьи;

    служебные;

    декоративные.

Лайки , разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника (слайд №4). А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка . Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью (слайд №5). Которые помогают им охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии. Ротвейлер , благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. А еще есть Собаки-канистерапевты работают в детских домах и в домах престарелых, они делают жизнь людей ярче. Собаки помогают людям преодолевать физические недуги, но они лечат не только тело, но и душу.

А декоративные собаки (слайд № 6) названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

У собак очень много профессий . (слайд№7)

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга ! (слайд №8).

Сейчас мне очень хочется вас проверить, а хорошо ли вы слушали меня!? Предлагаю вам по очереди выйти к доске и определить какая из собак относиться к определенной группе собак. (На доске висят картинки разных собак с разными видами деятельности. Задача ребят определить в какой столбик картинку повесить).

А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?

Что случилось потом? Почему щенок остался один?

Как переживал щенок расставание с ребятами?

Чем закончилась история с щенком?

Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?

Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили .

Но не всегда так бывает (слайд№9). Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков. По нашему городу Воркуте бегают сотни бездомных собак.

Скажите, почему так много на улицах бездомных собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия . Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают собак, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, и они их выгоняют из дома. Некоторые собаки умираю от тоски и предательства, а некоторые становятся злыми. Опасна ли бездомная собака? (слайд№10)

Так же как и человек, собака может иметь как хорошее настроение, так и плохое, может быть настроена агрессивно в отношении людей, а может быть вполне добродушна.

Поэтому каждому человеку просто необходимо знать некоторые правила поведения, как с чужими собаками, так и со своим домашним псом. И как себя вести, если собака напала на вас или собирается это сделать.

Правила поведения с собаками (слайд №11).

1. Никогда не следует приближаться к незнакомой собаке.

2. Ни в коем случае не убегайте от чужой собаки, а тем более с криком.

3. При приближении к вам незнакомой собаки, остановитесь и замрите, постарайтесь успокоиться. Собаки хорошо чувствуют человеческий страх, и это может придать ей еще больше агрессии.

4. Старайтесь не смотреть собаке в глаза.

5. Когда собака спит, ест или находится со щенками, то никогда не тревожьте ее.

Как действовать при нападении собаки
1.
Повернитесь лицом к нападающей собаке. Для защиты используйте зонтик, рюкзак, пакет, одновременно отступая к укрытию (забору, дому) спиной и зовите на помощь окружающих.
2. Запомните, что можно защититься от укуса собаки правильным расположением рук.
3. Если собака сбила вас с ног, упадите на живот и закройте руками шею. Помните, что болевыми точками у собаки является нос, пах и язык.

Как действовать при укусе собаки 1. Промойте рану перекисью водорода или обильным количеством воды, окружность раны смажьте йодом, наложите чистую повязку.
2. Обязательно обратитесь в больницу для получения помощи.

Итог урока.

В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на экран (Слайд№12). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Собака – живое существо, которое нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?

(Ответы детей.)

Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

(Ответы детей.)

Что нужно делать, если вы встретили бездомную собаку?

(Ответы детей.)

А сейчас давайте посмотрим веселый ролик про животных.

ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ

Для того, чтобы общение с окружающими доставляло нам радость, надо запомнить определённые правила поведения.

1.Если хочешь погладить собаку или просто пообщаться с ней или с хозяином, ВСЕГДА спросите разрешения хозяина. Это разрешение дисциплинирует и собаку и хозяина, и гладящего.
2.Никогда нельзя смотреть собаке в глаза долго, пристальным взглядом. Это вызывает агрессию, так как собака (да и человек в аналогичной ситуации) начинает "меряться силами" - это на собачьем языке стойка перед боем.
3.Проходя - проходи. Не обращайте внимания на проходящую мимо собаку. Никогда не подходите намеренно к незнакомой собаке. Не потому, что она укусит, а потому, что Вы с ней не знакомы. Мы же не подходим сразу к человеку, даже если он нам нравится, и не трогаем его руками. Всегда помните, что собака, как и Вы, может заниматься своим делом и вовсе не желать с Вами общаться, даже если собака хорошо воспитана и от природы доброжелательна.
4. ЕСЛИ ВЫ БОИТЕСЬ СОБАК (так тоже бывает) просто обойдите. Когда видите собаку, которую вывели без поводка, издали предупредите владельца собаки о том, что Вы боитесь собак. Либо хозяин возьмет свою собаку на поводок, либо придется Вам самим отойти в сторону и подождать, пока человек с собакой пройдут мимо. Нельзя суетиться и торопливо собирать игрушки, чтобы собака не заинтересовалась происходящим.
Избегайте мест традиционного выгула собак.
5.Нельзя вести себя агрессивно (независимо от присутствия собаки), махать перед чьим либо носом руками, кричать, бросать в кого - либо предметы, резко трогать, пугать, гнать, подходить близко или протягивать руку. Этим Вы оскорбляете присутствующих и можете спровоцировать агрессию как людей, так и собак, которые очень тонко чувствуют ситуацию.

6.Если проходящая мимо собака тянется понюхать, не делайте резких движений - она Вас "рассматривает". У собак слабое зрение. Они "видят " носом.

7.Если собака заинтересовалась каким-то предметом в Ваших руках, не поднимайте руки вверх! - собака не возьмет чужой предмет, если не решит, что ее приглашают к игре.

8. Не проявляйте повышенного интереса к щенкам, чтобы не вызвать в них желания пообщаться.
Вы ведь уйдете, а это предательство.