Порядок списания лекарственных средств в бюджетных учреждениях. Списание медикаментов и оформление документов. Выписывание медикаментов по рецептам

Деятельность некоторых организаций, например, аптек, поликлиник, частных медицинских кабинетов и др., связана с использованием и реализацией лекарственных средств (ЛС). Как любой продукт, они должны быть реализованы или применены вовремя, производитель обозначает для этого допустимый срок годности. Однако неизбежны ситуации, при которых часть препаратов останется на полках или на складе уже после того, как этот срок истечет. Как правильно поступать в таких случаях, каким образом оформлять их списание и куда потом девать просроченные ЛС, разбираемся в этой статье.

Просроченные – значит, недоброкачественные

Цифра на упаковке лекарственных препаратов, обозначающая конечную дату для его применения, очень важна. Даже если по факту с содержимым флакона или коробочки ничего не случится за лишние несколько дней после указанной даты, продавать или принимать такие лекарства уже нельзя.

Ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств» приравнивает препараты с истекшим сроком годности к недоброкачественным, выводя их из-под регламента фармакопеи. В ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22 июля 1998 года их продажа прямо и категорически запрещается.

С обозначенной даты они перестают быть лекарствами, а считаются подлежащим утилизации товаром, утратившим потребительские свойства. Как поступать с ними дальше, говорится в Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава России № 382 от 15 декабря 2002 года. Она действительна в отношении следующих лекарственных средств:

  • чей срок годности истек;
  • которые по какой-либо причине пришли в негодность;
  • фальсификатов;
  • контрафактной лекарственной продукции;
  • подделок, официально зарегистрированных в РФ лекарственных торговых марок.

Регламент относительно уничтожения таких ЛС утвержден законодательством РФ:

  • в Постановлении Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674 – для большинства медпрепаратов;
  • в Приказе Минздрава РФ от 12 ноября 1997 года №330 – если лекарства относятся к психотропам или наркотическим средствам.

Обязанности владельцев некондиционных лекарственных средств

Те юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьей собственности или ведении находятся лекарственные препараты, согласно п. 2 вышеупомянутой Инструкции, должны в обязательном порядке совершать с ними следующие операции:

  1. Своевременно проводить инвентаризацию и выявлять лекарственные средства, теряющие потребительские качества или не отвечающие им изначально.
  2. Немедленно изымать такие ЛС из обращения и оформлять это установленным документальным порядком.
  3. Направлять изъятые лекарственные препараты для утилизации в полном объеме на спецпредприятия, имеющие лицензию на их уничтожение.
  4. Присутствовать лично или направить своего представителя на процедуру уничтожения ЛС (в состав специально создаваемой комиссии).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Утилизация просроченных ЛС может быть инициирована не только доброй волей собственника, но и предписаниями контролирующих органов или решением суда.

Как правильно провести списание лекарственных средств

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация :
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  2. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

    Правомерное уничтожение лекарственных средств

    Ставшие недоброкачественными лекарства не могут быть просто выброшены в мусор. Их нужно в обязательном порядке передать для законодательно регламентированного уничтожения специальным фирмам, имеющим на это разрешение.

    Финансовый учет утилизации лекарственных средств

    Собственник заключает с такой организацией договор оказания услуг – он будет служить документом, подтверждающим расходы.

    ВНИМАНИЕ! Расходы на утилизацию зависят не только от тарифов фирмы, но и от особенностей утилизации тех или иных лекарственных препаратов: например, таблетки уничтожить значительно легче, чем лекарства в аэрозольной форме, отсюда и более высокая стоимость утилизации последних. Влияет на стоимость уничтожения также упаковка лекарств, их вес, объем.

    После непосредственного уничтожения фирма-исполнитель выдает заказчику счет на услуги, после чего оформляется Акт приемки выполненных работ (он обычно стандартный).

    Налоговый кодекс предписывает учитывать эти траты при начислении налога на прибыль (п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Можно ли уничтожить лекарственные средства самостоятельно

    Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:

    • владелец не является производителем ЛС;
    • партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.

    Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.

    Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:

    • жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
    • таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
    • мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
    • обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)

    К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.

    Акт об уничтожении

    После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт. В нем нужно отразить такую информацию:

    • дата утилизации;
    • место, где это произошло;
    • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
    • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
    • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
    • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
    • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

    ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

    После составления в течение 5 дней данный документ или его заверенная копия направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Что грозит нерадивым собственникам ЛС

    Если в арсенале организации или индивидуального предпринимателя вовремя не утилизируются утратившие кондиционность лекарственные средства, для недобросовестных владельцев ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена серьезная ответственность:

    • для организации – штраф в сумме от 40 000 до 50 000 руб.;
    • возможно приостановление профильной деятельности до 3 месяцев;
    • для должностного лица, уличенного в реализации лекарственной «просрочки», – штраф от 4 000 до 5 000 руб.

    «Бонусом» пойдет потеря репутации учреждения и, как следствие, падение спроса и уважения у клиентов.

    Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с данной темой.

    Документальное оформление списания медикаментов

    Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

    Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй - у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

    Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

    • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
    • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

    Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 - для учреждения, 2 - для поставщика) и 5 экземпляров (2 - для учреждения, 3 - для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

    Бухгалтерский учет списания медикаментов

    Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

    • по фактической стоимости единицы;
    • по средней фактической стоимости.

    Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

    Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

    Сср - средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

    Сн - стоимость медикаментов на начало месяца;

    Сп - стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

    Кн - количество медикаментов на начало месяца;

    Кп - количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

    Государственное бюджетное учреждение здравоохранения.В учреждении нет аптеки.Медикаменты выдает главная медсестра в отделения больницы и в участковые больницы на основании требования-накладной.(ф.0315006).Выбытие оформляем актом о списании материальных запасов (ф.0504230).Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения(ф.0504210) должна составляться?

    Ответ

    По общему правилу в бухучете и учитывайте в составе материальных запасов (п. , Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Учет медикаментов ведите в книге учета материальных ценностей () или карточке учета материальных ценностей () с использованием отдельных страниц по каждому наименованию медикаментов ( , утвержденные ). Если в учреждении медикаменты передаются материально-ответственным лицам, то следует оформлять передачу медикаментов путем их перемещения между материально-ответственными лицами внутри учреждения, с оформлением требования-накладной ().Такой порядок установлен Методическими указаниями к формам , утвержденными .В этом случае внутреннее перемещение медикаментов между материально-ответственными лицами отражайте в регистрах аналитического учета по 0.105.31.000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения» путем изменения материально-ответственного лица. Следует учесть, что согласно п.119 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения» в книге учета материальных ценностей () или карточке учета материальных ценностей () с использованием отдельных страниц по каждому наименованию медикаментов.

    Списание материальных запасов при отпуске в эксплуатацию (в зависимости от их вида) отражайте на основании акта о списании материальных запасов ().Такой порядок установлен и Методическими указаниями к формам ,

    Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

    Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

    Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

    Налогообложение

    Расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи впоследствии могут возмещаться за счет средств, подлежащих уплате в ФСС РФ. И в этом случае возникают спорные моменты в части возможности принятия НДС к вычету, а также налогового учета доходов (расходов).

    1.1 Налог на прибыль

    Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен. Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

    Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

    Стоимость приобретенных медицинских аптечек также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. №03-03-06/1/412) и признается расходом по мере их передачи в места использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

    Расходы, связанные с комплектацией аптечек для оказания первой помощи, учитываются в целях исчисления налога на прибыль (письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).

    Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

    Так, в перечне №169н должны содержаться:

    Изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);

    Изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);

    Прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстилеподобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);

    Прочие средства.

    То есть лекарственные препараты в приведенном перечне №169н не значатся.

    А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню №169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412). Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н. С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169н содержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

    Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

    Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

    С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).

    Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

    Минздравсоцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н). Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

    Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту - Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.«к» п. 3 Правил финансового обеспечения).

    При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).

    Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).

    Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.

    Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).

    Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.

    Аналогичный подход применяется и в отношении налоговых расходов, связанных с приобретением аптечек. Расходы, которые впоследствии компенсируются ФСС РФ, для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (письма Минфина РФ от 15.02.2011 г. №03-03-06/2/33, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 г. №А27-9150/2012). При этом расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний признаются в «расходной» налоговой базе в полном объеме (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    1.2 Единый налог при УСН

    В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога (письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).

    Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов (п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.

    В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

    1.3 НДС

    Напомним основные условия, при которых имеет право применить по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):

    Товар приобретен для операций, подлежащих налогообложению НДС;

    Счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;

    Товар принят к учету.

    В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ никаких сомнений в возможности принятия НДС к вычету не возникает. Если вышеуказанные условия соблюдены, то НДС правомерно принимается в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке.

    Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.

    Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.

    Поэтому вычет НДС по приобретенным аптечкам, стоимость которых компенсируется ФСС РФ, должен осуществляется в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 14.08.2015 г. №03-07-11/47007, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2011 г. №Ф04-2808/11).

    Бухгалтерский учет

    Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н), бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются как возникновение целевого финансирования. Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний включаются в состав прочих доходов (абз.3 п.9 ПБУ 13/2000). Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п.9 ПБУ 13/2000).

    Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

    Сумма, в рублях

    Приняты к учету медицинские аптечки

    Отражен «входной» НДС

    Принят НДС к вычету

    Погашена задолженность поставщику

    Медицинские аптечки переданы в соответствующие подразделения организации

    Отражена сумма финансирования на осуществление предупредительных мероприятий (на основании полученного разрешения от ФСС РФ)

    Отражено уменьшение задолженности страховых взносов на сумму осуществленных расходов

    Отражена сумма целевого финансирования по приобретенным аптечкам в составе доходов будущих периодов

    Средства целевого финансирования признаются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к учету аптечек с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске (передаче) аптечек в производственные подразделения организации.

    Отражено отнесение доходов будущих периодов в состав прочих доходов

    Штраф за отсутствие (неукомплектацию) аптечек

    И в завершении статьи напомним, что отсутствие в организации аптечки первой помощи, равно как и ее неукомплектация, могут привести к административной ответственности.

    Например, в одном из решений Московского городского суда от 12.12.2014 г. №7-9197, организация была признана виновной в нарушении требований Перечня №169н с наложением штрафа в 50 000 рублей (п.1 ст. 5.27 КоАП РФ). Аналогичное решение вынесено и в постановлении АС Московского округа от 27.04.2015 г. №А41-15774/2014.