Мусульманский отец современной хирургии. Аз-Захрави – основоположник современной хирургии

Труды Джабир ибн Хайана, Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Абулькасим)

Джабир ибн Хайян (Geber) Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз- Около 721 г. - около 815 г. 864-925 гг. Захрави (Абулькасим) 936-1035 гг.

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя - Гебер)(Рис.1) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака. Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех Аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть - принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла. Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же - ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии. В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным.

От имени легендарного арабского учёного Псевдо-Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Здесь же описывается серная кислота и «царская водка» (aqua regis), которая получалась перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази. Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно -- когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. «Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном медицины» Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.

Другой энциклопедический труд ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах («Al-Kitab al-Mansuri»), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Среди многочисленных сочинений ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабо-язычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов. В нем ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широко известно ее лондонское издание 1766 г. «De variolis et morbilis or Liber de pestilentia».

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Рис.3). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании (Кордовский эмират) и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре.

Аз-Захрави жил в «золотой период» ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской -- и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге.

В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения (когда труды аз-Захрави были переведены на латинский и признаны в Западной Европе). Аз-Захрави блестяще оперировал. -Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и.рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще каутером, реже -- прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.). Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.

Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление», широко известный как «Китаб аттасриф», содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни. Из них особый интерес ученых всегда вызывал тридцатый трактат, посвященный хирургии и хирургическим инструментам. Первый перевод этого грандиозного сочинения на латинский язык был сделан во второй половине XII в., сразу же он стал настольной книгой хирургов средневековой Европы, многократно переписывался и издавался и на протяжении пяти столетий был одним из основных учебников по хирургии.

Абу л-Касим аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира -- никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней.

Биография

Абу аль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Абулькасис) родился в 936 году в городе Медина аз-Захра, неподалеку от Кордовы - столицы Кордовского халифата, расположенного на территории современной Испании.

Аз-Захрави изучал медицину в университете Кордовы. В совершенстве познать эту науку ему позволил доступ к Кордовской библиотеке, крупнейшей в средневековые времена. Он мало путешествовал и прожил большую часть своей жизнь в окрестностях Кордовы, где врачевал, в том числе при дворе правителей, и преподавал в университете. Он стал известнейшим врачом и символом арабской средневековой хирургии.

Умер он в 1010 году в родном городе.

Вклад в медицину

Он написал 30-томное иллюстрированное практическое пособие по медицине: «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», или «Книга аз-Захрави». Работа включила главы, посвященные различным отраслям медицины, в том числе хирургии, ортопедии, офтальмологии, фармакологии, одонтологии, диетологии и др. При написании он опирался на сочинения Гиппократа и Галена, но в большей степени на собственный опыт.

В первых двух книгах автор привел классификацию, клиническую картину и методы лечения 325 болезней. Он был первым врачом, описавшим геморрагическую болезнь, которая развивается у мальчиков, рожденных от здоровых матерей (гемофилию).

Замечание 1

30-ый том, посвященный хирургии («Краткое изложение (сведений) по хирургии: прижигание, рассечение, прокалывание, восстановление и экстракция») в XII веке был переведен на латынь и долгое время служил руководством для европейских хирургов.

В этом труде он отмечал, что хирург в первую очередь должен быть хорошим анатомом. Он сделал зарисовки около 200 различных хирургических инструментов, пояснил, как и когда их следует использовать. Некоторые из них стали прототипами современных инструментов.

Абулькасис описал множество техник и хирургических операций. Так, он посвятил главу лечению методом каутеризации (прижигания). Он описал инструмент, которым рекомендовал производить процедуру, а также выделил две техники: с использованием едкого вещества либо раскаленного металла. При этом среди показаний к процедуре насчитывалось более 50 различных болезней.

Во второй главе аз-Захрави описал методики лечения ран, около 100 хирургических операций, в том числе ушивание ран, перевязка сосудов, ампутации мягких тканей. В своих рукописях великий хирург изложил варианты остановки кровотечений у больного: путем прижигания, отсечения и перевязки артерии, при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа. В книге также отмечено, что при наличии тяжелого осложнения раны – гангрены конечности – необходимо как можно раньше производить ампутацию.

Третья глава была посвящена переломам и вывихам. Считается, что именно аз-Захрави первым стал применять бинтование раны хлопковой тканью и наложение гипсовой повязки при переломе.

Арабский хирург ввел использование кишечных нитей для сшивания тканей, преимуществом которых была способность рассасываться со временем (аналог современного кетгута). Он применял трепанацию, производил латеральное камнесечение и извлечение камней из мочевого пузыря путем введения в мочеиспускательный канал специального инструмента, пункции при водянке живота, проводил операцию при паховой грыже и др. Считается, что Абулькасис также проводил родовспоможение при трудных родах.

Аз-Захрави много времени уделял лечению глазных болезней, в том числе хирургическими методами. По некоторым данным, он впервые ввел термин «катаракта ». Занимался также болезнями носа, уха и горла. Кроме того, он лечил болезни зубов, например, удалял зубной камень, исправлял прикус, изготавливал зубные протезы. Все эти умения он также описал в своем руководстве.

Замечание 2

Таким образом, труд аз-Захрави оказался связующим звеном между античной и средневековой хирургией и в течение нескольких столетий ценился как авторитетное руководство по лечению хирургических болезней человека. В Кордове и сейчас сохранилась улица, именованная в честь великого хирурга, а инструменты, которые он изобрел можно увидеть в музее Калла Хурра.

Вторая половина X века является «золотым периодом» в истории Кордовского халифата. В правление халифов "Абд ар-Рахмана III (912-961), Хакама II (961-967) и Хишама II (976-1009) наблюдается расцвет во всех известных к тому времени областях знаний, но, пожалуй, самое большое развитие в это время получила медицина. В этот период в Кордовском халифате практиковало много известных врачей разных специальностей.

Среди них можно назвать Йуниса ибн Ахмада Аль-Харрани и его двух сыновей — Ахмада и Умара, Яхйу ибн Исхака, Сулаймана Абу Бакра ибн Таджа, Ибн Умм Ал-Банина, Са"ида ибн "Абд Раббихи, Абу "Абд Аль-Малика Ас- Сакафи, "Абд Ар-Рахмана ибн Исхака ибн Хайсама, Абу Давуда Сулаймана ибн Джулджула и др.

Однако особое место среди них занимает Абу Аль-Касим Халаф ибн "Аббас аз-Захрави (известный в средневековой Европе как Абулкасис или Албукасис), уроженец основанного халифом "Абд Ар-Рахманом III города Аз-Захра", неподалёку от Кордовы. Аз-Захрави родился в городе Аз-Захра около 936 г., недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа. Не исключено, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии (университете), где он впоследствии, очевидно, и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался сокровищами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей, а возможно, и рукописями из 70 других публичных библиотек Кордовского халифата.

Во всяком случае, всю свою жизнь Албукасис провел в халифате, жил и работал в своем родном городе, ставшем, по сути, пригородом Кордовы, и в столице халифата, причём имел обширную практику, в том числе при дворе халифов. В то же время он много ездил по стране и, как полагают, мог даже погибнуть во время междоусобиц, раздиравших халифат в ХI в. Есть основания считать, что Албукасис был автором нескольких медицинских сочинений.

Самое главное из них - тридцатитомный труд «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», по-другому его называют «Книга аз-Захрави» («Китаб Аз-Захрави»). Этот огромный труд посвящен медицине и хирургии. Во второй половине XII в. он переведен на латынь и стал настольной книгой для хирургов раннего Средневековья; в 80-х годах прошлого столетия он был переведен и издан на русском языке.

Образованный и знающий врач, занимавшийся, по традиции, врачеванием самого широкого круга болезней, Аз-Захрави особенно высоко ценил и довольно часто использовал хирургические методы лечения. В отличие от других средневековых арабских врачей, он считал хирургию важной составной частью медицины: об этом убедительно свидетельствует его хирургический трактат.

Начиная свое изложение хирургии, Аз-Захрави предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, по его словам, говорил, что врачей по званию много, а по умению - мало, и особенно в хирургии. Аз-Захрави сформулировал тактику хирурга - четыре способа борьбы с кровотечением: при помощи прижигания; путем отсечения артерии, если она будет крепко перевязана; при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа.

Знание этих способов остановки кровотечения было обязательным для врачей, занимавшихся хирургической практикой. Знать и уметь оперировать на кровеносных сосудах было важно еще и потому, что одним из широко использовавшихся тогда лечебных методов было кровопускание. Можно добавить, что умение бороться с кровотечением, накладывать лигатуры на кровеносные сосуды помогало Албукасису успешно лечить сосудистые аневризмы.

Существенной частью хирургической операции было наложение швов. Одним из приоритетов Албукасиса в хирургии было применение им для сшивания тканей кишечных нитей (фактически современного кетгута): уже тогда он установил, что эти нити впоследствии рассасывались без какого бы то ни было следа.

В борьбе с нередким тогда осложнением ран - гангреной, особенно если она поражала раненую конечность, Аз-Захрави советовал как можно раньше прибегать к ампутации. Кроме того, он много и успешно занимался лечением глазных болезней, особенно глазной хирургией. Он первым, по-видимому, применил термин «катаракта», занимался исследованием этого заболевания, успешно лечил его. Составляя свой хирургический трактат, Албукасис включил туда ряд операций, известных ему по описаниям древних врачей, но не использовавшихся им в своей практике.

Из других оперативных вмешательств Альбукасис иногда применял трепанации (хотя и советовал соблюдать при этом величайшую осторожность), производил латеральное камнесечение (как правило, слева), пункции при водянке живота и др. При проведении хирургических вмешательств Аз-Захрави употреблял самые различные хирургические инструменты.

Ему принадлежит описание (и весьма демонстративные рисунки) около 200 разнообразных хирургических инструментов. Несмотря на то, что Аз-Захрави был незаурядным хирургом, он всегда очень осторожно подходил к использованию хирургических методов лечения, рекомендуя тщательно взвешивать последствия их применения.

Основой для написания хирургического трактата Аз-Захрави послужили сочинения древних врачей и, конечно же, большой собственный опыт. Труд Аз-Захрави, который словно бы связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы, в течение нескольких столетий оставался авторитетным руководством для всех, кто занимался оперативным лечением человеческих болезней, а сам Аз-Захрави был своеобразным символом средневековой арабской хирургии.

По материалам книги «История медицины и хирургии», М. Б. Мирский, 2010.

Подготовил Махач Гитиновасов

Альбукассис, один из величайших хирургов своего времени, родился недалеко от испанского города Кордова, некогда входившего в состав исламского Халифата на протяжении 600 лет. Его Энциклопедия хирургии служила стандартным рабочим материалом по предмету во всех университетах Европы в течение порядка пяти сотен лет.

Мусульманские ученые Авиценна, Ар-Рази и Аль-Захрави Абуль-Касим (также известный под именем Альбукассис или Аль-Захрави) являются первыми из числа тех, кто приложили все свои усилия и знания в области медицины. Они явили миру жемчужины научных достижений, которые и по сей день являются важными источниками в области врачевания и медицинской науки в целом.

Аль-Захрави Абуль-Касим Халяф ибн Аббас (Абуль-Касис или Альбукассис) появился на свет в городке Мадинатуль-Захра неподалеку от испанского города Кордова в 936 г. и покинул этот мир в 1013 г. Он происходил из племени Ансар на Аравийском полуострове, которое ранее переселилось на территорию Испании. Его выдающимся вкладом в науку врачевания (медицины) можно считать созданную им энциклопедическую работу под названием «Ат-тасриф ли манн аджиза ан ат-талиф» в тридцати трактатах. Его Ат-тасриф, завершенный около 1000 г. от по его собственным словам, стал результатом почти пятидесятилетнего медицинского образования и практического применения навыков.

Ат-тасриф — это иллюстрированное практическое пособие по медицине и хирургии. Даже из сокращенного варианта энциклопедии в 1500 страниц, можно понять, что Альбукассис был не только медицинским ученым, но и великим врачевателем и хирургом. Эта работа оказала огромное влияние на хирургию, и продвинуло эту область науки далеко вперед на территории Европы. Ат-тасриф включает в себя 30 лекций, и предназначался для студентов медицинских колледжей и практикующих врачей, для коих он был просто незаменимым другом и помощников в возникавших разнообразных затруднительных ситуациях, так как в этой энциклопедии можно было получить ответы практически на все вопросы по клиническим проблемам. В Ат-тасрифе содержится самый ранний в истории рисунок хирургических инструментов. Около двухсот рисунков проиллюстрированы и описаны. В местах использования инструмента изображена сама процедура хирургической операции. Лекции 1 и 2 были переведены на латинский язык как «Liber Thoricae», которые были отпечатаны в Аугсбурге в 1519 г. В них Альбукассис классифицировал 325 болезней и объяснил их симптоматологию и лечение. На странице 145 он впервые в истории медицины описал геморрагическую болезнь, передающуюся от незараженной женщины ребенку мужского пола, сегодня мы называем это гемофилией. Лекция 28, затрагивающая вопросы фармацевтики, была переведена на Латинский язык не ранее 1288 г. под названием «Liber Servitoris». Из всех лекций Ат-тасрифа Альбукассиса Лекция 30 по хирургии стала наиболее знаменитой. Переведенная на латинский язык Герардом Кремоной (1114-1187), она подвергалась, по меньшей мере, десяти латинским переизданиям в промежутке между 1497-1544 гг. Последняя редакция этой Лекции была выпущена Джоном Ченингом в Оксфорде в 1778 г., которая содержит как оригинальный арабский текст, так и его латинский перевод на обратных сторонах страниц. Практически все европейские авторы текстов на тему хирургии от ХII до XVI столетий ссылались на хирургию Альбукассиса и сверяли свои труды с его сочинениями (копировали его сочинения). В их числе Роджер из Солерно (умер в 1180 г.), Гульельмо Салисефте (1201-1277), Ланфранчи (умер в 1315 г.), Онри де Мондевиль (1260-1320), Мондинус из Болоньи (1275-1326), Бруно из Калабрии (умер в 1352 г.), Ги де Шолиак (1300-1368), Валескус из Таранты (1382-1417), Николас из Флоренции (умер в 1411 г.), Леонардо да Бертапагати из Падуи (умер в 1460 г.).

300 страниц хирургии Альбукассиса представляют собой первую книгу подобного размера, целиком посвященную теме хирургии, которая также включает в себя тему зубоврачевания и тему, которую можно определить как хирургическая дерматология. В ней Альбукассис развил все аспекты хирургии и его различные ответвления: болезни уха, носа и горла, болезни головы и шеи, общая хирургия, акушерство (родовспоможение), гинекология; полевая (военная) медицина, урология и ортопедическая хирургия. Он разделил свои Лекции на три части: 1-я часть посвящена каутеризации (прижигание) (56 параграфов); 2-я — хирургии (97 параграфов) и 3-я — ортопедии (35 параграфов). В этой связи не вызывает удивления, что Альбукассис пробудил в европейцах вдохновение (произвел неизгладимое впечатление) через арабскую медицинскую литературу и что эта книга заняла высокое положение как самый передовой учебный труд в западном христианском мире.

Серефеддин Сабункуоглу (1385-1468) был хирургом, проживавшим в Амазии в центральной Анатолии. Он написал свою книгу Джерахиййе-тул-Ханиййе в 1460 г. в возрасте 80 лет после многолетней службы в качестве главного хирурга в госпитале Амазии (Дарруссифа). Текст его работы был представлен на обозрение султану Мухаммаду Завоевателю, но вскоре рукопись была утеряна до его повторного появления в 1920-х годах. Эту книгу с натяжкой можно назвать переводом Ат-Тасрифа, но тем не менее помимо перевода он добавил в нее результаты собственных экспериментов и снабдил интересными комментариями к практическому применению, а каждая хирургическая операция в его работе подробно проиллюстрирована.

Вильям Хантер (1717-1783) использовал привезенные им из Алеппо арабские рукописи для своих исследований в области аневризма.

В университете шотландского города Глазго можно обнаружить статью с таким заглавием: «Вильям Хантер и его арабские исследования». Также в одной из глав биографии Вильяма Хантера, составленной сэром Чарльзом Иллингуортом, мы читаем ее название «История Вильяма Хантера», опубликованная в Эдинбурге Е.С. Ливингстоном в 1967 г. Глава 9, страница 58 была посвящена работе арабского ученого Альбукассиса, труды которого он изучал и будучи в поездке по Сирии привез на родину из Алеппо рукописи знаменитого Ат-Тасрифа.

Старейшая рукопись на тему медицины, написанная в Англии приблизительно в 1250 г., согласно британскому медицинскому журналу содержит поразительные свидетельства. Выноска к работам Альбукассиса:

«Эта интересная реликвия составляет свиток из 89 листов, написанный готическим шрифтом на латинском языке. Сия работа содержит в себе шесть отдельных трактатов, первая и самая важная из которых называется Хирургия Альбу-Масима (Альбукассис, Абулькасим). Она состоит из 44 листов, за исключением 3 утерянных. Можно утверждать с определенной долей уверенности, что на сегодняшний день это самая старая из сохранившихся книг, описывающая проблемы медицины, написанная в Англии». Нова Ветера, 8 июля 1939 г. страницы 80-81.

Таким образом, мы замечаем, что «Альбукассис был не только одним из величайших хирургов средневековой истории Ислама, но также и великим педагогом и психиатром. В своем Ат-Тасрифе он выделил детскому образованию и этике поведения за столом, учебному плану в школах и академической специализации существенную главу». Профессор С. Хамарнех (Науки о здоровье в Исламе).

В родном городе Альбукассиса Кордове можно обнаружить улицу, названную в его честь. В музее Калла Хурра, вблизи реки Вади аль-Кабир, в качестве экспонатов выставлены медицинские инструменты, которыми пользовался ученый. Отдавая должное достижениям этого великого ученого, профессор Фуад Сезгин сконструировал 200 хирургических инструментов отлитых в золоте, которые в свою очередь были выставлены в мадридском археологическом музее. А музей «Саентифико Андалусии» в Эль-Легадо опубликовал каталог с цветными фотографиями инструментов и рукописей Альбукассиса.

Post Views: 463

Posted in

Абу аль Касим аз Захрави - Величайший хирург своего времени. Альбукассис, один из величайших хирургов своего времени, родился недалеко от испанского города Кордова, некогда входившего в состав исламского Халифата на протяжении 600 лет. Его Энциклопедия хирургии служила стандартным рабочим материалом по предмету во всех университетах Европы в течение порядка пяти сотен лет. Мусульманские ученые Авиценна, Ар-Рази и Аль- Захрави Абуль-Касим (также известный под именем Альбукассис или Аль-Захрави) являются первыми из числа тех, кто приложили все свои усилия и знания в области медицины. Они явили миру жемчужины научных достижений, которые и по сей день являются важными источниками в области врачевания и медицинской науки в целом. Аль-Захрави Абуль-Касим Халяф ибн Аббас (Абуль-Касис или Альбукассис) появился на свет в городке Мадинатуль-Захра неподалеку от испанского города Кордова в 936 г. и покинул этот мир в 1013 г. Он происходил из племени Ансар на Аравийском полуострове, которое ранее переселилось на территорию Испании. Его выдающимся вкладом в науку врачевания (медицины) можно считать созданную им энциклопедическую работу под названием «Ат- тасриф ли манн аджиза ан ат-талиф» в тридцати трактатах. Его Ат-тасриф, завершенный около 1000 г. от по его собственным словам, стал результатом почти пятидесятилетнего медицинского образования и практического применения навыков. Ат-тасриф - это иллюстрированное практическое пособие по медицине и хирургии. Даже из сокращенного варианта энциклопедии в 1500 страниц, можно понять, что Альбукассис был не только медицинским ученым, но и великим врачевателем и хирургом. Эта работа оказала огромное влияние на хирургию, и продвинуло эту область науки далеко вперед на территории Европы. Ат-тасриф включает в себя 30 лекций, и предназначался для студентов медицинских колледжей и практикующих врачей, для коих он был просто незаменимым другом и помощников в возникавших разнообразных затруднительных ситуациях, так как в этой энциклопедии можно было получить ответы практически на все вопросы по клиническим проблемам. В Ат-тасрифе содержится самый ранний в истории рисунок хирургических инструментов. Около двухсот рисунков проиллюстрированы и описаны. В местах использования инструмента изображена сама процедура хирургической операции. Лекции 1 и 2 были переведены на латинский язык как «Liber Thoricae», которые были отпечатаны в Аугсбурге в 1519 г. В них Альбукассис классифицировал 325 болезней и объяснил их симптоматологию и лечение. На странице 145 он впервые в истории медицины описал геморрагическую болезнь, передающуюся от незараженной женщины ребенку мужского пола, сегодня мы называем это гемофилией. Лекция 28, затрагивающая вопросы фармацевтики, была переведена на Латинский язык не ранее 1288 г. под названием «Liber Servitoris». Из всех лекций Ат-тасрифа Альбукассиса Лекция 30 по хирургии стала наиболее знаменитой. Переведенная на латинский язык Герардом Кремоной (1114-1187), она подвергалась, по меньшей мере, десяти латинским переизданиям в промежутке между 1497-1544 гг. Последняя редакция этой Лекции была выпущена Джоном Ченингом в Оксфорде в 1778 г., которая содержит как оригинальный арабский текст, так и его латинский перевод на обратных сторонах страниц. Практически все европейские авторы текстов на тему хирургии от ХII до XVI столетий ссылались на хирургию Альбукассиса и сверяли свои труды с его сочинениями (копировали его сочинения). В их числе Роджер из Солерно (умер в 1180 г.), Гульельмо Салисефте (1201-1277), Ланфранчи (умер в 1315 г.), Онри де Мондевиль (1260-1320), Мондинус из Болоньи (1275-1326), Бруно из Калабрии (умер в 1352 г.), Ги де Шолиак (1300-1368), Валескус из Таранты (1382-1417), Николас из Флоренции (умер в 1411 г.), Леонардо да Бертапагати из Падуи (умер в 1460 г.). 300 страниц хирургии Альбукассиса представляют собой первую книгу подобного размера, целиком посвященную теме хирургии, которая также включает в себя тему зубоврачевания и тему, которую можно определить как хирургическая дерматология. В ней Альбукассис развил все аспекты хирургии и его различные ответвления: болезни уха, носа и горла, болезни головы и шеи, общая хирургия, акушерство (родовспоможение), гинекология; полевая (военная) медицина, урология и ортопедическая хирургия. Он разделил свои Лекции на три части: 1-я часть посвящена каутеризации (прижигание) (56 параграфов); 2-я - хирургии (97 параграфов) и 3-я - ортопедии (35 параграфов). В этой связи не вызывает удивления, что Альбукассис пробудил в европейцах вдохновение (произвел неизгладимое впечатление) через арабскую медицинскую литературу и что эта книга заняла высокое положение как самый передовой учебный труд в западном христианском мире. Серефеддин Сабункуоглу (1385-1468) был хирургом, проживавшим в Амазии в центральной Анатолии. Он написал свою книгу Джерахиййе- тул-Ханиййе в 1460 г. в возрасте 80 лет после многолетней службы в качестве главного хирурга в госпитале Амазии (Дарруссифа). Текст его работы был представлен на обозрение султану Мухаммаду Завоевателю, но вскоре рукопись была утеряна до его повторного появления в 1920-х годах. Эту книгу с натяжкой можно назвать переводом Ат-Тасрифа, но тем не менее помимо перевода он добавил в нее результаты собственных экспериментов и снабдил интересными комментариями к практическому применению, а каждая хирургическая операция в его работе подробно проиллюстрирована. Вильям Хантер (1717-1783) использовал привезенные им из Алеппо арабские рукописи для своих исследований в области аневризма. В университете шотландского города Глазго можно обнаружить статью с таким заглавием: «Вильям Хантер и его арабские исследования». Также в одной из глав биографии Вильяма Хантера, составленной сэром Чарльзом Иллингуортом, мы читаем ее название «История Вильяма Хантера», опубликованная в Эдинбурге Е.С. Ливингстоном в 1967 г. Глава 9, страница 58 была посвящена работе арабского ученого Альбукассиса, труды которого он изучал и будучи в поездке по Сирии привез на родину из Алеппо рукописи знаменитого Ат-Тасрифа. Старейшая рукопись на тему медицины, написанная в Англии приблизительно в 1250 г., согласно британскому медицинскому журналу содержит поразительные свидетельства. Выноска к работам Альбукассиса: «Эта интересная реликвия составляет свиток из 89 листов, написанный готическим шрифтом на латинском языке. Сия работа содержит в себе шесть отдельных трактатов, первая и самая важная из которых называется Хирургия Альбу- Масима (Альбукассис, Абулькасим). Она состоит из 44 листов, за исключением 3 утерянных. Можно утверждать с определенной долей уверенности, что на сегодняшний день это самая старая из сохранившихся книг, описывающая проблемы медицины, написанная в Англии». Нова Ветера, 8 июля 1939 г. страницы 80-81. Таким образом, мы замечаем, что «Альбукассис был не только одним из величайших хирургов средневековой истории Ислама, но также и великим педагогом и психиатром. В своем Ат- Тасрифе он выделил детскому образованию и этике поведения за столом, учебному плану в школах и академической специализации существенную главу». Профессор С. Хамарнех (Науки о здоровье в Исламе). В родном городе Альбукассиса Кордове можно обнаружить улицу, названную в его честь. В музее Калла Хурра, вблизи реки Вади аль-Кабир, в качестве экспонатов выставлены медицинские инструменты, которыми пользовался ученый. Отдавая должное достижениям этого великого ученого, профессор Фуад Сезгин сконструировал 200 хирургических инструментов отлитых в золоте, которые в свою очередь были выставлены в мадридском археологическом музее. А музей «Саентифико Андалусии» в Эль- Легадо опубликовал каталог с цветными фотографиями инструментов и рукописей Альбукассиса.