Доступность дома культуры для инвалидов. Доступная среда в учреждениях культуры. Универсальная индукционная система

Руководствуясь пунктом 84 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625, № 24, ст. 3525), приказываю:

2. Мероприятия по реализации программы социокультурной реабилитации в учреждениях культуры направлены на обеспечение участия инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в культурной жизни общества посредством использования инвалидами, в том числе детьми-инвалидами ресурсов учреждений культуры и предоставляемых ими услуг.

3. Учреждения культуры, реализующие программу социокультурной реабилитации, обеспечивают:

Беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе детей-инвалидов, к объектам и услугам учреждения культуры;

Информирование инвалидов, в том числе родителей (законных представителей) детей-инвалидов, о порядке предоставления услуг по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; о реализуемой учреждением культуры программе социокультурной реабилитации, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте учреждения культуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальных сайтах учреждений, с которыми учреждением культуры заключены договоры и (или) соглашения о совместной деятельности по реализации программы социокультурной реабилитации (далее - организации-партнеры), на информационном стенде учреждения культуры, а также информационных стендах организаций-партнеров;

Возможность подачи инвалидами, родителями (законными представителями) детей-инвалидов заявления на оказание услуг по социокультурной реабилитации посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Реализация учреждением культуры программы социокультурной реабилитации предусматривает:

Обеспечение музеями возможности ознакомления инвалидов, включая детей-инвалидов, с музейными предметами и музейными коллекциями, в том числе посредством проведения сотрудниками музея, прошедшими обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, специальных выставок для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в качестве дополнения к основной экспозиции, реабилитационных кружков и студий, специализированных экскурсий;

Обеспечение библиотеками возможности ознакомления инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с библиотечными фондами, организацию циклов встреч, викторин, выставок и других культурно-просветительских мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Обеспечение организациями исполнительского искусства возможности ознакомления инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с представляемыми ими услугами, организацию кружковой, студийной работы, фестивалей, конкурсов, смотров творчества, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Обеспечение культурно-досуговыми учреждениями условий для посещения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, проводимых мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Предоставление инвалидам, в том числе детям-инвалидам, учреждениями культуры, реализующими программу социокультурной реабилитации, оборудования, необходимого для получения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, услуг по социокультурной реабилитации;

Оказание сотрудниками учреждения культуры, реализующего программу социокультурной реабилитации, помощи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в разъяснении в доступной для них форме порядка предоставления и получения услуги по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в оформлении документов, совершении ими других действий, необходимых для получения данной услуги.

5. С целью реализации программы социокультурной реабилитации учреждение культуры обеспечивает:

Проведение диагностики культурных потребностей, творческих интересов и предпочтений инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Утверждение программы социокультурной реабилитации для каждого инвалида, в том числе ребенка-инвалида, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, а также культурных потребностей, творческих интересов и предпочтений инвалида, в том числе ребенка-инвалида.

6. Учреждения культуры планируют проведение мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

7. Учреждениями культуры, реализующими программу социокультурной реабилитации, обеспечивается проведение документальных наблюдений за индивидуальной социокультурной деятельностью каждого инвалида, в том числе ребенка-инвалида, в процессе его участия в проводимых учреждением мероприятиях.

8. Учреждения культуры, реализующие программу социокультурной реабилитации, предусматривают меры по совершенствованию используемых технологий социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом расширения перечня предоставляемых услуг и проводимых мероприятий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

9. Подведение итогов реализации программы социокультурной реабилитации предусматривает:

Подготовку учреждением культуры отчетных материалов о результатах прохождения каждым инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом, программы социокультурной реабилитации;

Размещение информации о результатах, реализации программы социокультурной реабилитации на официальном сайте учреждения культуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

_____________________________

* Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 49, ст. 6928; 2016, № 24, ст. 14).

** Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2, ст. 232; № 29, ст. 3693; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5421; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2010, № 50, ст. 6609; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6329; № 47, ст. 6608; № 49, ст. 7033; 2012, № 29, ст. 3990; № 30, ст. 4175; № 53, ст. 7621; 2013, № 8, ст. 717; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3460, 3475, 3477; № 48, ст. 6160; № 52, ст. 6986; 2014, № 26, ст. 3406; № 30, ст. 4268; № 49, ст. 6928; 2015, № 27, ст. 3967; № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 19; № 52, ст. 7510).

*** Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625, № 24, ст. 3525).

Обзор документа

Утверждена модельная программа социокультурной реабилитации инвалидов, в т. ч. детей-инвалидов.

Предусмотрено, что мероприятия реализуются в учреждениях культуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к реабилитационным (абилитационным) услугам; содействия в получении услуги по их социокультурной реабилитации (абилитации); информирования о доступных услугах.

Закреплен перечень конкретных мероприятий. Так, музеи, библиотеки, организации исполнительского искусства, культурно-досуговые учреждения и др. будут обеспечены возможностями ознакомления инвалидов с культурными ценностями и представляемыми услугами. Запланировано предоставление необходимого оборудования для социокультурной реабилитации; оказание помощи в оформлении документов, совершении инвалидами других действий, необходимых для получения услуг.

    Приложение. Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400
"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"

Руководствуясь пунктом 9 Приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2060; 2015, N 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.

В.Р. Мединский

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400 "Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Только пятая часть региональных и муниципальных библиотек, музеев и театров располагает парковками для инвалидов. И не более трети этих учреждений оборудовали входы и санузлы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом свидетельствует исследование Минкультуры. По мнению экспертов, посещение театров и музеев - это один из видов реабилитации, и ситуацию необходимо менять.

В декабре Минкультуры завершило анализ мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в России. В исследование, с которым ознакомились «Известия», вошли данные за 2016 год.

Наименьшая доступность - у региональных и муниципальных библиотек. В среднем по стране только у 17% из них есть парковки для инвалидов, у 30% оборудованы входы и пути передвижения внутри зданий (соблюдена ширина коридоров, есть пандусы и поручни, на дверях - маркировка), у 17% приспособлены санузлы. В региональных театрах и культурно-досуговых учреждениях эти показатели составляют 22, 30 и 14%, а в музеях - 27, 36 и 21% соответственно.

В федеральных учреждениях ситуация иная, так как их меньше. Например, библиотек, подведомственных Минкультуры, всего девять. Семь из них в целом приспособлены для инвалидов, но только у трех есть специализированные парковки. При этом региональных и муниципальных читальных залов в стране 38 тыс.

Федеральных музеев - 63, и примерно половина из них адаптирована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральных и концертных организаций - 24, у половины есть парковки для инвалидов, две трети оборудовали сами здания.

Некоторые госучреждения культуры благоустроены по всем параметрам на 100%. Это, например, Третьяковская галерея в Москве и военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в Белгородской области. Лучшими театрами с точки зрения обустройства для инвалидов оказались Мариинский и Малый.

В пресс-службе Минкультуры «Известиям» рассказали, что, согласно сравнительным результатам мониторинга за 2015–2016 годы, количество доступных для инвалидов организаций выросло на 6%. Также стало в 2,5 раза больше творческих мероприятий, попасть на которые без сложностей смогут люди с ОВЗ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В ведомстве сообщили, что вопросы повышения доступности культурных благ рассматриваются с привлечением экспертного сообщества на заседаниях рабочей группы и общественного совета министерства.

Инвалид-колясочник, предприниматель Андрей Елагин рассказал, что постоянно сталкивается с проблемой недоступности объектов культуры. По его мнению, здоровые люди даже при желании не всегда могут понять потребности человека с ОВЗ.

Выход простой: пусть руководитель театра, музея сядет в инвалидную коляску и попробует попасть в свое учреждение, - считает Андрей Елагин.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что современные здания должны строиться с учетом правил по созданию доступной среды, но до 1990-х таких рекомендаций не существовало, отсюда и сложности с переоборудованием культурных и других учреждений.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина подтвердила «Известиям», что есть объективные причины недоступности некоторых культурных объектов для инвалидов. Например, если здание - памятник архитектуры, то без многочисленных межведомственных согласований что-либо в нем переделывать запрещено. Еще одна проблема - нежелание муниципальных властей содействовать повышению доступности объектов культуры для инвалидов. Обустройство прилегающей территории и создание парковок входит в их компетенцию.

По мнению эксперта, ситуация изменится, если общественные организации проявят активность, а власти прислушаются к их мнению.

Люди с ОВЗ имеют полное право на знакомство с шедеврами искусства, на то, чтобы увидеть спектакль «живьем». Потребность в культурных благах у них очень высокая, и инвалидность не должна быть препятствием, - сказала Любовь Храпылина.

Она добавила, что доступность объектов культуры для инвалидов очень важна, есть даже реабилитация средствами культуры и творчества. И речь не о кружках для людей с ограниченными возможностями здоровья, а об обычных походах в театры и музеи.

Что для полной адаптации федеральных и региональных учреждений необходимо 45,8 млрд рублей.

Приложение к письму

от ___________№ _______________

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности

(для использования при разработке планов мероприятий (дорожных карт)

по повышению значений показателей доступности для инвалидов

показатели выполнения с 01 июля 2016 года требований о строительстве, арендовании, приемке новых зданий, сооружений, а также закупки вновь приобретаемых с этой даты транспортных средств, средств связи и информации, полностью соответствующих требованиям их доступности для инвалидов;

показатели поэтапного повышения степени приспособленности действующих объектов для обеспечения доступа инвалидов к местам предоставления услуг в связи с невозможностью (до их капитального ремонта или реконструкции) полностью приспособить их с учетом потребностей инвалидов (в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

показатели поэтапного повышения доступности объектов и услуг до уровня полного их соответствия законодательным требованиям доступности, в том числе при осуществлении капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов, транспортных средств и средств связи, условий предоставления услуг, а также других мероприятий, предусматриваемых дорожными картами.

Прилагаемые показатели доступности дорожных карт представляется необходимым дополнить показателями доступности для инвалидов тех услуг, предоставление которых населению обусловлено спецификой сферы деятельности, установленной для того или иного федерального органа исполнительной власти (культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, транспорта, жилищно-коммунального комплекса и градостроительной деятельности , связи и информации, пенитенциарной системы и т. д.).

Общие показатели:

1. Удельный вес вновь вводимых с 01 июля 2016 года в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов связи, социальной, инженерной и транспортных инфраструктур, транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности, предусмотренным частью 1 статьи 15 Федерального закона (от общего количества вновь вводимых объектов).

2. Удельный вес действующих объектов, на которых обеспечиваются условия доступа инвалидов до проведения капитального ремонта или реконструкции: к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида (от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов).

3. Удельный вес действующих объектов, на которых в соответствии с дорожной картой за отчетный период в результате их капитального ремонта, реконструкции, модернизации созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию за отчетный период).

4. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются наиболее актуальные требования доступности объектов для инвалидов, предусмотренные для применения в обязательном порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (от общего количества объектов).

5. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия доступности получения услуг, в том числе специфических для отрасли: в сфере транспорта, культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, труда и т. д. (от общего количества соответствующих объектов).

6. Удельный вес объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, соответствующих требованиям по обеспечению условий доступности для инвалидов (от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги населению).

7. Удельный вес введенных в отчетном периоде в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего числа введенных в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

8. Удельный вес объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по зрению обеспечиваются:

8.1. дублирование необходимой для ознакомления зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

8.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам;

8.3. наличие сотрудников, на которых административно-­распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по зрению в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций;

8.4. допуск тифлосурдопереводчика;

8.5. допуск собаки-проводника.

9. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по слуху обеспечиваются:

9.1. дублирование необходимой звуковой информации;

9.2. допуск сурдопереводчика;

9.3. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по слуху к объектам;

9.4. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по слуху в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

10. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечиваются:

10.1. оснащение ассистивными приспособлениями и адаптивными средствами в целях обеспечения возможности самостоятельного передвижения инвалида по территории объекта, входа и выхода, в том числе с использованием кресла-коляски;

10.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата к объектам;

10.3. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

11. Удельный вес услуг, предоставляемых в доступном для инвалидов формате: дифференцировано для инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от общего количества соответствующих услуг, предоставляемых населению).

12. Удельный вес сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги населению).

13. Удельный вес услуг, предоставляемых инвалидам с сопровождением персонала объекта или социальных служб (от общего количества таких услуг, требующих сопровождения).

14. Удельный вес персонала (работников) организаций, оказывающих инвалидам помощь (подготовленных к предоставлению такой помощи - в знаменателе) при предоставлении им услуг (от общего количества сотрудников персонала, предоставляющих данные услуги населению).

15. Удельный вес инвалидов, участвующих в деятельности общественных, волонтерских или благотворительных организаций (движений), от общей численности инвалидов.

Показатели в сфере образования:

16. Удельный вес инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов.

17. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций, от общего числа обучающихся инвалидов.

18. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) образовательных организациях, от общей численности обучающихся инвалидов.

19. Доля инвалидов, получающих образование на дому, в том числе дистанционно, от общего числа обучающихся инвалидов.

20. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций.

21. Численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 чел.) обучающихся инвалидов.

22. Доля образовательных организаций (в том числе профессионального обучения и профессионального образования), в которых обеспечены специальные условия для получения образования инвалидами и другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», от общего количества образовательных организаций.

23. Удельный вес приспособленных для обучения инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата) аудиторий и иных помещений от общего числа аудиторий и помещений в образовательных организациях.

Показатели в сфере здравоохранения:

24. Доля медицинских организаций, оснащенных оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата), от общего числа медицинских организаций.

Показатели в социальной сфере:

25. Доля социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, признанных в результате независимой оценки качества их предоставления, доступными для инвалидов, от общего числа предоставляемых социальных услуг.

26. Удельный вес работников организаций социального обслуживания, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа работников данных организаций.

Показатели в сфере культуры:

27. Удельный вес инвалидов – пользователей общедоступных (публичных) библиотек (всего, из них: дети до 14 лет; молодежь 15-24 лет), от общего числа пользователей библиотек.

28. Удельный вес документов библиотечного фонда специальных форматов для инвалидов по зрению, имеющихся в общедоступных библиотеках, от общего объема библиотечного фонда.

29. Доля специалистов учреждений культуры, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа таких специалистов.

30. Удельный вес приспособленных экспозиций (помещений) музеев и выставочных залов для инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), в общем количестве экспозиций.

31. Удельный вес мест в зрительных залах, оборудованных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, от общего числа мест в зрительных залах.

Показатели в сфере физической культуры, спорта и туризма:

32. Удельный вес гостиниц, оснащенных и оборудованных в целях обеспечения их доступности для инвалидов, от общего числа таких гостиниц в сфере туристической деятельности.

33. Доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов.

Показатели в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

34. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года (после 01 января 2005 года), от общего числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

35. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, получивших в отчетном периоде жилое помещение и улучшивших свои жилищные условия от общего числа инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

36. Удельный вес жилых домов, оборудованных приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (пандусами, подъемными платформами, лифтами), от общего числа жилых домов.

37. Удельный вес принятых в эксплуатацию в отчетном периоде жилых многоквартирных домов с заключением о том, что они полностью приспособлены с учетом потребностей инвалидов, от общего числа принятых многоквартирных домов.

Показатели в сфере торговли:

38. Доля торговых объектов, на которых организовано оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг; а также оснащенных креслами-колясками, пандусами, подъемниками, лифтами; системами навигации, указателями, от общего числа торговых объектов.

Показатели в сфере транспорта и связи:

39. Удельный вес транспортных средств, полностью соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров), в том числе:

39.1.1. доля доступных для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

Междугородного,

Городского;

39.2.2. доля транспортных средств общего пользования, оборудованных для перевозки инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

39.2.1. железнодорожного,

39.2.2. автомобильного,

39.2.4. морского транспорта,

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

С учетом условий доступности для инвалидов объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 01.01.01 года (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года), указанных в пункте 5, 6, 7 настоящего примерного перечня показателей.

    Приложение. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ

Приказ Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. N 2800
"Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3172; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5030; 2002, N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6411, 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 17, ст. 2030; N 27, ст. 3477, N 40, ст. 5035, 2014, N 19, ст. 2307, N 30, ст. 4217, 4257, N 49, ст. 6928) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2016.

В.Р. Мединский

Определены правила оказания помощи инвалидам в получении ими услуг в сфере культуры. Для них должны быть доступны театры, концерты, кинотеатры, цирки, иные культурно-досуговые организации.

В рамках этой деятельности проходит инструктаж должностных лиц. Их обязанность по предоставлению инвалидам услуг прописывается в регламентах предоставления услуг населению и в должностных инструкциях.

Перечислены условия доступности объектов. Среди них беспрепятственный вход (выход) в указанные объекты, самостоятельное передвижение по объекту, в том числе, с помощью персонала и (или) кресла-коляски, возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, размещение информации о порядке предоставления услуг, допуск на объект собаки-проводника и др.

Даны показатели оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг.

Организации культуры обеспечивают проектирование, строительство и приемку с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капремонт, реконструкцию соответствующих зданий (помещений), а также приобретают с этой даты транспортные средства для инвалидов.

В организациях создаются комиссии по обследованию и паспортизации объектов. По результатам обследования разрабатываются предложения, которые включаются в паспорт доступности. Последний направляется в Минкультуры России.