Схема деления митоза и мейоза. Сравнительная характеристика митоза и мейоза. обобщение знаний о процессах деления клетки

Деление клеток посредством мейоза проходит в два основных этапа: мейоз I и мейоз II. В конце мейотического процесса образуются четыре . Прежде чем делящаяся клетка попадет в мейоз, она проходит через период , называемый интерфазой.

Интерфаза

  • Фаза G1: этап развития клетки перед синтезом ДНК. На этой стадии клетка подготавливаясь к делению увеличивается в массе.
  • S-фаза: период, в течение которого синтезируется ДНК. Для большинства клеток эта фаза занимает короткий промежуток времени.
  • Фаза G2: период после синтеза ДНК, но до начала профазы. Клетка продолжает синтезировать дополнительные белки и увеличиваться в размерах.

В последней фазе интерфазы клетка все еще имеет нуклеолы. окружено ядерной мембраной, а клеточное хромосомы дублируются, но находятся в форме . В две пары , образованных из репликации одной пары, расположены за пределами ядра. В конце интерфазы клетка переходит в первый этап мейоза.

Мейоз I:

Профаза I

В профазе I мейоза происходят следующие изменения:

  • Хромосомы конденсируются и присоединяются к ядерной оболочке.
  • Возникает синапсис (попарное сближение гомологичных хромосом) и образуется тетрада. Каждая тетрада состоит из четырех хроматид.
  • Может произойти генетическая рекомбинация.
  • Хромосомы сгущаются и отсоединяются от ядерной оболочки.
  • Подобно , центриоли мигрируют друг от друга, а ядерная оболочка и ядрышки разрушаются.
  • Хромосомы начинают миграцию к метафазной (экваториальной) пластине.

В конце профазы I клетка входит в метафазу I.

Метафаза I

В метафазе I мейоза происходят следующие изменения:

  • Тетрады выравниваются на метафазной пластине.
  • гомологичных хромосом ориентированы на противоположные полюса клетки.

В конце метафазы I клетка входит в анафазу I.

Анафаза I

В анафазе I мейоза происходят происходят следующие изменения:

  • Хромосомы перемещаются в противоположные концы клетки. Подобно митозу, кинетохоры взаимодействуют с микротрубочками, чтобы переместить хромосомы к полюсам клетки.
  • В отличие от митоза, остаются вместе после того, как перемещаются в противоположные полюса.

В конце анафазы I клетка входит в телофазу I.

Телофаза I

В телофазе I мейоза происходят следующие изменения:

  • Волокна веретена продолжают перемещать гомологичные хромосомы на полюса.
  • Как только движение завершено, каждый полюс клетки имеет гаплоидное количество хромосом.
  • В большинстве случаев цитокинез (деление ) происходит одновременно с телофазой I.
  • В конце телофазы I и цитокинеза образуются две дочерние клетки, каждая из которых имеет половину числа хромосом исходной родительской клетки.
  • В зависимости от типа клетки могут возникать различные процессы при подготовке к мейозу II. Однако генетический материал не реплицируется снова.

В конце телофазы I клетка входит в профазу II.

Мейоз II:

Профаза II

В профазе II мейоза происходят следующие изменения:

  • Ядерная и ядра разрушаются, пока появляется веретено деления.
  • Хромосомы больше не реплицируются в этой фазе.
  • Хромосомы начинают мигрировать к метафазной пластинке II (на экваторе клеток).

В конце профазы II клетки входят в метафазу II.

Метафаза II

В метафазе II мейоза происходят следующие изменения:

  • Хромосомы выстраиваются на метафазной пластинке II в центре клеток.
  • Кинетохорные нити сестринских хроматид расходятся к противоположным полюсам.

В конце метафазы II клетки входят в анафазу II.

Анафаза II

В анафазе II мейоза происходят следующие изменения:

  • Сестринские хроматиды разделяются и начинают перемещаться к противоположным концам (полюсам) клетки. Волокна веретена деления, не связанные с хроматидами, вытягиваются и удлиняют клетки.
  • Как только парные сестринские хроматиды отделены друг от друга, каждая из них считается полной хромосомой, называемые .
  • При подготовке к следующему этапу мейоза два полюса клеток также отдаляются друг от друга во время анафазы II. В конце анафазы II каждый полюс содержит полную компиляцию хромосом.

После анафазы II клетки входят в телофазу II.

Телофаза II

В телофазе II мейоза происходят следующие изменения:

  • Образуются отдельные ядра на противоположных полюсах.
  • Происходит цитокинез (деление цитоплазмы и образование новых клеток).
  • В конце мейоза II производятся четыре дочерние клетки. Каждая клетка имеет половину числа хромосом от исходной родительской клетки.

Результат мейоза

Конечным результатом мейоза является производство четырех дочерних клеток. Эти клетки имеют в двое меньше хромосом относительно родительской. При мейозе продуцируются только половые . Другие делятся посредством митоза. Когда половые объединяются во время оплодотворения, они становятся . Диплоидные клетки имеют полный набор гомологичных хромосом.

Сходства:

    для митоза и мейоза характерны одинаковые фазы

    в интерфазе происходит удвоение хромосом и ДНК

    характерны для всех живых организмов, кроме бактерий

Отличия:

    митоз включает одно деление клетки, мейоз – два деления (редукционное и уравнительное)

    в результате митоза образуются соматические клетки, а в результате мейоза формируются гаметы и споры

    в митозе ДНК удваивается перед каждым делением клетки в интерфазе, в мейозе ДНК удваивается один раз: перед первым делением в интерфазе

    в митозе отсутствуют конъюгация и кроссинговер, а в мейозе осуществляются процессы конъюгации и кроссинговера

    в метафазе митоза хромосомы выстраиваются в один слой по экватору клетки и содержат по 2 хроматиды каждая. В мейозе в метафазе 1 хромосомы выстраиваются по экватору клетки в 2 слоя и состоят из 4 хроматид каждая

    в анафазе митоза расходятся к полюсам хроматиды, а в анафазе 1 мейоза расходятся к полюсам хромосомы

    в митозе из одной материнской образуются 2 дочерние клетки (2n с), а в мейозе из одной материнской образуются 4 дочерние клетки (n c)

Решение типовых задач

Задача 1. Какой набор хромосом и сколько хроматид будет содержаться в клетке к концу интерфазы, если в деление вступает клетка с диплоидным набором хромосом? (набор хромосом обозначается n, а число хроматид – с).

Решение . В деление вступает клетка 2n c, т. к. все хроматиды идентичные, парные, но неудвоенные. В интерфазе, перед митотическим делением происходит их удвоение. Поэтому набор хромосом и количество хроматид составят 2n2c.

Задача 2. Диплоидный набор клетки составляет 8 хромосом. Сколько хроматид направляется к каждому полюсу в анафазе первого и второго мейотического деления?

Решение. Перед первым делением в интерфазе хромосомы (хроматиды) удваиваются, и количество хроматид будет равно 16. Это же количество сохранится в профазе -1 и метафазе-1. В анафазе первого мейотического деления к каждому полюсу отойдут по 8 хроматид. В анафазе второго мейотического деления к каждому полюсу направляется 4 хроматиды.

Задачи с ответами

    Для организма с кариотипом 18 хромосом в метафазе -II мейоза количество хромосом и количество хроматид в клетке соответственно составляет. Ответ : 9 и 18.

    Для организма (n=23) в метафазе-II мейоза количество хромосом и хроматид в клетке соответственно составляет. Ответ : 23 и 46.

    Какое количество яйцеклеток и направительных телец может образоваться у животного из 40 ооцитов первого порядка? Ответ: 40 и 120.

    Для организма с кариотипом 18 хромосом в анафазе-1 мейоза количество хромосом и количество хроматид, направляющихся к разным полюсам, соответственно составляет: а) 9 и 18; б) 18 и 36; в) 18 и 9.

    Число хромосом n, число хроматид – с. После первого деления мейоза диплоидной клетки хромосомный набор в дочерних клетках составляет? Ответ : 1n2c.

Задачи для самостоятельного решения

    Диплоидный набор клетки составляет 32 хромосомы. Сколько хроматид направляется к каждому полюсу в анафазе второго мейотического деления.

    Диплоидный набор клетки составляет 28 хромосом. Сколько хроматид направляется к каждому полюсу в анафазе первого мейотического деления.

    В клетках пыльцы вишни садовой 16 хромосом. Сколько хроматид в клетках вишни садовой в метафазе -1 и метафазе-2 мейоза.

Гаметогенез – процесс образования и развития гамет. Гамета – половая гаплоидная клетка, которая обеспечивает передачу наследственной информации. Выделяют два типа гаметогенеза: сперматогенез и овогенез.

Сперматогенез – процесс образования мужских гамет – сперматозоидов. Процесс сперматогенеза осуществляется в мужских половых гонадах из сперматогониев – диплоидных клеток семенника. Он подразделяется на 4 периода:

    размножение (митоз);

    рост (соответствует интерфазе, когда клетки увеличиваются в размерах, и происходит репликация ДНК);

    созревание (мейоз – два деления);

    формирование сперматозоидов.

Схема процесса сперматогенеза (рис. 29)

    сперматогонии делятся митозом на 2 дочерние клетки – сперматоциты первого порядка;

    сперматоциты первого порядка делятся мейозом (первое деление) на 2 дочерние клетки – сперматоциты 2 порядка

    сперматоциты 2-го порядка вступают во второе деление мейоза, в результате которого образуются 4 гаплоидные сперматиды

    сперматиды после периода формирования превращаются в зрелые сперматозоиды

Половые клетки развиваются в половых железах, где различают три зоны: размножения, роста, созревания половых клеток. Зона размножения находится по периферии половой железы. Здесь находятся первичные половые клетки, которые размножаются путем митоза. Затем первичные половые клетки попадают в зону роста, где они растут и достигают морфологической зрелости. Далее половые клетки переходят в зону созревания, где проходят два деления мейоза (редукционное и митоз мейоза, или уравнительное).

В семеннике выделяют три зоны развития половых клеток:

    размножения сперматогониев, расположенная по периферии семенника;

  1. созревания (двух делений мейоза).

Рис . 29 . Схема сперматогенеза

Сперматозоиды – мелкие подвижные клетки. В них выделяют головку, шейку и хвост (рис. 30). В передней части головки находится акросома, по форме пузырек, в котором содержится фермент гиалуронидаза, обладающий способностью растворять оболочки яйцеклетки в процессе оплодотворения. Большая часть головки сперматозоида занята ядром, а цитоплазма располагается только по периферии. В шейке расположены центриоли и митохондрии. При оплодотворении в яйцеклетке оказывается только ядро и центриоли сперматозоида, а другие органеллы не попадают в яйцеклетку. Митохондрии, содержащиеся в шейке, вырабатывают энергию для движения сперматозоида.

Рис . 30. Строение сперматозоида

Оогенез – процесс образования женских половых клеток – яйцеклеток из оогониев – диплоидных клеток яичника. Он подразделяется на 4 периода:

    размножение (митоз);

    рост (в интерфазе происходит рост клеток и репликация ДНК);

    созревание (мейоз);

    формирование яйцеклеток

Схема процесса оогенеза (рис. 31)

    В зоне размножения в яичнике находятся оогонии первичные половые клетки , делящиеся митозом.

    Отдельные оогонии вступают в период роста, при этом клетки увеличиваются, и образуются ооциты первого порядка . Зрелые ооциты первого порядка (граафовы пузырьки) подходят к поверхности яичника, при этом стенка яичника разрывается, и ооцит первого порядка попадает в маточную трубу. Происходит захватывание ооцита бахромками маточной трубы.

3. Далее ооциты первого порядка вступают в период созревания и претерпевают мейоз. Из ооцита первого порядка в результате первого деления мейоза образуются ооцит второго порядка и первое полярное (направительное) тельце.

4. Ооциты второго порядка вступают во второе мейотическое деление. В результате второго деления формируется одна зрелая яйцеклетка (крупная клетка) и 3 полярных тельца, которые рассасываются и служат питательной средой для яйцеклетки. Таким образом, период созревания, два деления мейоза, происходят в маточной трубе.

В ходе оогенеза, как и сперматогенеза, наблюдается процесс дифференцировки клеток, приводящий к образованию гамет.

Рис. 31 . Схема оогенеза

Яйцеклетка – неподвижная клетка, крупная (размеры от 100 мкм до 1 см), которая имеет несколько оболочек, состоящих из гликопротеидов, содержит большое количество цитоплазмы, питательных веществ и ядро, митохондрии, рибосомы (рис. 32). В цитоплазме яйцеклетки содержатся митохондрии, где имеются кольцевые ДНК, через которые передается генетическая информация. Поэтому цитоплазма яйцеклетки обладает митохондриальной наследственностью. Яйцеклетка содержит все органеллы, характерные для эукариотической клетки.

Рис . 32 . Строение яйцеклетки

Оплодотворение – слияние зрелых гамет – яйцеклетки и сперматозоида, содержащих гаплоидный набор хромосом, с образованием зиготы (2n), из которой развивается многоклеточный организм.

Процесс оплодотворения включает 2 этапа (рис. 33):

    проникновение головки сперматозоида в яйцеклетку

    слияние гаплоидных ядер обоих гамет и образование зиготы

Зигота – клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола.

Рис . 33 . Стадии оплодотворения яйцеклетки и начала деления зиготы у животных: 1 – сперматозоид, содержащий две хромосомы, прикрепляется к поверхности яйцеклетки; 2 – сперматозоид проник в яйцеклетку; 3 – слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки и формирование в зиготе диплоидного числа хромосом; 4 – удвоение хромосом; 5 – метафаза первого деления.

15. Выберите пару из перечисленных триплетов нуклеотидов, которые не кодируют аминокислоту, а служат сигналом о прекращении синтеза полипептидной цепи в рибосоме: а) УАГ, ГАГ; б) УАА, УГА; в) ААГ, УГА.

16. Как называется свойство генетического кода, свидетельствующее о том, что он одинаков у организмов, стоящих на разных уровнях развития: а) неперекрываемость; б) дискретность; в) универсальность; г) однозначность.

27. Первая закономерность правила Чаргаффа:

а) А=Г; б) А=Т; в) А=Ц.

28. Вторая закономерность правила Чаргаффа: а) А+Г=Т+Ц; б) А+Т=Г+Ц; в) А+У=Г+Ц.

29. Транскрибируемый участок цепи ДНК, кодирующий полипептид, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТТЦГАГЦАААА. Укажите антикодоны т-РНК, принимающие участие в биосинтезе данного полипептида: а) АААГЦУЦГУУУУ; б) ТТТЦГАГЦАААА; в) АААГЦТЦГТТТТ; г ) УУУЦГАГЦАААА.

30. Диплоидный набор клетки составляет 64 хромосомы. Сколько хроматид направляется к каждому полюсу в анафазе второго мейотического деления? а) 8; б) 16; в) 32; г) 64.

31. Отметьте признаки, характерные для и-РНК: а) одна полинуклеотидная цепь; б) две полинуклеотидные цепи; в) содержит урацил; г) содержит тимин; д) содержит рибозу; е) содержит дезоксиоибозу.

32. Сколько адениловых нуклеотидов содержится во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 50 цитидиловых нуклеотидов, что составляет 20 % от общего количества нуклеотидов в данном фрагменте ДНК? а) 50; б) 75; в) 100.

Цель урока: повторение материала о способах размножения клеток.

Задачи

Образовательная: сформировать и закрепить знания о двух видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о процессах, происходящих в различных фазах митоза и мейоза, об отличиях мейоза и митоза.

Развивающая: развитие умений работать в группе, характеризовать объекты и явления, сравнивать их, обосновывать выводы, применять знания, оценивать себя и свои знания; развитие интереса к предмету.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: листы ватмана и бумаги, фломастеры, клей, скотч, ножницы, файлы с заданиями, карточка-инструкция для каждой команды.

Подготовка к уроку

1. На предыдущем уроке учащихся следует ознакомить с принципами и правилами проведения урока-мастерской.

2. Так как тема «Деление клетки» изучалась в 9-м классе и учащиеся многое забыли, в качестве домашнего задания они должны были повторить материал по теме: «Деление клетки».

Деление класса на команды

Учащимся предлагается выбрать один из следующих вопросов и записать его на листке бумаги. (Вероятнее всего ученик выберет вопрос, ответ на который он знает или предполагает, что знает.)

В чем биологический смысл мейоза?
Чем отличается митоз от мейоза?
В чем заключается биологический смысл митоза?

Из листка с написанным вопросом надо сложить бумажный самолетик. Встав в круг, учащиеся запускают свои самолетики (все одновременно по команде учителя) и, подняв упавший рядом самолетик, повторяют эту операцию 2 раза. Раскрыв самолетики, учащиеся распределяются на три команды – по одинаковым вопросам.

Каждая команда получает файл, в котором находится материал для работы: список терминов, определения, схемы, историческая справка.

Карточка-инструкция

Выберите из списка терминов (Приложение 2) те, которые имеют отношение к теме «Деление клетки. Митоз. Мейоз». Выбранные слова команды зачитывают вслух.

Подберите определения (Приложение 3), соответствующие выбранным терминам из предыдущего задания. Будьте внимательны, некоторые определения заменены! Чтобы выполнить это задание правильно, необходимо у другой команды найти и попросить свое определение. Терминами меняться нельзя!

К процессам, протекающим в клетке во время митоза или мейоза, подберите соответствующие рисунки (Приложение 4).

На лист ватмана наклейте слова, определения и рисунки в логической последовательности. Подготовьте небольшой рассказ о данном биологическом процессе.

(Команды вывешивают свои работы на стенд. Члены команд рассказывают о процессах, изображенных на ватмане.)

Ответьте на вопрос, который записан на вашем листке-«самолетике». Ответ запишите в тетради. (При выполнении этого задания можно пользоваться первоисточником. Каждая команда зачитывает свой ответ на вопрос вслух.)

Рефлексия

Вариант 1 (если до конца урока осталось много времени).

Приведите два-три аргумента в защиту того, что тему «Деление клетки. Митоз и мейоз» необходимо изучать в курсе общей биологии средней школы.

Вариант 2 (если времени недостаточно).

Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке? Подумайте, оцените свое эмоциональное состояние. Запишите ответ на листочке и, уходя, прикрепите на стенд.

Домашнее задание

Ответьте на следующие вопросы.

Какие факторы вызывают нарушение митоза и мейоза?
К каким последствиям это может привести?

Приложение 1. Историческая справка

Флемминг Вальтер (1843–1905), немецкий гистолог. Профессор университетов в Праге (с 1873) и Киле (1876–1901). Основные труды по гистологии моллюсков, регенерации тканей, изучению соединительной и жировой тканей, строения фолликулов, клеток спинальных ганглиев и др. Особую известность приобрели его исследования тонкого строения клетки. С помощью разработанных им методов фиксации (жидкость Флемминга) и окраски изучал структуру протоплазмы, ядра, центросом и, особенно детально, процесс деления клетки (прямое и непрямое). Эти исследования имели большое значение для развития цитологии; его методы фиксации и окраски получили широкое распространение в лабораторной практике.

Страсбургер Эдвард (1844–1912), немецкий ботаник, по происхождению поляк, член Польской АН в Кракове (1888). Учился в Варшаве, Бонне и Йене. Был доцентом Варшавского (1867–1869), профессором Йенского (1869–1880) и Боннского (1880–1911) университетов. Основные труды в области цитологии, анатомии и эмбриологии растений. Исследовал митоз. Описал мейоз у высших растений, объяснил биологическое значение редукции числа хромосом. Изучал процесс оплодотворения, явления партеногенеза и апогамии. Работы ученого имели большое значение для подготовки хромосомной теории наследственности и развития представлений о генетическом единстве высших растений. Усовершенствовал методику цитологических исследований. Соавтор переиздававшегося курса ботаники (Учебник ботаники, 1894; 30-е изд. – 1971), переведенного на ряд языков, в том числе на русский.

Чистяков Иван Дорофеевич (1843–1877), русский ботаник. Окончил Московский университет (1868) и был оставлен при нем, с 1871 г. профессор и заведующий Ботаническим садом. Основоположник московской школы эмбриологов и цитологов растений. Одним из первых наблюдал и описал митоз у растений (1874).

Приложение 2. Термины

(Подчеркнутые слова – верный выбор учащихся.)

Файл № 1 (синий)

Митоз , профаза , метафаза , анафаза , телофаза , амитоз , клеточный цикл , фотосинтез.

Файл № 2 (зеленый)

Мейоз , 1-е деление , профаза 1 , метафаза 1 , анафаза 1 , телофаза 1 , кроссинговер , ассимиляция, диссимиляция.

Файл № 3 (красный)

Мейоз , 2-е деление , профаза 2 , метафаза 2 , анафаза 2 , телофаза 2 , интерфаза , полимеры.

Приложение 3. Определения

Файл № 1 (синий)

Митоз – это способ деления эукариотических клеток, при котором каждая из двух вновь возникающих клеток получает такой же генетический материал, как в исходной клетке.

Профаза – хромосомы спирализуются и становятся хорошо заметными в световой микроскоп, исчезает ядрышко, две центриоли расходятся к полюсам клетки, отходящие от них микротрубочки формируют веретено деления, ядерная оболочка распадается.

Анафаза

Телофаза – вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка, хромосомы деспирализуются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием двух диплоидных клеток.

Амитоз прямое деление ядер путем перетяжки, не всегда заканчивается цитокинезом, в результате обычно возникают многоядерные клетки. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению. Этот процесс характерен для отмирающих клеток.

Клеточный цикл – период жизни клетки от деления до деления, основная часть жизни клетки.

Интерфаза – период между делениями (лат. inter – между). Клетка интенсивно растет, увеличивается количество структур и веществ в клетки, количество хромосом удваивается.

(Определение интерфазы в этом файле лиш нее, а определение метафазы отсутствует .)

Файл № 2 (зеленый)

Мейоз (греч. meiosis

1-е деление – первое деление мейоза.

Профаза 1 – хромосомы начинают конденсироваться и становятся различимыми в световой микроскоп. Затем гомологичные хромосомы начинают сближаться друг с другом – конъюгировать. Пару конъюгирующих хромосом называют бивалентом (каждый бивалент образован 4 хроматидами). Заканчивается репликация ДНК. Фаза заканчивается исчезновением ядерной оболочки и ядрышка.

Метафаза 1 – биваленты выстраиваются в экваториальной плоскости клетки. К центромерам прикрепляются нити веретена деления.

Анафаза 1 – бивалент распадается на две хромосомы, которые отходят к разным полюсам клетки.

Телофаза 1 – хромосомы деконденсируются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием двух диплоидных клеток.

Метафаза

(Определение метафазы в этом файле лиш нее, а определение кроссинговера отсутствует .)

Файл № 3 (красный)

Мейоз (греч. meiosis – уменьшение) – это способ деления эукариотических клеток, при котором происходит редукция (уменьшение) числа хромосом, т.е. из диплоидной (содержащей двойной набор хромосом) клетки образуются гаплоидные (содержащие одинарный набор хромосом).

2-е деление – второе деление мейоза.

Профаза 2 – хромосомы спирализуются и становятся хорошо заметными в световой микроскоп, исчезает ядрышко, две центриоли расходятся к полюсам клетки, отходящие от них микротрубочки формируют веретено деления.

Метафаза 2 – все хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, на этой стадии их можно хорошо различать и сосчитать в клетке.

Анафаза 2 – стадия, во время которой сестринские хроматиды, ставшие самостоятельными хромосомами, расходятся к противоположным полюсам клетки.

Телофаза 2 – вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Хромосомы деспирализуются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием четырех гаплоидных клеток.

Кроссинговер (англ. сrossing-over – прекрест) – обмен идентичными участками гомологичных хромосом.

(Определение кроссинговера в этом файле лиш нее, а определение интерфазы отсутствует .)

Все организмы состоят из клеток, они способны к развитию, размножению и росту. Митоз и мейоз — способы деления клеток. Именно с их помощью происходит размножение клеток. Эти 2 способы во многом похожи. Митоз и мейоз состоят из одинаковых фаз. При помощи мейоза размножаются половые клетки , а при помощи митоза — соматические.

Мейоз — процесс деления клеток, может привести к образованию гамет.

Митоз — процесс непрямого деления клеток-эукариотов. Благодаря ему делятся клетки грибов, растений, животных.

Сходства и различия митоза и мейоза:

  • Митоз может передавать информацию от клетки к клетке. А мейоз в свою очередь передает от поколения к поколению.
  • Митоз является универсальным способом размножения всех клеток тела. А мейоз — способ образования яйцеклеток и сперматозоидов.
  • В результате мейоза образуются 4 клетки. Митоз приводит к образованию 2 клеток.
  • При мейозе клетка получает гаплоидный набор — уменьшение числа хромосом. При митозе клетки остаются диплоидными — количество хромосом не изменяется.
  • Мейоз состоит из двух делений, а митоз — из одного.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма урока: практическое занятие.

  • продолжить формирование мировоззрения учащихся о непрерывности жизни;
  • познакомить с химико-биологической разницей процессов, происходящих в клетке во время митоза и мейоза;
  • формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза;
  • формировать навыки сравнительного анализа процессов деления клетки;

1. образовательные:

а) актуализировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе);

б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности;

2. воспитательная: развивать познавательный интерес к информации из разных областей науки;

3. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б) продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать процессы деления клетки;

Учебное оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, модель-аппликация “Деление клетки. Митоз и мейоз” (демонстрационный и раздаточный комплекты); таблица “Митоз. Мейоз”.

Структура урока (занятие рассчитано на один академический час, проводится в кабинете биологии с мультимедийным проектором, рассчитано на 10 класс химико-биологического профиля). Краткий план занятия :

1. организационный момент (2 мин);

2. актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки (8 мин);

3. обобщение знаний о процессах митоза и мейоза (13 мин);

4. практическая работа “Черты сходства и различия между митозом и мейозом (15 мин);

Закрепление знаний по изученной теме (5 мин);

Домашнее задание (2 мин).

Подробный конспект занятия:

1. организационный момент . Пояснение цели урока, его место в изучаемой теме, особенности проведения.

2. актуализация знаний , основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки: - деление клеток;

3. обобщение знаний о процессах деления клетки:

3.1. Митоз:

Демонстрация интерактивной модели “Митоз”;

Практическая работа с моделью-аппликацией “Митоз” (раздаточный материал на каждого ученика, отработка навыка учащихся показывать последовательность процессов митоза);

Работа с моделью-аппликацией “Митоз” (демонстрационный комплект, проверка результатов практической работы)

Беседа о фазах митоза:

Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК) Рисунок Характеристика фазы, расположение хромосом
Профаза Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом.
Метафаза Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.
Анафаза Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).
Телофаза Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки.

3.2. Мейоз .

Демонстрация интерактивной модели “Мейоз”

Практическая работа с моделью-аппликацией “Мейоз” (раздаточный материал на каждого ученика, отработка навыка учащихся показывать последовательность процессов мейоза);

Работа с моделью-аппликацией “Мейоз” (демонстрационный комплект, проверка результатов практической работы)

Беседа о фазах мейоза:

Фаза мейоза, набор хромосом (n - хромосомы,
с - ДНК)
Рисунок Характеристика фазы, расположение хромосом
Профаза 1
2n4c
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом, конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер.
Метафаза 1
2n4c
Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.
Анафаза 1
2n4c
Случайное независимое расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки (из каждой пары гомологичных хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу, другая – к другому), перекомбинация хромосом.
Телофаза 1
в обеих клетках по 1n2c
Образование ядерных мембран вокруг групп двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы.
Профаза 2
1n2c
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления.
Метафаза 2
1n2c
Выстраивание двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.
Анафаза 2
2n2c
Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами), перекомбинация хромосом.
Телофаза 2
в обеих клетках по 1n1c

Всего
4 по 1n1c

Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих мейотических делений – четырех гаплоидных клеток.

Беседа об изменении формулы ядра клетки

Беседа о результатах мейоза:

из одной гаплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидные дочерние клетки

Беседа о значении мейоза: а )поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение (диплоидный набор хромосом каждый раз восстанавливается в ходе оплодотворения в результате слияния двух гаплоидных гамет;

б) мейоз - один из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости);

4. Практическая работа “Сравнение митоза и мейоза” с использованием презентации “Митоз и мейоз. Сравнительный анализ” (см. Приложение 1)

У учащихся домашние заготовки таблицы:

Отработка черт сходства между митозом и мейозом:

Отработка общих различий между митозом и мейозом (с небольшими уточнениями по фазам деления):

Сравнение Митоз Мейоз
Сходства 1.Имеют одинаковые фазы деления.
2.Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах (редупликация) и спирализация хромосом.
Различия 1. Одно деление. 1. Два последовательных деления.
2. В метафазе все удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору раздельно.
3. Нет конъюгации 3. Есть конъюгация
4. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления. 4. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК.
5. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки). 5. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки).
6.Происходит в соматических клетках 6. происходит в созревающих половых клетках
7.Лежит в основе бесполого размножения 7.Лежит в основе полового размножения

5. Закрепление материала.

Выполнение задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Соотнесите отличительные признаки и типы деления клетки:

Отличительные признаки Типы деления клеток

1. Происходит одно деление А) митоз
2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами).
3. Нет конъюгации В) мейоз
4. Поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение
5. Два последовательных деления.
6. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления
7. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки).
8. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК.
9. Есть конъюгация
10. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки)
11. В метафазе по экватору выстраиваются все удвоенные хромосомы раздельно

12. Обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов

13. Обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни
14.Является одним из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости;

6. Домашнее задание:

Таблицу “Сравнение митоза и мейоза” оформить в тетради

Повторить материал о митозе и мейозе (подробно о стадиях)

29,30 (В.В.Пасечник);19,22 с.130-134 (Г.М.Дымшиц)

Подготовить таблицу “Сравнительная характеристика хода митоза и мейоза”

Сравнительная характеристика митоза и мейоза

Фазы клеточного цикла, ее итог Митоз Мейоз
I деление II деление
Интерфаза : синтез ДНК,РНК, АТФ, белков, увеличение

количества органелл,

достраивание второй хроматиды каждой хромосомы

Профаза:

а) спирализация хромосом

б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата:расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления

Метафаза :

а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки;

б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам;

в) к концу метафазы – начало разъединения сестринских хроматид

Анафаза:

а) завершение разделения сестринских хроматид;

б) расхождение хромосом к полюсам клетки

Телофаза – формирование дочерних клеток:

а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом;

Список литературы:

1. И.Н.Пименова, А.В.Пименов – Лекции по общей биологии - Саратов, ОАО “Издательство “Лицей”, 2003 г.

2. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углублённым изучением биологии в школе/Под ред. В.К.Шумного, Г.М.Дымшица, А.О.Рувинского. – М., “Просвещение”, 2004г.

3. Н. Грин, У.Стаут, Д. Тейлор – Биология: в 3-х томах. Т.3.: пер. с англ./Под ред. Р.Сопера. – М., “Мир”, 1993 г.

4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова – Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М., “АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”, 2004 г.

5. Д.И.Мамонтов – Открытая биология: полный интерактивный курс биологии (на CD)– “Физикон”, 2005 г.