Конспект занятия лексика грамматика в подготовительной группе. «лексико - грамматические упражнения на занятиях по развитию речи на природоведческие темы. «Найди точное слово»

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.

Тема: Лексическая тема: «Транспорт»

Программа: - Образовательная программа детского сада;

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

Программа Т.Б.Филичевой и Г.А.Каше «Программа обучения детей с

недоразвитием фонетического строя речи»

Возраст: 6 лет

Направление : Познавательно – речевое развитие

Основная образовательная область : Познание

Интегрированные образовательные области: Познание - коммуникация

Форма проведение : фронтальное занятие

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:

коррекционно-воспитательные:

воспитание коммуникативных навыков, уважения к труду водителя;

воспитание чуткого и внимательного отношения друг к другу.

коррекционно-развивающие:

развитие умения строить распространенные предложения путем введения

второстепенных членов предложения;

развитие навыков овладения операциями обобщения, классификации;

развитие общей и мелкой моторики;

коррекционно-образовательные:

закрепление названия профессий людей, управляющих различными видами

транспорта, видов транспорта;

закрепление согласования прилагательных с существительными;

закрепление образования существительных множественного числа;

закрепление глагола «ехать» с различными приставками;

Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Методы и приемы:

Игровой момент, показ, беседа, рассматривание, объяснение, задание, закрепление.

Наглядные средства обучения :

предметные картинки с изображением разных видов транспорта;

силуэт грузовика и детали к нему;

волшебный ящик;

листы бархатной бумаги с контурами разных машин;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Организация детей: психогимнастика

Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения

Словарная работа: Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Практическая значимость: Данное занятие позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Красочное оформление, веселые картинки надолго привлекают внимание ребенка.

Данное занятие может быть использовано как в работе со всей группой детей, так и индивидуально.

Ход занятия.

I . Организационная часть.

Психогимнастика

Представьте себе, что вы управляете автомобилем. Давайте заведем автомобили и поехали (р- р- р). А теперь мы управляем поездом (чух- чух- чух)

Пересели в самолет (у– у - у), полетели в небосвод. А теперь пошли пешком (шагаем) и пришли мы к дому.

Логопед : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови картинку» Правила такие: Кто правильно назовет картинку - тот садится (перед детьми картинки с изображением разных видов транспорта).

II . Сообщение темы.

Логопед : Обратите внимание на экран.

Что вы там видите?

Как одним слов мы назовем все эти картинки?

Правильно, транспорт.

Какие виды транспорта вы знаете? (внимание на экран)

Для чего нужен транспорт?

Послушайте загадку:

«Встаем мы очень рано,

Проста у нас забота –

Любого пассажира,

Доставить на работу»

Правильно, это шофер (водитель).

Каким должен быть водитель?

(внимательным, осторожным, грамотным (знать ППД) культурным, смелым).

III . Лексико – грамматические игры и упражнения.

«Дидактическая игра «Назови профессию»

Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус водит водитель.

Кто управляет самолетом? (самолетом управляет летчик)

Кто управляет автобусом? (автобусом управляет водитель)

Кто управляет поездом? (Поездом управляет машинист)

Кто летает на ракете? (На ракете летает космонавт)

Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет капитан)

Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит мотоциклист)

Наши ребятки очень любят играть в игру «Строители». У нас в группе много разных машин. Но среди них нет грузовика. А как вы думаете, для игры в строители нужен грузовик? Да он просто необходим. У меня есть готовые детали этой машины. Давайте вместе ее соберем.

Дидактическая игра «Соберем машину» (используем магнитную доску)

Назовем основные детали, которые есть у грузовика (Кабина, кузов, колеса) (собираем машину - вначале вместе, а потом каждый самостоятельно).

Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться). Играть с ней будет удобно, если она будет объемная. Положим детали в волшебную коробку и произнесем волшебные слова – « Раз, два, три, волшебная коробка помоги!»
Игра «Из чего – какой?» (рассматриваем машину)

У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое?) – резиновое.

Дверца из металла (какая?)

Руль из пластмассы (какой?)

Сиденье из кожи (какое?)

Фары из стекла (какие?)

Усвоение глагола «ехать»

Давайте отправимся на нашем грузовике в магазин игрушек. (На экране схема передвижения машины)

Мы ехали, ехали

к речке подъехали,

мост переехали,

к горке подъехали,

на горку въехали,

Упражнение на координацию речи с движением «Едем, едем на

машине…».

Завели машину (вращения руками перед грудью)
Накачали шину "Насос".

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей. (вращение воображаемого руля)

Едем, едем на машине, (движения рулем)

Нажимаем на педаль (сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)

Дворники счищают стекла,

Вправо, влево - чистота.

Волосы ерошит ветер (шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец)

Приехали в магазин игрушек. (На витрине стоят игрушечные машины)
Дидактическая игра «Один - много»

На витрине грузовик, а в магазине на полке (грузовики)

На витрине автобус, а в магазине на полке (автобусы)

На витрине автомобиль, а в магазине на полке (легковые автомобили)

На витрине полицейская машина, а в магазине на полке

(полицейские машины)

На витрине самолет, а в магазине на полке (самолеты)

На витрине мотоцикл, а в магазине на полке (мотоциклы)

Развиваем мелкую моторику «Рисование нитью»

Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и

атласные ленточки на каждого ребенка.

Какое важное событие сейчас происходит в нашей стране? (олимпиада)

В каком городе проходит зимняя олимпиада? (в г. Сочи). А не хотите ли

принять участие в этой олимпиаде? (хотим) Я предлагаю вам сделать

подарки для наших спортсменов. Обратите внимание, у вас на столе

лежат большие конверты. В них, заготовки будущих открыток. При

помощи ленточек прошиваем контуры машин.

Посмотрите, какие красивые открытки у нас получились. Я думаю, что нашим спортсменам

будет приятно получить ваши подарки. Давайте загрузим открытки в

грузовик и отправим в г. Сочи.

Итог . На этом наше занятие окончено. Я благодарю вас за активность.


Хафизова Лилия Расимовна

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей

с ОНР в подготовительной группе по теме:

«Как мы Путаника учили»

Учитель - логопед -

Фефилова Екатерина Валерьевна

МБДОУ № 101

Архангельск 2012 год

Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.

4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

Ход занятия:

I . Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».

На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

II . Постановка цели занятия.

Как мы назовём все предметы одним словом?

Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

К кому ты пришёл и куда?

От вам на гости.

Ребята, я поняла, кто к нам пришёл - это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

А что Путаник в предложении перепутал?

А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

Останешься с нами Путаник?

Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

III . Основная часть занятия.

1. Дидактическая игра «Верно-неверно».

Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

Давайте поможем ему переодеться.

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах……………………………………………………………..

Тапки в левом кармане……………………………………………………..

Шарф на ноге……………………………………………………………………..

Кепка в правом кармане……………………………………………………

Путаник переодевается.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».

Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

Что это? — это обувь

Ещё есть такой предмет? — кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

Путаник, а откуда у тебя снежинка?

А я сюрприз для ребят приготовил.

2. Дидактическая игра «Найди снежинку».

Ребята, найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

Скажите, где вы нашли свою снежинку?

Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола». (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук -с-. Вдох выполняем носом, выдох - ртом.

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вдох, вьюга воет — выдох. — Вдох, вьюга стихла — выдох.

Повторить 2 раза.

Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

3. ФЗМ. «Будьте внимательны».

Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).

4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

А сейчас садитесь за столы.

Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три - начали!

Подводится итог, называются победители.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

Где находится квадрат? Прямоугольник?

Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй - прямоугольник в предмет одежды.

Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т.д.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».

На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.

А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.

Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.

Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»

Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.

Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.

Путаник: — У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

Какой вы использовали предлог в предложении?

5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

IV .Итог занятия.

Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

Сейчас мы тебя проверим.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».

Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.

Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.

Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».

Путаник уходит.

Ребята, о чём мы говорили на занятии?

Какие задания вам понравилось выполнять?

Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

1. «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. «ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

  • Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
  • Домик из картона какой? (картонный)
  • Робот из железа какой? (железный)
  • Лошадка из дерева какая? (деревянная)
  • Мишка из плюша какой? (плюшевый)
  • Собачка из меха какая? (меховая)
  • Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
  • Лягушка из резины какая? (резиновая)
  • Солдатик из олова какой? (оловянный)
  • Курочка из глины какая? (глиняная)
  • Бычок из соломы какой? (соломенный)
  • Машинка из металла какая? (металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

  • Игрушки лежат … коробке. (В)
  • Кукла спит … кроватке. (В)
  • Зайка катается … машинке. (НА)
  • Мозаика упала … стола. (СО)
  • Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
  • Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
  • Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
  • Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
  • Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
  • Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

  • Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
  • Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

  • Резиновый мячик из дерева.
  • Меховой зайчик твердый.
  • Деревянная пирамидка мягкая.
  • У слоника короткий хобот.
  • У зайчика длинный хвостик.
  • Воздушный шарик катится вверх.
  • У Буратино короткий нос.
  • У Мальвины красные волосы.
  • Елочные игрушки висят на березе.
  • Воздушный шарик тяжелее мячика.
  • По воде плывет самолетик.
  • Петя катает кубик.
  • Глиняную уточку слепили из пластилина.
  • Говорящая кукла громко молчит.
  • Кукла моргает ушками.
  • У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.
  • Пирамидка собирает Таню.
  • Гараж подъехал к машинке.
  • Стол лежит под мячиком.
  • Диван закатился под мячик.
  • Стол упал с пирамидки.
  • Машинка катает Петю по полу.
  • Коробка лежит в игрушках.
  • У колеса сломалась машинка.
  • Лошадка едет на мишке.
  • Коляска едет на куколке.
  • Стол летает над шариком.
  • Робот сломал мальчика.
  • Машинка починила папу.
  • У кузова большая машина.
  • У носа длинный Буратино.
  • У волос кудрявая Мальвина.
  • У хобота длинный слоник.
  • У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

  • Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

  • За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

  • Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

  • На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

  • У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

  • Мяч тяжелее воздушного шарика.

Что легче?

Что тяжелее?

  • Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

  • Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

  • Мяч больше кубика.

Что больше?

Что меньше?

  • Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

  • Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

  • Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

  • Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

  • Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

  • Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

  • У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

  • У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

  • Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
  • Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
  • Настольная игра лежит где? … на столе.
  • Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
  • Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
  • Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
  • У зайчика длинные что? … ушки.
  • У мишки четыре чего? … лапы.
  • У Мальвины голубые что? … волосы.
  • У Буратино длинный что? … нос.
  • У пирамидки много чего? … колец.
  • Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
  • Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
  • Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
  • Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
  • Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
  • Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
  • Уронили мишку куда? … на пол.
  • Оторвали мишке что? … лапу.
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
  • Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

  1. Кукла, спать, кроватка, в.
  2. Игрушки, полка, на, лежать.
  3. Мяч, стол, лежать, под.
  4. Сын, мама, игрушка, купить.
  5. Петя, катать, машинка, пол, по.
  6. Машинка, чинить, папа.
  7. Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушка, игра, груша, игрушечный.
  • Икра, игра, играть, игрушки.
  • Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
  • Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
  • Пирамидка, кубик, робот, книга.
  • Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
  • кукла, мяч, береза, машинка
  • барабан, матрешка, лук, самолетик
  • юла, неваляшка, тетрадь, робот
  • мяч, ромашка, кубик, мишка

учитель-логопед Колесникова А.Е.

МДОУ комбинированного вида

д/с №399 городского округа Самары

Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).

Цель:

  • Коррекционно-образовательная : уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
  • Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
  • Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

Оборудование:

Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);

Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

Ход занятия.

I . Вступительная часть.

1. Организационный момент:

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

– назови птенца индюка;

– назови его «маму»;

– его «папу»;

– «Мама» – гусыня, а «папа»…?

– назови его птенца;

2. Объявление темы занятия.

Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.

II . Основная часть.

1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Курица – красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)

2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).

Л.: Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»

Ребёнок декламирует стихотворение.

Назовите слова со звуком «Ш».

А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.

3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Л.: Ребята, мама у нас есть – курица, папа – петух, а птенец у них кто?

Петух…? – кукарекает, курица… – кудахчет, цыплёнок – пищит, и т.д.

4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

Л.: Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.

  • Крякушки – детушки, мои непоседушки… (утка);
  • Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
  • Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
  • Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).

5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам – Винительный падеж).

Л.: А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.

Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:

ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т.д.

Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.

6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)

Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?

На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО – НОК – МЫ (Мы- шо-нок).

7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой – прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка –

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р.п.).

Л.: Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

– Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

– Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)

Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Л.: Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.

– О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе – уточнение окончаний слов).

– Как называется их птенец? (цыплёнок)

– Где они живут? (в птичнике)

– Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?

План-конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию лексико-грамматических средств языка «Дикие животные весной» в подготовительной группе

Тема НОД: Дикие животные весной.
Цель НОД: обучать детей образованию притяжательных прилагательных.
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме: «Дикие животные»;
-совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные в творительном падеже единственном числе (с медвежонком, с волчонком)
-образовывать существительные в родительном падеже единственном числе (нет хвоста, нет лапы и.т.д)
- актуализировать умение отвечать на вопросы полными предложениями;
- продолжать работу по составлению рассказа с использованием мнемотаблиц;
-продолжить работу над средствами интонационной выразительности: умение задавать вопрос, использую вопросительную интонацию: " кто это?"
Коррекционно-развивающие:
-развивать высшие психические функции (память, мышление, внимание);
-развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.
-развивать общую моторику
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.
- закреплять стойкий познавательный интерес детей к рассматриваемой, изучаемой теме, через привлечение разнообразного дидактического материала;
-воспитывать любовь к животным;
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): речевое.
Тип НОД: обобщение.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):
-проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
-происходит развитие слухового и зрительного внимания.
Форма проведения НОД : фронтальная.
Методы и приёмы:
-словесный, наглядный, игровой, эмоциональный, познавательный.
Применяемые педагогические технологии: су-джок терапия, информационно-коммуникативные, развивающие и здоровьесберегающие.
Характеристика аудитории: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Время, требуемое для проведения мероприятия: 30-35 минут.
Оборудование: домик; картинки следы животных; 7 конвертов, муляжи диких животных, картинки диких животных, волшебный мешочек, шарики, змейка-шагайка, аудиозапись, магнитофон, коврограф.
Методические приёмы:
1. Организационный момент.
2. Проблемно-поисковый момент.
3. Прослушивание аудиозаписи.
4. Дидактические игры и упражнения.
5. Динамическая пауза.
6. Практические речевые упражнения.
7. Итог НОД - релаксация.
Предварительная работа:
1. Изготовление пособий.
2.Предварительная работа с детьми
Рассказ детям о том, что все лесные звери рады весне: «Зимой было голодно и холод¬но, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики - надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть - мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а вес¬ной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Подготовила : Матвеева Ольга Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ № 51 города Пскова.

I. Организационный момент
А) Звучит аудиозапись (весна-лес)
Она превращает почки
В зеленые листочки.
Деревья одевает,
Посевы поливает.
Всех разбудит ото сна.
А зовут её ?
Дети: весна
Давайте ощутим её прикосновение (звучит аудиозапись)
Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
Б) Проблемно-поисковый момент. Следы животных приводят детей к домику, который закрыт. Дети находят конверт. Слышат смех. Домик закрыт, чтобы его открыть выполните задания.За каждое задание я буду оставлять ключики.
II. Основная часть
1. Актуализация знаний по теме: «Дикие животные»
1. Игра «Отгадай чьи следы».

– Кто оставил этот след? Этот след оставил медведь.
– Чей это след? Это медвежий след.
-Дети отвечают по очереди: это волчьи, это лисьи, беличьи, заячьи следы, кабаньи следы, оленьи следы, рысьи следы. Ребята получают ключик.
Беседа о диких животных.
Почему этих животных называют дикими? (картинка диких зверей)
Дети. Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.
Логопед. Чем дикие животные отличаются друг от друга?
Дети. Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.
Что происходит весной с животными? Звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Зайчик меняет свою белую шубку на серую, белочка – серую шубку меняет на рыжую)Ребята получают ключик.
2. Игра "Чей хвост" (работа с пособием)


Это лисий хвост.
Это беличий хвост.
Это заячий хвост.
Это волчий хвост.
Это медвежий хвост.
Это рысий хвост.
Ребята получают ключик
3. «Кто как голос подает?» (с мячом)
Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.
Волк в лесу - … воет
Медведица - … ревет, рычит
Кабан - … хрюкает
Лиса - … тявкает
Еж -фыркает
4. Игра "Чем питаются звери " (работа за столом)
– Чем питается заяц? Ответ: Заяц питается травой, листочками).
- Чем питается медведь? Ответ: Медведь питается травой, жуками, мышами, зайцами, мёдом).
– Чем питается белка? Ответ: Белка питается шишками, орехами).
– Чем питается еж? Ответ: Ёж питается жуками, червяками, мышами).
– Чем питается волк? Ответ: Волк питается мясом - ловит мышей, зайцев, лис).
–Чем питается лиса? Ответ: Лиса питается мышами, зайцами).Ребята получают ключик.
III. Физкультминутка (двигательная активность детей).
5. Речедвигательное упражнение:
В лес отправимся гулять, дети маршируют.
Будем весело шагать.
На носочки встали к лесу побежали. бегут на носочках.
Ноги выше поднимаем, ходят высоким шагом.
мы на кочки наступаем. идут по кочкам
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. дети маршируют
IV. Продолжение темы
6. Игра “Животные и их детёныши ”. (работа на коврографе).


Логопед: У каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья. Каждый ищет семью животному (индивидуально)
С кем живёт медведица?
Первый ребёнок: Медведица живет с медвежонком.
Логопед: С кем живет ежиха?
Второй ребёнок: Ежиха живет с ежонком.
Логопед: С кем живет зайчиха?
Третий ребёнок: Зайчиха живет с зайчонком.
С кем живёт белка? Белка живёт с бельчонком.
С кем живёт волчица? Волчица живёт с волчонком.
Ребята а кого здесь не хватает? Ответ: Не хватает (волка, зайца, ежа, медведя, оленя).Как вы думаете почему их нет? Ответ: они ушли охотится.
Ребята получают ключик
7. Игра “Чего нет у зверей?” (работа с разрезной картинкой). Картинка разрезана на 6 частей.
Упражнение в образование сущ. в единственном числе родит. падеже.
На столах у детей конверты. В них животные без каких-либо частей тела.
Логопед: Откройте свои конверты и составьте животное целиком.
Логопед: Чего нет у лисы? У лисы нет носа.
Чего нет у белки? У белки нет хвоста.
Чего нет у волка? У волка нет уха.
Чего нет у медведя? У медведя нет хвоста.
Чего нет у зайца? У зайца нет лапы.
Чего нет у ежа? У ежа нет носа.
8. Игра "Угадай кто это?" (с использованием мнемотаблицы)


закреплять умение подбирать существительные к прилагательным. Дети загадывают загадки друг другу, вытягивая картинки из чудесного мешочка.
-Он косолапый, неуклюжий, спит в берлоге, ест мёд...кто это? медведь
-Он серый, зубастый, страшный, спит в логове, ест мясо...кто это? волк
-Она хитрая, пушистая, рыжая, спит в норе, ест зайцев...кто это? лиса.
-Он маленький, длинноухий, зимой белый, летом серый...кто это? заяц...
-Он колючий, питается жуками, червяками...кто это? ....ёжик
-Любит орехи, живёт в дупле, меняет серую шубку на рыжаю.....кто это? белка
Ребята получают ключик
9.Су-Джок-терапия (дети садятся на подушечки)
Упражнения с шариком массажером Су – Джок
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
10. Найди нужный ключик от домика(развитие мышления)
V. Итог НОД
11.Сюрпризный момент.