В каком году образовалась династия омейядов. Социальная история ислама. Омейяды. Мечеть Омейядов в Дамаске. Панорамный вид

История Востока. Том 1 Васильев Леонид Сергеевич

Халифат Омейядов (661–750)

Халифат Омейядов (661–750)

Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть старшего сына Али и Фатимы, внука пророка Хасана, и расправившись затем с поднявшим было мятеж и погибшим близ Кербелы младшим его братом Хусейном, омейядские халифы сумели затем покончить и с остальными недовольными и восставшими против них арабами. Опираясь прежде всего на военную силу, они вместе с тем сумели выдвинуть на передний план два важных фактора, которые позволили им добиться успеха.

Первым из них была исламизация завоеванного населения. Распространение ислама среди покоренных народов шло на редкость быстро и успешно. Частично это можно объяснить тем, что христиане отвоеванных у Византии земель и зороастрийцы Ирана видели в новой религиозной доктрине нечто не слишком им чуждое: сложившаяся на доктринальной базе иудаизма и христианства, частично также и зороастризма, очень многое взявшая из Библии (Коран насыщен такого рода заимствованиями) мусульманская религия была достаточно близкой и понятной тем, кто уже привык верить в единого великого Бога, символизирующего собой все светлое, доброе, мудрое, справедливое. Кроме того, этому способствовала экономическая политика первых халифов: принявшие ислам платили в казну халифата только десятину-ушр, тогда как немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог харадж (от одной до двух третей урожая) и подушную подать – джизию. То и другое генетически восходило к реформам сасанидского правителя Хосрова I (хараг и гезит) и явно было заимствовано арабами от иранцев. Результаты не замедлили сказаться: завоеванные территории, от Испании до Средней Азии, энергично исламизировались, причем исламизация шла фактически добровольно, во всяком случае без активного принуждения, без преследования немусульман.

Вторым важным фактором усиления власти халифов была арабизация. В ходе завоеванный быстрого расширения захваченных арабами территорий большое количество воинов-арабов, вчерашних бедуинов, расселялось иногда чуть ли не целыми племенами на новых местах, где они, естественно, занимали ключевые позиции и брали себе в жены представительниц местного населения, к тому же и в немалых количествах, благо то было санкционировано освящающим многоженство Кораном. Исламизированные жены из числа местного населения арабизировались, как, естественно, и их многочисленные дети, в первую очередь. Кроме того, близость арабского языка и культуры семитскому, в основном арамейскому населению Сирии и Ирака способствовала быстрой арабизации этих районов.

Христианизованное население Египта, Ливии и всего Магриба арабизировалось позже и медленнее, но и здесь процесс арабизации шел своим чередом и за несколько веков добился немалых успехов, чему способствовало, в частности, превращение арабского языка и письменности в распространенное и престижное средство общения. Менее успешно шла арабизация в землях Ливана и Палестины, где позиции христиан были особенно сильны. Впрочем, частично это касается и Египта, хотя христиане-копты, живущие там и поныне в значительном меньшинстве, по языку все же стали арабами. Только собственно Иран, страна древнейшей культуры и весьма независимой политической традиции, успешно противостоял арабизации, не говоря уже о весьма отдаленных от Аравии Закавказье и Средней Азии, где арабов было очень мало, а местные языковые корни имели мало общего с семитскими. Но и здесь, особенно среди социальных верхов, арабский язык, равно как и арабо-исламская культура и государственность, заняли важное место в жизни народов. Знание арабского было важнейшим элементом более или менее благополучного существования, тем более оно было неизменным залогом успеха и процветания в жизни.

Собственно, все это неудивительно. Если в период первых четырех халифов управление находилось в руках местных властей и велось в основном на греческом и персидском языках (ведь это были земли, отвоеванные у Византии и Ирана), то с Омейядов, правда не сразу, ситуация начала меняться. Арабский язык повсюду вводился в качестве обязательного в делопроизводство. Он был, как упоминалось, единственным в сфере науки, образования, литературы, религии, философии. Быть грамотным и образованным значило говорить, читать и писать по-арабски и вообще едва ли не быть арабом почти столько же, сколько и представителем своего родного языка и этноса. Это касалось практически всех жителей халифата, всех мусульман. Исключение делалось только для небольших все еще сохранявшихся анклавов христиан и рассеянных по халифату иудеев – те и другие считались почти родственниками мусульман, во всяком случае вначале, уважительно именовались «людьми писания» и пользовались определенными правами и признанием.

Важнейшей особенностью халифата и вообще всех исламских стран вплоть до наших дней является неотъемлемая слитность религии и политики, о чем уже упоминалось. Ислам никогда не был хоть сколько-нибудь отделенной от государства и тем более противостоявшей ему церковью. Напротив, ислам был идейно-институциональной основой, сутью исламского государства, причем это тоже в немалой степени способствовало усилению власти халифов, особенно вначале, когда это было очень важно для новой политической структуры. Халиф формально обладал всей полнотой власти, религиозной (имамат) и светской (эмират). В столице Омейядов Дамаске чеканились золотые динары и серебряные дирхемы с его именем; это же имя упоминалось при торжественных пятничных богослужениях в мечетях. Центральная власть, государственный аппарат халифата эффективно управляли всей огромной страной, для чего была налажена регулярная почтовая связь с окраинами, реорганизованы войска (солдаты получали жалованье из казны или наделялись земельными наделами катиа), по персидскому образцу созданы полицейские отряды, строились дороги, каналы, караван-сараи и т.п. Вновь завоеванные территории были разделены на наместничества, одним из которых стала и Аравия. Пять наместничеств с центрами в Ираке, Аравии, Египте, Закавказье и Западной Африке управлялись всевластными эмирами, которые, хотя и подчинялись центру, были фактическими хозяевами в своих эмиратах, ведая их финансами, армией, аппаратом власти.

Верховным собственником всех земель халифата было государство (формально собственником считался Аллах, от его имени всем распоряжался халиф). Практически же земли, как упоминалось, были во владении эмиров и их аппарата власти. Существовало несколько различных категорий земельного владения. Наиболее распространенным было общинное землевладение на землях государства с выплатой в казну ренты-налога в форме хараджа или ушра. Ушр выплачивали и владельцы частных отчуждаемых земель (мульк) – разница была в праве отчуждать эти земли, причем мульки, как правило, были очень небольшими владениями, земли савафи (это владения членов правящего дома, включая самого халифа) и вакфы (земли религиозных учреждений) налогами не облагались, но и не могли отчуждаться. Часть государственно-общинных казенных земель в форме икта, т.е. условного владения с правом взимать в свою пользу причитающийся с этих земель казне ренту-налог (включая и подушную подать, если она взималась), получали от государства служивые, чиновники и офицеры. Воины, во всяком случае часть их, имели необлагавшиеся налогом наделы катиа – принцип, явно восходивший опять-таки к иранско-сасанидской традиции (вспомним азатов), хотя не исключено, что здесь какую-то роль сыграли и знакомые Ближнему Востоку со времен эллинизма военные поселения-катэкии.

Все земли обрабатывались крестьянами, обычно, кроме перечисленных исключений, выплачивавшими государству либо его представителям (иктадарам, владельцам вакуфов, земель савафи) строго установленную норму ренты-налога. Некоторая часть мульковых земель нередко сдавалась в аренду с выплатой землевладельцу до половины урожая, но при этом владелец земли платил налоги в казну. В казну халифа, а затем и эмиров стекались также доходы от пошлин, взимавшихся с городского населения (мусульмане платили не очень обременительный занят, своего рода добровольные выплаты имущих, обычно не превышавшие 2,5%; немусульмане – более высокие налоги), а также традиционная пятая часть от всей военной добычи, за счет чего нередко выплачивались пенсии обедневшим потомкам пророка (сейидам) и его сподвижников.

Важно иметь в виду, что все вышеупомянутые принципы и нормы землепользования и налогообложения не были абсолютно незыблемыми, хотя в основе своей функционировали достаточно стабильно. Так, например, условные владения типа икта, обычно передававшиеся по наследству от отца к сыну (при условии, что сын наследует должность отца и служит, например, в качестве офицера), имели заметную тенденцию превратиться в отчуждаемую собственность их владельцев. Впрочем, государство всегда твердо стояло за противоположную тенденцию сохранения за собой права распоряжаться этими условными владениями. Нестабильным было и положение мусульман-неарабов. Вначале всех их, о чем уже говорилось, освобождали от хараджа и джизии, но со временем то одну, то другую из этих форм выплат порой вновь заставляли платить. Эти чувствительные для населения халифата колебания нередко служили поводом для народных восстаний, порой принимавших форму сектантских движений.

Именно такого рода недовольством воспользовались, в частности, враги Омейядов, сгруппировадшиеся в середине VIII в. вокруг влиятельного рода Аббасидов, потомков дяди пророка Аббаса. Опираясь на недовольство иранцев, Аббасиды спровоцировали в 747 г. в Хорасане восстание, во главе которого встал бывший раб Абу Муслим. Восставшие, среди которых было немалое число шиитов, вели успешные сражения с войсками Омейядов, но плодами их успехов воспользовались Аббасиды, представитель которых в конце 749 г. был провозглашен халифом.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Мечеть Омейядов в Дамаске Дамаск – один из древнейших городов мира. Он возник приблизительно в XI веке до н. э. Проходили тысячелетия, сменялись населяющие Дамаск народы, и храмы одних богов сменялись храмами богов других… Джамия аль Умейи, иначе – Большая мечеть, или

автора Попов Александр

ГЛАВА 7. ГОСПОДСТВО ОМЕЙЯДОВ (661-750) В ночь с 23 на 24 января 661 года Али был похоронен. По его завещанию могилу сделали незаметной, чтобы хариджиты не надругались над телом. Нахождение могилы неизвестно до сих пор.Когда у халифа, ненадолго пришедшего в себя, спросили, кто должен

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Восстание берберов. Падение династии Омейядов Правление Омейядов (661 – 750 гг.) можно в целом охарактеризовать как эпоху второй великой экспансии ислама. Многие же называют ее периодом самоуничтожения арабского национального государства. Несмотря на все большее

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Конец власти Омейядов Халиф Хишам умер в феврале 743 года в своей резиденции в Руса-фе (Сирия), около Ракки на Верхнем Евфрате, в возрасте около 60 лет. Он правил 20 лет, и его халифат простирался на огромной территории. К землям мусульман были присоединены многие острова –

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Истребление Омейядов. Убийства на пиру Стремясь укрепить свою власть, в июне 750 года Абу аль-Аббас аль-Саффах отдает приказ об истреблении абсолютно всех членов клана Омейядов. Это племенная война, и ничего подобного в арабской истории раньше не случалось. Разработать

автора Коллектив авторов

УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Основоположник династии халифов Омейядов Муавия ибн Аби Суфьан (661–680), как и Мухаммад, происходил из племени курайш, но был не хашимитом, а выходцем из родаулшйа. Род Омейядов принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Восстановив единство государства, Абд ал-Малик провел кардинальные реформы, благодаря которым в Халифате сформировалась собственные фискальная и административная системы. Все делопроизводство в канцеляриях было переведено на арабский язык.

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Династия Омейядов С 756 по 1031 год под властью сильных и образованных правителей, сменявших друг друга мирным путем, Аль-Андалус достиг уровня процветания, образования и терпимости, которым восхищались и завидовали современники из всех известных частей света, несмотря на

Из книги Сарацины: от древнейших времен до падения Багдада автора Джилман Артур

XXXIII Слава Омейядов Когда Валид подхватил бразды правления, выпавшие из рук покойного, он, что вполне естественно, решил продолжать наиболее успешные, с его точки зрения, направления отцовской политики. Сам он был из тех, кто неравнодушен к роскоши, человек утонченного

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Возможное соответствие: халиф Али = Айюб Султан; халиф Моавия = Магомет Завоеватель; первый исламский халифат Омейядов = союз Руси-Орды и Турции-Атамании XV–XVI веков Высказанные в данном разделе соображения являются предварительными и требуют более глубокого

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Омейядов в Дамаске В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира – Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.В античные времена на этом месте римляне

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

5. В чем уникальность халифата Омейядов? Великие завоевательные войны начались при халифе Омаре, который принес ислам в самый центр античной цивилизации. В 636 г. сражение у реки Ярмук положило предел византийскому владычеству в Сирии. Дамаск пал, и открылась дорога на

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

8.2. ПЕРИОД ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Арабское нашествие началось в момент охватившего Византию и Иран экосоциального кризиса: к этому времени 26-летняя война между великими державами опустошила весь Ближний Восток. Нашествие довершило это опустошение. Ктесифон был разрушен,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане автора Берзин Александр

Омейяды – первая халифская династия, правившая арабской империей в 661-750 гг. К тому же роду относился и халиф Осман (644-656).

Омейяды являлись богатейшим купеческим родом Мекки, чей глава, Абу Суфьян, поначалу был самым упорным противником начатой в этом городе проповеди пророка Мухаммеда . В те времена Мекка и расположенная в ней Кааба были главными центрами арабской языческой религии. Город извлекал из этого огромные выгоды, и Абу Суфьян полагал, что новая религия – ислам – может лишь мекканцев этих преимуществ. После бегства Мухаммеда в Медину между ней и Меккой началась война, в которой Абу Суфьян возглавлял мекканских противников мусульманства. Однако когда успех стал склоняться на сторону мединцев, изворотливые Омейяды сумели примириться с Пророком. Соглашение облегчилось тем, что один из представителей их семьи, Осман, принадлежал к числу ближайших сподвижников Мухаммеда . В 630 г. Омейяды сдали мединским мусульманам Мекку и подчинились власти Пророка. В новом объединённом арабском государстве эта фамилия заняла видное положение. При начавшихся вскоре великих мусульманских завоеваниях выдвинулся Омейяд Муавия, который стал видным военачальником в Сирии и построил там первый исламский флот. Осман же сделался третьим по счёту халифом. Партия строгих мусульман была недовольна им, считая, что Осман отошёл от пуританского духа ислама и чересчур потакает родственникам. Толпа ревнителей веры ворвалась во дворец Османа и убила его (656 г.). Правоверные избрали новым халифом двоюродного брата Пророка, Али , но его сторону приняла лишь восточная половина новой арабской империи – Аравия и Персия. Сирия и Египет не одобряли излишнего религиозного фанатизма и выдвинули собственным кандидатом на халифат Муавию. Всё царствование Али (656-661) прошло в гражданской войне с соперниками. В конце концов и он был убит . Приверженцы Али поначалу провозгласили халифом его сына Хасана , но этот чуждый честолюбия человек предпочёл за крупную сумму денег отречься от прав на престол в пользу удачливого соперника своего отца, Муавии. Хасан удалился в Медину и вскоре умер там в молодом возрасте.

Основание Муавией первой династии халифов

Первой, очень важной реформой халифа Муавии (661-680) был перенос столицы из Медины в Дамаск, где он долго был правителем, входил в соприкосновение с византийской администрацией и перенимал ее опыт. Халифат Омейядов часто и именуется Дамасским, в отличие от Багдадского халифата Аббасидов. Этот перенос столицы наносил решающий удар партии потомков Али (Алидов ), на стороне которых была Медина. Девятнадцать лет Муавия правил как абсолютный властелин, восстановив государственное единство арабского мира после тяжкого междоусобия. Он вернулся к своей идее морского могущества и даже дерзнул напасть на Византию. Его терпимость по отношению к христианам обеспечивала ему непоколебимую верность Сирии. Умирая (680 г.), он назначил своим наследником сына Язида . Первые четыре халифа были выборными, но этим назначением сына в преемники Муавия создавал первую халифскую династию – теперь сан повелителя правоверных должен был передаваться по наследству.

Гражданская война в халифате 680-690-х годов

Это вызвало сильный протест, которым воспользовались другие претенденты на халифат, и вступление на престол Язида не обошлось без кровопролития. Младший брат Хасана – Хусейн , внук пророка Мухаммеда, живший в годы правления Муавии изгнанником в Медине, по призыву приверженцев своей семьи покинув Мекку, чтобы соединиться с ними в иракской Куфе, но подвергся преследованию омейядских всадников и был окружен у Кербелы. Десять дней Хусейн, сопровождаемый небольшим отрядом, надеялся, что случай выручит его. Командующий халифским войском, по-видимому, намеревался заставить его сдаться без боя, но Хусейн не согласился на это. Завязалась битва при Кербеле . Четырехтысячное войско халифа легко справилось с маленьким отрядом Хусейна, и последний пал под ударами врагов (680 г.). Это событие, не имевшее крупного военного значения, получило бесчисленные политические и религиозные последствия: у шиитов – партии, требовавшей передачи халифата Алидам – появились первые мученики.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Панорамный вид

После смерти Хусейна халифу Язиду пришлось бороться с гораздо более опасным претендентом – Абдаллахом, сыном Зубайра , близкого сподвижника Пророка, который прежде, подобно Муавии, соперничал за халифат с Али (656 г.). После гибели Хусейна Абдаллах провозгласил себя халифом в Мекке и вскоре был признан всем аравийским Хиджазом. Войска Язида победили мединцев, ставших на сторону этого антихалифа, и двинулись на Мекку. Осада этого города, во время которой обстреливалась из катапульт и была подожжена Кааба, длилась уже более двух месяцев, когда пришло известие о смерти халифа Язида (683 г.). Число приверженцев Абдаллаха ибн Зубайра сразу выросло: его признали халифом Южная Аравия, Ирак и часть Сирии. Остальные страны мусульманского мира остались верны Омейядам, несмотря на невысокие достоинства двух наследников Язида, Муавии II и Мервана I (683-685). Его третий преемник Абд аль-Малик (685-705) оказался в весьма трудном положении. Халифат оспаривали у него уже три претендента: Мухаммед, прозванный «сыном ханафитки» («незаконный» сын Али), Наджда (ставленник хариджитов) и Абдаллах, сын Зубайра. Но Абд аль-Малик в долгой и трудной борьбе восстановил власть Омейядов: снова был завоеван Ирак, побеждены хариджиты, а Абдаллах ибн Зубайр погиб, сражаясь в бою, при взятии Мекки халифским войском в 692 г. Так закончилась попытка воспрепятствовать основанию династии Омейядов.

Арабские завоевания при Омейядах

При Абд аль-Малике и его преемнике Валиде I (705-715) благодаря деятельности высокоодаренного, хотя и деспотичного министра Хаджаджа в мусульманской империи восстановился порядок. Возобновились войны с Византией.

Затем халифы династии Омейядов быстро сменяли один другого в течение первой половины VIII в., если не считать долгого правления Хишама (724-743). Из всех этих халифов выделялся высоко религиозный Омар II (717-720) он стоял за милосердие даже по отношению к противникам (что едва не привело к крушению государства). Остальные: Сулейман (715-717), Язид II (720-724), Валид II (743-744), любители искусств и наслаждений, вызывали только недовольство своих подданных и способствовали упадку династии, несмотря на значительность завоеваний, сделанных их военачальниками.

Арабские завоевания, на короткое время приостановленные при Али, в эпоху Омейядов возобновились с прежней силой, направляясь и на восток, и на запад. На востоке арабы уже в 661 г. достигли афганского Герата, а оттуда их войска дошли до Инда, пройдя через Афганистан. Начиная с 674 г. они совершали нападения на Мавераннахр («междуречье» Амударьи и Сырдарьи) и к началу 710-х гг. захватили эту область. Они окончательно подчинили Армению и ринулись за Кавказ, где столкнулись с могущественными хазарами . При халифе Хишаме омейядские армии одержали над хазарскими каганами ряд побед, дошли до Волги, поднялись по ней до широты Саратова и на обратном пути совершали рейды на равнины Южной Руси. Покорить Анатолию им, однако, не удалось, хотя арабы были уже близки к этому и даже в течение года осаждали Константинополь (717-718). Менее чем за сорок лет ислам достиг на востоке долины Инда.

В западном направлении завоевания были не менее значительными. В то время подчинявшиеся Византии берберские племена Северной Африки делились на три основные группы: 1) ловата на востоке (Триполитания, Джерид, Ор); 2) санхаджа на западе (кутама в Кабилии масмуда на побережье Марокко и собственно санхаджа в Сахаре); 3) кочевники зената , в районе Тлемсена. Вражда между санхаджами и зенатами сыграла на руку арабским завоевателям.

Полководец Омейядов Окба (Укба) ибн Нафи стал делать набеги на Ифрикийю (Тунис) и в 670 г. основал здесь Кайруан – опорный укреплённый лагерь завоевателей. После смелого набега, приостановленного лишь на атлантическом побережье Марокко, Окба попал в засаду и погиб. Когда положение Омейядов на троне упрочилось халиф Абд аль-Малик двинул свои войска на Карфаген. Город был взят и разорен (697 г.), затем отбит византийцами и снова оставлен ими через год. Соседние берберы организовали сопротивление мусульманам, возглавленное авторитетной пророчицей Кахиной (буквально – «Колдунья»). Но арабам опять помогла разобщенность их противников, и им удалось соединить с военной экспансией религиозную. Побеждённые берберы приняли ислам и, увлекаемые перспективой захвата военной добычи, стали лучшей опорой арабов при последующем завоевании Испании. Армии Омейядов дошли до берегу Северной Африки до самой Атлантики, захватили Танжер и Балеарские острова.

Мечеть Окбы в Кайруане (Тунис). Основана полководцем Окбой в 670-е гг., перестроена в IX веке местной правящей династией Аглабидов

В занятой вестготами Испании порабощенный феодалами и епископами народ жаждал освобождения. В роли освободителей предстали арабы. Рабы и крепостные купили себе освобождение ценой обращения в ислам и облегчили задачу завоевателей: арабская конница одержала верх над христианской пехотой, и в 711-714 гг. практически весь Пиринейский полуостров перешёл под власть мусульман (см. статью Завоевание Испании арабами ).

С 721 г. арабы начали предпринимать набеги по ту сторону Пиренеев, в Галлию, где королевство Меровингов агонизировало подобно вестготской монархии в Испании. Остановленные графом Эвдом на Гаронне, арабы повернули в долину Роны и опустошили ее в 725 г. Спустя семь лет, в 732 г., их всадники пересекли Гасконь, взяли Бордо и помчались на Пуатье, где их (ровно через сто лет после смерти Мухаммеда) разгромил в страшной битве Карл Мартелл . В 737 г. он опять обратил их в бегство в битве у Нарбонны.

Несмотря на это поражение, военная экспансия арабов не прекратилась. Халифат достиг тогда вершины своего величия: он простиралась от Атлантического океана до Инда, от Каспия до Нильских порогов. Деятельность халифов в основном была направлена к централизации. Как Мухаммед умел сплавить враждебные друг другу племена Аравии в одну религиозную общину, так Омейяды объединили в огромной империи народы, которые незадолго до этого боролись между собой. Для осуществления такой задачи была необходима терпимость – политическая, религиозная и духовная. Её всегда проявляли Омейяды: основатель этого рода, современник Мухаммеда Абу Суфьян жил в добром согласии с христианами и евреями, а его потомки женились на христианках, назначали пенсии ораторам и поэтам, среди которых встречались и христиане, и люди, насквозь проникнутые языческими традициями (не говоря уже о музыкантах, певцах и певицах). Они незаметно подпали под очарование цивилизации древней Сирии. Это свободомыслие шокировало многих верующих, не изменивших суровому духу ислама раннего периода. Правоверная Медина осуждала омейядский Дамаск, как в XVI в. кальвинистская Женева – «развратный» папский Рим.

Низложение Омейядов Аббасидами

Но Омейядская империя была слишком обширна и пестра, чтобы ее единство стало прочным. Чем дальше раздвигались ее границы, тем резче выступало несоответствие между массой покоренных народов и небольшим числом арабских завоевателей. К тому же, убедившись, что обращение в ислам уменьшает налоговые поступления, творец могущества династии Омейядов, Хаджадж, отменил закон об освобождении от поголовной подати за обращение в ислам, благодаря которому ранее покорённое население легко получало равноправие с завоевателями. Главным государственным принципом Омейядского халифата стала не мусульманская религия, а арабский национализм. При Омейядах арабы обращались с завоёванными народами, как с низшими, тогда как эти народы были наследниками древних цивилизаций и поднимали то тут, то там движения в пользу национальной независимости. Агитацию за «равноправие» поддержали хариджиты и шииты. Их активная и искусная пропаганда ускорила падение династии Омейядов.

Шииты усилили свою пропаганду в царствование благочестивого, но слабого халифа Омара II в 720 г. Но сторонникам шиитской династии Алидов суждено было еще раз потрудиться для других, и они это слишком поздно заметили. С давних пор потомки Аббаса, дяди Пророка, приобрели уважение мусульман своей достойной жизнью. Все усиливавшаяся оппозиция против Омейядов мало-помалу привела Аббасидов к мысли свергнуть этих халифов и занять их место.

Преданные аббасидские агенты были разосланы по всему халифату. Особенно благоприятную почву они нашли в Хорасане (северо-восточный Иран), где персы, считавшие себя более древней и славной нацией, чем арабы, не могли примириться с порабощением. Потомкам Аббаса посчастливилось получить неожиданную помощь со стороны шиитов. Эти сторонники семьи Али, стремясь вернуть ее к власти, делились на две партии. Имамиты, приверженцы сына павшего при Кербеле Хусейна, держались в стороне от аббасидской пропаганды. Но другая шиитская партия – хашимиты, стояла за сводного брата Хусейна, прозванного «сыном ханифитки», а затем, после его смерти, за его сына Абу Хашима (отсюда и название партии). В 716 г. Абу Хашим умер (возможно, отравленный), завещав свои «права на халифат» правнуку Аббаса Мухаммеду ибн Али. Раскол в партии шиитов содействовал аббасидской пропаганде, которая продолжалась и после смерти Мухаммеда ибн Али. Двое его сыновей привлекли на свою сторону энергичного и беспощадного перса Абу Муслима . Черные знамена Аббасидов были подняты против белых знамен Омейядов в мятеже, поднятом хорасанцами в 747 г. Через три года первый Аббасид – Абуль-Аббас ас-Саффах – был провозглашен халифом в мечети иракской Куфы (750 г.), а последний Омейяд Марван II (744-750) потерпел сокрушительное поражение и погиб. Его родственники подверглись безжалостному истреблению. Но одному из них, Абдаррахману , удалось бежать в Испанию. В 755-756 гг. он основал там независимое от Аббасидов царство , положив этим начало распаду халифата.

Новости из Исламских стран

29.03.2014

Омейяды (Умайяды, Умаййады) - были купцами из Мекки, которые обратились в ислам в 627 г. Позднее они стали первой мусульманской царской династией в Арабском халифате. Правление Омейядов длилось почти сто лет с 661 (41 год хиджры) по 750 (132 год хиджры). Основателем династии считается Муавийа I ибн Абу Суфьян (правил с 661 по 680 гг.).

Вначале Муавийа I, был наместником в Сирии, но после победы над Али ибн Абу Талибом объявил себя халифом (659), а своей столицей сделал Дамаск. К 661 г. его власть признали практически во всех провинциях халифата. Вскоре в халифате была признана передача власти по наследству, поэтому в 680 г., после смерти Муавийи I, власть перешла к его сыну Йазиду (правил 680-683). Однако Хусайн, внук пророка и сын Али, отказался присягать новому халифу. Осенью Хусайн, со своими последователями, повел войска из Мекки в Куфу. Неподалеку от селения Кербела, сторонники Йазида разбили войска Хусайна. Был убит и сам Хусайн и более двадцати ближайших его родственников. Историки описывают Йазида как щедрого человека. Он был красноречив и писал стихи. Однако не придерживался обычаев, любил вино, женщин, веселую компанию и охоту. И многим это не нравилось. В 683 г. началось восстание в Медине. В конце августа войска Йазида разгромили город, а затем началась осада Мекки. 31 октября произошло печальное событие - пожар Каабы. Вскоре (10 ноября) Йазид, во время охоты упал с лошади и покалечился. Некоторые исследователи говорят, что халиф был пьян. Умирая, правитель назвал своего приемника. Им стал старший сын - Муавийя (правил 683-684).

Как описывал нового халифа один из современников - "это был благочестивый юноша, много думающий о потустороннем". Муавийа II был очень болезненным и много думал о смерти. Он не "желал осквернять себя делами бренного мира", поэтому управление халифатом поручил Хасану ибн Малику.

Однако Хасан не пользовался авторитетом за пределами Сирии и Палестины. В некоторых провинциях были недовольные правлением Омейядов и находились в оппозиции к халифу, а некоторые заняли выжидательную позицию. По утверждению большинства историков - в халифате наступил период безвластия. В 684 г. Муавийя отрекся от правления, а преемника себе не назначил. Другой сын Йазида так же не захотел править халифатом. В Медине Абдаллах ибн аз-Зубайр провозгласил себя халифом. Его власть признали в Египте, Ираке, Палестине и Хорасане, а Сирия отказалась присягать ему в верности. Сирийцы провозгласили халифом представителя другой ветви Омейядов Марвана ибн аль-Хакама (правил 684-685).

Началась борьба за власть. Сирия находилась под властью Омейядов, а вскоре к ней присоединились Египет и Палестина. Затем халиф отправил войско под командованием Хубайши ибн Дулдже в Аравию, где тому удалось захватить Медину. Но Хубайши разбили басрийцы. Однако Марван был уверен в победе и весной 685 г. объявил наследником своего сына Абд аль-Малика. Позднее, той же весной, халиф умер. По поводу его смерти есть две версии. Согласно одной он умер от чумы, а согласно другой - во сне он был задушен своей женой. Абд аль-Малика (правил 685-705) исследователи характеризуют как скуповатого, но благоразумного и умного человека. К тому же, халиф обладал большим административным и военным опытом, который ему пригодился, буквально с первых дней правления - к внутренней борьбе за власть добавилась и внешняя война с Византией. К лету 685 г. Византия вернула себе острова Родос, Кипр и Крит, захватили несколько городов в Малой Азии и город Антиохия в Сирии. Халиф не имел возможности вести боевые действия на два фронта.

С византийским императором Константином IV был заключен мирный договор, согласно которому Абд аль-Малик должен был заплатить 1000 динаров, одного раба и одного коня за каждый день мира. В 688 г. халиф возобновил войну с Византией. Теперь византийский император не мог вести войну на два фронта (Юстиниан II воевал с болгарами) и не смог помешать наступлению арабского войска. В следующем году Византия согласилась на более выгодный для мусульман мирный договор. Это дало возможность Абд аль-Малику восстановить арабское единство к 695 г. и вести успешную войну в Северной Африке. Так же, при халифе Абд аль-Малике была проведена налоговая реформа и началась чеканка новых дирхемов, которые заменили византийские и персидские монеты. Следующие десять лет халифатом правил аль-Валид (705-715), сын аль-Малика. Практически все его правление прошло в непрерывных и успешных войнах с соседними государствами. Была значительно расширена территория Арабского халифата - от реки Инд на востоке, до Атлантики на западе.

В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и разбили армию короля испанских вестготов Родерика. Уже к 714 г. арабы завоевали территорию Испании от Гибралтара до Пиренеев (основные покоренные города - Кордова, Сарагоса, Севилья, Толедо). Предположительно во время правления аль-Валида была построена Большая мечеть Дамаска (мечеть Омейядов), существующая до сих пор. Ранее на этом месте находилась христианская церковь (часовня) Иоанна Крестителя. Согласно легенде церковь была куплена у христиан, а затем разрушена. Считается, что халиф лично начал разрушение церкви. Время правления аль- Малика и аль-Валида считается пиком могущества Омейядов. После смерти аль-Валида начинается ослабление "Омейядского" халифата. После смерти аль-Валида халифом стал его брат Сулайман (715-717), который больше интересовался пиршествами и оргиями, чем управлением.

Преемником Сулаймана стал его двоюродный брат Умар II (717-720), который отличался от предшественника фанатичной религиозностью. Следующим правителем стал сын Абд ал-Малика - Йазид II (720-724). Йазид занимался музыкой, поэзией и проведением праздников - за время правления он умудрился растратить всю казну халифата. В 724 г. к власти пришел Хишам (724-743), брат Йазида II. При нем было крупное восстание берберов, которым не понравилась назначенная им повинность - поставлять дочерей в гарем халифа.

Только в 743 г. берберы были окончательно разбиты. Однако вспыхивали новые восстания. В 743 г. халифом стал аль-Валид II, но в следующем году был убит повстанцами. 744 г. был довольно тяжелым для Омейядов - происходила слишком частая смена халифов - Йазид III (744), Ибрахим (744) и Марван II (744-750). В 747 г. началось крупное восстание под руководством династии Аббасидов, главных противников Омейядов. Позднее к восставшим присоединились персидские шииты. После одержанных побед, Аббасиды убили практически всех представителей династии Омейядов. Некоторые исследователи утверждают, что спастись удалось только внуку Хишама - Абд ар-Рахману ибн Муавийя, который бежал в Испанию. В 756 г. он основал Кордовский эмират, который в 929 г. стал Кордовским халифатом. Омейяды правили на Пиренейском полуострове до 1031 г. Внутренние междоусобицы привели к распаду халифата и возникновению самостоятельных государственных образований, которые возглавляли местные династии.

В Дамаске и Кордове Омейяды - династия сирийских халифов и кордовских эмиров, при которых ислам из местной арабской религии превратился в государственную религию многих средиземноморских стран. Первым халифом из рода мекканских курейшитов из колена Омейи стал Муавий I.

Муавий, наместник и командующий арабскими войсками в Сирии был выдвинут арабской знатью в качестве претендента на главенство в мусульманском мире. Но халифом избрали Али, потомка пророка Мухаммеда, не пользовавшегося популярностью у знати.

В 661 году Муавий убил халифа Али, а его сын Хасан «добровольно» (за огромную сумму откупного и пожизненную пенсию) передал власть Муавию. Этот переворот расколол общество на две группировки - шиитов и хариджей.

Шииты считали правильным установление наследственной власти в халифате, но, по их мнению, это должна была быть власть Алидов, происходивших из семьи пророка. Хариджи, со своей стороны, выдвинули принцип «Нет халифа иначе как по воле Аллаха и воле народа». Такая демократическая формулировка привлекла широкие круги населения халифата не арабского происхождения. Историки считают Муавия справедливым правителем, при котором не было религиозных гонений и незаконных поборов.

При нем ислам стал сложившейся системой канонических положений и обрядов, образовался шариат. В становлении ислама арабы ис пользовали традиции ранних религий - христианско-византийскую и иранско-зороастрийскую. С именем Муавия связано и строительство первой мечети. Здание мечети, с минаретами по фронтону и кафедрой для проповедника, с заимствованным из иранской архитектуры купольно-сводчатым покрытием, было великолепно.

Боясь покушений, Муавий ввел обычай, чтобы халифа сопровождал отряд копьеносцев-телохранителей, и закрепил власть своего рода, объявив преемником своего сына Иазида.

После смерти Муавия І в 680 году Алиды вновь заявили претензии на халифат: второй сын Али, Хусейн, отказался присягнуть Иазиду и двинулся на Куфу из Мекки, но был окружен войсками халифа. Хусейн отказался сдаться, и тогда воины, боявшиеся личной ответственности за убийство внука пророка, все разом набросились на него и изрубили мечами. Место убийства Хусейна до сих пор считается святым для шиитов.

Одновременно с Хусейном отказался присягнуть Иахиду и Абдаллах, а мединцы подняли восстание. 26 августа 683 года в жестоком сражении восстание было подавлено, и войска двинулись на Мекку, но смерть Иазида заставила снять осаду с города.

Правление Иазида было кратким и неспокойным, поэтому после его смерти власть в халифате легко захватил Ибн аз-Зубайр. Права своего рода решил отстоять троюродный брат Муавия Марван, разбивший войска Ибн аз-Зубайра. Но и этот халиф не правил долго: будучи уже в преклонном возрасте, в 685 г он скончался, а халифом стал его сын Абд ал-Малик.

На восстановление единства халифата Абд ал-Малику потребовалось восемь лет, а потом он занялся проведением в жизнь реформ, намечавшихся еще при Муавий: были переведены со среднеперсидского на арабский язык налоговые кадастры, а во главе финансового ведомства стали арабы.

В то же время была проведена и денежная реформа, золотые и серебряные монеты стали чеканить единообразно.

Продолжалось строительство мечети в Дамаске, начатое Муавием, и был построен «Купол» в Иерусалиме.

После смерти отца Абд ал-Малик вызвал в Дамаск своего племянника Омара, славившегося своим благочестием, и выдал за него замуж свою дочь Фатиму. Омар приобрел такое расположение халифа, что сидел выше всех его сыновей, кроме наследника Валида.

Из династии Омейядов Омар выделялся любовью к роскошному образу жизни. Он тратил очень много денег на духи, одежду и лошадей. В прачечной люди даже платили деньги за то, что их вещи стирали вместе с одеждой Омара, чтобы они пропитывались запахом духов.

Омар выступал и как меценат: он щедро платил поэтам за приветственные стихи. Известно, что один из них за свое стихотворение получил от Омара, когда тот был наместником Медины, 15 верблюдиц.

В 706 году Омар был назначен наместником Медины. Здесь он, по желанию Валида, построил пышное здание мечети, которую называют «мечеть Омейядов».

Заботясь о правильном престолонаследии в халифате, Абд ал-Малик определил, что после Валида халифом должен стать его брат Сулейман. Но Валид имел другое мнение, он хотел, чтобы власть перешла к его собственному сыну. Однако Валид умер раньше, и Сулейман стал халифом.

Сулейман любил строить. С его именем связано основание главного порта Палестины, Рамлы. Но больше всего он любил женщин и пиры.

В 716 году Сулейман вместе с Омаром посетил Мекку, а на обратном пути они заехали в Иерусалим, где Сулейману чрезвычайно надоели прокаженные со своими колокольчиками, и он велел их сжечь. Но в защиту больных людей выступил Омар, и халиф приказал выслать их в уединенную деревню, где они не могли бы общаться с другими людьми.

По пути из Иерусалима паломники остановились в одном христианском монастыре. Здесь за одной из рабынь, принадлежащей Сулейману, начал ухаживать некий человек. Сулейман приказал оскопить обидчика, а монастырь с тех пор называют «монастырь евнухов».

Осенью того же года Сулейман в Северной Сирии собрал войско и отправил его на завоевание Константинополя. Целый год велась осада города, но Константинополь был спасен усилиями папы Льва III, а огорченного халифа разбил паралич.

Сулейман оставил завещание, по которому власть переходила в руки его двоюродного брата благочестивого Омара, т. к. сын халифа Эйюб умер раньше отца. Но, не зная о существовании завещания, войско присягнуло родному дяде Омара, брату Абд ал-Малика, Абд ал-Азизу. Омар был готов отказаться в пользу Абд ал-Азиза, а Абд ал-Азиз, в свою очередь, объявил, что одобряет провозглашение халифом Омара. Так Омар стал халифом Омаром II.

Есть легенда, что Омару I, отцу Омара II, предсказывали, что один из его потомков, у которого будет отметина на лице, наполнит землю справедливостью. Омар II действительно, имел знак: во время пребывания в Дамаске его по лицу ударила копытом лошадь.

В молодости Омар был искренним, но непрактичным и был готов принести в жертву собственным религиозным утопиям интересы созданной его предками империи, но, став халифом, он изменился.

Омар отказался от пользования халифскими лошадьми и ездил на своем муле, отверг он и предложение поселиться в халифском дворце. Он заботился о пополнении казны, щедро оплачивал услуги войска, помогал нуждавшимся. И если он считал подати незаконными, то отменял их. При дворе халифа Омара II благочестие стало обязательным. Если придворные Сулеймана всерьез обсуждали достоинства женщин и развлечения, то теперь стали обычными разговоры о ночных молитвах и изучении Корана. Благочестивой была и семья Омара. Его сын Абд ал-Мелик, умерший в 19 лет, считался образцом благочестия. О смерти Омара нет точных данных. Согласно одной из легенд, его отравили родственники, после того как Омар пообещал передать власть благочестивому человеку, не состоящему с ним в родстве. По другой версии, он заболел и умер в монастыре Дейр-Симан.

Последним Омейядским халифом был Мерван II (744–750). Против него объединились Аббасиды во главе с Абу-Муслимом и Алиды. Мерван бежал в Египет, но там был схвачен и убит. Омейядов повсюду начали беспощадно истреблять: убивали мужчин и женщин, взрослых и детей - всех, имевших хоть отдаленное родство со свергнутой династией. Уцелели очень немногие, и среди них внук десятого Омейядского халифа, Абдаррахман I (731–788), бежавший через Северную Африку в Испанию.

Воспользовавшись раздорами, царившими в Андалусии среди испанских арабов, он захватил ее территории и заставил признать свою власть почти во всех мусульманских владениях Испании. Он основал там Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Абдаррахман II (792–852), эмир Кордовского эмирата с 822 года, известен покровительством наукам и искусствам. Испания стала и научным центром Европы: сюда приезжали учиться из Англии, Франции, Германии и Италии, а библиотека кордовских эмиров славилась по всему миру: только каталог ее состоял из 44 томов.

Абдаррахман III (891-96I), чтобы защитить свое государство от внешних и внутренних врагов, стал создавать силу, способную противостоять им. Такой силой стала гвардия рабов, называемая «саклаб». Она состояла из представителей многих народов: славян, германцев, итальянцев… Воины были хорошо обучены, дисциплинированны и вооружены, к тому же они совершенно не зависели от местного населения. Поэтому Абдаррахману без труда удалось в короткий срок уничтожить мятежи и устранить внешнюю угрозу, исходившую от короля Леона Ордоно II. В 920 году были разгромлены войска Леона, а в 928-м - окончательно задушено движение мятежников.

16 января 929 г. Абдаррахман III был торжественно провозглашен в кордовских мечетях халифом с титулом «халиф-защитник веры Аллаха». Кордовский эмират превратился в халифат.

Уничтожение усобицы способствовало росту ремесел и расширению торговли в эмирате. Расцвело ткацкое производство, выделка оружия, из делий из стекла и железа Вывозили из Испании шелк, пряности, вино и фрукты.

Абдаррахман построил порты и значительный флот, благодаря чему города Испании в Х веке стали центром торговых сношений с восточным Средиземноморьем.

К моменту смерти Абдаррахмана III столица халифата, город Кордова, был превращен в великолепный дворцовый ансамбль, а резиденция халифа аз-Захра считалась одним из самых замечательных архитектурных сооружений Европы и Азии.

Правление Абдаррахмана III стало пиком развития Кордовского эмирата. Последний Омейяд был лишен престола в 1031 году, наступило время правления многочисленных мелких династий.

Поворотной точкой в покорении мусульманами Европы считается битва при Туре, произошедшая 10 октября 732 года. Некоторые источники называют ее битвой при Пуатье, а в арабских источниках она известна как «Битва когорты смертников».

Как уже было сказано, битва при Кавадонге, внесенная в европейские хроники как эпохальное событие, в мусульманских упоминается лишь как небольшая стычка, и вряд ли правители халифата, не говоря уже о простых смертных, придавали ей хоть сколько-нибудь серьезное значение.

Серьезный отпор мусульмане получили лишь три года спустя, в битве при Тулузе (721 год), когда Герцог Одо Аквитанский (еще его называют Юдес Великий) не только деблокировал осажденную Тулузу, но и ранил самого аль-Самн Ибн Малика. Силы мусульман состояли в основном из пехоты, кавалерия же не успела к битве. Одо сумел провести круговой обхват, абсолютно внезапный для мусульман, – самоуверенно не ожидавших нападения с тыла, – вся оборона которых была направлена внутрь, к осажденному городу.

Впрочем, даже это не остановило шествие мусульман. Утвердившиеся в Нарбонне и снабжаемые с моря, арабы направили свои удары на восток и в 725 году дошли до Атуна в Бургундии. Одо Аквитанский, оказавшись зажатым между двумя противниками (с севера франками, а с юга мусульманами), в 730-м вступил в союз с Берберским эмиром Утманом Ибн Найса, наместником современной Каталонии, в жены которому ради поддержания мира была отдана дочь Одо, Лампада. Арабские походы через Пиренеи, южную границу Одо, были прекращены. Но мир продержался недолго: через год Утман восстал против генерал-губернатора Андалузии, Абд аль-Рахмана, и потерпел сокрушительное поражение. Абд аль-Рахман решил заодно разобраться и с Аквитанией. По словам одного арабского историка, армия Рахмана «проходила везде как разрушающий шторм». Состоящая из тяжелой арабской кавалерии, легкой кавалерии берберов и массы пехотинцев, армия Рахмана отправилась на север от Пиренеев. Одо собрал войско в Бордо, но оно было разбито, а сам Бордо разграблен. Европейская летопись замечает, говоря об этой битве: «Только Бог знает счет убитым».

В отличие от битвы при Тулузе под Бордо основная сила мусульман была в коннице. Отсутствовал и фактор внезапности: мусульмане успели выстроиться в боевой порядок, и обошлись практически без потерь со своей стороны. Силы Одо, преимущественно пехота, были обращены в бегство при первой же атаке мусульман, и основные потери были уже не в бою, а когда конница преследовала бегущее войско. Весьма быстро Рахман опустошил окрестности Бордо, и, согласно уже арабской летописи, «правоверные пронеслись через горы, проскакали через холмы и равнины, вломились далеко во Франкские земли и поразили всех мечом, так что сам Юдес, пришедший на битву при реке Гаронне, бежал».

Одо ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью к своему врагу, к франкам. Шарль Мартель не горел желанием выступать на стороне Аквитании и согласился лишь после того, как Одо подписал договор, в котором признавал свое безоговорочное подчинение франкам.

Вскоре около города Тур, находившегося у границы между Франкским королевством и Аквитанией, встретились франкские войска под руководством Австразийского мажордома Шарля Мартеля и арабские под командованием Абдул Рахман аль-Гафики, наместника Андалузии.

Историки расходятся в оценках этой битвы. Некоторые считают ее ключевым моментом в истории противостояния Европы и Халифата. Леопольд Фон Ранке, например, утверждает что «битва при Пуатье была поворотным пунктом одной из самых важных эпох в истории мира». Многие современные историки относятся к этой битве значительно проще, хотя и признавая ее важное значение для формирования Европы без мусульманского присутствия. Но как бы то ни было, битва при Туре сыграла значительную роль в падении династии Омейядов. Потерпевшие разгром Омейяды так и не смогли возродить халифат в прежнем величии и вскоре лишились власти.

Точное место битвы при Туре до сих пор не известно. Христианские и мусульманские источники противоречат друг другу в ряде деталей. Общее мнение сводится к тому, что, скорее всего, битва произошла около слияния рек Клаин и Вена, между городами Тур и Пуатье.


Битва при Туре (Пуатье). Картина Шарля де Стюбена (1834 – 1837)


Также остается не до конца проясненным и вопрос о численности войск. Последние данные, наиболее объективные, приводимые, в частности, в работе 1999 года Пол К. Дэвиса, говорят о том, что мусульманское войско составляло около 80 000 человек, а франков было около 30 000. Некоторые, впрочем, уменьшают численность обоих войск, считая, что франков было около 20 000 человек, а мусульман порядка 75 000. Но как бы то ни было, расклад сил примерно ясен. (Хотя можно найти и совершенно другие цифры: некоторые считают, что армии были равны, а другие историки и вовсе утверждают, что франки количеством превосходили мусульман. Но в этом случае есть ряд возражений, довольно-таки существенных, например, невозможность организовать снабжение продовольствием столь большой армии франков, что заставляет воспринимать эти сведения с недоверием.)

Но, как бы то ни было, франкское королевство Карла Мартелла было главной военной силой Европы. В современных границах оно располагалось на большей части сегодняшней Франции (Австразии, Нейстрии и Бургундии), большей части Западной Германии и на значительной части нижних ее земель.

Скорее всего, оказавшись на чужих территориях, арабы, опьяненные собственными завоеваниями, перестали уделять должное внимание разведке и, в сущности, плохо представляли, что являет собой армия франков. Арабские летописи начинают говорить о них лишь после битвы при Туре. Не была даже проведена разведка на местности, и потому весьма большая армия Мартелла оказалась арабами не замеченной. По своему обыкновению арабы продвигались на север маленькими группами. Пока основное войско с обозом неторопливо двигалось вперед, дожидаясь сбора урожая для обеспечения себя провиантом, маленькие отряды, шедшие впереди, захватывали и грабили небольшие города и деревни.

Есть версия, что аль-Гафики хотел поживиться сокровищами аббатства Святого Мартина в Туре, легендарной церкви тех времен. Мартель, получив эти данные, отправился на юг, желая застать мусульман врасплох и потому передвигаясь подальше от старых римских дорог. Это, как мы уже сказали, ему удалось. Мартель хотел использовать в битве строй фаланги, и поэтому ему нужна была лесистая возвышенная равнина, где он мог построить своих людей и заставить мусульман атаковать. Франки, как пишут арабские историки, построились большим квадратом на подъеме между деревьями. Это заранее делало невозможным атаку конницы, которая составляла одну из главных сил арабской армии. К тому же лес мешал арабам оценить истинную величину вражеского войска: Мартель сделал все, чтобы создать видимость, что солдат у него больше, чем на самом деле.

Семь дней армии стояли друг напротив друга, лишь изредка смельчаки вступали в небольшие стычки. Мусульмане ждали прибытия основных сил. Но дело в том, что и Мартель вызвал из крепостей Европы своих старых воинов, с большим боевым опытом. Так что задержка была выгодна на первый взгляд обеим армиям, но только финал битвы расставил все по своим местам. Подошло к Мартелю и ополчение, которое, впрочем, в бою с лучшей армией мира имело только количественное, но никак не качественное значение.

В принципе, во многом битва была выиграна Мартелем еще до начала сражения. Он навязал противнику не только местность и время, но и свой стиль боя. Мусульманам оставалось или идти в гору, сквозь деревья, теряя все преимущества конницы, либо разворачиваться и уходить. Ожидание играло против арабов: приближалась европейская зима, весьма суровая для детей Юга. Впрочем, арабы, в отличие от армии франков, располагали палатками, франки же были лучше одеты: медвежьи и волчьи шкуры использовались ими издавна. Абд аль-Рахман понимал, что с наступлением холодов битва будет точно проиграна, и отдал приказ наступать. Это была еще одна победа Мартеля: арабы, несмотря на множество попыток, так и не смогли выманить его на открытую местность.

Абд аль-Рахман послал в атаку конницу. Бой был тяжелым, несколько раз конница откатывалась от строя франков, но аль-Рахман снова и снова давал приказ наступать. Согласно мусульманским источникам, каре франков было несколько раз пробито во время атаки, но франки не дрогнули. Обе стороны несли большие потери. Автор Мозарабской Хроники, предположительно испанский прелат, писал: «И в громе сражения люди Севера казались морем, которое невозможно сдвинуть. Твердо они стояли, плечом к плечу, строясь, как глыба льда; и сильными взмахами своих мечей они срезали арабов. Собравшись толпой вокруг своего вождя, люди Австразии отражали все перед собой. Их неутомимые руки поднимали мечи к груди их врагов».

Произошло немыслимое для тех времен событие: пехота выстояла в бою с конницей! Ядро армии Мартеля состояло из профессиональных солдат, некоторые из которых воевали еще с 717 года, а в мирное время круглогодично тренировались, спонсируемые церковью. Солдаты из Льежа, «личная гвардия» Мартеля, стояли вокруг него плотным квадратом (каре) и не давали его поразить прорвавшимся через фалангу мусульманам. Когда битва была в самом разгаре, Мартель вынул из рукава свой последний козырь: его засадный отряд начал громить обоз мусульман. Эта новость мигом облетела ряды атакующих, и они, позабыв про Мартеля, бросились спасать награбленное имущество и захваченных рабов.

Помимо отвлечения войска у Мартеля, думается, была и еще одна идея: он хотел атаковать силы мусульман еще и с тыла, но уже с помощью их бывших рабов. Но этого, собственно, и не понадобилось: ринувшихся защищать имущество было столько, что это выглядело как полномасштабное отступление, и «любители трофеев» увлекли за собой и всех остальных.

Арабские историки утверждают, что битва продолжалась и на второй день, но в данном случае стоит поверить европейским, которые говорят, что бой шел только один день.

Абд аль-Рахман, пытаясь остановить бегущих, оказался окружен франками и был убит. После чего отступление усилилось, и, как пишет арабский историк, «все воины бежали перед лицом врага, и многие пали в этом бегстве». Мартель восстановил фалангу и стал ожидать, что утром мусульмане возобновят атаку. Но, однако, утром было тихо. Франки считали, что их хотят выманить на открытую местность, и стойко ждали атаки или чего бы то ни было. Однако через несколько часов разведка доложила, что лагерь мусульман брошен, там валяются оставленные палатки и много другого добра, а сами мусульмане еще под покровом ночи отправились в Иберию.

Современными историками множество работ посвящено анализу битвы при Туре. Абсолютно ясно, что Мартель полностью навязал аль-Рахману и стиль битвы, и ее время и место. Понятно, что история не знает сослагательного наклонения, но, совершив те ошибки, которые были сделаны аль-Рахманом до прихода под Тур (отсутствие разведки и другие), наиболее стратегически верным для него был бы отказ от битвы и возвращение с добычей назад, с оставленными гарнизонами в захваченных городах Западной Галлии. Чуть позже мусульмане смогли бы встретиться с франками уже не при таком количестве неблагоприятных факторов. Но вино предыдущих побед сыграло свою роль. И Европа начала освобождение от мусульманского гнета.

Историк Халлам сказал: «Можно с уверенностью утверждать, что битва при Туре, безусловно, находится в одном ряду среди тех немногих сражений, в которых противоположный исход изменил бы мировую драму: с Марафоном, Арабеллой, Метарусом, Шалоном и Лейпцигом».

Нашествие сарацин на Европу остановлено

Мусульмане отступили за Пиренеи. Одо около 735 года умер, и Мартель хотел присоединить его герцогство к своим землям, но местная знать провозгласила сына Юдеса, Хунода, герцогом. Мартель после долгих сомнений, когда мусульмане снова вторглись в Прованс, все-таки признал его воцарение. Хунод, не желавший признавать власть Мартеля, при вторжении также оказался лишен выбора. Он признал верховенство Мартеля, тот подтвердил его герцогство, и оба стали готовиться встретить войска халифата.

Укба ибн аль-Хаджадж, новый губернатор Андалузии, решил снова войти в Галлию, желая отомстить за поражение у Пуатье и распространить в Галлии ислам. Укба сумел обратить около 2000 захваченных во время похода христиан. Он собрал армию в Сарагосе и, преодолев реку Рону, захватил и разграбил Арль, затем совершив походы в Лион, Бургундию и Пьемонт. И даже, несмотря на сильное сопротивление, сумел захватить Авиньон.

Гениальный тактик Мартель снова, по мнению историков, принял единственно верное решение: будучи уверенным в необходимости запереть мусульман в Иберии и не дать им закрепиться в Галлии, он вышел на арабов, разбив одну их армию под Арлем и главные силы в битве при реке Берр, под Нарбонной. Арль был взят и разрушен, но Нарбонну Мартелю взять не удалось, ее защищали арабы, берберы и местные христиане – жители Визиготы. Мусульмане контролировали Нарбонну еще 27 лет, но попытки дальнейшей экспансии после этого разгрома уже оставили. Старые договоры с местным населением ими строго соблюдались, а в 734 году губернатор Нарбонны, Юсуф ибн аль-Рахман аль-Фири, заключил новые договоры с несколькими городами, пытаясь воспрепятствовать Мартелю расширять контролируемые им территории. Мартель же не хотел обездвиживать свою армию осадой, понимая, к тому же, что арабы довольно плотно изолированы в Нарбонне и Септимании и вряд ли могут предпринимать какие-либо опасные для него действия.

Нарбонна сдалась только в 759 году, это стало следствием гражданской войны и распада халифата, а также умелых действий сына Мартеля Пипина Короткого.

Современные историки, как и древние арабские, расходятся в оценке произошедших битв. Одни считают, что значение их преувеличено и обыкновенная вылазка арабов превращена в оккупацию, а мелкое поражение превращено в разгром, закончивший эру набегов. Другие же подчеркивают важное макроисторическое значение разгрома второго похода мусульман в Европу. Примерно такие же споры шли и среди древних мусульманских историков. Абсолютное большинство современников считало события в Европе лишь незначительными баталиями, уделяя основное внимание второй осаде Константинополя в 718 году, закончившейся катастрофическим поражением.

Современные же арабские ученые считают, что Халифат был государством джихада и прекращение завоеваний означало для этого государства гибель. Фактически франки, остановив мусульман в Галлии, подрубили корень государственности халифата на полуострове.

Халид Яхья Бланкиншип считал, что поражение под Туром стало одной из тех неудач, которые привели к упадку Омейядского халифата: «Растянувшись от Марокко до Китая, Омейядский Халифат основывал свой успех и расширение на доктрине джихад – вооруженной борьбе по захвату всей земли во славу Господа, борьбе, приносившей заметный успех в течение века, но внезапно остановившейся как вкопанная и приведшей к падению династии Омейяд в 750 году от рождества Христова. Конец государства Джихада впервые демонстрирует, что причиной этого коллапса явился не просто внутренний конфликт, как утверждалось, но и набор одновременных внешних факторов, растянувших возможность халифата реагировать на них. Эти внешние факторы начались с разгромных военных поражений при Византии, Тулузе и Туре, которые привели к Великому восстанию Берберов в 740 в Иберии и Северной Африке».



Король Пипин Короткий, сын Мартеля, наблюдает за выстрижением головы экс-короля Хилд ерика III, свергнутого им с трона и высылаемого в монастырь.

Восстание берберов. Падение династии Омейядов

Правление Омейядов (661 – 750 гг.) можно в целом охарактеризовать как эпоху второй великой экспансии ислама. Многие же называют ее периодом самоуничтожения арабского национального государства. Несмотря на все большее количество обращенных народов на территории халифата, ржа противоречий стала разъедать самих мусульман. Шииты уже представляли реальную угрозу правящему режиму, хотя их пропаганда и была скрытой. Особенно их много было среди персидских мавали, новообращенных мусульман. Хариджиты успешно обращали в свою веру Северную Африку и нашли мощную поддержку среди некоторых берберских племен. Было множество их сторонников в Персии и Аравии, не говоря уже про Ирак.

Не лучше обстояло дело и на самом арабском полуострове. Племена то и дело вспоминали о своем происхождении – северном или южном, результатом чего была не утихающая межклановая вражда.

Все больше и больше мусульман были недовольны правлением Омейядов. Как уже сказано выше, Пророк Мухаммед, кроме дяди Абу Талиба, сыном которого был Али, имел и другого дядю – Аббаса. Али, правда, был женат на дочери Пророка Фатиме, и через нее его потомки являлись прямыми наследниками самого Мухаммеда. Но и потомки Аббаса, аббасиды, являлись также прямыми родственниками Пророка. До определенной поры они не играли никакой роли в общественной жизни халифата, но правнук Аббаса, Мухаммед ибн Али, живший в безвестности около Маана (современная Иордания), неожиданно начал мощную антиомейядскую агитацию. Есть версия, что он унаследовал от одного из алидов, Абу Хашима Абдуллаха ибн аль-Ханафии, тайную организацию, желающую передать халифат потомкам Пророка. Трудно сказать, насколько это так и не является ли это позднейшей выдумкой, но Мухаммед развернул в далекой, слабо контролируемой властью провинции Хорасан, действительно мощную пропаганду. Провинция эта всегда ревниво относилась к Дамаску, и вскоре, среди подготовленного шиитами населения, у Мухаммеда было множество сторонников.

В халифате были и другие внутренние проблемы. После завоевания Кутайбой ибн Муслимом Трансоксианы множество персов и тюрков здесь приняло ислам и пополнило арабскую армию в качестве рекрутов. Халиф Умар II (прав. 717 – 720) изменил налогообложение, пытаясь установить равенство между арабами и прочими мусульманами. Однако вскоре после его смерти реформы были забыты, и стали применяться старые методы исчисления налогов. Откликнувшись на послабление налогового бремени, в армию поступило множество новообращенных мусульман, а теперь они не могли понять, почему на словах они равноправны с арабами, но от подати не освобождаются. Более того, думается, что именно освобождение от налогов для многих явилось первоначальным стимулом для принятия новой религии. Сражаясь бок о бок с арабами, они получали и меньшее вознаграждение, но от новой веры отказаться не могли – наказанием за отречение была смерть.

В итоге мусульмане-персы даже договорились со своими традиционными врагами, тюрками (племена карлуки, тюргеши и др.), против которых они воевали ради ислама под командованием Кутайбы 15 лет назад. И когда в Хорасане вспыхнуло восстание против арабов, то мощная армия тюрков из-за реки Яксарт (Сырдарья) присоединилась к мятежникам. Арабы оказались осаждены, и контроль над Трансоксианой перешел к восставшим под командованием хакана – верховного хана.

Берберы были также недовольны тем, что не имели равных с арабами прав. Остатки движения хариджитов, подавленного Абдул-Маликом, после его смерти стали проникать на север Африки. В лице берберов хариждиты нашли благодарных слушателей, и в 740 году берберы восстали. Мятеж распространился по всей территории провинции от Марокко до Кайруана, и в ходе кровопролитных столкновений сирийский экспедиционный корпус был фактически истреблен. Окончательно восстание было подавлено только в 742 году.

Между тем берберы, находившиеся в Испании, в 741 году решили поддержать братьев и выступили против арабов. Началась гражданская война, в ходе которой был убит наместник Абдул-Малик.

Контроль над завоеванными территориями удалось восстановить, но начались межплеменные столкновения между самими арабами. После смены нескольких наместников только занявший эту должность в 746 году Юсуф ибн Абдур-Рахман аль-Фихри сумел восстановить порядок. Он стал последним омейядским губернатором Испании.

Зайда ибн Али

Внук убитого Хусейна и брат 5-го шиитского имама Мухаммада аль-Бакира, Зайд ибн Али, независимо от движения Аббасидов, давно вел антиомейядскую пропаганду в Куфе. Та часть шиитов, которая была недовольна политической пассивностью алидских имамов, выступала на его стороне.

Было договорено, что куфийцы выступают все вместе в один из дней января 740 года. Но наместник Куфы Юсуф ибн Умар ас-Сакафи, узнав о планах заговорщиков, пригрозил сторонникам Зайда жестокой расправой, и лишь несколько сотен куфийцев выступили вместе с Зайдом в назначенный день. Они были легко перебиты, погиб и сам Зайд. Тело его распяли на кресте в Куфе, а отрубленную голову послали в Дамаск халифу Хишаму. Сын Зайда, Яхья, которому было 17 лет, бежал в Персию и вернулся в халифат в 743 году, чтобы выступить против халифа аль-Валида II, но тоже был убит.

Куфа была беспокойным регионом, и это восстание ничего не прибавило и ничего не убавило от ее репутации. Но оно усилило плохое отношение аракцев к Омейядам, чем, в свою очередь, воспользовались Аббасиды. В принципе, гибель Зайда была им выгодна, так как устранила возможные выступления алидов, и Аббасиды обернули ситуацию к своей выгоде, убедив сторонников алидов, что те воюют за дело своих имамов. Вместо разрозненной и слабой оппозиции, благодаря убийству Зайда, Омейяды получили единую и сильную оппозицию.

Зайдиты стали религиозной сектой в шиизме, стремившейся к созданию теократического государства во главе с имамом из рода Али. Они возвели вооруженное выступление в догму, но по отношению к суннитам занимали весьма взвешенную позицию, признавая законность правления Абу Бакра и Омара и отрицая божественную природу имамата.

Конец власти Омейядов

Халиф Хишам умер в феврале 743 года в своей резиденции в Руса-фе (Сирия), около Ракки на Верхнем Евфрате, в возрасте около 60 лет. Он правил 20 лет, и его халифат простирался на огромной территории. К землям мусульман были присоединены многие острова – такие как Кипр, Родос, Крит и другие. Но вместе с тем со смертью Хишама могущество Омейядов завершилось, и государство очень скоро пришло в состояние упадка.

Следующим халифом стал аль-Валид Второй, сын Язида Второго. Элита между тем все больше склонялась в сторону аббасидов, а те принимают решение не противостоять Омеяйдам в Дамаске, а начать формирование новой силы на востоке, где недавно произошло неудачное восстание зайдитов.

Аль-Валид умирает через год, ему наследует Язид Третий, сын аль-Валида Первого. Но и он умирает через несколько месяцев, передав власть своему брату, Ибрахиму. Вскоре следует смерть и Ибрахима, и при Омейядском дворе наступает тяжелый кризис, который заканчивается воцарением Марвана II, прежде бывшего правителем Армении. Он был известен как человек весьма трудолюбивый и неутомимый и заслужил прозвище «Марван-осел». Был он известен и как прекрасный воин, сумевший усмирить хазар. Но тут требовалось не воинское искусство, а искусство политика, а им Марван, похоже, не обладал.

Константин Пятый, император Византии, видя творящееся в халифате, пытается вернуть себе Сирию, и, хотя это ему не удается, он захватывает Кипр.

Не теряются и Аббасиды. Их агент Абу Муслим, бывший персидский раб, отправленный из Дамаска в Хорасан, в июне 747 года поднимает там бунт, развернув «черное знамя» – символ шиитского восстания. Историки считают, что, скорее всего, шииты вряд ли подозревали, кому служит Абу Муслим. Но, как бы то ни было, он собирает отряд в несколько тысяч человек, и к концу года наместник Омейядов в Хорасане оказывается свергнут. Затем Абу Муслим начинает двигаться на восток и уже представляет военную угрозу для долины Евфрата. Марван, весьма этим обеспокоенный, захватывает вождя клана Аббасидов Ибрахима аль-Аббаса. Через год, в 749-м, тот умирает в тюрьме, по всей видимости, случайно заразившись чумой, и это дает очень большой козырь Аббасидам. Даже те из них, кто раньше старался по мере возможности дистанцироваться от политики, понимают, что владычество Омейядов необходимо свергнуть. Абу Муслим захватывает Куфу, где тайно провозглашает, что вскоре халифатом будет править «тот из семьи Мухаммеда, который будет одобрен».

28 ноября брат Ибрахима Абу аль-Аббас аль-Саффах был провозглашен халифом в главной мечети Куфы. Шииты понимают, что были жестоко обмануты, но их убеждают, что Аббасиды ближе к Мухаммеду, нежели Омейяды.

В январе 750 года Марван поднимает против Абу армию, но терпит сокрушительное поражение в верховьях реки Заб, притока Тигра, к востоку от Мосула. Он бежит в Египет, но в августе его все-таки настигают и убивают агенты Аббасидов.