Мальчик принес из школы памятку для родителей, которая просто потрясла его маму. «Всегда был странный, но тихий»: что известно о десятикласснике, который принёс нож в московскую школу

Новости, 17:43 01.04.2011

За школьника с оружием ответят взрослые - адвокаты

Контекст

МОСКВА, 1 апр - РАПСИ . Одиннадцатиклассник, принесший на урок в российскую школу оружие и открыто демонстрировавший его, скорее всего, не понесет ответственности за свой поступок - могут быть наказаны лишь взрослые, допустившие попадание пистолета в руки подростка, такое мнение высказали адвокаты, опрошенные в пятницу Российским агентством правовой и судебной информации (РАПСИ/infosud.ru).

В интернете появился ролик "К вопросу о толерантности", записанный на мобильный телефон, где ученик 11-го класса открыто демонстрирует имеющееся у него оружие, пререкаясь с учительницей, делающей ему замечание. При этом он несколько раз нажимает на курок, слышны щелчки и понятно, что оружие не заряжено.

Возможное наказание зависит от того, какое именно оружие ребенок принес в школу - игрушку, травматическое, газовое или боевое, пояснил адвокат Александр Васильев, представляющий интересы Никиты Тихонова, одного из обвиняемых в убийстве адвоката Станислава Маркелова.

"Если игрушка, а мальчик несовершеннолетний, - то он не попадает ни под какую ответственность, в том числе административную", - считает адвокат, отметив, что наказание может быть только на уровне дисциплинарного взыскания в рамках учебного заведения. Например, родителей вызовут в школу и проведут разъяснительную работу, сказал Васильев.

В случае, если оружие является травматическим или газовым, будут выяснять, кто ему его дал, с разрешения или нет. После установления владельца тому грозит административное наказание за нарушение условий хранения оружия и лишение лицензии, считает защитник.

Самое строгое взыскание будет в случае, если пистолет боевой, "поскольку в свободном обороте оно (боевое оружие) отсутствует".
При этом ребенок все равно не подлежит привлечению к ответственности, например, за угрозу оружием учительнице, если ему не исполнилось 16 лет. Но те, кто допустил, что подростку попал в руки пистолет, могут быть привлечены, как минимум, в порядке гражданского судопроизводства.

Эту позицию поддерживает коллега Васильева, адвокат Светлана Липатова, защищающая редактора Russia Today Наталью Архипцеву, раненную из пистолета нетрезвым посетителем кафе.

"Вряд ли можно рассчитывать на заметную компенсацию. Он ее (учительницу) не бил, не трогал, поэтому можно заявлять лишь о компенсации морального вреда. Правда, согласно нашей судебной практике, на крупные суммы рассчитывать не приходится", - сказала Липатова, ознакомившись с роликом.

При этом она полагает, что "герою" видео вполне может быть 16 лет, его действия явно направлены на нарушение общественного порядка "а это означает возможность привлечения по статье 213 УК РФ (хулиганство)".

По ее словам, в данной ситуации необходимо выяснить мотив поступка и, в любом случае, установить, откуда у несовершеннолетнего оружие.

Санкция части 1 статьи 213, по которой можно квалифицировать действия мальчика на видео, предусматривает реальное наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

Добавить в блог

Код для публикации:

17:43 01.04.2011

Как это будет выглядеть:

Одиннадцатиклассник, принесший на урок в российскую школу оружие и открыто демонстрировавший его, скорее всего, не понесет ответственности за свой поступок - могут быть наказаны лишь взрослые, допустившие попадание пистолета в руки подростка, такое мнение высказали адвокаты.

Утром 5 сентября в школе №1 подмосковной Ивантеевки 15-летний ученик «9А» Михаил П. напал на учителя информатики Любовь Калмыкову.

Как рассказали «Новой газете» ученики школы, инцидент произошел на третьем уроке в классе на втором этаже. Михаил П. зашел в кабинет после звонка с криком: «Я пришел сюда сдохнуть!»

В прокуратуре подтвердили, что подросток ударил учителя кухонным топориком по голове.

«Затем подросток стал взрывать в классе самодельные петарды и открыл стрельбу из пневматического оружия», — говорит источник Интерфакса Генпрокуратуре.

Уполномоченный по правам детей в Московской области Ксения Мишонова рассказала Интерфаксу, что одноклассники во время нападения закрылись в лаборантской, несколько человек выпрыгнули из окна и получили ушибы и переломы.

В итоге по данным ГУ МВД по Московской области, госпитализированы четыре человека: учитель в реанимации с тяжелой травмой головы и три ученика — их ушибы и переломы — последствие прыжка из окна второго этажа школы.

«Накопилось за три года»: буллинг, агрессия, камуфляж, берцы

5 сентября на странице Михаила П. «Вконтакте» указан статус: delete my life 05.09.17 (удалите мою жизнь 05.09.17).

Михаил серьезно увлекался оружием. По крайней мере весь последний год большая часть его сообщений посвящена оружию: его разновидностям, устройству, применению. Если листать ленту сообщений школьника, возникает ощущение, что вообще ничего, кроме оружия, его на самом деле не интересовало. Некоторые сообщения посвящены теме ухода из жизни.

Ученики первой ивантеевской школы, с которыми удалось связаться «Новой газете», рассказали, что Михаил был неординарным, и агрессивным. «Он ходил в берцах и в камуфляжных штанах, хотя и носил очки», — сказал Семен Л., учившийся в классе на год младше Михаила.

Взаимоотношения Михаила со школьниками подтверждают и слова его сестры, а также еще одного учителя школы. Первая рассказывает теперь: «Да, он это сделал, потому что у него накопилось за три года... Его одноклассники, они его задевали всячески, и его это раздражало». Учитель: «Он кричал что-то вроде: я ждал этого три года, но я не знаю его так долго, чтобы это как-то объяснить».

В друзьях у Михаила — всего 4 человека. Вместе они делятся роликом, снятом еще в апреле 2017 года, где ученик приносит в класс ружье в футляре от музыкального инструмента и убивает незнакомого ему учителя физики. Ролик снят в российской школе.

Скриншот страницы с роликом про убийство учителя школьником

Еще раньше, в феврале этого года, Михаил делает репост похожего содержания. Насилия там еще нет. Посыл в другом: «когда в классе зашла речь о стрельбе в школах» — все смотрят на меня. На Михаила? Репост он комментирует : «жизненно».

Скриншот поста Михаила П., устроившего стрельбу в ивантеевской школе Дилан Клиболд

Сообщество, изображение которого на этот раз репостит Михаил, называется «Эрик Харрис и Дилан Клиболд / VoDKa and Red». Оно посвящено трагедии в американской школе «Колумбайн».

«Колумбайн»

США, 1999 год. Два старшеклассника, раздобыв оружие (ружье, полуавтоматический пистолет, баллоны с газом), устроили массовое убийство в школе «Колумбайн».

Были убиты 13 и ранены 26 человек. Харрис и Клиболд совершили самоубийство.

Уголовное дело с поправкой на возраст

Задержанный подросток будет проходить обвиняемым по статье «Хулиганство». Школьнику предстоит пройти психиатрическую экспертизу — СМИ сообщают, что он уже наблюдался у психиатора.


Школа №1 Ивантеевки. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

стрельба в школах

В феврале 2014 года старшеклассник, взяв ружье и винтовку отца, ворвался в школу №263 в московском районе Отрадное, и застрелил учителя географии Андрея Кириллова. Когда к зданию подъехала полиция, подросток открыл стрельбу, ранил старшего сержанта и застрелил прапорщика. Старшеклассника уговорил сдаться отец, он несоклько раз связывался с сыном по телефону, а затем вошел в школу вместе с полицией, надев бронежилет. Задержание проводили бойцы СОБРа.

Сначала говорили, что у 15-летнего школьника, шедшего на медаль, был конфликт с Кирилловым. Но затем в интервью «Известиям» сам нападавший заявил, что шел умереть, ему было «интересно, что будет после».

В 2016 году Московский окружной военный суд освободил нападавшего от уголовной ответственности и направил на принудительное психиатрическое лечение.

Учащийся школы №1359 в московском районе Жулебино принёс на занятия нож. Подростка удалось обезоружить и изолировать от других школьников. Впоследствии его убедили сдаться и передали медикам. Десятиклассник, по словам сверстников, хорошо учился, но был необщительным и замкнутым. При этом, как заявляют одноклассники, он уже приносил в школу колюще-режущие предметы и даже «кидался ножницами в учителей». В Госдуме отметили, что оперативно разрешить опасную ситуацию позволила эффективная система безопасности в учебном заведении. При этом детский омбудсмен Анна Кузнецова подчеркнула, что необходимо разобраться в причинах инцидента и выяснить, можно ли было предсказать подобное развитие событий. По факту произошедшего СК возбудил уголовное дело.

Агентство городских новостей «Москва»

Учащийся школы №1359 в московском районе Жулебино принёс в учебное заведение нож и угрожал навредить себе.

Официальные представители столичного Департамента образования сообщили, что охранники школы конфисковали оружие у 16-летнего подростка. Остальных учеников эвакуировали — всего 565 человек.

«Учащийся десятого класса школы №1359 Даниил Г. пришёл в образовательную организацию с ножом. Охранник обнаружил опасный предмет и помог изолировать ребёнка. В незамедлительном порядке в школу были вызваны полиция, бригада скорой помощи и родители мальчика. Все дети эвакуированы из школы и находятся в безопасности. Ситуация под контролем», — приводит РИА Новости слова замглавы Департамента образования Москвы Павла Карпова.

Позже в результате переговоров с участием родственников подростка удалось убедить отказаться от намерения причинить себе вред​​​. Юношу передали медработникам, которые увезли его на «скорой». Молодого человека обследуют и окажут ему необходимую помощь.

На место происшествия также прибыли сотрудники Следственного комитета и приступили к изучению подробностей инцидента. По итогам ведомство примет процессуальное решение.

На страницу галереи

«Он всегда был странный»

Учащиеся школы №1359 рассказали RT о поведении Даниила Г. до инцидента. По их словам, подросток, принёсший на занятия нож, был одиночкой и брал с собой опасные предметы не в первый раз.

«Он всегда был странный, но тихий. И лезвия в школу уже приносил, за ним ходили люди и забирали. Не знаю, что с ним было не так», — отметила ученица школы Люда.

«Может быть, и правда какие-то проблемы были с головой. Cлухи ходили про проблемы в семье, но лично я с ним не общаюсь — не знаю», — сказала девочка.

Другие школьники также полагают, что инцидент с ножом может быть связан с состоянием здоровья подростка.

«У него аутизм, насколько я знаю. Из-за этого могло всё случиться», — считает ученик школы Дмитрий.

По словам учащихся, знакомых с Даниилом Г., после перехода в десятый класс подросток не общался ни с кем в школе.

«В девятом классе он мог заговорить, а в этом классе он вообще ни с кем не разговаривал. На уроках его спрашивают — он сидит молчит. Учителя двойки не ставили, относились лояльно», — рассказали школьники агентству Ruptly.

Учащийся по имени Кирилл также заявил, что в прошлом или позапрошлом году подросток «ножницами кидался в учителей или угрожал охраннику ножницами». При этом Даниил хорошо учился.

«Идеально знал физику. Учитель русского говорил, что он очень хорошо пишет сочинения», — отметил школьник.

Эффективная система безопасности

Источники ТАСС в правоохранительных органах назвали предварительной причиной инцидента плохие оценки, но позднее директор школы №1359 Галина Новикова опровергла эту информацию. Она также заявила, что ученик прежде не носил с собой оружие.

«Появившаяся в некоторых СМИ информация, что поступок Даниила Г. связан с неудовлетворительной успеваемостью, не соответствует действительности. Также не соответствует действительности информация, что ребёнок приносил нож в школу раньше. Мотивы поведения мальчика будут устанавливать специалисты», — приводит её слова РИА Новости.

Эффективная система безопасности в учебном заведении позволила оперативно разрешить опасную ситуацию, но направления для работы остаются, отметил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.

«Практически сразу ситуацию помог «снять» охранник. Мы видим, что определённая позиция в минусе — это работа школьного психолога. Не раз говорили о том, что надо развивать систему классного руководства, где классный руководитель будет внимательнее следить, снять нагрузку с учителей», — сказал Чернышов в беседе с RT.

По словам парламентария, во избежание подобных ситуаций работать следует не только с учениками.

«По тем данным, которые есть, мы видим, что ребёнок был замкнут, родители — в разводе, агрессивно общался с одноклассниками, где-то не хватило в том числе и работы с родителями», — считает депутат.

Подключить специалистов вовремя

Уполномоченный по правам ребёнка Анна Кузнецова призвала принять срочные меры по предотвращению подобных ситуаций, в том числе при помощи подключения специалистов.

«На этот раз в ситуации ЧП все службы сработали оперативно. Но почему опять довели до «ножей»? Ничему не учимся, ждем «волшебных» мер, законов, что кто-то что-то где-то сделает, вместо того, чтобы оглянуться вокруг и услышать то, что рядом, подключить специалистов вовремя», — написала Кузнецова в своем профиле «ВКонтакте».

Омбудсмен подчеркнула, что необходимо разобраться в причинах инцидента и выяснить, можно ли было предсказать подобное развитие событий заранее.

«Мальчик передан правоохранительным органам в присутствии родителей. Теперь предстоит разобраться, что побудило молодого человека принести в школу нож, были ли предпосылки, тревожные сигналы», — приводит фрагмент её другого высказывания РИА Новости.

Омбудсмен добавила, что с участием экспертов и региональных уполномоченных «составлен план мероприятий по безопасности в общеобразовательных учреждениях, который представляет собой целый комплекс мер и сейчас находится на рассмотрении в правительстве РФ».

Об инциденте высказался и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Слава богу, что там всё закончилось, всё уже благополучно разрешилось, он сдался. Но очевидно, что это тоже проблема как раз на стыке семьи и школы, и очевидно, что именно этим надо заниматься», — сказал премьер.

По факту инцидента в столичной школе возбуждено уголовное дело, сообщили в московском Следственном комитете.

«Подростку оказывается необходимая психологическая помощь и решается вопрос о его госпитализации. На предмет халатности будут проверены должностные лица общего образовательного учреждения и иных компетентных органов. Также следователи проверят условия жизни юноши», — отмечается в сообщении.

Подпишитесь на нас

Мы привыкли к бумажкам, которыми детей снабжают в школе: список учебников, литературы на лето, требований к форме. Младшая школа американского городка бельмонт пошла дальше и раздала вот такие памятки.

Ольга Журавская, одна из мам, получивших это руководство, перевела и распространила его. Теперь и у нас есть шанс отдать должное этим простым и жизненным словам.

Памятка родителю от младшей школы города бельмонт.

Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не обязан исполнять каждое мое желание.
Не бойся быть со мной прямолинейным.
Не давай мне формировать плохие привычки: отучаться будет еще тяжелее.
Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мое мнение не имеет значения: я от этого еще хуже буду себя вести, так и знай.
Не поправляй меня в присутствии других людей: я лучше восприму информацию, если ты сделаешь замечание с глазу на глаз.
Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мои ошибки - это страшные преступления.
Не защищай меня все время от последствий моих поступков: я должен научиться понимать, что у действия бывает противодействие.
8. не обращай внимания на мои мелкие придирки: иногда мне просто хочется общения.
9. не расстраивайся слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу тебя: я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей власти.
10. не повторяй все по сто раз, иначе я буду делать вид, будто я глухой.
11. не давай опрометчивых обещаний: я расстроюсь, если ты их не выполнишь. 12. Не забывай, что я пока еще не всегда могу вдумчиво объяснить то, что чувствую.
13. не требуй от меня правды, если сердишься, иначе я могу обмануть тебя от страха.
14. не будь непостоянным: меня это сильно портит. 15. Не оставляй мои вопросы без ответов, или я пойду искать ответы в другом месте.

16. не говори, что мои страхи не важны. Они ужасно важны, совсем не малы и мне становится еще страшнее, когда ты этого не понимаешь.
17. не притворяйся совершенным и не совершающим ошибок. Я ужасно расстроюсь, когда выясню, что это не так. 18. Не думай, что извиниться передо мной - ниже твоего достоинства. В случае если ты извинишься, когда не прав, то научишь меня тому же.
19. не забывай, что я быстро расту. Тебе придется перестраиваться очень часто.
20. а еще я обожаю экспериментировать. Без этого я не развиваюсь, так что будь добр, делай на это скидку. 21. И последнее: помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не будут сильно - сильно любить дома, но это ты и так знаешь!
Список получился не только про школу и детей, но и про правильный подход и взгляд на мир в целом. И не нужны огромные талмуды, только 21 пункт невероятно трогательных и, в то же время, безгранично глубоких истин. Ольга Журавская.