Как привить ребенку любовь к животным. Материнский инстинкт у животных: как заботятся о детях братья наши меньшие. Секретный агент сепарации

Леванова Елена Николаевна,
учитель начальной школы высшей категории
ГБОУ лицея №384 Кировского района Санкт-Петербурга

Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Если ребёнок глух к природе с раннего детства, если родители не научили его наблюдать за красотой утренней росы на цветах, опадающей с деревьев листвы, танцующими зимний танец снежинками; если ребёнок не научен жалеть, любить, заботиться о братьях наших меньших, трудно будет воспитать в нём все эти качества в подростковом, а уж тем более в зрелом возрасте. Ведь зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Одним из путей воспитания в детях доброты является воспитание у них бережного отношения к природе, в частности к животным.

Я понимаю, что не все могут позволить себе держать в доме питомцев, по разным причинам. И, как правило, дети не проявляют интереса к животным просто потому, что редко имеют возможность познакомиться и пообщаться с ними поближе. Иногда родители запрещают ребёнку подходить к животным, ласкать их. «Не подходи к кошке, - говорят они ему, - будут глисты», «Отойди от собаки, она тебя укусит», «Не бери в руки эту гадость, появятся бородавки». А ведь малыши любопытны от природы, их интересует любое живое существо, тут важно не упустить момент и помочь ребёнку освоиться в окружающем его мире, а не пугать и не прятать в кокон. Помню, у нас в классе одна девочка очень просила маму завести хоть какое-нибудь животное в доме. Мама ни за что не соглашалась. И ребёнок со слезами просил тогда купить хоть цветочек в горшочке. Она поставит его на подоконник, будет его поливать и протирать листочки.

Дети обычно любят животных. И эту любовь надо поощрять. Во многих семьях живёт маленькое существо - всеобщий любимец: кошка, собака, кролик, черепаха, хомячок, морская свинка или какое-либо другое животное. Известно много примеров, когда появление в доме животных доставляло детям большую радость и положительно влияло на их поведение. Дети старались выполнять все свои обязанности вовремя, чтобы иметь возможность погулять и поиграть с животными, поухаживать за ними.

Когда ребёнок ухаживает за животными: чистит клетку птички или кролика, кормит и водит на прогулку собаку, играет с кошкой, дрессирует попугая, он невольно привязывается к ним и начинает их любить. Когда в семье появляется животное, на плечи каждого члена семьи ложится большая ответственность. К сожалению, нередки случаи бездумного отношения к животному. Вначале дети охотно ухаживают за ним, стараются его вовремя накормить и выгулять. Но проходит время, и детей, а то и взрослых, начинают тяготить эти добровольно взятые на себя обязанности. Иногда всё это заканчивается тем, что собаку или кошку бросают или прогоняют из дома, обрекая тем самым на бездомное и голодное существование.

Если ребёнок не заботится о животном, мучает его и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестоким забавам, и, возможно, спроецирует манеру обращения с животными на окружающих его людей. Знаменитый цирковой артист, дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров утверждал, что дети, издевающиеся над животными, калечат прежде всего свою душу. А жестокая и пустая душа, говорил он, не самое ли страшное наказание человека.

Как-то в нашем первом классе зашёл разговор о животных, которые живут у детей дома. Оказалось, что большинство держат дома кошек. И нам захотелось поговорить о них подробнее. Я предложила детям определить, что бы они хотели узнать конкретно. Так возник круг вопросов, которые мы реализовали в долгосрочном интеграционном проекте «Наши пушистые любимцы». В течение месяца мы читали сказки, где одним из героев был кот, лепили из пластилина иллюстрации к этим сказкам; читали и обсуждали рассказы с этим героем; рисовали и выполняли аппликации кошек; с помощью родителей выпустили стенгазету «Наши пушистые любимцы»; в Интернете искали сведения о породах кошек, о кошках-рекордсменах, о кошачьих нравах, да и просто интересные факты из жизни кошек. Дети нашли и разучили стихотворения о животных, природе, о том, как надо беречь окружающий нас мир. В завершение работы мы провели классный час о кошках, где подвели итог нашей работы и обратились к людям с призывом заботиться о домашних животных.

Приведу фрагмент нашего классного часа, где подведён итог большой работы по теме.

Ученица:

Ведущий: - Грустное стихотворение, правда?

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что ваш друг потеряет кров над головой. Я верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.

Во многих странах животные защищены законом. К сожалению, в нашей стране такого закона нет. Пользуясь безнаказанностью, некоторые взрослые жестоко относятся к животным, плохо их кормят, не лечат, а то и выгоняют на улицу. Чтобы такого не случалось, давайте составим листовку - обращение к людям с просьбой беречь животных, лечить и заботиться о них.

Наш класс разделён на шесть групп. Перед каждой группой на столе лежит бланк листовки с фотографией бездомных котят. Поглядите, какие грустные глаза смотрят на нас. И сколько спокойствия, сдержанности в этих существах. Кажется даже, что они гордо ждут, когда же, наконец, мы будем к ним справедливы. Перед вами на столе лежит также конверт, в котором на полосках бумаги напечатаны предложения. Достаньте полоски и прочитайте предложения.

(Текст на полосках:

Любите животных.

Не играйте с ними дома.

Больное животное не лечите: оно поправиться само.

Изучайте их жизнь и повадки.

Если животное надоело, выгоните его на улицу.

Не обращайте на животных никакого внимания.

Уважаемые дети и взрослые!

Заботьтесь о них.

Кормить животных не нужно: захотят есть, еду найдут сами.

Ведущий: - Положите обратно в конверт полоски с предложениями, которые не подходят для нашего обращения к людям. Прочитайте предложения, которые вы отобрали для листовки.

(Так как классный час проводился в середине ноября первого класса, когда дети ещё плохо читают, текст на полосках был составлен мною, для быстроты проверки каждая группа учащихся читала текст, напечатанный на одной полоске, не повторяясь. Дети отобрали:

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Уважаемые дети и взрослые!

Заботьтесь о них.

Ведущий: - Как вы думаете, с какого предложения мы должны начать наше обращение? Почему мы обращаемся не только к взрослым, но и к детям?

Остальные полоски расположите одну под другой так, чтобы получился текст обращения.

Прочитайте получившееся обращение.

Сверьтесь с текстом, который составила я.

Уважаемые дети и взрослые!

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Заботьтесь о них.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Животные - наши друзья. Берегите их!

Берегите животных!

Уважаемые дети и взрослые!

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Заботьтесь о них.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Животные - наши друзья. Берегите их!

Ведущий: - Наклейте полоски с текстом на бланк листовки, лежащей на вашем столе. Работайте аккуратно и дружно.

Где мы можем повесить наше обращение к людям?

(На дверях школы, магазинов, аптек, на остановках, подъездах домов и других людных местах.)

Ведущий: - Будем надеяться, что наше обращение не останется незамеченным, тронет чьё-нибудь сердце и на наших улицах станет меньше бездомных животных.

Наш классный час подходит к концу. Можно было бы ещё продолжать и продолжать рассказывать об этих удивительных животных. Не забывайте:

Тем, кто с кошкой добр и мягок,

Может кошка другом стать.

Но обидчику, однако,

Может кошка сдачи дать!

Будьте же для своих Барсиков и Мурок настоящими, заботливыми друзьями. Ведь " жи-вущая рядом с нами кошка служит теплым, пушистым, усатым и мурлыкающим напоминанием о потерянном рае" (Леонор Финн).

Дети расходились под большим впечатлением от классного часа, от своей работы. И на другой день рассказывали, что они тоже нарисовали свою листовку - обращение, написали вместе с родителями текст и повесили на дверях своего подъезда.

Только систематически продуманная работа учителя вместе с родителями в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися принесёт успехи в нравственном воспитании, даст положительные результаты.

Какими людьми вырастут эти дети? Хочется верить, что хорошими.

Литература:

  1. Финни Леонор «О кошке»


Материнский инстинкт присущ не только людям, но и животным. Причем он не имеет ничего общего ни с добротой, ни с чувством ответственности. Предусмотрительная природа «наградила» всю женскую половину этим качеством исключительно ради того, чтобы детеныши смогли выжить до тех пор, пока не окрепнут и не смогут самостоятельно заботиться о себе и добывать еду. О том, как заботится о своем ребенке человек, все прекрасно знают. Но про животный материнский инстинкт известно немногое.




Самыми заботливыми считаются самки орангутанга. Они около 10 лет воспитывают своих детенышей: учат добывать еду, отличать съедобную траву от ядовитой, строить гнездо, беречься от дождя.



Интересно ведут себя и самки полярного медведя. Они заранее планируют свою беременность, поглощая в нереальных количествах тюлений жир и вырывая берлогу попросторнее. В итоге медведицы набирают до 200 кг лишнего веса и только после этого беременеют. Зато после родов молодые мамы садятся на вынужденную диету: они долгое время выкармливают медвежат молоком, не имея возможности подняться на поверхность и подкрепиться.



Самкам дельфина-касатки не откажешь в бдительности. Дело в том, что новорожденные дельфины не могут уснуть в течение месяца после своего рождения. Такого же графика приходится придерживаться и их мамам, чтобы суметь проследить за беспокойным потомством и вовремя защитить детенышей от многочисленных врагов.



Самыми неблагодарными детенышами считаются дети паучихи Amaurobius ferox. За раз самка откладывает до 100 яиц, из которых вылупливается всего половина. Новорожденные паучата сначала съедают невылупившиеся яйца, а потом и свою мать. Что удивительно – самка не только не сопротивляется, но и добровольно скармливает себя детенышам.



Роль мамы у морских коньков отводится как ни странно, отцу семейства. Самка попросту скидывает икринки в сумку партнеру и тот на протяжении 3 месяцев заботливо вынашивает будущее потомство. После того, как морские коньки вылупились, заботиться о них продолжает все тот же отец. Дети не покидают сумки своего родителя и даже взрослыми они частенько прячутся в нее от врагов.

Продолжать описывать примеры проявления материнского инстинкта у животных можно до бесконечности. Ясно одно: они так же, как и люди, с нетерпением ждут пополнения, заботятся о малышах, и всячески их поощряют.

Любовь к животным - это уникальное чувство, на которое способен человек. Оно делает нас великодушнее, ответственнее, справедливее, лучше. Чтобы ребенок вырос добрым, важно суметь воспитать у него бережное отношение к животным и к природе.

Почему так важно воспитывать любовь к животным?

Любовь к животным — важная черта в характере человека. Это учит нас ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

Любовь и уважительное отношение к животным порождает теплоту души, которая проявляется во всем: в отношении к природе, окружающим людям, к самой жизни.

Важно привить ребенку понимание, что любое животное – это в первую очередь живое существо, которое бегает, прыгает, радуется, чувствует, а также пугается и боится человека.

Нужно объяснять, что нельзя мучить и пугать их, наносить им вред. Напротив, необходимо уметь защищать их, стараться относиться к ним, как можно бережнее. Но не всегда разговоры и личный пример могут убедить ребенка и изменить его отношение к животным. Если ваши попытки не привели к успеху, попробуйте этот заговор¹.

Заговор на любовь к животным

Этот заговор помогает сформировать у ребенка или даже у взрослого человека любовь к животным, иным существам; помогает воспитать милосердие к тем, кто не похож на нас. Иногда это бывает очень важно для того, чтобы чувствовать себя полноценным человеком.

Текст заговора:

«Приехал колдун на море отдыхать. Отдыхает, купается, загорает. День прошел, ночь прошла, еще день минул, и опять ночь наступила. Видит колдун: расступилось море, вышли к нему из моря Русалка серебряная – дочь царя морского, Дельфин крикливый – ее ангел-хранитель – и Звезда нежная на пяти ножках – ее нянька.

Подошли они к колдуну, поклонились. Попросили слово свое волшебное сказать, чтобы люди их полюбили, а то боятся люди шепота воды под луной, думают, что живут в ней чудовища. Выслушал их колдун, жалко ему их стало, и пообещал он им помочь.

Вызвал он своего духа-помощника и поручил ему сей вопрос решить. С тех пор стали многие люди мир иначе видеть, а тот, кто еще не видит, тот сейчас инаучится. Вся жизнь из воды вышла. Хантаа улар.»

Не забывайте о главном, произнося слова «Хантаа улар», что означает: «благодарю, такова моя воля, да будет так», руки необходимо сложить лодочкой перед грудью и сделать легкий поклон.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Заговор (наговор, слова, шептание ) - «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах (

Психологи считают, что ребёнок с раннего детства должен контактировать с животными. Это воспитывает в нём такие положительные качества, как любвеобильность и заботливость. Прививать ребёнку любовь к животным нужно как можно раньше. Редакция сайт подскажет, как научить детей любить животных.

Именно с раннего возраста родители должны знакомить малыша с окружающим его миром. Природная среда ― это первое, куда ваш ребёнок попадает, выйдя из собственного дома. Ваш малыш активно и уверенно движется навстречу всему живому. Он идёт по улице и, заметив любое животное, будь то птичка, белочка, кошка или даже большая собака, активно и с большим интересом тянется к нему. Он понимает, что эти живые существа явно «не от мира сего», потому что не похожи ни на маму, ни на папу, и скорее всего, пообщаться с ними будет интересно.

Заметив любое животное, маленький человечек рефлекторно тянется к нему, пытаясь понять «что же это такое?» Конечно, как правило, кошечка или птичка убежит от малыша.

Вот тут задача родителей ― всевозможными способами дать понять ребёнку, что живое существо , например, маленькая беззащитная птичка, боится его и, улетая, пытается защититься. Объяснить это можно в домашних условиях, читая сказки про животных, показывая всевозможные картинки с их изображениями. Возможно, ребёнку будет интересно посмотреть картинки с животными, раскраски. Объясните, что любое животное ― это в первую очередь живое существо, которое бегает, прыгает, пугается и боится человека.

К двум годам начинайте показывать мультфильмы для самых маленьких. Особенно хороши советские мультики, где чётко видна любовь детей к животным. Мультики способны показать вашему карапузу, что с маленькими птичками, щеночками и кисками можно и нужно дружить, получая от этого удовольствие.

К четырём годам ребёнок уже начинает формироваться как личность, и если до этого возраста родители сумели показать ему, что означает добро и зло, любовь к животным и всем обитателям улицы, то, без сомнения, в дальнейшем доброе и нежное отношение к животным только закрепится в подсознании ребёнка. Очень многие дети, кстати, именно в возрасте четырёх лет просят завести им маленького «друга». Это может быть не обязательно кошка или собака, на первом этапе можно завести хомячка или черепашку.

На собственном примере объясните, как необходимо общаться с животным, что можно делать, а что доставит боль и неудобство новому другу. Малышу будет очень интересно заботиться о новом питомце.

Сходите с ребёнком в зоопарк ― это отличный способ знакомства детей с животными. Сейчас появилось очень много контактных зоопарков. Здесь можно не только посмотреть, но и покормить и погладить животных.

Если вы будете рассказывать ребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будете показывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть свои привычки и повадки, ребёнок это запомнит и будет стараться найти подход к каждому животному. Если у вас есть возможность, то свозите ребёнка в деревню и покажите, как выглядят и как живут овечки, свинки, гуси и утки. Только помните, что все они отличаются от домашних кошек и дрессированных собак, а значит, обращаться с ними нужно осторожнее.

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым, заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами.

Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям - переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины.

Многие родители, зная, что у них будет малыш, отказываются от удовольствия завести себе домашнего любимца, будь то кошка или собачка, кролик, птичка, черепашка и т. д. Мотивируют они это тем, что у ребёнка возможна аллергия на шерсть животного, боятся инфекций.

Иногда общение с животными может быть ограничено в силу объективных причин: у малышей возникают аллергические реакции от контакта с шерстью или кожей животного. Обратите внимание на тех питомцев, которые безопасны с этой точки зрения. Возможно, черепашка поможет малышу прикоснуться к природе - в буквальном смысле. В любом случае, аллергику нужно объяснять, как общаться с животными, только дополнительно рассказать о правилах безопасности.

Если ваш малыш родился, когда в доме уже были животные, или вы просто решили его завести, то старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Если вдруг вы заметили, что малыш проявляет агрессию по отношению к домашнему животному, то это тревожный звоночек для родителей: в вашем подходе к воспитанию есть серьёзные пробелы! Не пытайтесь решить вопрос наказаниями, это не поможет. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который укажет на ваши ошибки и поможет исправить их, а заодно подскажет, как привить ребёнку любовь к животным.

Учить обращению с животными нужно личным примером. Возьмите ручку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к питомцу, как его гладить. Объясните, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать чувства.

Как можно раньше придумайте, какую обязанность по уходу за питомцами сможет разделить ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой смогут дети, которые только научились переливать жидкости из одной ёмкости в другую. Также малютки справятся с сухим кормом и протянут листик капусты черепахе.

Каждый раз общайтесь с питомцем, разговаривайте с ним. Будет полезно придумать ответы, которые могли бы принадлежать вашему домашнему животному, если бы оно могло говорить. Так вы покажете ребёнку, что звери тоже хотят общаться и могут выражать свои эмоции.

Правила безопасности при общении с животными

Если вы держите животных, сообщите об этом педиатру, он расскажет вам правила безопасного общения ребёнка и питомца.

Не увлекайтесь общением суличными животными. Обязательно спрашивайте у хозяев разрешения подойти к кошке или собаке.

Итак, уважаемые родители: прививать любовь к животным с раннего детства значит сформировать у ребёнка чувство сострадания, воспитать в нём чувство ответственности вообще, в целом, и за того, кого приручили, в частности. Наверное, это является наилучшей формой воспитания!

В век тотальной компьютеризации всех сфер жизни, в век виртуальных игр со скачущими монстрами, вампирами, маньяками, в которых наши дети палят из пистолетов и автоматов, отошли на задний план художественные кинофильмы, создатели которых говорили о воспитание любви к животным у ребенка.

Эти киноленты, конечно, во многом наивны, но они добрые и поучительные. В них с неистовой силой сарказма высмеивались и критиковались люди, которые не любили животных.

Достаточно вспомнить «Девочку и крокодила», где одна из озлобленных дам, сыгранная Зоей Федоровой, звонит соседке и заявляет: «Если я еще раз увижу вашу собаку на лестнице, то ошпарю ее кипятком». Еще одну «порядочную женщину», ненавидящую животных, сыграла в «Белом Биме Черном ухе» Валентина Владимирова, а двое глупых сорванцов-первоклассников, стащив из живого уголка черепаху, помчались с ней на танкодром, чтоб проверить панцирь на прочность. Черепашку спасла бдительность танкистов, которые заметили обреченное существо в колее и, передав по рации сигнал «Внимание, черепаха!», изменили движение колонны. Казалось бы, сказка, но как радовались торжеству справедливости четыре десятилетия назад советские октябрята и пионеры!!!


Привитие любви детей к животным и насекомым надо начинать с раннего детства, чтобы из них не выросли люди с садистскими наклонностями. Если родители заметили, что их сын или дочь затаптывают ногами кузнечиков, обрывают крылья у пойманных бабочек или стрекоз, им нужно доходчиво объяснить, что такого делать нельзя, что насекомые тоже живые существа и что им нельзя причинять физическую боль. Ребенок однажды и навсегда должен понять и запомнить эту истину.

Не нужно рассказывать, как мальчишки, издеваясь над котами, привязывают к их хвостам веревки с консервными банками. И как бедное животное в страхе убегает от металлического скрежета у себя за спиной. Случаи убийства и утопления дворовых кошек с котятами все теми же детьми и подростками, к сожалению, тоже есть факт. Стрельба сорванцов по голубям и воробьям из рогаток, из пневматических пистолетов с пластмассовыми пулями в XXI веке тоже не редкость. Откуда такое проявление жестокости и насилия к животным?
Увы, весь этот негатив исходит с экранов телевизоров, он ползет из Интернета. Достаточно вспомнить, с какой легкостью негативные герои сериалов на НТВ хладнокровно берут в заложники и убивают людей! Ребенок и подросток все это видит и ему хочется походить на тех «крутых» мэнов, поскольку их, видимо, еще не научили различать, «что такое хорошо, а что такое плохо».


Всем папам и мамам, которые не захотят в недалеком будущем бегать по адвокатам, обеспечивая защиту разнузданным детишкам, лучше подумать сейчас, как оградить ребенка от пропагандируемого насилия? Здесь родителям можно посоветовать взять в дом какого-нибудь питомца: попугайчика, хомячка, аквариумных рыбок, кошку или собаку, чтобы сыновья и дочери больше времени занимались уходом за животным, а не просиживали за компьютером.


Нашим детям сейчас не хватает духовности, чувства сострадания и терпимости к беззащитным птичкам, кошкам и собакам, а в современных школах о наличии «Живых уголков» с морскими свинками, ежиками, белками в клетках просто забыли. Нет у большинства учителей времени на всякие «телячьи нежности». Вот отсюда и проявление жестокости.

Так, к счастью, не везде! Большинство педагогов старой закваски не разучились воспитывать в детях чувство любви к животным.

Несколько лет назад в газете «Зорька» была статья про кошку, родившую чуть ли не десять котят в школьном сарае. Завхоз хотела котят утопить или закопать, но воспротивились учителя с учениками. Шефство над кошачьим семейством взял пионерский класс. Кошку с малышами регулярно кормили, даже дежурство возле сарая пятиклассники организовали, чтоб отгонять бульдогов, мопсов и других собак, выпущенных на прогулку.


У этой истории – счастливый конец. Дети разобрали котят по домам. Кто-то приютил и их мать. Вот если бы так поступали везде дети и их родители, то не было бы в наших социальных сетях жутких фотографий искалеченных человеком животных!