Как доехать на машине до моря: готовимся к долгой дороге. Туры на черное море поездом

В том, чтобы отправиться в отпуск на машине, есть и романтика, и определённая выгода. Лайфхакер вместе с экспертом Neoline подготовил руководство, как собраться на юг, чтобы поездка прошла гладко.

Двигаться в тёплые края своим ходом - увлекательное занятие, когда сама поездка становится частью отдыха. Никто не мешает останавливаться в самых неожиданных местах и изучать окрестности, наслаждаясь дорогой.

Езда по хорошей автотрассе проще, чем по городу. Но если у себя дома мы знаем все опасные места, то добираться до моря всегда приходится по незнакомым дорогам.

Трасса М4 (главная «морская» дорога России) буквально усеяна радарами всех типов. К примеру, в Тульской области есть камеры, которые «стреляют» при движении под горку, когда так и тянет разогнаться. Чтобы не расстраиваться из-за «писем счастья» после возвращения домой, лучше воспользоваться радар-детектором.

Максим Колдаев, начальник отдела закупок ООО «Неолайн РУС», автомобилист

Мы подготовили чек-лист, что нужно сделать перед поездкой: какие системы проверить в автомобиле, как с комфортом расположиться в салоне и какие лайфхаки помогут добраться до моря с удовольствием.

Проверьте состояние машины

Главный закон длительного путешествия: если что-то может сломаться, это сломается. Если приближается время техобслуживания и вы рассчитываете вернуться из поездки и сразу отправиться на станцию, то забудьте об этих расчётах и поезжайте на обслуживание заранее. Сделать это нужно за две-три недели до даты выезда.


Rich Nacmias / Flickr.com

Первым делом перед поездкой осмотрите тормоза и двигатель:

  1. Тормоза не должны быть изношены, даже 60% ресурса будет маловато. Лучше поменять колодки и поставить новые тормозные шланги взамен потрескавшихся.
  2. Тормозную жидкость тоже лучше заменить (если только вы не делали этого совсем недавно). Лучше перестраховаться, чем нарваться на неприятности в дороге.
  3. То же касается и моторного масла. Просто долить можно, если вы подготовили машину к лету и ещё не накатали с маслом многие километры. В любом случае замену лучше сделать в спокойном состоянии или в любимом сервисе со скидкой, чем в неизвестной мастерской посреди дороги.
  4. Проверьте, сколько масла осталось в коробке передач.
  5. Если какие-то пыльники повреждены, то их обязательно надо заменить и заодно уделить внимание тому узлу, который они защищают: раз пыльник вышел из строя, узел под угрозой.

Обратите внимание на охлаждение

Летние поездки в тёплые края - испытание жарой. Поэтому обязательно проверьте несколько систем автомобиля:

  1. Патрубки, которые подают охлаждающую жидкость. Они должны быть в отличном состоянии.
  2. Ремни на вентиляторе двигателя. Если пробег машины больше 60 000 км, лучше замените ремень.
  3. Уровень охлаждающей жидкости.
  4. Радиатор. Его перед поездкой лучше промыть (сказать на станции обслуживания, чтобы сделали). Если об этом забудете, можете пожалеть.

Обследуйте колёса

Измерьте давление в шинах и накачайте их до уровня, который рекомендует производитель.

Заодно проверьте, не стёрлась ли резина. 1,6 мм - такая минимальная глубина протектора требуется по правилам, но это показатель, с которым можно только доехать до магазина за новыми шинами. На лысой резине нечего делать на дорогах, которые часто далеки от идеальных. Колёса лучше заменить за пару недель до поездки, чтобы проверить их в деле.

Проверьте всё в салоне

Когда проверяете машину, не забудьте о том, что находится в салоне. В конце концов, это вам в нём придётся провести многие часы.

Настройте радар-детектор

Радар-детектор нужен не для того, чтобы безнаказанно нарушать правила. Особенно если это хороший детектор. - помощник на незнакомой дороге, с которым проще ориентироваться на новой трассе. Он предупреждает о камерах слежения, которые, как правило, установлены в самых сложных для водителя местах. Так что на участках трассы, где он подаёт сигнал, нужно быть внимательнее.

Покупайте устройство, оснащённое GPS. Такой детектор и расстояние до опасности покажет, и участок с «Автодорией» определит, и о постах ДПС будет предупреждать.

Максим Колдаев

Neoline X-COP 4100 настраивается, чтобы водитель всегда был сосредоточен на дороге. Например, можно отключить оповещения, когда вы едете медленнее 40 км/ч: на этой скорости и так заметны все сложные участки.

Кроме того, вы можете внести в GPS собственную отметку: обозначить часть дороги как опасную зону. Когда будете возвращаться, Neoline X-COP 4100 подаст сигнал и предупредит, что впереди сложный отрезок пути.

Вы можете установить максимальную скорость, с которой едете по трассе, и если превысите её, радар-детектор предупредит об этом. Так что вы будете уверены, что останетесь в пределах нормы, даже если замечтались за рулём.

Установите видеорегистратор

В долгой дороге он нужен не только для того, чтобы зафиксировать нарушение правил кем-то. Мне не повезло оказаться на трассе, которую не первый год ремонтируют. Дорожные знаки на ней непредсказуемы: какие-то демонтированы, какие-то просто завалены грудами строительных материалов и мусора. Водители об этом не знают, в отличие от сотрудников ДПС, которые расположились на самых «опасных» участках. Знак увидеть невозможно, как и доказать это без регистратора.

В дальнюю дорогу выбирайте устройство, которое снимет дорогу и обочину. Мы рекомендуем .




Он выдаёт чёткую картинку, даже если быстро меняется освещение: когда дорога проходит через тоннель или ныряет под мост, когда наступают сумерки и какие-то фонари не работают. В темноте объектив автоматически меняет светофильтр и снимает чёткое чёрно-белое изображение.

Обеспечьте обзор

Ориентироваться вы всё-таки будете не по картинке на дисплее видеорегистратора, хотя у Neoline Wide S39 он и большой.

Проверьте состояние лобового стекла и дворников. Ехать с трещинами плохая идея, ехать с плохо работающими дворниками - ещё хуже.

Купите летнюю жидкость для стеклоочистителя или добавьте в обычную воду пару капель жидкости для мытья посуды. Это поможет справиться с неприятными загрязнениями: сотнями мошек, которые непременно останутся на стекле.

Позаботьтесь о воздухе

Воздух в поездке должен быть чистым и прохладным.

Впереди пыльные и загруженные трассы. Поменяйте салонный фильтр, чтобы не дышать всем тем, что наполняет дорогу.

Проверьте систему кондиционирования перед выездом, потому что катить по жаре с открытыми настежь окнами - сомнительная идея. Горячий воздух не охладит салон, зато пыли наглотаетесь.

Соберите всё необходимое

Этот чек-лист не универсален. Всё же многое зависит от того, куда вы едете, на чём и как долго собираетесь пробыть в дороге. Мы говорим о минимуме, который должен быть в машине, если вы хотите проехать больше одного дня:

  1. Документы.
  2. Запасной комплект ключей.
  3. Запасное колесо.
  4. Знак аварийной остановки.
  5. Домкрат.
  6. Насос.
  7. Ключ.
  8. Ремкомплект для шин.
  9. Трос.
  10. Аптечка.
  11. Огнетушитель.
  12. Запасные лампочки для фар и фонарей.
  13. Набор инструментов.

Darlene Hildebrandt / Flickr.com

Спланируйте маршрут

Обязательно возьмите с собой карту на бумаге. Электроника лучше и удобнее, но дорога - это дорога, смартфон может подвести в самый неподходящий момент. А по закону подлости всё, что может пойти не так, пойдёт не так.

Будет здорово, если вы заранее посмотрите, где можно остановиться и переночевать, а также отметите на карте, в каких городах есть сервисные центры, обслуживающие вашу марку автомобиля.

Сделайте запасы

Возьмите побольше воды, особенно если нет кондиционера. Она понадобится ещё и для того, чтобы мыть руки: влажные салфетки не всегда помогут, хотя их надо побольше.

Для перекусов берите то, что не портится на солнце: батончики-мюсли, сухие продукты, твёрдые фрукты, хлеб. Курицу, яйца и прочие радости путешественников попробуете на остановках.

Найдите попутчика

Ехать нужно как минимум вдвоём, причём хорошо бы второму уметь водить машину. Провести целый день за рулём - трудная работа, а дорога на море может занять несколько дней. Поэтому проверьте документы ещё раз: впишите второго водителя в страховку.

Если водитель один, установите время, в течение которого он будет за рулём. И ни в коем случае не превышайте лимит.

Уставший человек за рулём - страшнейшая опасность на дороге. Поэтому водитель должен хорошо спать и примерно раз в час останавливаться, чтобы размять плечи и спину.

Выберите места для питания

Главный признак хорошего придорожного кафе - вереница фур, которую выстроили на стоянке дальнобойщики. Проверено опытом. Если место выбрали дальнобойщики, значит, тут можно вкусно, безопасно и недорого поесть.

Подготовьте одежду и обувь

Вести машину лучше в закрытой и лёгкой одежде. Обувь должна плотно сидеть на ноге. Выбирайте кроссовки, кеды, но ни в коем случае не шлёпанцы. Это опасная обувь, которая в любой момент может соскользнуть с ноги и забиться под педаль.

Обязательно возьмите в дорогу светоотражающий жилет. Стоит копейки, места не занимает, но, если в сумерках придётся выйти из машины на обочину или на дорогу, окажется незаменимым.

Запишите плейлисты

Чтобы не отвлекаться на перещёлкивание радиостанций и не переживать, когда связь в дороге забарахлит.

Сделайте неприкосновенный запас

Везите запас денег. Их должно быть столько, чтобы вы могли добраться домой без машины. Просто на всякий случай.

Рассказывайте, как вы готовитесь к дальней дороге.

Поездка на море по железной дороге – это великолепная возможность постепенно перейти из режима суеты в состояние отпускного умиротворения. Да, самолетом будет быстрее, однако разум, как правило, не успевает перестроиться и первые день-два отдыха «пережевывает» список дел, строит бизнес-планы. А вот путешествие поездом позволяет выбросить из головы все заботы, ведь новые знакомства и красивые пейзажи за окном настраивают на благодушный лад.

Итак, куда железная дорога может отвезти всех стремящихся на солнечные пляжи?

Теплые моря России: Черное, Азовское, Каспийское

Одним из самых популярных направлений было и есть сочинское. В Краснодарский край проложены ж/д-маршруты из столицы, средней полосы России, Сибири. Проходят они через «россыпь» курортных городов: Туапсе, Лазаревское, Сочи, Хосту, Адлер. В субтропическом климате этой местности благоденствуют экзотические растения, так что береговая линия окаймлена красивейшими парками.

Пляжи Сочи делятся на три категории. Во-первых, дикие – абсолютно необустроенные. Во-вторых, общественные – там есть туалеты, души и кабинки для переодевания, но всегда очень много людей. В-третьих, платные – вход несколько дороговат, зато условия просто идеальные!

Востребован среди россиян и отдых на Азове, например в Ейске. Летом туда пускают маршрут из Москвы – специально для отдыхающих. Вода возле берега прогревается очень быстро, так как дно неглубокое. Поэтому сюда любят приезжать семьи с детьми – малышам тут комфортно. К тому же в городе есть «Фабрика развлечений» с множеством аттракционов, где скучать не придется ни ребятишкам, ни их родителям.

А еще железная дорога может отвезти на несоленое море – Каспийское. Там расположены такие курорты как Махачкала, Избербаш, Дербент. Последний является одним из старейших городов России, так что может «похвастаться» не только приятными пляжами, но и большим количеством исторических достопримечательностей. Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: мечеть Джума, Армянский храм, крепость Нарын-Кала.

Морские курорты Европы

Для отдыха за границей тоже найдутся места, куда можно доехать на поезде. Главное – определиться, какое именно море хочется увидеть, а железная дорога отвезет хоть на Балтийское, хоть на Средиземное. До первого проще всего добраться через Ригу: туда есть маршруты из Москвы и Санкт-Петербурга. А из столицы Латвии курсирует электричка до Юрмалы. Этот курорт знаменит не только конкурсом «Новая волна», проходящим каждый год в июле, но и целебными минеральными источниками, а еще удивительным климатом. На побережье раскинулись сосновые леса, и аромат хвои смешивается с запахом соли. Так что дышать здешним воздухом неимоверно приятно, да и для здоровья полезно.

А тем, кто любит «погорячей», рекомендуем посетить Ниццу. Как подсказывает , состав из Москвы отправляется туда каждый четверг. Он следует через Беларусь, Польшу, Чехию, Австрию, Италию. Так что путешественники успеют насладиться видами европейских городов и городишек, прежде чем окунутся в манящие средиземноморские волны.

Ницца славится не только побережьем: здесь можно посетить музеи Матисса и Марка Шагала, полюбоваться Русским православным собором и римскими руинами. А еще – погрузиться в волшебную атмосферу Цветочного рынка, на котором кроме букетов продают специи, сыры, выпечку.

Куда бы вы ни направлялись – в Европу или на российские курорты, сайт посоветует, как можно доехать туда на поезде. Ведь для начала отпуска лучшего вида транспорта и не придумаешь: мерный стук колес во время путешествия помогает расслабиться и настроиться на замечательный отдых.

Строительство моста в Крым идет полным ходом, однако в этом туристическом сезоне все еще придется обходиться паромами. Загрузка паромов в разгар сезона прогнозируется весьма приличная. Посему визит на полуостров отложим до лучших времен и рассмотрим более простые и быстрые маршруты недельных путешествий на машине к синему Черному морю.

Для европейской части России главной артерией, связующей страну с черноморскими курортами, является трасса М4 «Дон», несмотря на достаточно длинный участок ремонтов и ростовские пробки. Платная трасса с ограничениями на некоторых сегментах аж до 130 км/ч позволяет добраться от столицы до черноморской развилки трассы М4 всего за один световой день. Для этого, правда, придется выехать из Москвы в районе 5 утра, но зато, даже с учетом пары остановок на обед и дозаправку, уже в сумерках вы будете в районе Джубги, оставив за спиной без малого полторы тысячи километров дорог и 840 р. за право проезда по ним.

У Джубги, где, упираясь в Черное море, трасса М4 расходится в две стороны, предстоит сделать выбор: налево свернешь, в Туапсе и Сочи попадешь, направо повернешь - в Геленджик, Новороссийск и Анапу приедешь. Тем, кто не любит сидеть на одном месте и стремится на юг не только для того, чтобы пролежать весь отпуск на пляже, советуем не зацикливаться на одном курорте, а неспешно прокатиться вдоль всего побережья, останавливаясь на пару дней в разных городах: так и впечатлений наберется побольше, да и пляжи отыщете получше. Сегодня рассмотрим «восточное крыло» побережья - от Джубги до Анапы или наоборот. Выбирая этот маршрут для путешествия на машине, лучше всего, не спускаясь к джубгской развилке, уже за Краснодаром сразу свернуть на трассу А146, сократив таким образом путь через печально знаменитый Крымск.

В последние годы в Анапе выросло огромное количество частных мини-отелей самого разного уровня. Конкуренция высока, и за счет этого цены, даже в сезон, вполне приемлемые. Это притягивает в Анапу огромное количество бюджетных туристов, и пляжи в сезон забиты почти как в курортных кинофильмах советских времен - ступить некуда. Качество отдыха при этом оставляет желать лучшего: вода на мелководье и в лиманах местами зацветает и весьма насыщена бактериями. Обязательно стоит съездить полюбоваться дюнами Витязевского лимана (в сезон въезд на прибрежную косу платный - 200 р.), но надолго задерживаться здесь не стоит: на побережье есть и более интересные и не столь перенаселенные безлошадными туристами места.

Выехав из Анапы по побережью на восток в сторону Новороссийска, уже через полчаса вы окажетесь в районе заповедного озера Сукко с его болотными кипарисами и знаменитого мыса Утриш. Здесь можно посетить дельфинарий (впрочем, их еще много попадется на нашем пути вдоль моря), искупаться и перекусить. Ресторанов и закусочных множество. Самое дорогое и пафосное заведение «Форт Утриш»: с замечательным видом и очень небюджетными блюдами.

Следующей остановкой нашего черноморского маршрута по логике должна стать «русская Шампань» - знаменитый винодельческий регион АбрауДюрсо. Если вы путешествуете на легковом автомобиле, добраться туда можно только одним путем - вернувшись на трассу, а затем вновь свернув на юг перед Новороссийском. Для тех же, в чьем распоряжении имеется внедорожник или кроссовер, есть альтернативный красивейший маршрут через Утришский заповедник. Дорога весьма скверная, зато проходит через реликтовые леса, ущелья и пустынные пляжи с достаточно чистым морем. Нужно быть лишь готовым к тому, что 40 км пути до Абрау растянутся для вас без малого на три с половиной часа и станут не самым легким испытанием для подвески любого внедорожника.

Но вот среди зелени проступает синяя гладь озера Абрау. За несколько последих лет в окрестностях озера также отстроилось множество частных, в основном бюджетных отелей: по большей части - в поселках при выезде из АбрауДюрсо в сторону Новороссийска. Но если вы хотите отдохнуть с комфортом, попивая элитные сорта местных игристых вин у бассейна с видом на озеро, лучше забронировать номер в отеле «Империал Hotel & Champagne Spa», расположением и уровнем сервиса вполне оправдывающем каждое слово своего длинного имени. Вообще, в Абрау вполне логично будет задержаться на пару дней: попить игристых и тихих вин, покататься по виноградникам, съездить на озеро лотосов... А затем - отправиться дальше на восток через Новороссийск в сторону Геленджика.

В самом Новороссийске обязательно стоит заехать к морвокзалу, где можно побывать на уже 15 лет стоящем тут на приколе крейсере «Михаил Кутузов». С парковками в районе набережной, правда, беда: придется намотать несколько кругов, чтобы найти место, где приткнуть машину.

Экскурсия по заводу и историческому комплексу Абрау-Дюрсо как правило завершается дегустацией элитных сортов игристых вин, поэтому лучше ехать в Абрау с ночевкой

Зато большая часть остальных памятников и достопримечательностей города (в основном связанных с его героическим прошлым) располагается прямо вдоль дороги, ведущей в Геленджик. На Новороссийском серпантине при выезде из города есть две смотровые площадки с замечательными видами на Цемесскую бухту. Особенно примечательна вторая, с грандиозным гранитным мемориалом «Морякам революции», в июне 1918-го затопившим в Цемесской бухте 16 кораблей Черноморского флота, чтобы не передавать их Германии согласно Брестскому договору. Наряду с Цусимой этот эпизод стал одной из самых черных страниц в истории отечественного флота в XX веке.

Стрелки с профилями судов указывают направления и расстояния до тех мест Цемесской бухты...

Где летом 1918-го были затоплены корабли Черноморского флота

На парапете смотровой площадки установлены бронзовые стрелки-указатели, указывающие направление и расстояние до каждого затопленного корабля.

За мемориалом Новороссийский серпантин переходит в более или менее прямой участок трассы «Дон», и уже через 15–20 минут вас приветствуют надпись «Город-курорт Геленджик» и довольно строгий пост ДПС: на всякий случай будьте готовы «дыхнуть в трубочку».

Геленджик в последние годы активно застраивается современными зданиями и понемногу расцветает. Однако приезжать сюда приятно вне сезона, в апреле-мае. В сезон же кишащий людьми и гудящий, словно улей, Геленджик, прямо скажем, далеко не Рио-де-Жанейро. С голубой мечтой Великого комбинатора его роднит разве что грязное море в бухте. Местные в портовом заливе никогда не купаются, предпочитая принимать морские ванны за городом, на более чистых пляжах. Но безлошадных туристов в заливе пруд пруди: грязь и инфекции в сезон мало кого смущают.

Лучший отель города - Kempinski Grand Hotel может похвастать огромной ухоженной территорией, хорошим спа-центром и собственным пляжем, море на котором, правда, столь же «чистое», как и во всей бухте. Есть гостиницы попроще и подешевле, причем среди них можно найти весьма европейские и качественные. Один из эталонов в среднем ценовом сегменте - новый современный отель «Море», открытый лишь прошлой осенью. На набережной довольно много ресторанов практически на любой кошелек, имеется огромный парк развлечений, контактный зоопарк... но из-за грязного моря в заливе надолго задерживаться в городе все-таки не рекомендуем. Оставьте его на разграбление безлошадным туристам и отправляйтесь дальше на восток по извилистому, но красивому участку трассы «Дон» в сторону Джубги.

В последние годы этот участок дороги постепенно обрастает вполне приличной инфраструктурой. По обочинам появляются хорошие кафе и шашлычные, где можно недорого и вкусно перекусить. За несколько километров до Пшада с правой стороны расположился комплекс Геленджикских дольменов. Вообще дольменов в этом районе превеликое множество, есть даже специальные «дольменные туры». Но большинство из них располагаются в горах, иногда на приличном удалении от дороги. Эти же стоят у самой трассы: просто грех проехать мимо. Затем можно свернуть в Архипо-Осиповку: еще раз искупаться, посетить крокодиловую ферму и очередной дельфинарий, если к тому моменту вы от них окончательно не устанете.

Но вот уже и Джубга, а с ней и уже известное нам распутье трассы М4 «Дон». Направо пойдешь - в Туапсе, Сочи и Абхазию попадешь. Если есть еще одна свободная неделя, почему бы и не прокатиться до Олимпийской столицы, а то и до Сухума. Налево свернешь - в Москву попадешь: один световой день пути, и вы снова окажетесь в Белокаменной...

Геленджик с каждым годом расцветает все больше: строятся отели, расширяется инфраструктура, однако море в бухте по-прежему грязное, местные тут не купаются...

Калькулятор путешествия на машине на Черное море

Транспорт и проживание
Стоимость отеля/отеля (2 меcтный номер), р. от 2000
Средний счет в ресторане, р. 1000
Дорога (автомобиль Skoda Superb)
Общее время в пути, ч 48:28
Протяженность маршрута, км 3250
Средний расход топлива, л/100 км 10,2
Cтоимость топлива, р./л 40
Макс. разрешенная скорость, км/ч 130
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,3

Черноморское побережье отличается невероятной красотой природы, прекрасным климатом и развитой туристической инфраструктурой. Добраться до курортов Черноморского побережья можно разными способами — железнодорожным и авиатранспортом, на рейсовом автобусе или даже на собственном автомобиле, выбирать маршрут путешествия только Вам!


В 19 веке на Черное море ехали отдыхать и лечиться самые знатные люди Российской Империи, в советские времена здесь же отдыхала вся партийная элита во главе со Сталиным. В это же время Черное море стало излюбленным местом отдыха россиян. Поток отдыхающих не иссякает и сейчас.

Самым простым, быстрым и комфортным, конечно же, является авиатранспорт. На побережье принимают самолеты 3 аэропорта, два из которых носят статус международных – в городах Сочи, Геленджик и Анапа. Международный аэропорт Сочи принимает самолеты 40 авиакомпаний и является крупнейшим в России. Минимальная стоимость билетов в летний период из Москвы в Сочи или в Геленджик и обратно колеблется в районе 16 тысяч рублей. Проезд до Анапы обойдется несколько дешевле – в районе 10 тысяч. Из Владивостока придется лететь на противоположенный конец страны, дорога будет стоить намного дороже — в диапазоне 40 тыс. рублей.

Проезд на железнодорожном транспорте дешевле, однако, время, потраченное на дорогу намного больше. На поезде можно доехать до городов Анапа, Новороссийск, Адлер, Туапсе. Если вы приехали в столицу России, то аренда квартиры на сутки в Москве или даже несколько дней будет наиболее удобным вариантом. За это время можно познакомиться с городом, посмотреть достопримечательности, а затем продолжить путешествие на Черноморское побережье. Из Москвы до основных курортов путь на поезде займет порядка 30-35 часов, а стоимость билетов туда и обратно обойдется примерно в 6 тысяч рублей. Из Владивостока путь займет уже более 8 дней при средней стоимости билетов в оба конца 30 тысяч рублей.

В европейской полосе России до курортов Черноморского побережья можно добраться и на автобусе. Из Москвы поездка будет длиться около суток, а по стоимости в оба конца обойдется в районе 4 тысяч рублей.

Приятней всего будет поездка на собственном автомобиле. Она может превратиться в настоящее авто путешествие – с остановками в разных городах и местах. Больше всего радости оно вам принесет, если вы поедите большой компанией. Друзья помогут, если машина сломается в пути, а остановки на ночлег будут веселее и безопасней.

Можно так же взять автомобиль напрокат в одном из городов Черноморского побережья и устроить мини путешествие по курортам и достопримечательностям региона. Какой бы путь вы не избрали, золотистый песочек, яркое солнышко, сказочное море и высокие горы оставят только приятные впечатления в вашей душе.

Итак, через месяц-другой стартуем. «Ласточка» к полету готова. Загружена всем самым необходимым и не очень и под самую завязку. Настроение экипажа «Не страшны нам ни бури, ни грозы» или скорее «А нам любое море по колено». Кажется, все в порядке и пора трогаться в путь. Но как говорится в одной старой доброй советской кинокомедии: «Ты только не обижайся. Но я тебе один умный вещь скажу». Что означает - попридержите коней. Присядьте и выслушайте несколько советов от жителей Черноморского побережья Кавказа , для которых южное знойное лето - не пляжная нега, а обыденные будни.

Город Ялта, 1969 год. Фото: Борис Трепетов/ТАСС

Отправляясь в дорогу, возьмите с собой аптечку, составленную собственноручно, исходя из личных нужд. Надеяться на аптечку, положенную согласно ПДД, по меньшей мере глупо. Лейкопластыри, бинты и ножницы - это, конечно, замечательные изобретения, но их явно недостаточно. Если у вас слабый вестибулярный аппарат, не забудьте заранее принять что-то от морской болезни, иначе поездка превратится для вас в тихий ужас. Особенно побеспокойтесь о детях. На горных серпантинах практически нет обочин, а значит, если кому-то станет плохо, остановиться сразу не получится. Поэтому целлофановые пакеты всегда должны быть под рукой, они могут очень пригодиться. Основательно запаситесь водой . В условиях летней жары она спасет от обезвоживания.

Оказавшись на горном серпантине, не мните себя за рулем гоночного болида. Это не компьютерная игра. Здесь и своих водителей-лихачей хватает . Крутые виражи, от поворота до поворота видимость всего в пару-тройку десятков метров. Не надо увлекаться скоростью на головокружительных спусках и подъемах незнакомой дороги. Ведь занос в горной местности грозит опрокидыванием в обрыв, а то и в настоящую пропасть. Тут не пропасть бы.

Пытаться гнаться за местными джигитами тоже глупо и небезопасно. Они знают каждую выщерблину родного асфальта, как и вы в своем родном дворе. Но и это их зачастую не спасает.

Впрочем, не стоит впадать и в крайности и, желая перестраховаться, плестись со скоростью черепахи. Помните, что на горных перевалах крайне редки места для обгонов. И такое поведение жутко раздражает остальных участников движения, вынужденных волочиться за вами следом. Спускаясь с перевала, не надо все время судорожно нажимать педаль тормоза. Замедляйтесь перед крутыми поворотами заранее и уже с нормальной скоростью входите в них. Больше тормозите двигателем, как советуют бывалые в нашем «Интерактиве ЗР» . Это совсем не страшно и тем более не сложно.

Если чувствуете себя все же неуверенно и понимаете, что задерживаете движение, при любой возможности (а их на горных трассах очень мало) пропускайте скопившийся позади вас караван вперед, съезжая в дорожные карманы. Пожалуйста, не надо на единичных ровных и таких коротких участках обгона давить на газ. Лучше пропустите вперед особо нетерпеливых.

И не забывайте о дистанции. Ее нужно держать непременно, учитывая сложный горный рельеф, не всегда предсказуемое качество дорожного полотна и камни, которые регулярно скатываются на трассу. Тогда вы успеете вовремя среагировать и объехать неожиданное препятствие.

Типичная летняя пробка через Туапсе в сторону Сочи

Чтобы попасть к самому-самому синему морю, придется преодолеть не только горные серпантины, но и пробки. Федеральная трасса М-27 Джубга - Сочи , ведущая к приморским городам, просто не выдерживает наплыва всех желающих. Движение на подъезде к поселку Джубга (Туапсинский район) превращается в настоящий кошмар. Десятки тысяч машин, словно в замедленном кино, несколько часов пробиваются к морю. И все это в условиях удушающей липкой жары и зарвавшихся автохамов. Им не пристало ждать, и они один за другим проносятся по обочине. Но и она не безгранична, вставая в конце концов намертво.

Своего пика пробки на пути к морю достигают во второй половине дня в пятницу, когда жители Кубани, Ростовской области и Адыгеи в едином порыве устремляются к побережью на выходные. В обратном направлении коллапс наступает в воскресенье вечером. Учтите этот факт.

Если на пути следования вам предстоит миновать Туапсе, знайте, что здесь вы тоже можете застрять часа на три. А все потому, что этот маленький город федеральная трасса разрезает по живому аккурат посередине. Это единственная дорога, по которой жители могут попасть из одной части города в другую. Лето для туапсинцев становится испытанием на прочность. Маршрут в любое другое время года, занимающий всего десять минут, летом превращается в многочасовое стояние . Поэтому, проезжая Туапсе в будние дни, лучше избегать утреннего (с 6.30 до 9.00) и вечернего (с 16.30 до 19.00) часов пик.

Вообще, если вы достаточно опытный водитель, то, конечно, лучше ехать ночью - транспортный поток минимальный, прохладно. Но ночью нужно быть начеку. Как только стемнеет, начинается активное движение по горным дорогам большегрузных машин и длинномеров. Днем их перемещение категорически запрещено. Так администрация Краснодарского края пытается спасти от разрушения асфальтовое покрытие, к которому безжалостно палящее южное солнце. Важно: в Сети встречаются ссылки на работающие веб-камеры, на которых можно в режиме онлайн отследить текущую ситуацию, например по трассе М4 «Дон» .

Летние ливни во время смерчей на побережье довольно частое явление. Они моментально превращают дороги в бурные реки. Видимость снижается до нулевой. Щетки стеклоочистителей не справляются с потоками воды. Со скал катятся камни, оползни перекрывают участки трассы. Автомобили переходят в режим аквапланирования, они словно плывут по волнам. В такой ситуации нужно сразу сбрасывать скорость до разумных пределов и не предпринимать никаких резких маневров. Если вас в дороге застал сильный субтропический ливень, лучше остановиться на открытой местности подальше от горных склонов и рек и переждать его. Зачастую это ненадолго.

Никогда - слышите, никогда! - не разбивайте палаточные лагеря и не оборудуйте стоянки на берегах, а тем более в поймах горных рек. Летом они кажутся совсем безобидными, превращаясь в небольшие ручейки, где и курице по колено. В особо засушливые годы вода и вовсе уходит под камни. Но во время смерчей все меняется в мгновение ока. Ревущие селевые потоки с окрестных гор мчатся со скоростью курьерского поезда и за считанные минуты заполняют русло полностью от края до края. Они сметают все на своем пути. Очень часто это происходит ночью или под утро. Но даже если это случится днем, у вас будет минимум времени, чтобы подняться на возвышенность или отогнать машину. И даже не пытайтесь противостоять стихии. Стремительный горный поток, достигающий всего-то высоты колена взрослого человека, гарантированно сбивает с ног и увлекает вслед за собой. Не надо из-за собственной беспечности умножать печальную статистику унесенных в море людей и автомобилей.

Никогда не разбивайте палаток в обмелевших поймах рек - умиротворенным их пейзаж лишь кажется на первый взгляд. На фото - долина горной речки Агой, что находится в одноименном поселке Туапсинского района.

Нельзя нырять в незнакомых местах. Травмы позвоночника и особенно переломы шеи характерны для купального сезона. И даже если вы отдыхали здесь в прошлом году, прежде нужно обязательно осмотреть дно, рельеф которого меняется после каждого шторма. Особенно нужно быть осторожными вблизи устьев рек. Здесь могут быть притопленные деревья и другие неприятные сюрпризы.

Не рекомендуется отплывать далеко от берега, чтобы не попасть в ловушку коварных морских течений. Они незаметно и быстро относят в открытое море. Наиболее беспечно ведут себя обладатели надувных матрасов и других плавсредств, считая себя непотопляемыми. Если вы все же зазевались, не впадайте в панику, спокойно плывите не прямо к берегу, а чуть наискосок, постепенно приближаясь к суше. Главное - берегите силы. В случае необходимости не стесняйтесь, зовите на помощь, привлекайте к себе внимание всеми доступными средствами.

И даже не думайте о купании в шторм. Ласковое море, когда сердится, не прощает ошибок даже опытным пловцам.

Даже не думайте о купании в шторм. Ласковое море, когда сердится, не прощает ошибок даже опытным пловцам.

Закупайте продукты и воду не в придорожных магазинчиках, где все втридорога и неизвестно какого срока годности, а в крупных сетевых магазинах. Они есть в каждом крупном поселке и тем более городе. Адреса с удовольствием подскажут местные жители.

Если вы вдруг решили побаловать себя свеженькими овощами или фруктами, то не очень-то доверяйте торговцам вдоль трассы. Довольно часто эти воротилы бизнеса выдают за местную продукцию дары Турции. При этом на придорожных стихийных рынках всегда безбожно обвешивают, рассчитывая на то, что вы уже больше сюда никогда не вернетесь и скандала не закатите. Так что обязательно возьмите с собой в дорогу безмен, ручные пружинные весы. Места он займет немного, зато станет добрым помощником в борьбе за справедливость.

Никогда не покупайте на дороге маринованные грибы . Во-первых, их продажа попросту запрещена законом. Помните, что грибник, как и сапер, ошибается лишь однажды. Не стоит соблазняться и медом неизвестного происхождения. Высока вероятность нарваться на фальсификат. Только представьте себе: целый день все эти дары природы в стеклянных банках проводят на открытом воздухе в удушающей жаре почти при 100%-ной влажности в ожидании своего покупателя.

Пылящаяся на рыночных прилавках в окружении насекомых без упаковки чурчхела хоть и выглядит экзотично - тоже не лучший вариант для покупки. Особенно если она окрашена в неестественный ядовито-красный или зеленый цвет. Само по себе это замечательное древнее кавказское лакомство. Изготавливают его чаще всего из нанизанных на нитку грецких орехов или фундука, которые погружают в загущенный мукой виноградный сок. Но ведь XXI век на дворе, и гигиену никто не отменял. Любой продукт, готовый к употреблению, должен быть аккуратно обернут.

Покупать еду у пляжных разносчиков тоже небезопасно . Если речь идет о прохладительных напитках, мороженом или чем-то подобном в переносном холодильнике - это одно дело. Но прежде чем соблазниться пирожками, хачапури или бутербродами из подозрительной корзинки - лучше десять раз подумать, чтобы досрочно не прервать столь долгожданный отдых. Кто и из чего их готовил, одному лишь Богу известно.

√ÛÁËÌÒÍËÈ Ô‡Á‰ÌËÍ «»·ËÎËÒÓ·‡" ÔÓ¯ÂÎ ‚ Ô‡Í ËÒÍÛÒÒÚ‚ "ÃÛÁÂÓÌ"

Сама по себе чурчхела (на фото) - замечательное древнее кавказское лакомство. На придорожных рынках следите, чтобы оно было аккуратно обернуто.

Даже не совет, а скорее убедительная просьба - не оставляйте на пляже мусор и тем более не закапывайте его тут же, не сходя с места. Вид арбузных корок, кукурузных кочанов, подсолнечной шелухи, ореховой скорлупы вперемешку с пакетами и бутылками не добавляет приятных воспоминаний. Все это обязательно окажется в море. А так здорово загорать на девственно чистой гальке или песке, а не в окружении объедков и пластикового мусора.

И еще вдогонку. Если лежать на пляже в какой-то момент времени вам наскучит, можно прекрасно разнообразить свой отдых, на денек-другой записавшись на сбор местных фруктов (персиков, яблок, слив или алычи) или ореха фундука. Здесь в награду за свой труд вы точно сможете выбрать для себя самые спелые и вкусные плоды.

Вот, пожалуй, вкратце и все. Советов, разумеется, могло быть и больше, но я надеюсь на здравый смысл автопутешественников-россиян. Теперь можно смело трогаться в путь. Главное - ехать спокойно и уверенно , в своем ритме, не поддаваясь на провокации слишком нетерпеливых водителей, но и не пытаясь злонамеренно препятствовать чужому движению. Помните, ваша цель - в добром здравии и прекрасном настроении добраться до места отдыха и обратно, а не искать незапланированных приключений по дороге. Удачи на дорогах!