Интеграция основной принцип проект доу. Реализация принципа интеграции в образовательном процессе фгос

На современном этапе развития человеческому обществу требуется внедрение новых подходов, повышающих уровень образовательного процесса подрастающего поколения. Каким же образом может быть решена данная проблема? Интеграция в педагогике - вот реальный путь, который позволяет бывшим школьникам быстрее адаптироваться в окружающем мире. Именно поэтому для любого педагога важно значь, что включает в себя данное понятие.

Предпосылки интеграции

Самым распространенным в лексиконе современного педагога и воспитателя является слово «система». Она подразумевает:

  • образовательное учреждение как систему;
  • системы учебных занятий;
  • систему взаимоотношений между детьми и педагогами и т. д.

И все это совершенно естественно. Ведь еще А. С. Макаренко утверждал о то, что никакое средство не может быть рассмотрено отдельно от системы. Причем его нельзя признать хорошим или плохим при рассмотрении вне комплекса существующих воспитательных влияний.

В неразрывной связи с системой находится такое понятие, как «интеграция в педагогике и образовании». Она придает целостность всему процессу обучения.

Определение понятия

Это в педагогике не что иное, как процесс, а также результат взаимодействия разнообразных элементов. Вышеперечисленное приводит в конечном итоге к появлению чего-то целостного, нового.

Принцип интеграции в педагогике может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, это состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами. Во-вторых - процесс, который приводит к данному состоянию. Помимо этого, интеграция - это в педагогике весьма важный показатель эффективности всей системы образования, так как он служит критерием ее целостности.

Взаимодействие различных элементов в ДОУ - процесс сложный и многоуровневый. Именно поэтому к определению понятия интеграции существуют различные подходы. Так, В. С. Безрукова полагает, что интеграция - это в педагогике определение высшей формы взаимосвязи. Она выражает единство всех составляющих системы образования, определяя ее содержание.

А по мнению ученого О. Г. Гилязова, интеграция в педагогике - это целостная система органически связанных между собой дисциплин. Выстроена она по аналогии с миром, который окружает ребенка.

По утверждениям И. С. Сердюковой, интеграция - это в педагогике не что иное, как процесс связи и сближения наук, которые представляют собой высшую форму перехода к более качественной ступеньке образования.

Однако, несмотря на разные мнения, в основе рассматриваемого понятия неизменно лежат процессуальные характеристики. Именно поэтому интеграция - это в педагогике хорошо структурированная, многокомпонентная и прекрасно организованная связь всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка.

Значение интеграции

Целостная система различных элементов в образовании служит для разностороннего развития детей. Кроме того, она способствует удовлетворению их интересов и способностей, обеспечивая координацию влияния на эмоциональную, мотивационную, волевую и действенно-практическую сферу индивидуальности ребенка.

Понятие «интеграция» в педагогике означает:

  • комплексную характеристику ;
  • сочетание педагогических средств, применяемых во внеурочной и учебной деятельности;
  • целостность в достижении запланированных результатов;
  • взаимосвязь основного и дополнительного образования;
  • гибкость организации учебной деятельности, использующей различные методы и формы внеурочной деятельности;
  • создание творческих кружков, а также введение интегративных курсов;
  • взаимодействие всех элементов воспитательного процесса, социума и школы.

Формы и уровни интеграции

Основной задачей педагогического воздействия на ребенка является его обучение восприятию окружающего мира как единого целого. Учащийся должен осознать связь между предметами и явлениями, чтобы нарисовать затем общую картину. Кроме того, ребенок должен уметь видеть вещь с разных сторон.

Эффективная детей становится возможной только при определенных условиях, когда используются различные формы интеграции в педагогике. Одна из них - внутрипредметная. Она означает интеграцию по какой-либо отдельно взятой школьной дисциплине. При этом разрозненные факты и понятия, входящие в одну область знания, объединяются в систему. В итоге учебный материал принимает вид крупных блоков. Это позволяет видоизменить структурное содержание дисциплины. Преимущество данной формы интеграции состоит в том, что ученик получает полную информацию об изучаемом материале. Замечательно и то, что педагог при этом делает урок более емким.

Внутрипредметная интеграция предполагает построение спиральной структуры изложения материала, основанной на принципе концентричности. При этом познавательный процесс может проходить либо от общего к частному, либо наоборот. Новые знания даются учителем порционно, что постепенно углубляет и расширяет уже имеющийся кругозор школьника по данному предмету. Современная педагогика требует вести образовательный процесс по пути укрупнения с одновременным изучением родственных разделов и тем. При этом ученику предлагается обобщение упражнений и заданий, проведение самостоятельных действий на основе аналогии, индукции и сравнения, составление таблиц и схем и т. д.

Еще одной формой интеграции является внутрисистемная. Она вырабатывает умение у школьника пользоваться материалами по одному предмету при изучении другого. Ребенок начинает комплексно овладевать знаниями, воспринимая общенаучные категории и подходы как единое целое. При этом интеграция может быть осуществлена несколькими путями. Первый из них - горизонтальный. Он устанавливает межпредметные связи, которые основаны на одинаковых научных знаниях. Это позволяет избежать повторов и экономит учебное время. Второй подход - вертикальный. При нем межпредметные связи служат для формирования общих типов мышления, среди которых физико-математическое, гуманитарно-экологическое и т. д. Это позволяет ребенку создать целостную картину мира.

Понятие «интеграция» в педагогике включает в себя и еще две ее формы - внутреннюю и внешнюю. Первая из них является характеристикой внутреннего учебного процесса. Внешняя интеграция осуществляется при взаимодействии образовательного учреждения с другими структурами и с социумом.

Рассмотрим подробнее внутришкольную интеграцию. Она представляет собой взаимодействие и взаимосвязь разнообразных педагогических средств, используемых на нескольких уровнях:

  • налаживание внутренних связей (например, внутрипредметных);
  • осуществление взаимодействия между учебными средствами (например, между предметами);
  • подключение материала по одному предмету к изучению другого (проведение интегрированного урока);
  • внедрение новых обучающих средств (проведение занятий в разновозрастных группах и т. д.).

Направления интеграции

Педагогический процесс становится более эффективным при:

  • расширении воспитательных возможностей учебных занятий, повышающих нравственность ребенка и влияющих на его социальное становление;
  • усилении познавательного, интеллектуального характера внеурочной деятельности;
  • использовании целого комплекса воспитательных средств, стирающих грани между учебным процессом и внеклассной деятельностью, что обеспечивает разносторонне развитие личности ребенка.

Если в образовательном процессе на самом высоком уровне находится интеграция (это в педагогике определение такого процесса, который не регламентируется классно-урочной системой), то это новейшее качественное образование, представляющее собой комплексное воспитательное средство.

Идеи и задачи интеграции

Для осуществления комплексного воздействия на развитие и формирование ребенка в современной педагогике ведется разработка многоуровневой модели взаимодействия, которая предусматривает различные этапы взросления детей.

Так, существует интеграция дошкольного, а также начальной ступени школьного образования. Учитель младших классов помогает малышам изучить явления и понятия основных образовательных сфер. Это позволяет организовать дальнейшее освоение предметов на более глубоком уровне. При этом появляется замечательная возможность развить у детей особые способности, что входит в функции интеграции в педагогике.

Объединяя внутришкольные ступени обучения, учителя осуществляют комплексную образовательную деятельность, направленную на развитие ребенка и его обучение. При этом решается основная задача школы - выпустить из своих стен человека, обладающего устойчивыми умениями, знаниями и социальными навыками.

При слиянии общего и дополнительного образования выявляются одаренные и творческие личности. В этом случае широко используется дифференциация и интеграция. Педагогика при этом определяет направление деятельности ребенка и стремится к его всестороннему развитию.

Общее и специальное образование

В настоящее время государственная политика воспитания подрастающего поколения придерживается новой стратегии. Она состоит в слиянии общего и специального образования. Такая направленность дает возможность взаимодействия между детьми с различными возможностями по здоровью. Основной принцип такой политики заключен в гуманизации общества, а также в формировании умения нормального восприятия людей с ОВЗ.

Интеграция в коррекционной педагогике имеет огромное значение. Дело в том, что выпустить в жизнь человека с ОВЗ является непростой задачей. Он должен иметь реальную возможность участия во всех формах и видах деятельности социума. Это позволило бы ему в какой-то мере компенсировать имеющиеся ограничения возможностей и развития.

Интеграция в придерживается идеи о том, что быт и жизнь людей, имеющих ограниченные возможности, должны быть максимально приближены к стилю и условиям жизни всего общества.

Сегрегационные учреждения

К ним относят целую систему формирование которых в нашей стране было завершено к концу 20-го века. Этому процессу способствовало вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство.

Понятие сегрегации и интеграции в коррекционной педагогике должно соответствовать принятым международным нормам, которые касаются лиц с ограниченными возможностями. Именно поэтому задача обучения таких детей должна решаться на государственном уровне, так как требует как экономической поддержки, так и духовно-нравственной, кадровой и содержательно-организационной готовности.

На сегодняшний день в России существует проблема интеграции в педагогике специального образования, так как много детей, имеющих проблемы в развитии, учатся в обычных школах по обычным программам. Причинами этому являются:

  • отсутствие необходимого числа коррекционных (специальных) образовательных учреждений;
  • их большая удаленность от того места, где проживает ребенок;
  • нежелание многих родителей отдавать свое чадо в специальные учреждения.

Совместное обучение

Существует несколько моделей интегрированного образования. Одной из них является совместное обучение обычных школьников и детей с ВОЗ. Подобная образовательная система возникла по инициативе современной специальной педагогики России. Так, относительно новым явлением считается интегрированное обучение в обычном классе неслышащих школьников. Еще недавно подобные дети попадали в массовые учреждения образования весьма редко, да и то в основном случайно. Это были малоэффективные интеграции, вызванные культурными и социально-экономическими условиями нашей страны. В настоящее время подобное явление перестало быть редкостью.

Родители слабослышащих и неслышащих детей отдают документы в обычную школу по различным причинам. Среди них:

  • отсутствие доступной информации о системе коррекционного образования;
  • объективная оценка по поводу готовности ребенка с ВОЗ к посещению массовой школы;
  • престижность посещения учреждения общего назначения для детей с нарушениями здоровья.

Независимо от причин выбора, сделанного родителями, их решение достойно уважения и понимания. Однако интеграция ребенка в обычные школы будет эффективна только для той части детей, которые благодаря ранней диагностике и упорным занятиям приближены по уровню своего развития к возрастной норме.

Создание специальных классов

Интеграция в коррекционной педагогике нашей страны придерживается, как правило, одной, наиболее распространенной модели. Она предусматривает создание специальных классов в массовых общеобразовательных школах. В них принимают детей:

  • с нарушениями интеллекта;
  • с задержкой развития психики;
  • с затруднениями адаптации в школьной среде.

Специальные группы могут быть созданы и в обычных детских садах. В них принимают воспитанников с отклонениями речи, зрения и слуха.

Проблема современности

В последнее время основной причиной стойкой неуспеваемости школьников становится трудность их адаптирования в образовательной среде. Из-за этого явления уже в начальных классах не могут усвоить материал обычной программы от 20 до 30 процентов детей. Это связано со все возрастающим потоком информации и ее усложнением, а также с ухудшением здоровья подрастающего поколения.

Для решения данной проблемы в России организуется В его основе лежит индивидуальный подход к школьнику, учитывающий его возможности и особенности. При этом создается система классов, в которых работает высококвалифицированный педагог, а дети находятся в щадящих условиях. Происходит корректировка школьной среды, подстраивающейся под потребности и возможности учащихся.

Обучение детей, имеющих задержку психического развития

При усвоении учебной программы школьники с ЗПР испытывают стойкие трудности, которые имеют место из-за:

  • недостаточного внимания;
  • низкого уровня учебной мотивации;
  • познавательной пассивности;
  • недоразвития памяти, восприятия, моторики, координации и т. д.

Для таких детей характерен ограниченный запас сведений об окружающем мире и низкая работоспособность. Для того чтобы выпустить такого человека в жизнь, нужна его Это в психологии и педагогике позволяют сделать специально созданные коррекционные образовательные учреждения или классы. Данное направление уже имеет достаточно серьезный опыт. Организация обучения детей с ЗПР в нашей стране осуществляется на протяжении нескольких десятилетий. С помощью педагога школьники преодолевают многочисленные трудности, и половина детей после начальных классов продолжает образование вместе с обычными учениками.

По утверждениям российских специалистов, для осуществления интеграции необходимо раннее выявление заболевания и его психофизическая коррекция на начальной стадии развития. Только в таком случае будет обеспечен процесс реального развития школьника с особыми нуждами. Реализация такого условия позволит подготовить ребенка к интегрированному обучению в массовом учреждении образования, реализует его природный потенциал. Кроме того, это оживит активность школьника и создаст среду, благоприятную для его полноценного развития.

***
Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей.

Осуществление принципа интеграции образовательных областей

в процессе организации образования детей .

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации , устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

Важнейшей задачей дошкольного воспитания является каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный процесс был унифицированным , предполагающим прежде всего достижение определенных результатов, получения знаний и навыков. При этом образовательные программы как правило не учитывали темпов развития детей , индивидуальных особенностей, интересов . Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.

Ввведение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвано решить все накопившиеся вопросы и несоответствия.

ФГТ - это первый в истории российского образования документ , который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей . (образовательные области : здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.)

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность , осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

В условиях вариативности программ каждое дошкольное учреждение выбирает самостоятельно ту или иную образовательную программу .

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей ; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей .

При этом нужно отметить, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей

В нашем государственном дошкольном учреждении МБДОУ№ 12 «Журавушка» в качестве основной образовательной программы используется общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А

Как правило, к существующим программам разрабатываются методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы, формируется педагогическая копилка.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. (более подходит для открытых уроков, итоговых занятий)

Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей , проводится систематически. (на них преподается новый, ранее не изученный материал)

Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес .

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом .

Конспекты проведения интегрированных занятий отличаются от обычных.

Само занятие разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается новая информация из разных разделов программы, при помощи которой эти решения можно найти.

Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме. Это может быть аппликация, рисование, лепка и иные виды практической деятельности. Интегрированное занятие обычно ведут два педагога.

Цели и задачи интегрированной НОД

Цель данных НОД – объединить различные виды детской деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов , формирование элементарных математических представлений и так далее. Другими словами, цели НОД будут полностью соответствовать целям и задачам интегрируемых образовательных областей .

Особенности организации НОД

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную , театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства .

Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ ) .

Так, например, по теме «Хлеб всему голова!» можно в зале оборудовать выставку хлебобулочных изделий, представляются разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. В процессе интегрированного занятия дети знакомятся с профессией комбайнера, играют в музыкально-ритмическую игру «Трактористы» , рассказывают пословицы и стихи о хлебе, рассматривают репродукции картин С. Андрияки, Б. Кустодиева, сами сажают в землю зерна пшеницы для последующего наблюдения и ухода за ними в группе. В конце занятия воспитанники готовят булочки из настоящего теста.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта : наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д)

Формы и методы проведения интегрированных НОД :

Основные формы и методы проведения непосредственной организованной деятельности (НОД) на основе интеграции образовательных областей представлены в таблице (приложении №1) . Пользоваться этой таблицей очень удобно при подготовке к проведению НОД (занятию) , поскольку в ней отражены все важнейшие этапы : начало занятия, объяснение нового материала, повторение, закрепление полученных сведений, осуществление контроля за усвоением нового материала, отдых в процессе занятия и логическое завершение занятия.

При этом можно выделить самые удачные сочетания формы организации НОД для различных образовательных областей . Например для :

1 ОО «Чтение художественной литературы» -

форма проведения – литературная гостиная, экскурсия в виртуальную библиотеку (например : читальный зал) , ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок.

2 ОО «Коммуникация» - тематические путешествия (в виртуальный

зоопарк – если тема «Дикие животные» , на ферму/в деревню - если

«Домашние животные» и т. д, прессконференции для старших

дошкольников,просмотр мультфильма- для воспитанников младших

3 ОО «Познание» - предполагает использование познавательных игр,

исследовательская деятельность, детское экспериментирование, а также

проблемно-поисковые ситуации, экскурсии (на «стройку» , если тема

«профессии» ) и даже просмотр кукольных спектаклей с

последующей беседой по ним, КВН

4 ОО «Музыка» - формы организации НОД- беседа , виртуальные экскурсии

в филармонию, викторина «Угадай мелодию» , посещение тематического

праздника, театральные этюды

5 .ОО «Художественное творчество» - игры-драматизации,

репетиции и разыгрывание разнообразных сказок ,

инсценировки, творческие мастерские и т. д

Не лишним будет упомянуть о формах организации детей при организации НОД . По традиции занятия всегда начинались одинаково- дети сидели за столами, а воспитатель объяснял новый материал. С введение новых методов организации НОД естественно меняется и форма организации детей . Согласно новым ФГТ детям предлагается наравне с воспитателем участвовать во всех мероприятиях, в том числе и в рамках проводимой НОД. Поэтому интегрированная НОД предполагает смену динамических поз - дети могут стоять в колонне,кругом, попарно, друг напротив друга, сидеть на стульчиках полукругом, располагаться на ковре и так далее. В данном случае выбор формы организации детей ограничивается только лишь фантазией воспитателя. В течении проводимой НОД рекомендуется также проводить физкультминутки, снимающие напряжение и позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.

Подводим итог :

Таким образом интегрированные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала- занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе , когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов На занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности . Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ .

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей , что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса , целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

В качестве примера привожу конспект интегрированного тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества : «Богатыри – защитники земли русской» (см. приложение №2, в котором наглядно показано как можно интересно и увлекательно подать новый материал в игровой (театральной) форме, закрепить полученные сведения в дидактической игре и продуктивной деятельности.

Наталья Соколова
Использование процесса интеграции в ДОУ

Соколова Н. А.

воспитатель МБДОУ д/с №45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ В ДОУ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема интеграции дошкольного образования, доказана ее современность и важность, как для теории, так и для практики. / In this article the problem of integration of preschool education, modernity and proved its importance for both theory and practice.

Ключевые слова. Интеграция , образовательные технологии, современное образование, систематизация. /Integration, educational technology, modern education, systematization.

Известно, что дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанниками, пробуждать познавательные интересы .

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в детском саду, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные

занятия. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

У детей рано складывается своя «картина мира» . Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.

Понятие «целостность» связывается в один смысловой узел с понятием

«гармония» и «интеграция » . Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждавшего : что интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

Использование интеграции знаний в образовании позволяет нам выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах , происходящих в окружающей среде.

Перед началом работы по осуществлению интеграции мы , используя труды К . Ю. Белой, выполняем ряд важных действий :

Определяем области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Анализируем и отбираем из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Учитываем программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

Определяем одно или несколько базовых направлений в интеграции содержания образования;

Выявляем основной принцип построения системы интегрированных занятий ;

Продумываем развивающие задачи;

используем разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом ;

используем большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой)

используем в работе методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование и т. д.) ;

Интегрированные занятия мы проводим по следующим направлениям :

развитие речи-расширение и систематизация словарного запаса,

развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;

Ознакомление с окружающим миром-систематизация и углубление знаний о

предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира;

моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение,

продуктивная деятельность.

Подготовка к обучению грамоте-развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза , ознакомление с предложением и словом в предложении;

продуктивная деятельность-реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках;

музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступного ребенку. В процессе слушания у детей формируется восприятие музыкальных образов. Они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) ;

ознакомление с художественной литературой может выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;

изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, эмоциональную окраску;

драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Используя образовательную программу детского сада,опирающуюся на программу «От рождения до школы «под редакцией Н. Е. Вераксы и выше изложенных авторов,нами были проведены занятия :спортивный праздник,посвященный «Дню Защитника Отечества» ,который включил в себя следующие области :физкультурная,познавательная, речевая, коммуникативно-личностная и мероприятие «Чистый город» по утилизации и вторичного использования мусора , где также очень удачно была проведена интеграция областей . Незабываемые впечатления на детей произвела театрализованная постановка сказки»Репка» в стихотворной форме, где также были использованы все пять областей образовательной деятельности. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов :

Музыка+ математика

Обучение грамоте + математика

Художественная литература+ развитие речи + обучение грамоте

Развитие речи+ музыка + рисование

Математика+ труд и другие.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения .

Литература :

Программа»От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург., 1994.

Белая К. Ю. И др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ 2003 №4.

Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика. 1987.№9.

Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме:

« Интеграция образовательных областей

в совместной деятельности с детьми и родителями

в рамках реализации федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

    сохранение здоровья ребенка;

    развитие базовых качеств личности;

    построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная совместная деятельность с детьми (НОД)

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами.

Интеграция – (лат.- целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.

Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

    Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области . ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

    Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования : выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Первый тематический круг - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники) .

Второй тематический круг - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.

Третий тематический круг - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.(Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).

Четвертый тематический круг - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.)

Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

    Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста : познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей

    Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ . По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник.

В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, Ф.Шуберта «AveMaria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).

В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:

    формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

    интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

    интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на НОД педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.

Наиболее эффективны из них следующие:

    сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

    проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

    разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

    чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

    продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы

    взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД

    большая информативная емкость образовательного материала,

    систематичность и доступность изложения материала;

    необходимость соблюдения временных рамок

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течении одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры .

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Введение

Термин «интеграция», означающий «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях.

С философско-педагогической точки зрения интеграция может быть рассмотрена как механизм, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества, определяемого понятием «ноосфера»; это понятие, отражающее фундаментальные условия образования любой системы.

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Сущностью этого принципа является понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

1. Концепция и технологии интеграции в образовании

образование интеграция учебный синергетика

· Принцип взаимодополняемой естественнонаучной методической традиции и гуманитарных способов познания.

· Синергетический подход: общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных макросистем - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.

· Системный подход: интеграция - система систем, результат систематизации более высокого порядка.

· Гносеологический подход: интеграция - это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс и результат становления целостности (холизма) - единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности.

· Герменевтический подход: интеграция - это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т.д.

· Деятельностный подход: интеграция - это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создание условий для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире.

· Информационный подход: интеграция - ведущая тенденция обновления содержания образования - большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является интеграция каналов информационного взаимодействия учащихся с миром в его целостности и многообразии, актуализация природных возможностей многомерного восприятия действительности. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий; законы, теории, идеи; модели объективных процессов.

· Развивающее обучение.

В настоящее время в российском образовании имеют место следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:

Интеграция содержания образования, уменьшение много предметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В. Серикова);

Генерализация содержания учебных предметов (концепция внутри предметной интеграции - В.И. Загвязинский);

Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев);

Технологии интегрирования учебных предметов (физика + химия - А.И. Гуревич);

Объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приемов (концепция синтеза дидактических систем - Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов);

Соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества - В.В. Семенов);

Экологическое образование, гармонизация системы «природа - человек»;

Глобальное образование;

Холистическое, целостное образование;

2. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах

Традиционное содержание современного школьного образования, и в особенности естественнонаучного, раздроблено, построено по дисциплинарному принципу. Разработанное в рамках технократической парадигмы, оно отражает состояние естественных наук. При этом предпочтения отдаются достижениям классической науки, а неклассическая представлена в них первой третью ХХ в., и практически отсутствуют идеи синергетики, сведения о природе и механизмах самоорганизации и эволюции химических, биологических, социальных, планетарных, космических и других систем.

Дидактика делает пока еще шаги в направлении адаптации идей синергетики в содержание школьного образования. Это позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую процессуальную модель мира - синергетическую картину, через призму которой мир предстает перед человечеством как супер иерархия взаимодействующих систем, в которой все - неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура - взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.

Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применении к конкретному объекту - содержанию образования, уже дифференцированному в учебном плане школы на 10 образовательных областей и более двух десятков отдельных учебных предметов, операция интегрирования направлена на:

Создание единой картины мира на научной основе;

Ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;

Взаимосвязь различных предметных систем знаний;

Разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и т.п.

Операция интегрирования в математике дает ответ, допускающий множество конкретных решений. В построении так называемых интегральных образовательных технологий получается также большое разнообразие конкретных решений - моделей, отличающихся теми или иными параметрами.

2.1 Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»

Естественнонаучная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для ее эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; географии, биологии и химии (естествознание); истории, литературы, музыки и ИЗО (мировая художественная культура); математика и труд (математика и конструирование), «Математика и конструирование», «Природоведение и сельское хозяйство», «Физика с основами промышленного производства», «Изобразительное искусство и художественный труд» и др.

Для некоторых специализированных учебных заведений предусмотрен государственным стандартом образования интегрированный курс «Основы естественнонаучного познания мира», объединяющий такие дисциплины как математика, физика, химия и биология, которые изучаются в выпускных классах общеобразовательных школ. Цель этого интегрированного курса состоит не только в обучении студентов названным дисциплинам (пусть даже в сокращенном варианте), но и в переработке материала этих предметов таким образом, чтобы они представляли собой дисциплину, в которой различные разделы науки объединены между собой на единой логической основе.

Интегрированные занятия (уроки). Построение учебного процесса на интегральной основе воплощается не только интегрированными дисциплинами. Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они могут проводиться на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырех предметные, урок-погружение, урок -экскурсия, урок -поход, урок -путешествие и т.п.

Интегрированные уроки зачастую служат прямым следствием параллельного изучения родственных предметов (тем), которые как бы выносятся на один урок.

При этом достигается:

Действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;

Выигрыш во временных затратах на усвоение материала;

У одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д.

Примеры: интегрированный урок «Кристаллы» (физика + химия), урок «Географические открытия» (география + история).

Интегрированные дни. В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим и ведут их практически сразу три учителя. Пример: «Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека». При этом происходит не отсроченная интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов.

Подготовка к осуществлению каждой такой интегрированной модели начинается за 2-3 недели. Заблаговременно проводятся межпредметные консультации, где учащимся рекомендуется, какой объём работы необходимо выполнить непосредственно перед «днём».

2.2 Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем

Еще одной моделью интегрирования учебных предметов является временная (по времени) синхронизация программ, которые должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам в данное время изучались темы, близкие по содержанию или по исторической эпохе или какому-либо другому признаку. Возможна синхронизация и предметов есте-ственнонаучного и гуманитарного циклов.

При синхронизированном параллельном обучении в один и тот же день разными учителями на разных уроках изучаются близкие по содержанию темы. Примеры: параллельное изучение периодического закона по химии и электронной структуры атома по физике или изучение на уроках математики тех математических знаний, которые будут тут же на соседнем уроке применимы при решении задач по физике или химии.

2.3 Модель межпредметных связей

Межпредметные связи (МПС) - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями. Математическими понятиями проходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических предпосылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Даже на первом этапе изучения физики (VI-VII кл.) учащиеся производят простые алгебраические преобразования, используют знания о пропорциональности величин и функциональной зависимости между ними, о координатах и способах вычерчивания графиков и т.п. Знания по математике применяются на занятиях по химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы физики и химии.

Иногда согласование производится в пределах циклов и не только одного класса (т.е. по горизонтали), но и на протяжении ряда лет (по вертикали).

Межпредметные связи имели особое значение при интеграции предметов, при которой для образования комплексных тем выделялись связанные с ними элементы (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы и т.п.) из различных отраслей знания. МПС могли прослеживаться по времени как сопутствующие, предшествующие, последующие, перспективные, повторяющиеся (концентрические). Направление и путь переноса ЗУН определяло их роль как обеспечивающих или обеспечиваемых, прямых или опосредованных. Наконец, по своему характеру связи могли быть логическими, философскими, гносеологическими, семиотическими.

Межпредметные связи строятся с помощью методов структурно-функционального анализа - исследования явлений как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.

* Выделяются «n» и «m» структурных элементов в каждой из двух интегрируемых предметных областей (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы, теории и т.п.).

* Строятся матрицы связей

Еще нагляднее межпредметные связи просматриваются при построении структурно-ориентированных графов. Каждая тема предмета обозначается кружочком с номером, а ее связь с темой другого предмета изображается направленным отрезком прямой.

Учет количества и направлений связей данного элемента позволяет внести изменения и спланировать программное содержание учебных дисциплин, при этом:

Конечные элементы графа, от которых нет обеспечивающих связей - рассматриваются как нецелесообразные;

Элементы с наименьшим количеством связей - преподаются на уровне ознакомления, запоминания, понимания;

Элементы с наибольшим количеством связей - разбираются на уровне применения.

Составляется программа непрерывной подготовки, снабженную МПС, как по обеспечивающим, так и по обеспечиваемым дисциплинам.

Формы осуществления МПС:

Занятия с использованием МПС;

Комплексные семинары;

Межпредметные конференции;

Различные формы внеклассной работы.

3. Йена-план-школа (П. Петерсен (1884 - 1952))

Целевые ориентации. Научить детей:

а) разговаривать друг с другом (диалог);

б) не бояться проявлять инициативу;

в) научиться критически смотреть, думать;

г) уважать других и другое вокруг себя;

д) хотеть быть честным и быть самим собой;

е) научиться сотрудничать.

Нужно: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».

Цель всех учебных занятий, - записано в плане школы, - создать звено между действительностью внутри и вокруг ребенка и учебой в классной ситуации.

Концептуальные особенности:

· Мировая ориентация, охватывающая все ближнее и дальнее окружение воспитанника, является тем, с чем знакомится ребенок, продвигаясь от познания непосредственного окружения ко все более и более отдаленному.

· То, что переживает ребенок в каждый момент своей жизни, и вся окружающая среда представляет собой единое целое. Разделение его на части - учебные предметы, которые изучаются учащимися, является структурой, изобретенной учеными.

· Ребенок часто перенимает что-либо быстрее от другого ребенка, чем от взрослого; их жизненные миры очень близки.

· Образование для Йена-план-школы выполняет обслуживающую функцию. Образование ставится на службу воспитанию.

· Стремление отказаться от систематического изучения наук, представленных учебными предметами, желание познавать мир в его единстве.

Особенности содержания. Йена-план-школа не опирается на предметы. Она стремится организовать и активизировать встречу детей с окружающей действительностью. Школа создает для этого жизненные и рабочие ситуации. Естественно, дети здесь учатся и читать, и писать, и считать, приобретают другие знания и умения.

Традиционная школа в основном от письменного и печатного слова идет к природе, к реальной жизни. Йена-план-школа - наоборот. Она идет от жизненных и рабочих ситуаций к их анализу, к изучению того, что дается в содержании разных учебных предметов, то есть совершается движение мысли от ситуаций, которые происходят в жизни, к конкретным учебным предметам, взятым в комплексе, интегрировано.

Особенности организации. В Йена-план-школе различаются следующие группы, в которых происходит взаимодействие и познание окружающего мира: а) школьная община; б) семейная группа; в) группа одного стола; г) уровневая группа; д) группа по выбору.

Школьная община включает всех, кто имеет отношение к школе: педагогов, администрацию, руководителей групп (это объединение нетрадиционного типа), детей и родителей.

Семейная группа. Это разновозрастная (гетерогенная) группа, и учебно-воспитательный процесс в ней происходит естественно и стихийно. Семейные группы находятся в школе и по возрастному признаку объединяются в младшие (4 - 6 лет); средние (6 - 9 лет); старшие группы (от 9 до 12 лет включительно).

В каждой группе ученик обучается в среднем три года, хотя по разным причинам могут быть отклонения. Для ребенка своя группа является основной, и в ней происходит то, что педагоги Йена-план-школы назвали: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».

Дети в этой группе различаются по возрасту, полу, уровню развития, темпам, одаренности, характеру. Такая неоднородность делает возможным естественный учебный процесс. В такой семейной группе может иметь место такая же естественная манера обучения, как и в се-мье: в ней старший ребенок учит чему-либо младшего и наоборот.

Приходя в группу в качестве младшего, ребенок начинает «снизу». Другие дети дольше находятся в этой группе. Они больше знают и умеют: они самостоятельно владеют навыками, проще проявляют инициативу, отвечают за ход дел в группе и т.п. младший еще во всем зависим от них. Они принимают его в свою группу.

Когда он становится средним по воз-расту, он замечает по новым детям, что продвинулся вперед. Он менее зависим и помнит о своем положении в самом начале.

Когда он становится старшим в группе, то достигает большей самостоятельности, имеет больше возможности для самоопределения. Но, достигнув этого уровня, ребенок переходит в следующую группу, и весь процесс начинается сначала: там он опять окажется в положении младшего, менее самостоятельного в новых условиях; но он уже знает, что может вырасти, и видит по другим детям, что это действительно происходит.

Благодаря семейным группам исключается второгодничество. При необходимости можно продлить время пребывания в группе. Возможно и наоборот: укороченный период, когда ребенок быстрее развивается во всех областях знаний и практической деятельности.

Группы одного стола отличаются своей гетерогенностью: в них объединяются младшие, средние и старшие дети одной семейной группы. Благодаря этому они могут лучше учиться друг у друга, помогая и сотрудничая.

Уровневые группы представляют собой организационное средство, делающее возможным одновременное обучение больших групп детей: в них ведется объяснение для детей, которые в одинаковой степени владеют материалом.

Группа по выбору возникает, когда детям на основе их интересов предоставляется возможность в течение определенного периода принять участие в какой-то конкретной работе или каком-то деле.

Йена-план-школа - модель школы демократического типа, в которой дети и взрослые, родители и педагоги составляют единую семью.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие интеграции и межпредметных связей в обучении младших школьников. Программа кубановедения для начальных классов, разработанная для оценки уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования. Пути установления межпредметных связей.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Межпредметная интеграция в школьном образовании как педагогическая проблема. Межпредметные задачи на основе принципов устойчивого развития как условие межпредметной интеграции на уроках математики. Обучение математике в условиях межпредметной интеграции.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2016

    Социальная обусловленность развития идеи межпредметных связей. История развития идеи межпредметных связей. Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии. Описание ситуации по применению межпредметных связей в школах на сегодняшний день.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Основные функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования. Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 на основе интеграции основного и дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Развитие идей межпредметных связей в истории образования и проблема содержательного и процессуального их пересмотра. Существенная роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении физики, химии и биологии взаимосвязей между предметами.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2009

    Сложности, возникающие при попытках интеграции предметов гуманитарного цикла. Необходимость, и вместе с тем, невозможность прямой интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция по ключевым моментам как наиболее реальный вид интеграции предметов.

    реферат , добавлен 02.12.2014

    Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Интеграция искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла. Диагностика музыкального восприятия школьников и методика его развития на основе интеграции искусств.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2013

    Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений. Разработка образовательной модели. Новый организационно-экономический механизм. Эффективность реализации инноваций в образовательных учреждениях.

    реферат , добавлен 11.10.2015

    Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей, их влияние на состав и структуру учебных предметов. Анализ использования межпредметных связей из опыта работы учителя на уроках ботаники, зоологии, анатомии, внеклассных мероприятиях.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Понятие, функции и виды системы инклюзивного образования, его экономические и финансовые компоненты. Анализ подходов к организации инклюзивного образования в России. Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.