Завистливые люди: как себя с ними вести

Почему люди завистливые и злые, а? Что делать если и на работе завистливый человек? Отвечу на эти вопросы специально для читателей «Популярно о здоровье». К сожалению, есть люди, которые не могут радоваться счастью и успехам других. При этом завистниками могут стать не только сослуживцы на рабочем месте, а даже самые близкие люди.

Во-первых, зависть - это желание человека иметь то, что с избытком есть у другого. Во-вторых, завистник желает зла для человека и у него такое поведение, что если нет у меня, пусть и у тебя не будет. Завидовать можно по-разному: кто-то более красивый, более умный, более богатый, у кого-то лучшая должность, наличие детей и семьи и так далее.

Если человек завидует и одновременно желает зла, то это деструктивное чувство. Но также можно сказать, что если человек желает достичь таких же высот, которых достиг тот, кому он завидует, и при этом хорошо к нему относится, это наоборот, будет его подстегивать к достижению желаемого, но так бывает не часто, в основном завистник испытывает негативное чувство к более успешному товарищу, что плохо. Завистливые люди часто не радуются чужим успехам, они расценивают это как пинок для достижения успехов собственных.

Почему люди завидуют другим людям ?

Завистливость, как чувство, формируется в процессе воспитания еще в детстве. Конечно, родители желают детям только добра, но в силу своего незнания дают ребенку не правильное воспитание.

Зачастую зависть формируется за счет, казалось бы, простых фраз: "Посмотри, какая у Вали красивая картинка получилась, а ты что нарисовала?" И что при этом будет чувствовать ребенок? Наверное, он просто возненавидит Валю и захочет просто порвать ее картинку. Ей будет казаться, что ее меньше из-за этого любят. В результате постепенно будут взращиваться детские комплексы, которые обязательно проявятся во взрослой жизни.

Взрослые, когда сравнивают детей между, портят отношения между детьми, а также вселяют чувство неуверенности, страха, недоверия. Такой ребенок будет ощущать себя обделенным, обиженным, ему будет некомфортно.

Как распознать завистливого человека на работе ?

Обычно завистливого человека можно вычислить, и если на работе появился такой кадр, есть ряд признаков, по которым можно его определить. Например, у такого человека есть ненависть без каких-то объективных причин. Если вы такое заметили от своего коллеги, тут лучшим вариантом будет не идти на конфликтную ситуацию, а просто отпустить ее.

Еще одна черта завистливого сослуживца – это желание к постоянным сплетням. Кроме того, завистник будет говорить за спиной, у них мало мужества, чтобы пойти с человеком на какой-то прямой конфликт. Оружием против этого может являться откровенный разговор со сплетником.

Кроме того, завистливый человек просто будет летать на крыльях, если узнает, что поражение потерпел тот, к кому он испытывает завистливое чувство. От ошибок не застрахован никто. Умения и старательность постепенно вернут былые результаты, а завистливый человек останется там, где он и был. Не поддавайтесь негативу и смело двигайтесь вперед.

Завистники – это ближайшие конкуренты. Они всегда будут пытаться попадать с вами на один уровень, хотя вы просто, без оглядки на других, делаете свое дело. Не обращайте внимание на тех, кто сзади прожигает вас взглядом зависти, просто не оборачивайтесь и не имейте контакта с такими людьми. И еще – лучшее оружие против завидующих людей – это уверенность в себе, самообладание и чувство юмора.

Можно поговорить с тем, кто испытывает зависть к вам, объясните ему важность быть собой, что не стоит копировать другого. Можете восхититься успехом завистника, что даст ему уверенность. Если это сделать трудно и невозможно, тогда просто проявите терпение. Чаще зависть – это неуверенность в себе. Старайтесь хвалить того, кто завидует вам, пытайтесь отмечать его успехи.

Люди, которые завидуют – это самые несчастные в глубине души создания. Внутренний страх не дает им идти вперед. Если в ваших силах, то подумайте, чем можно помочь такому человеку, чтобы он стал более счастливым. Не тратьте свои силы на конфликтную ситуацию, не портите настроение.

Рекомендации будут такими. Постарайтесь ограничить время общения с ним до минимального. Завистливые злые люди не знают, сколько сил требуется для достижения успеха, поэтому можете рассказать им, сколько вы вложили сил, чтобы всего достичь. Возможно, собеседник убедится, что с неба на вас ничего не упало просто так, а нужно просто работать и достигать намеченных целей.

Наверное, многие слышали, что счастливым нужно быть тихо. Поэтому не рассказывайте об успехах и о хороших отношениях с супругом, всегда охраняйте свой мир, чтобы счастье было только вашим. Никогда не жалуйтесь на неудачи, так как это использует завистник против вас и не реагируйте на колкости. Будьте уверенными в себе и любите себя. Отпустите все прошлые негативные события. Живите сегодняшним днем, радуйтесь любым мелочам.

Можно найти амулет, который сохранит от злых завистников, сделайте это, например, просто приколите булавку, особенно, если вы верите в такие обереги, тогда это сработает и на психологическом уровне вам будет намного комфортнее себя чувствовать. Но лучше оберега - это доброе с любовью отношение к тому человеку, который испытывает к вам деструктивные завистливые эмоции, в результате такого поведения вы будете испытывать психологический комфорт.

Многие люди не могут радоваться за успехи других людей. В такие моменты в их душе возникает недоброе чувство, получившее название черная зависть. Энергетика завистника отрицательно влияет на ваш успех, но и её можно блокировать.

Для многих людей зависть стала привычным чувством. Завистники не могут порадоваться за успехи и победы окружающих. Ни один человек не застрахован как от появления такого завистника, так и от его негативной энергии, вплоть до сглаза. По мнению психологов и специалистов биоэнергетики, чувство зависти может быть по-настоящему опасным . Иногда мы не замечаем, что даже в нашем близком окружении может скрываться немало завистников. Именно поэтому необходимо узнать, как черная зависит влияет на тех, кому завидуют..

Почему возникает черная зависть

У каждого из нас хотя бы раз в жизни возникало чувство зависти. Психологи разделяют это эмоциональное чувство на конструктивное и деструктивное.

Конструктивная или «белая» зависть, не заставляет человека злиться или обижаться на того, кому повезло гораздо больше, чем ему. В этом случае само чувство зависти подталкивает нас на улучшение своих жизненных показателей. В такие моменты у каждого из нас возникает желание достичь больших успехов, обрести желаемое или хотя бы оказаться на одной ступени с успешными людьми.

Черная зависть относится к числу негативных чувств. Она возникает, когда человек не способен радоваться чужим успехам, и даже желает навредить ему. С энергетической точки зрение, его влияние подобно сглазу или неосознанной порче. Оно порождает негативные чувства и эмоции, влияние которых разрушает наше энергетическое поле .

В чем причины черной зависти

Главная причина появления черной зависти — заниженная самооценка. Когда человек замечает, что у другие стараются и могут достигать высот, у завистника возникает чувство, что его таланты, внешность или умственные способности далеки от идеальных. Нежелание развиваться и стремится к достижению своих целей заставляет человека окончательно разочароваться в собственной жизни. В этом случае человеку необходимо перестать анализировать чужую жизнь, и как можно скорее заняться.

Иногда причины зависти кроются в детстве. Если родители часто ругают ребенка из-за плохих оценок и ставят ему в пример отличников, со временем у него возникает мнение, что одноклассники намного умнее, чем он. В связи с этим у него возникают комплексы. Которые дают о себе знать уже в более сознательном возрасте. Вспоминая картины детства, человек постоянно будет думать, что его друзей или коллег получается достигать большего только благодаря умственным способностям. В последействии чего возникает черная зависть.

Когда человек завидует, он на подсознательном уровне сравнивает себя с тем, кому повезло гораздо больше, критерием сравнения являются понятия «хуже» и «лучше». Если кому-то повезло больше, чем завистнику, к нему приходит осознание, что он, в чем-то хуже другого. Однако этот критерий не имеет никакого значения, он всего лишь присутствует в вашей голове.

Влияние черной зависти на человека

Согласно психологии, зависть — это проявление слабости и неуверенности в себе. Во всех религиях мира это чувство относили к числу смертных грехов . Специалисты биоэнергетики сайта сайт утверждают, что это оно разрушает энергетическое поле и перекрывает поток здоровья человека, которому завидуют.

Рассказывая о своих успехах окружающим, многие люди не догадываются о том, на что способна человеческая зависть. Влияние черной зависти вы сможете заметит очень быстро. В первую очередь, она блокирует финансовые потоки, отпугивает удачу и притягивает неприятности. Это значит, что уже скоро вас будут преследовать неудачи в делах, на работе, ухудшиться финансовое положение и, возможно, появятся серьезные проблемы. Именно поэтому не стоит хвастаться своими успехами в жизни перед окружающими. Особенно это касается представительниц женского пола, которые не упустят момента, чтобы рассказать своим подругам о знакомстве с мужчиной, романтическом свидании или предстоящей свадьбе. Возможно вы сможете увидеть натянутую улыбку подруг и их фальшивую радость, но обернуться для вас это может настоящим крахом женского счастья.

Проявление зависти так же может отразиться на состоянии вашего здоровья. Вы можете заметить упадок сил, хандру, резкое снижение трудоспособности. Когда черная зависть исходит не от одного, а сразу от нескольких людей, возможно возникновении более серьезных заболеваний.

Не только внешние факторы, но и наши внутренние качества могут отразиться на состоянии здоровья. Некоторые черты характера не только отталкивают окружающих, но и приводят к серьезным заболеванием . Чтобы избежать неприятных последствий, постарайтесь избавиться от них как можно скорее. Желаем вам счастья и удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Эффектная подруга, стремительный карьерный рост коллеги, стабильное благополучие знакомого - все это может стать поводом для дискомфорта у некоторых людей. Пусть человек при этом не является особой мрачной и злобной, но чувство зависти посещает и самых лучших представителей общества.

Неприятие чужих успехов может обернуться настоящей бедой для завистника. В конечном итоге человек получит от судьбы такие неприятные, но вполне заслуженные сюрпризы:

  • Одиночество . Мало кому захочется иметь дело с брюзгой, которому не дает покоя чужое счастье и достаток. Таких людей обычно сторонятся или сводят общение с ними к минимуму.
  • Комплекс неполноценности . Пассивно наблюдая за чужой жизнью, завистник лишает себя возможности достойно прожить свою. Все это накладывает определенный отпечаток на его судьбу, создавая и культивируя всевозможные комплексы.
  • Вероятность правонарушения . Отрицательные эмоции часто опасны своими пагубными последствиями. Разрушающая сила зависти тянет за собой шлейф из злобы, агрессии и подлости, что может привести к антисоциальным действиям.
Озвученный финал говорит о том, что детально анализировать чужую жизнь не стоит. Лучше заняться самосовершенствованием, сведя на «нет» зависть к другим людям.

Основные причины зависти


Каждый человек индивидуален, поэтому поступки его будут основываться на врожденном темпераменте, складе характера с опорой на приобретенный опыт. Хронические неудачники и пессимисты мечтают обычно о том, чего катастрофически не хватает в их разнесчастной судьбе.

К основным причинам зависти с их стороны можно отнести такие жизненные аспекты:

  1. Здоровье . Вряд ли человеку с тяжелыми хроническими заболеваниями будет доставлять удовольствие общение с пышущим здоровьем знакомым. До предела ситуацию может накалить нетактичность такого друга, который станет систематически кичиться подобным преимуществом.
  2. Внешние данные . Лучшая подруга должна быть лысой и толстой. Шутки шутками, но львиная доля правды в этом высказывании есть. Особенно что касается представительниц прекрасного пола, которые плохо переносят конкуренцию в плане внешности. При остром желании нажить себе смертельного врага достаточно в лоб огорошить женщину нелестной оценкой ее фигуры или лица.
  3. Любовь . Одинокие люди (за исключением идейных холостяков) редко бывают счастливы, что может привести к разочарованию в жизни и озлобленности. Наблюдение за влюбленной семейной парой, у которой полный штиль и гармония в отношениях, - не лучшее времяпровождение для одиночек.
  4. Карьера . Успешный коллега всегда будет раздражающим фактором для менее удачливого конкурента. На фоне личных провалов на работе везение любимца Фортуны вызовет негодование и зависть у невезучих людей. Причем, даже если тот лучше работает, быстрее выполняет поручения и составляет сложные проекты, все равно он станет предметом для зависти. Ведь тот, кто завидует, не может повторить его действия.
  5. Благосостояние . Сложно искренне улыбаться богатому другу, когда тебя преследуют кредиторы и изматывает вечная нехватка денег. Случаи настоящей дружбы при таких обстоятельствах или просто хорошего отношения друг к другу крайне редки.
  6. Фортуна по жизни . Есть такая категория людей, которым постоянно везет. Найденный кошелек, полный крупных купюр, выигрышный билет в лотерее, прекрасная семья без громкого выяснения отношений - привычные обстоятельства для баловня судьбы. Такие люди иногда раздражают, потому что принимают подобные жизненные бонусы как ничем не примечательный и обыденный факт.

Обратите внимание! Психологи утверждают, что одна треть населения Земли - это завистливые люди. Следовательно, надо быть предельно внимательным к поведению тех, кто пытается войти в ближайшее окружение успешного человека.

Признаки завистливого человека


Многих людей интересует вопрос, как обезопасить себя от общения с завистником. Черная аура подобных индивидуумов может осложнить жизнь жертве мрачных помыслов.

Признаки зависти психологи характеризуют следующим образом:

  • Агрессивность или сарказм во время общения . Самодостаточный человек не будет попусту изливать желчь или атаковать собеседника язвительными фразами. Все это банальная зависть в самом худшем ее проявлении, когда кто-то пытается самоутвердиться за чужой счет.
  • Изменение в поведении знакомого после полосы везения у потенциальной жертвы зависти . Как ни печально это звучит, но друг познается как раз не в беде, а в радости. Посочувствовать могут многие, но ликовать по поводу чужих достижений способны единицы.
  • Странная реакция собеседника на рассказы об успехах . В этом случае завистник встретит радостные вести знакомого с ледяным равнодушием. Случается и такое, что реакция на подобные душевные излияния может быть крайне агрессивной. Данный выброс негатива с головой выдаст тайного недоброжелателя, общение с которым необходимо незамедлительно прекратить.
  • Копирование поведения другого человека . Люди, у которых все в порядке с самооценкой, никогда не будут подражать кому-либо. Кроме откровенного восхищения, за таким поведением может крыться черная зависть и злоба по отношению к везунчику.
Все эти признаки должны насторожить человека рассудительного и осторожного. Не стоит близко подпускать к себе тех, кто не ценит хорошего к себе отношения.

Разновидности зависти и их характеристика

Не всегда стоит бояться присутствия в своих мыслях зависти. Во-первых, нет в мире абсолютно безгрешных людей, потому что человеком часто управляют эмоции. Во-вторых, зависть тоже может быть разной по природе своего происхождения.

Проявления белой зависти


Конкуренция - одна из главных основополагающих прогресса общества. Каждый из нас мечтает быть успешным и любимым, что так характерно для человеческой натуры. Однако большое сомнение вызывает поведение человека, который, откровенно принижая свои качества, восхваляет конкурента.

Если соперничество не заводит людей в глухой угол, то это белая зависть в чистом виде. Бояться ее не надо, потому что она помогает стремиться к преодолению все новых высот. Нет ничего криминального в чувстве, которое не приводит к разрушению человеческой жизни.

Основные составляющие белой зависти выглядят следующим образом:

  1. Умение здраво сопоставлять личные и чужие возможности . В этой ситуации человек признает превосходство качеств другого над своими личными. Но не делает трагедию, понимая, что все мы разные.
  2. Способность радоваться успехам близких или коллег . Искреннее сопереживание, а также разделение положительных эмоций, пусть и хотелось бы оказаться на месте другого, показывают, что человек здраво подходит к ситуации. И пусть даже где-то глубоко в душе скребут кошки. Рано или поздно белая зависть посещает каждого из нас.
  3. Отсутствие дискомфорта после анализа своей жизни в сопоставлении с чужой . Да, кто-то живет лучше, кто-то хуже. Проанализировали, сделали выводы - и живем дальше.
Белая зависть - это здоровая конкуренция для приобретения большего опыта, поэтому корить себя за это чувство не стоит.

Проявления черной зависти


Некоторые психологи отрицают какую-либо классификацию такого понятия, как зависть. По их мнению, это чувство представлено исключительно в одном виде. Черная зависть - это то, чего должен избегать любой здравомыслящий человек. Ничего, кроме разрушения сущности индивидуума, она принести не может.

Тревожные признаки, по которым можно подразумевать у себя наличие описываемого чувства, выглядят таким образом:

  • Неприязнь, переходящая в ненависть к объекту зависти. Даже близкие друзья могут стать врагами просто потому, что одному больше везет по жизни.
  • Физические действия, которые наносят вред конкуренту. Если фраза «Так и хочется съездить по этой счастливой физиономии» стала родной и знакомой, пора начинать переживать.
  • Распространение лживой информации о человеке, который в чем-то превосходит завистника. Чтобы поднять свою репутацию, но не имея для этого каких-либо данных, завистник начинает оговаривать своего коллегу или близкого (довольно часто яркое проявление такого вида зависти можно наблюдать у детей).
Психологи рекомендуют не запускать механизм «черной души». Остановиться в проклятиях потом будет весьма проблематично, что однозначно не красит любого человека. Кроме того, завидовать всем и всему просто надоест, только вот рядом уже никого не останется. Ведь завистников никто не любит.

Как избавиться от зависти


Зависть - это душевное состояние, от которого нужно избавляться в обязательном порядке. Ненавидя весь мир, можно погрузиться в состояние затянувшейся депрессии.

Специалисты в области психологии дают следующие рекомендации, как избавиться от зависти:

  1. Устранение раздражающего фактора . Никто не советует терзать и пытаться физически устранить объект зависти. Просто иногда более успешный приятель хвастается достижениями, прекрасно зная о тяжелой полосе в жизни знакомого. Это чистой воды провокация, и от таких друзей необходимо избавляться. Нулевой позитив внесет в жизнь так же стройная женщина, которая отпускает колкости по поводу пышной фигуры подруги. Злобствуют и утверждаются за чужой счет убогие духом люди, которым не место в окружении успешного человека.
  2. Жесткий контроль над собственными эмоциями . В данном случае не нужно впадать в крайности, превращаясь в соляной столп без малейших проявлений чувств. Однако по максимуму следить за своим поведением настоятельно рекомендуется. Самоанализ - эффективное средство борьбы с таким неприятным фактором, как зависть.
  3. Постоянная работа над собой . Возможно, сосед или коллега безумно раздражают вечно сияющим лицом, когда у потенциального завистника на душе скребутся кошки. Следует помнить, что человек сам творит свою судьбу и никто не виноват в его проблемах. При первых удушающих симптомах зависти нужно все силы направить на то, чтобы стать самым лучшим во всем и всегда.
  4. Анализ чужой жизни . Копаться в чужом грязном белье недостойно уважающего себя человека. Со смаком обсуждать быт счастливчика - также не выход из ситуации. Однако включить логическое мышление не помешает никому. Иногда предлагаемые к ознакомлению рассказы о сытой и успешной жизни - не что иное, как банальная бравада тайного неудачника.
  5. Работа над собственной самооценкой . Опять же здесь важна золотая середина, чтобы избежать крайне негативных последствий. Мало кому будет нужно общение нытика с богатым прошлым в виде бед мирового масштаба. Однако самовлюбленный до обморока эгоист также может остаться в гордом и по праву заслуженном одиночестве. Все люди уникальны, поэтому сравнивать себя с кем-то - дело неблагодарное и бессмысленное.
  6. Переоценка жизненных приоритетов . Психология зависти - штука тонкая, но доступная практически любому обывателю. Возможно, человек просто не умеет ценить то, чем уже располагает. Только потеряв это в погоне за идеалом, завистник начинает понимать всю тщетность и пагубность таких попыток. Люби тех, кто рядом, и цени то, что дала судьба, - девиз успешных и самодостаточных людей.
  7. Насыщение жизни яркими событиями . Никто не предлагает прыгать с парашюта при явной боязни высоты или погружаться с аквалангом при неумении плавать. Настолько острые ощущения пусть станут уделом экстремалов при их явной тяге к опасностям. Просто необходимо максимально разнообразить свою жизнь, чтобы на такую мелочь, как зависть, не оставалось свободного времени.
  8. Медитация . От накопившихся негативных эмоций поможет избавиться этот вид релаксации. Всегда нужно уделять время себе, чтобы не стать впоследствии опасным для общества человеком. Располагающая музыка, погружение в состояние нирваны посодействуют очищению души от дурных помыслов.
  9. . Если уже скулы сводит от зависти к коллеге или знакомому, то это патология, и ее надо лечить.
В обратной ситуации, когда человек сам стал предметом откровенной зависти, действовать надо категорично. Лучшая защита - это нападение, поэтому не стоит хвастаться своими достижениями. В идеале можно попросить у тайного злопыхателя поддержки. Помочь он, естественно, не поможет, но задумается о целесообразности внимания к неудачнику.

Как избавиться от зависти - смотрите на видео:

Мы с вами разбирались. Надеюсь, помогло. Мне – точно помогло. Настало время «легализовать» зависть. Я лично встречала и встречаю людей, которые говорят, что никогда никому не завидовали и не завидуют. И я им верю. И думаю, что им повезло. Мне не так повезло 🙂 И я им завидую. Но уже – не очень.

Какое-то время я была уверена: «завидовать – это не про меня». Но, ох и увы, это оказалось не так. Зато после того, как я признала свою зависть , жить с ней стало гораздо проще. И да, её стало гораздо меньше. А жизнь, как говорится, стала легче и веселей.

Я предлагаю вам на собственном опыте проверить теорию парадоксальных изменений Арнольда Бейссера (она описывает исцеляющие механизмы психики человека): «Наиболее вероятно, что изменение может произойти, когда человек отказывается, по крайней мере, на секунду, от желания стать другим и старается быть тем, кто он есть». И я бы добавила: со всем тем, что у него есть. В том числе и с завистью.

Итак, чтобы понять, как избавиться от зависти , нужно сначала разобраться с тем, как она у вас проявляется. Чтобы преодолеть сопротивление вашей психики, предлагаю принять за основу такие вводные данные: с вами все ОК, если вы испытываете зависть . Вы не становитесь плохим человеком из-за этого. Зависть – одно из переживаний, которые вы проживаете. Попробуем от этого оттолкнуться.

  • считать себя «ничтожеством» (разной степени «ужасности») и страдать от этого (чаще всего не признаваясь себе ни в том, что считаете себя ничтожеством, ни в том, что завидуете)
  • считать, что зависть — это запрещённое постыдное переживание и бороться с ним, например, с помощью игры «белая зависть »
  • вообще не признавать, что у вас есть зависть, вытеснять её из сознания и все время сталкиваться с ощущением неясной тревоги и апатии
  • отчаянно обижаться на несправедливость мира, судьбы, вселенной или Бога (нужное подчеркнуть) с разнообразными вытекающими от такой обиды внутренними переживаниями и внешним поведением
  • разрушать себя самокритикой, иногда граничащей с «самоедством»
  • разрушать отношения с теми, кому завидуете
  • в крайних случаях продолжать строить козни разных степеней «пакостности» тем, кому завидуете и себе, «любимому»

Навигация по статье «Зависть: как избавиться от зависти?»

Как проявляется зависть. Почему люди завидуют

Клод Адриан Гельвеций, философ

Чтобы понять, узнать, как у вас проявляется зависть, рассмотрим наглядный пример. Для простоты объяснения, почему люди завидуют , я выбрала знакомый всем вариант отношений: две подруги, и у одной из них появляется новая кофточка. Вместо пресловутой кофточки (то есть предмета зависти – чему завидую), может быть, как вы понимаете, всё, что угодно:

  • материальное: жильё, машина, дача, страна, город или район проживания, ремонт на кухне, путешествия, телевизор, зарплата, бизнес…
  • нематериальное: внешность, муж, любовь, дети, друзья, семья, способности, таланты, должность, статус, круг общения…
  • даже духовное: степень духовности или «продвинутости», наличие альтруизма, обладание личностной свободой, масштаб личности… и даже «у него йога получается лучше» 🙂

Один мой приятель рассказывал, как обзавидовался на ретрите (духовные практики йоги, созерцания, осознания и т.п.). Его уровень духовности не был столь духовным, как у остальных. И, конечно, на месте подруги (то есть объекта зависти – кому завидую), тоже может быть кто угодно: от родственника (даже ближайшего), соседа или коллеги, вплоть до Билла Гейтса или «просветленного мастера».

Зависть, как любое человеческое переживание, проявляется в нас как человеческих существах на нескольких уровнях: уровень сознания (что думаю), уровень эмоций (что чувствую), уровень ощущений (что происходит в теле), уровень поведения (что делаю/не делаю).

Почему люди завидуют ? Какие есть стадии и формы зависти? Для человека, переживающего зависть, это не всегда очевидно, поэтому предлагаю вам пояснительную схему. Существуют 4 стадии зависти. Отличаются они друг от друга тем, как глубоко человек осознаёт свою зависть и как это осознавание ведёт его к удовлетворению собственных потребностей и к реализации ценностей, то есть, в конечном итоге, — к счастливой жизни, о которой так мечтает каждый завистник (и каждый человек). Для некоторых стадий есть варианты – в зависимости от степени зрелости личности человека и его собственных этических установок.

Вследствие осознания самого переживания зависти, люди испытывают те или иные эмоции и ведут себя тем или иным способом (то есть переживают зависть на разных уровнях). Каждый из переживающих зависть может находиться на любой из этих стадий, но если говорить о развитии самого переживания, то оно проходит путь от стадии «неосознанная зависть» к стадии «ценностно-ориентированная жизнь»

Чтобы понять, как избавиться от зависти лично вам, нужно сначала определить, на какой стадии вы находитесь. Помогут вам в этом описания каждой стадии с точки зрения уровней переживания: иногда легче признать за собой какие-то мысли, эмоции, ощущения и поведение, чем сразу сказать себе «я завидую». А без осознания зависти по-настоящему справиться с ней невозможно.

Так что вы можете просто читать описания, и, как только подумаете «А вот это похоже на меня», ставьте для себя пометку – возможно, именно так и проявляется ваша зависть, и тогда признание этого – шаг навстречу тому, как избавиться от зависти .

Сам алгоритм «избавления» я приведу в следующей статье. Но первый шаг — осознать, что вы завидуете, признать свою зависть — делается как раз на основе наблюдения собственной зависти на разных уровнях переживания.

Теперь посмотрим, как переживается зависть на каждой из этих стадий. Представьте, что у вас есть подруга, в общении с которой вы испытываете не только приятные эмоции (даже если вы думаете, что это – не зависть). Или вспомните любой случай, когда вы кому-то завидовали, или подозреваете, что завидовали. Определите для себя предмет зависти — в нашем пример это кофточка. И объект зависти: у нас — подруга. И понаблюдайте, что из описанного ниже подходит к вашим переживаниям.

Итак, ваша подруга пришла на встречу в обновке и говорит: «Посмотри, какую я себе купила кофточку!»


«Чего не слышишь, о том и не тужишь»

«На словах — сладость, а на сердце — зависть»

В голове (что думаю): «Классно ей… может себе позволить… я должна быть рада за неё … Тоже мне, нашла чему радоваться…»

В сердце (что чувствую): апатия, грусть, тревога

В теле (ощущения): астения (упадок сил), ком в горле, неприятные ощущения в области солнечного сплетения и сердца

В действии (что делаю): теряю интерес, скучаю, игнорирую, молчу, меняю тему, выражаю неискреннюю радость, льщу, жалею себя

Описание: если говорить простым языком, это стадия «чего-то хочу, но не понимаю, почему и чего хочу». Можем определить это так: зависть как неосознаваемое переживание, подавление непереносимого или непонятного возбуждения.

На этом этапе человек не осознаёт своих потребностей и целей, чувствует только смутное ощущение «что-то не так», которое возникло от вида чужого достижения, имущества, успеха, возможности, способностей, счастья.

Так как человек не понимает, откуда это ощущение, то силы идут не на достижение того, что он хочет, а на подавление зависти. Отсюда – апатия, астения и неосознаваемая тревога. Если долго находиться на этом уровне, то, как защита от зависти, может возникнуть депрессия.


«Берут завидки на чужие пожитки»

Он же «Охал дядя, на чужие достатки глядя»

В голове (что думаю): «Какая красивая… Я себе хуже купила… И ведь зарабатывает меньше меня… А вообще ей — как корове седло…Мне бы куда больше пошла…»

В сердце (что чувствую): злость на подругу, злость на судьбу, злость на себя, грусть, неосознаваемый стыд.

В теле (ощущения): повышенное сердцебиение, учащённое дыхание, покраснение кожи, напряжение в руках, напряжение в лицевых мышцах, ком в горле, неприятные ощущения в области солнечного сплетения и сердца.

В действии (что делаю): критикую, «перемываю ей кости» с другой подругой, обращаю внимание на недостатки, хвалюсь своей кофточкой, рассказываю, что кто-то купил на распродаже такую же китайскую точь в точь, не отличишь, за смешные деньги, выражаю при этом сочувствие, случайно (или не совсем) наношу вред предмету или объекту зависти, например, опрокидываю бокал с вином на подругу.

Описание: если говорить простым языком, это стадия «не знал, чего хочу – и вот оно, теперь знаю, но у меня этого нет, а у него есть, это – плохо и несправедливо». Можем определить это так: недостаточное осознавание зависти. Выражается оно в обесценивании достижений другого человека и своих собственных. Обесценивание может быть как психологическое, так и физическое (прямой ущерб).

Людям с сильными моральными запретами, которые не дают человеку выплеснуть свое раздражение на других, более присущи варианты направления злости на себя, остальным – на предмет или объект зависти.

Так как все силы заняты попытками справиться со своим раздражением, они не направляются на какую-либо продуктивную деятельность по удовлетворению своих потребностей и реализацию своих ценностей. Однако на этом уровне уже есть шанс задуматься о том, что это за потребности и ценности. Запомните этот момент: он пригодится нам, когда мы будем выяснять, что делать с завистью.

На этом уровне очень сильно ощущается «несправедливость мира»: «Почему у него есть, а у меня нет?! Так не должно быть!» Признание этой несправедливости делает очевидным невозможность достижения некоторых (или многих) вещей. А смириться с этой невозможностью человек не в силах. И тогда бывает легче уничтожить то, что есть у другого, чем смириться с тем, что этого никогда не будет у тебя.

Неосознаваемый стыд возникает от понимания нехватки чего-либо в своем внешнем или внутреннем мире: «Раз у меня этого нет, значит, со мной что-то не так. Я ущербен в этом. И это стыдно – быть таким».

На этом уровне существует несколько вариантов зависти. Отличаются они мыслями в голове и поведением, уровни эмоции и ощущений соответствуют уже описанным выше для этой стадии, однако они могут различаться интенсивностью переживаний.


«Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток»

«Не то плохо, что своя корова сдохла. Плохо, что у соседа жива»

В голове (что думаю): «А я что-то давно ничего не покупала себе… Но она-то чего выпендривается? Подумаешь, ну кофта — как кофта! Только и думает, что хвастаться… Конечно, мужика нет, вот и приходится себя хоть как-то успокаивать… А всё равно ничего ей не поможет…».

Описание: обесценивание чужого успеха, достижений, способностей, талантов. Возникает от смутной или явной убежденности в том, что сам человек не будет никогда обладать предметом зависти. Появляется переживание вины за то, что он сам не способен или не делает попыток добиться желаемого, и стыд за эту неспособность. Оно настолько сильно и болезненно, что его не хочется признавать и переживать.

И тогда один из способов справиться с этим: обесценить предмет зависти, доказать самому себе, что ничего хорошего в этом нет, например, заявив подруге, что её кофточка совсем не в тренде. Еще один способ называется «игра в изъян»: необходимо найти у объекта зависти области, которые не так хороши, и акцентировать на них внимание, например, сказав себе или третьему лицу, что у подруги ноги кривые.

Еще один способ справиться с такой завистью: «зелен виноград» — не обесценивать предмет или объект зависти, а обесценить потребность или ценность, которая за ними стоит. То есть доказать себе, что этого вовсе и не хочется, например, убедив себя, что я выше этого слепого поклонения моде. Обратный способ: «сладкий лимон» — обратить внимание на свои достижения и преувеличить их в сравнении с предметом зависти, по принципу «зато я умнее».

Причём, можно делать это как мысленно, в своем внутреннем монологе, так и вынося в реальное общение: с самим объектом зависти, или с другими людьми («перемыть косточки»). Такой способ на время снимает душевную боль, потому что делает предмет зависти не таким привлекательным, одновременно как бы оправдывает собственную бездеятельность и примеряет с «несправедливостью мира». Например, можно подумать или обсудить с другими: «А у неё-то ведь всё не так уж и хорошо».


«Не дал Бог ста рублёв, а пятьдесят не деньги»

«В чужих руках ломоть велик; а как нам достанется, мал покажется»

В голове (что думаю): «Вот всегда она может выбрать…. А у меня никогда так не получается… Я так радовалась своей новой кофточке, а тут она явилась: мне моя не нравится теперь совсем…Никогда не могу выбрать нормальную…»

Описание: обесценивание своего успеха, достижений, способностей, талантов. Возникает от убежденности, что я всегда должен быть лучше других. Поэтому любой успех другого человека — это мой личный проигрыш. Характерна для людей с перфекционизмом , у которых отсутствует внутреннее ощущение «достаточно хорошо», и людям с неустойчивой самооценкой (кстати, перфекционизм и неустойчивая самооценка — это стороны одной медали).

Как только у кого-то что-то оказывается лучше, это автоматически означает: то, что у меня есть – плохое. А так как люди со стратегией перфекционизма или с неустойчивой самооценкой приравнивают свои достижения к самоценности и «вычисляют» по ним свое собственное достоинство, то этот проигрыш бьёт в самую суть личности.

Если я думаю, что «я всегда во всем должен быть самым лучшим», то реальные или предполагаемые достижения других людей воспринимаются как угроза ценности моего «Я». И с таким трудом построенный на своих достижениях замок «я – хороший» получает разрушения разнообразной тяжести. И отражается это разной степенью болезненности для его хозяина.

Что особенно неприятно в этом варианте: такая зависть не насыщаемая. Потому что её источник — «ущербное» собственное достоинство. Всегда кто-то будет моложе, богаче, привлекательнее, талантливее, успешнее и т.д.: внешний мир будет поставлять предметы зависти постоянно. И каждый из них будет бить по собственному достоинству.

Иногда мы говорим, что зависть понижает самооценку. На самом деле наоборот: зависть выявляет проблемы в самооценке. У человека, который знает, что с ним всё в порядке, что он в целом равен другим людям, что он — полностью окей, независимо от того, чем он обладает из имущества, достижений и личных качеств, в случае сравнения с другими не возникает зависти.

Насколько будут серьезными разрушения, и выстоит ли замок самооценки, зависит от нескольких причин.

Первая: каким был удар артиллерии, то есть, какие ценности и потребности человека были задеты и как сильно. Например, в случае моего приятеля – задеты были ценность «духовное развитие» и потребность в самореализации. И здесь при небольшом ударе от замка может, например, отвалиться штукатурка, а может появиться и брешь в стене. Внутренне это переживается как душевная боль разной степени.

Вторая: на каком фундаменте выстроен замок. Если на плохо утрамбованном песке «я – недостаточно хорош», то он может зашататься, если на болоте «я – плохой», то частично «оплыть». А если замок «я – супер» построен на пропасти «я – ничтожество», то в сложных случаях он может рухнуть в эту пропасть, вплоть до развития у человека депрессии. И тогда мы имеем следующий вариант.

Вариант «Нарциссическая зависть»


«Себя изведу, а тебя дойму»

В голове (что думаю): «Я прилагаю огромные усилия для того, чтобы быть самой красивой… И вдруг являешься ты, в этой новой кофточке… Ты, которая ничего не сделала, чтобы получить такое… Ты не можешь быть лучше меня… Я докажу тебе это: я уничтожу тебя… Никто не может быть красивее меня…»

Описание: нарциссическая зависть. Не признается самим человеком совершенно, иначе такое признание может разрушить саму личность, внутренний стержень (заставит увидеть свое «ничтожество», что непереносимо). Ценность, на которую указывает предмет зависти, становится сверхценностью. Пропасть «я – ничтожество» очень глубока. Зависть может дойти до серьёзных проступков. Порча имущества, месть, тайные интриги. Или даже убийство.

Так как сама зависть не осознаётся, то на её месте ощущается постоянная тревога: угроза своему благополучию и положению, страх критики, страх неудачи, предвосхищение негативной оценки.

В качестве примера напомню вам легенду о Моцарте и Сальери. Кстати, историки музыки утверждают, что нет никаких доказательств того, что Сальери виновен в смерти Моцарта. Более того, некоторые современники композиторов превозносили человеческие качества Сальери и утверждали, что он и Моцарт уважали друг друга. И, конечно, у меня нет никаких сведений о самооценке Сальери и уровне его «нарциссической пропасти».

Я привожу эту недоказанную историю как расхожий пример мести из зависти. Пушкин свою маленькую трагедию «Моцарт и Сальери» поначалу так и хотел назвать: «Зависть». Имя Сальери со временем стало нарицательным. Несмотря на то, что участие Сальери в смерти Моцарта не доказано, существует даже психологический феномен, который получил название «Синдром Сальери».


«У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы его в воду»

«Господи, господи! Убей того до смерти, кто лучше нашего живет»

В голове (что думаю): «Пришла тут выпендриваться… Нечего думать, что ты лучше других… Я тебя поставлю на место… Будешь знать…»

Описание: чёрная зависть. Человек воспринимает успех другого как доказательство своего более низкого положения в мире (социуме). Зависть осознается как злость на другого, как явная несправедливость, которая должна быть исправлена.

Может выражаться в разрушении и устранении предмета зависти, объект зависти может обвиняться в создании проблем самому человеку. Появляется открытая или скрытая вредительская зависть. Эта зависть похожа на нарциссическую, но в основе имеет не желание «быть всем», а желание «владеть всем».

Уничтожение предмета или объекта зависти может быть символическим (ритуальным), психологическим (унижение или принижение, блокировка чужого успеха, благополучия, радости, дискредитация), физическим (разрушение, разорение), и фатально-биологическим (травмы, убийство). Такие действия часто говорят о несформированной внутренней этике и духовной самозащиты человека.


«Душа не принимает, а глаза всё больше просят»

«Завистливый по чужому счастью чахнет»

В голове (что думаю): «Ах, как я была бы счастлива, если бы у меня была такая же!!!»

В сердце (что чувствую): грусть, злость, тревога, страх неудачи

В теле (ощущения): возбуждение, напряжение

В действии (что делаю): стараюсь изо всех сил получить то же, что у другого, постоянное сравнение своих достижений с достижениями другого

Описание: зависть как погоня за призрачным счастьем – свои ценности не осознаются, но мотивация к действию есть. Главная ловушка здесь в том, что мы приравниваем на этот раз достижения человека к его счастью: «У него это есть, значит, он счастлив от этого, я тоже хочу быть счастлив, у меня тоже это должно быть, иначе я не буду счастлив».

И думаем, что если не достигнем того, что есть у другого, то не достигнем и своего счастья. И пытаемся добиться того же, что и у другого, но не становимся счастливее, потому что не понимаем, что хотим не этих достижений, а своего личного счастья. А из чего оно состоит, не знаем и не задумываемся. И тогда нам нужно всё больше и больше достижений, но мы оказываемся все дальше и дальше от счастья.

Мы, начиная гнаться за призрачным счастьем, попадаем в «крысиные бега»: бесконечно приобретаем на самом деле ненужное и неценное для нас для того, чтобы получить власть, или престиж, выиграть в конкуренции, или обрести привязанность и любовь других.

Здесь мы снова сталкиваемся с ощущением несправедливости мира. Особенно в случаях, когда «я так много делаю ради этого, а все равно я не счастлив, это несправедливо».

Богословы определяют зависть как «недовольство человека тем, что Бог сохранил что-либо за Собой или оделил другого человека чем-либо, чего завистник страстно желал бы для себя». А чего мы желаем больше всего для себя? Кончено, счастья. И здесь возникает огромная обида на Бога: Бог не дал мне счастья. А другому дал. Возможно, из-за этой обиды на Создателя, зависть и находится в списке смертных грехов человека?

В голове (что думаю): «Ух ты! Классно, что у неё это есть… Я тоже хочу такую… Надо ей комплимент сделать, чтобы не подумала, что завидую ей»

В сердце (что чувствую): грусть, радость, тревога.

В теле (ощущения): напряжение, облегчение, возбуждение.

В действии (что делаю): анализирую, ищу свое, ставлю цели, хвалю другого, разделяю с ним его радость, запрещаю себе огорчаться.

Описание: наконец зависть становится видимой самому человеку. Но само переживание зависти остается под запретом («завидовать — это стыдно»). Этот стыд ощущается человеком, но не признается, вытесняется. Кроме этого, сохраняется стыд по принципу «раз у меня этого нет, значит, со мной что-то не так, я ущербный». Этот стыд от наличия зависти и стыд от мыслей «со мной что-то не так» очень сложно переживать.

Поэтому нужно «обелить себя»: например, назвать это переживание «белая зависть », чтобы не было так мучительно стыдно. И придумать, например, такой афоризм: «белая зависть — это желать того чего у тебя нет, а у другого есть, а чёрная — это желать тому, у кого есть, чтоб у него этого не было». То есть убедить себя, что я на самом деле не завидую, что со мной всё хорошо, что я хороший, ведь я никому не желаю зла.

На этом уровне начинается погоня за настоящим счастьем: в моей жизни не возникает или не происходит что-то важное для меня, чего я жажду, что мне необходимо. Человек начинает осознавать свои ценности, появляется мотивация к действию. Вроде бы, звучит это хорошо, но внутри остается червячок стыда, который напоминает человеку, что с ним что-то не так, но что – не понятно.

Есть большая разница между стадией «белая зависть» и просто желанием что-то иметь, которое возникает от наблюдения чего-либо у другого человека. Во втором случае не возникает этот червячок неосознаваемого стыда за то, что у меня этого нет. Человек узнаёт, чего именно у него нет, сравнивает со своими ценностями и потребностями: нужно ли мне это, или это намекает мне о чем-то другом, чего у меня пока что нет.

Если это ему необходимо – ставится цель «иметь это» и планируются способы достижения. И в случае, если человек не сможет этого достигнуть, у него не возникает стыд за то, что «раз я не смог, значит, со мной что-то не так, я – не полноценный». У него появится печаль от мыслей: «Я не смог этого достигнуть, но со мной всё ОК, я – ценный и достойный независимо от своих достижений и качеств».

В голове (что думаю): «Классная кофта… О, а вот и кольнула зависть… Ну, привет, зависть… Я тебя не боюсь… Я тебя не стыжусь… Спасибо, что показала то, чего я хочу… и что я пока что стыжусь того, что у меня этого нет…»

В сердце (что чувствую): стыд, радость, воодушевление, восхищение, предвкушение.

В теле (ощущения): подъём энергии, переживание радости.

В действии (что делаю): выражаю радость за другого, строю планы, ищу способы реализации.

Описание: человек осознает свою зависть. Признает её и прощает себя за неё. Осознаёт, что именно стоит за предметом зависти, то есть, на какие ценности и потребности указывает этот предмет. Может сравнить это со своими ценностями и потребностями. Может отличить, когда это не его ценности и потребности, а удар по его собственному достоинству. Может научиться не приравнивать свою ценность как личности к своим достижениям, признавать свою безусловную ценность, со всеми своими достоинствами и ограничениями.

Когда человек привыкнет осознавать свои ценности, он может научиться выстраивать ценностно-ориентированную жизнь: жить исходя из своих потребностей и ценностей, искать свой жизненный путь, принимать ответственность за него и идти по нему. Со временем, если ему удастся отделить свою личностную ценность от своих достижений и качеств, зависть пропадёт, и человек будет жить ценностно-ориентированную жизнь без переживания зависти.

В зависти, среди прочего, заложена и любовь к справедливости.

Уильям Хэзлитт, писатель

Зависть – это акт сравнения. А точнее, это АД сравнения. Что-то у другого человека привлекает мое внимание. Я замечаю это, оно возбуждает мой интерес: «Ценно ли мне это, интересно ли оно мне?» Затем я сравниваю то, что есть у другого, с тем, что есть у меня. Я предвосхищаю радость от обладания объектом, преимущества от применения способностей, удовольствие от получения нового опыта. И на этом этапе у меня могут возникнуть:

  • безразличие: «Для меня это не ценно, мне всё равно, есть это у кого-то, или нет»
  • радость за другого человека: «Для меня это ценно, я рад, что это есть у него»
  • предвосхищение радости: «Для меня это ценно, у меня тоже может быть так»
  • печаль: «Для меня это ценно, мне жаль, что у меня этого нет»
  • угнетённость: «Для меня это ценно, у меня этого никогда не будет»
  • стыд: «Для меня это ценно, мне стыдно , что у меня этого нет, что я этого не достиг, а раз этого нет у меня, значит, я – ущербный»
  • злость: «Для меня это ценно, это неправильно и несправедливо, что у него это есть, а у меня – нет»

Могут быть и другие мысли, которые ведут к этим же эмоциям. Почему люди завидуют ? Почему кто-то сворачивает на шоссе радости, а кого-то упорно тянет брести по дороге зависти? При описании стадий и вариантов зависти я уже говорила об этом. Теперь сведём все вместе.

Дело в том, что сравниваем мы на самом деле не то, что является предметом зависти: не кофточку, не машину, квартиру, способности, возможности, любовь и т.п. Сравниваем мы свое состояние «счастья» с предполагаемым состоянием «счастья» другого человека.

Человек на первых уровнях зависти всегда попадает в эту ловушку. Он не примеряет предмет зависти на себя: «буду ли я счастлив, если я буду это иметь?» На первых уровнях он не понимает ценности этого для себя. Он думает не «буду ли я счастлив, имея это», а «у него это есть, он счастлив, значит, если у меня будет это, я буду счастлив».

И если человек делает вывод «он счастливее меня» — то всё, он попал в лабиринт зависти. Теперь предмет зависти будет водить его в нём, как ориентир призрачного счастья.

Но это еще не всё. Следом может возникнуть мысль: «Раз у меня этого нет, значит, со мной что-то не так, я какой-то не такой, я ущербный». Затем человек может сделать вывод: «У меня этого нет, может быть, у меня никогда этого не будет, мне не дали это, это несправедливо».

С каждой новой мыслью человек все глубже погружается в спираль зависти, со всеми вытекающими из неё эмоциями и физическими состояниями, и в поведение, следующее за этим.

Почему люди завидуют? Что же является основными причинами зависти? Вера в справедливость мира и в свою неполноценность.

Мы не рождаемся и не живём равными: у каждого из нас свой набор генов, и они не равноценны, мы рождаемся с разной внешностью, с разными способностями, в разных семьях, в разных местностях, в разных странах.

Со временем мы начинаем это понимать. Мы начинаем смотреть вокруг и удивляться: почему я такой, а он – другой? Почему у него это есть, а у меня – нет? Почему кому-то что-то достается, а мне – нет? Почему кто-то может чего-то достичь, а я – нет?

Мир делит нас на красивых и некрасивых, на худых и толстых, на высоких и низких, на отличников и троечников, на застенчивых и общительных, на умных и глупых, на удачливых и неудачников, на бедных и богатых, на здоровых и не очень, на полноценных и «ограниченных в возможностях».

К посланиям мира добавляются послания тех, кто нас должен любить и принимать такими, какие мы есть, но кто сам себя такими не принимает и не может дать нам такого принятия.

Но ребёнок не может критично отнестись ни к несправедливости мира, ни к посланиям взрослых. Он принимает на веру то, что транслирует ему мир о нём самом. И формирует в себе ощущение неполноценности, глубинное убеждение и веру: «Со мной что-то не так», «Я – недостаточно хороший», «Я – плохой», «Я – ужасный».

И именно эта вера о себе составит в дальнейшем его самооценку. И тут тоже проявляется несправедливость мира: потому что у кого-то формируются такие убеждения, а у кого-то — другие: «Со мной все ОК», «Я ценен на 100% и достоин любви», «Я – хороший».

А затем ребёнок начинает сравнивать себя с другими. И в этом нет ничего плохого. Сравнение – это всего лишь инструмент, который помогает нам ориентироваться в мире. Но вслед за сравнением он делает выводы и оценивает ситуацию и себя. И если вывод не в его пользу, то это то мгновение, в которое и появляется зависть.

И если в этот момент мы будем упорствовать в том, что мир должен быть справедлив, и винить себя за то, что мы не можем быть такими же, как другие, если мы будем страдать из-за своей неполноценности, то из сетей зависти мы не выберемся никогда.

Как именно зависть проявляется мы рассмотрели выше. И человек будет попадать в неё снова и снова, пока не разберётся с основными причинами: не признает, что мир несправедлив, но что, несмотря на это, он сам может считать и чувствовать себя абсолютно и безусловно ценным (и в этом равным другим), и стремиться к своему собственному, уникальному, настоящему счастью, проживать свою уникальную жизнь. Как и все, кто есть еще в этом мире. Мы с Вами рассмотрели, почему люди завидуют, а в следующей статье мы выясним, как избавиться от зависти .

Если у Вас возникли вопросы по статье:

Психоанализ о зависти

Нарциссизм

Людей, ни разу не испытавших зависть, не существует. Однако, открыто сказать другому, что ты завидуешь, может далеко не каждый. Зависть –одно из самых отвергаемых чувств в нашем обществе.

Чувства – это то, что переживается нами внутри. Но чувства сегодня вообще не в чести, и многие разучились их распознавать и дифференцировать.

Слово «зависть» в русском языке возникло от слова «видеть» . Предполагается, что возникло оно на основе представления о дурном глазе. Многие современные люди, особенно россияне, до сих пор не расстаются с магическим представлением о мире, свойственным нашим предкам в племенных сообществах.

Философский словарь дает следующее определение зависти:

Зависть – это порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его – чистейшая выдумка и т. д.

В отличие от философии в психоанализе не существует категорий «хороших» и «плохих» чувств.

Чувства – это то, что есть, как, скажем восприятие запаха или цвета – разного запаха и разного цвета. Можно, конечно, сказать, что черный цвет хороший, а коричневый плохой, но мы так не думаем. Чувства- это то, чем мы отзываемся на разные раздражители, приходящие из мира или изнутри, и они, конечно, могут быть разными.

В русском языке зависть бывает разноцветная – черная и белая. Черная зависть – это желание обладать чем-то, что принадлежит другому, но с оттенком злобы, досады. А вот белая зависть – это желание обладать тем же, что у него есть, но при этом с оттенком восхищения что ли.

Но всегда ли чувство зависти – порок, который надо скрывать от других? Независимо от цвета, чувство зависти может помогать человеку достигать успеха. Без чувства зависти невозможно испытывать его противоположность — чувство благодарность.

Те, кто не умеют как следует завидовать, не могут отдавать должное достижениям другого человека и его поступкам, не смогут испытать благодарность.

Зависть - это очень ранняя, неизбежная и неутолимая сила внутри человека, которая заставляет завистливого человека реагировать на свое окружение определенным образом. У кого-то все равно есть что-то, что лучше, чем у меня, и это неизбежная правда жизни.

Чем лучше обращаться с завистником, тем хуже он становится. Это последнее наблюдение особенно важно, потому что оно неоднократно подтверждалось данными психопатологии. Чем больше кто-либо стремится избавить завистливого человека от фиктивной причины его зависти, даря ему подарки и оказывая услуги, тем в большей степени этот кто-то демонстрирует свое превосходство и подчеркивает, как дешево ему обходятся подарки, которые он делает. Даже если бы этот человек отдал завистнику все свое имущество, такое доказательство благородства унизило бы его, и он бы перенес свою зависть с имущества человека на его личные качества: и если бы объект зависти поднял завистника до своего уровня, тот бы нисколько не обрадовался такому искусственно установленному равенству. Он бы стал снова завидовать, во-первых, личным качествам своего благодетеля, а во-вторых, тому, что в условиях равенства его благодетель сохраняет память о своем прошлом материальном превосходстве.


Самый большой вред завистливый человек причиняет сам себе. Зависть — это деструктивное, бесплодное и крайне болезненное душевное состояние, которое причиняет страдание человеку.

Социолог Гельмут Шок именует зависть «базовой антропологической категорией». Степень, в которой зависть является социальной, т.е. необходимостью, направленной на кого-то другого формой поведения, хорошо видна из того, что в отсутствие других завистник не имел бы возможности завидовать. Однако, как правило, он явно отвергает любые взаимоотношения с тем, кому он завидует. Любовь, дружелюбие, восхищение - такое отношение к человеку включает ожидание взаимности и признания, оно стремится установить какую-нибудь связь. Завистнику не нужно ничего из этого: кроме исключительных случаев, он не хочет, чтобы объект его зависти, с которым - при наличии такой возможности - он не вступал бы ни в какие отношения, признал его завистником. Чистый акт зависти можно описать таким образом: чем более интенсивно и пристально внимание завистника к другому человеку, тем больше он замыкается в жалости к самому себе.

Никто не может завидовать, не зная объекта зависти или, по крайней мере, не представляя себе его; однако, в отличие от других типов эмоциональных отношений между людьми, завистник не может ожидать взаимности. Он не хочет, чтобы ему завидовали в ответ.

Завистник не очень заинтересован в том, чтобы что-либо ценное перешло из собственности того, кому он завидует, в его собственность. Он хотел бы, чтобы другого ограбили, лишили имущества, раздели, унизили, чтобы ему причинили боль, но он практически никогда не представляет себе в подробностях, как он мог бы завладеть состоянием другого.

Завистник в чистом виде - не вор и не мошенник по отношению к объекту зависти. Кроме того, там, где зависть вызывают личные качества другого человека, его квалификация или репутация, вопрос о краже не может возникнуть; завистник может, однако, лелеять надежду, чтобы другой человек потерял свой голос, свои способности виртуоза, красоту или честь.

Мотивы для зависти и стимулы, вызывающие это чувство, повсеместны, и интенсивность зависти больше зависит не от размера стимула, а от социального неравенства завистника итого, кому завидуют.а личностная зрелость, которая позволяет человеку победить в себе зависть, как представляется, достигается не везде и не всегда. Завистник, который должен каким-то образом примириться с проявлениями неравенства в его жизни, и объект его зависти, когда он пытается не обращать внимания на завистника (оба этих процесса иногда могут одновременно протекать внутри одной и той же личности), будут использовать религиозные убеждения, идеологии, пословицы и т.п., стремясь редуцировать власть зависти и тем самым позволить обычной жизни продолжаться с минимальным уровнем трения и конфликтов.

Нередко зависть оказывается столь продолжительной и интенсивной, а ее влияние на человека столь привораживающим, что невольно напрашивается сравнение зависти со страстью, не имеющей ничего общего с любовью, но родственной таким разрушающим страстям, как ненависть.

На протяжении всей истории, на всех стадиях культурного развития, в большинстве языков и в чрезвычайно сильно отличающихся друг от друга обществах люди сознавали наличие фундаментальной проблемы их существования и дали ей специальные названия: зависть и чувство того, кто является ее объектом.


Зависть - это энергия, которая находится в центре жизни человека в качестве существа социального; она возникает, как только два индивида начинают сравнивать себя друг с другом.

Это стремление завистливо сравнивать себя с другими можно найти и у некоторых животных, но у человека оно приобрело специальное значение. Человек - завистливое существо, и он был бы не способен построить социальные системы, к которым сегодня принадлежим все мы, если бы не социальные запреты, активизируемые внутри объекта его зависти.


Если бы мы не были вынуждены постоянно учитывать зависть других людей к чрезмерному удовольствию, которое накапливается у нас по мере отклонения от социальной нормы, «социальный контроль» не мог бы существовать.

Завистливого человека всегда призывают стыдиться. Однако его существование, или вера в его вездесущность, в то же время всегда вызывало достаточно латентного страха перед мнением других людей, чтобы обеспечить эволюцию системы социального контроля и поддержания баланса.

Хотя некоторые современные психологические школы практически вычеркнули слово «зависть» из своего словаря, как если бы она просто не существовала в качестве первичного источника мотивации, доступные нам, психоаналитикам, свидетельства не оставляют сомнений в ее универсальности.

Психоанализ утверждает, что восприимчивость к зависти гораздо больше свойственна человеку, чем любому другому животному. Главной причиной этого является длительное детство, которое гораздо дольше, чем детство животного, и подвергает человека испытанию беспомощбностью и внутрисемейной братской зависти.


Зависть – одно из базовых чувств, которое появляется у человека практически с самого рождения и к 3-х летнему возрасту оно полностью сформировано.

То есть испытывать зависть нормально согласно нашей человеческой природе, это данная нам человеческой природой неизбежность.

Мелани Кляйн (британский психоаналитик) дала следующее определение зависти: «Злое чувство из-за того, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым – завистливый импульс состоит в том, чтобы отобрать и испортить это». Завистливый человек не всегда хочет фактически обладать тем, что имеет другой. Он хочет отнять у него собственность из-за удовольствия, которое другой человек от нее получает.

То есть по сути, зависть возникает к чужому удовольствию из-за неспособности испытывать собственное.

Помните сказку о Белоснежке, когда ее мачеха позавидовала красоте и юности своей падчерицы и в итоге решила уничтожить ее. В этой сказке есть отголоски зависти матери к собственной дочери, а дочери во многих ситуациях очень боятся зависти матери по отношению к ним. Истоки такого страха лежат в том, что когда-то маленькие девочки сами испытывали зависть к материнской красоте, всемогуществу.

Если в детстве ребенка отвергали, отталкивали, не любили, то у него просто не было удовлетворяющих ощущений, а отсутствие собственного удовольствия может вызывать зависть к способности получать удовольствие другим человеком. Несчастье, депривация усиливают зависть, потому что чем больше твоих потребностей не удовлетворено, тем больше враждебности направлено на того, кому сейчас лучше.

И в конце – главный вывод о том, как справиться с завистью. Не отрицайте ее, дайте ей право на жизнь, ведь без нее невозможна ваша социализация и стремление к новым достижениям.
И главное – научитесь получать удовольствие от собственной жизни! Удовольствие другого – главный источник нашей зависти, а собственное удовольствие – главный показатель того, что завидовать будут нам.