Занятие собака друг человека в старшей группе. Конспект комплексного занятия во второй младшей группе. Знакомство с собакой. Дидактическая игра «Накорми собаку косточками»

Привет! Ну, начнем, пожалуй 🙂 Это мое первое тематическое занятие с ребенком на тему животных, которое я провела со своей доченькой. На момент занятий дочке было полтора года, дочку зовут Алиной. Я назвала это занятие «Собачка» и разбила на несколько частей, чтобы не перегружать ни ребенка, ни читателя. Поскольку сегодня мы изучали, как собачка выглядит и как она «разговаривает», я назвала первый день - «собачий лай». Итак, приступим.

Для занятий мне понадобилось несколько карточек с изображением собак. Попытаюсь изложить, как это происходило у меня.

Показываю карточку собаки малышу со словами: «Это собачка, гав-гав» (у нас получается «ау-ау»)

После этого даю дочери карточку в руки, что бы она потрогала и посмотрела внимательно. «Это собачка гав-гав». Прошу повторить название, спрашиваю: «Где собачка?», (ребенок должен показать пальчиком на собачку) но моя не показывает, беру ее пальчик в свои руки и показываю им на картинку.

Убираю картинку – прячу ее со словами «Ай, пропала собачка!». Неожиданно достаю картинку и снова называю, что на ней нарисовано — «это собачка, гав, гав!». Повторяю несколько раз, прячу и достаю, причем прячу картинку в разные места: за спиной, под платочек, под стол, стул и т.д. Ей начинает нравиться 🙂

Говорят, лучше всего ребенок в год запоминает слова, сказанные в яркой эмоциональной ситуации. Ситуация внезапного появления и исчезновения картинки и является такой ситуацией.

Разбавляю наше занятие стишком:

В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу -
Гав, гав, гав!

Когда собака «лает», она раскрывает «пасть», для этого слегка развожу пальцы, изображающие собачью морду. Теперь сажусь на стул, беру в руки собаку игрушечную:

Вот на стуле я сижу
И собачку я держу
Я собачку ставлю на пол (ставлю собачку на пол, глажу ее)
Дай, собачка, Алине лапу
Вот собачка подошла, (подношу собачку к ребенку)
Алине лапку подала

Продолжаю занятие: — Посмотри, кто к нам пришел! Это собачка Жучка, она говорит гав-гав, здравствуй, Алиночка. Алина, теперь ты поздоровайся с собачкой. Ответь ей, гав – гав. Ребенок на меня смотрит с интересом, но слегка в недоумении 🙂

Можно поставить звуковое сопровождение — песенку «Собачка» М.Раухвергера. И тут у нас разыгрался целый спектакль Поем песенку:

К нам пришла собачка,
Умная собачка,
С детками играет,
Очень громко лает.

Тут мы привлекаем папу 🙂 Да, тематические занятия с детьми неплохо было бы проводить вместе с обоими родителями. А то папам может показаться, что мамы занимаются ерундой. Собачка шутливо лает на папу, он у нас убегает, затем она лает на Алину, она смеется, а должна убегать 🙂 При желании, сцену можно повторять несколько раз, пока вам или ребенку не надоест. Нас хватило раза на три 🙂
— Доча, смотри какая хорошая собачка. Я ее глажу. Вот так глажу собачку. Алина, подойди, погладь собачку. Вот, как собачка ходит: топ-топ. Алина, покажи, как собачка ходит? Даю собачку в руки, она не берет, я рукой ребенка передвигаю собачку, приговаривая: “Топ-топ-топ. Вот как собачка ходит, побежала, побежала”. Двигаю собачку быстрее и прячу за спину. “Нет собачки. Где собачка? Нет собачки, убежала”. Лаю, как собачка — «Ав! Ав!» и снова показываю игрушку, а затем оживленно говорю: “Вот собачка. Как она лает? Гав-гав”. Снова прячем собачку и по новой.

Тут у меня еще понаписано в черновиках листа на два, но, для первого раза хватит, думаю. Вообще, занятие с ребенком — это довольно длительный процесс в теории, как вы понимаете. А на практике, ребенок отвлекается на что-нибудь другое и ваше занятие превращается из тематического занятия с ребенком в тематическое занятие с самим собой 🙂
Я разобью это занятие на тему собачек на несколько постов. Иначе, получается слишком много букв.

В следующей части занятия мы займемся поделками и сделаем пальчиковую собачку. А пока всё, вам спасибо, что прочли, надеюсь, было хоть немного интересно 🙂

Собака – друг человека

Цели праздника:

познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека, «профессиями» собак;

Воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним, желание оказать помощь обездоленным собакам;

развивать любознательность, внимательность.

Оборудование:

рисунки с изображением разных пород собак;

открытки, календари, таблицы с фотографиями собак;

выставка книг о собаках;

мини-сочинения детей о собаках;

выставка детских игрушек-собачек;

компьютер и диск «Ребятам о зверятах»;

магнитофон и фонограммы песен о собаках.

Предварительная работа:

за 2-3 недели до проведения праздника поручить учащимся собирать материал «Всё о собаках»: картинки, литературный и исторический материал; нарисовать собаку любой породы; написать сочинение о своем псе; принести в класс игрушечных собачек.

Оформление доски :

Ход праздника.

Чтец.

Есть японское поверье,

Сказка, проще говоря:

Собрались однажды звери

Выбирать себе царя.

Собрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Мчались просто во весь дух.

Стали выть, мяукать, лаять,

Спор и крики до зари:

Все хотят друг другом править,

Все хотят попасть в цари.

Подрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Шерсть летит, летит и пух!

Но с небес на это строго

Посмотрел японский бог

И сказал: «Пора, ей-богу,

Прекратить переполох!»

Будут править каждый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

И не спорить больше тут!

И пошли царить по кругу,

Соблюдая календарь,

Звери, птицы – все друг другу

Друг, товарищ, брат и царь.

Встали в дружный хоровод

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Встали вместе в общий круг!

Учитель. О тгадайте загадку:

С хозяином дружит,

Ему верно служит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Дети. Собака.

Учитель. Правильно. Именно ей, собаке - другу человека, мы посвятим наш сегодняшний праздник.

Вот уже двадцать веков существует нерасторжимый союз собаки и человека.

1-й вед. Собака – верный и преданный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно.

2-й вед. Первобытный человек постоянно боролся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, что не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Прошли тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека.

1-й вед. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивать дичь, приносить ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

Щенка кормили молоком,

Что б он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком,

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пес.

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал, когда начнут игру,

Когда зажгут костер.

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем,

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо,

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

(Агния Барто)

Учитель. Много сил, знаний и упорства потребовалось от человека, чтобы создать столько непохожих друг на друга собак, которые существуют сегодня. Как вы думаете, сколько пород собак выведено в мире?

Сегодня на Земле насчитывается более 400 пород наших четвероногих друзей . И год от года их становится все больше и больше. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка – волка.

1-й вед. Собаки… Сколько их, какие они разные! Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше 500 г. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг.

2-й вед. Есть длинноногие, а есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком.

1-й вед . Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья.

2-й вед. Самые верные, потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо. Есть собаки охотничьи, есть служебные и есть декоративные.

1-й вед. Охотничьи помогают людям на охоте, и у каждой собаки своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по-разному.

2-й вед. Фокстерьеры и таксы выгоняют зверей из нор. Лайки отыскивают добычу и облаивают ее, задерживают, пока не подоспеет охотник. А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие с громким лаем преследуют зверя. А каких еще охотничьих собак вы знаете? (Русская борзая, спаниель.) Предлагаю вам посмотреть фильм. (Учебный фильм о породах собак)

Учитель. А вот и первое задание для вас.

Конкурс «Кто больше?»

За одну минуту надо написать как можно больше пород собак. За каждую названную породу начисляется по одному баллу.

А для остальных ребят загадки.

Пока жюри подводит итоги, послушайте немного грустное, но очень трогательное стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге»:

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Прощай, брат! Хоть жаль мне,

Не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся за гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то,

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружи из пасти открытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А в сердце – чистейшей породы!

Учитель. Прав поэт. Даже непородистая собака может быть верной и преданной своему хозяину. Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей. Никогда не предадите своего друга. Мы с вами всегда должны помнить слова замечательного писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Слово жюри.

1-й вед. Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники узнают о приближении нарушителей. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

2-й вед. (читает) «Пограничники обходили границу. Вдруг собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у нее встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привел пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашел трех нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши. Их связали и повели на заставу.

1-й вед. Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка – гроза для всех нарушителей закона.

«Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операциях. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений. Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в теплом питомнике как почетного пенсионера. После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда в фильме кличка собаки – Мухтар, а называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящен многим розыскным собакам.

Учитель. Ребята, вы любите мультфильмы и художественные фильмы. Объявляется второй конкурс

Конкурс «Телевизионный»

Надо назвать за три минуты фильмы или мультфильмы, в которых участвуют собаки. Задание понятно? Начали!

Наш праздник продолжается. Но как-то праздник не похож на праздник без песен! Может быть, споем? Какие песни, в которых говорится про собак, вы знаете?

(«Пропала собака», «Мой щенок», «Огромный Собачий Секрет», «Песня про собаку», «Не дразните собак» и т.д.). Исполняется одна из песен.

Пока жюри подводит итоги 2-го конкурса, послушайте стихотворение.

Я не зря глаза таращу,

Я давно хочу узнать,

Как овчаркой настоящей

Поскорее можно стать.

Чтобы уши не болтались,

Чтобы стал послушен хвост,

Чтобы сразу догадались,

Как умен я и не прост.

Чтобы взяли на границу,

Чтоб в дозоре я лежал.

Долго мне еще учиться?

Очень долго? Очень жаль.

Слово жюри.

2-й вед. Собака облегчает тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или по его жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару направо и налево, гнать ее в заданном направлении, предупреждает лаем о приближении людей, диких зверей. Наиболее подходящими для такой службы являются восточноевропейская и южнорусская овчарки – колли, а для пастьбы северных оленей – лайки.

1-й вед. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелегкий боевой путь. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Носили пакеты с донесениями, медикаментами, в частности, бинты к раненым. Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков.

2-й вед. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, туда на разведку поднялась собака Лайка. Это было 3 ноября 1957 года. В этот день на орбиту, на высоту немногим меньше 2-х тысяч километров, был выведен второй советский спутник, имевший массу 508 кг. Лайка была в космосе 7 суток.

Учитель. Немало прошло лет с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришел к человеку, да с ним и остался. Собака стала надежным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней. А теперь внимание – третий конкурс.

Конкурс «Поговорок»

Игроки получают конверт, в котором находится 5 разрезанных на части русских поговорок. Надо правильно собрать их за 5 минут. Каждая правильно собранная поговорка дает 1 балл, плюс 1 балл за быстроту.

А для остальных ребят игра «Угадай-ка»

  1. Ребенок любой собаки, 5 букв. (Щенок)
  2. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя, 6 букв. (Гончая)
  3. Порода служебной собаки, любящая детей и спорт, 6 букв. (Боксер)

Охотничья собака, 5 букв. (Такса)

Жюри подводит итоги конкурса, а мы послушаем стихотворение С.Михалкова «Мой щенок».

Слово жюри.

1-й вед. Благодаря великолепному чутью собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Человеку, потерявшему зрение, собака заменяет глаза, приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых под Москвой имеет специальную школу, в которой обучают собак-поводырей.

2-й вед. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже находится памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.

В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. Псу по кличке Верный есть памятник в Италлии. 14 лет каждый вечер этот пес ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла.

Учитель. Поэты пишут, что собаки, как и дети, мечтают совершить подвиги, хотят быстрее вырасти и так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

Вот послушайте:

Два года прожил водолаз

И вдруг подумал мрачно,

Что никого еще не спас,

Что жизнь его не удалась,

Сложилась неудачно.

А сколько раз в геройских снах

Он плыл в стремительных волнах,

Нырял бесстрашно в глубину,

Искал на дне, со дна тянул.

И сколько раз, ах, сколько раз

Ему спасенный лапу тряс!

А там, в толпе, на берегу,

Кричали все об этом:

«Я за медалью побегу!»,

«Я сообщу в газету!».

Но просыпался каждый раз

На этом месте водолаз.

Учитель. Четвертый конкурс посвящен занятиям собак и называется

Конкурс «Профессиональный»

Нужно вспомнить и написать все возможные варианты «профессий» собак. Каждая «профессия» дает возможность получить по одному баллу.

Пока команды работают, послушайте стихотворение .

Четвероногие друзья!

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде –

Надежные, примерные,

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные.

За коляской с гордым видом

Дог шагает не спеша.

Никому не даст в обиду

Эта «няня малыша»

Уронив свой автомат,

Стонет раненный солдат,

Но с аптечкою овчарка

Быстро-быстро подползла.

Та овчарка-санитарка

Много раненых спасла.

А вот ныряльщик-пес.

В воде он проявляет выучку.

И если человек в беде,

Всегда придет на выручку.

Вот таежная ищейка!

Лишь зверька отыщет след,

И ему в любой лазейке

От нее не скрыться, нет!

А у кедра вдруг залает,

Стойку сделает она,

И уже охотник знает –

Белка ей вверху видна.

По две в ряд бегут собаки,

Нарты легкие скрипят.

Тундра стонет в снежном мраке,

В теплых чумах люди спят.

А во мгле полярной ночи

Раздается хриплый лай:

К дальним чумам едет почта –

Эй, каюр, не засыпай!

В двух шагах легла граница,

Край родной земли, взгляни!

Шорох ветки, крики птицы!

Здесь обманчивы они.

Лишь Джульбарс

В том каждом звуке

Разберется до конца.

Он недаром отдан в руки

Пограничника-бойца.

На Джульбарсе шерсть лоснится,

А по виду с волком схож.

Нарушителя границы

Встреча с ним бросает в дрожь.

Спешит могучий сенбернар

К вершине перевала.

Там снежный прогремел обвал,

Метель отбушевала…

На помощь человек зовет,

Он там погибнуть может,

Но сенбернар его найдет,

В беде ему поможет.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахара кусочек,

Но труд артиста – ох, несладкий!

Собаки способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка! Правильно!

Наша российская лайка!

Учитель. Да, где только не приходится трудиться собакам!

Жюри подводит итоги, а я хочу обратить ваше внимание на эту выставку рисунков. Особенно хочется отметить работы…

Слово жюри.

Учитель. Да, собакам человек уделяет немало внимания: стихи, песни, литературные произведения, памятники. Собак рисуют известные художники. Вот, например, картина Решетникова «Опять двойка» (показать репродукцию): мальчик пришел из школы, и его встречает собака.

В нашем пятом конкурсе вам не придется вспоминать картины, надо нарисовать собаку «по частям».

Конкурс «Художественный»

Приглашаются по 4 человека от команды. 1-й рисует туловище, 2-й – голову, 3-й – лапы, 4-й – хвост.

Чей рисунок будет иметь больше сходства с собакой, та команда может получить 5 баллов.

Учитель. Мы много сказали о породах собак. Но почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, чаще окружают нас.

Многие из вас, ребята, имеют собак, очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают. О своих любимцах написали небольшие сочинения …

А те, кто не имеет собак, принесли в класс свои любимые игрушки – собачек разных мастей и размеров. Вот, посмотрите…

Слово жюри…

1-й вед. Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку и неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних эти мечты сбываются, у других – нет.

2-й вед. Итак, что же такое – собака? Собака – верный друг и помощник человека. Если вы решили завести собаку, помните: собака – не игрушка. Она требует заботы, времени и средств. Щенок, пока не вырастет, требует массу внимания. Бесчеловечно взять щенка, а затем, когда надоест с ним возиться, выбросить его на улицу. Собаку нужно любить! Вот, послушайте…

Где стояла конура

Посреди двора,

Снега белого гора

Выросла с утра.

В глубине большой горы

Крепко спит Трезор.

Нет ни хода, ни норы

Из горы во двор.

Снится, бедному, в снегу

Суп и колбаса…

За лопатой побегу –

Откопаю пса!

Учитель. О том, какие бывают собаки, как ухаживать за собаками есть много книг «домашние животные», «Собаки», «Энциклопедия» и т.д. Обратитесь в школьную библиотеку, и вам подберут там книги о собаках.

А мы проведем сейчас викторину. Успеха всем!

«Собачья викторина»

  1. Кто лаял на слона?
  2. Как звали собаку Мальвины?
  3. Как звали собаку Малыша?
  4. Какой породы был Артемон?
  5. Автор рассказа «Каштанка»
  6. Как звали собачку, тянувшую репку?
  7. Кличка собаки из мультфильма «Трое из Простоквашино»
  8. Как звали собаку, которую топил Герасим?
  9. Назовите автора рассказа «Муму».
  10. Как звали пса Элли из сказки «Волшебник изумрудного города»?
  11. Кто автор рассказа «Белый пудель»?
  12. Как звали собаку Электроника?
  13. Какой породы была собака Электроника?
  14. Кто написал рассказ «Бобик в гостях у Барбоса»?
  15. Назовите кличку щенка, оставленного без присмотра, из стихотворения С.Михалкова.
  16. Какой породы собака президента В.В.Путина?
  17. Как ее зовут?

Учитель. Наш праздник подошел к концу. Жюри подвело итоги. Предоставим ему слово.

А закончить праздник хочется стихами.

Если меркнет свет в окошке,

На душе скребутся кошки,

Кто сумеет нам помочь?

Кто прогонит кошек прочь?

Это знает всякий, это не слова:

Преданней собаки нету существа.

Преданней собаки, ласковей собаки,

Веселей собаки нету существа!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Породы собак:

Лайка, немецкая овчарка, бульдог, дог, английский бульдог, французский бульдог, доберман, колли, такса, водолаз, американский кокер-спаниель, русский кокер-спаниель, английский кокер-спаниель, сенбернар, ньюфаундленд, пекинес, шелти, ризеншнауцер, мопс, гончая, русская борзая, афганская борзая, пудель, болонка, чау-чау, ротвейлер, боксер, ирландский сеттер, мастиф, терьер, эрдельтерьер, бультерьер, фокстерьер, скотч-терьер, лабрадор, левретка, чихуахуа, шитцу и др.

Кинофильмы:

«Белый Бим Черное ухо», «Пограничный пес Алый», «Ко мне, Мухтар!», «Приключения Электроника», «Приключения Буратино», «Бетховен», «Пес Барбос и необычный кросс», «Трудный ребенок –2», «На пути домой», «Маска», «Наполеон», «Белый пудель», «Комиссар Рекс», «Трое в лодке, не считая собаки», «Собачье сердце», «101 долматинец», «Шла собака по роялю», «Собачья работа» и др.

Мультфильмы:

«Голубой щенок», «Бобик в гостях у Барбоса», «Трое из Простоквашино», «Пес в сапогах», «Каштанка», «Бременские музыканты», «Котенок по имени Гав», «Том и Джерри», «Волшебник изумрудного города», «Бюро находок», «Белолобый», «Муму», «Скуби Ду», «Малыш и Карлсон», «Репка», «Лев и собачка», «Рукавичка», «Барбос и Жулька» и др.

Поговорки:

  1. На охоту ехать - собак кормить.
  1. Маленькая собачка до старости щенок.
  1. Собаки лают, а караван идет.
  1. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
  1. Как собака на сене: и не ест, и другим не дает.

Профессии:

Сторож, поводырь, охотник, циркач, космонавт, геолог, аквалангист, санитар, альпинист, сапер, пограничник, спасатель, перевозчик, спортсмен, боец, проводник, пастух, сыщик, артист, таможенник.

Загадки

  • Подстрижен «львом». Нам ним хохочут:

Ах, Артемон, что за повадки!

В награду – сахара кусочек,

Но труд артиста, ох, несладкий. (Пудель)

  • В горах беда случится с вами –

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, метель, мороз

На помощь людям добрый пес. (Сенбернар)

  • Стадо овечье собаке послушно,

Врагов отгоняет помощник пастуший.

Кидаются серые волки в кусты,

От страха поджав по-овечьи хвосты. (Волкодав)

  • Вперед! Сомнений больше нет!

Настроен пес решительно.

Сперва взяла собака след,

А следом – нарушителя. (Овчарка)

  • Лисы в норы забрались,

Норы узкие у лис.

Но для узких, длинных нор

Есть и пес как на подбор. (Такса)

  • Сперва в Шотландии жил пес,

Густою шерстью там оброс.

Он смелый, добрый, гордый,

С веселой длинной мордой. (Колли)

  • Заденет землю брюхом

И каждым длинным ухом.

Но за болотной дичью

Он бегает отлично. (Бассет)

  • Несутся собаки тропой ледяной:

Выносливость, сила в упряжке одной.

Верней, чем собака не сыщете друга,

Особенно в зоне Полярного круга. (Лайка)

  • По росту явно не колосс

Английский кривоногий пес.

В нем нет особой прелести,

Зато стальные челюсти. (Бульдог)

  • В разное время у разных народов

Собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умеют немногие,

Как наши российские псы быстроногие. (Русская гончая)

Стихи (отрывки).

Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!

(И.А.Крылов. «Слон и Моська»)

Смотала старушка

Клубок из чулок,

А пудель тихонько

Клубок уволок.

(С.Я.Маршак «Пудель»)

Есть школа в Москве

Эта школа зовется

Школой служебного

Собаководства.

(Э.Н.Успенский. «Про собак»)

Я сегодня сбилась с ног-

У меня пропал щенок.

(С.В.Михалков. «Мой щенок»)

Над нашей квартирой

Собака живет.

Лает собака

И спать не дает.

(Э.Н.Успенский. «Над нашей квартирой»)

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая – Вот компания какая!

(С.В.Михалков. «Песенка друзей»)

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

(С.Я.Маршак. «Багаж»)

В лесочке над речкой,

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

(Б.В.Заходер. «Собачкины огорчения»)

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

(С.В.Михалков. «Важный совет»)

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

(А.Л.Барто. «Уехали»)

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

(Э.Н.Успенский. «Память»)

На дверях висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

(С.В.Михалков. «Трезор»)

Нет, я не волк и не лиса.

Вы приезжайте к нам в леса,

И там увидите вы пса –

Воинственного динго.

(С.Я.Маршак. «Собака Динго»)

В одном селе

Один Барбос

Залаял на Луну.

Не так уж сильно этот пес

Нарушил тишину.

(Б.В.Заходер. «Барбосы»)

Шавка очень громко лает,

Шавка очень твердо знает:

Тот, кто громче скажет «гав», -

Тот всегда и будет прав! (Б.В.Заходер. «Шавка»)

Один щенок был одинок,

Бродил он неприкаянно.

И наконец решил щенок:

Найду себе хозяина!

(А.Л.Барто «Он был совсем один»)

На белый снег взглянул щенок

И ничего понять не смог:

Откуда столько белых мух

Набилось к нам на двор?

А может это птичий пух
Летит через забор?

(Л.Дьяконов. «Щенок и снег»)

Над косточкой сидит бульдог,

Привязанный в столбу.

Подходит таксик маленький

С морщинками на лбу.

(Д.Хармс. «Бульдог и таксик»)

Задирает Вовка нос:

У него отличный пес.

Родословная в порядке –

Не какой-нибудь барбос.

(А.Пресман. «Мой щенок»)

В нашем доме знают взрослые и дети

То, что я теперь счастливей всех на свете:

У меня на зависть всем собаководам

Есть собака удивительной породы.

(П.Синявский. «Мой щенок»)

Литература.

  1. Газета «Начальная школа», 2005 г, №23
  1. Доброрука Л.И. Собаки, Москва, 1989.
  1. Журнал «Досуг в школе», 2002 г., №3.
  1. Журнал «Мурзилка», 1989 г, №11.
  1. Журнал «Начальная школа», 2000 г, №12.
  1. Книга рекордов Гиннеса.
  1. Никулина Т.Н., Чеснокова Ж.А. Декоративные собаки.
  1. Русские пословицы и поговорки (под ред. В.Аникина), Москва, 1988.
  1. Русский фольклор. Москва, 1990.

ЗАНЯТИЕ «СОБАКИ»

Цель: Познакомить и расширить представление о собаках.

Задачи образовательные : Закреплять понятие о домашних и бездомных животных. Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними и бездомными собаками.

Задачи развивающие: Развивать у детей понимание к состоянию и поведению животных. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием. Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными.

Задачи воспитательные . Воспитывать милосердие, сочувствие бездомным животным. Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.

Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Тип занятия: фронтальное.

Формы работы учащихся - фронтальная, работа в группе.

Место проведения. Кабинет начальных классов.

Продолжительность занятия. 35 минут.

Материально-техническое обеспечение. Презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2007, отпечатаны задания для каждой команды и индивидуальные задания.

Методическое и дидактическое обеспечение урока. Раскраски, карточки индивидуальные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.

Ребята, мы сегодня с вами проведем необычный урок здоровья! Он интересный, познавательный, и я думаю что будет очень насыщенный! Ну, что начнем?! А начнем мы с загадки:

Я верный человека друг. Имею множество заслуг. На цепь привязан во дворе. Зимою сплю я в конуре. Охочусь с другом на волков. Пасу на пастбище коров. Бегу по тундре вековой в упряжке, снежною зимой. Я в мире лучшая служака. Кто я? Ты угадал - (Собака)

Правильно собака!!! Это и есть наша тема урока!!! (слайд №1).

А скажите-ка мне собака это какое животное? Дикое или домашнее? А почему вы так решили? Правильно- за ними ухаживает человек. (слайд№2).

Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад , когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка . Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку . Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

А в дикой природе у собак остались родственники : серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Все собаки являются обладателями больших и острых клыков .

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы: (слайд №3)

    охотничьи;

    служебные;

    декоративные.

Лайки , разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника (слайд №4). А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка . Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью (слайд №5). Которые помогают им охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии. Ротвейлер , благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. А еще есть Собаки-канистерапевты работают в детских домах и в домах престарелых, они делают жизнь людей ярче. Собаки помогают людям преодолевать физические недуги, но они лечат не только тело, но и душу.

А декоративные собаки (слайд № 6) названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

У собак очень много профессий . (слайд№7)

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга ! (слайд №8).

Сейчас мне очень хочется вас проверить, а хорошо ли вы слушали меня!? Предлагаю вам по очереди выйти к доске и определить какая из собак относиться к определенной группе собак. (На доске висят картинки разных собак с разными видами деятельности. Задача ребят определить в какой столбик картинку повесить).

А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?

Что случилось потом? Почему щенок остался один?

Как переживал щенок расставание с ребятами?

Чем закончилась история с щенком?

Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?

Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили .

Но не всегда так бывает (слайд№9). Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков. По нашему городу Воркуте бегают сотни бездомных собак.

Скажите, почему так много на улицах бездомных собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия . Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают собак, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, и они их выгоняют из дома. Некоторые собаки умираю от тоски и предательства, а некоторые становятся злыми. Опасна ли бездомная собака? (слайд№10)

Так же как и человек, собака может иметь как хорошее настроение, так и плохое, может быть настроена агрессивно в отношении людей, а может быть вполне добродушна.

Поэтому каждому человеку просто необходимо знать некоторые правила поведения, как с чужими собаками, так и со своим домашним псом. И как себя вести, если собака напала на вас или собирается это сделать.

Правила поведения с собаками (слайд №11).

1. Никогда не следует приближаться к незнакомой собаке.

2. Ни в коем случае не убегайте от чужой собаки, а тем более с криком.

3. При приближении к вам незнакомой собаки, остановитесь и замрите, постарайтесь успокоиться. Собаки хорошо чувствуют человеческий страх, и это может придать ей еще больше агрессии.

4. Старайтесь не смотреть собаке в глаза.

5. Когда собака спит, ест или находится со щенками, то никогда не тревожьте ее.

Как действовать при нападении собаки
1.
Повернитесь лицом к нападающей собаке. Для защиты используйте зонтик, рюкзак, пакет, одновременно отступая к укрытию (забору, дому) спиной и зовите на помощь окружающих.
2. Запомните, что можно защититься от укуса собаки правильным расположением рук.
3. Если собака сбила вас с ног, упадите на живот и закройте руками шею. Помните, что болевыми точками у собаки является нос, пах и язык.

Как действовать при укусе собаки 1. Промойте рану перекисью водорода или обильным количеством воды, окружность раны смажьте йодом, наложите чистую повязку.
2. Обязательно обратитесь в больницу для получения помощи.

Итог урока.

В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на экран (Слайд№12). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Собака – живое существо, которое нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?

(Ответы детей.)

Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

(Ответы детей.)

Что нужно делать, если вы встретили бездомную собаку?

(Ответы детей.)

А сейчас давайте посмотрим веселый ролик про животных.

ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ

Для того, чтобы общение с окружающими доставляло нам радость, надо запомнить определённые правила поведения.

1.Если хочешь погладить собаку или просто пообщаться с ней или с хозяином, ВСЕГДА спросите разрешения хозяина. Это разрешение дисциплинирует и собаку и хозяина, и гладящего.
2.Никогда нельзя смотреть собаке в глаза долго, пристальным взглядом. Это вызывает агрессию, так как собака (да и человек в аналогичной ситуации) начинает "меряться силами" - это на собачьем языке стойка перед боем.
3.Проходя - проходи. Не обращайте внимания на проходящую мимо собаку. Никогда не подходите намеренно к незнакомой собаке. Не потому, что она укусит, а потому, что Вы с ней не знакомы. Мы же не подходим сразу к человеку, даже если он нам нравится, и не трогаем его руками. Всегда помните, что собака, как и Вы, может заниматься своим делом и вовсе не желать с Вами общаться, даже если собака хорошо воспитана и от природы доброжелательна.
4. ЕСЛИ ВЫ БОИТЕСЬ СОБАК (так тоже бывает) просто обойдите. Когда видите собаку, которую вывели без поводка, издали предупредите владельца собаки о том, что Вы боитесь собак. Либо хозяин возьмет свою собаку на поводок, либо придется Вам самим отойти в сторону и подождать, пока человек с собакой пройдут мимо. Нельзя суетиться и торопливо собирать игрушки, чтобы собака не заинтересовалась происходящим.
Избегайте мест традиционного выгула собак.
5.Нельзя вести себя агрессивно (независимо от присутствия собаки), махать перед чьим либо носом руками, кричать, бросать в кого - либо предметы, резко трогать, пугать, гнать, подходить близко или протягивать руку. Этим Вы оскорбляете присутствующих и можете спровоцировать агрессию как людей, так и собак, которые очень тонко чувствуют ситуацию.

6.Если проходящая мимо собака тянется понюхать, не делайте резких движений - она Вас "рассматривает". У собак слабое зрение. Они "видят " носом.

7.Если собака заинтересовалась каким-то предметом в Ваших руках, не поднимайте руки вверх! - собака не возьмет чужой предмет, если не решит, что ее приглашают к игре.

8. Не проявляйте повышенного интереса к щенкам, чтобы не вызвать в них желания пообщаться.
Вы ведь уйдете, а это предательство.

ГУЛЯ АБДЛАХАТОВА
Конспект познавательного занятия «Собака-друг человека». Старшая группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31. Челябинской области г. Копеска.

Конспект занятия – путешествия по познанию окружающего мира в старшей группе «Собака – друг человека »

Воспитатель : Абдлахатова Гульсина Сибагатулловна

Интеграция образовательных областей : «коммуникация» , «социализация» , «познание » , «художественное творчество» .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цели :

познакомить детей с жизнью собак и их видами .

Развивать познавательную активность ;

Задачи : воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

Оборудование :

Фотографии с изображениями разных пород собак .

Раскраски с изображением собаки .

Словарная работа : высокогорный, поводырь, обоняние, одичавшие.

Предварительная работа : чтение стихотворений и рассказов о собаках , беседы о верности собак человеку .

Работа с родителями : предложить родителям принести фотографии своих собак (у кого есть, придумать вместе с ребёнком сказку про собаку .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, я сегодня утром посмотрела тревожные новости по телевизору. В одном городе нашей страны случился пожар. Пострадали люди, но их успели спасти пожарные и их помощники-собаки .

Воспитатель. Ребята отгадайте загадки :

1) Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака )

2) Скажите. Почему мой друг

Спит без подушки,

Ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад -

Хвостом виляет?

Н. Пикулёва (Собака )

II Основная часть.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить? Дети. Мы будем говорить о собаках .

Воспитатель. Очень давно собаки живут рядом с человеком . Собака – верный помощник человека с древних времён . Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно. Первобытный человек жил в пещере и постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху и незнакомому звуку : не подкрадывается ли зверь, враг? А собака слышит то , чего не слышит человек , чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию . Особенно она чутка ночью : ведь в прошлом собака была ночным хищником. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал верным другом человека . Человек приручил собаку сторожить дом – пещеру, лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек , рядом с ним – собака - верный друг . Уникальный нюх собаки это ее главный инструмент, с его помощью она легко находит людей потерявшихся в лесу и оказавшихся под завалами в результате обрушения зданий и во время пожара. Такие собаки называются спасатели.

Воспитатель. Ребята давайте посмотрим фотографии с изображением разных пород собак .

Сенбернар. Еще 300 лет назад обитатели высокогорного монастыря Сен-Бернар использовали собак (впоследствии их назвали сенбернарами) для поиска попавших под снежную лавину людей. Одной из таких собак был сенбернар по имени Барри. Сенбернар Барри спас 40 человек .

Ньюфаундленд по имени Мас помогала спасать утопающих людей.

Самая большая радость для собаки -спасателя - обнаружить живое существо, пусть даже своего кровного врага - кошку.

Физкультминутка.

Воспитатель. Ребята давайте поиграем, попробуем изобразить кошку.

Вот окошко распахнулось. (Руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (Имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (Повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз. (Присесть)

Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим, какие же ещё собаки бывают . Спаниель.

Спаниель. Заливаясь, лаем звонким,

Сам с собой устроил гонки.

И мелькает вдоль полянки

Длинноухая ушанка.

То - под кустик, То - под ель

Быстрый, шустрый спаниель.

Ротвейлер.

Ротвейлер

Он горд и спокоен, уверен, отважен.

Он рядом с хозяином шествует важно.

Ему для солидности - толстый портфель бы.

Узнали? Конечно же, это ротвейлер.

Чау-чау. С лилово-синим языком

Он всем и каждому знаком,

Мохнат, задумчив, чуть печален

Любимчик общий, чау-чау.

Воспитатель. Ребята, есть у собак что-то общее ?

Дети. Да, у собак есть шерсть , нюх. Собаки любят бегать и играть. Они верные друзья человека .

Воспитатель. Ребята, собаки не только спасатели , но и помощники человека . Они перевозят различные грузы.

Собака помогает найти преступника по запаху.

Собаки - поводыри – не просто друзья для своих хозяев. Это их глаза, уши, они видят этот мир благодаря своим питомцам.

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за собакой ? Дети. У собаки должно быть своё место, где она спит. Место должно быть чистое. У собаки должна быть миска для воды и еды. С собакой нужно гулять .

Воспитатель. Правильно, а ещё Необходимо иметь предметы ухода : расчёски, щётку, ошейник и поводок, намордник. Ребята, если вы когда-нибудь захотите завести собаку , сначала изучите правила содержания, кормления, ухода за животным.

Говорят, что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. Как вы это понимаете?

Воспитатель. К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, а потом безжалостно выбрасывают его на улицу. Человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным. Плата за предательство человека – одичавшие и опасные своры собак . Ребята, помните : мы в ответе за тех, кого приручили.

IV. Итог занятия .

Воспитатель. Что интересного узнали на занятии ?

Чему оно научило вас?

Дети. Нужно помнить о тех, кто рядом с нами, кто нуждается в нашей заботе.

Воспитатель. Ребята, у меня в руке раскраски с изображением собак , раскрасьте их. (Дети выбирают одну раскраску по желанию и раскрашивают) .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Собака - друг человека» для детей средней группы ЦЕЛЬ: продолжать объяснять детям,что контакты с животными иногда могут быть опасными. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с новыми породами собак.

Конспект познавательного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) «Знакомый незнакомец апельсин» (старшая группа) Цель: формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Задачи: расширить представления детей о составляющих.

Демченко Елена Конспект тематической прогулки (совместная деятельность) Тема: Познавательно-развлекательная прогулка с собакой, живущей.

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Собака-друг человека» Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме «Собака - друг человека». Реализация содержания программы в образовательных.

Тема занятия «Собака со щенятами»

Программное содержание . Закрепить знания детей о кошке с котятами. Познакомить с собакой и щенятами, их отличительными особенностями: собака большая, у нее есть голова, хвост, лапы. Щенки - маленькие. Собака сторожит дом, помогает хозяйке.

Упражнять детей в нахождении детенышей и мам, знакомых животных. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним. Учить детей исполнять игровые действия.

Материал для занятия: картина «Собака со щенятами», игрушка Котенок.

Ход занятия

(В группе появляется котенок - игрушка, - мяукает.)

Воспитатель. Дети, подойдите скорее ко мне. Кто это пришел? Что ты плачешь, котенок?

Котенок. Я все бегал и играл да и маму потерял.

Воспитатель. Дети, как зовут маму у котенка? Кто больше - мама кошка или котенок? Как кошка и котенок мяукают? Как тихо они умеют ходить, покажите? Что они любят есть? Покажите, как они лакают молоко?

Вот видишь, что происходит, когда далеко уходишь от мамы. Ну, ты не расстраивайся. Давай вместе с нами пойдем в гости, а потом мы отнесем тебя к маме. Ты любишь ходить в гости? А вы, дети? Тогда садитесь быстрее на стульчики.

(Выставляется картина «Собака со щенками».)

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит.

А попробуй, сунься вор -

Вмиг залает на весь двор.

Ребята, как вы думаете, к кому мы пришли в гости?

Кого вы видите на картине? (Собаку.)

Котенок. А я собаку еще никогда на видел. Можно я посмотрю поближе?

Воспитатель. Конечно, посмотри нашу собаку. Юля покажи, где собака. Дима, и ты покажи собаку. Алеша, кого Дима показал? (Собаку.) А кого вы видите рядом с собакой? (Ее деток.) Да, это ее детки - щенки. Щенки - дети собаки. А как называются дети кошки?

Котенок. Правильно, нас у мамы кошки называют котятами. Воспитатель. Посмотрите, дети, на маму собаку. Какая она? (Большая, красивая.)

Покажите, какая она большая.

Собака покрыта шерстью. Какого цвета у нее шерсть? Что это у собаки? (Голова.)

А что есть на голове у собаки? (Глаза, уши, нос, рот.) Что это? (Показывает на лапы.) Что она ими делает? Где у собаки хвост, покажите? Какой у нее хвост? (Лохматый.) Котенок. Посмотрите, у меня тоже есть хвост, но он не такой, как у собаки.

Воспитатель . Дети, что собака делает? (Лежит, смотрит.) На кого смотрит собака, за кем она наблюдает? (За щенками.) Да, дети, собака наблюдает за своими детками, щенками. Саша, покажи щенка. Олег, покажи другого. Сколько щенят у мамы собаки? (Много.) Какие щенята? (Маленькие, забавные.) Покажите, какие они маленькие.

Правильно, мама собака большая, а щенята маленькие, но они на нее похожи, также как и вы похожи на своих мам. Как мама собака зовет своих щенят? Как щенята отвечают маме? (Гав-гав.)

Котенок. А нас мама кошка зовет: Мяу-мяу». Мы ей отвечаем так же: «Мяу».

Воспитатель. Что делает этот щенок? (Стоит и смотрит.) На кого он смотрит? (На воробьев.)

Что делает другой щенок? (Лежит рядом с мамой и смотрит на воробьев.)

Что делают воробьи? (Едят корм из миски.) Что ест собака? Чем мы можем ее угостить? (Косточкой, мясом.) Давайте положим ей косточку и дадим в миске воды.

Правильно, вот и у нашей собаки в лапах лежит косточка, которую она ест.

Что пьет собака? Да, она, как и кошка, пьет воду, она ее лакает. Покажите как?

На кого похожи щенята? (На маму собаку.)

Котенок. А мы, котята, похожи на маму кошку. Мы ее дети.

Воспитатель. Где живет собака? Покажите ее дом.

Дом у собаки называется будка. Повторите - будка. Сережа, покажи будку.

Правильно, собака со щенятами живет в будке. За ней ухаживает хозяйка. Она ее кормит, поит.

Собака помогает хозяйке, она сторожит дом, охраняет его.

Дети, вы знаете, пока мы здесь рассматривали картину, мамы потеряли своих малышей. Давайте им поможем.

Проводится игра «Найди маму» (собака, кошка, курица). Дети находят детенышей, подражают их голосам и уточняют, где они живут: дома, в сарае, в будке.

Котенок . Спасибо, ребята, вы помогли мне найти мою маму. Я очень рад. Теперь я не буду от нее далеко уходить.

Воспитатель . Оставайся, котенок, со своей мамой (котенка ставим рядом с картиной), а нам пора на прогулку. До свидания!