Внимание как психологический феномен. Феномен внимания Общая характеристика внимания

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения.

С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления.

Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений, следует отнести внимание.

Одни считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий.

Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте, себе вы читаете книгу и одновременно следите за тиканьем часов. Некоторое время это будет удаваться, но вскоре вы либо станете прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись чтением, «забудете» о часах. Но здесь дело не в памяти, а именно во внимании.

Внимание – это выделение сознанием одних воспринимаемых объектов, с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания.

То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное «фоном».

Характеризуя этот эпизод, можно говорить о том, что психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенным называется вниманием.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

2.2.Основные характеристики внимания

В свою очередь, под направленностью психической деятельности подразумевают ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности.

В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность.

Сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда не удается отвлечься от постороннего, решение задачи усложняется.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Однако эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Таким образом, под направленностью подразумевается выбор объекта, а сосредоточенность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание – процесс сосредоточения сознания на объекте или информации.

Р. Солсо определяет внимание как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях [Солсо, 2006].

Многие современные теории внимания исходят из того, что наблюдателя всегда окружают мириады признаков. Возможности нашей нервной системы слишком ограничены, чтобы ощущать все эти миллионы внешних стимулов, но даже если бы мы могли обнаружить их все, мозг не смог бы их обработать, так как пропускная способность нервной системы ограничена. Наши органы чувств, подобно другим средствам связи, работают вполне сносно, если количество обрабатываемой информации находится в пределах их возможностей; при перегрузке происходит сбой.

Человек сталкивается с тем, что не может одним разом охватить весь окружающий его мир и себя самого. Что-то всегда выступает на первый план, что-то остается в тени, что-то на данный момент совсем отсутствует в сознании.

Представителями некоторых течений сам термин «внимание» был поставлен под сомнение или не употреблялся вообще, как, например, в бихевиоризме. Среди представителей гештальтпсихологии единого мнения по этому поводу не было. Некоторые исследователи доказывали влияние внимания на процессы восприятия [Келер, Адамс, 1976], другие отвергали его полностью [Рубин, 1976]. Экспериментальные исследования если и проводились, то с целью выяснения влияния внимания вообще на процесс восприятия.

В современной психологии феномены внимания разделяют на субъективные и объективные явления, сопровождающие акт внимания.

Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека:

· на психофизиологическом уровне – это такие индикаторы, как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т. п.;

· на мышечном, двигательном уровне – это макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств (например, установка глаза на объекте внимания и т. п.);

· характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, повороты и наклоны головы и т. д.

Субъективные проявления , сопровождающие акт внимания, представлены:

· формальными характеристиками когнитивных содержаний сознания (ясность – смутность, отчетливость – расплывчатость, живость – неподвижность);

· характеристиками содержаний аффективной сферы (интерес – отсутствие интереса, удивление – безразличие и т. п.);

· характеристиками содержаний волевой сферы (напряженность усилий – отсутствие напряженности, активность – пассивность и т. п.).

Субъективно состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части: фокальную и периферическую. Феномен внимания связывают именно с фокальной частью, в которой объекты осознаются ясно, отчетливо, ярко и живо. При этом о ясности психических образов говорят в том случае, если в них различимы детали; об отчетливости – если образы резко выделяются среди прочих содержаний сознания; живость образов восприятия и памяти, находящихся в фокальной части сознания, обнаруживается в их сближенности, что создает эффект эйдетизма [Дормашев, Романов, 1999].

Одной из важнейших характеристик образов этой части сознания является их действенность. Она проявляется в том, что они обеспечивают единство и взаимосвязь всех актуально протекающих осознаваемых процессов. Неслучайно внимание называют «монархом сознания», поскольку именно оно организует поток актуальных мыслей, переживаний и действий человека.

Другой характеристикой фокальной области сознания является эмоциональная окраска объекта внимания. Так, например, длительное внимание к любому объекту, по мнению некоторых психологов, вызывается и поддерживается благодаря процессу идентификации, вследствие чего данный объект становится позитивно или негативно значимым для человека.

Чарльз Тарт на основании такого понимания проводил следующий демонстрационный эксперимент: он ставил на стул посередине комнаты пустую сумку и просил всех участников эксперимента сосредоточить свое внимание на ней, попытаться идентифицировать себя с этим предметом, думать о ней как о своей любимой сумке, о которой следует заботиться, как о самом себе. Спустя несколько минут экспериментатор неожиданно сильным ударом сбивал сумку со стула. Это действие вызывало у всех участников эксперимента сильную аффективную реакцию – гнев, возмущение, у некоторых даже физическое ощущение боли [Тарт, 1996].

Вклад внимания в регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивает такие эффекты, как увеличение продуктивности и качества деятельности, приобретение знаний, обеспечение бдительности и др.

Вместе с тем внимание может быть фактором дезорганизации деятельности. Примерами могут служить «развал» навыка при усиленном внимании к совершаемым действиям, феномен смыслового пресыщения, возникающий при непрерывной зрительной или слуховой фиксации на слове. Негативным следствием длительного произвольного внимания может стать утомление. В этой связи психологи отмечают, что невнимание не всегда является недостатком, порой оно служит желательным «предохранительным клапаном», который защищает сознание от информационной перегрузки.

Динамика и совокупность названных выше объективных и субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае образуют различные структуры состояний, видов и свойств внимания, например: состояния бдительности, концентрации; виды внимания – активное и пассивное, произвольное и непроизвольное; а также такие свойства, как способность к переключению, распределению и т. п.

Проявлением, противоположным вниманию, является невнимание. Феноменология невнимания представлена различными явлениями, среди которых наиболее известна и изучена рассеянность . Она понимается как неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Имеющиеся данные позволяют дифференцировать состояние рассеянности, выделяя такие ее виды, как:

· истинная рассеянность, называемая также отупением или сонливостью. Ее признаки: преобладание вместо ясных восприятий и представлений неясных и смутных, уменьшение интеллектуального напряжения, фиксация взора в пустоту. Специальными техниками релаксации и медитации осуществляется контролируемое погружение в такое состояние;

· мнимая рассеянность, причина которой – глубокая внутренняя концентрация на объекте, в силу чего ее называют также «липким вниманием»;

· ученическая рассеянность, в основе которой лежит чрезмерная переключаемость, подвижность внимания, что дало ей название «порхающее внимание»;

· старческая рассеянность, возникающая в связи с плохой переключаемостью в сочетании с недостаточно активной концентрацией внимания.

Феноменология невнимания не исчерпывается названными видами рассеянности и может быть представлена:

· направленным невниманием, то есть сознательным игнорированием определенных объектов (мыслей, воспоминаний, ощущений, другого человека и т. п.);

· привычным невниманием – игнорированием повторяющихся, привычных событий (например, тиканья часов, давления одежды и т. п.).

Таким образом, понятие «внимание» объединяет множество разнообразных феноменов психики человека, что обусловливает многозначность его понимания.

Внимание играет огромную роль в жизни человека, оно точно прожектор освещает направление, в котором человек может получить знания о чем-либо, или же освещает направление его активности. Внимание может быть внешним и внутренним, причем внешнее внимание подобно фокусу света, прошедшему через увеличительное стекло, в то же время внутреннее – подобно рассеянному свету, прошедшему через двояковогнутую линзу. У внешнего и внутреннего внимания есть еще одно очень важное отличие. Внешнее внимание очень быстро угасает, если оно неподвижно сосредоточено на каком-либо объекте, в то же время внутреннее – способно длительное время быть фиксированным. В действительности и внешнее и внутреннее внимание имеют одновременно обе особенности, т. е. вокруг фокуса внимания есть зона рассеянного внимания, но во внешнем внимании периферическое поле (рассеянное внимание) вторично, а во внутреннем поле внимания оно первично, а фокус внимания вторичен. Для того чтобы внешнее внимание было устойчивым, необходимо постоянное перемещение фокуса внимания, в чем совершенно не нуждается внимание внутреннее. Возможно, слово «фокус» для внутреннего внимания не подходит, потому что это скорее состояние удерживания внимания в каком-либо направлении или даже во всех направлениях сразу. Для внешнего внимания это невозможно, в то же время для внутреннего внимания – вполне естественно.

В вопросе внимания нас в первую очередь интересует тот, кто определяет его направление и выбирает объект, на который должно быть направлено внимание. От этого зависят и интересы человека, и возможность возникновения его зависимости, а также приятия и неприятия чего-либо. Почему одни люди привязаны к внешнему материальному миру, к его идеям и его ценностям, а другие люди, которые так же живут в этом материальном мире, но в то же время не привязаны к нему и не зависят от него?

Исследуя феномен внимания, мы обнаруживаем два источника, побуждающих внимание к активности. Первый из них внешний – это события или какие-либо ценности материального мира. Второй – внутренний, который в свою очередь делиться на два источника. Первый из них принадлежит животной природе и к нему относятся различные инстинкты. Второй – наша истинная бессмертная часть – Центральное существо и Психическое существо. В тех случаях, когда вниманием человека завладевают инстинкты или внешний мир, то это часто ведет к захваченности, и человек становится инструментом сил низшей природы. В тех же случаях, когда направленность и интенсивность внимания определяет Центральное и Психическое существо, то целью этого внимания является только духовная работа. При этом значимость ценностей этого мира и смысл всего происходящего в нем, кардинально отличается от отношения к окружающему миру обывателя.

Внимание имеет интересную особенность – оно настраивает объект, на который направлено, на свою частоту. Конечно же, при этом имеет значение масса и энергия этого объекта. Предположим, используя кипятильник нельзя вскипятить море, как бы мы ни старались. Кроме того, во внимании человека всегда присутствует ожидание, вибрации которого, так же влияют на процессы, протекающие в наблюдаемом объекте и, в какой-то мере трансформируют их.

Основные характеристики внимания. Основные виды внимания. Характеристика свойств внимания.

Основные характеристики внимания.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Без внимания невозможно нормальное протекание психических процессов. Из множества информации окружающего мира человек воспринимает что-то, размышляет, думает над чем-то. Эту особенность сознания связывают с вниманием. Например, человек целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает что-то, т.е. его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием. Вниманием называют направленность и сосредоточенность психики человека на важные для него объекты.

Под направленностью психической деятельности понимают ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений.

Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большая должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность.

Внимание проявляется в мимике, позе человека. Внимательного ученика легко отличить от невнимательного, который крутиться, отвлекается, разговаривает на уроке. Однако внимание не всегда направлено на то, что нас окружает. Иногда оно обращено на наши мысли. Это внутреннее внимание. Оно необходимо человеку, когда он пишет, решает задачу, читает, рисует.

Основные виды внимания.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный и непроизвольный характер.

Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность внимания будет носить непроизвольный характер. Непроизвольное внимание – это сосредоточение психической активности без сознательно поставленной цели. Оно является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Ученые сделали любопытное наблюдение. Оказывается, некоторые цвета вызывают у людей побуждение купить тот или иной товар. Непроизвольное внимание покупателей чаще всего привлекает этикетки, коробки красного или желтого цвета. Во-первых, потому, что эти цвета, как правило, вызывают положительные эмоции. Они ассоциируются с солнечным светом и огнем домашнего очага. Во-вторых, красная и желтая коробка кажется чуть больше, чем она есть на самом деле.

Психологи выделяют четыре группы причин, вызывающих непроизвольное внимание.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда включают прежде всего силу, или интенсивность раздражителя (громкий звук, яркий свет, резкий запах и т.д.). Однако сила раздражителя весьма условна. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей, в то же время ночью, когда мы отдыхаем, мы можем чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и т.д. Сюда же можно отнести новизну, необычность раздражителя.

Вторая группа причин связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будет совершенно по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личностью. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с ним случайно.

В качестве четвертой группы причин называют чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. Например, читая книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимание на то, что происходит вокруг нас.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью.

Произвольное внимание определяется сознательно поставленной целью, требуется усиление активности, чтобы сохранить внимание на объекте. Этот вид внимания связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его обращении со взрослыми. Как показал Л.С. Выготский, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывает на него и называет словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека.

Выделяют еще один вид внимания. Этот вид внимания носит, подобно произвольному, целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек “входит” в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным . Например, школьник, решая трудную задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Но вот решение начато, задача становиться все более и более понятной. Школьник все больше и больше увлекается ею, она его все больше захватывает. Он перестает отвлекаться, задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Выделяют ещё два феномена, получившие самостоятельные названия, которые снижают качество внимания и работоспособность человека: это отвлекаемость и рассеянность .

1) Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Проявляется в результате действия на человека каких-то посторонних раздражителей. Это могут быть внешние раздражители (посторонние разговоры, сильный шум и т. д.) или внутренние раздражители (гнев, страх, обида и т. д.). Отвлекаемость часто связывают с рассеянностью, но это два разных явления.

2) Рассеянность - это неспособность к длительному интенсивному сосредоточению, связанная с легкой и частой отвлекаемостью. Рассеянность может быть мнимой - это результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя; и подлинной, когда человек не может ни на чем сосредоточиться.

3. Виды внимания

В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное и произвольное внимание.

1) Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения и отсутствием усилий для его сохранения. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов (их яркость, необычность, новизна, контрастность) и субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему (актуальные потребности и интересы, прошлый опыт).

Возникновение и характер направленности непроизвольного внимания зависят также от структуры деятельности. Так, установлено, что внимание привлекается целью деятельности и в меньшей степени способами ее выполнения.

2) Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, возникает в ситуации, когда для достижения сознательно поставленной цели необходимы определенные волевые усилия. Развитие произвольного внимания - одно из важнейших новообразований психики дошкольника. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления и удерживать в течение некоторого времени. В результате этого изменяется характер психической деятельности ребенка, она начинает становиться произвольной.

3) Постпроизвольное внимание - внимание, указывающее на взаимосвязь непроизвольного и произвольного внимания в деятельности, когда в процессе её выполнения необходимость в волевых усилиях отпадает и задание само по себе становится интересным. Так, например, показ картинки или нового предмета на занятии вызывает у детей непроизвольное внимание, на основе которого с принятием задачи (составить рассказ по картинке, назвать свойства предмета) начинает действовать внимание произвольное. Принимая задачу, ребенок прикладывает определенные усилия, чтобы ее выполнить правильно. Постепенно у ребенка появляется постпроизвольное внимание. Этот вид внимания отличается от произвольного внимания тем, что сознательная цель, требующая сосредоточенности, остается, а волевых усилий для поддержания необходимого уровня интенсивности деятельности уже не требуется.


4. Индивидуальные особенности внимания

В зависимости от ситуации, уровня развития произвольного внимания и умения им управлять можно выделить несколько видов состояний личности, связанных со вниманием, получивших названия «внимательность» и «невнимательность».

И. В. Страхов, исследуя особенности внимания у учащихся начальной школы, выявил четыре таких состояния внимательности, которые могут наблюдаться и у детей подготовительной группы во время занятий. Как показывает практика преподавания в школе и в вузе, эти же состояния внимательности могут наблюдаться и у детей подросткового и юношеского возраста. Итак, И. В. Страхов выделяет следующие состояния внимательности у учащихся:

1. Действительная внимательность определяет готовность к выполнению заданий уже в начале занятия, проявление умственной активности и любознательности ребенка во время занятий, что выражается в его вопросах к воспитателю, в поправках и дополнениях к ответам других детей. Признаками действительной внимательности являются рабочая поза и мимическая выразительность сосредоточения во время занятия.

2. Кажущаяся внимательность характеризуется несоответствием поведения (ребенок сидит спокойно, не разговаривает с другими детьми, смотрит на воспитателя) рабочему состоянию ребенка. Внешне он кажется внимательным, но на вопросы ответить не может, не потому, что не знает, а потому, что не участвует в работе группы.

3. Кажущаяся невнимательность имеет место в том случае, когда внешние признаки внимания выражены слабо. Некоторые дети бывают пассивны, вялы, неинициативны на занятиях, но внутренне они могут быть сосредоточены, правильно отвечают на вопросы и выполняют задания. Другие дети, напротив, очень подвижны, часто меняют позу, разговаривают с другими детьми, выражают мысли вслух. Однако вопросы воспитателя их не застают врасплох, несмотря на чрезмерную двигательную активность, они работают вместе с группой.

4. Дети с действительной невнимательностью постоянно отвлекаются, двигательно расторможены, допускают большое количество ошибок либо не выполняют задание совсем.