Виды родоразрешения. Виды родов — плюсы и минусы разных видов родов. Обезболивание в родах

Роды - процесс, который является естественным завершением беременности. И, несмотря на то, что человечество существует многие тысячелетия, вопрос «Как рожать?» по-прежнему остается актуальным. В советские времена было гораздо проще. Все рожали одинаково: в государственных роддомах, в положении лежа, под присмотром акушеров. Перепуганные женщины часами находились в огромном, зачастую холодном, родильном зале, а между ними деловито сновали вечно недовольные врачи и медсестры.

Сегодня ситуация заметно улучшилась. В большинстве роддомов практикуют так называемые мягкие роды. Это естественные роды с минимальным стрессом для матери и ребенка. Женщина имеет возможность (разумеется, не бесплатно) заранее выбрать врача и акушерку, которые будут принимать у нее роды.

Если вы решили рожать в платной клинике, то вам создадут более комфортные условия: индивидуальный родильный зал с минимумом медицинской атрибутики, приглушенный свет, мягкая успокаивающая музыка. Если надумали рожать дома или в воде, к вам по договоренности приедет специалист.

Врачи стараются учитывать все пожелания беременной. Теперь женщина может выбрать, в какой позе рожать, и будет ли отец присутствовать на родах.

Традиционные роды на спине

В большинстве российских роддомов практикуются традицинные роды на спине. Тем не менее, рожать в горизонтальном положении вовсе не обязательно. Конечно, такая поза очень удобна врачам, однако совершенно противоестественна для самой роженицы. Рожать лежа на спине неудобно и болезненно - матка давит на кровеносные сосуды, проходящие вдоль позвоночника, из-за чего нарушается нормальный кровоток. Роды замедляются, в результате чего увеличивается вероятность применения стимулирующих и болеутоляющих медикаментов, которые, в свою очередь, сказываются на здоровье ребенка.

Чтобы разорвать этот порочный круг, следует знать, что лежать в кровати во время родов совсем необязательно. В первый период родов (то есть во время схваток) рекомендуется ходить, присаживаться на корточки, стоять. Второй период родов, когда присоединяются потуги, и ребенок появляется на свет, также можно провести в вертикальном положении.

Вертикальные роды

В последние два-три десятилетия все больше женщин в Европе и Америке рожают, стоя на четвереньках или сидя на корточках. Это так называемые вертикальные роды. Существует множество вариантов вертикальных поз, облегчающих этот процесс. Вертикальные роды подразумевают, что роженица может свободно двигаться: ходить, стоять или сидеть. Женщина, как правило, интуитивно чувствует, какую позу ей следует принять, и, обычно, именно это положение оказывается наиболее благоприятным для рождения ребенка. Тело само подсказывает, какие движения ему необходимы, чтобы малыш вышел наружу.

Роды с мужем (совместные роды)

Муж, присутствующий на родах, может обеспечить женщине так важную в ее положении психологическую поддержку, помочь перенести схватки (сделать массаж и т.д.), а также позвать врача, если что-то пойдет не так. Присутствуя при рождении ребенка, мужчина становится полноправным участником «таинства». Такие мужья лучше понимают своих жен и обычно отличаются заботливостью, искренней заинтересованностью во всем, что касается ребенка.

Домашние роды

По прогнозу некоторых специалистов, в ближайщем будущем в России, как и во многих странах Европы, около половины родов будут происходить в домашних условиях. Рожать дома могут не все желающие, а только абсолютно здоровые женщины. В такой ситуации очень важно учитывать течение беременности, состояние будущей мамы и плода, наличие факторов риска и результаты медицинского обследования. Разумеется, на домашних родах должны присутствовать опытные и компетентные специалисты.

Водные роды

Водные роды довольно широко распространены за рубежом и применяются в России. Роды в воду отличаются от традиционных тем, что роженица периодически погружается в ванну или бассейн с теплой водой. Но самое главное, она должна войти в воду на потугах, когда начинает прорезываться головка ребенка, чтобы он вышел не в воздушную, а в водную среду.

Смысл рождения в воду состоит в том, что ребенок попадает в среду, приближенную к внутриутробной (то есть к околоплодной жидкости), благодаря чему обеспечивается более плавный переход в новые условия существования.

Роды в воду проводятся только по желанию женщины при отсутствии медицинских противопоказаний. Противопоказаниями к такому способу родов являются: необходимость хирургического вмешательства (кесарево сечение), узкий таз, наличие хронических заболеваний, позднего токсикоза, тазовое предлежение плода и др.

Кесарево сечение

Кесарево сечение - это хирургическая операция, которая проводится по строгим медицинским показаниям (например, при переношенной беременности, узком тазе и т.д.). Этот вид родов выбирает не женщина, а врач.

Рождение ребенка — важнейшее событие в жизни женщины, как в физическом, так и в психологическом плане. Наиболее благоприятно для матери и ребенка роды протекают в том случае, если они нормальны. Так или иначе, организм женщины непредсказуем и индивидуален, поэтому дать гарантии,
что роды пройдут нормально не может даже высококвалифицированный акушер-гинеколог, но существуют медицинские показатели, по которым есть возможность предотвратить ненормальное течение родового процесса.

Какие роды бывают, виды родов:

1. Преждевременные роды

Преждевременные роды это роды в срок до 37-й недели беременности (при норме — 40 недель) и при массе плода менее 2500 г (при норме 3000 — 3500 г). Данный вид родов наступает относительно часто 6-7% всех родов. Но, не смотря, на данные показатели в настоящее время медицина не стоит на месте, благодаря чему выживание плода стало возможным. Сами преждевременные роды подразделяют на угрожающие, начинающиеся и начавшиеся. Чем дольше плод будет находится в утробе матери, тем больше шансов благоприятного исхода родового процесса.

2. Стремительные роды

Стремительные роды — это роды, длящиеся 4 и менее часов. При стремительных родах существует угроза как для мамы, так и для малыша. Роды достаточно длительный процесс, в котором все предусмотрено до мелочей. Головка и тело малыша должны пройти через тазовые кости матери, с учетом того, что мягкие кости черепа малыша деформируются и подстраиваются для выхода на свет. Весь процесс нормальных родов проходит определенное количество времени, во избежании травм малыша и мамы. При стремительных родах тазобедренные кости мамы не успевают полностью раскрыться, в связи с чем и кости черепа малыша не деформируются должным образом. Исход стремительных родов зависит от оперативного и квалифицированного вмешательства медицинского персонала. Максимальное спокойствие мамы также играет важную роль в благоприятном течении стремительных родов. Ошибочно предполагать, что если первые роды были стремительные, то и вторые будут такие.

3. Быстрые роды

Быстрые роды, как и стремительные роды, длятся короче обычных, в среднем 6 и менее часов.

4. Запоздалые роды

Запоздалыми родами называют роды при переношенной беременности, где беременность длится более 42 недель (норма — 40 недель). По статистике запоздалые роды возникают в 14% случаях всех беременностей. Запоздалые роды трудное испытание для плода и матери. При таких родах часто возникают аномалии родового процесса, где требуется оперативное медицинское вмешательство. Не стоит вдаваться в панику, если роды не наступают до 40-й недели, так как нередки случаи, когда ставят не точную дату родов, по ряду причин.

5. Затяжные роды

Затяжные роды также оказывают негативное воздействие на мать и плод. Опасность для плода представляют различные травмы при рождении, асфиксия, инфекции, задержка внутриутробного развития и возможное повреждение головного мозга при длительном сдавливании головки в утробе матери.
ВАЖНО! Очень важно при беременности соблюдать все рекомендации врача-гинеколога и стараться их выполнять. Не стоит откладывать походы к врачу, который наблюдает Вашу беременность. Не зря существует определенный цикл посещений акушер-гинеколога во время беременности. Жизнь Вашего крохи — в Ваших руках!

Много лет назад, вопрос о том, каким способом рожать, не существовав. Все проходило просто и понятно - роды происходили в больнице, при активной участии врачей, и в стандартному положении - лежа. Бывали ситуации, советские специалисты предлагали роженицам рожать с помощью операции. Но затем этим роженицам было сложно адаптироваться и наладить связь со своим малышом. Ведь присутствовал страх взять собственного малыша на руки. Однако врачей это тогда мало волновало, может быть, кроме, детских психологов и докторов детских поликлиник.

Затем, через некоторое время, вернулось обычное понимание, что беременность - это не какое-то заболевание, а роды - не всегда операция. - лучшие и для женщины, и для малыша. Они не требуют анестезии, не предусматривают стимуляцию. Роженица, как правило, заранее выбирает себе врача и акушера. Сразу после родового процесса женщине дают малыша, чтобы она покормила его грудью. Через некоторое время, когда вагинальные роды стали нормой для рожениц и специалистов, выбор типа родов расширился.

Возможные виды родов

На сегодня известны много видов родов.

Роды стоя или вертикальные роды

В Африке отдают предпочтение родам в стоячем положении (). Такой способ родов стали перенимать и в нас. Такие роды называют вертикальными. Идея вертикальных родов в том, что женщина может выбирать желаемые и легко перемещаться во время схваток. Также, в обычных роддомах сейчас женщинам разрешены свободные движение в период схваток, ведь оно помогает роженице переносить легче боль.

Однако существуют и недостатки вертикальных родов:

  • для родового процесса нужны специальные кровати;
  • за состоянием малыша не легко проводить контроль и эпидуральную анестезию;
  • больше разрывов промежности;
  • трудно «защитить» промежность и плохо она видна.

Роды с партнером

Роды дома

Еще один вид родов. Такие роды проходят в привычной, уютной домашней обстановке. Малыш во время таких родов контактирует с микробами не роддома, а своего дома. Но не все женщины могут позволить такой вид родов, ведь все зависит от течения родовой деятельности и от женского здоровья. Если вынашивание проходит как нужно и роженица здорова, то такой вариант родов можно рассматривать. Но даже роды в домашней обстановке не могут проходить без присутствия опытного . Кроме того, нужно договориться о родах с больницей, на случай если понадобится медицинское вмешательство. Вероятно, роженица, которая желает рожать в дома, кроме отличного здоровья, должна пройти специальную подготовку к родовой деятельности.

  • присутствует возможность потерять малыша или умереть;
  • плохая подготовленность персонала;
  • нет мониторного контроля за малышом;
  • нет мониторного контроля вашего состояния.

Роды в воде

В многих роддомах есть возможность отбыть некоторое время своих родов в воде. Плюс их в том, что теплая вода расслабляет роженицу и уменьшает боль схваток, а малыш, который рождается в воду, чувствует меньший стресс, чем когда он появляется на свет стандартным способом. Это легко объясняется, ведь малыш во время беременности находится именно в воде, и, родившись так, он сразу переходит в привычный, ему мир. Такие роды не имеют недостатков. Но, они запрещены женщинам с узким тазом, предлежании плаценты, при позднем токсикозе, хроническими заболеваниями. Однако полежать в воде в период схваток могут абсолютно все.

Традиционные роды

Не стоит забывать и о вагинальных родах в горизонтальном положении. Такой тип сегодня используется гораздо реже, потому что такое положение не удобное и менее естественное. Обычно, такие роды рекомендуют роженицам с осложнениями, в случаях, когда нужно всегда контролировать протекание беременности и быть готовым к обычному медицинскому вмешательству.

Кесарево сечение

Говоря про операцию, трудно это назвать типом родов, потому что его выполняют только при необходимости. Как правило, они предписываются специалистом уже в период беременности, однако могут принять решение в ходе самых родов, если присутствуют осложнения.

Чтобы правильно выбрать вид родов, нужно, в первую очередь, внимательно ознакомится со всеми видами, изучить все плюсы и минусы. Рекомендуем вам посоветоваться со специалистом, какой вид вам наиболее подойдет. Однако позитивный настрой не редко оказывается очень важным фактором благоприятных родов.

При раннем детском аутизме в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

Число необычных, особых детей, которые получают диагноз ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра, ежегодно растет. В 2000 году считалось, что ранним детским аутизмом страдают от 5 до 26 человек на каждые 10000 детей. Уже в 2008 году Всемирная организация аутизма обнародовала куда более весомые цифры: 1 ребенок с ранним детским аутизмом на каждые 150 детей. В 2014 году американский Центр по контролю и предотвращению заболеваний предоставил данные о том, что 1 из 68 детей в Америке страдает ранним детским аутизмом (РДА) или расстройствами аутистического спектра.

Официальная российская статистика по количеству детей с ранним детским аутизмом отсутствует. Но родители и педагоги, столкнувшиеся с проблемой, знают, что в среднем на каждый класс детей сегодня приходится как минимум 1 ребенок, имеющий ту или иную форму раннего детского аутизма. Такая «пандемия» требует от нас точных знаний по своевременной диагностике проблемы, выявлению причин искаженного развития ребенка, выбору оптимальных форм коррекционной работы с ним. Информацию об этом вы найдете в нашей статье.

Ранний детский аутизм как первазивное нарушение

В российских условиях, где система помощи таким детям развита слабо, ребенок с ранним детским аутизмом обычно состоит на учете у психиатра. Однако большинство западных исследователей (Тео Питерс и многие другие) постепенно выводят ранний детский аутизм из категории психических заболеваний, определяя его как первазивное нарушение развития ребенка. Что это значит?

Термин «первазивный» означает всепроникающий, затрагивающий самые разные области жизни человека. Действительно, особенности детей с ранним детским аутизмом включают в себя искаженное развитие ребенка в самых разных областях. Это коммуникация и развитие речи, навыки общей и тонкой моторики, учебные навыки. Дети с ранним детским аутизмом имеют существенные проблемы в освоении навыков самообслуживания, требуют постоянной помощи в простых бытовых ситуациях.

Симптомы и признаки раннего детского аутизма также отличаются огромной широтой проявлений. При РДА в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

Причины раннего детского аутизма

Научное объяснение этому феномену всепроникающего нарушения в развитии ребенка найдено в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она объясняет, что риск развития раннего детского аутизма существует только для детей, получивших психическую травму в развитии доминантного вектора человеческой психики – звукового.

От природы любому ребенку задан свой уникальный набор векторов, каждый из которых задает детям определенные особенности, качества и свойства психики. Обладатели звукового вектора – природные интроверты, сосредоточенные на своих мыслях и внутренних состояниях. Особо чувствительной зоной маленького звуковика является ухо. Психическую травму такому ребенку могут нанести сильные стрессовые воздействия на его главный сенсор. Например:

    громкая музыка

    скандалы, крики, разговоры на повышенных тонах

    оскорбительные смыслы в речи взрослых.

Риск развития раннего детского аутизма возникает даже тогда, когда негативное воздействие не направлено на ребенка напрямую, а просто происходит в его присутствии. В результате чуткое ухо звуковика начинает болезненно воспринимать даже бытовые шумы (пылесос, фен, слив, звон посуды). Ребенок стремится закрыть уши и закрыться от источника стресса. Постепенно формируется ранний детский аутизм как утрата способности продуктивного взаимодействия с миром снаружи.


Виды (формы) раннего детского аутизма

Международный классификатор заболеваний включает много различных форм (видов) раннего детского аутизма. Наиболее известные из них:

    Синдром Каннера (развитие раннего детского аутизма наблюдается с рождения или первых лет жизни, в 2/3 случаев сопровождается умственной отсталостью и существенной задержкой развития речи)

    Синдром Аспергера (при этой форме раннего детского аутизма развитие речи и интеллект часто сохранны, но наблюдается отсутствие интереса к собеседнику, бедная мимика и жесты)

    Атипичный аутизм (в этом случае характеристики нарушения проявляются у человека в более позднем возрасте, поэтому говорить о раннем детском аутизме не совсем корректно).

Диагностика и лечение раннего детского аутизма

Большинство тестов по диагностике раннего детского аутизма призваны дать характеристику в первую очередь способности ребенка устанавливать продуктивный контакт с внешним миром. Специалисты понимают, что основная проблема заключается именно в нарушении восприятия ребенком с РДА мира снаружи и ограниченном взаимодействии с ним. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет через призму понимания травмы в звуковом векторе дать научное объяснение причине такого «ухода ребенка в себя» при раннем детском аутизме.

Однако одного понимания недостаточно. Существует ли эффективное ? Что будет более эффективно для ребенка, имеющего синдром раннего детского аутизма: медикаментозное лечение или специальное обучение, коррекционная работа?

Во многом это зависит от той формы раннего детского аутизма, которая диагностирована у ребенка. Несомненно, что при синдроме Ретта может требоваться серьезная медикаментозная помощь. Кроме того, часть детей, страдающих аутизмом, подвержена эпилептическим приступам. В таких случаях без противосудорожных препаратов никак не обойтись.

Однако в большинстве случаев при раннем детском аутизме психиатры массово назначают так называемые корректоры поведения. Современная наука, описывающая аутизм как первазивное нарушение развития, в таких случаях отдает предпочтение специальному обучению и коррекционной работе, а не попыткам «погасить» неблагоприятные поведенческие отклонения с помощью лекарств. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана разработан детальный механизм, как создать благоприятные условия для воспитания и обучения особого ребенка. Эффективная требует системно-векторного подхода.

Звуковая экология при воспитании ребенка, страдающего ранним детским аутизмом

Поскольку аутизм в раннем возрасте формируется у ребенка именно в результате звуковой травмы, важнейшим условием его воспитания является звуковая экология. Говорить с ребенком и в его присутствии следует спокойным, негромким голосом. Из музыки предпочтение следует отдать классической, включать ее лучше так, чтобы она звучала еле слышным фоном.

Постарайтесь максимально оградить ребенка от шума бытовых приборов. Если восприятие вашей речи ребенком затруднено, используйте упрощенные фразы, проговаривая их негромко, четко и внятно.


Дифференцированный подход в обучении и воспитании ребенка с ранним детским аутизмом

Аутизм в раннем возрасте может сопровождаться разнообразными поведенческими нарушениями. Конкретные методы коррекционной работы и формы воспитания аутичного ребенка зависят от его врожденного набора векторов. Например:

    При наличии у аутичного ребенка кожного вектора, ему необходим четкий режим дня, достаточное количество физических нагрузок и стимуляция его чувствительной кожи (массажи, поглаживания, работа с песком, водой или пластилином). .

    При наличии у аутичного ребенка анального вектора, ему требуется предсказуемость событий, больше времени для выполнения задачи. Все новое следует вводить постепенно. .

    Сверхэмоционального обладателя зрительного вектора может заинтересовать игра с калейдоскопом или театр теней, задачи на цвет и формы. Читайте подробнее .

Определить вектора ребенка и получить детальное представление об особенностях подхода к каждому можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Чувство защищенности и безопасности – необходимая основа для ребенка с ранним детским аутизмом

Психологическая грамотность и точное понимание векторов ребенка – абсолютная необходимость для каждого педагога или психолога, работающего с проблемой раннего детского аутизма. Но эти знания не в меньшей, а даже в большей мере нужны родителям особого малыша. Ведь базовый психологический комфорт или дискомфорт закладывается именно в семье.

Особое значение имеет психологическое состояние матери: ребенок раннего возраста воспринимает его бессознательно. Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, напряжена и переживает, развитию ребенка наносится серьезный ущерб. Избавиться от собственных психотравм и «якорей» мамы аутичных детей могут на тренинге. На портале о снятии с ребенка диагноза «аутизм» после прохождения тренинга матерью:

Ранний детский аутизм – не приговор. Подарите своему ребенку шанс на реабилитацию, начните с бесплатных онлайн-занятий по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Таким образом, к настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза. Для того чтобы соотнести разные концептуальные подходы в определении аутизма представим ряд последних классификаций РДА.

1. Разновидности РДА:

Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);

Аутистическая психопатия Аспергера;

Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении, аутизм);

Резидуально-органический вариант аутизма;

Аутизм при хромосомных аберрациях;

Аутизм при синдроме Ретта;

Аутизм неясного генеза.

2. Этиология РДА:

Эндогенно-наследственная (конституциональная, процессуальная), шизоидная, шизофреническая,

Экзогенно-органическая,

В связи с хромосомным аберрациями,

Психогенная,

Неясная.

3. Патогенез РДА:

Наследственно-конституциональный дизонтогенез,

Наследственно-процессуальный дизонтогенез,

Приобретенный-постнатальный дизонтогенез.

Как видно, в представленной классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма - конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза.

Данная классификация РДА разработана в России в НЦПЗ РЛМН (1987 г.).

Классификация аутизма (Франция, 1987 г.)

1. Разновидности РДА

Ранний инфантильный аутизм типа Каннера,

Другие типы инфантильного аутизма

Психоз ранний дефицитарный,

Психозы шизофренического типа, возникающие в детстве,

Дисгармоничные психотики

Во французской классификации очень четко выделен РДА Каннера и другие типы аутизма, без соответствующего их разграничения по этиологии, в группу аутизма состояния связанные с психозом не относятся.

Похожая классификация принята у нас в МКБ-9 (1980 г.)

Международная классификация болезней 9-го пересмотра (1980 г.)

1. Разновидности РДА:

Детский аутизм типа Каннера

2. Разновидности психозов у детей

Неуточненные психозы,

Шизофрения, детский тип,

Детский психоз без других указаний,

Шизофреноподобный психоз.

Данная классификация разработана в России в 1980 г. и используется в Российской Федерации до настоящего времени.

ДСМ-III-R (американская классификация болезней, 1987 г.)

1. Разновидности РДА: "первазивные расстройства развития". Ось II.

Аутистические расстройства,

Первазивные расстройства развития без дополнительных определений.

РДА в этом варианте систематики выносится из рубрики "психозов" относится к патологии развития и сближается с умственной отсталостью (УМО).

IСD-10 (ВОЗ, 1991 г.). Первазивные расстройства развития

1. Типичный аутизм

Аутистические расстройства,

Инфантильный аутизм,

Инфантильный психоз,

Синдром аутизма Каннера.

2. Атипичный аутизм

Атипичные детские психозы,

УМО с аутистическими чертами.

3. Синдром Ретта

Касаясь международной классификации болезней, следует особо подчеркнуть, что к “первазивным расстройствам” отнесены теперь как состояния с нарушениями развития и аутизмом, так психозы раннего возраста. Все они подразделены на типичные, т.е. возникающие до 3 лет и атипичные, т.е. после 3 лет. Хотя эта классификация еще не адаптирована в отечественной психиатрии, следует знать, что аутистические расстройства представлены в ней многообразнее и как синдром Каннера, и как другие варианты аутизма, отдельно охарактеризован синдром Ретта.

Механизмы проявления и клиническая картина РДА

Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, существуют предположения:

О поломке биологических механизмов аффективности:

О первичной слабости инстинктов;

Об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия;

О недоразвитии внутренней речи;

О центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах;

О нарушении активирующих влияний ретикулярной формации и многие другие.

Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (явлениями протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с “симптомами тождества”. Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика.

У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного внешнего реагирования, так называемая “аффективная блокада”; недостаточна реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, взгляд мимо, взгляд, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика угловатая, движения неритмичные, “закостенелые”, или неточные с тенденциями моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню. Речь, обычно, не направлена к собеседнику, в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разнос - от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь разлипается с отставанием. В речи часты фразы-штампы, мутизм. Фраза обычно краткая: ассоциации разрыхлены, имеет место смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм, фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя речи. Речь может быть правильной и косноязычной, лепетной.

Абстрактные формы познания сочетаются с протопагическими. У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии.

После полутора - двух лет становится отчетливым нарушение последовательности вытеснения примитивных функций, сложными в пределах всех сфер деятельности, в этом выступает диссоциация развития личности.

Выраженность аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов. Дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности к 3-5 годам жизни ребенка. В дальнейшем этот тип расстройств у одних детей становится почти идентичным расстройствам, описываемым как становление аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого же к ним порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с проявлениями аутизма в сочетании с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражениях головного мозга. Тогда как при отчетливо выраженном РДА типа Каннера, при РДА, формирующемся в постприступном периоде рано начавшейся шизофрении, и, в особенности, в связи с Х-ломкой хромосомой, синдромом Ретта наблюдается становление псевдоолигофренического дефекта, хотя и опять-таки в разной степени выраженности. Отсутствие лечения и коррекционно-педагогических форм реабилитации несомненно оказывает отрицательный эффект. Последние данные о терапии лиц с РДА, сочетанных с резидуальной неврологической патологией, также свидетельствуют о возможности положительного эффекта в плане некоторой нивелировки психической патологии. Эти факты нуждаются еще в накоплении.