Урок основные темы поэзии ак толстого. Разработка урока А.К. Толстой. Основные темы и мотивы творчества. Вопросы для анализа

Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений.

А.К.Толстой.docx

Картинками

Урок № Предмет _________________________________________ Класс _________ Дата _____________________ Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно­ этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений. Этап урока Мотивационный этап Деятельность обуч­ся Слушают учителя. Формулируют цели обучения. Деятельность учителя Приветствует. Мотивирует к обучению. ­ Организует работу с эпиграфом (слайд 1): Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев. ­ Прочитайте слова Ф.Тютчева. О чем они? ­ Согласны ли вы с таким пониманием природы? Организует беседу по постановке целей урока ­ Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите цели нашей работы. Помогает в формулирование целей обучения. 1)Организует беседу: ­ Что такое пейзаж? ­ Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства? Целеполагание Актуализация знаний Участвуют в полилоге, выполняют задания. Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.

Освоение нового ­ Что важно передать в пейзажных зарисовках? Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1. Слово учителя (сопровождается слайдовой презентацией; слайды 2­6) Вторая половина XIX в. ознаменована в поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис. Время требовало от поэтов живого участия в поисках новых содержательных и формальных возможностей слова для выражения сложных переживаний личности. И вскоре поэзия, причем не без влияния прозы, вновь обрела себя. Поэтические жанры наполнились актуальным общественным содержанием. Немалую лепту в развитие поэзии внесли сатирики и юмористы, подвергнув едкой критике устаревшие мотивы, лишенную выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они создали портрет Козьмы Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося на литературное творчество. Постепенно выходя из кризиса, русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью ее развития в 50­е и последующие годы стало углубление реализма, обращение к народной жизни. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники­ пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по­своему. На уроке мы обратимся к стихам Алексея Константиновича Толстого. А также обратимся к полотнам известных Слушают, делают записи основных тезисов по форме: Поэты Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П. Полонский, Н.А. Некрасов, А.К.Толстой Особенности лирики Пластика, живописность, общественное содержание, новые поиски формы, влияние прозы, углубление реализма; сатирические ноты. Выполняют физкультминутку. Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения.

Этап самостоятельно й работы художников­ пейзажистов. ­ Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно поклонилась, Три – нагнулась и присела, На четыре –улетела. 2. Исследовательская работа в группах 1 группа –Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение). 2 группа – Выразительно прочитайте стихотворение(я). 3 группа – 3. Проанализируйте стихотворение: ­ охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов; ­ определите настроение, передаваемое в стихотворении; ­ определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении. Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. ­ Представление работы в группах. 1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого. А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери. Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что­то единое и самое важное ­ это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека Защищают проделанную работу.

на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека. Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…» «Толстой ­ неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», ­ признавался Чайковский. Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…» 1. Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» 3. Беседа: ­Какой пейзаж изображен А.Толстым? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.) Словарная работа: Омут­ водоворот на реке, образуемый встречным течением. ­Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей?(Это стихотворение­сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.) ­Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается анафорой обращениями, (одинаковым началом строк), мерным, плавным, ласковым ритмом.) повторами, А. К. Толстой (1817–1875 гг.). Пейзажная лирика поэта окрашена или мотивом удали и широты («Колокольчики мои»), или радостью, восторгом («Громче жаворонка пенье…»). Лирического героя А. К. Толстого можно назвать «очарованным странником». Позже в лирике поэта начинают преобладать элегические тона. Основной прием А. К. Толстого – параллелизм природных и душевных явлений. Он убежден, что мир души человека и мир природы отражаются друг в друге, потому что все сливается в общий закон жизни

и любви. Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…». С л о в а р н а я р а б о т а: Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки или озера (омут опасен, так как в нем можно утонуть). Лоза – длинный гибкий стебель ивы. Отлогий берег – не крутой, спускающийся под небольшим уклоном. А н а л и з с т и х о т в о р е н и я. Это стихотворение­сценка. Лирический герой наблюдает за полетом стрекоз на берегу реки. Он слышит песню­ призыв этих стрекоз. Песня убаюкивает героя, он уже не видит опасности; эта плавная мелодия – обман. Художественные приемы, создающие ощущение колыбельной песни: повторы, обращения, ассонанс, анафора, ритм. природы. В стихотворении поэт рисует образ русской Тональность стихотворения определяется национальным характером и национальной судьбой. Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание): ­ Р.р. Творческая работа «Удивительный мир природы глазами поэтов» (5­10 предложений). ­ Сопоставление стихотворений о природе с иллюстрациями (репродукциями картин) в учебнике. Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». Предлагает задание «Неоконченное предложение» ­ Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя …. Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.) Этап рефлексии (3 мин.) Домашнее задание Выполняют задания по выбору. Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

учителя русского языка и литературы 1 категории МБОУ- Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области

Гореловой Веры Васильевны.

В литературной гостиной

« И всё земное я люблю…»

(к 200-летию А.К.Толстого)

Оформление.

Портреты А.К.Толстого.

2.Магнитофонные записи стихотворений поэта.

3. Романсы на стихи А.К.Толстого.

4. Высказывания великих людей об А.К.Толстом.

5. Репродукции картин, помогающие увидеть красоту природы.

6.Презентация по биографии А.К.Толстого.

Эпиграфы:

Это хорошее и спокойное место, где славно пишется.

А.К.Толстой

И всё земное я люблю…

А.К.Толстой

Какая это была душа, честная и правдивая, доступная

всяким добрым чувствам готовая на жертвы,

преданная до нежности, неизменно верная и живая.

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя.

Добрый день всем тем, кто посетил нашу литературную гостиную, кто любит свой родной Брянский край, кто хочет припасть к чистому роднику поэзии нашего земляка Алексея Константиновича Толстого. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог Почепского района. Здесь многие годы жил, творил, здесь умер и похоронен Алексей Константинович.(Слайд 2)

Теперь это место известно не только жителям Брянской области. Ежегодно в начале сентября сюда съезжаются гости со всей России. Здесь проходят поэтические праздники, звучат стихи А.К.Толстого и стихи, посвящённые ему. Следующий 2017 год-юбилейный. Исполнится 200 лет со дня рождения А.К.Толстого.

Ведущий 1 . (Слайд 3) Родился Алексей Константинович 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге, но его родители (Слайд 4) (отец-граф Константин Петрович Толстой (Слайд 5) , мать- Анна Алексеевна Перовская) (Слайд 6) после рождения сына разошлись, и мать увезла 6-недельного Алёшу в Черниговскую губернию. Самые ранние годы Толстого прошли в селе Блистове, имении матери, и в расположенном поблизости имении Погорельцы, принадлежавшем брату матери А.А.Перовскому. После смерти А.К.Разумовского в апреле 1822 года Толстая с сыном переехала в Красный Рог, который по наследству достался её брату.(Слайд 7)

Ведущий 2. Красный Рог именует Толстой «родным краем» в письме к Б.Маркевичу (в декабре 1871 года) и в письме А.Губернатису: «Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне».

Ведущий 3. Мать и дядя безмерно заботились о воспитании и обучении Алёши. В шесть лет он уже говорил и писал на французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6-летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов». Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать бумагу и писать стихи». Занятия поэзией поощрял Перовский.

Ведущий 4. (Слайд 8) В 1826 году Алёша Толстой был выбран товарищем для игр с наследником престола, будущим Александром Вторым. Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом. В этом же году мать определяет сына «студентом» на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, а уже через год он сдаёт экзамены в Московском университете на право служить чиновником первого разряда.

Ведущий 5. После смерти в 1836 году А.А.Перовского, заменявшего ему отца, Толстой становится наследником его имений (Слайд 9). Весну и осень следующего года он с матерью прожил в Красном Рогу. Свою первую фантастическую повесть «Упырь» он подписал псевдонимом «Краснорогский». (Слайд 10) В течение двух лет (1838-1839) Толстой числился при дипломатической миссии за границей. После возвращения из-за границы был зачислен в канцелярию императора и прослужил в ней много лет. Во время Крымской войны Толстой поступает на военную службу и отправляется в Крым, но участвовать в боевых действиях не смог: тяжело заболел тифом. В 1856 году Александр Второй, вступивший на русский престол, назначает его флигель-адъютантом, но Толстой добивается «бессрочного отпуска» и на время поселяется в Погорельцах.

Ведущий 1. В 1861 году Толстой несколько месяцев живёт в Красном Роге. Сам читает крестьянам Манифест об отмене крепостного права. С лета 1868 года Толстой постоянно живёт в Красном Роге, выезжает оттуда лишь для лечения или по делам Давайте представим себе Толстого, слушая стихотворение А.Якушенко «Вечер ».

…А как в ту пору пенились деревья!

Весна вступила в добрые права.

Далёкая дебрянская деревня.

Поляны. Перелески. Синева.

Подъехал он.

С коляски спрыгнул тяжко-

Высокий, бородатый, как мужик.

Ты знаешь край…-вдруг он сказал протяжно-

А как сады сегодня хороши…

Что Петербург?

Там тягостно и душно.

А в Красном Роге -кипенный разлив.

И соловьи утрами шпарят дружно,

И на Рожке купавы зацвели.

Да разве можно статься тут опальным?

«Ты знаешь край…»

Да вот он,этот край!

И тонут хаты в рощицах недальних,

И эти воды-чище серебра».

…Он в дом вошёл.

Скорей к столу, скорее,

Пока душа дорогою полна.

Он взял перо.

Над Красным Рогом реял

Весенний вечер.

Поднялась луна.

Писал поэт свои слова святые,

Чтобы они остались на века…

А за окном ешё спала Россия, И утренняя зорька-далека…

Ведущий2. С помощью краеведа Валерии Даниловны Захаровой совершим «заочное путешествие» по дому А.К.Толстого.

«С трепетным волнением входим в переднюю, из неё попадаем в диванную, затем в восьмиугольный зал. А вот и гостиная, направо от неё спальня и кабинет Софьи Андреевны, налево- спальня и кабинет Алексея Константиновича. Большие стеклянные двери гостиной ведут на балкон-террасу. Живо представляем отдыхающих здесь хозяев и их гостей. И по-особому воспринимаем слова графа: « Долго ещё мы сидели на террасе, глядя на эту благословенную ночь и слушая лягушек, выпь, соловья… Всё поёт, всё трепещет, всё звучит, а то, что не может петь,-нарциссы, сирень, простые берёзки-всё это наполняет ночь самым красноречивым благоуханием».

Ведущий 3. Неподалёку от главного здания помещался небольшой дом, в котором было по четыре комнаты слева и справа от входа. Здесь гостили целые семьи, иногда месяцами. Мимо четвёртого флигеля шла дорога к гумну и далее- в лес. Не от него ли шагал поэт, писавший, что любит «прогулки к мельнице иль к полному гумну, блеяние стадов, лесную тишину»?

Ведущий 4. Метрах в четырёх от стен между кабинетом и спальней графа росла ель; немного дальше, в сторону погреба, стояла берёза. Пространство между ними занимали кусты сирени и жасмина. Наискосок от торца дома возвышался серебристый тополь, а ближе к кухне- две-три липы. Можно было увидеть куст барбариса. За ним возвышались три огромных туи. На этой же линии красовалась старая раскидистая липа с обручем на стволе. За липой, ближе к концу дорожки, завершали линию две берёзы. Между туями и липой пейзаж украшала стройная лиственница. Второй план между липой и берёзой занимал куст барбариса, а за берёзами- ещё один.

На третьем плане между двумя кустами барбариса, отступив от них вглубь, раскинулся дуб в три обхвата. Напротив туй…одиноко возвышался редкий в этих краях сибирский гость- старый кедр…»

А.К.Толстой о Красном Роге говорил: «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется».

Ведущий 5. Приглашая Я.Полонского в Красный Рог, Толстой писал: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, лога и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью… не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слёзы навёртывались на глаза».

Письмо Маркевичу в сентябре- октябре 1871 года начинается словами: «Шесть часов утра. Я только что опять выходил на балкон, вернее- на террасу. Петухи поют так, как будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Всё это- хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь».

Ведущий 1. А.К.Толстой- автор многих лирических стихотворений, романа «Князь Серебряный», драматической поэмы «Дон Жуан», трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», и других замечательных произведений. (Слайд 11, 12 , 13)Вместе с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Ведущий 2 . А.К.Толстой- выдающийся поэт-пейзажист. Лирические картины природы, созданные им, полны любви к родному краю, тонкого ощущения красоты окружающего мира.

Звуки, краски, запахи природы словно оживают под пером А.К.Толстого, создавшего такие шедевры, как «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…», «Дождя отшумевшего капли», «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена берёза», и многие другие. Послушаем и мы замечательные стихи.

(Чтение учащимися стихотворений «Осень», «Острою секирой ранена берёза2, «Край ты мой, родимый край», «Вот уж снег последний в поле тает».)

Ведущий 3 . Сопоставление человека и природы станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.

В последнем стихотворении проглянули гастые, сочные, беспримесные тона красок: «кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам- синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости. (Прослушивание магнитофонной записи стихотворения «Колокольчики мои…».)

Ведущий4 . Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины. Затем даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, державшего речь к подводному царю: (Слайд 14)

Богатством своим ты меня не держи;

Все роскоши эти и неги

Я б отдал за крик перепёлки во ржи,

За скрып новгородской телеги!

Давно так не видно мне Божьего дня,

Мне запаху здесь только тина;

Хоть дёгтем повеяло б раз на меня,

Хоть дымом курного овина!

Ведущий 5 . Толстой не обрамляет свои ясные, неброские пейзажи «рамкою» картины. Он смотрит на природу, сознавая её стихийную целосообразность. Он перечисляет непритязательные детали привычного сельского пейзажа:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка, болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу.

Ведущий 1. Стихи А.К.Толстого- золотой фонд русской литературы. Они отличаются глубоким патриотизмом, гуманизмом. Его поэтические произведения утверждают любовь к Родине, показывают роль поэта и поэзии в общественной жизни.

В балладах А.К.Толстого талантливо воссоздаётся картина жизни Киевской Руси.

(Чтение учащимися стихотворений «Где гнутся над омутом лозы», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо».)

Ведущий 2. (Слайд 15)А.К.Толстым создан своеобразный и волнующий лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет и облагораживает душу человека. Любовная лирика поэта в основном посвящена Софье Андреевне Миллер, ставшей его женой в 1863 году. В одном из писем к Софье Андреевне А.К.Толстой признался, что всю свою жизнь его преследовало чувство творческого одиночества, что ему всегда не хватало «артистического эха». «Теперь я его нашёл, - писал Алексей Константинович, - это ТЫ».

Шедевром русской любовной лирики стало его стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором поэт удивительно тонко смог показать пробуждающееся чувство. П.И.Чайковский создал на текст этого стихотворения замечательный романс.

(Прослушивание романса «Средь шумного бала, случайно…».)

Ведущий 3 . Лирический дневник поэта отличается многообразием оттенков и красок человеческих чувств, помогает понять не только душу человека, но и окружающий его мир. Стихотворения Толстого «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не распытывай» поражают ясностью и точностью чувств, гармонией мыслей и чувств. (Чтение стихотворений «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку».)

Ведущий 4. Известно, что граф А.К.Толстой обладал в молодости и в зрелые годы цветущим здоровьем и богатырской силой.

Он мог одной рукой поднять над головой человека, перебросить двухпудовую гирю одной рукой через флигель, вогнать большим пальцем руки в дерево пятак, согнуть двумя пальцами ложку и завязать в узел стальную кочергу. Он убил 50 медведей, побывал в пасти одного из них, чудом спасся, помогла шапка и подоспевшие охотники. Шкура этого медведя до сих пор хранится в Ленинградском музее. Купался он до поздней осени, пока корка льда не покрывала реку. Он был один из тех богатырей русских, о которых писал в своих произведениях. (Чтение былины «Илья Муромец».)

Ведущий 5. Поистине многогранен талант А.К.Толстого- поэта, драматурга, прозаика.

Непосредственность и глубина чувства, задушевный тон, поразительная безыскусственность и напевность составляют силу и обаяние поэзии А.К.Толстого. Более 130 стихотворений поэта положено на музыку.

Ведущий 1 . К текстам Толстого обращались такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Рубинштейн, Танеев, Рахманинов и многие другие.

По количеству произведений, которые зажглись второй жизнью в музыке с Толстым могут равняться лишь Пушкин, Лермонтов и ещё два-три поэта.

Ведущий 2. Высоко оценивали композиторы стихи А.К.Толстого. П.И.Чайковский сказал: «Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Кюи в одном из писем сообщил: «Читал я много эти дни А.Толстого, крупный оригинальный поэт… Никак я не предполагал, чтобы у него было такое множество стихотворений, пригодных для музыки».

Заключительное слово учителя .

А.К.Толстой- гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.

И.С.Тургенев вспоминал о нём: «Какая это была душа, честная и правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и живая. «Рыцарская натура» …Натура гуманная, глубоко гуманная!»

О себе А.К,Толстой мог бы сказать словами Садко:»Уж очень я к земле привязан». Гимном земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает, является отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» «Благословляю вас, леса…»:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю

И эту бедную суму.

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

Сам поэт утверждал: « И всё земное я люблю…»В правоте этих слов мы убедились.

(Просмотр слайдов и чтение за кадром стихотворения Михаила Хитрово.) (Слайд 16)

Как он любил свой мирный уголок,

Взрастивший в нём возвышенные чувства,

Где в тишине, от суеты далёк,

Он уходил в свой чудный мир искусства.

Как чутко он любил свои леса,

С их красотой, безмолвием и шумом,

Как осени последняя краса была мила его

Последним думам…

Историческая баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов»

Цель урока: познакомить с творчеством А.К.Толстого на примере баллады «Василий Шибанов»; развивать умение анализировать поступки героев.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;
- углубить представление об особенностях жанра баллады;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к литературе;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу.

Ход урока

I. Организационный этап
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь. За окном декабрь. Погода неустойчивая: то дождь льет как из ведра, то снег пытается идти. Представьте себе, вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку баллады.

II. Актуализация знаний
- Вспомните определение баллады. (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).
- Назовите писателя, поэта-земляка, которому 05.09.2017 года исполнилось ровно 200 лет со дня рождения? (А.К.Толстой).

III. Постановка учебной задачи
- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
1. Слово учителя. (презентация). Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем вXIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование. А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.
В 30-40 годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. А.К.Толстой считал своим долгом «говорить во что бы ни стало правду». В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.
Рыцарский характер Толстого был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Во всех его творениях проявляются интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе и родному краю.

Учитель: -Это я вам рассказала немного о биографии нашего земляка, а теперь вы мне перескажите статью, помещенную в ваших учебниках по литературе.

2. Проверка д/з. Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.
- Итак, А.К.Толстой практически во всех своих произведениях обращается к историческому прошлому нашей страны. Не исключения и его исторические баллады, в которых говорится о правлении Ивана Грозного. Чем же он так прославился, что во многих произведениях Толстой А.К. описывает именно эту историческую эпоху? Об этом вам расскажет учитель общественных дисциплин.

3. Сообщение учителя общественных дисциплин о правлении Грозного . (презентация)
- Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Грозный в переводе с древнерусского языка означает наводящий страх, гроза – страх, трепет. оставила в народной памяти в первую очередь те десятилетия, когда царь разделил страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю. Неудачи привели к росту подозрительности со стороны царя. Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, на север от Москвы. Борясь за полное подчинение царской воле против бояр и князей, он объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично. Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии. Пользуясь поддержкой Ивана, они могли поступать, как им вздумается в отношении земщины, то есть той части земли, которую Грозный оставил боярам и князьям. Произвол стал царить на русской земле. Признаком службы опричника были, по некоторым источникам, собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. С ними мы встретимся в балладе. Не все имена любимцев Грозного запечатлелись в народной памяти, но имя Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюты Скуратова) стало нарицательным именем жестокого палача, готового служить своему господину, как пес хозяину. Не случайно Лермонтов делает одним из героев своей «Песни…» опричника из семьи Малютиной. Такому человеку, казалось бы, все позволено.

4. Словарная работа.
- Ребята, в балладах вам, помимо тех слов, лексическое значение которых дано в сносках, встретятся и другие слова. Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски и др.

5. Исторический комментарий.
Прежде чем начать прослушивание баллады «Василий Шибанов», я хочу дать исторический комментарий о князе Курбском – одном из героев баллады. В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

6. Выразительное чтение (прослушивание или просматривание видеоролика) баллады «Василий Шибанов», анализ.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний
Беседа по вопросам (фронтальный опрос)
- Повторим еще раз, что называют балладой? (Баллада - стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).

Какие черты баллады вы находите в этом произведении? (Во-первых, это рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического про эпоху Ивана Грозного. Во-вторых, наличие сюжета. В-третьих, душевные переживания героев передаются при помощи сравнений, а также гипербол и олицетворений.)

Какая история рассказана в балладе? (Бегство князя Курбского от Ивана Грозно¬го. Решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного - Васьки Шибанова - отвезти это посла¬ние. Этот поступок - смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. Вскоре наступает трагическая развяз¬ка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.)
-Назовите героев произведения. (Князь Курбский, Василий Шибанов, царь Иван Грозный).
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он убегает в Литву.)
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?
-Как автор относится к Курбскому? (Отношение к Курбскому понятно с первых строк. Он предатель, изменник Родины. Курбский гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его мес¬тию дышит»).
-Что задумал Курбский в Литве? (Решает высказать в своем послании всю правду царю Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
-Каким показан царь Ивана Грозный? (Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевлас¬тии человек).
-Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И звону внимает московский народ, И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни»).
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
- Есть ли что-то одинаковое в поведении Грозного и Курбского? (В столкновении двух власти¬телей, Грозного и Курбского, оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь сво¬их задач, удовлетворением своих амбиций).
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?
-Как царь относится к Шибанову?
-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

VII. Первичная проверка понимания
- А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
- Какие художественные приемы активно ис¬пользует автор при характеристике своих героев и при описании событий? (Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творче¬ству и использует многие приемы произ-ведений фольклора. В ней много просто¬народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напря¬мик, напролет, пешой. В письмо Курб¬ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ¬ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес¬танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.
Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб¬ская, стан вражий, опальный воево¬да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.
Большую роль играют повторы. Запо¬минается фраза, которая говорит о вер¬ности стремянного: «Он славит свого гос¬подина!» и слова повторяют палачи, кото¬рым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино…)
- Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев? (Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злы¬ми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).
- Сравните первую и последнюю строфы бал¬лады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета? (В первой строфе перед нами своеобраз¬ный пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе - последние слова погибающего героя - развязка трагического сюжета баллады).
- Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой? (Толстой в балладе рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая, тем не менее, не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании. Отстаивание гражданской позиции, высоко поднятая голова и чувство собственного достоинства - вот качества, которые должны быть присущи каждому представителю великого русского народа. Именно на таких людях держатся настоящие и крепкие державы).

VIII. Рефлексия
Восстановление текста
Сегодня на уроке я узнал(а) _________________
Мне было интересно _______________________
Актуальность сюжета баллады заключается в __

Слово учителя: В наши дни таких произведений или хотя бы похожих на балладу песен можно сплошь и рядом отыскать в творчестве А.Градского, «Песняры», «Король и шут», «Кукушка» - В.Цой, «Баллада о древнерусском воине» – песня группы «Ария» из альбома «Герой асфальта». Так же в фолк-группах, например, группы Fleur и "Мельница" иногда используют непосредственно слово «баллада» в своих песнях. Иногда баллады звучат в кино на историческую или героическую тематику, а порой услышать их можно и в компьютерных играх. Лучший тому пример – относительно новая игра The Elder Scrolls V: Skyrim, где барды распевают красивые баллады о местных героях и завоевателях. Литературный жанр, обладающий такой красотой, вряд ли когда-нибудь полностью потеряет актуальность. Послушаем с вами современную балладу Вячеслава Бутусова «Прогулки по воде» («Прогулки по воде» - песня российской рок-группы «Nautilus Pompilius»).

IX. Выставление оценок

Домашнее задание:
1. Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.
2. Перечитать баллады А.К.Толстого.
3. Дать развернутый ответ на вопрос: в чем сходство и в чем отличие главных героев исторических баллад А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Список использованной литературы
1. Дидактические материалы по литературе.7 класс. К учебнику Коровиной В.Я. – Маркитанова М.А. М: 2014.
2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год.
3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год.
4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год.
5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год.
6. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Разделы: Литература

Цель урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя,
  • раскрыть причины, побудившие автора написать роман об эпохе Ивана Грозного;
  • соотнести реальное время России 16 века с художественным временем романа А.К. Толстого.

Оборудование урока: портрет А.К. Толстого, эпиграф на доске: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер». А.Н. Толстой(1883-1945).

Ход урока.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Хочется начать наш урок со слов А.Н. Толстого (писателя 20 века), написанных на доске. Мы тоже попытаемся понять тайну русской души, а для этого нужно глубоко узнать ее историю, а для этого отправимся в эпоху Ивана Грозного. Мы сегодня познакомимся с биографией и творчеством А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного. Отыщем реальные детали эпохи Ивана 4 в романе.

Слово учителя:

Встречи с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н. Толстым и всегда требует особого пояснения: о каком Толстом идет речь.

У А.К. Толстого есть множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и такие, которые «пронзительно» действуют на душу, давно сделались всенародными: речь идет о романсах на его слова («Средь шумного бала..», «Колокольчики мои, цветики степные…» и др.) Литературное наследие А.К. Толстого не очень велико, но жанровое и тематическое разнообразие его весьма значительно. Помимо лирической поэзии, он сделал значительный вклад в развитие поэзии эпической («Василий Шибанов», «Змей Тугарин» и др.). Его драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» - значительное явление русской драматургии.

Ученик: биография А.К. Толстого.

А.К. Толстой родился в аристократической семье. Превосходная родословная дворянина. Блестящее домашнее воспитание. Еще в детстве путешествовал за границей. Компаньон детских игр наследника царского престола Александра 2. Служба в Московском архиве министерства иностранных дел. В 1843 году получил придворное звание камер-юнкера, которое не обрадовало его, он тяготился пожалованным ему титулом флигель-адъютанта. Со своими двоюродными братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми стал творцом знаменитого «Козьмы Пруткова». В 1861 году покинул придворную службу и полностью отдался литературной деятельности.

Беседа:

- Дайте характеристику исторической эпохи, в которую создавался роман.

Ответ заранее подготовлен учеником:

Роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути. Происходило качественное обновление русского общественного движения в условиях разделения страны на два лагеря: демократический и консервативный. Дворянский класс по-прежнему стремился сохранить свое господство, хотя и внутри его не было единства. В страхе перед революцией «снизу» господствующим классом было ликвидировано крепостное право, но социальные проблемы решены не были.

Сама эпоха требовала от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала.

- В одном из стихотворений А.К. Толстой так определил свое место в современной ему идейной борьбе: «Двух станов не боец, но только гость случайный». Он не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, хотя были отдельные черты, которые сближали его с этими течениями русской жизни. Взгляды Толстого можно охарактеризовать как своеобразную аристократическую оппозицию самодержавию при сохранении самого самодержавия. А.К. Толстой хотел бы лишь несколько его ограничить, усовершенствовать, создав вокруг царя общество хороших советчиков из числа родовитого дворянства, связанного с коренными судьбами России.

Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».

В романе «Князь Серебряный» нашла свое отражение эпоха царя Ивана Грозного.

- Что вы знаете о царствовании Ивана Грозного?

Ответ заранее подготовлен учеником.

- Царь Иван Васильевич (Иван 4) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 он принял царский титул, став первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русские столкнулись с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменщиков – бояр». В конце 1564 годы он покидает Москву и объявляет, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это потребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщину и опричнину.

Царем был отменен Юрьев день(начало крепостного права), возможно, потому, что некоторые земли просто обезлюдели из-за разгула опричников. Страна разорена. Образованные бояре покидают Москву.

Кто из русских классиков обращался к теме Ивана Грозного в своём творчестве?

Ответ ученика:

К теме Ивана Грозного обращался М. Ю. Лермонтов в своем произведении «Песнь.. про купца Калашникова».

-Что вы знаете об истории создания романа «Князь Серебряный»?

Ответ ученика:

- Над романом Толстой начал работать с конца 40-х годов. Привлекший его образ Ивана Грозного он разрабатывал в балладах «Василий Шибанов», «Князь Михайла Репнин», славил добродетели бояр, служилых людей, неповинно загубленных. Но роман подвигался туго, вероятно, надо было ждать смерти Николая, чтобы засесть за роман о другом царе-тиране. Наступившая предреформенная эпоха развязала руки, и в 1859-1861 годах А.К. Толстой интенсивно работал над произведением, а 21 марта 1861 года объявил, что роман закончен. Автор много потрудился над источниками. Главной опорой для него была «История государства Российского» Карамзина.

Ответ ученика:

- Толстой продолжил традиции русского и европейского исторического романа. В развитии остро приключенческой интриги чувствуется влияние А. Дюма. Первым, кто дал понятие о том, как надо строить исторический роман с искусным сочетанием вымышленных героев с героями реальными, был Вальтер Скотт(подобное мы находим и у А.С. Пушкина в его повести «Капитанская дочка».) События пропускаются через призму центрального вымышленного героя, который оказывается замешанным в большие события. Это позволяет обрисовать исторических людей не с показной, официальной стороны, а, как выразился А.С. Пушкин, «домашним образом» раскрыть их человеческие характеры.

- Кто из героев является вымышленным лицом, а кто является лицом историческим?

Главный герой князь Никита Романович Серебряный – лицо вымышленное, а вот историческими лицами являются следующие образы: царь Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и Федор Басмановы, Малюта Скуратов и другие.

- Какие приметы эпохи Ивана Грозного вы отметили в романе?

Ответ ученика:

  • Опричнина, которая была провозглашена царем в 1564 году. Эта дата указана в самом начале романа, что сразу же позволяет читателю окунуться в мир прошлого России;
  • народные традиции (праздник Аграфены Купальницы и другие обычаи);
  • война за прибалтийские земли;
  • завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем;
  • война с татарами.

- В чем суть опричнины как общественно-политического явления?

Ответ ученика:

К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли. Со своими опричниками Иван провел немало казней противников. И в романе данный исторический факт находит своё отражение. Например, встреча князя Серебряного с опричниками, возглавляемыми Матвеем Хомяком: « Я…служу верно господину своему и царю в опричниках. Метла у нас при седле, значит, что мы Русь метем, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских».

Ответ ученика:

- В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой повествует о бесчинствах как самих опричников, так и царя Ивана Васильевича Грозного.

В чем заслуга А.К. Толстого и каковы его ошибки в данном романе?

Ответ ученика:

- Преобразования в стране автором непоказаны, да их и нет, есть одно большое горе в стране от такого правителя(убийства, грабежи, разбой). Но и оценивать правление Ивана Грозного автор не собирался, хотя очень правдиво изобразил психологически противоречивый образ царя.

Ответ ученика :

А.К. Толстой пользуется здесь такими методами, как портретная характеристика, речевая характеристика и рассказ о поступках Ивана Грозного, через его отношение к героям романа(не только сторонникам, но и врагам).

Каким предстает перед нами образ царя?

Ответ ученика:

- В романе царь сменяет гнев на милость, что говорит о перепадах его настроения, но он никогда не забудет спросить с провинившегося за его прежние, может быть, уже ранее прощенные грехи. Нашли и своё отражение черты характера Ивана Грозного – маниакальная недоверчивость, патологическое пристрастие к мучительству и крови, неограниченный деспотизм. Здесь можно назвать эпизоды, связанные со старшим сыном царя Иваном, которого царь приказал извести, а сам даже не пытался узнать правду: так порой слепо он верил и доверял своим опричникам. А вот к словам честных людей он не прислушивался.

Какова роль эпиграфа в данном романе? Зачитайте его.

Ответ ученика:

А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.

Тацит. Летопись. Книга 16.

Ответы учеников:

А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией.

Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога.

Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно им было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.

Как подумаешь, что это - наши предки, то ужаснешься их долготерпению. Я правильно сказал: нельзя было так терпеливо сносить все эти пытки, издевательства.

Конечно, деятельность Ивана Грозного в целом была прогрессивной и соответствовала историческим задачам того времени. А все его реформы были направлены на укрепление власти бояр над трудящимися массами, но в романе перед нами злодей, проливающий кровь своего народа. Укрепляя свою власть над боярами, Иван Грозный разорял страну.

Слово учителя:

Говоря о своих произведениях, сам Толстой неизменно подчеркивал их этическую направленность: «отвращение к произволу,.. ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся». Но нужно учесть, что Толстой не связывал деспотизм с самодержавием.

Само же произведение буквально с первых строчек завораживает, очаровывает нас своим сюжетом, честными и смелыми героями, которые и любить умеют, и за Родину постоять смогут (это и главный герой –князь Никита Романович Серебряный, и боярин Морозов

и др.) В своем романе Толстой решает вечные проблемы: добра и зла, любви и ненависти, смелости и трусости, верности и предательства.

Автор «Князя Серебряного», воскрешая в романе события давно минувших веков, смог почувствовать, найти в этом минувшем то, что оказалось способным преодолеть строгие рамки хронологии и волновать иные поколения, став для них помощником в решении гражданских вопросов, выдвигаемых новой эпохой.

И мы с вами попытались разобраться в прочитанном произведении.

Спасибо всем, хорошо поработали.

Список использованной литературы:

  1. Богуславский Г. Р. «Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный», 1980
  2. Федоров А. В. «Литературный портрет А. К. Толстого» ЛвШ №8-2002
  3. Кулешов В. И. (доктор филологических наук) «А. К. Толстой и его роман «Князь Серебряный».

Алексей Константинович Толстой К. П. Брюллов. Портрет Алексея Толстого в юности (1836) «Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному».








Определение классовой принадлежности поэтом Двух станов не боец, но только гость случайный, За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не мог меня привлечь; Союза полного не будет между нами Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не в силах снесть, Я знамени врага отстаивал бы честь! 1858 г.












Из письма к жене "Я люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостям и моей души" А.К.Толстой Худ. Владимир Первунинский Незнакомка




Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты; Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый прилечь Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя я не знаю, Но кажется мне, что люблю!


«Не ветер, вея с высоты…» (учебник с. 119) Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна. Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье… 1851 или 1852 (?)




А.К. Толстой. «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868 г.) Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Нестор, Летопись, стр.8 Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет. А эту правду, детки, За тысячу уж лет Смекнули наши предки: Порядка-де, вишь, нет.


Он вдруг сказал народу: «Ведь наши боги дрянь, Пойдем креститься в воду!» И сделал нам Иордань. «Перун уж очень гадок! Когда его спихнем, Увидите, порядок Какой мы заведем!» Послал он за попами В Афины и Царьград, Попы пришли толпами, Крестятся и кадят, Поют себе умильно И полнят свой кисет; Земля, как есть, обильна, Порядка только нет. Князь Владимир




Царь Петр любил порядок, Почти как царь Иван, И так же был не сладок, Порой бывал и пьян. Он молвил: «Мне вас жалко, Вы сгинете вконец; Но у меня есть палка, И я вам всем отец! Не далее как к святкам Я вам порядок дам!» И тотчас за порядком Уехал в Амстердам. Вернувшися оттуда, Он гладко нас обрил, А к святкам, так что чудо, В голландцев нарядил.