Трудовая деятельность.  труд это что такое труд: определение — социология.нэс

Истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт . Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

В цели продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта , однако главным критерием развитости труда являются орудия труда . В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми - производственные отношения . Поскольку труд - деятельность общественная, коллективная , возникает потребность в средствах её организации . Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь , язык.

Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа ; искать защиту от холода при изменении климата . Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки . Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс К.).

Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий труда. Производство орудий труда - процесс коллективный, который является его важнейшим, определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живёт по новым, общественным законам, он даже ест и пьёт «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса труда, в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Труд становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе труда формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу.

Язык не просто фиксирует (для запоминания) определённые смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом, возникает новая надбиологическая, протосоциальная целостность. Труд связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создаёт как её субъекта и творца, т. е. как общественного человека.

В труде и посредством труда удовлетворяются все потребности человека. Труд становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В труде совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать - «труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм труда от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободно-творческих нашёл свое отражение процесс прогрессивного развития человечества.

Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учёными, в том числе и отечественными, она признаётся недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретённых признаков . Эта ситуация стимулирует учёных к поиску новых версий возникновения человека.

Труд, это свойство исключительно человека разумного, в составе структурированных общественных структур. Цель труда - уменьшить энтропию окружающего мира.

Общественное рабочее время существует в этих товарах, так сказать, в скрытом виде и обнаруживается только в процессе их обмена. … труд есть не готовая предпосылка, а становящийся результат. … продукт процесса обмена. К. МАРКС К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ГЛАВА I. с32 … денежная форма (деньги) … только форма проявления скрытых за ней человеческих отношений. К. МАРКС КАПИТАЛ ТОМ ПЕРВЫЙ ГЛАВА II. с100

Труд как экономическая категория и труд как явление принуждения

"Даром только птички поют", сказал в своё время Шаляпин , покидая СССР . Труд, с точки зрения большинства современных экономистов, осуществляется за плату. Заработная плата может расти и падать, поскольку растущая производительность труда не всегда приводит к росту зарплаты, смотри - Кривая Филлипса . Разнообразие форм исчисления заработной платы является косвенным следствием того, что ни одна из них не совершенна. Труд облегчает выживание, труд приносит деньги , увеличить количество денег в краткосрочной перспективе можно, объединившись в профсоюз . Труд может быть бесплатным, смотри рабство , смотри коммунизм . Полной противоположностью бесплатному труду является профессия рантье . Классический взгляд на труд как на физический процесс сильно изменился с началом НТР . Ничего физически не делающий учёный проделывает умственный труд, который может характеризоваться огромной производительностью труда . Но чаще оказывается, что учёный действительно ничего не делал, так как выдающиеся открытия совершаются не каждый день.

  1. Человеческий труд, в принципе, не может быть свободным, т.к. основной целью трудового процесса для человека является получение материальных благ и только в очень редких случаях труд приобретает значение бескорыстного благотворительного акта. Труд человека является физической необходимостью и духовной потребностью. Труд – это смысл жизни человека. А заработная плата – это стимул к труду. И по-скольку труд является необходимой, обязательной, неотъемлемой частью жизни человека, то трудовому процессу изначально характерны свойства принуждения. Однако, труд как необходимость может рассматриваться с двух сторон:
    Во-первых, любой труд может иметь добровольную основу (т.е. человек осознает потребность в труде как в определенном роде деятельности).
    Во-вторых, труд может быть насильственной мерой (т.е. человек лишен права выбора в трудовой деятельности и в значительной степени экономически зависим).
    Так, если трудовой процесс проходит в условиях частного предприятия, то он, скорее, строится на добровольной основе, т.к. работник имеет свободу выбора между устройством на предприятие к одному или к другому частному работодателю, поэтому: работник частного предприятия обладает значительно большими экономическими правами и свободами, чем работник государственного предприятия, который постоянно испытывает определенную материальную зависимость от государства.
  2. В истории России прослеживается чёткая взаимосвязь между победами и поражениями в войнах и выбором дальнейшего пути – реформистского или же консервативного:
    1. Победы:
      1. Победа в Отечественной войне 1812 – смена либерального политического курса на курс реакционно-консервативный.
      2. Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – вступление на путь консервации, т.е. сохранения основных черт большевистского режима довоенного периода.
    2. Поражения:
      1. Поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. – отмена крепостного права в России;
      2. Поражение в русско-японской войне 1904–1905 гг. – издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17.10.1905.
  3. Основными этапами увеличения (экономических) прав и свобод разных категорий общества в дореволюционной России были:
    1. Издание указа о вольности дворянства (1762);
    2. Отмена крепостного права (1861);
    3. Принятие «Фабрично-заводского законодательства» (1898);
  4. Основными причинами возобновления системы массового принудительного труда при большевиках явились:
    1. Отсутствие у населения каких-либо стимулов к труду (пятикратное уменьшение зарплаты рабочим в 1918 по сравнению с её уровнем в 1913);
    2. Мировой экономический кризис 1929 (свёртывание НЭПа и становление на путь репрессий);
    3. Ужесточение большевистского режима (усиление репрессивных мер как средство борьбы с оппозицией и как возможность трудового использования «дешёвой» рабсилы»).
  5. То обстоятельство, что система принудительного труда в СССР на протяжении нескольких десятилетий была столь глубоко внедрена в экономику страны, и экономика испытывала очень сильную зависимость от системы принудительного труда, имело сугубо отрицательное воздействие на развитие СССР в целом. Система принудительного труда в СССР имела ряд глобальных проблем для нашей страны:
    1. Экономические проблемы (расточительное, экстенсивное развитие экономики);
      1. Техническая отсталость (использование устаревшей техники при отсутствии нового оборудования);
      2. Экологические проблемы (нанесение существенного урона экологии страны при строительстве разного рода объектов);
    2. Политические проблемы (внутрипартийная борьба);
      1. Идеологические проблемы (борьба с оппозицией);
    3. Социальные проблемы (отсутствие нормальных условий труда);
      1. Демографическая ситуация (значительное снижение численности населения страны);
      2. Проблемы морали (уничтожение собственного народа).
  6. Однако, большевики понимали, что, помимо:
    1. Неквалифицированного труда заключённых (ИТЛ, 1929), стране необходим:
    2. Высококачественный труд специалистов («шарашки», 1930).
  7. Принудительный труд насильственного характера всегда является:
    1. Бессмысленным (так как человек утрачивает понимание осмысленности своего труда);
    2. Неквалифицированным (так как в трудовом процессе задействованы не специалисты) и некачественным (так как человеку не существенен результат его труда);
    3. Невыгодным и неконкурентоспособным (так как такого рода труд малопроизводителен и крайне убыточен).
  8. Основные последствия использования системы массового принудительного труда в СССР таковы:
    1. Сильное отставание нашей страны от развитых стран по многим показателям (промышленность, сельское хозяйство, наука, уровень жизни населения и др.);
    2. Кризис власти большевиков (отсутствие каких-либо альтернативных путей развития страны);
    3. Кризис общества (истощение общественных ресурсов);
    4. Распад СССР (нахождение путей развития государства и общества в глобальном реформировании устройства политической и общественной жизни страны).

Однако, неэффективная в долгосрочной перспективе, система принудительного труда и внеэкономического принуждения может быть очень эффективной в перспективе кратко- и среднесрочной. Так, постройка Канала имени Москвы и Беломоро-Балтийского канала руками заключённых обошлась вчетверо дешевле, чем предполагал проект, и без того учитывающий минимальные затраты на рабочую силу (зарплата инженерам, охранникам и т.д.) Большую прибыль приносили также лагеря Колымы, где добывалось золото, да и вообще вся система ГУЛАГа в первые два десятилетия своего существования.

Аскетизм - как высшая форма труда

Почти во всех религиях, философиях, культурах аскеза считается подвигом, высшей формой труда. И, наоборот, труд, направленный на излишнее материальное обогащение, имеющий целью погоню за «длинным рублём» считается греховным , безнравственным.

См. также

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Работа (труд)" в других словарях:

    Книжн. Работа, требующая неимоверных усилий. /i> Восходит к древнегреческой мифологии. БМС 1998, 454 …

    Книжн. Очень тяжёлая, изнурительная работа. БМС 1998, 485; ДП, 513; ШЗФ 2001, 72; БТС, 294, 1348 … Большой словарь русских поговорок

    Облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл Голд Обезьяна… … Сводная энциклопедия афоризмов

Труд

целесообразная материальная общественная орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе Т. человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе Т. природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Т. представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме Т. рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект Т.) с помощью созданных им орудий Т. преобразует предмет Т. в необходимый ему Продукт. Продукт Т. обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт Т. существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс Т., подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости Т являются орудия Т. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения Т. Кроме того, в процессе Т. возникают особые отношения между людьми - производственные отношения. Поскольку Т. - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах ее организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий Т. и производственных отношений. Эти характеристики Т. существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу и Энгельсу рассмотреть Т. в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез). Проблема возникновения человека, мыслящего, говорящего, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом Т. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования ее неспециализированных навыков, для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс). Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий Т. Производство орудий Т. - процесс коллективный, который является его важнейшим определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия Т. с помощью орудий Т. Даже самые примитивные орудия Т. закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях Т., их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия Т. заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы Т. В процессе обучения овладение орудиями Т. становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия Т. были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», т. е. появилось, что сказать другому. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру - это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природнобиологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса Т., в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Т. становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе Т. формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу. Язык не просто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом возникает новая, надбиологическая, протосоциальная целостность. Т. связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создает как ее субъекта и творца, т. е. как общественного человека. В Т. и посредством Т. удовлетворяются все потребности человека. Т. становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В Т. совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в Т. создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект Т. - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать: «Труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм Т. от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободнотворческих нашел свое отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учеными, в том числе и отечественными, она признается недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков. Эта ситуация стимулирует ученых к поиску новых версий возникновения человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

И объясняется, для чего он применяется и каких видов бывает.

Огонь

Огонь является неотступным спутником человека на протяжении многих тысячелетий. В древние времена он давал людям возможность согреться холодной зимой, защититься от диких животных, приготовить мягкую пищу, которую могли употребить старики и дети, подать сигнал бедствия и, в конце концов, осветить помещение.

Сложно сказать, когда именно наши предки впервые начали использовать огонь и добывать его самостоятельно и сколько было ситуаций, когда это знание и умение терялось. Если говорить о способе, который просуществовал затем многие века, то, вероятно, его происхождение таково: при обработке каменных орудий кто-то заметил отлетающие от заготовки искры и решил попробовать развести огонь с их помощью, а не посредством трения дерева о дерево, что является необычайно длительным и трудоёмким процессом.

Позже этот метод претерпел изменения, и вместо одного из камней люди стали использовать полоску из железа с насечками, а материал для розжига заменил специальный заранее подготовленный трут. Именно так и появилось огниво. Но каким он бывает и как его изготавливают? Об этом мы и поговорим.

Определение

Трут - это материал, который используется для добывания огня с помощью огнива. Как правило, он очень легко воспламеняется или же начинает тлеть даже от незначительных искр. В качестве трута могут выступать ветошь, распушенная вата, высушенные еловые шишки, бумага, натертая воском или же пропитанная парами горючих веществ, и многое другое. Но если разбирать значение слова «трут», то название его произошло от гриба-трутовика, который произрастает практически на всей территории России и части Европы и издревле использовался в качестве материала для добычи огня. Со временем слово «трут» стало нарицательным и используется для обозначения любых веществ, которые используются в комплекте с огнивом.

Теперь же рассмотрим процесс изготовления трута из гриба и некоторых других материалов.

Изготовление

Вторым по популярности материалом для изготовления трута выступала горелая хлопчатобумажная ткань. Для придания нужных свойств ее «запекали» в огне, поместив в огнестойкую ёмкость, к примеру, в глиняную плошку или жестяную банку. После этого такой трут очень легко воспламенялся от даже незаметных искр. Так что теперь мы знаем, что такое трут.

Но все же изначально и исторически трут изготавливался из гриба-трутовика. Для этого необходимо нарезать его губчатую, пористую часть на тонкие ломти. Затем их смешивали с древесной золой, заливали водой и варили на слабом огне несколько часов. После варки сам отвар сливали, а получившуюся субстанцию разминали, отбивали до блинообразного состояния и просушивали. После всех этих процедур такой трут можно было легко поджечь с помощью искр, а затем раздуть тлеющее пламя и поджечь им любой другой материал. Теперь мы точно знаем, что обозначает слово «трут».

Огниво

Как уже говорилось, в роли трута могли выступать различные материалы естественного происхождения, но, поскольку добыча огня с помощью огнива требовала сноровки, наши предки предпочитали заготавливать трут заранее и из таких материалов, которые воспламенялись наиболее просто и легко. Ведь порой развести костер нужно было под сильным ветром или же в сырую погоду. С тем, что такое трут, мы разобрались, теперь же рассмотрим детали самого огнива.

  • Кресало . Обычно оно представляет собой полоску из прочного металла, поверхность которого покрыта мелкими насечками на манер напильника. Сделано это для облегчения процесса добычи искр. При ударе им о поверхность «кремня» от последнего откалываются мельчайшие частицы, которые воспламеняются на воздухе и имеют температуру примерно в 900-1000 градусов по Цельсию. И, попадая на трут, эти частицы заставляют его воспламеняться или тлеть.
  • Кремень . В качестве этого предмета издревле применялся кусочек сульфида железа - пирита. Его подбирали с учетом удобства удержания, отсутствия трещин (пирит очень хрупок) и отсутствия больших пор, так как из-за них он будет постоянно намокать. Точно неизвестно, когда именно наши предки стали использовать именно сульфид железа. По одной из версий, рудокопы раннего Средневековья заметили, что в результате удара кайлом об этот минерал образовывалось значительное количество ярких и горячих искр, и это свойство пирита было затем использовано в механизме добычи огня.
  • Трут . Что это такое, мы уже разобрали. Но за неимением заранее подготовленного специального горючего материала в качестве такового могла быть использована сухая трава, шерсть, вата, мох, птичий пух и все, что могло воспламениться от искр.

Трут. Проверочное слово

Если говорить об этимологии, то в данном случае проверочным словом является «трутовик» или «трутник» - вид грибов, из которых исторически и изготавливали этот горючий материал для огнива.

Современные огнива

Несмотря на то, что в наше время добыча огня давно перестала быть проблемой, огнивом все равно продолжаются пользоваться охотники, туристы, рыбаки и жители особо удаленных таежных деревень. Но кресало и «кремень» современного огнива изготавливаются из специальных металлических сплавов, которые дают целые снопы горячих искр, и поджечь ими можно без труда даже крупную бересту.

Труд - это целенаправленная трудовая деятельность человека в процессе общественного производства , направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовая деятельность - это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых работниками, объединенными в производственной организации. Конечными целями этой деятельности являются: создание материальных благ , оказание услуг, научная работа, накопление и передача информации. Трудовое поведение как частная форма социального поведения включает в себя совокупность действий и поступков, в процессе которых достигается соединение профессиональных способностей и производственно-технологических условий.

Отметим характерные свойства труда:

1. Осознанность действий . Это означает, что, прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т.е. мысленно представляет себе результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет, какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом.

2. Целесообразность действий. После того как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, какие ресурсы использовать, при помощи какой технологии.

3. Результативность действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат.

4. Общественная полезность действий . Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества.

5. Энергозатратность действий. Проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами труда и определяет его социальную структуру. Содержание труда зависит от наличия тех или иных функций в процессе труда и характеризует труд в структурном плане. Оно показывает уровень развития производительных сил.

С точки зрения содержания труда - процесс труда есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. Отметим, что содержание и характер труда являются двумя сторонами одной монеты, они отражают соответственно сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической связи, и изменение одной из них неизбежно приводит к изменению другой.


Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:

1) Физический и умственный труд. Физический труд - простейший вид труда, требующий в основном затрат мышечной энергии работника. Умственный труд - умственные усилия людей, направленные на производство товаров и оказание услуг. Он характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знаниях, организации, управлении и т.п. Деление труда на умственный и физический носит условный характер, поэтому речь идет о преобладании умственных и физических усилий в труде;

2) Творческий и репродуктивный. Творческий - это труд созидательный, в процессе которого создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Репродуктивный труд - это воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих элементов труд;

3) Простой и сложный труд. Простой труд - это труд неквалифицированный, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки. Сложный труд - это квалифицированный труд, который создает в единицу времени большую стоимость, чем простой труд.

В зависимости от характера труда различают:

1) частный и общественный труд. В товарном производстве, когдаотдельные производители изготавливают определенные товары, индивидуальный труд выступает как частный труд в связи с хозяйственной, производственной и юридической обособленностьюсобственников средств производства. Каждый производитель производит далеко не все продукты, необходимые для удовлетворения его потребностей, а специализируется на изготовлении лишь части из них. Поэтому в любом обществечастный труд всегда реализуется как частица общественного труда и носит общественный характер, который проявляется на рынке через приравнивание товаров друг к другу и их обмен;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд - этотруд отдельных работников (менеджеров, токарей) илипредпринимателей. Коллективный труд - это такой труд, когда люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы, причем размер коллектива не имеет значения;

3) наемный и самонаемный труд. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать самонаймом, характер такого труда качественно отличается от характера наемного труда. Именно такой труд, представляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережливому, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, творчество;

4) конкретный и абстрактный труд. Как особая целесообразная деятельность человека труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный - стоимость товара.

По продукту труда различают производительный и непроизводительный труд. Производительный труд - это труд, непосредственно участвующий в создании натурально-вещественной формы общественного богатства, совокупного общественного продукта, национального дохода. Это труд, в процессе которого производятся материальные блага, услуги и который приносит прибыль. Непроизводительный труд - это труд, создающий социальные и духовные блага. Такой труд общественно полезен, ноне является производительным, поскольку не материализуется и невоплощается в отдельном продукте.

В зависимости от времени затраты труда различают живой и прошлый труд. Живой труд - это труд, расходуемый в данный момент и результаты его еще неопределенны. Работник, выполняя какой-то объем работ, тратит на это некоторое рабочее время, так называемый живой труд. Но производя продукцию, работник расходует еще и прошлый труд. Прошлый труд воплощает в себе ранее созданный результат - это сырье и материалы, энергия, оборудование, компьютеры, технические средства управления и т.д. При переходе от ручного труда к механизированному затраты живого труда резко снижаются, а затраты прошлого возрастают.

По степени участия человека в процессе труда различают:

- ручной труд, который осуществляется или полностью вручную, или с помощью ручных орудий труда;

- механизированный труд, который осуществляется с помощью механизированных орудий труда (например, сварки при помощи специализированного аппарата);

- машинный труд, когда основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий.

Работник вручную выполняет лишь вспомогательную работу по управлению машиной и ее обслуживанию;

- автоматизированный труд, когда основная работа полностью автоматизирована, а вспомогательная работа автоматизирована частично. Работник контролирует правильность и стабильность настройки оборудования и его загрузку;

- компьютеризированный труд, когда работа выполняется при помощи специально разработанных компьютерных программ, а работник осуществляет лишь управление и контроль за работой компьютера;

- высокотехнологический труд классифицируется в зависимости отстепени прогрессивности применяемых в процессе труда технологий.

В зависимости от методов привлечения людей к труду различают:

- принудительный труд, когда имеется прямое принуждение. Такой труд характеризуется ограничением личной свободы, и примером может служить прямое и долговое рабство. Помимо непосредственного принуждения подобный труд может быть следствием уголовных, административных или иных закрепленных в законодательном порядке норм;

- необходимый труд - это труд по необходимости, чтобы заработать средства к существованию. Такой труд характерен для подавляющей массы людей;

- добровольный труд - это труд по желанию. Такой труд имеет место, когда человек экономически обеспечен, может не работать, но работает, чтобы реализовать свой потенциал. Работа для него - это средство самовыражения и самоутверждения.

По предмету труда различают:

- управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач;

- научно-технический труд - вид трудовой деятельности по проведению научных исследований, разработке конструкторской и технологической документации, обеспечению конструкторского технологического сопровождения производства продукции, испытания, технического контроля, ремонта оборудования, энергетического обслуживания и т.п.;

- производственный труд - вид трудовой деятельности, непосредственно связанный с производством продукции или оказанием услуг;

- предпринимательский труд - это самостоятельный труд, осуществляемый на свой риск, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В зависимости от условий труда различают:

- стационарный и передвижной труд. Первый осуществляется в помещениях и на территории предприятий и организаций. Второй связан, как правило, с работой на транспортных, туристических и других предприятиях и организациях; наземный и подземный труд. Первым занимается большинство трудящихся. Второй связан с работой в добывающих отраслях народного хозяйства, а также с работой в метрополитене;

- легкий, средней тяжести и тяжелый труд. Такая градация осуществляется в зависимости от размера приложения физических усилий в процессе его протекания; невредный, средней вредности и вредный труд характеризуется зависимостью от степени влияния условий труда на здоровье человека;

- привлекательный и непривлекательный труд. Как правило, тяжелый и вредный для здоровья человека труд является непривлекательным;

- регламентированный и нерегламентированный труд. Первый относитсяк подавляющей части работающих во всех сферах человеческой деятельности. Второй связан с творческой, умственной работой персонала.

По принадлежности к носителю трудовых функций различают:

Труд руководителя - умственный труд, связанный суправлением трудовым коллективом, объединяющим людей различных специальностей, работа которых нацелена на создание определенного результата (продукта, услуги и т.п.);

Труд специалиста - умственный труд, отличающийся профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью, требующий для своего выполнения специального образования;

Труд исполнителя - труд работника, выполняющего работу илиоказывающего услуги по заданию другого работника (руководителя).

Следует отметить, что данная классификация носит условный характер и предназначена для того, чтобы выделить существенные признаки труда. В реальной жизни в каждом конкретном труде перечисленные ранее признаки могут присутствовать в различном сочетании.

Труд - это «прежде всего процесс… в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». .

Определённое отношение человека к природе - первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека.

Труд включает в себя следующие простые моменты:

  1. целесообразную деятельность, или сам труд;
  2. предмет труда,
  3. средства труда,
  4. результат труда.

Труд как преобразование природы созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются трудом, а не даны в готовом виде. Созревание труда - исторический процесс. Этот исторический процесс не вполне завершён, если труд совершается в обществе главным образом ради поддержания физического существования. Вполне зрелый труд - труд главным образом ради потребности в труде, при этом поддержание физического существования низводится на роль необходимой предпосылки труда. Как преобразование внешней природы труд - основное условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования современного биологического типа человека и человека в качестве общественного существа.

Процесс труда - это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определённые связи и отношения между собой - производственные отношения . Характер последних определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства .

Таким образом, вторая сторона труда - общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона труда развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда . Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно исторически изменялись и представления о труде. Труд и производство едины и отличны друг от друга. Труд - преобразование внешнего мира с точки зрения участия в нём человека, а производство - преобразование внешнего мира с точки зрения результата, продукта преобразования.

При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях труд выступает в различных формах. При первобытнообщинном строе существует общий, общинный труд и общая, общинно-родовая собственность на средства и результаты производства. Здесь нет эксплуатации человека труда. Во всех классово-антагонистических обществах развитие труда совершается путём развития антагонистических противоречий: переход от менее развитых форм труда к более развитым - от труда раба при рабовладельческом строе к труду феодально зависимых крестьян при феодальном строе и к труду наёмного рабочего при капиталистическом строе - был одновременно переходом ко всё более развитым формам эксплуатации трудящихся, развитие культуры человечества шло при одновременном всё более развитом, тонком и изощрённом духовном и физическом калечении человека.

В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер . С одной стороны, он является трудом конкретным (например, труд слесаря, портного и т.д.) и создаёт потребительную стоимость товара . И вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий труд вообще, независимо от качественных различий многообразных видов труда - абстрактный труд. В качестве абстрактного труд образует стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между трудом частным и общественным. Труд при капитализме непосредственно выступает как труд частный и является скрыто общественным. Наличие частной капиталистической собственности на средства производства - причина разъединения людей. Труд каждого отдельного производителя - его частное дело. Поэтому труд отдельных товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень общественного разделения труда объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но общественный характер труда при капитализме проявляется лишь на