Теория ложных воспоминаний: вы все еще доверяете своей памяти? Что такое парамнезия: ложные воспоминания, криптомнезия и другие виды расстройства Ложные воспоминания с убежденностью

Бывало ли с вами такое, что не можешь определить, является ли ваше воспоминание о каком-то месте, событии истинным или это образы из сна? У меня есть парочка таких хороших воспоминаний. И хотя я склонна думать, что это был сон, навряд ли я когда-нибудь узнаю, так ли это, так что я склонна «окунаться» в эти воспоминания, как в реальность.

Как часто люди выбирают «другую» реальность в своих воспоминаниях, чтобы уйти от будничной реальности! Особенно это свойственно детям.

Помню, нам лет восемь с подружками, сидим летним вечером на лавочке у дома и делимся событиями. И вот одна, более решительная, начинает «завирать». Ее история постепенно наполняется необычными деталями, она вдохновенно поднимает глаза к небу, и мы сидим, открыв рты. Но разве можно сдержать азарт, который кипит в каждой из нас? Кто-то скажет: » И уменя такое было!» — и вот уже лавина «воспоминаний» обрушивается на каждую из нас. К тому времени, как мамы позовут домой, мы уже живем в полностью выдуманном нами мире, и мы так счастливы — этот мир наполнил нас и допустил нас в сказку, и мы по-настоящему верим, что все именно так и было…

Что интересно, взрослым тоже свойственно думать, что «именно все так и было», если существуют обстоятельства, которые «подталкивают» к тому, чтобы «вспомнить» то, что никогда не было.

«Ложные воспоминания» — это феномен нашей памяти.

Самым известным специалистом по ложным воспоминаниям является Элизабет Лофтус. Она выступала экспертом по этому вопросу на сотнях судейских заседаниях (в том числе и по делу Майкла Джексона) и спасла многих невинных людей от приговора.

Проведя множество экпериментов, она доказала, что память весьма избирательна, пластична, «как страничка в Википедии», которую можно переписывать сколько угодно раз.

Работая на департамент транспорта, Элизабет Лофтус показала, как влияет на память «эффект дезинформации».

В одном из экспериментов студентам показывали записи автомобильных аварий. После просмотра каждого видео студенты должны были заполнить отчет об аварии в свободной форме. После чего им задавался ряд конкретных вопросов про ДТП. Основной вопрос касался скорости автомобилей в каждой аварии. Части студентам предлагался вопрос о том, с какой скоростью автомобили «врезались» друг в друга. Другая часть испытуемых получила почти такой же вопрос, но вместо слова «врезались» в нем использовались слова «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». Неудивительно, что, в итоге, при использовании в вопросе слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость.

Результатом данного эксперимента стал вывод о том, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля.

В другом эксперименте на эту же тему Лофтус получила похожий эффект. На вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?» дается большее количество ложных свидетельств о разбитой фаре, в то время как на самом деле фара даже не была разбита.

Ложные воспоминания можно внедрить. Лофтус проводила эксперименты, в ходе которых испытуемые даже «встречали» кролика Багза Банни в Диснейленде, хотя этого просто не могло быть, так как кролик — творение студии Уорнер Бразерз, а не студии Уолта Диснея.

Однако ложные воспоминания не всегда являются результатом чьего-либо злого умысла. Часто мы и сами «обманываться рады».

Например, мы можем домысливать. Домысливание происходит тогда, когда человек путает детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Например, проведя хороший вечер в компании друзей и при возвращении в метро прочитав анекдот в интернете, вполне можно «вспомнить», что анекдот рассказала подруга.

Мы также можем «неправильно» запомнить что-то, если наша собственная интерпретация событий, основанная на каком-то жизненном опыте, идет вразрез с тем, что на самом деле произошло. В теории памяти это называется нечетким прослеживанием мысли.

Эмоции, ощущаемые во время конкретных событий, также способны влиять, увеличивая количество ложных воспоминаний об этих событиях.

Особенно важное влияние на воспоминания оказывают предубеждения. Если в памяти человека есть пробелы касательно неких событий, то он склонен заполнять их, исходя из своих представлений о том, как должно выглядеть это событие. Например, если бабушке на лавочке очень не нравится сосед с верхнего этажа, значит, вполне возможно, она «вспомнит», что видела его в день преступления на «том самом месте».

Работая с бессознательным различными методами, смею утверждать, что подобные ложные воспоминания — это адаптация, защита себя, сохранение психологического комфорта любыми способами. Опять же, причины, почему именно так, а не иначе происходит эта защита, тоже лежат в бессознательном.

Бессознательное человека и его память — две неразрывно связанные вещи. Меняя то, как кодируется ситуация в бессознательном, меняешь и память, и вся жизнь может начать окрашиваться в цвета радуги, и иногда это то, что человеку может быть очень-очень нужно.

Парамнезия или псевдоамнезия представлена в виде одного из типов нарушения процесса запоминания и характеризуется искажением воспоминаний и замещением реальных событий выдуманными.

Есть и другие расстройства памяти, которые проявляются в нарушениях запоминаний, хранения, забывания и воспроизведения информации.

В зависимости от того, какая функция памяти нарушена, кроме парамнезии выделяют следующие виды расстройств памяти:

  1. Дисмнезия или слабость памяти – патология, при которой пациент теряет способность эффективно запоминать текущую фактическую информацию. Наиболее выражена в моменты, когда ответ необходимо дать максимально быстро.
  2. – полная или частичная потеря воспоминаний в связи с травмирующим эмоциональным или физиологическим фактором. Может быть как временной – от нескольких минут до нескольких недель, так и необратимой.

Парамнезия отличается от всех остальных патологий тем, что при ней память не ослабевает или теряется, а только искажается.

Качественные нарушения связаны первостепенно с искажением самоосознавания. Понятие было введено в 1886 году Эмилем Крепелином. По-другому это заболевание он назвал «обманом памяти» .

У людей, страдающих парамнезией, смешиваются прошлые и текущие события, а также реальные и выдуманные воспоминания. В основном это происходит из-за того, что пациент придает большое значение тем событиям или ролям, которые происходили с ним в прошлом. В психологии термин обозначает неточные или ошибочные интерпретации фактов своей автобиографии.

Причины

Самая распространенная причина возникновения парамнезии – это стрессы, переутомления, а также аффекты. Приступы могут быть системными. В этом случае можно говорить об органических поражениях структур головного мозга и его отделов, отвечающих за процессы памяти.

Парамнезия также может возникнуть по следующим причинам:

  • вследствие инсульта ишемического или геморрагического типа;
  • спровоцированная церебральным параличом;
  • в результате атеросклероза артерий;
  • как последствие черепно-мозговой травмы;
  • развитие шизофрении;
  • симптом параноидального психоза;
  • при ;
  • во время сенильных изменений структуры личности;
  • при возникновении ;
  • при и при .

Психологический и функциональный характер искажения памяти может встречаться в юношеском и молодом возрасте. Ярко выраженной чертой нарушения является подмена негативных воспоминаний и фактов своей жизни наиболее приятными образами и событиями.

Психологическими причинами в этом случае может считаться комплекс неполноценности или ощущение ущербности личности человека.

Искажение можно диагностировать на фоне несостоятельности личности, ее подверженности самовнушениям и влияниям извне. Обычно такие люди очень зависимы от мнения окружающих, они доверяют рекламе и всем стереотипам, сформированных в обществе.

Ложные воспоминания у таких людей возникают в результате внешнего негативного воздействия, которому они остро подвержены.

Постановку правильного диагноза может усложнить наличие серьезного психического заболевания, схожего по симптомам с данной патологией, которое может принести существенный вред психологическому здоровью личности. К таким заболеваниям относят шизофрению, состояние бреда и при .

Классификация и симптоматика

Парамнезия — довольно обширное понятие, и оно включает в себя множество качественных изменений памяти.

Все эти виды были выделены в отдельную классификацию:

  1. Псевдореминисценция (др.-греч. ψευδο- - ложно-, лат. reminiscentia - воспоминание) подразумевает под собой перенос прошлых событий в настоящее. Человек при данном расстройстве описывает факты, которые на самом деле с ним происходили, но только не относящиеся к ситуации в настоящем. Такое нарушение обычно проявляется при деменции, синдроме Корсакова и других состояниях, для которых характерна .
  2. . Ее симптомы заключаются в искажении воспоминания за счет внедрения в них вымышленных элементов.
  3. Конфабуляции, в свою очередь, подразделяются на:

  • экменестические (иллюзии памяти акцентируются на прошлом);
  • мнемонические (иллюзии, которые связаны с настоящим);
  • фантастические (в памяти используются воображаемые детали);
  • бредовые (трансфер фантастического бреда в более ранние периоды возникновения заболевания);
  • онирические спровоцированы онейроидом, делирием, сумеречным бредом;
  • спонтанные — конфабуляции, сопровождающие Корсаковский синдром;
  • внушенные возникают при болезни Альцгеймера.
  • Фантазмы — это те воспоминания, которые лежат в основе проявлений галлюцинаций. Обычно фантазмы возникают у людей, страдающих шизофренией. Отличительной чертой является грубость и нелепость воспоминаний, а иногда они имеют интригующий сюжет.
  • Редуплицирующая амнезия или по-другому двойственное восприятие. Термин был описан чешским психиатром А. Пиком в 1991 году (одни и те же события человек переживает по несколько раз). Типом такого двойственного восприятия является эхомнезия, при которой человек уверен, что факты его жизни повторяются, и переживания множатся в реальной жизни. Эхомнезия возникает у человека, у которого проявляется паралич, психоз и многие другие расстройства.
  • Ложное узнавание — неузнавание лица или предмета, привычной местности, помещений и собственного отражения в зеркале. Если нарушение очень сильное, человек не узнает своих самых родных и близких людей. Ложные узнавания распространены при шизофрении.
  • Диагностика

    Основной целью диагностики является выявление главного психического заболевания и его причин. Диагностика проводится в несколько этапов:

    1. Сбор анамнеза, составление на его основе психологического портрета личности.
    2. Проведение специальных психологических тестов, оценивающих фактический уровень воспоминаний и восприятие действительности.
    3. МРТ головного мозга, которое позволит увидеть изменения в структурах головного мозга и оценить степень активности работы его основных зон.
    4. Анализ крови, который позволит исключить наркотическую и другие зависимости.

    Лечение

    В настоящее время не существует конкретного медикаментозного лечения, которое могло бы восстановить процессы запоминания, поскольку нет доказанного и проверенного фармакологического средства.

    В основном используются косвенные методики лечения, среди которых стоит отметить следующие:

    • терапия основного психического заболевания;
    • применение ноотропов, которые восстанавливают структуры мозга, к ним относится ноотропил, фенотропил и многие другие.
    • стабилизация кровообращения основных мозговых структур;
    • психотерапия;
    • диагностика и исключение психотравмирующих ситуаций в жизни человека, устранение стрессового состояния.

    Лечение необходимо проводить в условиях диспансерного наблюдения, необходима постоянная регистрация всех изменений. Лечение зависит от специфических черт основной патологии, которой страдает человек. Помимо ноотропов, ускоряющих работы нервных клеток, назначаются витамины и антиоксиданты. Также важно обеспечение и создание благоприятной обстановки вокруг пациента. Больной должен быть ограничен от любых факторов, провоцирующих стресс.

    Прогноз и профилактика

    Парамнезия развивается в зависимости от причин возникновения. В большинстве случаев, на ранних этапах и при правильном, адекватном лечении нарушение удается скорректировать. Если в процессе лечения фантазмы продолжают проявляться и усиливаются, появляется бред и галлюцинации, можно говорить об ухудшении состояния. Профилактика парамнезии заключается в недопущении органического поражения центральной нервной системы и травм головного мозга.

    Правда ли то, что вы помните? Мы привыкли думать, что память устроена, как книга. Когда мы вспоминаем, мы будто открываем нашу память на нужной странице и читаем текст. Мы обычно думаем, что станицы памяти могут потускнеть, потеряться, а что-то нам самим хочется вырвать из книги с клочьями, чтобы забыть.

    Однако современные исследования показали: память не книга, воспоминания не статичны, они могут меняться время от времени, пополняться новыми деталями и фантазиями..

    А был ли Дед Мороз

    – Я помню, что в детстве перед Новым годом ко мне пришли Дед Мороз и Снегурочка. Родители впервые их пригласили, хотели сделать необычный подарок. Но я испугалась посоха Деда Мороза, заплакала и все испортила, – рассказывает мне недавно моя старшая сестра Лена. У нас с ней разница в возрасте почти 10 лет.

    – Лена, все было не так, – перебиваю я сестру. – Это ко мне пришел Дед Мороз, и я его испугалась. Даже фотографии есть в детском альбоме, как я рыдаю, сидя у них на коленях. Тебе тогда было лет 15, ты могла их сама испугать.

    Мы немного спорим, кто же был героем истории и решаем, что это все же была я. Удостовериться помогли фотографии. С фактами не поспоришь.

    Почему произошла путаница? Ведь у нас с сестрой большая разница в возрасте, и на первый взгляд сложно перепутать, к кому пришел Дед Мороз.

    Исследователи памяти говорят, что искажения воспоминаний происходят постоянно. Каждый раз, когда мы вспоминаем и рассказываем семейные истории, мы как бы проживаем их снова и в этот момент можем случайно присвоить себе те воспоминания, которые с нами не происходили.

    Грехи нашей памяти

    Психологи утверждают: воспоминания изменчивы, со временем они могут искажаться или отмирать.

    "Наши воспоминания в некоторой степени являются ложными, поскольку каждый акт памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции", – пишет в своих научных работах профессор психологии МГУ имени Ломоносова Вероника Суркова.

    Американский психолог Дэниел Шектер 15 лет назад в статье с громким названием "Семь грехов памяти", описал накопившиеся в психологии претензии к недостаткам памяти. Перечислим главные из них.

    • Во-первых, люди не запоминают многое, что потом могло бы им пригодиться и забывают то, что уже знают.
    • Во-вторых, они часто не могут в нужный момент вспомнить что-то нужное и забыть что-то ненужное, избавиться от навязчивых воспоминаний.
    • В-третьих, мы забываем источники информации.
    • В-четвертых, наши воспоминания – это сплав, где перепутаны события прошлого и то, что мы думаем об этих событиях сейчас.
    • В-пятых, наши воспоминания схематичны и скудны на детали.

    Сколько было бунтовщиков

    В современной науке один из главных исследователей памяти – американский психолог Элизабет Лофтус. В экспериментах она доказала, что наводящие вопросы экзаменатора могут влиять на воспоминания испытуемых.

    Она провела эксперимент, в котором 40 испытуемым показывали ролик, где восемь студентов-бунтовщиков громили университетскую аудиторию. После просмотра видео испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: "Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?". Вопрос для второй группы звучал так: "Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?".

    Спустя неделю испытуемых снова опросили. Ученые выяснили, что в группе, где в наводящем вопросе анкеты шла речь о четырех бунтовщиках люди говорили, что видели в среднем 6,4 бунтовщика на видео. В группе с наводящим вопросом о 12 бунтовщиках испытуемые в среднем говорили, что видели 8,85 бунтовщика. Напомним, всего было восемь.

    Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания.

    Потерялся в магазине

    Кроме того, Лофтус доказала, что память можно не только изменить с помощью наводящих вопросов, но и вообще в сознание человека можно легко внедрить ложное воспоминание.

    Первый эксперимент на эту тему проводился еще в 1995 году. Испытуемым рассказывали истории, которые как будто бы случились с ними в раннем детстве, а потом просили их рассказать подробности этих воспоминаний.

    Участники эксперимента верили в то, что информация достоверна и получена психологами от членов их семей, тогда как в действительности это были "псевдособытия", которые никогда с ними не случались.

    В исследовании около 25 процентов испытуемых удалось убедить, частично или полностью, что в возрасте 5–6 лет они надолго потерялись в большом супермаркете, были весьма напуганы и, в конце концов, спасены кем-то из взрослых и возвращены родителям. Причем многие испытуемые потом дополняли свои "воспоминания" красочными подробностями. Феномен был назван "потерялся в магазине".

    Верим в хорошее

    Психологов настолько вдохновили эксперименты Лофтус по внедрению ложных воспоминаний, что потом они стали повторять эти исследования снова и снова. В чем только не убеждали людей.

    Например, что в детстве испытуемые попали в больницу во время семейного праздника, или что они чуть не утонули в озере и спасатели их еле вытащили из воды, или что на них напало бешеное животное и покусало их, или что они лично встречали Багза Банни в Диснейленде (чего не могло быть, так как это персонаж студии Warner Brothers).

    Исследования показали, что в среднем каждый третий (30 процентов) присваивает себе ложные воспоминания, начинает верить в них и даже дополняет их выдуманными деталями и эмоциональным отношением.

    Эксперименты также показали, что мы больше склонны присваивать позитивные ложные воспоминания, чем негативные. В то, что человек в детстве летал с родителями на воздушном шаре, поверили 50 процентов испытуемых. В то, что в детстве они проходили неприятный ректальный осмотр с применением клизмы, удалось убедить не многих.

    Здесь помню, здесь не помню

    Ученые выяснили, что в стрессовой ситуации память подводит. Например, очевидцы преступлений обычно не могут вспомнить, как выглядел преступник, в чем он был одет, куда побежал. Но зато помнят четко какую-нибудь мелкую и неожиданную деталь, например, марку пистолета, из которого стрелял преступник. Феномен был назван "фокусировка на оружии".

    Выявленные ошибки памяти поставили под вопрос достоверность свидетельских показаний при раскрытии преступлений.

    Вся жизнь перед глазами

    Как отмечают исследователи, память нам нужна, чтобы ориентироваться в жизни, принимать верные решения и хорошо адаптироваться к обстоятельствам. Именно поэтому мы лучше помним то, что используем в повседневной жизни и забываем то, что нам не пригодилось, например, школьную программу по алгебре.

    В стрессовой ситуации многие люди говорят, что помнят, как у них "вся жизнь промелькнула перед глазами".

    Профессор МГУ Вероника Нуркова в научной статье "Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти" объясняет этот феномен тем, что в ситуации угрозы жизни наша память не знает, какая именно информация нам сейчас нужна, чтобы выжить. Поэтому память подгружает в наше сознание сразу серию жизненно-значимых событий, которые с нами происходили из долговременной памяти. Это нужно, чтобы мы смогли опереться на свой жизненный опыт, сориентироваться в ситуации, принять верное решение и спасти свою жизнь.

    Мы перекраиваем свою память

    Получается интересная закономерность. С одной стороны, память влияет на нашу жизнь, мы принимаем решения опираясь на нее и наше представление о себе зависит от наших воспоминаний. С другой стороны, память определяется настоящим, а не прошлым. Все, что мы помним, зависит от того, что с нами происходит сейчас.

    "Память человека – не просто собрание всего, что с ним происходило в течение жизни, это нечто большее: воспоминания – это еще и то, что человек думал, что ему говорили, во что он верил, – утверждает Элизабет Лофтус. – Наша сущность определяется нашей памятью, но нашу память определяет то, что мы из себя представляем и во что склонны верить. Создается впечатление, что мы перекраиваем свою память и становимся воплощением собственных фантазий".

    Ложную память классифицируют на несколько разновидностей по следующим критериям:

    По причинам происхождения

    • Бредовые ложные воспоминания - связаны с бредовыми идеями пациента, не относятся к нарушениям памяти или помрачением сознания;
    • внушенные - характерны для синдрома Корсакова, развиваются после подсказки, наводящего вопроса другого человека;
    • мнестические - замещающие, связаны с пробелами в памяти, могут относиться как к прошлому, так и к настоящему времени;
    • онейрические - связаны с инфекционными, интоксикационными поражениями головного мозга, некоторыми психозами, шизофренией, отражают тематику основного заболевания;
    • экспансивные - появляются при бреде величия и содержат подтверждение бредовых идей пациента.

    По провоцирующим факторам

    • Спонтанная или первичная парамнезия возникает сама по себе - это непроизвольное явление, а не реакция на чью-либо реплику. Чаще всего проблема сопровождает деменцию, характер воспоминаний - фантастический.
    • Спровоцированная или вторичная конфабуляция - реакция на нарушения памяти, проявление не только деменции, но и амнезии. Реже вторичная парамнезия развивается как кратковременное явление, вызванное пережитым стрессом.
    • Экмнестические - пациент теряет представление об окружающей действительности, собственном возрасте, относит события к прошлому, например, временам из детства;
    • мнемонические - ложные воспоминания о текущих событиях, которые касаются в основном быта или профессиональной деятельности;
    • фантастические - содержат многочисленные неправдоподобные, фантастические сведения, легче всего выявляются, так как сразу заметны со стороны.

    Прежде чем говорить о ложной памяти, следует уяснить, что представляет из себя такой феномен человека разумного, как память.

    В психологии под памятью понимают способность индивидуума запоминать все, что с ним происходит и влияет на его личность (окружающую обстановку, свои и чужие действия, существующие между ними связи), чтобы при необходимости воспроизвести полученный жизненный опыт.

    Головной мозг постоянно анализирует информацию, поступающую из внешнего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса, и выдает достоверные данные об окружающей среде, о том, что происходит с человеком. Когда же в процессе психологической обработки полученных сведений происходит сбой, процесс запоминания нарушается. В таком случае говорят о расстройстве памяти.

    Об эффекте ложной памяти известно с древнейших времен, но вот точного объяснения такому феномену нет до сих пор. Некоторые врачи и психологи считают, что в этаком «узнавании» впервые увиденного или, допустим, услышанного психика помогает человеку адаптироваться к непривычной ситуации. Он легче, без болезненных потрясений и эмоций воспринимает новые для себя ощущения.

    Ещё в начале 20 века французский врач Флоренс Арно описал вспышку ложных воспоминаний, произошедшую с ним, и назвал ее dejavu (дежавю), что в переводе означает «я это уже видел». Такие «памятные» обманы могут происходить не только со зрением, но и с другими органами чувств. Например, может показаться, что «подобное я уже слышал» или «чувствовал», хотя на самом деле это было совершенно новое незнакомое ощущение.

    Изучением ложной памяти в 70-е годы прошлого века активно занималась американский психолог Элизабет Лофтус. Она пришла к выводу, что ложные воспоминания может сформировать, например, доверие к человеку, который навязывает свое предвзятое мнение к кому-либо или чему-нибудь. Отсюда недалеко до вывода, что СМИ, которым доверяет большинство людей, влияют на формирование общественного мнения.

    Что это так на самом деле доказывает факт, что средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы) называют четвертой властью. На том основании, что они ловко управляют сознанием человека, пропагандируя и агитируя, допустим, за того или иного кандидата какой-либо политической партии только потому, что получили за это большие деньги.

    Приступы дежавю, когда человеку кажется, что в его опыте такое уже было, чаще всего проявляются у молодежи 16-18 лет и в 35-40-летнем возрасте. У молодых это связано с недостатком собственного жизненного опыта. Все новое пугает своей неизвестностью, а ложная память защищает подсознание, имитируя, что данное состояние знакомо, вот только основательно подзабылось.

    В среднем возрасте приступы «я это уже видел» связаны с ностальгическими воспоминаниями о прошлом, которое нередко видится в светлых грустных тонах. По мнению психологов, такое «виденье» служит защитным механизмом от далеко не всегда приятных жизненных реалий.

    Такова психология ложных воспоминаний. Мозг человека сознательно искажает реальность, чтобы защитить его от сильного нервного стресса. Иными словами, ложная память - это психологическая защита от непривычной, непредвиденной ситуации.

    Важно знать! Память человека субъективна. Запоминается лучше всего только то, что в большей мере соответствует внутреннему миру личности. В процессе запоминания уживается реальность с ложными вымыслами, которые часто по прошествии времени невозможно разграничить с действительностью.

    Основные причины ложной памяти


    Американский писатель Марк Твен с присущим ему юмором высказался, что «Когда я был молод, то помнил абсолютно все: и то, что было, и то, чего не было. Но я старею, и скоро буду помнить лишь последнее». В этих словах можно уловить намек, что с возрастом память слабеет, и часто человек выдает за действительность события, которые на самом деле с ним не происходили.

    Причины, почему психика принимает вымысел за реальность, неоднозначны. В феномене ложной памяти врачи и психологи усматривают такие факторы:

    • Неразвитая память у детей до 3-х лет . Организм ребенка только становится. Лобные доли головного мозга, отвечающие за формирование краткосрочной и долговременной памяти, недостаточно развиты. Малыш просто не может надолго запоминать информацию, а если сохраняет, так только часть (фрагмент) события. Потому воспоминания, когда уже взрослый вдруг «напрягается» и выдает, что совсем маленьким его, допустим, похитили, довольно часто недостоверны. Хотя сам человек может искренне верить, что такое произошло с ним на самом деле.
    • Психологическая травма . Например, девочку в детстве изнасиловали, она долго боялась признаться в этом, а став взрослой, решила подать в суд на насильника. Это трагическое происшествие в ее интерпретации обросло неправдоподобными фактами, когда на самом деле уже трудно отделить ложь от правды. Феномен ложной памяти тут чисто психологический. Женщина рассчитывает на жалость, что ее, допустим, близкие и знакомые пожалеют, а преступника строго осудят. Такие случаи нередко происходили в судебной практике западных стран и часто оканчивались не в пользу истицы.
    • Искаженное представление об участниках событий . Память несовершенна, часто путаются не только обстоятельства произошедшего, но и люди, участвующие в нем. В специальной литературе приводится случай, когда женщина обвинила в изнасиловании мужчину, которого увидела по телевизору. Память «перепутала» и подсунула ей ложную информацию, хотя они не были даже знакомы.
    • Плохие сновидения . Здоровый сон не оставляет следа в памяти. Тревожные грезы нередко запечатлеваются и воспринимаются как реальные. Человек зацикливается на них, ведет себя в соответствии со своими «сонными» представлениями, что может серьезно осложнить ему жизнь. Но это просто вымысел, который можно, пожалуй, охарактеризовать известной испанской пословицей, что «сон разума рождает чудовищ».
    • Искусственные ложные представления . Если сознательно внушать что-либо, можно буквально внедрить в память ложные представления. Это убедительно доказала американский психолог Элизабет Лофтус. Изучая многочисленные свидетельства очевидцев дорожно-транспортных происшествий, она пришла к выводу, что показания могут быть ложными в силу неверно сформулированного вопроса. Допустим, на вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?», многие отвечали утвердительно, хотя на самом деле она была цела. Дело тут в том, что уже в самом вопросе заключен ответ. И многие «покупались» на него.

    Важно знать! Деятельность головного мозга не изучена досконально, потому нет абсолютно ясного ответа на вопрос, как происходит формирование ложных воспоминаний. Есть только определенные наработки специалистов, которые в некоторой мере проясняют причины возникновения в памяти мнимых образов.

    Разновидности ложной памяти


    Человек запоминает внешний мир при помощи зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эти основные пять чувств лежат в основе человеческой памяти. По способу запоминания она может быть двигательной, образной, эмоциональной и словесно-логической. Все эти 4 вида находятся в тесной взаимосвязи.

    Формирование ложной памяти также происходит на этому принципу. Псевдопамять только дублирует способы запоминания информации. Отсюда вывод, что ложная память может быть:

    1. Зрительной . Человек попал в незнакомую для него обстановку, но ему кажется, что, допустим, этот стол и цветы на окнах он уже видел раньше. Это успокаивает и не заставляет нервничать. Разновидностью ложной зрительной памяти следует считать эмоционально-образную, когда мнимый образ предстает в ярких тонах, что может вызвать бурную реакцию.
    2. Слуховой . Это одна из разновидностей образной памяти, когда человек реагирует на звуки. Совсем незнакомый сравнивается с ранее слышанными и идентифицируются как знакомый. В данном случае срабатывает защитный рефлекс, предохраняющий психику от нервного срыва.
    3. Обонятельной . Когда кажется, что этот запах знаком, однако на самом деле человек ранее его не ощущал. Допустим, благоухание магнолии ассоциируется с ароматом розы.
    4. Вкусовой . Ранее незнакомые вкусовые ощущения воспринимаются как известные. Например, в необычной ситуации человек впервые попробовал незнакомое растительное блюдо, а ему кажется, что ест привычную мясную пищу.
    5. Осязательной . Можно назвать памятью на чувства. Допустим, совершенно случайно прикоснулся совсем незнакомый человек, а что-то подсказывает, что знакомы уже давно, хотя такое ощущение ложное. Такое представление можно отнести к категории мнимой эмоциональной памяти.
    6. Словесно-логической . Мы читаем и запоминаем содержание книги, разговора. Оперируем своими мыслями. Воспроизводим их в беседе или споре. Однако далеко не всегда они могут быть истиной. Ярким примером тому является эффект Манделы, который можно назвать ложной коллективной памятью, когда несколько человек или группа людей вспоминает прошедшие события одинаково, хотя на самом деле они противоречат реальным историческим фактам. Тут речь о стереотипе мышления, который формируют СМИ, пропагандируя угодную властям точку зрения на те или иные события.
    Если приступы псевдопамяти редки, они не оказывают большого влияния на жизнь индивида. Но если они повторяются часто, это показатель нездоровых процессов в жизнедеятельности организма, в частности головного мозга. В таком случае говорят о болезненном расстройстве памяти.

    Проявления ложной памяти как расстройства психики


    Когда в памяти человека преобладают ложные воспоминания, следует говорить о синдроме ложной памяти (СЛП). Он определяет все стороны жизни индивида. И это уже нарушение процессов запоминания, болезненное проявление, которое медики называют парамнезией, что в переводе с греческого означает «неправильная память». Часто наступает при нервно-психических заболеваниях, обусловленных внешними (экзогенными) факторами. И провоцируется психозами, возникающими в результате разных заболеваний внутренних органов или интоксикации организма.

    К проявлениям парамнезии следует отнести такие нарушения памяти, как:

    • Ложные смутные воспоминания (псевдореминисценции) . Реальные события далекого прошлого, обычно они касаются личного жизненного опыта, воспринимаются как произошедшие в настоящем. Допустим, человек в детстве испытал жгучую обиду. Она постоянно жгла душу и привела к неожиданному болезненному эффекту: стала восприниматься как произошедшая недавно. Такие нарушения памяти проявляются при разных заболеваниях центральной нервной системы и свойственны людям зрелого возраста.
    • Неправдоподобные рассказы (контабуляция) . Тут есть определенное сходство с псевдореминисценциями. Различие лишь в том, что произошедшее в прошлом не только переносится в настоящее, но и «разбавляется» выдуманными историями. Появляются фантазии, что, допустим, пошел погулять в лес, а его украли инопланетяне. Иногда выдумки сопровождаются бредом, приступом зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций. Встречаются у шизофреников, наркоманов, алкоголиков, при передозировке психотропных лекарственных препаратов, у страдающих старческим слабоумием.
    • Фантастические мечты (криптомнезии) . Это болезненное состояние, когда, допустим, прочитанный роман или просмотренный фильм становится неотъемлемой частью жизни. Обратный эффект: человеку кажется, что именно его жизнь была описана в книге или показана в кинокартине. Он свыкается с этой мыслью и живет в своем иллюзорном мире, считает себя его героем. Разновидностью такого психического расстройства считается жамевю - неузнавание ранее известного. Может появляться в старческом возрасте или при шизофрении.
    • Сознание «навыворот» (фантазмы) . Нафантазированные события сознание вдруг обращает в реальность. Этого на самом деле не было, но представляется, что происходило в действительности.

    Важно знать! Парамнезия - это болезненное нарушение памяти. Является следствием серьезного заболевания, которое подлежит лечению и психотерапевтической корректировке.

    Особенности манипуляции ложной памятью


    У памяти существуют свои серые зоны. Специалисты знают об этом, недаром в последние годы разгорелись жаркие дискуссии, можно ли вмешиваться в психику человека, заставляя его вспомнить то, чего, возможно, в его жизни совсем не было. Такие манипуляции с памятью, когда вдруг «припоминается» то, чего не было в действительности, могут иметь далеко идущие последствия не только для конкретного индивидуума, но и для общества в целом.

    Психике свойственно выдавать ложные «метки», которые по разным причинам (иногда искренне, а чаще лукаво) люди принимают за действительно происходившее с ними. Об этом говорят случаи из жизни известных людей. Например, Мерилин Монро часто вспоминала, что в 7 лет была изнасилована. Вот только имя насильника каждый раз называла иное.

    Немецкая кинодива Марлен Дитрих тоже любила рассказывать об изнасиловании в 16 лет учителем музыки. И даже называла его имя. Но журналисты выяснили, что в ее школьные годы тот даже не проживал в Германии.

    Вполне вероятно, что и Мерилин Монро, и Марлен Дитрих свято уверовали в свои истории и воспринимали их серьезно. Тогда это не что иное как фантазм, разновидность парамнезии. А возможно, они просто лукавили. Общество сочувствуют людям, потерпевшим от насилия. У знаменитых прекрасных женщин жизнь оказалась такой несчастливой! Можно только искренне посочувствовать и пожалеть их.

    Это один из феноменов ложной памяти. С другой стороны, она может спровоцировать ненависть и даже разлад между близкими. Известны случаи, когда уже взрослые дети обращались в суд, обвиняя своих родителей, что они жестоко обращались с ними в детстве. На этой почве происходили скандалы. Родители обвиняли детей, что все это выдумки. Близкие люди расставались врагами.

    Так можно ли человека заставлять вспоминать свое прошлое? Психотерапевт может подтолкнуть припомнить «уплывшие» из сознания мельчайшие детали давно случившегося. А нужно ли это по прошествии многих лет, и точны ли такие воспоминания? Зачем вторгаться в психику человека, ведь никто из специалистов толком не знает, какой вред может принести манипулирование с памятью.

    Замечено, если постоянно внушать человеку какую-либо ложную мысль, она, в конце концов, станет восприниматься как правдивая. Этим уже давно пользуются политтехнологи и небезуспешно навязывают обществу точку зрения той партии, на которую работают. Люди верят, а потом озадаченно чешут затылок, что выбрали, допустим, в парламент, совсем не тех депутатов.

    Другой случай, когда превратно истолковываются исторические события. Если СМИ изо дня в день навязывают населению угодную властям точку зрения, она становится «истиной в последней инстанции». Народ начинает в нее верить, а иной взгляд считает ложным.

    Это вполне сочетается с так званым эффектом Манделы, когда коллективная память опирается на ложные исторические факты. Назван по имени южноафриканского политического деятеля Нельсона Манделы. Многие люди на Западе считали, что он умер в тюрьме. Хотя политик вышел на свободу и даже стал президентом ЮАР.

    Например, сегодня в Украине на государственном уровне отрицается Великая Отечественная война. Навязывается взгляд, что для украинцев это была только Вторая мировая. И многие в это свято уверовали. Так, вбивая в память людей ложные постулаты, переписывается история.

    Важно знать! Ложная память является важным идеологическим фактором в политической борьбе. На ней строятся методы информационной и психологической обработки умонастроений людей.


    Что такое ложная память - смотрите на видео:


    Ложная память - малоизученный феномен человеческой психики, недостаточно известное психологическое явление, когда индивидуум «вспоминает» события, которые на самом деле не происходили. Такие воспоминания можно отнести к защитному рефлексу, реакции человека на еще неизведанное, чтобы защититься от возможной стрессовой ситуации или вызвать к себе жалось и сочувствие. С другой стороны, сознательная манипуляция общественным сознанием превращает людей в послушное стадо. Допустим, превратно истолкованные СМИ исторические факты и события (недавние или «дела давно минувших дней») становятся ложной коллективной памятью. Последствия такого агрессивного вмешательства в психику человека могут сказаться самым непредвиденным образом на жизни индивида и общества.